Научная статья на тему 'Учебно-методическое обеспечение в реализации компетентностного подхода по формированию сценарной культуры режиссеров театрализованных представлений и праздников'

Учебно-методическое обеспечение в реализации компетентностного подхода по формированию сценарной культуры режиссеров театрализованных представлений и праздников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
483
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЦЕНАРИЙ / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ЗАМЫСЕЛ / КОНФЛИКТ / СЦЕНАРНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ВООБРАЖЕНИЕ / ВНИМАНИЕ / ДРАМАТУРГИЧЕСКАЯ ЛОГИКА / SCRIPT / CREATIVE PROCESS / ARTISTIC IMAGE / PLAN / CONFLICT / SCRIPT THINKING / IMAGINATION / ATTENTION / DRAMATURGIC LOGIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмина Ольга Владимировна

В статье раскрываются основные смысловые аспекты формирования сценарной культуры режиссеров представлений и праздников, которые помогают будущим сценаристам при формировании особого сценарного мышления развить внимание, драматургическую логику, творческое воображение в работе над созданием художественно-целостного сценария.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьмина Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL PROVISION IN REALIZATION OF COMPETENCE-BASED APPROACH AIMED AT FORMING THE SCRIPT CULTURE OF DIRECTORS OF THEATRE PERFORMANCES AND EVENTS

The article highlights basic semantic aspects of forming the script culture of directors of theatre performances and events which help future script writers form special script thinking, develop attention, dramaturgic logic and creative imagination during creation of a complete artistic script.

Текст научной работы на тему «Учебно-методическое обеспечение в реализации компетентностного подхода по формированию сценарной культуры режиссеров театрализованных представлений и праздников»

УДК 37(094)

О. В. Кузьмина

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЦЕНАРНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЖИССЕРОВ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ

В статье раскрываются основные смысловые аспекты формирования сценарной культуры режиссеров представлений и праздников, которые помогают будущим сценаристам при формировании особого сценарного мышления развить внимание, драматургическую логику, творческое воображение в работе над созданием художественно-целостного сценария.

Ключевые слова: сценарий, творческий процесс, художественный образ, замысел, конфликт, сценарное мышление, воображение, внимание, драматургическая логика.

O. V. Kuzmina

EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL PROVISION IN REALIZATION OF COMPETENCE-BASED APPROACH AIMED AT FORMING THE SCRIPT CULTURE OF DIRECTORS OF THEATRE PERFORMANCES AND EVENTS

The article highlights basic semantic aspects of forming the script culture of directors of theatre performances and events which help future script writers form special script thinking, develop attention, dramaturgic logic and creative imagination during creation of a complete artistic script.

Keywords: script, creative process, artistic image, plan, conflict, script thinking, imagination, attention, dramaturgic logic.

В научной и образовательной среде ак- литературой. Так, например, сборник упраж-

тивно обсуждается внедрение образователь- нений по курсу «Сценарное мастерство»

ных стандартов третьего поколения. Особое (приложение к программе), выпущенный

внимание уделяется компетентностному под- еще в 1985 году в г. Челябинске, является

ходу, где практическая деятельность занимает единственным для работы на практических

один из значимых аспектов [2]. Практическая занятиях. Он и сегодня не потерял своей

деятельность режиссеров театрализованных актуальности, но образовательные рефор-

представлений и праздников тесно связана мы ставят задачу обеспечения качественно

с работой над текстом, созданием художе- новым учебно-методическим материалом.

ственного литературного сценария, поэтому Поэтому разработка сборника упражнений

учебно-практические занятия для студентов для подготовки бакалавров по направлению

направления подготовки 071400 «Режиссура 071400 «Режиссура театрализованных пред-

театрализованных представлений и праздни- ставлений и праздников» стала насущной

ков» являются основной частью их профес- необходимостью.

сиональной подготовки. Следует особо под- Любой вид художественной деятель-

черкнуть, что учебно-практические занятия ности предполагает специфику восприятия

по сценарному мастерству не обеспечены окружающей действительности и обработки

в достаточной степени учебно-методической полученной информации. При этом эмоцио-

нальное воздействие на зрителя достигается художественной целостностью театрализованного представления, то есть посредством образа постановки. Таким образом, в процессе обучения студентам необходимо помочь выработать конфликтное, событийное восприятие действительности и соответствующее мышление, а также приобрести навыки образного решения театрализованных праздников.

Написание художественного сценария -это кропотливая творческая работа, требующая от студента особого подхода, особого сценарного мышления, которое формируется на протяжении всего периода обучения, а фундамент его закладывается уже на первых курсах. Творческий ум - это ум активный, пытливый, обнаруживающий проблемы там, где другие их не видят... Он особенный и должен отличаться остротой и меткостью письма, стилем и способом изложения материала, быть узнаваемым. Только тогда сценарии, которые создает сценарист, будут художественно целостными и представлять эстетическую ценность как произведение искусства.

Следует отметить, что создание сценария имеет основные направления процесса овладения сценарным мастерством. Среди них следует выделить: развитие творческой наблюдательности, необходимой для накопления и отбора как художественного, так и документального материала; формирование драматургического мышления, необходимого в сценарной работе для выстраивания сюжетной канвы и событийного ряда; развитие художественно-творческого воображения и фантазии, необходимых в сценарном творчестве при поиске образного решения. Эффективность этих основных направлений, стимулирующих сценарное творчество и формирующих навыки сценарного

мастерства, обусловливаются, прежде всего, их совместимостью, стройностью, взаимосвязанностью, синхронностью. Поэтому практические занятия по предмету «Основы сценарного мастерства» направлены, в первую очередь, на развитие внимания, драматургической логики и творческого воображения. Исходя из выше изложенного, автор статьи выделяет в сборнике упражнений три раздела:

I. Упражнения на развитие внимания, где термин внимание - это сосредоточение мыслей или слуха, зрения на чем-то. Упражнения направлены на накопление жизненного материала, на основе чего формируется будущий сценарий; выработку у студента умения четко определять свою цель и формировать задачи для ее реализации, не отвлекаясь на второстепенные детали, внятно мотивировать те или иные события, которые могут лечь в основу сценария праздничных форм.

II. Упражнения на развитие драматургической логики. Под термином драматургическая логика понимается умение осознанно выстроить внутреннюю закономерность чего-нибудь: хода рассуждений, умозаключений, причинно-следственных отношений. Упражнения формируют у студента умение выстраивать сюжет, а также событийную последовательность. Развитие драматургической логики является основным методическим условием обучения основам сценарного мастерства. Студент должен научиться логически мыслить, выявлять общие и частные понятия, самостоятельно приходить к логическим умозаключениям. Драматургическая логика помогает студенту определить тему, цель, зону поиска как художественного, так и документального материала; разработать сценарный план, выбрать и разместить художественный и документальный материал в литературном сценарии.

III. Упражнения на развитие воображения, где термин воображение - мысленное представление, воспроизведение кого-, чего-либо в уме [3]. Упражнения помогут студенту ярко и образно изложить материал на бумаге, а также оформить будущий сценарий. Цель воспитания у студента воображения заключается в том, чтобы студент мысленно представлял и воспроизводил что-то в сознании, мог без больших усилий сосредоточить внимание на невидимом объекте. Воображение помогает студенту при создании целостного художественного образа в сценарии.

Таким образом, творческие способности сценариста нуждаются в развитии, ежедневных тренировках ума с помощью творческих упражнений. Очень метко звучит высказывание Леонида Леонова в книге «Талант и труд»: «для того, чтобы писать хорошо, надо писать много». Поэтому сценарист, систематически занимаясь творческими упражнениями, постепенно переходя от простых к сложным, приобретает сценарные навыки: умение анализировать, систематизировать и синтезировать материал, прогнозировать поведение участников и аудитории.

Следует отметить, что создание сценария невозможно без творческого процесса. Шубин С. В. трактует творчество как деятельность, порождающую нечто новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью [4]. Творческий процесс состоит из накопленного жизненного опыта путем длительного наблюдения над явлениями жизни, тщательного их изучения и создания общего замысла, то есть отбора жизненного материала и определения своего отношения к нему с целью создания художественного образа.

Мейлах Б. С. делит творческий процесс на пять этапов:

- Интуитивное осознание замысла.

- Осознание цели замысла.

- Процесс накопления наблюдений.

- Выбор лучшего из возможных вариантов решения задач.

- Результат творческого процесса и его оценка [1].

Творческий процесс сценариста происходит на двух фиксируемых уровнях: неосознанном - интуитивном и осознаваемом -логическом. Осознанность и неосознанность психических моментов имеет в соответствии со степенью ясности сознания взаимообусловленные переходы одного в другой. Тем самым сценарист постепенно загружает свою память жизненными знаниями и наблюдениями, оставляя время на вынашивание замысла. Происходит переход неосознанного в осознанное. Этот переход можно поделить на следующие этапы:

1 этап: интуиция и желание; рождение замысла.

2 этап: знание и рассуждение; в процессе происходит выработка схемы и плана.

3 этап: совокупность умений, позволяющих конструктивно воплотить замысел.

Таким образом, сознательно накопленный, отобранный материал переходит в сознательный образ, соответствующий законам сценарной драматургической логики. В свою очередь, неосознанные формы высшей нервной деятельности в творческом процессе выступают способом переработки информации на эмоциональном уровне.

В процессе разработки замысла студент определяет конфликт всей постановки, отрабатывает режиссерский прием, устанавливает структуру сценария:

- пролог, основная часть (блоки, эпизоды), эпилог;

- завязка, развитие действия, кульминация, развязка, финал (композиционное построение);

- исходное событие, основное событие, центральное событие, главное событие, финальное событие (событийный ряд);

Затем проводится идейно-тематический анализ (где тема - проблема, поставленная самим сценаристом (автором); идея - авторская позиция относительно заявленных сторон конфликта; сверхзадача - фиксация идеи в сознании зрителя через конкретный результат). Здесь происходит сознательная стадия проверки замысла.

Прежде чем приступить непосредственно к написанию сценария, студент разрабатывает его сюжетную основу, характеры заявленных персонажей, тщательно отбирает и организует художественный и документальный материал, используя приемы монтажа. Написание художественного сценария -это кропотливый и творческий процесс, требующий от сценариста особого подхода, особого сценарного ума, который отличается остротой и меткостью письма, стилем и способом изложения материала. В процессе написания литературного сценария активную роль играет драматургическое мышление, которое сливается с творческим воображением сценариста и обеспечивает переработку информации в соответствии с сюжетнообразным решением будущего сценария.

Поэтому систематически выполняя упражнения из сборника, можно развить и закрепить умения и навыки сценарного мастерства.

Кроме того, основные смысловые аспекты сборника упражнений формируют определенный уровень практических умений и навыков, которые впоследствии могут быть использованы непосредственно в сценарно-режессерской работе. Студенты должны уметь:

- в яркой художественной форме создать замысел будущего сценария;

- написать лаконичный, образный литературный сценарий;

- применять полученные знания в смежных учебных дисциплинах: режиссура театрализованных представлений и праздников; актерское мастерство; теория драмы.

Сборник упражнений рекомендуется использовать на учебно-практических занятиях в течение двух семестров, то есть на первом курсе обучения.

Таким образом, постоянная тренировка и комплекс творческих упражнений должны стать спутником студента в целях развития воображения, внимания и драматургической логики, а секреты сценарного мастерства могут быть достигнуты студентом только в процессе упорного труда.

Литература

1. Мейлах Б. С., Высочина Е. И. Новое в изучении художественного творчества. - М.: Наука, 1983. -С. 38.

2. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1989. - 900 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 071400 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» (квалификация (степень) «Бакалавр») от 17 января 2011 г. № 55 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образовании и науки Российской Федерации. -URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_11/prm55-1.pdf

4. Шубин С. В. Сценарное мастерство: учеб. пособие. - Омск, 1999. - С. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.