Научная статья на тему 'К проблеме формирования маркетинг-компетенций у будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников'

К проблеме формирования маркетинг-компетенций у будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
333
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЖИССЁР / РЕЖИССУРА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ / ИСКУССТВО / КУЛЬТУРА / МАРКЕТИНГ / МАРКЕТИНГ-КОМПЕТЕНЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / DIRECTOR / DIRECTION OF THE DRAMATIZED REPRESENTATIONS / ART / CULTURE / MARKETING / MARKETING COMPETENCE / EDUCATIONAL STANDARD / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евсин Станислав Олегович

В статье поднимается проблема формирования маркетинг-компетенций у будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников в вузах культуры. Отмечается необходимость введения в образовательный стандарт для данного направления подготовки дисциплины «Маркетинг», для того чтобы специалист в будущей профессиональной деятельности смог быть конкурентоспособным на рынке досуговых услуг. В статье рассматривается структура профессиональных маркетинг-компетенций режиссёра театрализованных представлений и праздников. Делается вывод о необходимости модернизации процесса обучения режиссёра театрализованных представлений и праздников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евсин Станислав Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF FORMATION OF THE MARKETING COMPETENCIES OF THE FUTURE DIRECTORS OF THEATRICAL PERFORMANCES AND FESTIVALS

In article the formation problem marketing competences at future directors of the dramatized representations and holidays in higher education institutions of culture rises. Need of introduction to the educational standard for this direction of preparation of discipline “Marketing” the expert in future professional activity could be competitive in the market of leisure services is noted. In article the structure professional marketing competences of the director of the dramatized representations and holidays is considered. The conclusion about need of modernization of process of training of the director of the dramatized representations and holidays is drawn.

Текст научной работы на тему «К проблеме формирования маркетинг-компетенций у будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников»

Примечания

1. Зорилова Л. С. Патриотизм и толерантность как основа взаимодействия культур России и Турции // Исторические, культурные и экономические связи между Турцией и Россией : материалы международного симпозиума (Стамбул, 5 апреля 2012 года). Москва : Турецко-русский культурный центр, 2012.

2. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 2000. № 1.

References

1. Zorilova L. S. Patriotism and tolerance as the basis of interaction between cultures of Russia and Turkey. Historical, cultural and economic communication between Turkey and Russia. Materials of the international Symposium (Istanbul, on April 5, 2012). Moscow, Published by Turkish-Russian cultural center, 2012. (In Russian)

2. Rodzhers N. Creativity as strengthening himself. Voprosy psikhologii [Questions of Psychology]. 2000, No. 1.

ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГ-КОМПЕТЕНЦИЙ

У БУДУЩИХ РЕЖИССЁРОВ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ УДК 791:338.23 С. О . Ев с и н

Московский государственный институт культуры

В статье поднимается проблема формирования маркетинг-компетенций у будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников в вузах культуры. Отмечается необходимость введения в образовательный стандарт для данного направления подготовки дисциплины «Маркетинг», для того чтобы специалист в будущей профессиональной деятельности смог быть конкурентоспособным на рынке досуговых услуг. В статье рассматривается структура профессиональных маркетинг-компетенций режиссёра театрализованных представлений и праздников. Делается вывод о необходимости модернизации процесса обучения режиссёра театрализованных представлений и праздников.

Ключевые слова: режиссёр, режиссура театрализованных представлений, искусство, культура, маркетинг, маркетинг-компетенции, образовательный стандарт, конкурентоспособность.

S . O . Evsi n

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

TO THE PROBLEM OF FORMATION OF THE MARKETING COMPETENCIES OF THE FUTURE DIRECTORS OF THEATRICAL PERFORMANCES AND FESTIVALS

In article the formation problem marketing competences at future directors of the dramatized representations and holidays in higher education institutions of culture rises. Need of introduction to the educational standard for this direction of preparation of discipline "Marketing" the expert in future professional activity could be competitive in the market of leisure services is noted. In article the structure professional marketing competences of the director of the dramatized representations and holidays is considered. The conclusion about need of modernization of process of training of the director of the dramatized representations and holidays is drawn.

Keywords: the director, direction of the dramatized representations, art, culture, marketing, marketing competence, the educational standard, competitiveness.

ЕВСИН СТАНИСЛАВ ОЛЕГОВИЧ — аспирант кафедры педагогики и психологии факультета социально-222 культурной деятельности Московского государственного института культуры

EVSIN STANISLAV OLEGOVICH — doctoral student of the Department of Pedagogy and Psychology, Faculty

of social and cultural activity, Moscow State Institute of Culture . . .

e-mail: stanislav.evsin@ya.ru

© Евсин С. О., 2015

В современной индустрии досуга театрализованные представления и праздники пользуются большой популярностью.Детские праздники, свадьбы, творческие инсталляции, перформанс, международные конкурсы, фестивали, уличные театры, карнавальные движения, тематические концерты, театрализованные ритуалы, олимпиады и многое другое — это те формы театрализации, которые призывают и приобщают человека к культуре через творчество, общение, развлечения, мотивируют и воспитывают его нравственно и духовно. Главным предназначением этих форм театрализованного досуга является перцептивное, коммуникативное и интерактивное общение между людьми.

Для дальнейшего развития и продвижения театральных форм в массы существует социально-культурный маркетинг. В своей статье «Маркетинг в социально-культурной сфере» В. Е. Новаторов пишет: «Доминирующим продуктом обмена в социально-культурной сфере была и остаётся услуга, несущая в себе общеизвестные особенности: неосязаемость и нематериальность, неотделимость от производителя и непостоянство качества, несохраняемость и неравномерность» [6].

Часто об этом забывают и ставят услуги культуры и искусства в один ряд с другими услугами: транспортными, банковскими, коммунальными и т.д. А ведь сфера искусства и культуры работает совершенно по другим законам, и это нужно чётко понимать.

Уровень подготовки любого театрализованного действия во многом, если не в основном, зависит от менеджера постановочного процесса — режиссёра. Он выпускает конечный продукт и является цензором музыкантов, дирижёров, художников, хореографов — всех тех, кто участвует в производстве услуг культуры. В связи с этим подготовка режиссёров театрализованных представлений и праздников в вузах должна быть построена таким образом, чтобы будущий специалист смог овладеть всем необходимым комплексом умений и навыков.

Однако формирование профессиональных

компетенций у будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников в реальном учебно-воспитательном процессе вуза отстаёт от требований рынка развлекательных и досуговых услуг.

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки «Режиссура театрализованных представлений», квалификация (степень) бакалавр, названы общекультурные компетенции, которыми должен обладать режиссёр театрализованных представлений и праздников. Среди них есть и такие: основы авторского права, правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности, основы менеджмента и маркетинга в сфере художественного творчества.

Как видим, режиссёру театрализованных представлений и праздников необходимо обладать маркетинг-компетенциями — для полноценной реализации деятельности в сфере развлекательных услуг, но в учебном плане вузов культуры данная дисциплина пока мало разработана.

Обратимся к понятию такого явления, как «маркетинг».

«Маркетинг — это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена» [3].

«Маркетинг — это социальный и управленческий процесс, с помощью которого отдельные лица и группы лиц удовлетворяют свои нужды и потребности посредством создания товаров и потребительских ценностей и взаимообмена ими» [3].

«Маркетинг — это процесс планирования и воплощения замысла, ценообразование, продвижение и реализация идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций» (Американская организация маркетинга (АМА)) [3].

Проанализировав эти определения, мы видим ключевые слова, относящиеся и к режиссёру театрализованных представле-

ний и праздников: управленческий процесс, воплощение замысла, продвижение, реализация идей.

Обратившись к учебному плану по направлению специальности «Режиссура театрализованных представлений» в вузе, мы выявили отсутствие профессиональной подготовки по дисциплинам «Менеджмент» и «Маркетинг».

Изучив документы об образовании, мы провели небольшой опрос среди деятелей культуры и искусств (А. Д. Силин — режиссёр театрализованных представлений и праздников, сценарист, критик, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии СССР, С. М. Комин — преподаватель кафедры режиссуры театрализованных представлений МГИК, профессор, заслуженный артист РФ, режиссёр театрализованных представлений и праздников, лауреат Всероссийской премии «Грани Театра масс», лауреат премии Москвы, В. И. Полунин — актёр, режиссёр, клоун, народный артист России и другие). Конструктивное общение с профессионалами позволило нам сделать некоторые выводы.

Организация театрализованного представления — весьма трудоёмкий и сложный процесс, который требует не столько физических, сколько психологических сил. Сгенерировать идею, заинтересовать свою постановочную команду, всех зрителей, осуществить рекламную акцию своего мероприятия, продумать логистику, оценить особенности технического оснащения площадки — это прерогатива многосторонней и гармонично развитой личности режиссёра театрализованных представлений и праздников.

На основании проведённого опроса мы правомерно можем сказать, что профессиональная подготовка режиссёра театрализованных представлений и праздников в современных условия происходит в условиях жёсткой конкуренции на рынке индустрии досуга. Поэтому в ряду профессионально важных качеств режиссёра, среди которых мы выделяем такие, как креативность, эрудирован-

ность, сообразительность, организованность, находится и такое, как конкурентоспособная личность. Личностные качества являются доминирующим внутренним психологическим фактором пролонгированной конкурентоспособности специалистов на рынке труда.

В книге В. И. Черниченко и Т. В. Христидис «Педагогика высшей школы: теория воспитания» читаем: «В задачи культурной политики входит не просто отказ от антагонизма, но поиск возможностей включения полезной во всех отношениях конкуренции в сферу культуры. Конкуренция стимулирует подготовку конкурентоспособных специалистов» [17].

По мнению В. И. Шаповалова, «конкурентоспособность — социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая её потенциальные возможности в достижении успеха (в учёбе, профессиональной и внепрофессио-нальной жизнедеятельности) за счёт адекватного индивидуального поведения в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром» [18].

Исследованием темы именно конкурентоспособной личности занимались учёные: А. Агеев, Н. Н. Воронцов, Г. Ф. Гаузе, В. В. Круглов, Р. Мэтьюз, Р. С. Пиндайк, Т. Питерс, М. Э. Портер, Д. Л. Рубинфельд, Б. Трейси, Т. Фридмен, Дж. Б. Хейвуд, М. Хейг, М. Холл, Ч. Хэнди.

Возвращаясь к вопросу формирования конкурентоспособной личности режиссёра театрализованных представлений и праздников, следует отметить, что, поскольку в настоящее время досуговая и развлекательная деятельность имеет стратегическое значение в культурной политике страны, а режиссёр является той единицей, которая определяет качество выпускаемого продукта, развитые маркетинг-компетенции режиссёра помогают ему эффективно и продуктивно влиять на социокультурное развитие населения.

Помимо формирования конкурентоспособной личности, в понятие маркетинг-компетенций входит умение презентовать себя

и свой продукт, быть менеджером постановочного процесса, умение профессионально составлять резюме, владеть современным техническим оборудованием для создания инновационных самопрезентаций и презентаций новейших концепций технологии праздника. Закладываться эти умения и навыки должны в период обучения специалиста в вузе. Детально изучив программу подготовки специальности «Режиссура театрализованных представлений», мы видим существенные недоработки в организации учебного процесса.

Как мы уже говорили, большую значимость в образовательной программе режиссёров имеют:

• творческая составляющая (работа режиссёра со световыми технологиями, звуковой аппаратурой, умение подобрать музыкальный материал, работа режиссёра с композитором, балетмейстером, художником);

• формирование постановочных умений (композиционного видения представления, определения конфликта, художественного образа всего мероприятия, задачи, сверхзадачи и т.д.).

Отсутствие маркетинговых компетенций у молодых специалистов данной профессии ограничивает возможность реализации собственного продукта (праздника) на рынке развлекательных услуг.

В настоящее время государству становится сложно оставаться законодателем в культуре, поэтому частично оно передало свою функцию субъектам (инвент-компаниям), которые занимаются досуговой деятельностью человека, развитием патриотического воспитания молодёжи, мотивируют и направляют её, заботятся о развитии национальной идеи России. Подобные компании не могут развиваться без профессионального, компетентного управления и регулирования. Поэтому главная задача государства в социокультурной сфере — готовить соответствующих специалистов (режиссёров), которые способны управлять этими субъектами, внедрять новые формы работы, создавать

инновационные виды деятельности в данной сфере. Для того чтобы быть руководителем такой компании или её сотрудником, нужно обладать соответствующими компетенциями, в первую очередь уметь профессионально представлять свой продукт и синтезировать в себе такие качества, как коммуникабельность, мобильность, решительность, — в общем, быть лидером. Многие молодые специалисты некомпетентны в самопрезентации собственных услуг, а в данной сфере это необходимо, так как профессия предполагает общение с клиентами, бизнес-партнёрами и т.д. Закладываться подобные навыки и умения должны в процессе обучения в вузе, который предполагает развитие у студентов способности получать теоретические знания и уметь их применять в реальной жизни. В противном случае из-за отсутствия в образовательной программе нужных для профессии компетенций будущий специалист может оказаться невостребованным. Для этого, мы считаем, нужна модернизация процесса обучения в вузе.

Маркетинговые компетенции в целом достаточно разработаны, но, в основном, для таких профессий, как менеджер по маркетингу, руководитель отдела продаж, бренд-менеджер, экономист, рекламный агент и т.д. Вопросами маркетинга занимались такие учёные, как Г. Армстронг, Л. И. Рудич, Н. А. Михеева, Л. Н. Галенская, Г. Л. Тульчинский, О. И. Карпухин, Ф. Котлер и другие.

Проблемы маркетинга в социально-культурной сфере разработаны в трудах В. Е. Новаторова, В. М. Чижикова, В. В. Чижикова и других. В этих работах рассматриваются аспекты коммерческой деятельности театров, библиотек, музеев и других учреждений социально-культурной сферы, осуществляющих свою деятельность на принципах маркетинга. Среди этих работ представляет интерес работа В. Е. Новаторова «Социально-культурный маркетинг: история, теория, технология», в которой большое внимание уделено ранее не разрабатывавшимся технологиям социально-культурного маркетинга:

интернальному маркетингу, инвент-марке-тингу, бенчмаркетингу и другим. Выявляя специфику социально-культурного маркетинга, автор анализирует общие и отличительные черты в процессе создания и продвижения нового «товара», отмечает, что коммерческие организации ищут способы продвижения своих товаров для получения прибыли. Продукты и товары организаций сферы культуры ориентированы на творческий успех и востребованность публики.

Исследованием различных аспектов формирования профессиональных компетенций у режиссёров театрализованных представлений и праздников занимались такие учёные, как Е. О. Багрова, Н. Н. Соколова, Н. Д. Конович, С. В. Левицкая, М. Ш. Махарадзе, П. Ю. Тарасов и другие. Однако в этих работах формированию маркетинговых компетенций внимания уделено мало.

Возникновение новых социально-культурных реалий на горизонте развлекательной и досуговой деятельности требует переоценки творческих и методических основ преподавания режиссёрам театрализованных представлений и праздников. В настоящее время существуют острые противоречия между высокими профессиональными требованиями к выпускникам вузов культуры и их подготовкой в процессе обучения.

Обобщение опыта подготовки режиссёров театрализованных представлений и праздников в вузах России, в контексте нашей исследовательской проблемы, позволяет утверждать, что одной из задач режиссёра как профессионала является формирование компетенций в области проектирования и управления творческими продуктами. Вся система подготовки таких специалистов должна быть направлена на передачу специальных знаний, на формирование навыков и умений в области теории и практики продвижения творческих товаров на рынке досуговых услуг, на основе современных принципов менеджмента и маркетинга.

В связи с этим для модернизации учебного процесса, для того чтобы образование не

отставало от практики, мы считаем необходимым формирование маркетинг-компетенций у будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников, которые отличаются от маркетинг-компетенций экономистов, управленцев, бренд-менеджеров и т.д. В структуре профессиональных маркетинг-компетенций режиссёра театрализованных представлений и праздников мы выделяем следующие группы знаний и умений:

• знание современных концепций арт-менеджмента, разработанных в различных сферах культуры и искусства, и оценка перспектив и специфики их применения в современной практике режиссуры театрализованных представлений и праздников;

• профессиональное владение методикой маркетинговой, финансовой, управленческой и проектной деятельности, методами коммерческой деятельности в области режиссуры театрализованных представлений и праздников и индустрии досуга;

• умение проектировать, организовывать и управлять деятельностью фирмы, совместного или государственного учреждения культуры и искусства;

• умение проектировать творческую деятельность художественного профессионального или самодеятельного коллектива, отдельного артиста;

• знание и умение применять на практике законодательные и нормативно-правовые документы, регламентирующие авторские права профессиональной деятельности режиссёра театрализованных представлений и праздников.

На наш взгляд, формирование маркетинг-компетенций предполагает развитие таких профессионально важных качеств, как конкурентоспособность, гибкость, ответственность, работоспособность, порядочность, нравственность, способность к генерированию инновационных идей, лидерству, командоо-бразованию, умение принимать стратегические и тактические решения, умения выстраивать эффективные взаимоотношения с социальными партнёрами, бизнес-партнёрами,

органами государственной власти и другие. стратегии развития инновационных куль-

Обладание маркетинг-компетенциями турных программ, создавать новые творче-

позволит будущим режиссёрам, в условиях ские проекты и продукты в области режис-

конкуренции на рынке досуговых и развле- суры театрализованных представлений и

кательных услуг, эффективно осуществлять праздников.

Примечания

1. Жарков А. Д., Жаркова Л. С. Подготовка профессиональных и научных кадров на кафедре культурно-досуговой деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 5 (67). С. 136—143.

2. Касаткина С. А. Менеджмент социокультурной среды в условиях плюрализма ценностного контекста // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 1 (57). С. 92—97.

3. Котлер Ф. и др. Основы маркетинга / Филип Котлер, Гари Армстронг, Джон Сондерс, Вероника Вонг ; [общ. ред. Н. В. Шульпиной]. 2-е европ. изд. Москва и др. : Вильямс, 2000. 943 с.

4. Надаховская Т. А. Особенности реализации программ высшего образования в условиях Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // Культура и образование. 2014. № 1 (12). С. 57—60.

5. Новаторов В. Е. Ивент-маркетинг как трендовая технология социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 2 (58). С. 175—180.

6. Новаторов В. Е. Маркетинг в социально-культурной сфере // Культура и образование. 2015. № 1 (16). С. 80—87.

7. Олешкевич К. И. Внедрение коммерческого подхода к организации культурно-досуговых программ для детей // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 3 (59). С. 138—142.

8. Ремизов В. А., Садовская В. С. Профиль и анфас современного образовательного процесса в сфере культуры и искусства // Культура и образование. 2014. № 3 (14). С. 41—46.

9. Силин А. Д. Дорога на площадь. Специфика работы режиссёра при постановке массовых театрализованных представлений и праздников под открытым небом и на больших нетрадиционных сценических площадках. Москва : Наука, 2013. 69 с.

10. Спинжар Н. Ф. Вопросы гуманитарной подготовки и самореализации личности будущего специалиста в вузе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (65). С. 211—217.

11. Суминова Т. Н. Творческое предпринимательство в контексте формирования креативной экономики и региональной политики в сфере культуры и искусства // Культура и образование. 2014. № 1 (12). С. 103—109.

12. Тихонова В. А. Культурная политика в контекст задач патриотического воспитания // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 3 (53). С. 26—29.

13. Христидис Т. В. Психолого-педагогическое сопровождение студентов в вузе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 1 (63). С. 172—176.

14. Черниченко В. И., Христидис Т. В. Педагогика высшей школы: теория воспитания. Москва : МГУКИ, 2009. 117 с.

15. Чижиков В. М. Новые подходы к технологиям менеджмента социально-культурной деятельности // Культура и образование. 2013. № 1 (10). С. 73—78.

16. Чижиков В. М. Организационная культура как механизм управления субъектами культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 3 (53). С. 199—203.

17. Чижиков В. М., Чижиков В. В. Теория и практика социокультурного менеджмента : учебник. Москва : МГУКИ, 2008.

18. Шаповалов В. И. Формирование конкурентоспособной личности в условиях школьного дополнительного образования / под науч. ред. Ю. С. Тюнникова. Сочи, 2008.

References

1. Zharkov A. D., Zharkova L. S. Preparation of professional and scientific personnel at the Department of cultural and leisure activities. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 5 (67), pp. 136—143. (In Russian)

2. Kasatkina S. A. Management of social and cultural environment in the context of value pluralism context. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2014, No. 1 (57), pp. 92—97. (In Russian)

3. Kotler F., ets. Osnovy marketinga [Marketing Essentials]. Moscow, ets., Williams Publishing, 2000. 943 p.

4. Nadakhovskaya T. A. Osobennosti realizatsii programm vysshego obrazovaniya v usloviyakh Federal'nogo zakona "Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii" [Features of implementation of programs of the higher education in the conditions of the Federal law "About education in the Russian Federation"]. Kul'tura i obrazovanie [Culture and Education]. 2014, No. 1 (12), pp. 57—60.

5. Novatorov V. E. Event marketing as a trend technology of socio-cultural activities. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts].

2014, No. 2 (58), pp. 175—180. (In Russian)

6. Novatorov V. E. Marketing v sotsial'no-kul'turnoi sfere [Marketing in the socio-cultural sphere]. Kul'tura i obrazovanie [Culture and Education]. 2015, No. 1 (16), pp. 80—87.

7. Oleshkevich K. I. The introduction of commercial approach in the organization of cultural and leisure programs for children. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 3 (59), pp. 138—142. (In Russian)

8. Remizov V. A., Sadovskaya V. S. Profil' i anfas sovremennogo obrazovatel'nogo protsessa v sfere kul'tury i iskusstva [Profile and fullface of modern educational process in the sphere of culture and art]. Kul'tura i obrazovanie [Culture and Education]. 2014, No. 3 (14), pp. 41—46.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Silin A. D. Doroga na ploshchad'. Spetsifika raboty rezhissera pri postanovke massovykh teatralizovannykh predstavlenii i prazdnikov pod otkrytym nebom i na bol'shikh netraditsionnykh stsenicheskikh ploshchadkakh [The road on the square. Specifics of work of the director at statement of the mass dramatized representations and holidays open-air and on big nonconventional scenic platforms]. Moscow, Akademizdatcenter "Nauka" RAS, 2013. 69 p.

10. Spinzhar N. F. Implication of humanitarian preparation with problems of self-realization of the identity of future expert in higher education institution. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 3 (65), pp. 211—217. (In Russian)

11. Suminova T. N. Tvorcheskoe predprinimatel'stvo v kontekste formirovaniya kreativnoy ekonomiki i regional'noy politiki v sfere kul'tury i iskusstva [Creative business in the context of formation of creative economy and regional policy in the sphere of culture and art]. Kul'tura i obrazovanie [Culture and Education]. 2014, No. 1 (12), pp. 103—109.

12. Tikhonova V. A. Kul'turnaya politika v kontekst zadach patrioticheskogo vospitaniya [Cultural policy in a context of problems of patriotic education]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, No. 3 (53), pp. 26—29. (In Russian)

13. Khristidis T. V. Psycho-pedagogical support of students at the university. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts].

2015, No. 1 (63), pp. 172—176. (In Russian)

14. Chernichenko V. I., Khristidis T. V. Pedagogika vysshei shkoly: teoriya vospitaniya [Pedagogics of the higher school: theory of education]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2009. 117 p.

15. Chizhikov V. M. Novye podkhody k tekhnologiyam menedzhmenta sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [New approaches to technologies of management of welfare activity]. Kul'tura i obrazovanie [Culture and Education]. 2013, № 1 (10), pp. 73—78.

16. Chizhikov B. M. Organizatsionnaya kul'tura kak mekhanizm upravleniya sub"ektami kul'turnoi deyatel'nosti [Organizational culture as mechanism of management of subjects of cultural activity]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, No. 3 (53), pp. 119—203. (In Russian)

17. Chizhikov B. M., Chizhikov V. V. Teoriya i praktika sotsiokul'turnogo menedzhmenta [Theory and practice of social and cultural management]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2008.

18. Shapovalov V. I. Formirovanie konkurentosposobnoi lichnosti v usloviyakh shkol'nogo dopolnitel'nogo obrazovaniya [Formation of the competitive personality in the conditions of school additional education]. Sochi, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.