Повелительное наклонение
Английский язык Русский язык Немецкий язык Якутский язык
Do your homework! Сделай уроки. Mache die Hausaufgabe. Уруоккун онор.
Tum off the lights. Выключите свет. Machen Sie das Licht aus. Уоту умулларын.
Пример упражнения. Нарисуйте интонационный рисунок предложения.
Английский язык Русский язык Немецкий язык Якутский язык
Предложение в настоящем времени I get up early in the morning. Я утром рано встаю. Ich stehe am Morgen früh. Мин сарсыарда эрдэ тура-бын.
Предложение в прошедшем времени We were at the movies yesterday. Мы были вчера в кино. Gestern waren wir im Kino. БиЬиги бэ5эhээ кимнэ5э сылдьыбыппыт.
Повелительное наклонение Do your homework! Делай уроки! Mache die Hausaufgabe! Уруоккун аах!
Разработка упражнений в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов языкового вуза является важной частью учебного процесса в условиях национального субъекта РФ. Нами предложена небольшая
Библиографический список
часть упражнений с учетом специфических особенностей студентов языкового вуза из числа коренных народов Севера. Проблема дальнейшей разработки упражнений в зависимости от цели методики представляется актуальной.
1. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. Available at: https://megaobuchalka.ru/11/30226.html
2. Серова Т.С. О выборе оптимальной единицы обучения профессионально-ориентированному чтению на этапе введения и закрепления языкового материала. Отбор и организация текстового материала в системе профессионально-ориентированного обучения: Межвузовский сборник научных трудов. Пермь, 1985: 44 - 54.
3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей. Москва: АСТ: Астрель, 2008.
4. Пассов Е.И., Кузнецова Е.С. Упражнения как средства обучения. Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002: 40.
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Available at: http://psychlib.ru/mgppu/zim/ZIM-001-.HTM#$p1
6. Павлова С.Н. Методические принципы обучения второму иностранному языку студентов-переводчиков из числа коренных жителей Якутии. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018; 1(79); Часть 1: 205 - 208.
References
1. Bim I.L. Metodika obucheniya inostrannymyazykam kak nauka iproblemy shkol'nogo uchebnika. Available at: https://megaobuchalka.ru/11/30226.html
2. Serova T.S. O vybore optimal'noj edinicy obucheniya professional'no-orientirovannomu chteniyu na 'etape vvedeniya i zakrepleniya yazykovogo materiala. Otbor iorganizaciya tekstovogo materiala v sisteme professional'no-orientirovannogo obucheniya: Mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. Perm', 1985: 44 - 54.
3. Solovova E.N. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: prodvinutyj kurs: posobie dlya studentov ped. vuzov i uchitelej. Moskva: AST: Astrel', 2008.
4. Passov E.I., Kuznecova E.S. Uprazhneniya kak sredstva obucheniya. Voronezh: NOU «Interlingva», 2002: 40.
5. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya. Available at: http://psychlib.ru/mgppu/zim/ZIM-001-.HTM#$p1
6. Pavlova S.N. Metodicheskie principy obucheniya vtoromu inostrannomu yazyku studentov-perevodchikov iz chisla korennyh zhitelej Yakutii. Filologicheskienauki. Voprosy teoriii praktiki. 2018; 1(79); Chasf 1: 205 - 208.
Статья поступила в редакцию 15.02.19
УДК 394.26
Chernyak E.F., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theatre Performances and Celebrations, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russia), E-mail: [email protected]
Chernyak M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social and Cultural Activities, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russia), E-mail: [email protected]
Belov V.F., postgraduate, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russia), Head of Department, Branch of Kuzbass State Technical University (Belovo, Kemerovo Region, Russia), E-mail: [email protected]
DIRECTING A FOLK FESTIVAL. The article is dedicated to issues of directing a folk festival, which emphasizes the ethnic and cultural characteristics of a people. The author considers the main functions of the holiday, its peculiar system and strict construction: "beginning", "fracture" and "rampant", "decline" of the holiday. The article reveals a method of work on a folk festival, a technology of script writing. Particular attention is paid to methods of activation of the audience and highlights in detail the main stages of the organization and holding of folk festival: organizational, search for artistic and documentary material and the creation of the script, the development of scenario-director's course, the implementation of the plan, the preparation and conduct of folk festival.
Key words: directing, dramatization, folk festival, script, dramaturgy.
Е.Ф. Черняк, канд. пед. наук, доц. каф. режиссуры театрализованны« представлений и праздников, Кемеровский государственный институт культуры, г. Кемерово, E-mail: [email protected]
М.В. Черняк, канд. пед. наук, доц. каф. социально-культурной деятельности, Кемеровский государственный институт культуры, г. Кемерово, E-mail: [email protected]
В.Ф. Белов, аспирант, Кемеровский государственный институт культуры, г. Кемерово; зав. каф. технических наук, филиал Кузбасского государственного технического университета, г. Белово, E-mail: [email protected]
РЕЖИССУРА ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА
Статья посвящена вопросам режиссуры фольклорного праздника, который подчёркивает этническую и культурную особенность того или иного народа. Автор рассматривает основные функции праздника, его своеобразную систему и строгую конструкцию: «зачин», «перелом» и «разгул», «спад» праздника. В статье раскрывается методика работы над фольклорным праздником, технология создания сценария. Особое внимание в статье уделяется приемам активизации аудитории и подробно освещаются основные этапы организации и проведения фольклорного праздника: организационный, поиск художественно-документального материала и создание сценария, разработка сценарно-режиссерского хода, реализация замысла, подготовка и проведение фольклорного праздника.
Ключевые слова: режиссура, театрализация, фольклорный праздник, сценарий, драматургия.
Фольклор, являясь частью народной культуры, транслирует вечные нравственные ценности и задает ориентиры в окружающем человека культурном пространстве.
ПП. Блинова рассматривает фольклор как коллективную творческую деятельность народа. Это: бытующая в народных массах поэзия (песни, частушки, сказки, эпос); народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы); театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол); декоративно-прикладное и изобразительное искусство; а также танец, архитектура и т. д. [1, с. 38].
Особенно важно в подготовке праздников на основе фольклора обращаться к подлинным его формам, с их естественными ритмами, интонациями, красками.
Проблемы народной культуры как основания жизненного пространства привлекали внимание многих исследователей: В.В. Зеньковского, П.Ф. Каптерева, В.С. Соловьева, К.Д. Ушинского и др. Основные художественные характеристики фольклора и его категории исследовали ведущие отечественные фольклористы: В.П. Аникин, В.Е. Пусев, Ю.П Круплов, Б.Н. Путилов, К.В. Чистов и др.
Специфику детского фольклора рассматривали ПС. Виноградов, Т.И. Ка-лужникова, С.М. Лойтер, А.Н. Мартынова, М.Н. Мельников, А.Ф. Некрылова, М.Ю. Новицкая, М.В. Осорина, М.П. Чередникова и др.
Праздник имеет свои отличительные особенности, функции, структуру и предпосылки. Среди компонентов праздника, которые стали традиционными и неизменными, можно выделить следующие: праздность как освобождение от дел, событийность как повод для празднования, и веселье, подкрепляемое всевозможными развлечениями.
И.В. Пужева выделяет следующие основные функции праздника:
• компенсаторная (в контрасте с буднями праздник способен удовлетворить потребность в разнообразии жизни);
• интегративная (среди празднующих проявляется коллективное чувство принадлежности к культурной ценности);
• рекреативная (восстановление духовных сил);
• консолидирующая (объединение группы вокруг единой идеи);
• ценностно-ориентационная, мировоззренческая, коммуникативная (сохранение и трансляция социальной памяти);
• консервативная (праздник сохраняет группу как целостную и жизнеспособную);
• функция темпорализации культуры (праздник обозначивает единые этапы человеческой деятельности) [2, с. 91].
Со временем праздник приобретает значение большее, чем первоначальное культовое и магическое. Он становится тем, что подчеркивает особенность того или иного народа - этническую и культурную.
И.А. Яковлева отмечает, что фольклор отражает трудовую деятельность, бытовой и общественный уклад, знание природы, жизни, верования и культуры. Это художественное творчество возникло в процессе формирования человеческой речи. В нем воплощены идеалы и воззрения народа, его поэтическая фантазия, мир чувств, мыслей, переживаний и мечты о счастье и справедливости [3].
В традиционной народной культуре уже давно сложился определенный тип народного праздника и набор обязательных действий, которые и создают своеобразную систему и строгую конструкцию.
Это:
- «зачин» - театрализованное зрелище, объявление о начале праздника;
- «перелом» и «разгул» (воспроизведение участниками череды обрядов и церемоний, делящих праздник «до середины» и «после неё»);
- «спад» праздника (завершение праздничного гуляния с кульминационными по содержанию ритуалами).
Рассмотрим ставшие традиционными этапы подготовки фольклорного праздника.
1. Организационный этап. На данном этапе определяется целевая аудитория праздника, место проведения; создается организационный комитет.
2. Поиск художественно-документального материала. Драматургия театрализованных представлений и праздников связана с жизнью, поэтому в основе сценария фольклорного праздника должен быть герой, о котором рассказано художественными образами. Материал на основе фольклорного материала должен быть связан с традициями, праздниками и обрядами народа, его устным поэтическим творчеством; литературными произведениями; народным художественным творчеством и т.д.
3. Этап разработки сценария. Сценарный материал, отобранный в соответствии с замыслом требует соединения всех его элементов в единую логическую структуру.
Создание замысла - процесс творческий. Первым структурным элементом композиционного построения сценария является экспозиция, которая располагается всегда вначале и служит основой для развития дальнейшего драматического действия.
Она всегда лаконична и кратковременна. Это может быть началом сюжетного действия, знакомством с участниками театрализованного представления и праздника, сообщением ведущего или персонажей о теме мероприятия.
Опорным структурным элементом композиционного построения сценария является завязка, в её основе всегда лежит исходное событие, определяющее
начало драматического конфликта. Завязка влияет на последующий событийный ряд, поэтому драматургической проблемой является поиск сюжетного решения завязки, т.к. это существенный момент оригинального решения сценария.
В основном развитии действия свое драматическое движение к кульминации находит исходное событие.
Событийный ряд состоит из ряда блоков и эпизодов, тем самым обеспечивается нарастание сюжетного действия. Оно в итоге приводит к кульминации как в сценарии так и в самом праздничном действии. Задача режиссера оригинально выстроить блоки и эпизоды в сценарии для ритмичного развития сквозного действия.
Наивысшей точкой эмоционального восприятия зрителями фольклорного праздника, вершиной драматического конфликта является кульминация.
Структурным элементом композиционного построения является развязка, как завершение сюжетной линии сценария фольклорного праздника.
За развязкой следует финал. Это итог всего драматического действия, происходившего в рамках праздника. Он играет важнейшую апофеозную роль, когда праздник завершается массовым эмоционально насыщенным зрелищем.
4. Сценарно-режиссерский ход, как пластическое решение и идейный акцент в событиях и особенностях композиционного построения. Это своеобразный смысловой каркас содержательной части сценария.
Сценарным ходом может быть образный конфликт, ассоциативность содержания, монтаж, сценическая напряженность, обманутое ожидание, атмосфера беспокойства, сказка, путешествие и т.д.
3. Этап реализации замысла и подготовка праздника. На этом этапе идет репетиционный процесс, пишутся фонограммы, создаются декорации, закупаются призы и реквизит, шьются костюмы, привлекаются спонсоры и т.д.
Также идет рекламная и PR-кампания для привлечения зрителей и участников фольклорного праздника (афиши, пригласительные, трансляция сюжетов на радио и ТВ и т. д.).
4. Этап проведения фольклорного праздника.
В одном случае - это театрализованное обрядовое действо, в другом фоль-клорно - обрядовое действо, в третьем - фольклорный обряд как театрализованное игровое действо.
Одним из методов организации действия в празднике является театрализация.
И.Б. Шубина определяет фольклорный праздник как обрядовое действо, где жанр современного фольклорного обряда - «широкоплановое театрализованное действо». Это может быть театрализованное тематическое, фольклор-но-обрядовое действо или фольклорный обряд как театрализованное игровое действо. [4, с. 43].
Композиция фольклорной обрядовой программы является способом организации документального и художественного материала средствами театра, где сценическое действие развивается в пространстве и времени. Именно совокупность народных традиций выражает способы организации и структуры праздника, диктует выбор выразительных средств и форм символического поведения. В фольклорных праздниках обряд может перейти в игру, а к массовому действу может присоединяться обрядовая поэзия, которая сменит свои функции.
Именно фольклор и народные традиции позволяют зрителям входить в праздничное пространство, активно включаться в игровое действо. Мы разделяем мнение Пономарева В.Д. о том, что «субъективная культура раскрывается в игровой мотивации и игровом мироощущении человека, умениях и способностях игрового (творческого) поведения личности в условиях праздника, а также - профессиональной культуре специалистов» [5, с. 206].
Способы активизации: максимальное сближение исполнителей и зрителей путем превращения зрителей в участников массового действия; эмоциональное воздействие на зрителя (игра, музыка, свет, фейерверк); стимулирование участия в аттракционах, конкурсах; поощрение заинтересованности зрителя сувенирами, подарками, сюрпризами.
Особое место в фольклорных праздниках отводится традиционным народным персонажам: зазывалам, коробейникам, скоморохам, ряженым и т. д., которые создают атмосферу радости и веселья.
Для организации театрализованного действия одним из аспектов активной деятельности является коллективная импровизация, которая выражается в неожиданной реакции человека на действо через хоровую и танцевальную импровизацию. Во многих фольклорных праздниках она является кульминационным моментом. Также предполагается костюмирование (головные уборы, различные маски, венки, детали одежды) не только для артистов, но и для всех зрителей.
Наиболее ярко проходят спортивные состязания, игровые конкурсы и театрализованной схватки. Такой способ активизации участников фольклорного праздника носит не только соревновательный, но и шуточный характер.
Таким образом, при разработке литературного сценария фольклорного праздника и его проведении учитываются традиции и обряды того региона, в котором он проходит.
Политика нашего государства направлена как на возрождение духовных ценностей, так и пропаганду народного творчества. Следовательно, возрастает роль режиссеров по организации и проведению фольклорных праздников.
Библиографический список
1. Блинова ГП. Русские народные праздники. Москва: Вузовская книга, 2000.
2. Гужева И.В. Целостная модель праздника как феномена культуры. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2006; 7: 91.
3. Яковлева И.А. Русский фольклор и его роль в умственном развитии детей. Молодой ученый. 2014; 10: 463 - 465.
4. Шубин И.Б. Драматургия и режиссура зрелища: игра, сопровождающая жизнь. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
5. Пономарев В.Д. Игровая культура праздника: от феномена к профессии. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2011; 17-2: 204 - 209.
References
1. Blinova G.P. Russkie narodnyeprazdniki. Moskva: Vuzovskaya kniga, 2000.
2. Guzheva I.V. Celostnaya model' prazdnika kak fenomena kul'tury. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2006; 7: 91.
3. Yakovleva I.A. Russkij fol'klor i ego rol' v umstvennom razvitii detej. Molodojuchenyj. 2014; 10: 463 - 465.
4. Shubin I.B. Dramaturgiya irezhissura zrelischa: igra, soprovozhdayuschaya zhizn'. Rostov-na-Donu: Feniks, 2006.
5. Ponomarev V.D. Igrovaya kul'tura prazdnika: ot fenomena k professii. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2011; 17-2: 204 - 209.
Статья поступила в редакцию 03.03.19
УДК 378
Petelin A.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Voronezh State Pedagogical University (Voronezh, Russia), E-mail: [email protected]
Lomova L.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Voronezh State Pedagogical University (Voronezh, Russia), E-mail: [email protected]
Lou H., postgraduate, Voronezh State Pedagogical University (Voronezh, Russia), E-mail: [email protected]
USING THE THEORY OF RESONANT SINGING AS A SIGNIFICANT CONDITION DEVELOPMENT OF STUDENTS' VOCAL AND PERFORMING POTENTIAL. The article is a study of pedagogical conditions for the development of vocal and performing potential of students in an educational process of a university, developed on the basis of the theory of resonant singing V.P. Morozov. For a singer, resonators play a very important role. They are the most important mechanism of singing: give the voice brightness, strength, color, make the sound rich, juicy, piercing, determine the sound quality. The components of the vocal apparatus -oropharyngeal, thoracic, nasal resonators are considered in detail. On the basis of the statements of famous singers and teachers (V. Atlantov, A. Varlamov, M. Dei-shi-Sionitskaya, V. Morozov, M. Freni, K. Everardi, etc.) the researchers develop recommendations for the development of vocal and performing potential of students.
Key words: pedagogical conditions, resonance, theory of resonant singing, oropharyngeal, thoracic and nasal resonators.
А.С. Петелин, д-р пед. наук, проф., Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж, Е-mail: [email protected]
Л.А. Ломова, канд. пед. наук, доц., Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж, Е-mail: [email protected]
Х. Лу, аспирант Воронежского государственного педагогического университета, г. Воронеж, Е-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕОРИИ РЕЗОНАНСНОГО ПЕНИЯ КАК ЗНАЧИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ
Статья посвящена изучению педагогического условия развития вокально-исполнительского потенциала студентов в образовательном процессе вуза, разработанного на основе теории резонансного пения В.П. Морозова. Для певца резонаторы выполняют весьма важную роль. Они являются важнейшим механизмом пения: придают голосу яркость, силу, окраску, делают звук насыщенным, сочным, пронзительным, определяют качество звука. Подробно рассматриваются составляющие голосового аппарата - ротоглоточный, грудной, носовой резонаторы. На основе высказываний известных певцов и педагогов-вокалистов (В. Атлантов, А. Варламов, М. Дейши-Сионицкая, В.П. Морозов, М. Френи, К. Эверарди и др.) разработаны рекомендации развития вокально-исполнительского потенциала студентов.
Ключевые слова: педагогические условия, резонанс, теория резонансного пения, ротоглоточный, грудной и носовой резонаторы.
Вокальное искусство имеет глубокие культурно-исторические корни, оно развивается в контексте музыкально-культурной традиции. Плобализация современного общества стимулирует стремление народа приобщиться к сокровищам мировой музыкальной культуры. Межкультурные контакты студентов в процессе обучения создают возможность освоения механизмов познания музыкального искусства, развития музыкально-творческих способностей, овладения вокально-исполнительским мастерством для будущей профессиональной деятельности в области музыкального искусства. Успешность развития вокально-исполнительского потенциала студентов обусловлена содержанием обучения вокалу, внешними и внутренними факторами и педагогическими условиями.
В научной литературе «условие» понимается как некоторое обстоятельство, в котором происходит развитие какого-либо явления. Условие - это «компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий, из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления» [1, с. 707].
В работе В.Н. Алексеевой педагогические условия представлены как результат применения содержания, методов и организационных форм обучения для достижения ... целей» [2, с. 16]. Ученые-педагоги (Л.П. Качалова, Е.В. Ко-ротаева и др.) видят в педагогических условиях тот фактор, от которого зависят результаты протекания образовательного процесса [3].
Н.М. Борытко также выделяет факторы и условия, но разделяет их. Под фактором при этом понимается внутренняя движущая сила процесса, а под условием - внешнее, в той или иной мере сознательно сконструированное педагогом обстоятельство, которое существенно влияет на протекание процесса, предполагает, но не гарантирует определенный результат» [4, с. 129].
Проведенный анализ позволил определить понятие «педагогические условия» для нашего исследования как значимые обстоятельства и креативные возможности музыкально-педагогического процесса, от которых зависит эффективность развития вокально-исполнительского потенциала студентов-музыкантов.
Методологическими основаниями педагогических условий развития вокально-исполнительского потенциала студентов послужили следующие методологические подходы:
- системный подход (С.И. Архангельский, В.Н. Садовский, Э.П Юдин и др.) позволяет изучить развитие вокально-исполнительского потенциала студентов в процессе профессионального становления как системы;
- личностно-ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульне-вич, В.В. Сериков и др.), обеспечивающий раскрытие самобытных уникальных задатков в процессе развития вокально-исполнительского потенциала;
- индивидуальный подход (Л.В. Вахтель, ПМ. Цыпин, М.Н. Юрьева и др.), способствующий анализу и выработке индивидуального стиля вокально-исполнительской деятельности;
- технологический подход (В.П. Беспалько, В.И. Лещинский, Н.Е. Щуркова и др.), идеи которого легли в основу разработки методики совершенствования вокально-исполнительского мастерства студентов.
Вышеприведенные подходы обеспечили изучение такого педагогического условия как использование теории резонансного пения в процессе обучения вокалу.
Резонансная теория пения - это «система научных представлений о взаимосвязанных между собой акустических, физиологических и психологических закономерностей образования и восприятия певческого голоса, обусловливающих его высокие эстетические и вокально-технические качества за счет максимальной активизации резонансных свойств голосового аппарата» [5, с. 31].
Речевой аппарат человека включает две пары голосовых связок. При нении они сомкнуты. Выдыхаемый воздух вызывает вибрации в голосовых связках, что образует небольшой шум. Когда звуковые волны отражаются в грудной полости, гортани, глотке, полости рта, носа, возникают звонкие красивые потрясения. Это явление называется резонансом. Звуковые волны, создаваемые голосовыми