Д • 7universum.com
A UNIVERSUM:
№ 6 (63) /Yv\ (Г1ИППЛПГМЯ И Mrk"VrfTRnRFnFHHF июнь. 2019 г.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
ШЕСТВИЯ И ДЕМОНСТРАЦИИ КАК ФОРМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПРАЗДНИЧНОЙ
КУЛЬТУРЫ РОССИИ
Якубина Юлия Владимировна
магистрант кафедры театрализованных представлений и праздников Санкт-Петербургского государственного института культуры
РФ, г. Санкт-Петербург E-mail: [email protected]
Телеева Ирина Ивановна
доцент кафедры театрализованных представлений и праздников Санкт-Петербургского государственного института культуры
РФ, г. Санкт-Петербург
MARCHES AND DEMONSTRATIONS AS FORMS OF FESTIVE CULTURE OF RUSSIA
Yulia Yakubina
Master student of the department of theatrical performances and holidays of the St. Petersburg State Institute of Culture
Russia, St. Petersburg
Irina Teleeva
Associate Professor of the department of theatrical performances and holidays
of the St. Petersburg State Institute of Culture Russia, St. Petersburg
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена изучению шествий и демонстраций как форм праздничной культуры России. В работе проведен сравнительный анализ шествий и демонстраций в контекстах праздничной культуры СССР и современной России. В статье приведены основные результаты исследования, выделен ряд особенностей, отличающих шествия и демонстрации от других форм праздничной культуры.
ABSTRACT
The article is devoted to the study of marches and demonstrations as forms of festive culture of Russia. The paper presents a comparative analysis of marches and demonstrations in the context of festive culture of the USSR and modern Russia. The article presents the main results of the study, highlighted a number of features that distinguish the march and demonstration from other forms of festive culture.
Ключевые слова: режиссура театрализованных представлений и праздников, праздничная культура, шествие, демонстрация, монстрация, процессия.
Keywords: directing theatrical performances and holidays, festive culture, march, demonstration, monstration, procession.
Форма шествий известна человечеству с древних времен. Человеческая повседневность вмещает в себя различного рода процессии: свадебные, похоронные, церемониальные, карнавальные, политические, праздничные и т.д. Сохраняя свою основную черту, т.е. структуру динамической мизансцены - поступательное движение участников в заданном направлении и траектории, - процессии способны во-
площать самые разные смыслы и выполнять различные социокультурные функции. Процессия как вид зрелищной культуры обнаруживает бесконечную содержательную гибкость и вариативность.
В Советском союзе шествия и демонстрации были распространенной формой процессий: первомайские демонстрации, спортивные, профессиональные и театрализованные шествия и т.д. В современной России данная форма зрелищной культуры
Библиографическое описание: Якубина Ю.В., Телеева И.И. Шествия и демонстрации как формы современной праздничной культуры // Universum: Филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2019. № 6(63). URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/7508
№ 6 (63)
воспринимается в основном, как политическое действие и используется режиссерами массовых мероприятий редко.
На протяжении нескольких последних лет в России пытаются возродить первомайские демонстрации, но зачастую участниками таких демонстраций становятся работники государственных бюджетных учреждений, которым «вменили в обязанность» быть на такой демонстрации. Соответственно, уровень вовлеченности участников демонстрации низкий. Но если рассматривать современную первомайскую демонстрацию с точки зрения зрелищной культуры, то можно сделать ее актуальной и интересной, обозначив тему и идею - а это уже задача режиссеров массовых праздников.
Об этом пишет в своей книге «Режиссура эстрады и массовых представлений» Шароев И.Г.: «...все массовые шествия, проезды и проходы по улицам города - зачастую только подготовительный этап праздника. И к ней надо готовить зрителя, увлекая его общим ритмом и красочным рисунком шествия по городу, занимательностью и неожиданностью режиссерского решения» [7]
Еще одна современная форма процессии - мон-страции (впервые прошла в Новосибирске в 2004 году). По определению автора, Артема Лоскутова: «Монстрация — близкое к хэппенингу игровое действо без готового сценария, массовая художественная акция в форме демонстрации с лозунгами, которые придумывают участники проекта». Монстрация как форма паблик-арта располагается в пространстве между художественной деятельностью, социальной активностью и политическим жестом. Главная цель монстрантов — выразить себя, выступая с абсурдистскими и одновременно концептуальными или парадоксальными плакатами. Ежегодно растет количество городов, поддержавших монстрацию и соответственно, растет численность участников [11]
Чтобы понять значение шествий в праздничной жизни человека, обратимся к истории. В течение всего своего существования, человечество, познавая мир, создавало различные формы художественного осмысления мира. Полученные знания выражались в символах и образах, которые со временем трансформировались под воздействием социальных, культурных, временных изменений. Символы и образы постепенно стали неотъемлемой частью обрядов, ритуалов, а впоследствии и зрелищ, праздников, представлений.
Древние люди совершали жертвоприношения, их действия складывались в последовательные ритуалы и в этих действиях уже можно выделить элементы шествий, процессий. Например, прежде чем совершить жертвоприношение, нужно было принести жертву к месту ритуала, и это зачастую была важная часть самого ритуала. С течением времени появлялись атрибуты, элементы одежды, раскрашивание лиц - а это уже можно отнести к прообразу карнавала.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что шествия появились интуитивно, когда нужно было уделить особое внимание к какому-либо объекту или действию, привлечь к участию большое количество
июнь, 2019 г.
людей и вызвать чувство сопричастности к происходящему.
Одним из элементов шествий является некая ритуальность, определенная последовательность действий, финалом которой является обряд. То есть, нет шествия ради шествия, любое шествие имеет конечную цель в виде того или иного обряда или ритуала.
В средневековых религиозных шествиях уже можно выделить такие элементы как: строгий регламент, маршрут, длительная подготовка, определенный сценарий, просветительская направленность. В тоже время в карнавальных шествиях: свобода самовыражения, яркие костюмы и маски, своеобразное «протестное шествие».
Подводя итог изучения исторического развития форм шествий и демонстраций, можно выделить ряд особенностей:
1. Эмоциональное воздействие.
2. Способ организации.
3. Масштабность (территориальная и массовая).
4. Наличие финальной цели.
В 20 веке в Советском Союзе шествия и демонстрации получили наиболее яркое развитие и широкое их использование в режиссуре праздников под открытым небом. Вся основная литература, посвященная изучению данных форм праздничной культуры, была издана в период с 1920-х по 1990-е года.
Как утверждает Д.М. Генкин: «Массовое шествие, театрализованный митинг, массовое представление и театрализованный концерт являются ведущими формами современного советского массового праздника. Все эти формы массового праздника находятся в постоянном взаимодействии, взаимопроникновении и, ассимилируясь, приводят к возникновению новых форм» [5]. Однако, Генкин отмечает подчиненность шествий более общей структуре «в силу комплексного характера массового праздника». Тем не менее, в структуре некоторых праздников, таких как Первое мая, годовщина Октябрьской революции, стоит отметить главенствующее положение шествий в общем сценарии праздника.
В книгах Д.М. Генкина, В.С. Аксенова, А.Д. Жаркова, А.В. Бенифанда, А.А. Коновича, И.Г. Шароева подробно описаны примеры массовых шествий, демонстраций, парадов, карнавалов Советского союза, особое внимание авторы уделяют праздникам 1920-х - 1930-х годов.
Анализ Советских праздников позволяет сделать вывод, что шествия и демонстрации не являлись самостоятельной формой массового действа, но были либо основой праздника, либо важной ее частью. В любом случае, шествиям, демонстрациям, процессиям отдавали главенствующую роль в сценариях праздников, в особенности, тех праздников, которые входили в «Красный календарь».
Шествия, парады, демонстрации стали неотъемлемой частью практически любого праздника, в них появляются элементы театрализации, большое внимание уделяется художественному оформлению не только движущихся колонн, но и оформлению маршрутов, по которым движутся колонны демонстрантов.
№ 6 (63)
Массовые праздники Советского Союза - пример идеологического воспитания, формирования коммунистической убежденности, стремления к единению, поддержки творческой инициативы.
В начале 90-х годов XX века после распада СССР форма шествий и демонстраций была не востребована режиссерами массовых праздников. Даже парад Победы не проводился с 1991 по 1994 годы.
Если рассматривать любое шествие, процессию как способ всеобщего высказывания, с помощью которого можно обратить внимание властей, общества к существующим проблемам или продемонстрировать достижения, то такая форма праздничной культуры будет привлекательна для участников и информативна для организаторов. Примером такого «свободного» шествия можно назвать современную монстрацию. Монстрация показывает готовность и желание жителей города собираться вместе, идти в шествии. А это, в свою очередь, доказывает, что шествие в любом его виде (будь то парад, карнавал, демонстрация и пр.) привлекательная форма праздничной культуры, как для самих участников, так и для многочисленных зрителей. Задача режиссеров и организаторов - придумать хорошую и интересную идейную основу, которая станет мощным стимулом для участия в том или ином шествии (к примеру, шествие «Бессмертный полк»).
Изучив историю шествий и демонстраций, сравнив их с современными шествиями, можно сделать следующие выводы:
июнь, 2019 г.
• в современной праздничной культуре демонстрации воспринимаются обществом как политическое (зачастую протестное) шествие;
• без идейного смысла, понятного каждому участнику, шествие (или демонстрация) теряет свой смысл и становится неинтересной участникам и зрителям (соответственно, мы имеем низкий уровень вовлеченности);
• шествие - более общее понятие, чем демонстрация, парад, карнавал. Соответственно, тематика шествий практически безгранична;
• зачастую шествие является основным связующим компонентом праздника, придающим единое композиционное звучание, символический смысл;
• шествие, демонстрация, парад, карнавал (и другие процессии) создают эффект сопричастности, чувство коллективности, что положительно сказывается на выполнении функции единения народа;
• несмотря на коллективность, шествия позволяют раскрыть индивидуальные таланты за счет возможности участников импровизировать, поддерживать друг друга, создавать положительную конкуренцию;
• добровольное и инициативное участие в таких формах шествий как монстрация, доказывает привлекательность форм шествий и демонстраций в праздничной культуре, как для самих участников, так и для многочисленных зрителей.
Список литературы:
1. Аксенов В.С. Организация массовых праздников трудящихся (1918 - 1920) ред. Т.И. Проскурякова Учебное пособие по курсу «История массовых праздников» Министерство культуры РСФСР ЛГИК имени Н.К. Крупской / В.С. Аксенов. - Ленинград, 1974. - 76 с.
2. Бенифанд А.В. Праздник: сущность, история, современность. / А.В. Бенифанд. - Красноярск, изд-во Крас-нояр. Ун-та, 1986 - 144 с.
3. Жарков А.Д. Государственные и общественно-политические праздники советского народа. Методика их организации и проведения. Методическое пособие./ А.Д. Жарков. - М.: ВНМЦ НТ и КПР МК СССР, 1986 - 68 с.
4. Вершковский Э.В. Режиссура театрализованных представлений./Э.В. Вершковский. - СПб.: Нестор-История, 2017. - 88 с.
5. Генкин Д.М. Массовые праздники. Учеб. пособие для студентов институтов культуры. / Д.М. Генкин. - М., «Просвещение», 1975. - 140 с.
6. Генкин Д.М., Конович А.А. Массовые театрализованные праздники и представления. Учебно-методическое пособие. / Д.М. Генкин, А.А. Конович. - М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1985. - 87 с.
7. Конович А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР: Науч. - попул. / А.А. Конович.— М.: Высш. шк., 1990. — 208 с.
8. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений: Учебник для студентов театральных высших учебных заведений. Изд. 3-е, исправленное. / И.Г. Шароев. - М.: РАТИ - ГИТИС, 2009. - 336 с.
9. Адоньева С.Б. Перфоманс и ритуал: История о Первомае //Морфология праздника: Сб. науч. ст. по материалам конференции. - СПб., 2006. - С. 162-174. - Режим доступа: http://www.pragmema.ru/pragmemy/stati/perfomans-i-ritual
10. Бакланов А. В Новосибирске прошла «Монстрация» под лозунгом «Запрещена в России» // Сноб. - М., 2017. - 1 мая. - Режим доступа: https://snob.ru/selected/entry/123972
11. Министерство культуры Российской Федерации. Всероссийский конкурс в области современного искусства «Инновация». - Режим доступа: http://www.ncca.ru/innovation