КУЛЬТУРОЛОГИЯ
РЕЖИССУРА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ В СССР. 1970-Е КАК ФОРМООБРАЗУЮЩАЯ ВЕХА СОВРЕМЕННОЙ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ Маленок Д.Б.
Маленок Дарья Борисовна - магистрант, кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников, Санкт-Петербургский государственный институт культуры и искусств, г. Санкт-Петербург
Аннотация: статья об истории создания профессии режиссера театрализованных представлений и праздников. Предпосылки потребности новых кадров данной профессии, а также о современной ситуации в сфере представлений и праздников. Освещение социокультурной ситуации в настоящее время. Характеристика режиссера театрализованных представлений и праздников с учетом запросов социального заказа. Ключевые слова: профессиональное образование, наука, культура, социальный"заказ рынка на специалиста, качество подготовки специалистов, качество образования, быстроменяющаяся ситуация, нравственные ценности, кругозор, новые технологии, компетенции, компетентность, праздничная культура, режиссер театрализованных представлений и праздников.
«Массовые зрелища и праздники еще не заняли должного мета в ряду искусства. Некоторые полагают, что они вообще не являются видом искусства, не требуют серьезных творческих усилий. Это глубоко ошибочная точка зрения! Массовые праздники и зрелища представляют собой сложную область синтетического искусства, особый вид художественного творчества, в котором сочетаются и предстают в новом смысловом и художественном качестве разные виды и жанры музыкального, драматического и хореографического искусства» - речь И.М. Туманова, советского российского актёра, режиссёра театра и массовых представлений, в лаборатории при Всесоюзном театральном обществе (ВТО) 1962 год.
За 70 лет существования такого понятия как «театрализованный массовый праздник» изменилось многое: власть, подходы, приемы, средства художественной выразительности, форма, содержание и тд. Одно остается неизменным — это человек, отвечающий за организацию любого представления или праздника [1, с. 60]. Формирование компетенции режиссера театрализованных представлений и праздников сложилась лишь в конце 60-х начале 70-х годов 20 века. Потребность в обучении специалистов данного профиля стала одним из важных вопросов. В связи с политической ситуацией в стране, задачи, поставленные на XXVII съезде КПСС, были тесно связаны с перестройкой высшего и среднего специального образования, требующего улучшения профессиональной подготовки специалистов разных профилей, в том числе и в сфере культурно -просветительской работы. Студенты ВУЗов культуры должны быть ведущими специалистами в своей области, в решении важных идейно - политических, эстетических и духовно - нравственных задач. Специальность «Режиссер - организатор театрализованных массовых представлений и праздников», была образована в декабре 1971 год в Ленинградском государственном институте им. Н.К. Крупской по инициативе Совета по театрализованным представлениям и праздникам Союза Театральных Деятелей России при непосредственном участии народных артистов СССР М.И.Царева, И.М.Туманова и Лауреата Государственной премии, профессора Генкина Д.М. Она была создана на стыке клубной работы и режиссуры, находившейся в поиске новых форм культурно - просветительской работы [6]. «Профессиональная подготовка режиссеров театрализованных представлений в вузе имеет существенные отличия от процессов обучения специалистов других направлений. В свою очередь, чтобы обеспечить качественную подготовку режиссеров театрализованных представлений, являющейся творческой профессией, на первый план выходит применение методов, методик и технологий, основной целью которых является формирование нестандартно мыслящей личности. Для обеспечения качественной подготовки специалиста творческой специальности необходимо проанализировать накопленный опыт по созданию и проведению театрализованных представлений и народных праздников, создать теоретические и научные принципы на основе осмысления постановочных решений и приемов, интересных находок в области драматургии, режиссуры и исполнительского мастерства» [4, с.35]. Д.М. Генкин (19311987) был одним из первых, кто защитил кандидатскую и докторскую диссертации по
специальность «культурно - просветительская работа». С 1971 - 1978 год Д.М.Генкин являлся первым заведующим кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников. «Этот подход был заложен в научных трудах первого заведующего кафедрой, лауреата Государственной премии, доктора педагогических наук, профессора, автора многочисленных исследовательских работ Дмитрия Михайловича Генкина, обосновавшего не только историческое значение режиссуры массовых форм в социально-культурной жизни общества, но и открывшего новые практические педагогические подходы в организации театрализованного представления» [7]. В свою очередь режиссерская группа, в которую входил и Д.М. Генкин в 1985 году была присуждена Государственная премия СССР за праздники и открытия XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов, проходившего в Москве. Он так же является одним из первых режиссёров - практиков, сумевших обобщить накопленный опыт в своих теоретических трудах: «Культурно -просветительская работа в странах социалистического содружества», «Массовая политическая работа в клубах Ленинграда», «Массовые праздники», «Массовые театрализованные праздники и представления», «Сценарное мастерство культпросветработника», «Театрализованные формы массовой работы клуба». Д.М.Генкин собрал команду профессионалов, «определивших вектор развития профессии режиссёра театрализованных представлений и праздников» [6]. Одним из направлений этого поиска были задачи профильного, эффективного и качественного специалиста нового отрасли. В то время, когда по Советскому союзу идет усиленное строительство культурно -досуговых и просветительских комплексов, открывается новый взгляд на работу специалистов данного профиля. Увеличиваются масштабы массового - зрелищной работы в парках, Домах культуры, стадионах, с большим интересом мероприятия переносятся на площади, улицы городов и тд. Следовательно, потребность кадров данной профессии растет все больше. Учреждения культуры больше не могут обходиться без специалиста с профильным образованием. Партия уделяла огромное внимание подобным мероприятиям, направленным на идеологическую деятельность на местах: микрорайон, село, район, город [2, с. 46]. Культурно-просветительный работник, занимающийся театрализованными массовыми представлениями и праздниками — это педагог особого рода, работающий в сфере досуга, направляющий широкий поток праздничной деятельности масс. Он имеет дело с искусством неповторимым, превращающим в массовый театр реальную жизнь человека, художественно оформляющим его быт. Вот почему культурно -просветительский работник должен быть педагогом досуга — режиссером и сценаристом. Знание элементов режиссуры и сценарного мастерства все более необходимо в особенности клубному работнику. Профессия режиссера театрализованных представлений и праздников — явление принципиально новое, рожденное революцией, вызванное потребностями развития советского общества, а ее дальнейшее художественное обогащение, особенно в плане сценарно-режиссерском, тесно связано с современными направлениями культурно-просветительной работы в связи с научно-технической революцией и ростом потока информации.
За последние годы, по инициативе и при активном участии лаборатории массовых праздников и зрелищ при ВТО, из печати вышли книги, посвященные обобщению опыта организации и проведении массовых зрелищ. Следует назвать сборник «Массовые праздники и зрелища», М. «Искусство», 1963, сборник «Массовые праздники в честь XXII съезда КПСС (литературные сценарии)», М. ВТО, 1961, сборник «Режиссура массовых зрелищ», М., ВТО, 1963 [3, с. 89]. Расширяется материально - техническая база: строятся стадионы, дворцы спорта, театральные площадки, на которых массовые зрелища могут быть представлены в наилучшем свете. Но несмотря на это одной из главных причин остается отсутствие конкретного понимания компетенций, формирующих деятельность режиссера массовых представлений и праздников. Несмотря на то, что история массового праздника насчитывает уже богатую историю и опыт предыдущих поколений, как отдельная сфера искусства изучена крайне мало. Именно поэтому не существует специальной литературы, содержащей в себе теоретические знания о предмете. Неточность терминов при определении разновидности массовых зрелищ, влекут за собой стирание границ жанров, невозможность определения задач для сценариста и режиссера - постановщика театрализованных представлений и праздников.
Если говорить о массовом празднике на временном отрезке с 1970-1980 год, стоит отметить, что функции пропаганды высоких идеалов коммунизма и продвижения идеологии так же выходят на первый план. Массовые народные представления следует изучать, как и любой другой предмет искусства. Научное осмысление массового представления находится далеко на втором плане, в отличие от его практического опыта. Социальный заказ того времени - подготовить сценариста и режиссера в одном лице, владеющим сложным искусством театрализации массового художественного представления. Теперь же культурно - просветительский работник должен уметь
организовать не только общественный досуг, но и создать массовое театрализованное представление, отвечающее основным канонам построения действия и законам режиссуры. Говоря о профессии режиссера театрализованных представлений и праздников в наши дни, то стоит заметить, что ситуация не изменилась кардинальным образом. Новое время и новые требования, а решение проблемы так и не найдено. Востребованность специалиста и важность нашей профессии на современном этапе - основные задачи современности. Запрос времени требует от большинства людей специальных знаний, так же этого требует и наука, и искусство, и любая другая деятельность. В настоящий момент только хорошо обученный специалист может легко подстраиваться под запросы времени и быть в курсе всех последних изменений. Реализация подготовки специалиста такого уровня требует не только обучения на высшем уровне, но и профессионализма. Безусловно, качество образования специалистов режиссуры театрализованных представлений и праздников зависти от потребностей сегодняшнего дня. Специалист сегодня должен самостоятельно обучиться искать творческий поход, используя все средства, продиктованные временем, при помощи современных технологии. В наши дни социокультурная ситуация требует при подготовке кадров данной профессии осуществлять инновационно - профессиональную деятельность, непрерывно повышая уровень квалификации специалистов. Новые образовательные процессы, а также новые мультимедийные технологии дают возможность развитию творческого потенциала режиссера массовых праздников, способствуя его инициативности и компетентности. Специалист в настоящее должен обладать рядом профессиональных качеств: наблюдательность, художественно -эстетический вкус, коммуникабельность, творческое мышление. Основным критерием подготовленности специалиста является осуществление и выполнение всех видов профессиональной деятельности самостоятельно, а также умению решать профессиональные задачи и объективно оценивать результаты своей работы. Непрерывный профессиональный рост, стремление к творческой самореализации и повышению квалификации является персональной компетентностью специалиста. Сегодня в системе праздников, как и в трансформирующейся России происходят изменения далеко не в лучшую сторону, разделение праздничной культуры, смена ориентира общепринятых ценностей, серьезная конкуренция, всецелое влияние заказчиков на праздничное событие. Задача режиссера театрализованных представлений и праздников в наши дни состоит в организации праздничного действа, использовании приобретенных знаний, умений и навыков в практике, написании сценариев конкретных праздничных событий, адаптации их к популярным формам в настоящее время, осуществлять режиссерско - постановочную работу. Говоря объективно, невозможно овладеть всеми видами театрализованных представлений и способами досуговой деятельности, так же как нельзя научить универсальному методу, который применялся бы ко всем формам театрализованного представления. Режиссер должен относиться с точки зрения философии к своей профессии и своей профессиональной деятельности в целом. Уметь освещать актуальные проблемы, волнующие и затрагивающие все сферы общества. Но воплотить это возможно лишь проанализировав действительность: реалии настоящего времени.
Список литературы
1. Вершковский Э.В. Режиссура массовых клубных представлений / Э.В. Вершковский. Л.: ЛГИК, 1977.
2. Гавдис С.И. Основы сценарного мастерства / С.И. Гавдис. Орел: ОГИИК, 2005.
3. Генкин Д.М. Массовые праздники / Д.М. Генкин. М.: Просвещение, 1975. 140 с.
4. Триадский В.А. Основы режиссуры театрализованных представлений: Учебное пособие / А.В. Триадский. М.: МГИК, 1985. 73 с.
5. Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта: учеб. пособие / И.М. Туманов. М.: Просвещение, 1976. 88 с.
6. [Электроный ресурс]. Режим доступа: http://spbgik.ru/cathedra/Kafedra-rezhissury-teatraHzovannyh-predstavlemy-i-prazdmkov/int_cathedraЛ6-Istoriya/ (дата обращения: 01.06.2018).
7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://spbgik.ru/cathedra/Kafedra-rezhissury-teatralizovannyh-predstavleniy-i-prazdnikov/int_cathedra/16-Istoriya/ (дата обращения: 01.06.2018).