УДК 796.011.1
РОЛЬ ПЛАСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ РЕЖИССЕРА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ: КЛАСТЕРЫ КОМПЕТЕНЦИЙ В «ЗЕРКАЛЕ» СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА
Татьяна Юрьевна Лотарева, кандидат педагогических наук, доцент, Хабаровский государственный институт культуры (ФГБОУ ВО «ХГИК»), Хабаровск
Аннотация
Статья обращена к изучению роли пластического воспитания будущего режиссера театрализованных представлений и праздников в системе высшего образования. Проанализированы профессиональные компетенции будущего специалиста и подтверждены через результаты социологического опроса в кругу специалистов данного профиля. Важным элементом работы можно считать выявление субкомпетенций режиссёров. Данный аспект не учтён в федеральных государственных образовательных стандартах и должен рассматриваться преподавателями сценического движения в вузах искусств и культуры. Указанные образовательные кластеры компетенций должны быть отмечены в учебно-методической документации и способствовать гармоничному развитию личности и профессионализма режиссёров.
Ключевые слова: психофизические способности, компетенции специалистов, пластическое воспитание, социологический анализ профиля.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p142-145
ROLE OF PLASTIC EDUCATION IN SYSTEM OF TRAINING OF THE DIRECTOR OF THE DRAMATIZED REPRESENTATIONS AND HOLIDAYS: CLUSTERS OF COMPETENCES IN "MIRROR" OF SOCIOLOGICAL POLL
Tatyana Yurievna Lotareva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Khabarovsk State Institute of Culture, Khabarovsk
Annotation
The article is addressed to the study of the role of gymnastic training of the future director of plastic theatrical performances and festivals in higher education. We analyzed the professional competence of the future specialist and confirmed by results of a poll among specialists of this profile. An important element of the work can be regarded as revealing sub-competencies art-directors. This aspect is not taken into account in the Federal State educational standards and should be considered by teachers of scenes-movement in the universities of arts and culture. These educational clusters of competencies should be noted in the educational-methodical documentation and contribute to the harmonious development of personality and professionalism of art-directors.
Keywords: psychophysical ability, competence of specialists, gymnastic training, sociological analysis.
Проблема качественной подготовки будущих специалистов разных отраслей экономики, сфер социальной жизни и культуры в вузах нашей страны на сегодняшний день становится очень актуальной. В первую очередь это касается требований, предъявляемых работодателем к молодому специалисту. Если технические, экономические, организационные компетенции можно откорректировать в процессе производственной деятельности, то навыки, умения и знания гуманитариев, работников сферы искусства должны быть полностью сформированы в период учёбы.
Профессионализм будущего режиссёра театрализованных представлений и праздников характеризуется наличием у специалиста особых знаний: истории и теории режиссуры, драматургии и мастерства актера, особенностей режиссуры и драматургии праздничных действ, истории происхождения праздников как таковых; умений: создавать и реализовывать в яркой художественной форме оригинальный режиссёрский замысел постановки представления; навыков: режиссуры и мастерства актера, применения разнооб-
разных средств художественной выразительности при постановке театрализованных действ. Эти дескрипторы позволяют ему осуществлять свою социально-культурную деятельность на уровне современных требований общества. Как отмечает Н. Охлопков «...Массовый театр должен отличаться не только масштабностью зрелища и аудитории, но и формой, содержанием, силой воздействия, величием идей. Театр потрясений вот что такое массовый театр!» [2, С. 9].
Сегодня предъявляются высокие требования к специалистам в области режиссуры массовых представлений. Это, прежде всего, подготовка режиссера, великолепно владеющего словом, мимикой, жестом, а также умеющего петь, танцевать, выполнять сложные трюки на сцене.
Также, постановщик зрелища должен уметь «мысленно видеть» представление до его воплощения на сцене. Одним из основных достоинств режиссёра является его способность мыслить пластическими образами, создавая на сцене художественно-пластическую конструкцию.
Во время постановки театрализованного представления и эстрадного номера будущие режиссеры, сталкиваются с противоречиями между желанием и необходимостью найти точный пластический образ, верное пластическое решение и недостатком своих возможностей. По мнению специалистов, причиной всему оказывается «невоспитанное тело, находящееся не в ладах с сознанием актёра, противоречащее ему, протестующее против непривычного и необычного», другими словами - недостаточно полная подготовка обучаемых.
Подготовка по пластическому воспитанию будущих режиссёров в вузах искусств и культуры осуществляется по предмету «Хореография и пластика в театрализованном представлении». Сегодня достаточно оснований считать этот предмет ведущим в формировании пластической культуры режиссёра. Задача предмета состоит в том, чтобы повысить пластичность учащегося, развить необходимые для режиссёра психофизические качества, сформировать умения и навыки, обеспечивающие готовность студентов к предстоящей профессиональной деятельности.
Существующая методика формирования пластической культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников в нашей стране (также, как и формирования пластической культуры актёров) основана, преимущественно, на системе К. С. Станиславского и собственного практического опыта авторов, которые внесли неоценимый вклад как в театральную педагогику в целом, так и в методику преподавания «Пластического воспитания» - И. С. Иванов и Е.С. Шишмарева, А.Б. Немеровский, А.П. Чехов, В.Э. Мейерхольд, И.Э. Кох и др.
С сожалением следует констатировать ограниченность научных исследований, теоретических и методических разработок по вопросам совершенствования проблемы пластического воспитания будущего режиссера. Недостаточность исследований в сфере педагогических технологий формирования пластической культуры порождает безликость и унификация многих режиссёрских замыслов и их воплощений на сценических площадках [1].
Функции режиссёра заключаются не только в постановке представления, но и в работе с актёрами. Для того чтобы учить других, режиссеру необходимо знать самому, т.е. быть актером, как говорил К.С. Станиславский.
Режиссёру приходиться работать на больших площадях при большом количестве публики. Большинство зрелищ происходят на открытых пространствах. Довольно часто актёры находятся на одном уровне с публикой; или бывает, что фон вступает в противоречие с театрализованной ситуацией на сцене. Эти моменты сказываются на качестве режиссёрских приёмов театрализованного представления, т. е. всё, что происходит на сцене, должно быть ярче, интереснее, зрелищнее и выразительнее окружающего фона, и тут нам не обойтись без образно-пластического решения, причём нового и неповторимого (гро-
тескные движения, эффектные трюки, интересные мизансцены и прочее).
Уровень физической подготовленности учащихся в театральном вузе определяет успешность освоения предмета «Хореография и пластика в театрализованном представлении». От проявления двигательных качеств зависит качество освоения двигательных навыков будущих режиссёров.
Студенту - будущему режиссёру необходимо работать над собой, повышая уровень физической подготовленности для того, чтобы иметь возможность выполнить пластическое действие любого характера и сложности.
В соответствии с программой студенты - будущие режиссёры обучаются основам сценического движения на протяжении четырех лет. Материал, изучаемый в первых 2-х семестрах, направлен на решение важной задачи, связанной с развитием психофизических качеств, обеспечивающих реализацию выразительных возможностей режиссёра.
Практика театральной педагогики по пластическому воспитанию показывает, что улучшение физических способностей повышает возможности освоения специальных сценических навыков и вполне очевидно, что хорошая физическая подготовленность -это путь к развитию пластической выразительности режиссёра. Вот почему совершенствование двигательных способностей будущих специалистов театра и сцены представляется важным в процессе их обучения в театральном вузе.
В настоящее время практически не изучены особенности двигательной подготовки режиссёров театрализованных представлений и праздников, не разработана структура профессионально важных психофизических качеств. Поэтому, основной задачей нашего исследования явилось выявление профессионально важных психофизических качеств будущего режиссёра. Нами была изучена специальная литература и проведён опрос студентов старших курсов и профессорско-преподавательского состава Хабаровского государственного института культуры, действующих режиссёров театрализованных представлений и праздников города Хабаровска. Хотя был охвачен всего один регион, но уровень востребованности специалистов данного профиля не ниже, а зачастую и выше, чем в центральных областях России (в силу высокого уровня урбанизации, разнообразных этнокультурных традиций и малого количества учебных заведений, выпускающих режиссеров театрализованных представлений и праздников). Всего было опрошено 108 человек (социологически приемлемый «рабочий массив» по данному профилю, соответствующий возрастным границам работоспособности): 21% - преподаватели специальных дисциплин, 34% - студенты 3-го, 4-го и 5-го курсов, обучающихся по специальности «режиссёр театрализованных представлений и праздников», 45% - действующие режиссёры театрализованных представлений и праздников, выпускники кафедры.
На основании проведенного опроса выявлено, что все респонденты понимают необходимость физической подготовленности для овладения профессией. Однако лишь 9,7% из их числа оценивают свою физическую подготовленность выше среднего, а 72,6% соответственно среднему уровню.
Все опрошенные специалисты высказали практически идентичное мнение о необходимости пластического воспитания в системе профессиональной подготовки режиссёра театрализованных представлений и праздников. На первое место они поставили такие качества, как координационные способности, а именно: согласованность движений, рече-двигательная координация - 73%, ритмичность - 64,8%, ориентация в пространстве -54,1%, гибкость, двигательная реакция - 73%.
Таким образом, результаты проведенного опроса показали, что пластическое воспитание является важным компонентом (кластером) процесса формирования мастерства режиссера театрализованных представлений и праздников, успешное овладение которым определяется уровнем развития психофизических качеств и необходимых умений и навыков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Маркова, С.В. Формирование пластической культуры студентов-режиссеров театрализованных представлений и праздников в условиях высшего художественно-педагогического образования : дис. ... канд. пед. наук / Маркова С.В. - Краснодар, 2004. - 176 с.
2. Овсянников, С. Зрелищность и выразительность театрализованного представления / С. Овсянников. - СПб. : Лема, 2003. - 376 с. - ISBN 5-7439-0093-0.
REFERENCES
1. Markova, S.V. (2004), Formation gymnastic training of culture of students, directors of theatrical performances and events in a higher artistic and pedagogical education, dissertation, Krasnodar.
2. Ovsyannikov, S. (2003), Staginess and expressiveness of the dramatized representation, Lema, St. Petersburg.
Контактная информация: uspeh123t@mail.ru
Статья поступила в редакцию 16.03.2016
УДК 378.147:378.018.43
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ДИАГНОСТИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ
КОМПЕТЕНЦИЙ
Анатолий Васильевич Лыткин, старший преподаватель, Сусанна Хачатуровна Миронова, старший преподаватель, Марина Леонидовна Романова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
Аннотация
В соответствии с компетентностным подходом, целевой ориентир образовательного процесса - не знания и умения обучающегося, а его компетенции и личностно-профессиональные качества, представляющие собой готовность к эффективному управлению знаниями и умениями. Известно, что компетенции и личностно-профессиональные качества включают стандартные функциональные компоненты: операционный (арсенал знаний и умений, соответствующих личностно-профессиональному качеству или компетенции), мотивационно-ценностный (мотивы и ценностное отношение к соответствующему виду деятельности), рефлексивный (самоанализ собственной деятельности) и поведенческий (личный опыт в соответствующей деятельности). Согласно современным воззрениям, компетенции и личностно-профессиональные качества - открытые сильнонеравновесные системы, подчиняющиеся законам синергетики. Авторами обосновано, что соотношения темпов прироста составляющих компетенций и личностно-профессиональных качеств - главный критерий синергизма их становления. Методы исследования: анализ научно-методической литературы и передового педагогического опыта, моделирование.
Ключевые слова: компетенции, личностно-профессиональные качества, развитие, диагностика, синергетический подход.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p145-150
SYNERGETIC APPROACH TO COMPETENCIES DEVELOPMENT ASSESSMENT
Anatoly Vasilyevich Lytkin, the senior teacher, Susanna Hachaturovna Mironova, the senior teacher, Marina Leonidovna Romanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar
Annotation
In accordance with the competence-oriented approach, the educational process purposes are not students' knowledge and skills, but his competencies and personally professional abilities, reflected in the preparedness to knowledge and skills effective using. It is known, that the competencies and personally