СТРУКТУРА и СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЖИССЁРА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ
УДК 37.02
С. В. Левицкая
Московский государственный институт культуры
В статье представлено авторское понимание музыкально-эстетической культуры режиссёра театрализованных представлений и праздников, рассмотрены её содержательные и структурные элементы в контексте модернизации вузовского учебно-воспитательного процесса. Среди них автор выделяет когнитивный, эмотивный, ценностно-смысловой и созидательно-творческий компоненты, дающие возможность режиссёру реализовать себя во всех видах профессиональной деятельности. По мнению автора, музыкально-эстетическая культура режиссёра выражается в его способности к художественному синтезу, обобщению и режиссёрской интерпретации театрализованного представления средствами музыки. Успешность формирования этого базового профессионального качества обусловлена высоким уровнем эрудиции, интеллекта, общей культуры, образного мышления, потребностью к разносторонней аналитической работе в процессе выбора и интерпретации слова, музыки и театрализованного действия, а также способностью безошибочно определять художественно-эстетическую ценность музыкального произведения.
Ключевые слова: музыкально-эстетическая культура, эмотивный, ценностно-смысловой и созидательно-творческий компоненты, художественный вкус, режиссёр театрализованных представлений и праздников.
S. V. Levitskaya
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
THE STRUCTURE AND CONTENT OF MUSICAL AND AESTHETIC CULTURE OF THE DIRECTOR OF THEATRICAL PERFORMANCES AND FESTIVALS
In the article the author understands of musical-aesthetic culture director theatrical performances and festivals, its content and structural elements in the context of the modernization of university educational process. Among them, the author highlights the cognitive, emotive, value-meaning and constructive and creative components, enabling the director to realize themselves in all kinds of professional activity. According to the author, musical and aesthetic culture director is expressed in its capacity for artistic synthesis, synthesis and interpretation of the pageant director by means of music. The success of this basic form of professional quality due to the high level of erudition, intelligence, common culture, creative thinking, the need for a versatile analytical work in the selection and interpretation of words, music and theatrical performances, as well as the ability to accurately determine the artistic and aesthetic value of a musical work.
Keywords: musical-aesthetic culture, emotive, value-meaning and constructive and creative components, artistic taste, director of theatrical performances and festivals.
ЛЕВИЦКАЯ СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА — аспирантка кафедры педагогики и психологии факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры LEVITSKAYA SVETLANA VICTOROVNA — doctoral student of Department of pedagogics and psychology, Faculty of Social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture
244 e-mail: [email protected]
© Левицкая С. В., 2015
Основным результатом профессиональной подготовки современных режиссёров театрализованных представлений и праздников должно стать формирование высокого уровня музыкально-эстетической культуры режиссёра-постановщика — базового профессионального качества.
Несмотря на то, что сущность и значение музыкально-эстетической культуры личности, проблемы её формирования разрабатывалась в трудах философов (Платон, А. Ба-умгартен, Г. В. ф. Гегель, И. Кант, А. Шопенгауэр); педагогов (М. А. Верб, В. Н. Липский, А. А. Оганов, Б. М. Неменский, В. А. Сласте-нин); психологов (Л. С. Выготский, Е. В. На-зайкинский, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин), музыкантов-педагогов (О. А. Апраксина, М. М. Берлянчик, Н. А. Ветлугина, Н. Л. Грод-зенская, А. И. Демченко, Д. Б. кабалевский), содержательные и структурные элементы музыкально-эстетической культуры личности в контексте модернизации вузовского учебно-воспитательного процесса не получили достаточного обоснования.
Музыкально-эстетическую культуру мы рассматриваем как интегративное личностное качество, включающее в себя когнитивный, эмотивный, ценностно-смысловой и созидательно-творческий компоненты, дающие возможность режиссёру театрализованных представлений и праздников реализовать себя в разнообразных видах профессиональной деятельности.
Рассмотрим более подробно основные компоненты музыкально-эстетической культуры, обусловливающие авторскую интерпретацию выделенных структурных единиц применительно к профессиональной деятельности режиссёра театрализованных представлений и праздников.
На наш взгляд, когнитивный компонент музыкально-эстетической культуры состоит из совокупности профессиональных знаний мирового театрального и музыкального искусства, позволяющих режиссёру театрализованных представлений и праздников оценивать материал с нравственных и эстетических
позиций, отбирать его для воплощения в создаваемом театрализованном представлении или празднике. Особое значение имеет музыкальная образованность режиссёра.
Музыка традиционно мыслится как искусство, в котором доминантное положение занимает сфера положительного. В музыке зло «разоблачается» самой музыкальной формой, существующей по законам гармонии, согласованности, «лада» в прямом и метафорическом смысле. тем самым музыка формирует познавательный, когнитивный пласт, глубинные структуры личности человека, его эстетическую культуру. Для режиссёра театрализованных представлений и праздников наличие хорошо развитого художественного вкуса, сложно организованного внутреннего мира имеет определяющее значение для успешной профессиональной деятельности.
Содержание музыкально-эстетических знаний имеет несколько значений: как предмет для усвоения и как знания о профессии, которые базируются на идеях системы к. С. Станиславского, а также на познавательном интересе, позволяющем создать необходимую базу знаний для успешного овладения профессией режиссёра. В целом система музыкально-эстетических знаний, которой овладел режиссёр, раскрывается через музыкальную подготовленность и компетентность.
Познавательно-когнитивное значение музыки для режиссёра театрализованных представлений и праздников определяется не только тем, что режиссёру музыка помогает лучше «слышать» жизнь, оценивать её звуковые проявления и воплощать их в художественной форме на сценической площадке. Через слух, посредством ассоциаций человеческое сознание познает и незвуковые, неслуховые стороны жизни, что расширяет возможности эстетического воздействия музыки, а вместе с тем и возможности режиссёра с помощью музыки выстраивать систему нравственных оценок и смысловых акцентов театрализованного представления, что требует от него проявления сформированных нравственно-этических качеств.
В когнитивный компонент музыкально-эстетической культуры режиссёра театрализованных представлений и праздников входят также знания законов строения художественных форм, видов и жанров искусства вообще и музыкального искусства в частности, знания о композиторах разных эпох, о музыкальных инструментах и др., умения режиссёра определять стилевые и жанровые качества музыкальных произведений, анализировать полученную информацию о художественно-эстетической ценности произведений различных видов искусств для их сценической интерпретации. Другими словами, когнитивный компонент музыкально-эстетической культуры режиссёра театрализованных представлений и праздников подразумевает умения получать новые знания, оперировать мыслительными действиями в работе с музыкальным материалом, проявляется в процессе слушания музыки, анализа музыкального произведения, музыкальной драматургии. Особое внимание при формировании когнитивного компонента музыкально-эстетической культуры студента — будущего режиссёра театрализованных представлений и праздников, таким образом, следует уделять активизации его мыслительной деятельности, умению самостоятельно производить мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, классификацию, систематизацию музыкального материала.
При этом не следует забывать, что учебно-познавательная деятельность будущего режиссёра театрализованных представлений и праздников, направленная на формирование когнитивного компонента музыкально-эстетической культуры, носит не столько обучающий, сколько творческий характер. Ведь к наиболее значимым профессиональным качествам режиссёра (по Вл. И. Немировичу-Данченко) относятся способность быть толкователем, умение показать, как играть; умение раскрыть актёру всё то, что осуществляется им на сцене, то есть следить за тем, как в артисте отражаются идеи автора и режиссёра, куда клонит его фантазия и до каких пре-
делов можно настаивать на той или иной задаче; быть организатором всего действия, всей постановки [2]. Исходя из этой трактовки профессиональных качеств режиссёра, нельзя преуменьшить значения умения режиссёра толковать не только сценарий, текст, но и музыкальное сопровождение в будущем театрализованном представлении.
Итак, когнитивный компонент музыкально-эстетической культуры режиссёра понимается нами как многомерное смысловое образование, формируемое на основе приобщения студента к универсальным гуманистическим ценностям культуры и искусства, а также специфическим ценностям мирового театра и музыкального наследия в ходе развития основных компетенций будущего режиссёра.
Формирование эмотивного компонента музыкально-эстетической культуры режиссёра театрализованных представлений и праздников происходит в процессе целенаправленного, осмысленного слушания музыки. Эмотив-ный компонент обусловлен чувственно-эмоциональной культурой, уровнем развитости восприятия, эмоциональной отзывчивости на различные стили и жанры музыкального искусства, а также уровнем «профессионального чутья», «режиссёрской интуиции».
формирование эмотивного компонента музыкально-эстетической культуры режиссёра театрализованных представлений и праздников в первую очередь требует развития эмоциональной, интеллектуальной и психической активности студента, а главное — режиссёрской рефлексии как личностного новообразования, возникающего в результате анализа и оценки воздействия музыкального произведения на зрителей и участников театрализованного представления или праздника. Режиссёрская рефлексия влияет на выбор и целесообразность сценического воплощения музыки в театрализованном представлении и зависит от индивидуального способа восприятия художественного образа музыкального произведения, от уровня сформированных постановочных умений, ценностно-смысловых представлений, степени музыкальной от-
зывчивости на разные направления и жанры музыки.
Характеризуя проблемы формирования эмотивного компонента музыкально-эстетической культуры режиссёра театрализованных представлений и праздников, следует обратить внимание на её «коммуникативную» составляющую. Профессиональное общение режиссёра предполагает умение общаться, использовать эмотивную силу слова, интонации голоса в работе с актёрами, художниками и участниками театрализованного представления или праздника. Создание театрализованного представления всегда сопровождается обратными эмоциональными связями, информирующими режиссёра о характере воздействия на зрителя различных видов художественных выразительных средств, приёмов и методов представления. Анализ обратных эмоциональных связей позволяет правильно расставить акценты, выбрать по стилю и жанру музыкальное произведение, с помощью которого можно будет создать целостный образ театрализованного представления.
Глубокое понимание природы человеческих эмоций, психологии восприятия имеет для режиссёра большое значение, так как без способности проникать в человеческую душу работа режиссёра не может быть плодотворной.
режиссёр общается не только с участниками коллектива, исполнителями, но и со слушателями, зрителями. Эмоциональный контакт с последними — необходимое условие осуществления режиссёрской деятельности. Для установления эмоционального контакта со зрителями широко используется язык музыкального искусства и его художественно-выразительные средства.
Ценностно-смысловой компонент музыкально-эстетической культуры режиссёра театрализованных представлений и праздников является составной частью духовно-мировоззренческой культуры его личности. Поэтому формирование ценностно-смыслового компонента музыкально-эстетической культуры студентов — будущих режиссёров складывается из синтеза приобретённых зна-
ний, убеждений, ценностных ориентаций, потребностей, способностей, которые позволяют студенту постичь ценностный смысл прежде всего своей профессии. Во-вторых, это помогает режиссёру анализировать, оценивать и определять ценностно-смысловые основы музыкального решения спектакля.
В исследованиях В. А. Василенко, М. Ш. Бонфельда, Г. П. Выжлецовой, О. В. Дробниц-кого, Л. Н. Столович, В. П. тугаринова поднимается проблема влияния на познавательный процесс в ходе анализа и оценки произведений музыкального искусства не только приобретённого художественно-эстетического опыта личности, но и вкуса как личностного новообразования. так, в процессе системного исследования музыкального искусства М. Ш. Бонфельд приходит к выводу, что художественная действительность — «категория художественно-эстетическая, ибо в той или иной мере подобный компонент присутствует в содержании любых видов искусства. В музыке же этот компонент занимает исключительное, ни с чем не сопоставимое место, пронизывая музыкальную ткань во всех измерениях...» [1].
Синкретическая природа режиссёрского творчества, в единстве различных аспектов, открывает возможность в профессиональном образовательном пространстве вуза сформировать такой уровень художественного вкуса студентов-режиссёров, который будет способствовать развитию их сущностных творческих потенций. Это, в свою очередь, поможет будущему режиссёру ориентироваться не только в мире художественных, природных и общественных ценностей, но и интерпретировать музыку в театрализованном представлении по законам художественно-эстетической целесообразности, гармонии и красоты.
На всех этапах профессионального обучения и развития режиссёра и во всех структурных элементах его профессионального мышления должны присутствовать ценностно-смысловые критерии отбора темы, драматургии праздника, реквизитов, музыкального сопровождения, целостного образно-
го решения сценического действия. Поэтому слушание и восприятие музыки способно решить ряд учебно-творческих задач. На этом художественном стержне зиждутся чувственное и интеллектуальное начала профессиональной деятельности режиссёра театрализованных представлений и праздников. Отсюда можно сделать вывод о том, что художественный вкус, как критерий, формируется на основе логической последовательности психических познавательных процессов, как синтетическая, целостная структура музыкально-эстетической культуры, в которой слиты воедино художественное мышление, ассоциативные связи, логика и творческая интуиция режиссёра.
Ценностно-смысловой компонент музыкально-эстетической культуры режиссёра немыслим вне формирования такого умения, как ценностно-смысловой анализ различных музыкальных произведений в единстве стиля, жанра, содержания и формы, вне понимания самоценности этих произведений. Становление ценностного образно-смыслового содержания театрализованного представления в данных условиях выступает как результат соответствующей активной познавательной деятельности режиссёра и педагога в учебном процессе.
Высокая степень сформированности ценностно-смыслового компонента музыкально-эстетической культуры режиссёра определяется его активностью и аргументированным выбором различных видов профессиональной деятельности и способов раскрытия художественных и музыкальных образов, интерпретации драматургического материала на основе необходимых для режиссёра знаний, умений и навыков в процессе музыкально-постановочной деятельности.
Проявление ценностно-смыслового компонента музыкально-эстетической культуры режиссёра выражается через специфические коммуникационные каналы, по сути своей художественные, возникшие в процессе создания представления на основе синтеза искусств. В этом ряду следует учитывать при-
емлемые для театрализованного представления сочетания музыки и танца, поэзии и риторики, графики и живописи, скульптуры и архитектуры, благодаря которым процесс формирования музыкально-эстетической культуры становится для студента более близким и понятным.
К критериям ценностно-смыслового компонента музыкально-эстетической культуры режиссёра следует отнести высокий художественный вкус, ценностно-смысловое отношение к музыке, определяющееся устойчивым интересом, способностью восприятия музыкального произведения, его аргументированного анализа и целесообразного выбора в конкретной постановке.
Созидательно-творческий компонент музыкально-эстетической культуры режиссёра выражается в сознательной трансляции и творческой интерпретации ценностей музыки в постановочной деятельности.
Профессиональное развитие и формирование личности режиссёра театрализованных представлений и праздников происходит в процессе активной созидательно-творческой деятельности. Поэтому труд режиссёра театрализованных представлений и праздников рассматривается нами как процесс, имеющий определённую специфику и приводящий к созданию нового, а креативность — как потенциал, его внутренний ресурс. Для режиссёра театрализованных представлений и праздников умение мыслить творчески является одним из необходимых условий профессиональной самореализации. Режиссёрская профессия чрезвычайно многообразна и многофункциональна, а созидательно-творческая деятельность режиссёра театрализованных представлений и праздников направлена на создание гармоничного, целостного сценического произведения.
И в этом ему должны помогать навыки музыкального оформления спектакля, среди которых особо можно выделить: умения и навыки воплощения замысла постановки средствами музыки, творческой организации репетиционного процесса в процессе музыкального
сопровождения, умение воспользоваться арсеналом выразительных средств музыки, умение верно подобрать жанровое музыкальное решение спектакля, перевести литературный текст в образную форму с помощью различных звуков и музыкальных средств.
работая над театрализованным представлением, режиссёр также должен думать о том, как объединить большое количество зрителей, как помочь им рассредоточиться и одновременно воспринять основную тему всего представления, как подчинить второстепенное главному и единому. Участник театрализованного представления редко находится длительное время в каком-либо одном месте. Передвигаясь по сценической территории представления, он имеет возможность, в соответствии со своими интересами и вкусами, выбрать то или иное мероприятие, аттракционы или зрелище. Музыкальное сопровождение в этом творческо-созидательном пространстве спектакля способно объединить исторические, временные события и сюжетно-ролевые аспекты, придать спектаклю эмоциональную целостность, зрелищность, художественную значимость, вдохнуть смысл.
композиционно-структурное строение театрализованного представления в общих чертах напоминает структуру драмы, но важнейшие её элементы более обобщены и творческий монтаж осложнён огромным различием природы, характера и формы сценического материала театрализованного действия. В театрализованном представлении словом пользуются экономно, костюмы, декорации и символические реквизиты рисуют масштабы и событийный ряд театрализованного действия, а причинно-следственные связи и психологизм
театрализованного представления обеспечиваются выразительными средствами музыки.
Необходимость выразить внутренний образ представления через внешнюю форму подачи драматургии материала обуславливает несколько иную интерпретацию и технологическую подоплёку применения музыки в работе над театрализованным представлением. Поэтому музыкально-эстетическая культура режиссёра театрализованных представлений входит в его профессиональную компетентность как основополагающий компонент.
Итак, музыкально-эстетическая культура составляет основу мастерства режиссёра и подразумевает действия, направленные не только на приобретение музыкально-эстетических знаний, понимание, анализ, восприятие, ценностно-смысловое отношение к музыкальным произведениям. Музыкально-эстетическая культура режиссёра выражается в его умении синтезировать, в способности к художественному обобщению и режиссёрской интерпретации театрализованного представления средствами музыки. Другими словами: от анализа через синтез к созидательно творческой интерпретации театрализованного действия на сценической площадке.
режиссёрское искусство заключается в творческой организации всех элементов театрализованного представления с целью создания единого, гармонически целостного театрализованного произведения. Эту цель режиссёр театрализованных представлений достигает на основе своего творческого замысла, в структуре которого музыка играет важную роль, позволяя найти для театрализованного представления наиболее удачное эмоциональное решение.
Примечания
1. Актуальные проблемы воспитания актёрских и режиссёрских кадров эстрады в вузе : сборник научных трудов / ред.-сост. И. А. Богданов. Ленинград : ЛГИТМИК, 1987. 119 с.
2. Бонфельд М. Ш. Музыка: Язык. Речь : опыт системного исследования музыкального искусства : монография. Санкт-Петербург : Композитор, 2006. 648 с.
3. Каган М. С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Музыка в школе. 1987. № 4. С. 28—32.
4. Карпушкин М. А. Уроки Мастера : конспекты по театральной педагогике А. А. Гончарова. Москва : ГИТИС, 2005. 214 с.
References
1. Bogdanov I. A., ed. Aktual'nye problemy vospitaniya akterskikh i rezhisserskikh kadrov estrady v vuze [Actual problems of education of actor's and director's shots of a platform in higher education institution]. Leningrad, Publishing house of The Leningrad state institute of theater, music and cinematography of N. K. Cherkasov, 1987. 119 p.
2. Bonfel'd M. Sh. Muzyka: Yazyk. Rech' : opyt sistemnogo issledovaniya muzykal'nogo iskusstva [Music: Language. Speech: experience of system research of musical art]. St. Petersburg, Compozitor Publishing House • Saint-Petersburg, 2006. 648 p.
3. Kagan M. S. Rol' i vzaimodeistvie iskusstv v pedagogicheskom protsesse [Role and interaction of arts in pedagogical process]. Muzyka v shkole [Music in school]. 1987, No. 4, pp. 28—32.
4. Karpushkin M. A. Uroki Mastera: konspekty po teatral'noi pedagogike A. A. Goncharova [Master's lessons: abstracts on theatrical pedagogics of A. A. Goncharov]. Moscow, Publishing house of The Russian University of Theatre Arts (GITIS), 2005. 214 p.
С
ПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИИ РЕЖИССЁРОВ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИИ И ПРАЗДНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
УДК 37.03
А. В. Наумова
Московский государственный институт культуры
В статье рассматривается специфика формирования умений в процессе профессиональной подготовки режиссёра театрализованных представлений и праздников в вузе. Статья посвящена проблемам организации учебного процесса студентов-бакалавров с учётом требований новых образовательных стандартов, в которых особое внимание уделяется аналитической деятельности будущего режиссёра театрализованных представлений и праздников. В результате обучения студент должен приобрести умения оценки, анализа, преобразования и воспроизведения получаемой информации. Делается вывод, что в связи с изменениями образовательных стандартов следует скорректировать методики преподавания специальных дисциплин по данному направлению подготовки. В данной статье представлены дальнейшие перспективы и предполагаемые пути развития в данной области исследования. Статья адресована в первую очередь преподавателям вузов культуры и искусств, а также аспирантам, соискателям, докторантам. Ключевые слова: высшее профессиональное образование, режиссёр, театрализованные представления и праздники, умения.
A. V. Naumova
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
SPECIFICITY OF FORMATION OF PROFESSIONAL SKILLS OF DIRECTORS OF THEATRICAL PERFORMANCES AND FESTIVALS IN THE LEARNING PROCESS AT THE UNIVERSITY
This article looks at the specifics of formation of skills in the process of training directed theatrical performances and festivals in high school. Article deals with the problems of training bachelors of the profession with the new educational standards. The influence of modern trends in the activities of the directors of this direction. Directorial skills are presented based on the specific professional
НАУМОВА АНГЕЛИНА ВЛАДИМИРОВНА — аспирантка кафедры психологии и педагогики факультета социально-культурной деятельности, преподаватель кафедры режиссуры театрализованных представлений театрально-режиссёрского факультета Московского государственного института культуры NAUMOVA ANGELINA VLADIMIROVNA — doctoral student of Department of psychology and pedagogy, Faculty of Social and cultural activities, teacher of Department of directing theatrical performances, Moscow State Institute of Culture
e-mail: [email protected] © Наумова А. В., 2015