Научная статья на тему 'Динамика смысложизненных ориентаций студенческой молодёжи в процессе обучения в вузе'

Динамика смысложизненных ориентаций студенческой молодёжи в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STRATEGICAL MANAGEMENT / TACTICAL MANAGEMENT / SUICIDAL RISK / WARNING SUICIDAL RISK / SOCIETY OF RISK / SOCIAL-RISK PRACTICE / SOCIAL SURROUNDINGS OF RISK / SOCIAL CONDITIONS AND FACTORS PREVENTION OF RISK / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИНАМИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черепанова М.И., Домашев А.Н.

Статья посвящена проблемам исследования смысложизненных ориентаций студенческой молодёжи российского общества. Авторы описывают динамику смысложизненных ориентаций в процессе обучения в вузе, выделяя гендерные различия. Статья включает анализ корреляционных взаимосвязей СЖО с другими значимыми психологическими характеристиками личности студентов. Авторы делают выводы о системообразующей роли смысложизненных ориентаций студентов в контексте их потребностей в достижении, ценностей и пр. Описаны значимые гендерные отличия студентов в контексте реализации их ценностей и смыслов в профессиональном образовании Статья представляет научный интерес для специалистов в области психологии и социологии образования, педагогики высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DYNAMICS OF LIFE-MEANINGFUL ORIENTATIONS OF STUDENTS IN THE TEACHING PROCESS AT A UNIVERSITY

The article discusses problems of research of life orientations of students of the Russian society. The author describes the dynamics of life orientations in the process of studying at a university, highlighting gender differences. The article includes the analysis of correlations of life orientations of students with other significant psychological characteristics of students’ personality. The authors draw conclusions about the system-forming role of life orientations of students in the context of their achievement needs, values, etc. The significant gender differences of students in the context of the implementation of their values and meanings in professional education. The article is of scientific interest for specialists in the field of psychology and sociology of education, pedagogy of higher education.

Текст научной работы на тему «Динамика смысложизненных ориентаций студенческой молодёжи в процессе обучения в вузе»

Треугольник АВС занимает проецирующее положение по отношению к горизонтальной плоскости проекций П, Для нахождения истинной величины треугольника его необходимо расположить параллельно одной из плоскостей проекций. На рис. 1 показан этот процесс при выполнении чертежа. Но не каждый курсант обладает достаточным пространственным воображением. Поэтому силами обучающихся была разработана и выполнена установка, визуально иллюстрирующая этот процесс (рис. 2). Плоскость в виде треугольника закреплена на вращающейся оси, расположенной на плоскости П, При вращении треугольника АВС (рис. 2) вокруг оси горизонтальные проекции каждой вершины

Библиографический список

треугольника (Л, В,, С,) описывают на плоскости П1 окружности, радиус которых равен расстоянию от оси вращения до горизонтальных проекций вершин треугольника (на установке они изображены разными цветами). В это же время фронтальные проекции (Л2В2 С2) вершин заданного треугольника перемещаются по прямой, параллельнойоси Ох. Таким образом, по заданной модели можно достаточно наглядно проследить процесс перемещения каждой точки вершин треугольника на плоскостях проекций при нахождении истинной величины треугольника способом вращения, что способствует более полному пониманию учебного материала.

1. Голубева М.В. Мыслить эффективно. Москва: Эксмо, 2013: 14 - 220.

2. Большая советская энциклопедия. Москва: Издательство «СЭ», 1976; Т. 25: 330 - 600.

3. Новый энциклопедический словарь. Москва: Ринол классик, 2014, 1319 - 1567.

4. Педагогические труды академика И.П. Иванова: в 2 т. Сост. И.Д. Авансян, К.П. Захаров. Санкт-Петербург: Изд. Политехн. ун-та, 2013: 7, 16 - 310.

5. Любарт Т. Психология креативности. Москва: Когито-Центр, 2013: 24 - 215.

References

1. Golubeva M.V. Myslit''effektivno. Moskva: 'Eksmo, 2013: 14 - 220.

2. Bol'shaya sovetskaya 'enciklopediya. Moskva: Izdatel'stvo «S'E», 1976; T. 25: 330 - 600.

3. Novyj 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva: Rinol klassik, 2014, 1319 - 1567.

4. Pedagogicheskie trudy akademika I.P. Ivanova: v 2 t. Sost. I.D. Avansyan, K.P. Zaharov. Sankt-Peterburg: Izd. Politehn. un-ta, 2013: 7, 16 - 310.

5. Lyubart T. Psihologiya kreativnosti. Moskva: Kogito-Centr, 2013: 24 - 215.

Статья поступила в редакцию 20.12.18

УДК 37.013.

Cherepanova M.I., Doctor of Sciences (Sociology), Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: cher_@mail.ru

Domashev A.N., Cand. of Sciences (Sociology), senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: domashev,a1960@gmail.com

THE DYNAMICS OF LIFE-MEANINGFUL ORIENTATIONS OF STUDENTS IN THE TEACHING PROCESS AT A UNIVERSITY. The article discusses problems of research of life orientations of students of the Russian society. The author describes the dynamics of life orientations in the process of studying at a university, highlighting gender differences. The article includes the analysis of correlations of life orientations of students with other significant psychological characteristics of students' personality. The authors draw conclusions about the system-forming role of life orientations of students in the context of their achievement needs, values, etc. The significant gender differences of students in the context of the implementation of their values and meanings in professional education. The article is of scientific interest for specialists in the field of psychology and sociology of education, pedagogy of higher education.

Key words: strategical management, tactical management, suicidal risk, warning suicidal risk, society of risk, social-risk practice, social surroundings of risk, social conditions and factors prevention of risk.

М.И. Черепанова, д-р социол. наук, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: cher_@mail.ru

А.Н. Домашее. канд. социол. наук, доц., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Барнаул, E-mail: domashev,a1960@gmail. com

ДИНАМИКА СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Статья посвящена проблемам исследования смысложизненных ориентаций студенческой молодёжи российского общества. Авторы описывают динамику смысложизненных ориентаций в процессе обучения в вузе, выделяя гендерные различия. Статья включает анализ корреляционных взаимосвязей СЖО с другими значимыми психологическими характеристиками личности студентов. Авторы делают выводы о системообразующей роли смысложизненных ориентаций студентов в контексте их потребностей в достижении, ценностей и пр. Описаны значимые гендерные отличия студентов в контексте реализации их ценностей и смыслов в профессиональном образовании Статья представляет научный интерес для специалистов в области психологии и социологии образования, педагогики высшей школы.

Ключевые слова: гендерные различия, смысл жизни, ценностные ориентации, профессиональное обучение, учебная деятельность, динамика.

Актуальность научного дискурса смысложизненных ориентаций обусловлена в первую очередь широкой распространенностью кризиса ценностей и смыслов современной молодёжи, что зарубежные психологи трактуют как «экзистенциальный вакуум» [1]. Кроме того, ценность подобных исследований, связана с ростом проблем и рисков отечественного профессионального высшего образования, заключающегося в значительном его обесценивании, для молодёжи в частности. Таким образом, практическая значимость представленного в статье исследования заключается в возможности использования

полученных результатов для оптимизации образовательных и воспитательных технологий в условиях высшего образования. Выборка исследования составила 118 респондентов, студентов социологического факультета АлтГУ с 1 по 4 курс бакалавриата. Тип выборки многоступенчатая, квотная (пол, возраст, курс обучения). Методы исследования включили социологический опрос, психологическую диагностику, математическую статистику, в частности корреляционный анализ. Были использованы: методика «Смысложизненные ориентации» (А.Н. Леонтьев), методика оценки потребностей в достижении (Ю.М. Орлов) и

Таблица 1

Смысложизненные ориентаций студентов в процессе обучения, в зависимости от пола (баллы)

Шкала теста/ курс обучения Юноши Девушки

Среднее значение Стандартное отклонение Среднее значение Стандартное отклонение

Цели в жизни 32,4 2,5 29,6 5,3

Процесс жизни 30,3 2,5 29,5 4,4

Результативность жизни 25,6 5,5 25,9 4,5

Локус контроля - Я 22,3 6,9 16,9 6,4

Локус контроля - жизни 29,9 7,2 30,7 7,5

определения локуса контроля (Е.Г. Ксенофонтова). Представим краткие результаты исследования в таблице 1.

На основании данных, представленных в таблице, были сделаны следующие выводы. Юноши характеризуются более высокой целеустремленностью, наличием целей и планов, определяющих специфику процесса жизни. Юноши в отличие от девушек незначительно, но, все-таки, более нацелены на процесс жизни, который трактуется в контексте данной методики, как удовлетворенность своей жизнью. Юноши демонстрируют большую осмысленность своей жизни, чем девушки. Сравнительный анализ показателей по шкале «Результативность жизни», значимых отличий между девушками и юношами не выявил. В целом можно констатировать у данной группы молодёжи позитивную оценку своих жизненных событий, ее продуктивность и осмысленность. Молодёжь находит адек-

Среднее значение потребности в достижении достигло 14 ±0,7 баллов. Согласно критериям интерпретации, это средний уровень мотивации достижения успеха, что говорит об относительно невысоком уровне целенаправленности личности, невыраженном стремлении к достижению успехов в различных областях. Далее проследим взаимосвязь между ответами респондентов. Студенты, показавшие более высокие баллы в потребности к достижениям, составили около (65,3%). При этом они отметили, что часто недовольны достигнутыми результатами. Имеют низкий балл по шкале «Результативность жизни». При этом они имеют невысокий балл по шкале «Удовлетворенность результатом жизни». Таким образом, они мотивированы на оптимизацию сложившейся ситуации. В целом, специфика взаимосвязей между потребностью в достижении и компонентами СЖО, представлена в таблице 2.

Таблица 2

Таблица корреляций потребности в достижении и субшкал смысложизненных ориентаций студенческой молодёжи

Коэффициенты корреляции

Цели в жизни Процесс жизни Результат жизни Локус контроля - Я Локус контроля - жизни

Потребность в достижении Коэффициент Пирсона 0,705 0,694 0,648 0,710 0,844

Уровень значимости 0,001 0,001 0,004 0,001 0,0001

ватный баланс между своим прошлым, настоящим и будущим. Оценка локуса контроля идентифицирует отношение молодёжи к оценке своей активности или пассивности и зависимости от внешних факторов, таких как судьба, социальное окружение, условия и пр. Как показано в таблице, присутствуют незначительные гендерные отличия. В целом у студентов обоего пола, можно констатировать такие проявления как, понимание молодёжью своей ответственности, наличия свободы выбора и решений в процессе важных жизненных решений. Студенты способны сами контролировать свою жизнь. Имеют приемлемые и адекватные смыслы жизни [2]. Незначительные отличия по половому признаку связаны с тем, что юноши в большей степени проявляют свою уверенность в возможности самостоятельного построения своей жизни, осуществляя необходимый контроль, чем девушки. Анализ шкалы «Локус контроля жизни» выявил, что большинство студенческой молодёжи, в независимости от пола, настроены на свободное принятие жизненно важных решение, воплощение их в процессе своей жизненной траектории [3]. Статистически значимых отличий между девушками и юношами выявлено не было. Для выявления системообразующей роли смысловой сферы личности, далее мы продиагностировали студентов по методике оценки локуса контроля [4]. Интерпретируем полученные данные, в контексте эффективности учебной и возможно, профессиональной деятельности студентов. Средний бал по шкале «Общей интернальности» в группе студентов составил 29±1,3 баллов. Подобный результат свидетельствует о наличии у молодёжи внутреннего локуса контроля [5]. Таким образом, более половины опрошенных студентов (68,9%) считают, что они сами являются главной системообразующей силой в своей жизни, ответственны за нее. Результат их деятельности определяется в первую очередь их собственными усилиями, а неуспехи также связаны с их личностной неэффективностью. С другой стороны, каждый третий студент (31,1%) результаты п данной шкале ниже среднего, что свидетельствует о желании переложить ответственность и контроль за результаты учебной деятельности на других субъектов или обстоятельства. Средняя оценка студентов по шакале «Интернальность в профессиональной деятельности», составила 13±баллов. Значения по данной шкале являются высокими. Следовательно, большинство респондентов (74,5%) являются личностями, понимающими, что получаемые кем-либо результаты в любой профессиональной деятельности, зависят в большей степени от качества его собственных действий и усилий. Данные студенты характеризуются выраженной склонностью к принятию ответственности на себя. Тем не менее, каждый четвертый студент (25,5%) имеет низкие значения по данной шкале, что можно трактовать, как стремление перенести ответственность за результаты своей деятельности на других людей, неблагоприятные ситуации и пр. Такие студенты меньше мотивированы к достижениям, и как правило, отличаются худшей успеваемостью по сравнению с вышеописанной группой, занчи-тельно реже такие студенты участвуют в общественных, научных, спортивных вузовских мероприятиях. Средний балл по шкале «Интернальности в сфере достижений» составила 6±1,5 баллов. Результаты по данной шкале являются индикаторами позитивного или негативного, индифферентного отношения личности к своим достижениями, в той или иной значимой сфере. Выявлено, что большинство студентов (82,9%) имеют высокую уверенность в возможности достижения ими успеха. Такие личности считают свой вклад, трудолюбие, упорство, способности главным условием своих достижений. Незначительное количество молодых людей (17,1%)считают, что достижения успеха в большей степени зависят от удачного стечения обстоятельств и в меньшей степени зависят от усилий самого человека. Далее проанализируем результаты опроса студентов по методике «Потребность в достижении». Потребность в достижении является значимым источником активности личности студентов в разных серах деятельности.

Выявлено, что шкала потребность в достижении и субшкалы теста смыс-ложизненных ориентации имеют существенные положительные корреляционные связи. Коэффициент корреляции Пирсона близок к 1, значит можно утверждать о существенности силы корреляции между шкалами. Коэффициент корреляции Пирсона>0,500, имеет положительную направленность и высокую статистическую значимость (р <0,05). Таким образом, формирование позитивных уровней всех смысложизненных ориентаций, таких как цели, процесс, результат жизни, интернальность локуса контроля личностной и жизненной активности будут стимулировать у личности студента рост потребности в достижениях, а значит успешность в учебной, общественной, научной, социальной активности. Анализ динамики показателей теста СЖО в процессе обучения студентов бакалавриата, позволил выявить следующие тенденции. Показатели студенческой молодёжи по шкале «Цель в жизни» постепенно снижаются от первого к третьему курсу, а затем достигают значительного повышения к четвертому выпускному курсу. Средне групповые показатели по шкале «Процесс жизни» повышаются от первого ко второму курсу, затем достигают минимума на третьем курсе обучения, незначительно повышаясь к концу обучения. Динамика результатов по шкале «Результативность жизни» имеет гендерную специфику. У студенток выявлена динамика понижения к третьему курсу, затем повышение к четвертому курсу. У юношей наблюдается динамика понижения ко второму курсу, затем повышения к четвертому курсу. По субшкале «Локус контроля» результаты имеют сходные тенденции. Общая динамика по субшкале «Локус контроля - жизнь» имеет отрицательную направленность у девушек, и положительную направленность у юношей. То есть в ходе профессионального обучения юноши приобретают уверенность в том, что их жизнь больше зависит от собственных решений, чем от внешних факторов, к которым обычно относят так называемые «внешние силы». Девушки же, наоборот, теряют уверенность в том, что только собственные усилия способны изменить жизнь и судьбу человека. По всем пяти субшкалам наблюдаются высокие показатели у первого и второго курсов. Это объясняется тем, что «вчерашние школьники» имеют направленность на получение высшего образования, увеличивая значимость временной перспективы. Они воспринимают свою жизнь как интересный, эмоционально насыщенный процесс, наполненный смыслом. Особенность этого периода обучения, заключается в том, что студенты еще не разочаровались в процессе обучения. Несмотря на большую сложность и рост нагрузки, студенты понимают, что это важный и необходимый этап для успешной самореализации, обеспеченного будущего и т.д. На новом жизненном отрезке, молодые люди представляют себя сильными личностями, которые обладают широкой свободой выбора, большей самостоятельностью, чем на этапе школьного обучения. Считают, что человек способен эффективно самостоятельно контролировать свою жизнь. Свободно принимать решения, воплощать в жизни свои идеи, влиять на свою судьбу. Выявлено снижение показателей по всем шкалам на третьем курсе. Это связано в большей степени с тем, что на этот отрезок профессионального обучения приходится так называемый расцвет кризиса идентичности, приходит чувство разочарования либо в процессе обучения, либо же в его наполненности. При достижении уже значительного уровня зрелости молодой человек может более объективно оценить плюсы и минусы получаемого образования и понять, подходит ли выбранная профессия ему. Эйфория, чувство восхищения от нового проходит, происходит переосмысление многих ценностных и смысложизненных ориентаций, наблюдается снижение мотивации к обучению. Возможно, стоит сказать о том, что именно на этом этапе профессионального образования наиболее ощутим кризис, собственно, самого учебно-образовательного процесса. На четвертом курсе происходит подъем показателей по всем пяти субшкалам. Это в большей степени связано с тем, что перспектива получения

диплома о высшем образовании становится более реальной, ощутимой. Студенты начинают всерьез обдумывать дальнейшие перспективы своей профессионально-трудовой деятельности, выбор конкретного места работы. В целом, это новый этап в жизни каждого человека. Подводя краткие итоги анализа результа-

Библиографический список

тов, необходимо заметить, что знание, полученных в исследовании тенденций и закономерностей, позволят всем субъектам образования более оптимально использовать педагогические, психологические, дидактические технологии обучения в Вузе.

1. Фрнкл В. Человек в поисках смысла. Москва: Смысл, 2003.

2. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации. Москва: Смысл, 2000.

3. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи России. Санкт-Петербург, 2008.

4. Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов. Москва: Смысл, 2011.

5. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности. Психологические механизмы регуляции социального поведения. 2009; 7: 21 - 25.

References

1. Frnkl V. Chelovek v poiskah smysla. Moskva: Smysl, 2003.

2. Leont'ev D.A. Test smyslozhiznennyh orientacii. Moskva: Smysl, 2000.

3. Lisovskij V.T. Duhovnyj mir i cennostnye orientacii molodezhi Rossii. Sankt-Peterburg, 2008.

4. Leont'ev D.A. Metodika predel'nyh smyslov. Moskva: Smysl, 2011.

5. Zotova O.I., Kryazheva I.K. Nekotorye aspekty social'no-psihologicheskoj adaptacii lichnosti. Psihologicheskie mehanizmy regulyaciisocial'nogopovedeniya. 2009; 7: 21 - 25.

Статья поступила в редакцию 15.01.19

УДК 378

Chernyak E.F., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theatre Performances and Celebrations, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russia), E-mail: lenablack57@mail.ru

Chernyak M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social and Cultural Activities, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russia), E-mail: chernyakm4x@gmail.com

Shalashov S.S., Honorary Worker of Culture Russian Federation, senior lecturer, Department of Theatre Performances and Celebrations, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russia), E-mail: mischievous85@mail.ru

TECHNOLOGIES OF ORGANIZATION OF CREATIVE PROJECTS IN THE FIELD OF FESTIVE FORMS OF CULTURE (WITH REGARD TO THE OPEN ALL-RUSSIAN COMPETITION "FACETS OF SKILL"). The article discusses a technology of organization of creative projects in the field of festive forms of culture (on the example of the open all-Russian competition "Facets of Skill"). New requirements for graduates of universities of culture have increased the need for the formation of their creative individuality, realization of creative abilities, as well as the development of individual style of professional activity. The authors identify the main objectives of the competition, give a comparative analysis of the categories of participants, the geography of the project and festive forms of culture submitted to the competition; consider the criteria for the development of professionalism of specialists-directors in creative competitions. Key words: holiday, directing, creative competition, festive forms of culture, professional activity.

Е.Ф. Черняк, канд. пед. наук, доц. каф. режиссуры театрализованны« представлений и праздников, Кемеровский государственный институт культуры, г. Кемерово, E-mail: lenablack57@mail.ru

М.В. Черняк, канд. пед. наук, доц. каф. социально-культурной деятельности, Кемеровский государственный институт культуры, г. Кемерово, E-mail: chernyakm4x@gmail.com

С.С. Шалашое, заслуженный работник культуры Российской Федерации, доц. каф. режиссуры театрализованных представлений и праздников, г. Кемерово, E-mail: mischievous85@mail.ru

ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ ПРАЗДНИЧНЫХ ФОРМ КУЛЬТУРЫ

(НА ПРИМЕРЕ ОТКРЫТОГО ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «ГРАНИ МАСТЕРСТВА»)

В данной статье рассмотрены технологии организации творческих проектов в области праздничных форм культуры (на примере открытого Всероссийского конкурса «Грани мастерства»). Новые требования к выпускникам вузов культуры усилили потребность в формировании их творческой индивидуальности, реализации креативных способностей, а также развития индивидуального стиля профессиональной деятельности. Авторы выделяют основные задачи конкурса, дают сравнительный анализ категорий участников, географии проекта и праздничных форм культуры, представленных на конкурс; рассматривают критерии развития профессионализма специалистов-режиссеров в творческих конкурсах.

Ключевые слова: праздник, режиссура, творческий конкурс, праздничные формы культуры, профессиональная деятельность.

Социокультурные и экономические в российском обществе, модернизация высшего образования ориентируют вузы культуры на поиск способов и механизмов повышения качества профессиональной подготовки специалистов, в том числе режиссеров, сценаристов в сфере праздничной культуры. Это позволит выпускникам успешно работать по избранной специальности, быть конкурентно способными на рынке труда, обладать социальной мобильностью и универсальными профессионально-личностными качествами.

В науке сложились теоретические предпосылки для разработки основ по исследуемой нами проблеме. В работах С.И. Гавдис, Д.М. Генкина, О.И. Маркова, О.Л. Орлова, Н.М. Туманова, А.И. Чечетина, И.М. Шароева и других режиссеров-педагогов рассматривались различные направления режиссерской деятельности и отдельные аспекты сценарного мастерства будущих специалистов. В работах культурологов, философов, социологов, историков, этнографов рассматриваются различные аспекты не только праздника, но и более широкого понятия «праздничная культура».

Общие культурологические аспекты праздника изучались Л.А. Абрамяном, А.Н. Афанасьевым, М.М. Бахтиным, Ф.И. Буслаевым, А.Н. Веселовским, Д.С. Ли-

хачевым, А.Ф. Лосевым, Ю.М. Лотманом, А.И. Мазаевым, А.Ф. Некрыловой, В.Я. Проппом, И.М. Снегиревым, Э.В. Соколовым, С.А. Токаревым и другими.

Статьи A.B. Захарова, С. Якобсона посвящены анализу праздников и их символике. И.В. Гужова в своем исследовании предложила технологию создания целостной модели праздника. В трудах В.Д. Назарова, А. Новикова, О.Л. Орлова, Б.Н. Петрова, И.Н. Прониной рассматривались проблемы современной праздничной культуры России.

Многочисленные исследования праздника подтверждают мысль О.И Маркова о том, что «современная парадигма высшего образования в сфере культуры ориентирована на подготовку нового типа специалиста, который должен уметь гибко приспосабливаться к меняющимся условиям социума, рынка труда, досуго-вых услуг эффективно работая в инновационном поле» [1, с. 45].

Уровень подготовки будущего специалиста - режиссера театрализованных представлений и праздников может характеризоваться наличием у специалиста профессиональных знаний в области истории и теории режиссуры, мастерства актера, сценарного мастерства, драматургии и т. д.; умений создавать и реали-зовывать оригинальный режиссерский замысел постановки различных празднич-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.