Научная статья на тему 'Понятие "театр масс" (к вопросу терминологии и типологии)'

Понятие "театр масс" (к вопросу терминологии и типологии) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1680
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТР МАСС / МОРФОЛОГИЯ ИСКУССТВА / ПРАЗДНИК / ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / ЖАНРОВАЯ ТИПОЛОГИЯ / "THE THEATER OF MASSES" / MORPHOLOGY OF ART / HOLIDAY / THEATRICAL PERFORMANCE / GENRE TYPOLOGY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мосиенко Сергей Владимирович

В статье предпринимается попытка осмыслить новое явление ХХ века театр масс в системе современного искусства. С момента возникновения и развития театра масс как явления прошло уже сто лет. В нем сложились определенные традиции, появляются и развиваются направления, формы и жанры. В работе ставится проблема неопределенности на настоящем этапе терминологического аппарата театра масс, его структуры и места в системе современного искусства. Подчеркивается определенная опасность превращения театра масс в ремесленное дело. Анализируется литература, где встречается изучаемое явление в том или ином виде: «народный театр», «театр участия», «массовый театр», «театр массовых форм», «нетрадиционный театр», а также предлагается терминология и типология в рамках заявленной проблемы. Театр масс рассматривается как синкретически-синтетический вид театрального искусства, где в сценарной драматургии и в её сценическом воплощении происходит слияние простых видов искусств и документа под углом художественно-образного решения, воплощаясь в малой или большой форме. Под малой формой предлагается подразумевать театрализованное представление, под большой формой праздник. Признаком жанра предлагаемой типологии является технология сценического воплощения документального и художественного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Мосиенко Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“THEATER OF MASS” CONCEPT (TO THE QUESTION OF TERMINOLOGY AND TYPOLOGY)

The work contains an attempt of comprehending a new phenomenon of the 20th century: “The Theater of Masses” in the system of contemporary art. A hundred years have passed since the appearance and development of “The Theater of Masses.” Certain traditions have been developed in it. New directions, forms and genres are appearing and developing also. The paper discusses the problem of uncertainty with the present stage of the terminological apparatus of “The Theater of Masses.” Its structure and place in the system of modern art also stay uncertain. The work emphasizes a certain danger of turning “The Theater of Masses” into a craft. The literature is considered where the phenomenon under study is encountered in one form or another: “folk theater,” “theater of participation,” “mass theater,” “theater of mass forms,” “non-traditional theater” and also suggests terminology and typology as part of the stated problem. “The Theater of Masses” is considered as syncretic-synthetic form of theatrical art, where its scriptwriting drama and stage incarnation contains an integration of simple forms of art and document at an angle of artistic and imaginative decision and embodied in small or large forms. A small form is a theatrical performance and a large form is a holiday. A sign of the genre of the proposed typology is the technology of the stage embodiment of documentary and artistic material.

Текст научной работы на тему «Понятие "театр масс" (к вопросу терминологии и типологии)»

УДК 792

ПОНЯТИЕ «ТЕАТР МАСС» (К ВОПРОСУ ТЕРМИНОЛОГИИ И ТИПОЛОГИИ)

Мосиенко Сергей Владимирович, старший преподаватель кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников, Хабаровский государственный институт культуры (г. Хабаровск, РФ). E-mail: [email protected]

В статье предпринимается попытка осмыслить новое явление ХХ века - театр масс - в системе современного искусства. С момента возникновения и развития театра масс как явления прошло уже сто лет. В нем сложились определенные традиции, появляются и развиваются направления, формы и жанры. В работе ставится проблема неопределенности на настоящем этапе терминологического аппарата театра масс, его структуры и места в системе современного искусства. Подчеркивается определенная опасность превращения театра масс в ремесленное дело. Анализируется литература, где встречается изучаемое явление в том или ином виде: «народный театр», «театр участия», «массовый театр», «театр массовых форм», «нетрадиционный театр», а также предлагается терминология и типология в рамках заявленной проблемы. Театр масс рассматривается как синкретически-синтетический вид театрального искусства, где в сценарной драматургии и в её сценическом воплощении происходит слияние простых видов искусств и документа под углом художественно-образного решения, воплощаясь в малой или большой форме. Под малой формой предлагается подразумевать театрализованное представление, под большой формой - праздник. Признаком жанра предлагаемой типологии является технология сценического воплощения документального и художественного материала.

Ключевые слова: театр масс, морфология искусства, праздник, театрализованное представление, жанровая типология.

"THEATER OF MASS" CONCEPT (TO THE QUESTION OF TERMINOLOGY AND TYPOLOGY)

Mosienko Sergey Vladimirovich, Sr Instructor of Department of Stage and Holiday Production, Khabarovsk State Institute of Culture (Khabarovsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The work contains an attempt of comprehending a new phenomenon of the 20th century: "The Theater of Masses" in the system of contemporary art. A hundred years have passed since the appearance and development of "The Theater of Masses." Certain traditions have been developed in it. New directions, forms and genres are appearing and developing also. The paper discusses the problem of uncertainty with the present stage of the terminological apparatus of "The Theater of Masses." Its structure and place in the system of modern art also stay uncertain. The work emphasizes a certain danger of turning "The Theater of Masses" into a craft. The literature is considered where the phenomenon under study is encountered in one form or another: "folk theater," "theater of participation," "mass theater," "theater of mass forms," "non-traditional theater" and also suggests terminology and typology as part of the stated problem. "The Theater of Masses" is considered as syncretic-synthetic form of theatrical art, where its scriptwriting drama and stage incarnation contains an integration of simple forms of art and document at an angle of artistic and imaginative decision and embodied in small or large forms. A small form is a theatrical performance and a large form is a holiday. A sign of the genre of the proposed typology is the technology of the stage embodiment of documentary and artistic material.

Keywords: "The Theater of Masses", morphology of art, holiday, theatrical performance, genre typology.

Пытаясь дать характеристику особенностям XXI века, его нередко называют то веком новых технологий и инноваций, то веком глобализации, то веком Интернета. Процессы стремительной глобализации приводят к взаимопроникновению и синтезу культур, возникновению единой глобальной культуры. Рождаются новые явления и формы в искусстве, трансформируются виды искусства, его жанры. В настоящей работе предпринимается попытка осмыслить новое явление ХХ века - театр масс - в системе современного искусства.

Понятие «театр масс» не так давно, но достаточно прочно вошло в современную жизнь и научный оборот. С момента возникновения и развития театра масс как явления прошло уже сто лет. В нем сложились определенные традиции, появляются и развиваются направления, формы и жанры. Театр масс - это особый вид театрального искусства. Историческим предшественником его можно считать массовые празднества послереволюционных событий XX века. С 2005 года в России существует ежегодная профессиональная премия, которая присуждается за творческие достижения в области массовых форм театрального искусства. Эта премия была учреждена общественной организацией «Союз театральных деятелей Российской Федерации» и вручается один раз в год в рамках празднования Международного дня театра.

Однако до сих пор существует неопределенность терминологического аппарата театра масс, его типологии в системе современного искусства. Для уточнения заявленных вопросов необходимо проанализировать историческое развитие театра масс как явления, рассмотреть существующие определения и термины в этой области. В конечном итоге необходимо определиться с формулировкой и терминологическим аппаратом рассматриваемого явления, а также местом театра масс в морфологии искусства, его структурой.

Одна из злободневных проблем, побуждающая нас к научному познанию вопроса и даже отстаиванию чести театра масс - это превращение его в ремесленное дело непрофессионалами. По всей стране проходит череда различных событий и праздников. Организуют, осуществляют постановки и проводят их, как модно сейчас говорить, event-агентства. В данных агентствах в

основном работают люди, не имеющие профессиональной подготовки в области культуры и искусства. Благодаря тендерной политике государства, организацию и проведение таких событий и праздников разыгрывают на электронных площадках, где любое event-агентство может принять участие и с лёгкостью выиграть этот тендер. Это лишь одна из граней проблемы, рискующая опустить театр масс до ремесленного существования.

Многозначность возникает с первых же попыток определения дефиниции самого явления массового искусства: это искусство, созданное массами или для масс? Наверное, правомерно и то, и другое. Это лишь вопрос места театра масс и его структуры как вида в морфологии искусства. «Так что же такое Театр масс? Масса исполнителей? Масса зрителей? - пишет В. Ласточкин, заслуженный работник культуры РФ, художественный руководитель дирекции Национальной премии «Театр масс», - Театр масс - это тот же театр - Театр с большой буквы... Театр тот, да не тот, а театр, усиленный в геометрической прогрессии воздействием массы исполнителей-артистов на массу зрителей - воспринимателей. Воспринимателей мыслей, идей, событий. Все это в зрелищном варианте "обрушивается" на них, возбуждая и изумляя. Зрители постигают и впитывают те нравственные ценности, которые не оставляют их равнодушными к происходящему действию» [9].

Чтобы определиться с термином «театр масс», необходимо обратиться к обзору литературы, касающейся заявленной проблемы. В разных работах это понятие встречается в том или ином виде: «народный театр», «театр участия», «массовый театр», «театр массовых форм» или «нетрадиционный театр» (А. Рубб), «массовый народный театр» (А. Конович), «театр народных масс» (И. Шароев), «театр под открытым небом» (А. Силин) и т. д.

Говоря об отличии театра массовых форм как нетрадиционного театра от традиционного, как самостоятельной ветви театрального искусства, А. Рубб дает такое определение: «Будучи пространственно-временным искусством, Театр массовых форм в то же время является особым видом сценического искусства, поскольку основывается на синтетической многообразной форме (синтезе), вбирающей в себя самые различные

виды и жанры искусств» [13, с. 176]. Режиссер театрализованных представлений и праздников Е. Вандалковский описывает проблему так: «К сожалению, в последнее время не вышло ни одной работы, посвященной теории развития массовых форм театра. В основном появлялись очерки, статьи, лекции, касающиеся собственного опыта режиссера театрализованных представлений, которые чаще всего содержали описания поставленных работ» [2, с. 10]. О схожей проблеме пишет в своей работе «Принципы режиссуры театрализованных представлений и праздников» режиссер, профессор А. Мордасов: «Любая наука или вид деятельности, претендующий на самостоятельность, должны отличаться от других, иметь особый, в том числе научный, аппарат. Необходимо определить свой объект, предмет, свои принципы, подходы, методы и приемы, одним словом, - свои специфические категории и свой инструментарий» [10, с. 7]. Ещё в первой половине ХХ века режиссер и актёр Н. П. Охлопков отмечал, что «отсутствие внимания к специфике каждого искусства, отсутствие изучения этой специфики, процессов ее видоизменений и обогащений - все это пагубно влияет на жизнь каждого искусства, будь то театр или кино, живопись или музыка, скульптура или еще какое-либо искусство» [12, с. 78]. Литератор и искусствовед А. Дриго пишет о театре масс: «У этого театра нет кулис, суфлерской будки и лож бенуара, его сцена - простор площадей, софиты - яркий свет солнца, кондиционеры - свежий ветер... Но театр классический и Театр Масс объединяет. конечно же зритель! Причем, у последнего зрительская аудитория обширней, поэтому он и называется ТЕАТР МАСС!» (цит. по [9]).

В своем исследовании на тему «Всеобщей театрализации» А. Мордасов говорит о «театре культурных форм», который становится популярным, «истинные традиции в нем преображаются, трансформируются, реанимируются, но лишь для того, чтобы участвовать в создании "нового спектакля"» [11, с. 51]. «Сущность творчества современного режиссера театрализованных представлений и праздников в умении средствами искусства режиссуры создать образ спектакля, театрализованного представления, театрализованного праздничного действа - своеобразный "театр жизни"». Такое определение дает С. Гав-

дис в своей статье, рассматривая профессию режиссера театрализованных представлений и праздников, его подготовку в учебном процессе [5, с. 108].

Л. Черкашенинов анализирует прием «конструктивизма» в режиссуре В. Мейерхольда как одно из основных методологических направлений работы режиссера театрализованных представлений и праздников [15].

Режиссер А. Силин в книге «Дорога на площадь: специфика работы режиссера при постановке массовых театрализованных представлений под открытым небом и на больших нетрадиционных сценических площадках» пишет, что время требует того, чтобы искусство массовых форм вновь вышло на площадь, и что массовые театрализованные представления и праздники -одна из самых действенных форм воспитания народа и совместного творчества, где зритель -непосредственный участник происходящего. «Театр улиц и площадей демократичен по самой своей сути, он создан массами и для масс, он грандиозен по замыслу и воплощению, по содержанию и по форме». Успех искусства заключается в силе закона «единовременного коллективного восприятия» [14, с. 22].

О недостатке внимания к вектору исторического развития массовых театрализованных представлений со стороны исследователей театрального искусства писал И. Шароев в книге «Театр народных масс», определив это явление искусства как агитационный жанр массовых празднеств и зрелищ [16, с. 7].

«От Народного дома к рабочему клубу, Дворцу культуры и театру массового действа: тенденции эволюции многофункционального комплекса в России первой трети XX века» - это статья архитектора А. Воробьева, где он исследует историю конкурсной постройки зданий для театральной деятельности масс. И уже в названии он дает определение этому театру - «театр массового действа» [4]. Начало ХХ века - период зарождения нового театра, постройка клуба - следствие данного процесса.

Эту формулировку мы можем встретить и в книге Э. Вершковского «Режиссура театрализованных представлений», который не дает нам четкого определения, но говорит о театре массовых форм как о данном существующем явлении

в искусстве, рассуждает о театрализации как о художественном методе режиссера, её сущности в этом театре [3]. В статье «Документальность в современном театре массовых форм» Е. Апчел размышляет по поводу роли документа и его воздействии на зрительскую аудиторию в массовом представлении, называя его «документальным театром» [1, с. 67].

На наш взгляд, театр масс представляет собой особый вид театрального искусства, имеющий свою морфологию, свое неповторимое строение. Он состоит из свойственных только этому виду искусства театрализованных массовых форм (театрализованные представления и праздники), которые, в свою очередь, подразделяются на множество жанров. Здесь мы опираемся на морфологию искусства, предложенную М. Каганом, согласно которой искусство рассматривается как «система классов, семейств, видов, разновидностей, родов и жанров» [8, с. 267]. В морфологии Кагана, на наш взгляд, театр масс занимает место вида искусства синкретически-синтетического типа [8, с. 374].

Театр масс - синкретически-синтетический вид современного искусства, включающий в себя такой сплав элементов, как событие, пафосная идея, оригинальный замысел, документ, реальный герой, художественно-образное решение, единая драматургия - сценарий, внешняя сценическая зрелищность, зритель-соучастник. Все эти элементы приводят нас к определённой сложно-составной целостной художественной форме, обладающей своей неповторимой и специфической особенностью, имеющей множество комбинаций воспроизведения простых искусств.

Для органичного взаимодействия простых искусств требуется, как пишет Каган, «появление некоего специфического объединяющего начала, некоей особой художественной энергии, которая была бы способна организовать возникающую сложную систему, связать все ее грани воедино, в одно живое целое» [8, с. 375]. Здесь обозначается роль творчества режиссера. Профессия режиссера появилась в начале XX века и в настоящие время является важным звеном в театральном искусстве. В истории театра масс роль режиссера как профессионала обозначилась во второй половине прошлого века. Страна переживала интересное историческое время и широко отмечала значительные юбилейные даты, которые праздно-

вались всесоюзно. Возникла острая потребность в большом количестве специалистов высокого класса, занимающихся этим профессионально.

В 1971 году, по инициативе народных артистов СССР М. И. Царева, И. Туманова и Д. Ген-кина, была создана первая в стране кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников, ставящая своей целью подготовку специалистов в области массовых театрализованных форм. Затем по всей стране в институтах культуры стали открываться кафедры РМП - режиссуры массовых праздников (сейчас РТПиП -режиссуры театрализованных представлений и праздников). На протяжении многих десятилетий, объединив лучших представителей своей профессии: режиссёров-практиков, специалистов в области теории и истории зрелищных искусств, - эти кафедры определяли концертную и праздничную культуру на всём советском и постсоветском пространстве. Сегодня они продолжают свою деятельность, являясь флагманом современной режиссуры театрализованных представлений и праздников в России и за рубежом, выпуская квалифицированных специалистов [7]. Этот исторический факт еще раз доказывает, что театр масс - это самостоятельный синкретически-синтетический вид в системе современного искусства со своими специфическими особенностями.

Для упорядочивания терминов и понятий исследуемого вопроса предлагаем следующую типологию:

I. Вид театрального искусства

Театр масс - это синкретически-синтетический вид театрального искусства, где в сценарной драматургии и в её сценическом воплощении происходит слияние простых видов искусств и документа под углом художественно-образного решения, которые воплощаются в малой или большой форме.

II. Формы театра масс

1. Театрализованное представление - это малая форма театра масс, где на основе сценарной драматургии на сценической площадке разыгрывается сюжет, организованный по законам театра, путём сплава простых искусств и документа сквозь призму художественного-образного осмысления жизненного события или явления.

2. Праздник - это большая форма театра масс, характеризующаяся многоплощадностью, где сочиняется и соблюдаются особое условное пространство для зрителя как главного действующего героя.

Театрализованное представление является частью праздника и может занимать любое место в его композиции, будь то пролог или центральное событие и т. д. Его место и значение определяются режиссерским замыслом.

III. Жанры театра масс

Основным признаком жанра театра масс предлагаем считать технологию сценического воплощения документального и художественного материала.

3.1. Жанры театрализованных представлений:

- театрализованный вечер,

- театрализованный концерт,

- театрализованный вечер-концерт,

- театрализованное поэтическое представление,

- театрализованное фольклорное представление,

- театрализованное эстрадное представление,

- театрализованное публицистическое представление,

- театрализованное художественно-спортивное представление,

- театрализованный митинг,

- театрализованная церемония,

- театрализованный конкурс.

3.2. Жанры праздников:

- фестиваль,

- театрализованное празднество,

- театрализованное шествие,

- народное гулянье,

- карнавал.

Предложенная типология является первой попыткой осмысления этого вопроса. Автор не претендует на всеохватность и предполагает необходимость систематизации накопленного опыта в науке и дальнейшего, более детального исследования.

Литература

1. Апчел Е. А. Документальность в современном театре массовых форм // Праздничная культура России: традиции и современность: мат-лы Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. (г. Орел, 15-16 марта 2012 года) / Орлов. гос. ин-т искусств и культуры; ред. кол.: С. И. Гавдис, А. Ю. Титова, И. И. Банникова,

B. В. Белозерова. - Орел: Горизонт, 2012. - С. 67-71.

2. Вандалковский Е. В. Поэтика зрелища: размышления режиссера. - М.: Ин-т соврем. искусства, 2018. - 200 с.

3. Вершковский Э. В. Режиссура театрализованных представлений. - СПб.: Нестор-История, 2017. - 88 с.

4. Воробьев А. Ю. От Народного дома к рабочему клубу, Дворцу культуры и театру массового действа: тенденции эволюции многофункционального комплекса в России первой трети XX века [Электронный ресурс] // Academia. Архитектура и строительство. - 2012. - № 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-narodnogo-doma-k-rabochemu-klubu-dvortsu-kultury-i-teatru-massovogo-deystva-tendentsii-evolyutsii-mnogofunktsionalnogo-kompleksa-v (дата обращения: 17.03.2019).

5. Гавдис С. И. Сущность творчества современного режиссера театрализованных представлений // Праздник как пространство социально-художественных смыслов: межвуз. сб. науч. тр. - Челябинск. ЧГИК, 2018. -

C. 93-119.

6. Генкин Д. М. Массовые праздники: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1975. - 68 с.

7. История кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников СПбГИК [Электронный ресурс]. - URL: http://www.spbgik.ru/cathedra/Kafedra-rezhissury-teatralizovannyh-predstavleniy-i-prazdnikov/int_ cathedra/16-Istoriya/ (дата обращения: 03.05.2019).

8. Каган М. С. Морфология искусства. - М.: Искусство, 1972. - 440 с.

9. Ласточкин В. Н. Грани театра масс [Электронный ресурс] // Праздник: журн. - URL: https://www. prazdnikmedia.ru/viewart/article/1485212 (дата обращения: 15.01.2019).

10. Мордасов А. А. Принципы режиссуры театрализованных представлений и праздников: учеб. пособие. -2-е изд., стер. - СПб.: Лань, Планета музыки, 2018. - 128 с.

11. Мордасов А. А. «Всеобщая театрализация» в динамике зрелищных форм культуры // Праздник как пространство социально-художественных смыслов: межвуз. сб. науч. тр. - Челябинск. ЧГИК, 2018. - С. 38-51.

12. Охлопков Н. П. Статьи. Воспоминания / сост.: Е. И. Зотова, Т. А. Лукина. - М.: ВТО, 1986. - 78 с.

13. Рубб А. А. Размышления о Нетрадиционном театре, или Нетрадиционный театр как он есть. - М.: ВК, 2004. -604 с.

14. Силин А. Д. Дорога на площадь: специфика работы режиссера при постановке массовых театрализованных представлений под открытым небом и на больших нетрадиционных сценических площадках. - М.: Наука, 2013. - 312 с.

15. Черкашенинов Л. Ф. Методологические основы формирования режиссера театрализованных представлений и праздников // Праздник как пространство социально-художественных смыслов: межвуз. сб. науч. тр. - Челябинск. ЧГИК, 2018. - С. 204-235.

16. Шароев И. Г. Театр народных масс. - М.: ГИТИС, 1978. - 196 с.

References

1. Apchel E.A. Dokumental'nost' v sovremennom teatre massovykh form [Documentation in modern theaters of mass forms]. Prazdnichnaya kul'tura Rossii: traditsii i sovremennost': materialy Vserossiyskoy s medzhunar. uchastiem nauch.-prakt. konf. (g. Orel 15-16 marta 2012 goda) [Festive culture of Russia: traditions and modernity: materials of the All-Russian with the international participation of scientific-practical. conf. (Orel 15-16 March 2012)]. Ed. Coll.: S.I. Gavdis, A.Yu. Titova, I.I. Bannikova, V.V. Belozerov. Orel, Horizon Publ., 2012, pp. 67-71. (In Russ.).

2. Vandalkovskiy E.V. Poetika zrelishcha: razmyshleniya rezhissera [Poetics of a show: reflections of the director]. Moscow, Institute of Contemporary Art Publ., 2018. 200 p. (In Russ.).

3. Vershkovskiy E.V. Rezhissura teatralizovannykh predstavleniy [Directing theatrical performances]. St. Petersburg, Nestor-History Publ., 2017. 88 p. (In Russ.).

4. Vorobyev A.Yu. Ot Narodnogo doma k rabochemu klubu, Dvortsu kul'tury i teatru massovogo deystva: tendentsii evolyutsii mnogofunktsional'nogo kompleksa v Rossii pervoy treti XX veka [From people's house to work club, Palace of Culture and Folk Art Theaters: tendencies in the Development of a Multifunctional Complex in Russia in the First Third of the 20th Century]. Academia. Arkhitektura i stroitel'stvo [Academy. Architecture and construction], 2012, no. 2. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-narodnogo-doma-k-rabochemu-klubu-dvortsu-kultury-i-teatru-massovogo-deystva-tendentsii-evolyutsii-mnogofunktsionalnogo-kompleksa-v (accessed 17.03.2019).

5. Gavdis S.I. Sushchnost' tvorchestva sovremennogo rezhissera teatralizovannykh predstavleniy [The essence of the creativity of the modern director of theatrical performances]. Prazdnik kak prostranstvo sotsial'no-khudozhestvennykh smyslov: mezhvuz. sb. nauch. tr. [Holiday as a space of social and artistic meanings: intercollege. Sat scientific tr]. Chelyabinsk, ChGIK Publ., 2018, pp. 93-119. (In Russ.).

6. Genkin D.M. Massovye prazdniki: uchebnoe posobie [Mass holidays. Study guide]. Moscow, Enlightenment Publ., 1975. 68 p. (In Russ.).

7. Istoriya kafedry rezhissury teatralizovannykh predstavleniy i prazdnikov SPbGIK [History of the Department of directing theatrical performances and holidays SPbGIK]. (In Russ.). Available at: http://www.spbgik.ru/cathedra/ Kafedra-rezhissury-teatralizovannyh-predstavleniy-i-prazdnikov/int_cathedra/16-Istoriya/ (accessed 03.05.2019).

8. Kagan M.S. Morfologiya iskusstva [The morphology of art]. Moscow, Art Publ., 1972. 440 p. (In Russ.).

9. Lastochkin V.N. Grani teatra mass [The verge of the theater of masses]. Prazdnik [Holiday]. (In Russ.). Available at: https://www.prazdnikmedia.ru/viewart/article/1485212 (accessed 01.15.2019).

10. Mordasov A.A. Printsipy rezhissury teatralizovannykh predstavleniy i prazdnikov: uchebnoe posobie [Principles of directing theatrical performances and holidays: a tutorial]. St. Petersburg, Lan Publ.; Planet music Publ., 2018. 128 p. (In Russ.).

11. Mordasov A.A. "Vseobshhaya teatralizatsiya" v dinamike zrelishchnykh form kul'tury ["Universal theatricalization" in the dynamics of spectacular forms of culture]. Prazdnik kak prostranstvo sotsial'no-khudozhestvennykh smyslov: mezhvuz. sb. nauch. tr. [Holiday as a space of social and artistic meanings: Interun. Sat scientific tr. ]. Chelyabinsk, ChGIK Publ., 2018, pp. 38-51. (In Russ.).

12. Okhlopkov N.P. Stat'i. Vospominaniya [Articles. Memories]. Comp. E.I. Zotov, T.A. Lukin. Moscow, WTO Publ., 1986. 78 p. (In Russ.).

13. Rubb A.A. Razmyshleniya o Netraditsionnom teatre, ili Netraditsionnyy teatr kak on est' [Reflections on the Unconventional Theater, or the Unconventional Theater as it is]. Moscow, VK Publ., 2004. 604 p. (In Russ.).

14. Silin A.D. Doroga na ploshchad': spetsifika raboty rezhissera pri postanovke massovykh teatralizovannykh predstavleniy pod otkrytym nebom i na bol'shikh netraditsionnykh stsenicheskikh ploshchadkakh [The road to

the square: the specifics of the work of the director in the formulation of mass theatrical performances in the open air and on large non-traditional venues]. Moscow, Science Publ., 2013. 312 p. (In Russ.).

15. Cherkasheninov L.F. Metodologicheskie osnovy formirovaniya rezhissera teatralizovannykh predstavleniy i prazdnikov [Methodological foundations of the formation of the director of theatrical performances and holidays]. Prazdnik kak prostranstvo sotsial'no-khudozhestvennykh smyslov: mezhvuz. sb. nauch. tr. [Holiday as a space of social and artistic meanings: Interun. Sat scientific tr.]. Chelyabinsk, ChGIK Publ., 2018, pp. 204-235. (In Russ.).

16. Sharoev I.G. Teatr narodnyh mass [The Theater of Masses]. Moscow, GITIS Publ., 1978. 196 p. (In Russ.).

УДК 792

ХОРЕОГРАФИЯ КАК КОМПОНЕНТ ДЕЙСТВИЯ В СПЕКТАКЛЯХ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА (НА ПРИМЕРЕ РАБОТ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО ТЕАТРА ДРАМЫ ИМ. А. В. ЛУНАЧАРСКОГО)

Пузырёва Инга Анатольевна, доцент кафедры классической и современной хореографии, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]

Актуальность данной работы состоит в том, что интерес к использованию хореографии в спектаклях драматического театра и проблеме введения танцевальных фрагментов в драматическое действие, где очень часто развитое пластическое и собственно хореографическое решение определяет весь строй постановки, продолжает в последнее время возрастать.

Хореография в драматическом театре имеет свои особенности, цели и задачи, которые неразрывно связаны с содержанием и спецификой драматической постановки. Танцевальные композиции, пластические фрагменты привносят в сценическое действие новую эмоциональную окраску, помогают раскрыть режиссерский замысел. Танец в спектакле драматического театра сочиняется по законам построения драматургического произведения, которые обязательны как для сюжетного, так и бессюжетного танца, в нем очень часто требуются внятность и определенность, иногда полное соответствие тексту драматургии. Особое внимание необходимо уделить особенностям драматургического построения танцевального фрагмента, принципам отбора движений и элементов лексики, также необходимо учитывать этапы динамического развития танца и видов его завершения, соблюдать правила хореографической логики в построении танцевальной комбинации. В статье выявлены особенности сценической разработки системы танцевальной драматургии персонажей гоголевской комедии «Женитьба» Кемеровского областного театра драмы с хореографической точки зрения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: драматический спектакль, танцевальный фрагмент, танец, хореография.

CHOREOGRAPHY AS AN ACTING PART IN DRAMA PERFORMANCE (IN CASE OF PERFOMANCES OF A. LUNACHARSKY KEMEROVO DRAMA THEATRE)

Puzyreva Inga Anatolyevna, Associate Professor of Department of Classic and Modern Choreography, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Relevance of this work is emphasized by the fact that the interest in the use of choreography in the drama theater and the problem of the introduction of dancing fragments into the drama action, where very frequently

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.