Научная статья на тему 'Специальность «Режиссура театрализованных представлений и праздников» в контексте нового государственного стандарта'

Специальность «Режиссура театрализованных представлений и праздников» в контексте нового государственного стандарта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1587
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУКА / КУЛЬТУРА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ / СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ РЫНКА НА СПЕЦИАЛИСТА / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / НОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / БЫСТРОМЕНЯЮЩАЯСЯ СИТУАЦИЯ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / КРУГОЗОР / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА / РЕЖИССЕР ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ / PROFESSIONAL TRAINING / SCIENCE / CULTURE / STATE STANDARD / SOCIAL DEMAND ON THE PROFESSIONAL IN THE LABOUR MARKET / QUALITY OF TRAINING PROFESSIONALS / QUALITY OF EDUCATION / NEW THINKING / QUICKLY CHANGING SITUATION / MORAL VALUES / KNOWLEDGE / MODERN TECHNOLOGIES / COMPETENCE / JURISDICTION / THE CULTURE OF CELEBRATIONS / DRAMATIZED PERFORMANCES AND CELEBRATIONS DIRECTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Охотникова Т. В.

Статья о профессиональном образовании режиссеров театрализованных представлений и праздников, о востребованности данных специалистов, о задачах повышения качества подготовки режиссеров, о проблемах, существующих в образовательной системе. Это размышления о том, каким должен быть современный специалист, чтобы соответствовать реалиям сегодняшней практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Охотникова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The profession of "Dramatized performances and celebrations directors" in the context of the new State Standard of the Higher Education

The article deals with professional training of directors of dramatized performances and celebratierrs; the demand on the kind of specialists in the labour market; the task of training quality improvement; some problems of the system of the higher education. The article presents the author's ideas about the features a specialist should possess to correspond with the contemporary environment realities.

Текст научной работы на тему «Специальность «Режиссура театрализованных представлений и праздников» в контексте нового государственного стандарта»

ББК 74.560 УДК - 378

Т.В. Охотникова

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «РЕЖИССУРА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ» В КОНТЕКСТЕ НОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА

Статья о профессиональном образовании режиссеров театрализованных представлений и праздников, о востребованности данных специалистов, о задачах повышения качества подготовки режиссеров, о проблемах, существующих в образовательной системе. Это размышления о том, каким должен быть современный специалист, чтобы соответствовать реалиям сегодняшней практики.

Ключевые слова: профессиональное образование, наука, культура, Государственный стандарт, социальный заказ рынка на специалиста, качество подготовки специалистов, качество образования, новое мышление, быстроменяющаяся ситуация, нравственные ценности, кругозор, новые технологии, компетенции, компетентность, праздничная культура, режиссер театрализованных представлений и праздников.

Okhotnikova T.V. The profession of "Dramatized performances and celebrations directors" in the context of the new State Standard of the Higher Education

The article deals with professional training of directors of dramatized performances and celebratierrs; the demand on the kind of specialists in the labour market; the task of training quality improvement; some problems of the system of the higher education. The article presents the author's ideas about the features a specialist should possess to correspond with the contemporary environment realities.

Key words: professional training; science; culture; State Standard; social demand on the professional in the labour market; quality of training professionals; quality of education; new thinking; quickly changing situation; moral values; knowledge; modern technologies; competence; jurisdiction; the culture of celebrations; dramatized performances and celebrations director.

Образование, как известно, является частью формирования личности. Образование

- это такой процесс, который продолжается в течение всей жизни человека, оно обеспечивает ему поддержку, обогащает личностный статус и его профессиональную компетентность. При помощи этого процесса общество передает знания, навыки от одного человека другим. Говоря о вузовском образовании, необходимо подчеркнуть, что высшее образование является одним из основных источников развития и укрепления потенциала каждой страны.

В контексте нового Государственного стандарта вопросы обучения не сходят со страниц газет и журналов, так же активное участие в обсуждении проблем принимает телевидение. Одна дискуссия сменяет другую. И в основном они касаются недостатков в организации самого процесса образования, устаревших методов обучения, неэффективности деятельности

преподавателя, плохого усвоения материала студентами, неудовлетворительного

содержания существующей системы образования.

Хотелось бы сделать акцент на разрыве между требованиями общества и самой системой образования. Бурное развитие технического производства и науки сделало

невозможным сохранение существующей системы образования, а, значит, возникают проблемы содержания обучения, методов и форм. Наряду с этим нельзя забывать о востребованности специалистов, о социальном заказе на специалиста, о важности нашей профессии на современном этапе. В связи с этим необходимо четко представлять, что существует зависимость: форма, структура, а во многом и содержание научных теорий обуславливаются и задаются целями и задачами обучения студентов. Меняется социальный заказ - должны меняться цели, задачи, содержание проектируемой подготовки мобильной, адаптивной, творческой личности. Следовательно, сегодня необходимо знать этот социальный заказ: каков рынок

потребности в специалистах, какого профиля нужны специалисты, какими качествами должны обладать? Качество подготовки специалистов один из основных факторов, влияющих на эффективность

образовательной системы в целом. А это уже вопрос к качеству обучения.

Современное время требует от большинства людей специальных знаний. Этого требует и производство, и наука, и работа по обучению, а так же руководству и управлению, следовательно, все сферы труда

нуждаются в специалисте «социально мобильном». Человеку сейчас приходится не только учиться, но и быстро переучиваться (таковы реалии нашего времени). Необходима реализация такой

профессиональной подготовки будущих специалистов, которая находилась бы на высшем уровне как в плане обучения, так и профессионализма.

Мы знаем, что качество содержания образования зависит (в той или иной мере) от потребностей сегодняшнего дня. Это и естественные интересы функционирования образования и потребности регионов,

которые отражаются как в развитии профессионального образования так и в качестве подготовки специалистов. Сегодня это очень актуально и современное состояние российского общества предполагает эти изменения.

Тенденции развития мировой высшей школы пронизывают своими силовыми потоками все национальные, региональные и межрегиональные системы. Сегодня мы

вступаем в эпоху новой ответственности, которая предполагает развитие и нового мышления, связанного с более глобальным и глубоким видением быстро меняющейся ситуации. Наука, образование, культура способны и должны дать знания, необходимые для того, чтобы общество компетентно, ответственно и разумно решало проблемы собственного развития. В решении этих задач огромная роль отводится профессиональному образованию. Высшие учебные заведения призваны выявлять новые противоречия, внедрять и развивать инновационные формы и современные технологии профессиональной деятельности, формировать новое

мировоззрение, мышление, систему ценностей, ориентированную на деятельность в изменяющейся реальности. Сегодня вузы берут на себя ответственность за будущее: за

интеллектуальное «оснащение» ума и души человека, формирование нравственных ценностей, радикальные обновления всей социокультурной сферы. С этим условие возникает необходимость подготовка кадров должного уровня, квалификации.

Каковы же требования, предъявляемые к современному профессиональному

образованию? Это: индивидуальность

образования, непрерывность, гибкость, доступность, инвариантность образования и его инновационность. И уровень

профессиональной подготовки специалиста должен соответствовать этим требованиям. Он сегодня должен обладать умением самостоятельно, творчески работать, используя совокупность средств современных технологий. Единое научно - методическое и учебно - методическое обеспечение подготовки кадров для инновационной профессиональной деятельности, финансовое обеспечение,

непрерывное повышение квалификации, обучение и тренинги специалистов в целях адаптации к современной социокультурной ситуации - вот те факторы, которые

способствуют этому. Сегодня необходимо использовать новые образовательные технологии, которые повысят

профессиональную подготовку специалистов, помогут расширить пространство

профессиональной деятельности, сделают возможным развитие творческого потенциала личности будущего специалиста, его

активности и компетентности.

Очень важно для общества и государства в целом, чтобы наши выпускники ориентировались на изменяющуюся

действительность, разбирались бы в сложившейся социокультурной ситуации, получали бы знания, соответствующие последним достижениям науки и характеризующиеся гибкостью по

отношению к изменяющимся условиям. Поэтому задача повышения качества подготовки специалистов стала одной из главных как в нашей стране, так и за

рубежом. Чтобы подготовить специалиста высокого уровня, необходимо

ориентироваться именно на качество (качество технологии, качество образования, качество выпускаемой продукции). В нашем случае - специалиста - профессионала как конечного результата функционирования образовательной системы.

Возникает вопрос: как обеспечить

требуемое обществом и государством это качество? Определимся для начала с содержанием понятий «качество», «качество образования». Энциклопедический словарь под редакцией А.М.Прохорова «качество» определяет как философскую категорию,

выражающую существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным. Качество -объективная и всеобщая ха-рактеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств.

Сегодня образование - это особый «товар», полезный для жизни, позволяющий жить человеку во взаимосвязи с реальным окружающим миром, конкретный

территориально-географи-ческой средой и принятыми в данной общности нормами социального взаимодействия. «Качество образования» определяется структурой, целями, задачами и качеством различных элементов образовательной системы. С одной стороны качество образования определяет уровень знаний, способ деятельности, опыт деятельности обучающихся, их способность к адаптации, а с другой - является основой развития общечеловеческой системы ценностей. Качество образования - это качество труда.

Так что же необходимо учесть при работе над повышением качества подготовки режиссеров театрализованных представлений и праздников?

Первое, что необходимо, это -постоянное проведение исследования: изучение мнений субъектов образования о системе и качестве подготовки данных специалистов. Отсюда станет ясно: какова степень удовлетворенности режиссеров уровнем своей профподготовки, получаемой в вузе; каковы слабые и сильные стороны подготовки специалистов; каковы факторы, влияющие на эффективность подготовки и каковы причины, влияющие на удовлетворенность (или

неудовлетворенность) выпускников своей работой.

Объектом исследования являются выпускники специальности «Режиссура театрализованных представлений и праздников», молодые специалисты и специалисты, повышающие квалификацию. В этой связи было бы интересно и мнение экспертов о системе подготовки кадров данного профиля: что представляет собой процесс обучения студентов, какие проблемы существуют, как осуществляется контроль за знаниями и прочее. В вопросе

удовлетворенности специалистов своей профессиональной подготовкой важно выяснить как оценивают они уровень своей подготовки по нескольким составляющим, например таким: уровень теоретических

знаний, владение методикой преподавания, общий кругозор, знакомство с новыми технологиями, практическая деятельность студентов, индивидуальная работа со студентами, учебно-методическая литература, работа библиотеки, материально-техническая база учебного заведения, самостоятельная работа студентов, отношение профессорско-преподавательского коллектива к процессу обучения студентов и их проблемам, уровень лекционных курсов и семинарских занятий и т.д. и т.п.

Мне кажется, было бы правильным изучать вопрос и об отношении специалистов к работе в конкретном заведении. Учеба -учебой, а работа это конкретное бытие специалиста в определенных условиях. Готов ли выпускник работать именно по этой профессии, либо его привлекла престижность, общественное мнение и он оказался случайным человеком? Важно

проанализировать отношение режиссеров театрализованных представлений и праздников к работе: что? Почему? На что необходимо обратить внимание? Что изменить? Интересно будет узнать, что не устраивает их в работе, как складываются отношения с коллегами по работе и администрацией. Будет интересно сравнить оценку труда выпускника со стороны общественного мнения и его самооценку. Совпадет ли оно? И здесь вновь - тема для размышления. Для чего все это необходимо? Чтобы привлечь научные и практические знания в том объеме и качестве, которые необходимы для решения конкретных задач, поставленных перед этими специалистами.

Второе, на что хочется обратить внимание -это необходимость качественного управления качеством образования (простите за тавтологию). В настоящее время эта проблема более чем актуальна для высших учебных заведений страны. В-третьих, качество подготовки специалистов, повышающих свою квалификацию, их компетентность, творчество, конкурентоспосо-бность. Сегодня от уровня социализации, коо-перационности и качества

подготовки и переподготовки

профессиональных кадров зависит в целом конкурентоспособность современной

инновационной экономики. Создание

постоянного обновления знаний и компетенции работников - еще одна задача, стоящая перед вузами.

Современный специалист должен обладать рядом профессиональных качеств, напри-мер, такими, как наблюдательность, художес-твенно-эстетический вкус,

общительность, настойчивость, решительность, инициативность, самостоятельность,

рефлексивность, индивидуальность,

креативность, что и составляет содер-жание понятия «компетентность». Профессиональная компетентность представляется в различных видах: социально-коммуникативная,

специальная, персональная, экстремальная. Специальная компетентность подразумевает готовность к самостоятельному выполнению всех видов профессиональной деятельности (проектной, аналитической, экспериментальноисследовательской, управленческой,

экспериментально-оценочной и др.), а так же умения решать профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность к самостоятельному

приобретению новых знаний. Персональная компетентность включает способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, к творческой самореализации, а экстремальная

профессиональная компетентность понимается как способность действовать во внезапно усложнившейся ситуации. Компетентность проявляется в личностно ориентированной деятельности и характеризует способность специалиста реализовать свой человеческий потенциал для профессиональной

деятельности. Профессиональная же компетентность является результатом профессионального образования. Усвоение знаний и освоенные компетенции - это и есть результат обучения.

Говоря о специалистах праздничной культуры - режиссерах театрализованных представлений и праздников, отмечаем, что массовые праздники это особый сегмент рынка, так как праздничная культура - часть жизни человека. Это и сохранение этноса, и передача народных традиций, и выражение

чувств, и отклик на события.. Действующие праздники, современные и традиционные действа, их энергетика должны приносить стабильность и порядок, должны воспитывать у подрастающего поколения уважение к прошлому, формировать веру и национальную идею.

Сегодня в системе праздников, так же как и в трансформирующейся России, происходят изменения и не в лучшую сторону: расслоение праздничной культуры, смена ценностных ориентаций, рыночные отношения, жесткая конкуренция, отсутствие опыта на рынке праздничной индустрии, диктат заказчиков и непрофессионализм

агентств, которые строят этот бизнес.

Проблем много: экономических, творческих, организационных. Все это требует профессионального подхода, так как формирование современной праздничной культуры и бережное отношение к традициям народа - основа культурной политики

сегодняшнего дня. И здесь огромная роль отводится специалисту. Задача современного специалиста в области театрализованных представлений и праздников заключается в организации слаженной работы

профессионалов и качестве предоставляемых услуг. А для этого он должен уметь давать рекомендации по организации праздничных действ, использовать приобретенные знания, умения и навыки в практике, разрабатывать конкретные программы, проекты,

адаптировать их к популярным сегодня формам, создавать качественные сценарии и осуществлять режиссерско-постановочную работу. И все это в условиях, когда организация праздничных, презентационных, зрелищных мероприятий становится самостоятельной отраслью. Мы имеем в виду индустрию праздника. Индустрия - это производство в больших масштабах, которые многократно тиражировано и повторяемое. Сегодня мы видим зачатки такой индустрии -это огромные фирмы, которое занимаются дизайном, оформлением, прокатом лимузинов; флористические студии; агентства по организации праздников и развлечений и т.д. Индустрия праздника имеет определенные этапы своего становления:

• до новейших времен были пиршества, празднования, чествования;

• новейшие времена характеризуются гражданскими торжествами (сообщество граждан);

• после новейших времен началась формализация и профессиональная организация мероприятий по всему миру;

• в 50-е годы люди впервые стали регулярно использовать так называемые специальные мероприятия, и это было создано профессионалами;

• в 60-е годы происходят огромные празднования - мегамероприятия;

• 70-е годы характеризуются

технологиями, а 80-е - эрой

коммерционализации, далее, о 90-х годах мы говорим как о годах учености и создания первых программ обучения в этой области знаний;

• 2000 год - наша золотая эра, когда все успехи прошлого пришли к кульминации, когда бюджеты высоки и зарплаты людей тоже.

Затем наступает время размышлений, которое переходит в сегодняшний день -потрясающий исследовательский и экономический период: конкуренция гораздо выше, чем когда-либо ранее, потому что произошло выравнивание возможностей по всему миру (Журнал «Праздник» №11, стр.16).

Говоря о ситуации, которая сложилась сегодня в отрасли, отмечаем: на один день в году приходится по три праздника и дней в году гораздо меньше, чем праздников. Сегодня мы имеем постоянный социальный заказ на детские мероприятия; художественно-игровые и информационно-развлекательные

программы для подростков; праздники профессиональной направленности; народные гуляния и юбилейные праздники республик, городов, сел; спортивно-массовые, гражданско-личностные пра-здники и обряды; эстрадные представления; рекламное шоу. А в перспективе - спектакли света, звука, пластики; лазерные, светодиодные, современные стейч - технологии, которые уже идут на смену традиционным формам театра массовых действий.

«Давит» всех сегодня массовая культура, отсутствие всяких редакций вообще, в том

числе и музыкальных, и творческих. Сегодня на рынке праздничной индустрии огромное количество фирм, коммерческих

организаций, которые заполонили страну. Они оказывают услуги в сфере культуры и искусства, обслуживают быт и корпорации. И делают это некачественно и не

профессионально. Кто проводит праздничные действа (?): маникюрщицы, инженеры,

домохозяйки. И каково содержание мероприятий? Выступление трех артистов и салют. Это по-настоящему вызывает тревогу, так как страдает еще и репутация нашей профессии. Каждые 4 года в праздничной индустрии идет обновление эстетики, сценографии, технической оснащенности. Необходимо быть мобильным! Государство должно быть заинтересовано вкладывать деньги в подготовку специалистов в области режиссуры праздничной культуры, а не отдавать эту отрасль «на откуп» всякого рода неквалифицированным умельцам. Как никогда сегодня общество заинтересовано в профессиональных кадрах, специалистах своего дела, образованных, владеющих пластической фантазией, творческим мышлением, все-ми необходимыми навыками организатора, режиссера массового действа.

Подготовка дипломированных

специалистов по направлению «Культура и искусство» специальности «Режиссура театрализованных представлений и праздников» ведется в Казанском государственном университете культуры и искусств с 1978 года.

Право университета на подготовку специалистов подтверждено лицензией АА № 001082 от 16.03.09 г. Специальность аккредитована (свидетельство о

государственной аккредитации № 1801 от 11.03.2009 г.). Подготовка специалистов

ведется на факультете «Экономики, менеджмента и туризма». Выпускающей кафедрой является кафедра «Технологий зрелищно - массовых форм». Кафедра была создана 1 сентября 2003 года, прежнее ее название - кафедра «Режиссуры

театрализованных представлений и праздников». Кафедра является учебным подразделением, обеспечивающим обучение на факультетах: «Экономики, менеджмента и туризма», «Социально-культурной

деятельности», «Информационно-

документных коммуникаций», «Театральном», «Кино и телевидения», факультете заочного обучения (по специализациям: «Педагогика социально -культурной сферы», «Экономика и управление в СКС», «Режиссура театрализованных представлений и праздников», «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» дело и охрана памятников», «Любительский театр».

Всего за годы существования данной специальности дипломы получили более двухсот выпускников вуза. Среди наших выпускников - ведущие деятели культуры искусств Республик Поволжья, ведущие руководители органов муниципальной власти, режиссеры, ведущие программ республиканских и местных теле - радио компаний, ведущие специалисты отделов культуры республик Поволжья,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

преподаватели высших и средне-специальных учебных заведений культуры и искусств, директора фирм и т.д.

В настоящее время кафедра осуществляет обучение по специальности «Режиссура театрализованных представлений и праздников» с квалификацией, определенной новым ГОСом (2003 г.). 01 -режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель.

На кафедре имеются программы дополнительного образования, по которым в Институте трансфера знаний КГУКИ ведется обучение: «Ведущий - режиссер шоу-программ», «Технология новогоднего праздничного действа», «Организация досуга средствами современных театрализованных форм», «Постановка голоса и речевой выразительности», «Режиссура

театрализованных представлений и праздников» (переподготовка).

При институте существует детский театр

- школа аниматоров «Праздник детства». Специфика кафедры технологий зрелищно -массовых форм состоит в том, что она:

а) выполняет функции «выпускающей кафедры»;

б) обеспечивает цикл обще -профессиональных дисциплин, специальных дисциплин, дисциплин по выбору, регионального и федерального компонентов;

в) ориентирует прием абитуриентов и обучение специалистов на потребности региона;

г) осуществляет повышение

квалификации специалистов (при наличии заказа потребителей) через институт трансфера знаний КГУКИ;

д) выполняет дополнительные функции, связанные со сценарной и режиссерско-постановочной работой на районных, городских, республиканских, всероссийских и международных уровнях;

е) содержание подготовки специалистов

данного профиля тоже имеет свою специфику: учебный план реализует

системный подход в подготовке специалистов (скорректированы: содержание и логическая последовательность изложения дисциплин, читаемых разными кафедрами; в наличии межпредметные связи, определено за что «отвечает» каждая дисциплина и что она «берет на себя»; определен объем времени, отведенного на реализацию дисциплин

национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору и

факультативов, лекционных, лабораторнопрактических занятий и самостоятельной

работы студентов; определены виды занятий и формы контроля). Учебные программы дисциплин и практики (их три:

ознакомительная, педагогическая,

производственная) составлены в

соответствии с современностью,

профессиональной направленностью. Особое внимание уделяется на качество организации практической подготовки студентов. Организация учебного процесса

осуществляется в соответствии с расписанием занятий, аудиторной нагрузки по ГОСу с использованием необходимых методик обучения и форм организации учебного процесса: лекции, семинары, практические работы, показы, творческие постановки и др. В учебном процессе используется сотрудничество с фирмами, научными организациями, базами практики: Казанским государственным цирком, Центрами детского творчества, студенческими клубами, школами, Дворцами культуры и районными домами культуры, управлением культуры, концертными площадками города. Используются собственные базы для

организации практики: сценарно-

режиссерские классы, учебный театр вуза, концертный зал. Ежегодно с участием студентов и преподавателей кафедры

проходят крупные мероприятия на различных сценических площадках города и Республики. В 2010 году дипломными постановками явились:

- фестиваль солдатской песни Казанского гарнизона, посвященный 60-летию Победы «Когда поют солдаты»;

- II Всероссийский фестиваль - конкурс

оркестров и ансамблей национальных

институтов народов России «Между Волгой и Уралом»;

- фестиваль «Студенческая весна» в

Химико-технологическом университете, Строительной академии, Техническом

университете;

- юбилейная шоу - программа эстрадного театра «Иволга»;

- межрегиональный фестиваль студии танца «Импульс»;

- юбилейный концерт заслуженной артистки РТ Лидии Ахметовой и ансамбля «Салэм»;

- акция Федерации профсоюзов РТ, благотворительного фонда «Энием - Мама» «Носите женщин на руках» и др.

Специализация в настоящее время востребована, студенты, обучающиеся по данной квалификации, получают знания, учитывающие современные культурные

запросы общества и реальные потребности сферы художественных зрелищ.

Сегодня праздник - это не только радость, отдых, досуг и развлечение, но и бизнес, дело, которому служат. В последние годы отмечается изменение отношения к празднику: требуются настоящие

профессионалы, которые бы грамотно строили этот бизнес. Моделирование подготовки специалистов к научной, педагогической, творческой, одним словом, профессиональной деятельности - задача кафедры технологий зрелищно - массовых форм.

Существует еще ряд проблем, на которые сегодня мы обращаем внимание:

• сегодня праздник превратился в

зрелище, так как народ стоит и смотрит, а должен гулять, веселиться, действовать, а не

пассивно созерцать. Есть над чем работать современному специалисту праздничной культуры;

• на наш взгляд, сегодняшнему выпуск-нику-специалисту не мешало бы расширить диапазон профессиональной востребованности: он мог бы быть и сценографом, и хореографом, профессиональным ведущим и звукооператором, мастером сценарного дела (массового театра, телевидения, эстрады) и т.д.. Базой экспериментальной лаборатории или мастерской, позволяющей расширить диапазон профессиональной востребованности, может выступить институт трансфера знаний КГУКИ;

• к нам приходит все больше иностранных праздников, а увлечение всем западным (без разбора) оказывает огромное воздействие не только на подрастающее поколение, но и на народную, национальную праздничную культуру. Решать этот вопрос может специалист подготовленный, специально обученный, владеющий всеми современными технологиями;

• наш специалист сегодня не котируется

в межкультурном (европейском)

образовательном и профессиональном пространстве, а это тоже говорит о необходимости повышения качества подготовки специалистов.

О последнем подробнее.

Как подготовить специалистов к профессиональной деятельности в межкультурном пространстве, в условиях инокультуры, на основе межкультурного общения? Задача не из легких. Во-первых, вопрос финансирования, или отсутствие такового. Во-вторых, малый объем межкультурного профессионального общения специалистов (или отсутствие его). В-третьих, языковые барьеры и т.д.

Следовательно, мы должны уже сегодня давать знания студентам по теории международной сравнительной

профессиональной направленности (в нашем случае - режиссуре массовых праздников, театрализованных пре-дставлений,

зрелищных форм), формировать способность и готовность применять эти знания на практике, создавать ситуацию общения, где тренинги способствовали бы решению поставленной задачи: использованию своих знаний и навыков с применением

иностранного языка.

И возможность такая есть. Сегодня наши режиссеры проходят Международную стажировку в Турции и Греции. В связи с этим разработаны курсы: «Современные

формы и методы проведения анимационных программ», «Технологии анимационного мастерства», «Основы анимационного дела», «Вечерняя и праздничная анимация», «Музейная и экскурсионная анимация».

Развитие туризма в нашем регионе перспективное направление, в котором сегодня республика заинтересована и в которое правительство вкладывает огромные деньги. Это еще одна возможная база практики для студентов и возможность продвижения услуг на рынке праздничной индустрии. Стажировки наших студентов за границей, где необходимы и знания языка и профессионализм аниматора - еще одна возможность профессиональной

деятельности в европейском прост-ранстве. Это своего рода диагностика усвоения фундаментальных знаний, умений и навыков по специальности, диагностика качества подготовки специалистов, в том числе и к межкультурной профессиональной

деятельности. Она помогает

проанализировать эффективность

образовательного процесса и произвести корректировку его содержания и организации.

Таким образом, главной задачей остается: все силы, возможности, потенциал и средства, имеющиеся на кафедре

использовать для подготовки и формирования специалистов соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных,

свободно владеющих своей профессией, готовых к социальной и профессиональной мобильности, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов.

Литература

1. Байденко В.И.. Болонский процесс: Курс лекций./ В.И. Байденко. - М.; Логос, 2004. - 208 с.

2. Диагностика состояния социокультурного образовательного потенциала региона Среднего Поволжья/ МК РФ, Казан. гос. акад. культ. и ис-в; Казань: изд-во Казан. ун-та, 2002. -164 с.

3. Журнал «Вестник» №2, 2007.

4. Журнал «Научная жизнь» №1, 2007.

5. Журнал «Праздник» №№11, 1, 2006.

6. Качество инновации. Образование №1, 2007.

7. Качество образования: Библиографический указатель. Болонский процесс в документах/ Сост. и пер. Е.В. Шевченко. - М.; Логос, 2033.

8. Новая формация специалиста сферы культуры и искусства: компетентность, творчество, конкурентоспособность: сб. материалов//Всероссийск. науч.-практ. конф. (г. Казань, 27 марта 2009 г.); сост. М.С. Галявиева; науч. ред. Р.З. Богоудинова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2009.-296 с.

9. О рекомендациях по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. - Письмо Минобразования России от 19.03.2002. №18-52-857.

10. Рябков В.М. Антология информационно - просветительных форм культурно - досуговой деятельности в России (вторая половина ХХ в.): учеб.пособие/ В.М. Рябков; Челябинская государственная академия культуры и искусств. - Челябинск: ООО «Полиграф - Мастер», 2007. -Т. 5, - часть II. - 568 с., Т. 5, - часть I. - 594 с.

11. Советский энциклопедический словарь - изд. 28 Под ред. А.М.Прохорова. -М.; Сов. энциклопедия, 1983 г. с. 560

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.