<
Социально-культурная деятельность
Исследования молодых ученых
М. В. Майборода
СПЕЦИФИКА СЦЕНАРНО-РЕЖИССЕРСКОЙ ДРАМАТУРГИИ МАССОВОГО ПРАЗДНИКА И ЕЕ ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ
В статье рассматривается специфика сценарно-режиссерской драматургии массового праздника, анализируются сложившиеся концепции, обосновывается создание модели сценариста - режиссера нового типа, осуществляется ее дидактическое наполнение и формулируются требования к ней, дан анализ категориально-понятийного аппарата, предложена авторская трактовка понятий «сценарий массового праздника» и «сценарно-режиссерские технологии». Ключевые слова: социально-культурная деятельность, массовый праздник, сценарно-режиссерская драматургия, сценарно-режиссерские технологии, специфика сценарно-режиссерской драматургии, модель сценариста-режиссера, требования к сценаристу-режиссеру, понятия «сценарий массового праздника» и « сценарно-режиссерские технологии».
The article of is devoted to the specific stage-directors dramaturgy (drama) of mass holiday, analysis established concepts, explanation of the introduced new model of "scriptwriter-director" and its filling with sense and needed requirements. Here the analysis of categorical-conceptual aspect is given and new definition of notions "mass holiday (party) script" and "stage - directors techniques" are suggested. Keywords: socio-cultural activity, mass holiday, stage-directors, stage - directors techniques, specific stage-directors dramaturgy, model of scriptwriter-director, scriptwriter-director requirements, script-holiday and stage-directors techniques notions.
Вопрос повышения качества и художественного уровня массовых праздников стоял всегда достаточно остро. Так, отдельные массовые праздники, как отмечает А. Д. Силин в своей работе «Театр выходит на площадь: Специфика работы режиссера при постановке массовых театрализованных представлений под открытым небом и на больших нетрадиционных сценических площадках», приближаются к «откровенной халтуре». Основная причина низкого качества массового праздника, по А. Д. Силину, «в недостаточной компетентности многих сценаристов и режиссеров, в их низком творческом потенциале» (5, с. 3).
Безусловно, на данную ситуацию влияет и недостаточный уровень развития сце-нарно-режиссерских технологий. Имеет место и теоретическая проблема, заключающаяся в отсутствии четких разграничений между пониманием традиционной драматургии (драматургия оперы и оперетты, балета, драматического театра) и собственно драматургией массового празднества. В результате сценарно-режис-серские технологии развиваются в рамках ограничений, возникают разночтения в рассмотрении отдельных практических проблем, а особенности массового праздника, его специфика определяются не достаточно четко.
А. Д. Силин в уже упомянутой работе выделил ряд особенностей массового праздника, которые мы изложим в следующей интерпретации:
— отсутствие в сценарно-режиссерской драматургии традиционной сцены-
коробки и стандартного арсенала средств театральной машинерии (занавеса, кулис, софитов и рампы, штанкетов, поворотных кругов и т.д.);
— различия в акустике и световом оформлении;
— отсутствие постоянной труппы актеров и административно-управленческого аппарата;
— иная театрально-зрелищная атмосфера массового празднества, «которая еще до начала спектакля помогает зрителю "настроиться", пробуждая в его сердце священный трепет предвкушения грядущего таинства... »;
— иные соотношения объемов декораций и человеческой фигуры;
— иной ракурс и схема взаимоотношений объекта и субъекта;
— новые возможности в массовом театрализованном представлении в превращении объекта в субъект действия;
— особая форма выражения содержания празднества и «жизни человеческого духа», его общедоступность, демократичность, понятность, сочетающаяся с лаконизмом, образностью, величественностью и зрелищностью, символикой и ясностью ее преподнесения;
— огромные масштабы массового представления и связанные с ним постановочные трудности в сценарно-режиссерской работе;
— необходимость умелого использования в качестве сценической площадки праздника архитектурных и ландшафтно-природных особенностей окружающей среды, превращение недостатков места действия в достоинства;
— наличие временно создающегося сценарно-режиссерского и постановочного коллектива;
— иные требования к профессиональному мастерству сценариста-режиссера массового праздника (5, с. 5—7).
Эти особенности массового праздника и определяют специфику работы режиссера в области массовых форм, а все вместе — специфику профессиональной подготовки режиссера массовых праздников, куда обязательно должны входить:
— знания обо всех видах искусств, поскольку в массовом празднике, могут участвовать театр, опера, оперетта, цирк, различные оркестры, сводные хоры, классический балет и народные танцевальные коллективы;
— знания законов монтажа и законов коллективного восприятия, умения и навыки использования старинных приемов, способов площадного театра (средневековой мистерии и комедии дель арте, скоморошьего действа и народного балагана);
— владение современными техническими средствами художественной выразительности (все виды осветительной и звукозаписывающей аппаратуры, кино- и диапроекции, радиомикрофоны и телевидение, лазеры и пиротехника) (5, с. 7).
А. Д. Силин приходит к выводу, что в сценарно-режиссерской драматургии требуется совершенно особый режиссер — «режиссер синтетического массового представления», который способен быть «сценаристом и организатором собственного представления, уметь ставить громадные массовые сцены и вовлекать в действие тысячи людей» (5, с. 7).
Таким образом, в сценарно-режиссерской драматургии требуется «сценарист-организатор» нового типа, наделенный определенными свойствами и качествами. Необходимость в таком сценаристе-режиссере — это еще одна из особенностей сце-нарно-режиссерской драматургии. Однако в специальной литературе мы находим только отдельные фрагменты требований к «сценаристу-организатору», аналогичные рассмотренной концепции А. Д. Силина, в связи с чем мы предпримем попытку проектирования модели режиссера-сценариста, отвечающей современным требованиям.
Развивая концепцию А. Д. Силина, к перечисленным требованиям к режиссеру-сценаристу мы предлагаем добавить следующие:
— способности, навыки и умения анализа специфических трудностей, возникающих при использовании сценарно-режиссерских технологий массового праздника;
— способности к обобщению, анализу принципиально важных творческих находок в сценарно-режиссерской и постановочно-режиссерской зарубежной и российской практике, к разработке новых технико-технологических приемов и способов, обогащающих технологии массового действа;
— знание общих закономерностей, принципов сценарно-режиссерской драматургии массовых празднеств, навыки и умения их инновационного использования в своей сценарно-режиссерской практической деятельности;
— навыки и умения выявления, распознавания, анализа и ликвидации причин и ошибок, наиболее часто встречающихся в сценарно-режиссерской практике;
— навыки и умения превентивно выявлять, распознавать сценарно-режиссерс-кие проблемы, видеть их в зарождающемся виде и способствовать их эффективному решению.
Работа режиссера-сценариста над массовым театрализованным представлением «начинается с режиссерского замысла, определяющего образно-постановочное решение, "ход" будущего представления, то есть его сквозное действие, форму, атмосферу и стиль. На профессиональном жаргоне такой замысел называется "задумкой"» (5, с. 10).
Понятие «замысел», или «задумка», в сценарно-режиссерской драматургии трактуется как сформированное исходное представление режиссера-сценариста о своем будущем массовом празднике. Замысел является результатом его восприятия жизненных событий и явлений действительности, их субъективного осмысления и понимания.
Поскольку первичным элементом будущего празднества является «задумка» — «режиссерский замысел», то режиссер-сценарист, как считает А. Д. Силин, выполняет функции драматурга. При этом он выполняет эти функции или самостоятельно «в гордом одиночестве, либо в соавторстве с профессиональным литератором». Подводя итог своим размышлениям о функциональных ролях режиссера-сценариста, А. Д. Силин приходит к выводу о его многофункциональности: «... помимо трех основных (по В. И. Немировичу-Данченко) функций режиссера-постановщика, воспитателя и организатора — здесь он выступает еще и в качестве режиссера-драматурга, то есть в большей степени превращающегося в создателя представления, "автора спектакля"» (5, с. 10).
Важным для нас представляется тезис А. Д. Силина о том, что «... сценарий массового представления в подавляющем большинстве случаев прочно "привязан" к конкретному месту и определенному событию» (5, с. 11). «Привязка» массового праздника и его сценария к определенному событию, явлению, месту их происхождения — еще одна специфическая черта сценарно-режиссерской драматургии.
С технологической точки зрения в сценарии праздника режиссер-сценарист выстраивает ряды номеров, на основе которых отбирает и вырабатывает задания постановочной группе, предусматривает их переработку или подготовку новых. Следует также учитывать, что сформированный ряд номеров, базирующихся на местном материале, помогает режиссеру-сценаристу на основе собственной «задумки» составить сценарно-режиссерский план будущего массового празднества и в последующем логично перейти к подготовке собственно сценария.
Однако понятие «сценарий театрализованного представления» в специальной
литературе пока еще не получило однозначного толкования. Так, С. И. Гавдис рассматривает сценарий театрализованного представления как первоначальный момент в творческом процессе работы по созданию театрализованных представлений и праздников: «сценарий является драматургической основой театрализованных представлений и праздников» (2, с. 32). Исходя из этого С. И. Гавдис считает, что перед тем, как приступить к постановочной работе над очередной праздничной программой, следует разработать сценарий будущего праздничного действа. Тем самым она определяет технологическую последовательность подготовки праздника.
В несколько ином ключе определяет понятие «сценарий массовых праздников» Н. Ф. Щербина, подчеркивая стандартизацию описания и стереотипность последовательности действий, присущие для большей части сценариев массовых праздников, реализуемых в современной практике. В то же время им подчеркивается, что сценарий - это «сюжет» творческой деятельности режиссера. Для нас важно то, что Н. Ф. Щербина следующим образом указывает на «состав» сценария театрализованного представления: «причинно-следственная цепочка событий» (6, с. 133).
В специальной литературе сценарий иногда рассматривают как программу художественно-педагогического воздействия, тем самым подчеркивая социально-педагогическую направленность массового праздника. Так, Н. М. Андрейчук пишет: «Сценарий праздника и театрализованного представления - подробная программа художественно-педагогического воздействия, построенная с помощью специфической обработки документальной и художественной информации с целью реализации праздничных потребностей людей и их психоэмоционального и действенного единения в гражданских и мировоззренческих позициях» (1, с. 10).
Как мы видим, Н. М. Андрейчук главную цель сценария видит в «реализации праздничных потребностей людей» и в их «действенном единении в гражданских и мировоззренческих позициях». Наиболее существенным в определении выступает представление сценария как «подробной программы художественно-педагогического воздействия». Действительно, сценарий массового праздника правомерно рассматривать как программу, направленную на воздействие человека. Однако при этом из определения сценария исчезает отражение в нем содержательной стороны праздника, поскольку утверждения, что программа «построена с помощью специфической обработки документальной и художественной информации», явно недостаточно.
Нами предпринята попытка разработки рабочего определения дефиниции «сценарий театрализованного представления».
Итак, сценарий массового праздника - это текст, в котором представлена художественно-творческая разработка его содержания, отражающего через знаки-символы «картину мира», представленную многообразными, повторяющимися актами социальной действительности и фактами, содержащими важные аспекты жизни, а также знания как всего человечества, так и отдельных наций, известных людей, их представляющих.
Другим важным необходимым понятием является дефиниция «сценарно-режиссерские технологии». Конструируя понятие «сценарно-режиссерские технологии», мы исходили из логической конструкции понятия «технология». Большинство людей рассматривают технологию как нечто, связанное с изобретениями и машинами, например компьютерами и телекоммуникационными информационными сетями. В культурно-досуговую практику понятие «технология культурно-досу-говой деятельности» впервые было введено А. Д. Жарковым в 1990 году. До этого в терминологическом аппарате социально-культурной сферы использовались поня-
тия «организация» и «методика» (4, с. 35).
Однако технологии - это средство преобразования какого-либо сырья. Социолог Чарльз Перроу в своих работах, посвященных анализу влияния технологий на организации и общество, определяет технологию как средство преобразования сырья — будь-то люди, информация или физические материалы — в искомые товары и услуги (8). Существует и другое понимание технологии. Люис Дейвис, разрабатывающий направление «проектирование работ», предложил более широкое толкование технологии: «технология — это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации, людях» (7). Как мы видим, в этих двух определениях наблюдается смысловое сходство: понимание технологии связано с «преобразованием» и рассматривается как «средство» преобразования, направленного на достижение результата. На основании данных определений мы сформулировали наше рабочее понятие «сценарно-режиссерские технологии массового праздника».
Сценарно-режиссерские технологии массового праздника - это совокупность методико-организационных установок и мер, определяющих процесс подготовки сценария праздника и воплощение в нем целей, принципов, содержания и форм, методов и приемов, выразительных средств, формируемая с максимальным учетом возможностей и ограничений, а также гарантий получения эффективного результата.
Примечания
1. Андрейчук Н. М. Основы профессионального мастерства сценариста массовых праздников: учебное пособие / Н. М. Андрейчук. — Барнаул : Изд-во АлтГАКИ, 2008. — 127 с.
2. Гавдис С. И. Основы сценарного мастерства: учебное пособие / С. И. Гавдис. — Орел: ОГИИК, 2005. — 241 с.
3. Ершов П. М. Сочинения: в 3 т. / П. М. Ершов; [отв. ред. В. М. Букатов]. — М.: ТТО «Горбунок» 1991. — Т.1. Технология актерского искусства. — М., 1992.
4. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: [учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств] / А. Д. Жарков. — 2-е, изд. перераб. и доп. — М.: Изд-во МГУК, ИПО «Профиздат», 2002. — 288 с.
5. Силин А. Д. Театр выходит на площадь: Специфика работы режиссера при постановке массовых театрализованных представлений под открытым небом и на нетрадиционных сценических площадках / А. Д. Силин. — М., 1991. — 179 с.
6. Щербина Н. Ф. Режиссура и мастерство актера / Н. Ф. Щербина. — Хабаровск, 2007.
— 414 с.
7. Dawis L. Job Satisfaction Research / Levis Dawis // The Post Industrial View. Industrial relations. Vol. 10 (1971). — P. 176—193.
8. Perrou C. Organizational Analysis: A Sociotgical View. Belmont, Calif / Charies Perrou.
— Wadsworth, 1970.