Научная статья на тему 'Зрелищность праздника как фактор формирования историко-культурной идентичности'

Зрелищность праздника как фактор формирования историко-культурной идентичности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1683
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗРЕЛИЩНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННО-СПОРТИВНЫЕ ПРАЗДНИКИ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ENTERTAINMENT / ARTISTIC-SPORTING EVENTS / HISTORICAL AND CULTURAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конович Аскольд Аркадьевич, Кудашов Валерий Фазильевич

Зрелищность в художественно-спортивных праздниках рассматривается авторами как фактор повышения активности и вовлеченности участников в театрализованное действо, а также как компонент культурной политики государства, в которой праздничное действо функционирует как система формирования ценностей общества, сплоченности, государственной и культурной идентификации, опирающейся на память поколений, приобретенную через опыт конкретных исторических событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Entertainment in artistic-sporting events formation of historical-cultural identity

Entertainment artistic-sporting events is seen as a factor increasing activity and engagement of participants in a theatrical performance, as well as a component of cultural policy of the state in which festive event functions as a system of formation of values of society, solidarity, the state and cultural identity based on the memory of generations, acquired through the experience of particular historical events.

Текст научной работы на тему «Зрелищность праздника как фактор формирования историко-культурной идентичности»

УДК 394.26+796.093.41

А. А. Конович, В. Ф. Кудашов

Зрелищность праздника как фактор формирования историко-культурной идентичности

Зрелищность в художественно-спортивных праздниках рассматривается авторами как фактор повышения активности и вовлеченности участников в театрализованное действо, а также как компонент культурной политики государства, в которой праздничное действо функционирует как система формирования ценностей общества, сплоченности, государственной и культурной идентификации, опирающейся на память поколений, приобретенную через опыт конкретных исторических событий.

Ключевые слова: зрелищность, художественно-спортивные праздники, историко-культурная идентичность

Askold A. Konovich, Valeriy F. Kudashov

Entertainment in artistic-sporting events formation of historical-cultural identity

Entertainment artistic-sporting events is seen as a factor increasing activity and engagement of participants in a theatrical performance, as well as a component of cultural policy of the state in which festive event functions as a system of formation of values of society, solidarity, the state and cultural identity based on the memory of generations, acquired through the experience of particular historical events.

Keywords: entertainment, artistic-sporting events, historical and cultural identity

Среди всего разнообразия зрелищных видов искусств, к которым специалисты относят театр, цирк, эстраду, особое место занимают праздничные действа, которые интегрируют внутри себя различные жанры представлений, концертов, ритуалов, церемоний. Важнейшими составляющими зрелищности праздничного действа являются, по мнению А. В Бенифанда, такие важные аспекты, как коллективность, «развернутость на зрителя», целостность, завершенность, синтетичность и образность1.

Феномен зрелища представляет универсальную константу человеческого существования кросскультурного характера. И священный ритуал, и шествие, театр, карнавал, наконец массовое представление, образуют сложное явление культуры со своей структурой и динамикой2.

Одной из важнейших характеристик зрелищных искусств является эффект соучастия и сопереживания зрителя с учетом зависимости восприятия зрелища от системы условности того или иного вида искусства.

В типологизации зрелищных видов искусств согласно исследованию, предложенному итальянским ученым Э. Банфи с точки зрения зрительского участия и восприятия, выделяются следующие:

- зрелище как самостоятельное явление, имеющее художественно организованную форму - театр (в широком смысле этого слова);

- зрелищные явления, имеющие своих исполнителей и зрителей, но с явно выраженной

участием зрителей в действе - обряды, ритуалы, церемонии;

- зрелища, в которых нет ролевого распределения на актеров и зрителей - уличные события, празднования, спортивные соревнования3.

Вопросы резонирования зрелищности праздничного действия через синтез спорта и искусств в художественно-спортивных представлениях поднимались начиная с середины прошлого века такими специалистами-практиками и исследователями, как Касьян Голейзовский, Бенджамин Лоу, М. Сараф, В. Столяров.

Сегодня возврат интереса к различным аспектам повышения зрелищности продиктован, в частности, расширением возможностей художественной культуры при эстетическом освоении сферы спорта, обогащающей его элементами различных видов искусств. Интерес связан также и с тем, что именно зрелищность является важнейшим инструментом, с помощью которого, по меткому выражению Я. В. Ратнера, «возможность вовлечения массы зрителя в активное сопереживание делает театр, кино, телевидение, эстраду, цирк важнейшими средствами нравственно-эстетического воспитания, факторами огромного художественного и идеологического значения»4. Соглашаясь с этой мыслью, мы вместе с тем считаем возможным расширить ее, утверждая, что именно зрелищность является сегодня одним из важнейшим аспектов формирования российской историко-культурной идентичности средствами праздничной культуры.

Синтетические (зрелищные) искусства потому и называются синтетическими, что они представляют собой слияние или комбинацию различных видов искусств, образующих качественно новую единицу, эстетическое целое5. Именно в них наиболее естественным образом могут быть интегрированы различные спортивные действа, повышающие возможности зрелищности.

Синтез в театрализованном действии спорта с искусством проявился в создании «театра физкультуры и спорта», о котором еще в середине XX в. писал К. Голейзовский6. Это и «гимнастические и акробатические эстрадно-хореографические ансамбли», и «балеты на льду» (ледовые театры И. Бобрина, Е. Бережной и И. Слуцкой), и различные театрально-спортивные шоу-программы.

Все это снова и снова подтверждает возросший интерес в последние десятилетия к спортивно-художественным зрелищам. По мнению Н. В. Протасовой, формируется новый эстетический и художественный феномен массовой культуры, обретающий новые формы в спортивно-массовых шоу, художественно-спортивных композициях, где именно спортивно-художественная составляющая, выражающаяся в синтезе спорта и искусств, обеспечивает ему наибольшую зрелищность7.

Как область диффузорности спорта и искусств массовый художественно-спортивный праздник является наиболее востребованным видом шоу, которое соединяет в себе многообразие выразительных средств, творческих подходов, родившихся в различных видах искусств и воплощенных великими мастерами8.

Народный артист СССР, режиссер-постановщик И. Г. Шароев считает, что в процессе работы по созданию массового представления «режиссер эстрады и массового зрелища творит особого рода синтетическое действо из сочетания слова, пластики, музыки, света, цвета, особой звуковой структуры и, если говорить о массовом зрелище, специфически освоенного огромного пространства, на котором действуют тысячи, десятки тысяч исполнителей»9. Мысль автора передается через художественный образ. Созданный образ, образное решение представления и остается в памяти зрителей, в истории массовых спортивно-художественных представлений10.

В массовом художественно-спортивном представлении все средства служат одной цели: созданию художественного образа. Не являются исключением и физкультурно-спортивные эпизоды, где гимнастические выступления несут в себе мощный оптимистический образ - образ всепобеждающей духовной энергии и физиче-

ского совершенства11. Причем программа спортивно-художественного действия строится с учетом как спортивных возможностей участников, так и законов восприятия зрелища.

На примере театрализованных художественно-спортивных представлений с использованием массовых гимнастических упражнений были выявлены компоненты, влияющие на создание эмоционально воспринимаемого образа в художественно-спортивных представлениях12. Полученные результаты подтверждают теоретические работы М. Я. Сарафа, отметившего, что «образное начало в спортивном действии проявляется, прежде всего и преимущественно, в его зрелищности, которое требует определенной организации материала по законам эстетического восприятия»13. Поскольку именно функции (вербальная, пластическая, художественно-декоративная, музыкальная) зрелищного действа существуют в единстве, чтобы настроить зрителя на эмоциональное восприятие14.

Интересны мнения авторов исследований значимости мастерства, профессионализма актеров и спортсменов для показательных выступлений. По мнению выдающегося режиссера театрализованных художественно-спортивных представлений, народного артиста России Б. Н. Петрова, со спортивной точки зрения основанием законченной композиции является ее содержание: техническая сложность, состоящая из определенного количества трудных элементов; оригинальных, новых элементов и соединений высшей сложности, требующих виртуозности, стоящих на грани трюков, которые под силу только высококвалифицированным спортсменам, - и на этом фоне эстетичность и духовность исполнения приобретают все большее значение15.

Тем самым подчеркивается тот факт, что зрелищность художественно-спортивных представлений и спортивно-показательных композиций является важной частью методики «экспрессивно-динамических эффектов и приемов вовлечения зрителя в действо с заранее рассчитанным результатом»16. Что доказала в своих исследованиях на спортсменах, представителях технико-эстетических (гимнастических) видов спорта М. Э. Плеханова, которая определила, что зрелищный интерес зрителя и исполнителя в значительной степени определяется уровнем сложности композиции: зрители, в сравнении с судьями-экспертами, больше предпочитают упражнения динамичные, связанные с большим риском, чем лиричные (отличия статистически достоверны)17.

В исследованиях А. В. Аверковой показано, что на зрелищность спортивно-художествен-

ной композиции, по мнению зрителей (77,4%), главным образом влияет не выбор спортивной специализации, а мастерство исполнителей. Причем большинство зрителей (86%) предпочитает групповые синхронные выступления как наиболее зрелищные. Автор в своих исследованиях подчеркивает, что мнение зрителей и непосредственных организаторов мероприятий (тренеров, хореографов, постановщиков) по поводу отношения к зрелищности расходятся. Эстетическому компоненту как аспекту повышения зрелищности отдали предпочтение 70,0% специалистов, 54,0% гимнасток и только 19,0% зрителей. Соответственно, большинство зрителей считает, что на зрелищность спортивно-художественной композиции основное влияние оказывает спортивный компонент, включающий элемент риска, - за него высказалось 81,0% зрителей. Подавляющее большинство (95,3%) зрителей наиболее зрелищными для себя назвало рискованные высокотехничные спортивные элементы. Это позволило автору сделать вывод, что уровневый элементный состав упражнения можно отнести к одному из приемов зрелищности спортивно-художественной композиции, причем особенно интересны для зрителя, пришедшего на спортивный праздник именно наиболее сложные, рискованные элементы18.

В наших исследованиях также было подтверждено, что при определении соотношения эстетических компонентов исполнительского мастерства (по М. Э. Плехановой) наиболее зрелищные, с точки зрения зрителей, спортивно-художественные композиции по эстетическому восприятию имели статистически достоверно большую эффектность (8,7 ± 0,1 против 7,1 ± 0,3, р < 0,01), а по двигательному совершенству -большую оригинальность (9,1 ± 0,2 против 7,2 ± 0,4, р < 0,01) .

В то же время прямой перенос спортивных композиций не всегда будет эффективным в художественно-спортивных праздниках в плане зрелищности. Т. В. Нестерова и О. А. Богорад считают, что для большей зрелищности в шоу-программы целесообразно вставлять специально создаваемые спортивно-художественные композиции, которые окажут большее эмоциональное воздействие на зрителя19.

Результаты вышеперечисленных исследований дают возможность ориентировать специалистов на дальнейший поиск синтетических упражнений, оптимальных для создания художественного впечатления и ориентированных на зрелищный эффект.

Каждый режиссер-постановщик спортивно-зрелищных представлений стремится, чтобы его программа повлияла на переживания зрителей,

была ими высоко оценена. Поэтому при разработке сценария художественно-спортивного праздника необходимо обязательно учитывать характеристики зрительского восприятия.

В наших исследованиях было использовано психологическое тестирование по методике С. Ефремцева20, которое показало, что у большинства зрителей, посещающих художественно-спортивные праздники выявлен либо визуальный тип восприятия (42%), либо кинестетический (40%); тогда как всего лишь у 18% испытуемых ведущим звеном в системе восприятия являлся слуховой анализатор (т. е. был обнаружен аудиальный тип восприятия). Эта информация позволяет говорить о том, что в процессе создания художественных образов при проведении художественно-спортивных праздников необходимо делать упор на использование различных красочных декораций и конструкций, ярких костюмов, которые воздействуют на визуальное восприятие зрителей. Немаловажным также является применение приемов, усиливающих иллюзию движения и перемещения, методов активизации зрителей, т. е. широкого использования неспецифических средств выразительности. Декоративные средства должны подчеркивать работу актеров-спортсменов, придавая красочность зрелищу своей легкостью, правильностью построений и перестроений, создавая красивые рисунки и сочетания цветов.

С помощью видеоанализа современных спортивно-художественных композиций нами было установлено, что для повышения зрелищности такие не специфические средства выразительности, как костюм и музыка, использовались наиболее часто (100% композиций); предмет (его цвет, характер предмета) - в 70% композиций; художественное оформление сцены, площадки - в 60% случаев; свет - в 52%.

Эти результаты демонстрируют, что наибольшее влияние на зрелищность (с точки зрения зрителей) спортивно-художественных композиций из неспецифических средств повышения зрелищности в спортивно-художественных композициях оказывают костюм и музыка. Но важно четко понимать, что введение в действие каждого из элементов должно быть четко обосновано автором и заложено в образное решение композиции, оказывать положительное влияние на развитие действия, чтобы привести к эмоциональному отклику участников на про-исходящее21.

Вышесказанное позволяет нам констатировать, что художественно-спортивные представления, родившись у нас в стране в начале ХХ в., как особая форма праздничной культуры,

смогли благодаря своей зрелищности запустить инновационные процессы в существовавшие традиционные формы культуры. Одной из важнейших функциональных особенностей рождения новой физкультурно-художествен-ной формы театрализованного действа стала возможность формирования и укрепления государственной идентичности, включающей на основе прошлого, наделенного определенным историческим смыслом, настоящее и будущее празднующей общности.

Весь путь развития зрелищности действ от военно-физкультурных парадов до театрализованных художественно-спортивных представлений был призван решить, помимо творческих, идеологические и социальные задачи, консолидирующие ситуативную общность участников праздничного действия. И здесь в рамках субъ-ектно-объектных отношений организаторов и группы людей с потребностью в праздновании прагматичный характер целей может быть достигнут только при условии первичности объекта - ситуативной общности, для которой символическая конструкция зрелищности созданного сценаристами и режиссерами реализует потребность в выходе из повседневности в художественно оформленное праздничное действо. Таким образом, можно констатировать, что мы имеем дело с особым феноменом конструирования объекта художественно-спортивного действа - превращением ситуативной общности празднующих в интегративный коллектив участников действия, демонстрирующих свою социальную сплоченность.

Именно эта сплоченная праздничной ситуацией общность участников художественно-спортивного представления активно и публично демонстрирует коллективную сопричастность с предложенным в рамках театрализованного действия сюжетом, созданными образами, в основе которых органично монтируются как документально-исторический, так и художественно-зрелищный материал. Тем самым именно театрализованное действо в художественно-спортивном представлении позволяет резонировать линию информационно-логическую через эмоционально-образное воздействие зрелища. При этом следует акцентировать внимание на том, как историческая коллективная память, передающаяся из поколения в поколение, органично дает толчок воображению, базирующемуся на этой памяти. Особо подчеркнем, что именно на интерпретацию исторического прошлого настроена наша культурная память (memory studies)22. Этот вывод, сделанный немецким ученым Яном Ассманом, позволяет утверждать, что в рамках театрализованного

действия на первый план выдвигается документально-художественное решение, потребность в котором наличествует у субъекта события, и отвергаются фрагменты исторического наследия общества, чуждые конкретной ситуативной общности. Такая культурная память и является основой формирования идентичности, становясь для ситуативной общности художественно-спортивного представления механизмом динамичного наполнения, определяющими зрелищными значениями и смыслами их коллективного действия.

Таким образом, зрелищность композиционных решений художественно-спортивных праздников следует рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, как фактор повышения активности и вовлеченности всех членов коллективной ситуативной общности в действие, превращения их в участников театрализованного действия. Во-вторых, как компонент культурной политики государства, в которой, согласно нашим исследованиям, совпадающим с аналитическими трудами целого ряда ученых и практиков, праздничное действо функционирует как система формирования ценностей общества, сплоченности и культурной идентификации, опирающейся на память поколений, приобретенную через опыт конкретных исторических событий и, естественно, героев этих событий23. Особо отметим важность того факта, что эта память мифологизирована, т. е. субъективна, а значит в театрализованном действе она может быть реализована через монтаж документального материала с художественным по законам драматургии, что в результате ведет к формированию единения ситуативной общности участников. Феномен театрализованного действия сплачивает их на основе использования социальной и культурной памяти, усиленной эмоционально-зрелищным воздействием, которое заложено в сценарий как художественно-педагогическая и психологическая программа объединения и управления на основе праздничной ситуации, общностью участников художественно-спортивного представления.

Примечания

1 Бенифанд А. В. Праздник: сущность, история, современность / отв. ред. Р. А. Злотников. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1986. 140 с.

2 Литвинский В. М. Ускользающая красота зрелища // Научные исследования и разработки в спорте: вестн. аспирантуры и докторантуры / С.-Петерб. гос. акад. физич. культуры им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 1999. С. 45-54.

3 Банфи А. Избранное / пер. с итал. А. В. Старостина, В. Н. Съедина. М.: Прогресс, 1965. 291 с.

4 Ратнер Я. В. Эстетические проблемы зрелищных искусств. М.: Искусство, 1979. С. 9.

5 Мамонтов С. П. Основы культурологии: учеб. пособие для вузов. 3-е изд., доп. М.: Инфра-М, 2001. 320 с.

6 Голейзовский К. Я. Спорт как искусство // Театр. 1966. № 4. С. 79-83.

7 Протасова Н. В. Эстетический потенциал спорта в современной массовой культуре // Теория и практика физич. культуры. 2008. № 11. С. 12-14.

8 Кудашов В. Ф. Организация спортивно-зрелищных мероприятий и соревнований - одна из основных функций в работе спортивного сооружения // Современный спорт: сооружения, индустрия, технологии: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / Федер. агентство по физич. культуре и спорту; СПбГУФК им. П. Ф Лесгафта. СПб., 2005. С. 45-50.

9 Шароев И. Г. Режиссура эстрады и массовых представлений: учебник. 3-е изд. испр. М.: ГИТИС, 2009. С. 18.

10 Дружков А. Л. Выразительные средства массовых спортивно-художественных представлений // Первая научно-методическая конференция по проблемам организации и проведения спортивно-художественных представлений и подготовке специалистов этого направления в системе физкультурного образования: тезисы / РГАФК. М., 1996. С. 4-6.

11 Борщ В. А. Эволюция массовых зрелищ как составная часть развития общества // Культура и информационное общество XXI столетия: материалы конф. молодых ученых, 25-26 апр. 2006 г. Харьков: ХГАК. С. 186-187; Коно-вич А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. М: Высш. шк., 1990. С. 100-103.

12 Кудашов В. Ф., Кудашова Л. Т. Роль эстетических видов спорта при создании художественного образа в спортивно-художественных представлениях // Материалы международной научной конференции, посвященной 75-летию художественной гимнастики. СПб., 2010. С. 31 -36.

13 Сараф М. Я. Эстетические компоненты спортивной деятельности: дис. ... д-ра филос. наук. М., 1981. 316 л. 11И_: ИИр$: // elibrary.ru (дата обращения: 27.07.2016).

14 Ауесбаев Е. С. Игровая сущность театрального искусства // Вестн. КазНУ. Сер. Философия, культурология, политология. 2009. № 2 (33). С. 125-127.

15 Петров Б. Н. Массовые спортивно-художественные представления: основы режиссуры, технологии, организации и методики. М.: ФОН, 1998. 327 с.

16 Ратнер Я. В. Указ. соч. С. 8-9.

17 Плеханова М. Э. Комплексная оценка эстетических компонентов исполнительского мастерства в гимнастических видах спорта // Уч. зап. ун-та им. П. Ф. Лесгафта. 2010. № 6 (64). С. 65-68.

18 Аверкова А. В. Спорт на экране: телережиссура массового зрелища: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 2011. 27 с.

19 Нестерова Т. В., Богорад О. А. Средства выразительности спортивно-художественных композиций в художественной гимнастике // Физическое воспитание студентов творческих специальностей / Харьков. обл. отд-ние Национ. олимп. ком. Украины . Харьков, 2005. С. 24-32.

20 Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. С. 237-238.

21 Петров Б. Н. Массовые спортивно-художественные представления: основы режиссуры, технологии, организации и методики: учеб. пособие для студентов учеб. заведений физич. культуры. М.: СпортАкадемПресс, 2001. 351 с.

22 Ассман Я. Культурная память: письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Яз. славян. культуры, 2004. 363 с.

23 Макашова А. С. Государственные праздники в современной культуре России: рецепция ист. наследия: автореф. дис. ... канд. культурологии: 24. 00. 01. СПб., 2014. 21 с.; Попова В. Н. Праздник как форма культурной памяти: гос. праздники России ХХ - начала ХХ1 в.: автореф. дис. ... канд. культурологии: 24. 00. 01. Екатеринбург, 2011. 22 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.