ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2015 ♦ 4 (66) июль-август ^
References
1. Bogdanov I. A., ed. Aktual'nye problemy vospitaniya akterskikh i rezhisserskikh kadrov estrady v vuze [Actual problems of education of actor's and director's shots of a platform in higher education institution]. Leningrad, Publishing house of The Leningrad state institute of theater, music and cinematography of N. K. Cherkasov, 1987. 119 p.
2. Bonfel'd M. Sh. Muzyka: Yazyk. Rech' : opyt sistemnogo issledovaniya muzykal'nogo iskusstva [Music: Language. speech: experience of system research of musical art]. St. Petersburg, Compozitor Publishing House • Saint-Petersburg, 2006. 648 p.
3. Kagan M. S. Rol' i vzaimodeistvie iskusstv v pedagogicheskom protsesse [Role and interaction of arts in pedagogical process]. Muzyka v shkole [Music in school]. 1987, No. 4, pp. 28—32.
4. Karpushkin M. A. Uroki Mastera: konspekty po teatral'noi pedagogike a. a. Goncharova [Master's lessons: abstracts on theatrical pedagogics of A. A. Goncharov]. Moscow, Publishing house of The Russian University of Theatre Arts (GITIS), 2005. 214 p.
С
ПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИИ РЕЖИССЁРОВ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИИ И ПРАЗДНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
УДК 37.03
А. В. Наумова
Московский государственный институт культуры
В статье рассматривается специфика формирования умений в процессе профессиональной подготовки режиссёра театрализованных представлений и праздников в вузе. Статья посвящена проблемам организации учебного процесса студентов-бакалавров с учётом требований новых образовательных стандартов, в которых особое внимание уделяется аналитической деятельности будущего режиссёра театрализованных представлений и праздников. В результате обучения студент должен приобрести умения оценки, анализа, преобразования и воспроизведения получаемой информации. Делается вывод, что в связи с изменениями образовательных стандартов следует скорректировать методики преподавания специальных дисциплин по данному направлению подготовки. В данной статье представлены дальнейшие перспективы и предполагаемые пути развития в данной области исследования. Статья адресована в первую очередь преподавателям вузов культуры и искусств, а также аспирантам, соискателям, докторантам. ключевые слова: высшее профессиональное образование, режиссёр, театрализованные представления и праздники, умения.
A. V. Naumova
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
SPECIFICITY OF FORMATION OF PROFESSIONAL SKILLS OF DIRECTORS OF THEATRICAL PERFORMANCES AND FESTIVALS IN THE LEARNING PROCESS AT THE UNIVERSITY
This article looks at the specifics of formation of skills in the process of training directed theatrical performances and festivals in high school. Article deals with the problems of training bachelors of the profession with the new educational standards. The influence of modern trends in the activities of the directors of this direction. Directorial skills are presented based on the specific professional
НАУМОВА АНГЕЛИНА ВЛАДИМИРОВНА — аспирантка кафедры психологии и педагогики факультета социально-культурной деятельности, преподаватель кафедры режиссуры театрализованных представлений театрально-режиссёрского факультета Московского государственного института культуры NAUMOVA ANGELINA VLADIMIROVNA — doctoral student of Department of psychology and pedagogy, Faculty of Social and cultural activities, teacher of Department of directing theatrical performances, Moscow State Institute of Culture
e-mail: Artangelina@rambler.ru © Наумова А. В., 2015
^ Образование в сфере культуры
activity. Draws attention to the analytical work, as an integral part of professional activity theatrical performances and festivals, which is inextricably linked with the assessment, analysis, transformation and reproduction of information received. It is concluded that, due to changes in educational standards, should be adjusted methods of teaching special subjects in this area of training. This article presents the future prospects and the expected path of development in this area of research. The article is addressed primarily to university professors of culture and arts, as well as graduate students, job seekers and doctoral students.
Keywords: education, director, theatre performances and festivals, skills.
Изменения социально-культурной ситуации в современной России, общие для всех стран процессы культурной интеграции и унификации — всё это требует пересмотра концептуальных основ подготовки профессиональных кадров в целях расширения и углубления образовательного пространства, повышения качества профессиональной подготовки специалистов. Однако в ходе реформирования системы высшего образования следует учитывать специфику каждого направления подготовки.
опыт профессиональной подготовки специалистов, в частности для сферы культуры, которым могут поделиться вузы культуры, позволял обеспечивать страну профессиональными кадрами. Сегодня введение новых образовательных стандартов требует пересмотра организации учебного процесса.
рассмотрим, какие изменения происходят в профессиональной подготовке режиссёров театрализованных представлений и праздников в системе вузов культуры.
В 1997 году Комитет по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации утвердил первый Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 050200
— Режиссура /театрализованные представления и празднества/. впервые выпускники кафедр РТПиП стали получать квалификацию
— «Режиссёр театрализованных представлений и праздников, преподаватель».
Сейчас уже действует ФГОС ВПО третьего поколения, в котором есть основная образовательная программа для бакалавров по направлению подготовки 071400 — «Режиссу-
ра театрализованных представлений и праздников».
Цели этой программы — «готовить конкурентоспособных, высококвалифицированных и компетентных специалистов для сферы деятельности в области театрализованных представлений, цирковых и эстрадных постановок, шоу-бизнеса, способных к самосовершенствованию и развитию в условиях непрерывно меняющейся духовной и информационной жизни общества; формировать гражданские и нравственные качества личности выпускников» [2, с. 5].
Высокое качество театрализованных представлений на сцене, площади или стадионе, их оригинальность зависят от профессиональных умений и творческих способностей режиссёра-постановщика.
В широком смысле успешность формирования режиссёрских умений у бакалавров театрализованных представлений и праздников зависит от степени развитости режиссёрского воображения, фантазии, импровизации, эрудиции, художественного вкуса, от умения мыслить образами, а также от умений анализировать и синтезировать различные виды искусств. «Синтез искусств создаётся всегда на значительной идейно-духовной, концептуальной, мировоззренческой основе. И подлинное решение проблемы может быть достигнуто лишь тогда, когда синтез искусства возвысится до концептуального воплощения идеала, до философски-мировоззренческого осмысления времени, до создания пластической, целостной картины меняющегося мира» [1, с. 77].
формирование профессионального мастерства режиссёра театрализованных пред-
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2015 ♦ 4 (66) июль-август ^
ставлений и праздников в вузе должно представлять собой целостный процесс. С учётом специфики профессиональной деятельности режиссёра театрализованных представлений и праздников режиссёрские умения можно разделить на художественно-творческие умения и организационно-управленческие умения.
профессиональная деятельность бакалавра театрализованных представлений и праздников неразрывно связана с оценкой, анализом, преобразованием и воспроизведением получаемой информации, которая необходима для создания театрализованного представления или праздника. «Анализ лежит в основе закономерности организации как учебного процесса, так и профессиональной деятельности режиссёра театрализованных представлений. Он помогает выявить сильные и слабые стороны в работе режиссёра, определить передовые методы и приёмы, которые используются в отечественной и мировой театральной практике. Без анализа невозможно определить способы воздействия выразительных средств театрализованного представления на зрителя, выбрать оптимальный вариант работы, добиться эффективного конечного результата профессиональной деятельности режиссёра» [3, с. 25].
Вторым направлением работы вуза по формированию профессионального мастерства режиссёра театрализованных представлений и праздников должно стать развитие личности студента, воспитание его в первую очередь как гражданина своей страны, способного видеть современные проблемы общества и посредством творчества решать их. к общему комплексу личностных качеств режиссёра относят гуманистическое мировоззрение, активную жизненную позицию, трудоспособность, целеустремлённость, постоянную активную познавательную деятельность, ориентированную на саморазвитие на протяжении всей профессиональной деятельности.
Не менее важно для успешной профессиональной деятельности режиссёру знать новые
формы праздничной культуры, владеть современными технологиями, в целом понимать современные тенденции развития профессиональной отрасли. «Популярность концертных и массовых мероприятий, высокие требования к их организации и оформлению, расширенные технические возможности новых технологий требуют от современного режиссёра знания всех технических новинок и, главное, умения применить их в своей работе, тем самым делая любое действо оригинальным и запоминающимся» [4, с. 6].
Следовательно, профессиональная подготовка режиссёров театрализованных представлений и праздников сегодня должна включать несколько направлений и отвечать современным запросам рынка труда.
но какими методами формировать режиссёрские умения в вузах культуры с учётом современных тенденций в развитии профессиональной деятельности режиссёра? необходима методика, позволяющая системно развивать режиссёрские умения для будущей деятельности бакалавров — режиссёров театрализованных представлений и праздников.
Данная проблема изучается, хотя многие вопросы ещё не решены, из чего мы можем сделать вывод о том, что существует разрыв между теоретическими знаниями и их практическим применением.
При этом для подготовки конкурентоспособного режиссёра театрализованных представлений и праздников в вузе учебный процесс должен опираться на целостную структуру теоретических и практических знаний.
Режиссёр должен быть глубоко и разносторонне эрудированным: свободно ориентироваться в сфере театрального, музыкального, хореографического, изобразительного, дизайнерского искусства и в сфере технологий.
Правильная организация совместной деятельности творческих кафедр вуза позволит установить хорошие отношения между режиссёрами и хореографами, режиссёрами и балетмейстерами, режиссёрами и вокалиста-
^ образование в сфере культуры
ми, режиссёрами и композиторами, режис- спективы развития различных творческих
сёрами и звукорежиссёрами, режиссёрами и специальностей в вузах культуры, в частности
дизайнерами. Это должно быть не абстракт- подготовки режиссёров театрализованных
ное общение, а конкретное. осуществляе- представлений и праздников. Практическая
мое в ходе реализации совместных проектов, значимость каждой из этих профессий и на-
в условиях творческого взаимообогащения. личие теоретических предпосылок делают ре-
Именно в этом нам видятся дальнейшие пер- шение этого вопроса актуальным.
Примечания
1. Маркова С. В. Формирование пластической культуры студентов-режиссёров театрализованных представлений и праздников в условиях высшего художественно-педагогического образования : дис. на соиск. учен. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.08 — теория и методика профессионального образования / Маркова Светлана Валериевна ; Краснодарский государственный университет культуры и искусств. Краснодар, 2004. 176 с.
2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования. Направление подготовки 071400 «Режиссура театрализованных представлений и праздников». Москва : МГУКИ, 2011. 99 с.
3. Тарасов П. Ю. Формирование аналитических умений у режиссёров театрализованных представлений и праздников в процессе профессиональной подготовки в вузе : дис. на соиск. учен. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Тарасов Павел Юрьевич ; Московский государственный университет культуры и искусств. Москва, 2010. 179 с.
4. Трофимов С. В. Новые технологии в современной шоу-индустрии // Сборник научных трудов кафедры режиссуры театрализованных представлений / сост. В. М. Лензон. Москва : МГУКИ, 2012.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям) (квалификация (степень) «бакалавр») : утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. N 781 [Электронный ресурс] // Га-рант.Ру : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/97449/
References
1. Markova S. V. Formirovanie plasticheskoi kul'tury studentov-rezhisserov teatralizovannykh predstavlenii i prazdnikov v usloviyakh vysshego khudozhestvenno-pedagogicheskogo obrazovaniya. Diss. cand. ped. nauk [Formation of plastic culture of students directors of the dramatized representations and holidays in the conditions of the highest art pedagogical education. Cand. ped. sci. diss.]. Krasnodar, 2004. 176 p.
2. Main educational program of higher education. The direction of preparation 071400 "Direction of the dramatized representations and holidays". Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2011. 99 p. (In Russian).
3. Tarasov P. Yu. Formirovanie analiticheskikh umenii u rezhisserov teatralizovannykh predstavlenii i prazdnikov v protsesse professional'noi podgotovki v vuze. Diss. cand. ped. nauk [Formation of analytical abilities at directors of the dramatized representations and holidays in the course of vocational training in higher education institution. Cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 2010. 179 p.
4. Trofimov S. V. Novye tekhnologii v sovremennoi shou-industrii [New technologies in the modern show industry]. Sbornik nauchnykh trudov kafedry rezhissury teatralizovannykh predstavlenii [The collection of scientific works of chair of direction of the dramatized representations]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2012.
5. The federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 051000 Vocational education (on branches) (qualification (degree) "bachelor") (In Russian, unpublished).