диплома о высшем образовании становится более реальной, ощутимой. Студенты начинают всерьез обдумывать дальнейшие перспективы своей профессионально-трудовой деятельности, выбор конкретного места работы. В целом, это новый этап в жизни каждого человека. Подводя краткие итоги анализа результа-
Библиографический список
тов, необходимо заметить, что знание, полученных в исследовании тенденций и закономерностей, позволят всем субъектам образования более оптимально использовать педагогические, психологические, дидактические технологии обучения в Вузе.
1. Фрнкл В. Человек в поисках смысла. Москва: Смысл, 2003.
2. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации. Москва: Смысл, 2000.
3. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи России. Санкт-Петербург, 2008.
4. Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов. Москва: Смысл, 2011.
5. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности. Психологические механизмы регуляции социального поведения. 2009; 7: 21 - 25.
References
1. Frnkl V. Chelovek v poiskah smysla. Moskva: Smysl, 2003.
2. Leont'ev D.A. Test smyslozhiznennyh orientacii. Moskva: Smysl, 2000.
3. Lisovskij V.T. Duhovnyj mir i cennostnye orientacii molodezhi Rossii. Sankt-Peterburg, 2008.
4. Leont'ev D.A. Metodika predel'nyh smyslov. Moskva: Smysl, 2011.
5. Zotova O.I., Kryazheva I.K. Nekotorye aspekty social'no-psihologicheskoj adaptacii lichnosti. Psihologicheskie mehanizmy regulyaciisocial'nogopovedeniya. 2009; 7: 21 - 25.
Статья поступила в редакцию 15.01.19
УДК 378
Chernyak E.F., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theatre Performances and Celebrations, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russia), E-mail: [email protected]
Chernyak M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social and Cultural Activities, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russia), E-mail: [email protected]
Shalashov S.S., Honorary Worker of Culture Russian Federation, senior lecturer, Department of Theatre Performances and Celebrations, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russia), E-mail: [email protected]
TECHNOLOGIES OF ORGANIZATION OF CREATIVE PROJECTS IN THE FIELD OF FESTIVE FORMS OF CULTURE (WITH REGARD TO THE OPEN ALL-RUSSIAN COMPETITION "FACETS OF SKILL"). The article discusses a technology of organization of creative projects in the field of festive forms of culture (on the example of the open all-Russian competition "Facets of Skill"). New requirements for graduates of universities of culture have increased the need for the formation of their creative individuality, realization of creative abilities, as well as the development of individual style of professional activity. The authors identify the main objectives of the competition, give a comparative analysis of the categories of participants, the geography of the project and festive forms of culture submitted to the competition; consider the criteria for the development of professionalism of specialists-directors in creative competitions. Key words: holiday, directing, creative competition, festive forms of culture, professional activity.
Е.Ф. Черняк, канд. пед. наук, доц. каф. режиссуры театрализованны« представлений и праздников, Кемеровский государственный институт культуры, г. Кемерово, E-mail: [email protected]
М.В. Черняк, канд. пед. наук, доц. каф. социально-культурной деятельности, Кемеровский государственный институт культуры, г. Кемерово, E-mail: [email protected]
С.С. Шалашое, заслуженный работник культуры Российской Федерации, доц. каф. режиссуры театрализованных представлений и праздников, г. Кемерово, E-mail: [email protected]
ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ ПРАЗДНИЧНЫХ ФОРМ КУЛЬТУРЫ
(НА ПРИМЕРЕ ОТКРЫТОГО ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «ГРАНИ МАСТЕРСТВА»)
В данной статье рассмотрены технологии организации творческих проектов в области праздничных форм культуры (на примере открытого Всероссийского конкурса «Грани мастерства»). Новые требования к выпускникам вузов культуры усилили потребность в формировании их творческой индивидуальности, реализации креативных способностей, а также развития индивидуального стиля профессиональной деятельности. Авторы выделяют основные задачи конкурса, дают сравнительный анализ категорий участников, географии проекта и праздничных форм культуры, представленных на конкурс; рассматривают критерии развития профессионализма специалистов-режиссеров в творческих конкурсах.
Ключевые слова: праздник, режиссура, творческий конкурс, праздничные формы культуры, профессиональная деятельность.
Социокультурные и экономические в российском обществе, модернизация высшего образования ориентируют вузы культуры на поиск способов и механизмов повышения качества профессиональной подготовки специалистов, в том числе режиссеров, сценаристов в сфере праздничной культуры. Это позволит выпускникам успешно работать по избранной специальности, быть конкурентно способными на рынке труда, обладать социальной мобильностью и универсальными профессионально-личностными качествами.
В науке сложились теоретические предпосылки для разработки основ по исследуемой нами проблеме. В работах С.И. Гавдис, Д.М. Генкина, О.И. Маркова, О.Л. Орлова, Н.М. Туманова, А.И. Чечетина, И.М. Шароева и других режиссеров-педагогов рассматривались различные направления режиссерской деятельности и отдельные аспекты сценарного мастерства будущих специалистов. В работах культурологов, философов, социологов, историков, этнографов рассматриваются различные аспекты не только праздника, но и более широкого понятия «праздничная культура».
Общие культурологические аспекты праздника изучались Л.А. Абрамяном, А.Н. Афанасьевым, М.М. Бахтиным, Ф.И. Буслаевым, А.Н. Веселовским, Д.С. Ли-
хачевым, А.Ф. Лосевым, Ю.М. Лотманом, А.И. Мазаевым, А.Ф. Некрыловой, В.Я. Проппом, И.М. Снегиревым, Э.В. Соколовым, С.А. Токаревым и другими.
Статьи A.B. Захарова, С. Якобсона посвящены анализу праздников и их символике. И.В. Гужова в своем исследовании предложила технологию создания целостной модели праздника. В трудах В.Д. Назарова, А. Новикова, О.Л. Орлова, Б.Н. Петрова, И.Н. Прониной рассматривались проблемы современной праздничной культуры России.
Многочисленные исследования праздника подтверждают мысль О.И Маркова о том, что «современная парадигма высшего образования в сфере культуры ориентирована на подготовку нового типа специалиста, который должен уметь гибко приспосабливаться к меняющимся условиям социума, рынка труда, досуго-вых услуг эффективно работая в инновационном поле» [1, с. 45].
Уровень подготовки будущего специалиста - режиссера театрализованных представлений и праздников может характеризоваться наличием у специалиста профессиональных знаний в области истории и теории режиссуры, мастерства актера, сценарного мастерства, драматургии и т. д.; умений создавать и реали-зовывать оригинальный режиссерский замысел постановки различных празднич-
ных форм; навыков режиссуры, актерского мастерства применения выразительных средств при постановке праздников и театрализованных представлений.
Современные тенденции развития высшего образования и новые профессиональные требования к выпускникам вузов культуры усилили потребность в формировании их творческой индивидуальности, реализации креативных способностей, а также развития индивидуального стиля деятельности.
Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников Кемеровского государственного института культуры отвечает не только за специализацию студентов и координацию междисциплинарных связей, но и обеспечивает связь с профессиональным сообществом.
Рассматривая сферу культуры как сферу создания уникального продукта, Юдина А.И. отмечает, что «человек на рынке социально-культурных благ выступает, с одной стороны, как потребитель благ, производимых сферой культуры, а с другой стороны, как обладатель творческих способностей, знаний и навыков, необходимых организациям для осуществления процесса производства указанных благ» [2, с. 166].
Реализация модели компетенции выпускника вуза представлена в совокупности его теоретической и практической готовности к профессиональной деятельности [3].
Профессиональная компетентность определяется с двух сторон: знания, умения, навыки и способы их реализации как в деятельности, так и в общении; уровень успешности взаимодействия с социальной и профессиональной средой. Именно профессиональная среда формирует общественную необходимость профессии и ее социальный статус; транслирует ее исторические традиции и инновации.
Так в рамках профессиональной деятельности в последние годы существенно изменилось соотношение ее творческих, традиционных и инновационных компонентов. Изменился и профессиональный образ специалиста - режиссера театрализованных представлений и праздников.
Пономарев В.Д. отмечает: «профессиональный образ специалиста утверждает ценность самой профессии и профессиональной деятельности, формирует профессионально-технологическую базу для развития «творческих индустрий» и нового качества социокультурной среды. Здесь необходимым и обязательным компонентом профессиональной деятельности является потребность в специалистах, способных создавать принципиально новые алгоритмы и технологии постановочной деятельности» [4, с. 206].
Неотъемлемой частью деятельности специалистов учреждений культуры и образовательных организаций, позволяющей выявить степень профессионализма сотрудников и обучающихся, раскрыть их творческий потенциал и получить всеобщее признание являются конкурсы профессионального мастерства.
В Кемеровском государственном институте культуры уже в третий раз проходит открытый Всероссийский конкурс творческих проектов в области праздничных форм культуры «Грани мастерства». Учредители этого конкурса - Министерство культуры Российской Федерации и Кемеровский государственный институт культуры, при поддержке Департамента культуры и национальной политики Кемеровской области и Управления культуры, спорта и молодёжной политики администрации г. Кемерово.
Основной его целью является выявление и поддержка одаренной молодёжи и специалистов, деятельность которых связана с реализацией творческих проектов в сфере праздничных форм культуры для всех категорий населения.
Среди основных задач Всероссийского конкурса творческих проектов в области праздничных форм культуры: повышение значимости и престижа профессий режиссера и сценариста; обмен профессиональным опытом педагогического состава образовательных учреждений в области подготовки специалистов по направлению «Режиссура театрализованных представлений и праздников»; повышение уровня исполнительского мастерства в сфере современной пластической культуры; сохранение этнокультурных традиций, передача от поколения к поколению традиционных для российской культуры ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения; содействие формированию имиджа и корпоративной культуры ассоциаций, компаний, учреждений, предприятий на основе событийных проектов.
В состав жюри конкурса входят специалисты в сфере праздничной культуры, преподаватели ведущих вузах России по направлению «Режиссура театрализованных представлений и праздников». Ежегодно в этом конкурсе принимают участие студенты творческих вузов и ссузов; специалисты и творческие коллективы региона и России. Из года в год растет количество участников, расширяется география конкурса.
Библиографический список
В 2016 году в 5 номинациях конкурса приняли участие 47 человек из городов: Пермь, Челябинск, Улан-Удэ (Республика Бурятия), Кемерово. В 2017 году было уже три направления: «Учебный проект» с 5 номинациями; направление «Народный праздник» (3 номинации); направление «Молодёжный праздник» (5 номинаций) и в адрес организационного комитета пришло 60 заявок.
Свои работы представили преподаватели и студенты Алтайского, Кемеровского и Челябинского государственных институтов культуры, Минусинского колледжа культуры и искусств, а также режиссеры Историко-культурного и природного музея-заповедника «Томская Писаница» (г Кемерово), МУ КЦ «Бачатский» (г Белово. пгт. Бачатский), МУК КСЦ Максимовского муниципального образования (г. Иркутск) и др.
Большая часть победителей представила такие формы праздников, как театрализованное представление, театрализованный тематический концерт, массовое народное гуляние, театрализованный эпизод на основе художественного материала, театрализованный отчетный концерт, Гала-концерт Межрегионального фестиваля-конкурса, театрализованная развлекательная программа, театрализованная конкурсно-игровая программа и корпоративный праздник.
Участие в подобных конкурсах профессионального мастерства в области праздничных форм культуры, является для его участников не только средством самовыражения, но и реализует общественные потребности в новых технологиях режиссуры, сценарного мастерства, речевой и пластической культуры [5].
Учитывая возросший интерес профессионального сообщества к открытому Всероссийскому конкурсу творческих проектов «Грани мастерства», организаторы этого мероприятия в 2018 году ввели новые номинации: «Социально-значимая программа», «Народный костюм», «Презентация фирмы», «Теат Building».
Благодаря этому увеличилось число заявок не только от профильных вузов, которые на территории Сибири и Урала ведут подготовку по направлению «Режиссура театрализованных представлений и праздников» (Алтайского, Пермского, Челябинского Восточно-Сибирского институтов культуры, Московского государственного музыкального театра фольклора, Белгородского государственный институт искусств и культуры), но и учреждений культуры, организаций и фирм, занимающихся организацией и проведением праздников.
Представил свою праздничную программу тематический парк «Сочи Парк» (г Сочи), первый и лучший в стране и СнГ открытый развлекательный парк с количеством посетителей свыше миллиона человек в год. Студенты кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников КемГИК уже не первый год проходят практику в этом парке.
В рамках III Всероссийского конкурса «Грани мастерства» прошли семинары-тренинги по программе «Современные технологии в организации праздничных мероприятий. Проектная деятельность и инновации». Опытом организации и проведения таких проектов поделился генеральный директор ООО «Праздник медиа», главный редактор и издатель профессиональных журналов «Праздник», «Корпоративная культура», член Совета Союза театральных деятелей РФ по массовым формам театрального искусства, лауреат премии «Грани театра масс» Игорь Михайлович Увенчиков (г Москва)
Участие в семинарах приняли преподаватели и студенты средних профессиональных и высших учебных заведений, режиссеры и организаторы досуга, методисты учреждений культуры и дополнительного образования детей и взрослых. Среди важных тем семинаров: специфика и этапы подготовки и проведения городских праздничных мероприятий, новации и технологии в учреждениях культуры, парках культуры и отдыха, конструктор событийных и праздничных сценариев и др.
На основании вышеизложенного, следует отметить, что через подобную конкурсную форму реализуются принципиально разные виды праздничности. Можно выделить следующие критерии развития профессионализма в творческих конкурсах:
- когнитивный (теоретические знания современных технологий режиссуры, систематизация профессионального опыта, накопленного в результате практической деятельности и др.);
- эмоционально-мотивационный (потребность в профессиональном росте, удовлетворенность творческой деятельностью, положительная самооценка и др.);
- деятельностный (развитие коммуникативных и профессиональных умений; владение технологиями организации различных праздничных форм и др.);
- рефлексивно-волевой (профессиональная ответственность за результаты своей творческой деятельности, способность выстраивать дальнейшую траектория профессионального роста и др.).
1. Марков О.И. Современные проблемы подготовки режиссёров театрализованных и традиционных форм досуга в условиях высшего художественно-педагогического образования. Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2012; 194: 38 - 47.
2. Юдина А.И. Определение потребности отрасли культуры в квалифицированных кадрах в области библиотечного дела и социально-культурной деятельности. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусствю 2013; 22; Ч. I: 166 - 175.
3. Семенова Татьяна Юрьевна. Формирование готовности выпускника вуза к профессиональной деятельности: Социолого-управленческий аспект: Диссертация ... кандидата социологических наук. Москва, 2003.
4. Пономарев В.Д. Игровая культура праздника: от феномена к профессии. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2011; 17(2): 204 - 215.
5. Маркова С.В. Формирование пластической культуры студентов-режиссеров театрализованных представлений и праздников в условиях высшего художественно-педагогического образования. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Краснодар, 2004.
References
1. Markov O.I. Sovremennye problemy podgotovki rezhisserov teatralizovannyh i tradicionnyh form dosuga v usloviyah vysshego hudozhestvenno-pedagogicheskogo obrazovaniya. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury. 2012; 194: 38 - 47.
2. Yudina A.I. Opredelenie potrebnosti otrasli kul'tury v kvalificirovannyh kadrah v oblasti bibliotechnogo dela i social'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstvyu 2013; 22; Ch. I: 166 - 175.
3. Semenova Tat'yana Yur'evna. Formirovanie gotovnosti vypusknika vuza k professional'noj deyatel'nosti: Sociologo-upravlencheskij aspeki: Dissertaciya ... kandidata sociologicheskih nauk. Moskva, 2003.
4. Ponomarev V.D. Igrovaya kul'tura prazdnika: ot fenomena k professii. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2011; 17(2): 204 - 215.
5. Markova S.V. Formirovanie plasticheskoj kul'tury studentov-rezhisserov teatralizovannyh predstavlenij i prazdnikov v usloviyah vysshego hudozhestvenno-pedagogicheskogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Krasnodar, 2004.
Статья поступила в редакцию 20.12.18
УДК 378
Zhang Shanzhi, postgraduate, Pushkin State Russian Language Institute (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
COGNITIVE COMPONENT AS AN IMPORTANT PART OF ANTHROPOLOGICALLY ORIENTED LINGUODIDACTICS (INITIAL STAGE OF EDUCATION). The
study is dedicated to the identification of the cognitive component of the educational process in the Russian language at the initial stage of learning Chinese students in Russia, in particular, in the conditions of pre-university education. Its goal is to determine the place, volume and structure of the cognitive component of the educational communication of Chinese students in a foreign (Russian) language from the standpoint of anthropological linguodidactics. The relevance of the work is dictated by the need to implement in a foreign (Chinese) audience humanistically oriented linguodidactics based on three basic principles: anthropological, communicative and cognitive. The novelty of the work lies in the creation of an optimal methodology for teaching the Russian language on the cognitive aspect.
Key words: humanistically oriented linguodidactics, anthropological and cognitive principles of teaching Russian as foreign language, Chinese students, cognitive component of initial stage of education.
Чжан Шаньчжи, аспирант, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, г. Москва, E-mail: [email protected]
КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ЧАСТЬ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЛИНГВОДИДАКТИКИ (НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ)
Исследование посвящено выявлению когнитивного компонента учебного процесса по русскому языку на начальном этапе обучения китайских учащихся в условиях России, в частности, в условиях довузовского обучения. Его цель - определить место, объём и структуру когнитивной составляющей учебного общения китайских учащихся на иностранном (русском) языке с позиции антропологической лингводидактики. Актуальность работы диктуется необходимостью реализации в иностранной (китайской) аудитории гуманистически ориентированной лингводидактики, основанной на трёх базовых принципов: антропологическом, коммуникативном и когнитивном. Новизна работы состоит в создании оптимальной методики обучения русскому языку на когнитивном аспекте.
Ключевые слова: гуманистически ориентированная лингводидактика, антропологический и когнитивный принципы преподавания РКИ, китайские учащиеся, когнитивный компонент начального этапа обучения.
В современной коммуникативно ориентированной лингводидактике, в частности, методике преподавания русского языка как иностранного (далее: РКИ) обучение РКИ рассматривается как обучение общению на данном языке [1, 2, 3]. Мы также считаем, что конечной целью обучения иностранному языку (ИЯ), в том числе и РКИ, является формирование коммуникативной компетенции, т.е. умения общаться на изучаемом языке - ИЯ/РКИ. Поскольку формированию коммуникативного аспекта коммуникативной компетенции в методике преподавания РКИ посвящено немало работ [1; 2; 3], в том числе и применительно к китайским учащимся [4; 5; 6; 7], мы хотим посвятить свою работу формированию наиболее «проблемного» в отношении китайской языковой личности (ЯЛ) аспекта коммуникативной компетенции на РКИ, а именно, формированию когнитивного аспекта. Безусловно, данное формирование начинается с выявления соответствующего компонента. Особенно актуален вопрос определения когнитивного компонента в отношении китайских учащихся начального этапа (НЭ) обучения русскому языку (РЯ) в условиях России, в частности, в условиях довузовского обучения, целью которого является поступление учащихся в российские вузы. Актуальность формирования когнитивного компонента у иностранных (китайских) учащихся с позиции антропологической лингводидактики объясняется прежде всего достижениями данной науки. Эти достижения позволяют опираться на сильные стороны обучающейся личности, а также нейтрализовать в процессе учебного общения прагматико-когнитивные компоненты, мешающие овладению ИЯ (РЯ). В отношении рассматриваемого контингента - китайских учащихся НЭ обучения -обстоятельства осложняются ещё и тем, что в условиях России китайская ЯЛ, сформированная на иероглифическом письме, испытывает значительные трудности при работе с русскоязычным учебным текстом в его письменной форме (что блокирует такую сильную сторону китайского учащегося, как опора на письменный текст) [8].
Поскольку именно на НЭ обучения закладывается необходимая когнитивно-языковая база, обеспечивающая: а) общение ЯЛ в инокультурной среде; б) дальнейшую успешную учебно-профессиональную деятельность/речевую деятельность (РД) данной личности на первом курсе избранного факультета [9], следовательно, именно в этих условиях вопрос оптимального формирования когнитивного аспекта коммуникативной компетенции является насущнейшей из задач.
Предмет данного исследования - когнитивный компонент учебного процесса/учебного общения китайских учащихся НЭ обучения на РЯ в свете антропологической лингводидактики.
Цель работы состоит в определении места, объёма и структуры когнитивной составляющей гуманистически ориентированного учебного процесса по РЯ в китайской аудитории НЭ обучения.
В качестве методологической основы исследования послужила коммуника-тивно-деятельностная инвариантная модель обучения в варианте, предложенном А.А. Леонтьевым и Л.П. Мухаммад [1; 2; 3; 6; 7; 8]. Избранная нами методология в наибольшей мере валидна именно в отношении китайского контингента, поскольку данный контингент формировался в условиях специфической китайской культуры в целом, а также конфуцианской системы образования, в частности. Такой этнокультурный и социально-образовательный контекст существенно повлиял на ЯЛ данного контингента. Так, ЯЛ китайского учащегося, прошедшая школу решения коммуникативных задач по представленной в китайской образовательной системе деятельностной модели, является проактивной ЯЛ с коммуникативными стратегиями, включающими следующие этапы: 1) ориентировки; 2) целеполагания и планирования; 3) исполнения; 4) контроля и коррекции [6; 8]. А это также значит, что общение/учебное общение при изучении ИЯ/РКИ китайской ЯЛ наиболее успешно, если его строить в соответствии с данной моделью. Такое общение по своему качеству соответствует термину общение-деятельность. Поскольку все вышеназванные компоненты, реализующие стадиальность деятельностной модели, связаны с когнициями статического и динамического характера (знанием и умением осуществления коммуникативного акта, коммуникативной деятельности), следовательно, они являются первым важнейшим источником выявления когнитивного компонента в рамках коммуникативно-дея-тельностной стратегии обучения ИЯ/РКИ.
Избранный нами вариант коммуникативно-деятельностной лингводидакти-ки (методики преподавания РКИ) в заданных условиях наиболее приемлем также в силу и иных причин: в условиях, когда задачи довузовского этапа обучения иностранцев РЯ весьма грандиозны [10], а возможности ЯЛ китайского учащегося НЭ обучения (в силу этнокультурной специфики) ограничены, весьма востребованными оказываются антропологически (личностно) ориентированные методики, в центре внимания которых находится личность/ЯЛ учащегося, прежде всего в её динамическом аспекте [2; 3; 6].