Научная статья на тему 'Теоретические основы социально-культурной деятельности'

Теоретические основы социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2444
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
THEORETICAL BASES / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жаркова А. А.

Статья посвящена изучению теоретических основ социально-культурной деятельности. Социально-культурная деятельность важнейшее средство развития общественного сознания, политических, научных, этических, правовых, эстетических, религиозных убеждениях личности, в которой необходим дифференцированный подход к каждой личности. Действующие закономерности, функции и принципы позволяют теории, методике и организации социально-культурной деятельности разрабатывать объективно-субъективные закономерности воспитательного процесса, обосновывать технологии и рекомендации по развитию субъектно-субъектных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASES OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITY

The article is dedicated to a study of theoretical foundations of socio-cultural activity. Social and cultural activity is the most important means of developing public consciousness, political, scientific, ethical, legal, aesthetic, religious beliefs of the individual, in which a differentiated approach to every individual is needed. The existing patterns, functions and principles allow the theory, methodology and organization of socio-cultural activities to develop objective-subjective patterns of the educational process, to justify technologies and recommendations for the development of subject-subject relations.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы социально-культурной деятельности»

«естественных», «минимальных» или «основных» потребностей («выживание», «удовлетворительные условия жизни», потребности в «отдыхе», образовании, жилье и медицинском обслуживании, «минимальном благополучии» и т. д.).

Изучение духовных потребностей, интересов и специфики их удовлетворения в социально-культурной деятельности строится на выявлении несоответствия между личностными потребностями и объективными обстоятельствами. Всякая потребность личности имеет объективную причину, но не всякая потребность проявляет себя в той форме, которая предлагается учреждениями социально-культурного и культурно-досугового типа. Выбор цели, достижение которой личность в своем сознании соотносит с удовлетворением своей потребности, во многом субъективен и допускает возможность ошибки. Неверный выбор методологического подхода в совокупности с объективным фундаментом потребности личности порождает новую форму - субъективную потребность. Главное здесь - не достижение какой-то конкретной цели, а то, какими средствами она достигнута.

Социально-культурная деятельность, как наследница куль-турно-досуговой, обладает богатым арсеналом выразительных

Библиографический список

средств воздействия с учетом влияния объективных и субъективных факторов, условий, ситуаций на личность.

«Никакое средство педагогическое, даже общепринятое, какими обычно у нас считаются и внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть признано всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим.

Никакое средство нельзя рассматривать с точки зрения полезности и вредности, взятое уединенно от всей системы средств. И, наконец, никакая система не может быть рекомендована как система постоянная» [12, с. 113], а только верно избранный методологический подход способен все формы, средства, методы, способы, условия привести в единую систему, в систему саморегулирующуюся, динамичную, способную содействовать развитию, социализации, воспитанию, формированию личности.

Главная идея любого исследования в рассмотрении объектов и их предметов состоит в определении масштаба их границ для наиболее продуктивного изучения каждого из них в поисках отличительных характеристик, связанных с технологическими, творческими и результативными составляющими компонентами.

1. Современный словарь иностранных слов. Санкт-Петербург, 1994.

2. Философский энциклопедический словарь. Москва: Советская энциклопедия, 1989.

3. Данилов М.А. Взаимоотношения в общей методологии науки и социальной методологии педагогики. Проблемы социальной педагогики. Москва, 1998; Краевский В.В., Бережкова Е.В. Методология педагогики: новый этап: учебное пособие. Москва: Академия, 2006.

4. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: учебное пособие. Москва: Академия, 2006.

5. Педагогика. Под редакцией П.И. Пидкасистого. Москва, 1996.

6. Эта тема впервые рассмотрена в: Ярошенко H.H. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник. Москва: МГУКИ, 2007: 46 - 53.

7. Новейший философский словарь. Под редакцией А.А. Грицапова. 2-е издание. Минск: Книжный дом, 2001.

8. Дмитренко Т.А., Яресько Е.В. Методология педагогики: характеристики. Понятийный аппарат педагогики и образования: сборник науч. трудов. Екатеринбург, 2007; Вып. 5.

9. Шакуров М.В. Аксиологические аспекты формирования социокультурной идентичности личности. Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. трудов. Вып.6. Екатеринбург: СВ-96, 2010.

10. Педагогика. Большая современная энциклопедия. Минск, 2005.

11. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. Москва: МГУКИ, 2007.

12. Макаренко А.С. Сочинения. Москва, 1973; Т. 5.

References

1. Sovremennyj slovar'inostrannyh slov. Sankt-Peterburg, 1994.

2. Filosofskij 'enciklopedicheskijslovar'. Moskva: Sovetskaya 'enciklopediya, 1989.

3. Danilov M.A. Vzaimootnosheniya v obschej metodologii nauki i social'noj metodologii pedagogiki. Problemy social'nojpedagogiki. Moskva, 1998; Kraevskij V.V., Berezhkova E.V. Metodologiya pedagogiki: novyj 'etap: uchebnoe posobie. Moskva: Akademiya, 2006.

4. Zagvyazinskij V.I. Issledovatel'skaya deyatel'nost'pedagoga: uchebnoe posobie. Moskva: Akademiya, 2006.

5. Pedagogika. Pod redakciej P.I. Pidkasistogo. Moskva, 1996.

6. 'Eta tema vpervye rassmotrena v: Yaroshenko N.N. Istoriya i metodologiya teorii social'no-kul'turnoj deyatel'nosti: uchebnik. Moskva: MGUKI, 2007: 46 - 53.

7. Novejshij filosofskij slovar'. Pod redakciej A.A. Gricapova. 2-e izdanie. Minsk: Knizhnyj dom, 2001.

8. Dmitrenko T.A., Yares'ko E.V. Metodologiya pedagogiki: harakteristiki. Ponyatijnyj apparat pedagogiki i obrazovaniya: sbornik nauch. trudov. Ekaterinburg, 2007; Vyp. 5.

9. Shakurov M.V. Aksiologicheskie aspekty formirovaniya sociokul'turnoj identichnosti lichnosti. Ponyatijnyj apparat pedagogiki i obrazovaniya: sb. nauch. trudov. Vyp.6. Ekaterinburg: SV-96, 2010.

10. Pedagogika. Bol'shaya sovremennaya 'enciklopediya. Minsk, 2005.

11. Zharkov A.D. Teoriya i tehnologiya kul'turno-dosugovoj deyatel'nosti. Moskva: MGUKI, 2007.

12. Makarenko A.S. Sochineniya. Moskva, 1973; T. 5.

Статья поступила в редакцию 28.09.18

УДК 371.72

Zharkova A.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Cultural and Leisure Activities, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

THEORETICAL BASES OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITY. The article is dedicated to a study of theoretical foundations of socio-cultural activity. Social and cultural activity is the most important means of developing public consciousness, political, scientific, ethical, legal, aesthetic, religious beliefs of the individual, in which a differentiated approach to every individual is needed. The existing patterns, functions and principles allow the theory, methodology and organization of socio-cultural activities to develop objective-subjective patterns of the educational process, to justify technologies and recommendations for the development of subject-subject relations.

Key words: theoretical bases, socio-cultural activity.

А.А. Жаркова, д-р пед. наук, проф. каф. культурно-досуговой деятельности, Московский государственный институт культуры, г. Москва, E-mail: [email protected]

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена изучению теоретических основ социально-культурной деятельности. Социально-культурная деятельность - важнейшее средство развития общественного сознания, политических, научных, этических, правовых, эстетических, религиозных убеждениях личности, в которой необходим дифференцированный подход к каждой личности. Действующие закономерности, функции и принципы позволяют теории, методике и организации социально-культурной деятельности разрабатывать объективно-субъективные закономерности воспитательного процесса, обосновывать технологии и рекомендации по развитию субъектно-субъектных отношений.

Ключевые слова: теоретические основы, социально-культурная деятельность.

Исследование теоретических основ социально-культурной деятельности как одной из специальности в педагогических науках показывает, что они опираются на общетеоретические закономерности педагогических процессов в любых жизненных обстоятельствах.

На протяжении всей истории педагогика была и стала еще более сложной наукой, В настоящее время она интегрирует в себе данные как естественных, так и общественных наук о человеке, о законах его развития, воспитательных процессах, характере общественных отношений.

Исследования теории, методики и организации социально-культурной деятельности становятся объективные законы общественного развития органически связанные с процессами развития, воспитания и формирования личности и организации педагогического процесса во всех типах учебных, образовательных учреждениях. Социально-культурная деятельность располагает огромным воспитательным потенциалом, который создается специалистами и их многочисленным активом в социально-культурных институтах.

Сегодня к социально-культурной деятельности предъявляются все более сложные требования. В интересах государства и общества актуально её систематическое, целеустремленное воздействие на социум в целом и конкретно на личность. Поэтому и система, содержание воспитания, образования и деятельность учреждений культуры через их формы и методы, становятся часть жизни населения, способом разрешения противоречий, которая состоит в том, чтобы, сохраняя все ценное, непреходящее в воспитательном процесса, рассматривать его как движущую и меняющуюся в своем существе систему. Поэтому актуально, чтобы содержание формы и методы обучения и воспитания социально-культурной деятельности, в движении, развитии. Для развития теории социально-культурной деятельности важно выстраивание системы целеполагания. Тогда теория, методика и организация социально-культурной деятельности будут действовать и взаимодействовать по принципу симметрии.

Принцип симметрии в деятельности учреждений социально-культурного типа требует постоянной связи с социумом. Поиск, отход от стандартных, привычных форм, смелость в утверждении нового - все это соответствует социально-психологическим особенностям, их потребностям и ориентациям личности.

Принцип симметрии в деятельности учреждений социально-культурного типа характеризуется взаимосвязью и взаимодополняемостью, перераспределением функций и объемов услуг между различными специалистами. А концентрация материальных и кадровых ресурсов (создание социально-культурных центров и комплексов), специализация социально-культурных институтов, расширение сети специализированных учреждений культуры, представляет собой постоянные трансформации. К тому же рыночные отношения так или иначе требуют нарушить неприкосновенность границ, разделяющих отдельные социальные «ниши», методику и «сферы влияния» деятельности учреждений культуры и образования.

В современных условиях функциональное взаимодействие деятельности учреждений социально-культурного типа в формировании региональных социально-культурных программ, проектов обеспечивается связью с общественностью, на основе принципа симметрии.

Поскольку социально-культурная деятельность - важнейшее средство развития общественного сознания, политических, научных, этических, правовых, эстетических, религиозных убеждениях личности, то необходим дифференцированный подход к каждой личности. Действующие закономерности, функции и принципы позволяют теории, методике и организации социально-культурной деятельности разрабатывать объективно-субъективные закономерности воспитательного процесса,

обосновывать технологии и рекомендации по развитию субъек-тно-субъектных отношений.

Значит, теоретической основой социально-культурной деятельности является процесс возникновения, развития и передачи последующим поколениям мотивационно-потребительских и ценностных ориентаций на основе преемственности, лучших традиций, опыта с целью жизнеобеспечения общества, сущностных сил каждой личности. Эта объективная закономерность неизменно и своеобразно проявляется в различных конкретно-исторических условиях. Это необходимо осознать специалистам. Данная закономерность проявляется в зависимости от конкретно-исторических условий, интересов и потребностей тех или иных социальных групп в обществе. В современных условиях теоретическими основами социально-культурной деятельности становятся соответствие содержания, форм, методов обучения и воспитания требованиям развития технологий, телефонной связи с потребностями общественного развития. В любом обществе старшие поколения всегда включало в содержание образования, прежде всего, те знания, умения и навыки, которые обеспечивают в преемственности поколений главное - поддержание жизни, улучшение быта, повышение комфортных условий.

Теоретической основой социально-культурной деятельности в деле воспитания личности и общества является обусловленность её содержания, форм и методов воспитания, обучения с характером производственных отношений и соответствующей им демократией. Это проявляется, прежде всего, в том, что организация и содержание воспитательного процесса в общества определяются потребностями, мотивами, интересами, ценностными ориентациями социума и личности.

Одной из теоретических основ социально-культурной деятельности является принцип «параллельного педагогического действия».

Здесь надо понимать, что специалисты социально-культурной деятельности и их актив создавая программы, проекты и реализуя их, сами находятся под сознательным педагогическим воздействием, направленным на все виды и типы аудитории. Педагогические отношения, реализованные в среде учреждения культуры в духе высокой нравственности, по мере становления личности оказывают огромное влияние на совершенствование общественных отношений в целом.

В процессе социально-культурной деятельности, её воздействие проникает во все сферы общественных отношений может быть осмыслен в качестве основы формирования сущности личности в результате её активного самопроявления и самоутверждения в деятельности, отношениях, общении.

Сегодня одной из основ теории социально-культурной деятельности является закон гармонического развития сущностных сил личности, её интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер, с учетом возрастных особенностей и возможностей. Гармоническое развитие личности, её сущностных сил осуществляется в процессе трудовой деятельности и общественной жизни в условиях досуга возможно если найдена гармония рациональной и эмоционально-волевой сфер личности её физического и духовного развития и её потребностей в творчестве.

Поскольку социально-культурная деятельность проявляется во всех сферах общественного развития и осуществляется и проявляется в любых жизненных условиях и обстоятельствах, то люди охотно принимают участие, ибо это их часть жизни.

Субъект воспитания и объект являются тем фундаментом, на котором основывается социально-культурная деятельность, так и формирование личностных качеств. Вот почему первостепенной задачей воспитательной и учебной в учреждении культуры является развитие и поддержание высокой активности личности в познавательной, трудовой и нравственно-эстетической деятельности. В этой связи П.П. Блонский писал, что наша за-

дача «воспитывать человека, способного создавать собственную жизнь, способного к самоопределению. Воспитываться - значит самоопределяться, и воспитание будущего творца новой человеческой жизни есть лишь рациональная организация самовоспитания его» [1, с. 40].

Приведенные мысли позволяют сделать умозаключение о том, что правильно поставленное воспитание есть не что иное, как умелое внутреннее стимулирование активности растущей личности в работе над собой, есть побуждение её к собственному развитию и совершенствованию.

Эту же мысль развивает А.Д. Жарков: «Всякая эффективная социально-культурная деятельность имеет своим внутренним условием собственную работу воспитуемого, которая, естественно, завязывается в каждой сколько-нибудь вдумчивой личности вокруг собственных поступков и поступков других людей... Успех деятельности по формированию духовного развития личности зависит от этой внутренней работы, от того, насколько воспитание оказывается в состоянии её стимулировать и направлять на досуге» [2, с. 155].

Самое главное в социально-культурной деятельности процесс воспитания перевести в процесс самовоспитания. Но эта работа обусловливается и стимулируется.

Наиболее сложное направление - это работа с молодёжью. Молодёжный период характеризуется множеством различных параметров и элементов. Он содержит в себе целый ряд характеристик, которые не совпадают по времени и содержанию. Наступление половой зрелости у молодого человека не совпадает с правовым совершеннолетием. Обретение экономической свободы не тождественно социально-психологическому созреванию. Интеллектуальный багаж, связанный с оптимизацией образования, зачастую опережает социальное развитие, зависящее от уровня общественных отношений.

И.О. Кон, указывая в книге «Социология личности» на «правовую и моральную неопределенность юности», считает её отражением сдвигов в реальном положении вещей и объясняет, прежде всего, удлинением самого периода юности за счет, с одной стороны, более раннего полового, а с другой стороны - более позднего социального созревания [3, с. 107 - 109].

Полисемичность совершеннолетия, наличие социальных ролей у молодёжи, в результате чего молодой человек одновременно относится и к разряду «подготавливаемых» и к разряду «подготовленных», но общим критерием у молодёжи является возраст.

Характеризуя молодёжь, последний признак следовало бы назвать первым. Ведь без него вообще не может идти речь о молодёжи, равно как и о детях, взрослых или стариках. Молодёжь - категория, прежде всего возрастная, но это - не значит, что она простая.

Для нашей статьи важно то, что не учитывается факт поли-семичности молодости, неопределенности и противоречивости социальных ролей молодёжи, и в особенности юношества. Теоретически сложно объяснить, почему не существует согласованного представления о молодёжном возрасте, в том числе и юношеском возрасте.

Размышляя над теоретическими основаниями социально-культурной деятельности необходимо обратить внимание на значение конфликта в этом процессе. Конфликт всегда наводит на мысль о необходимости изменений. И в этом смысле в нем заложено творческое начало. В процессе конфликта, попадая в нестандартные ситуации, личность обязана, как и в творческих поисках, прибегать к импровизации, новациям, к использованию конструктивных приемов взаимодействия. Хотя это относится к конструктивно-созидательным видам конфликтов, а не к деструктивно-разрушительным.

Каждый конфликт возникает при появлении трудноразрешимых противоречий. Это или столкновение интересов, или отсутствие взаимопонимания, часто сопровождаемого острыми эмоциональными переживаниями. Любой конфликт образует ситуация, включающая либо противоположные позиции сторон, либо противоположные цели или средства их достижения.

Даже межличностный конфликт - это ситуация, в которой участники преследуют разные цели, или позиционируют несовместимые ценности, нормы и правила, пытаясь реализовать их во взаимоотношениях друг с другом. Обычно в ходе острой конкурентной борьбы все стороны конфликта стремятся к достижению одной и той же цели, которая может стать достоянием лишь одной из конфликтующих сторон. Среди иных причин межличностных конфликтов, как правило, становятся недостаток

информации, неопределенность, малая коммуникабельность, скованность боязнью выбора и т. п. После обнаружения скрытых причин и источников конфликта следующим шагом является коррекция проблемы путем подходящей реакции на нее. Так, В. Сухарев считает, что «Если конфликт связан с различием в жизненных планах, реакция будет заключаться в одном из компромиссов, выработанных в результате переговоров и поиска взаимовыигрышных решении. Если в конфликте участвуют трудные с точки зрения общения люди - грубияны, жалобщики или вовсе отрицательные личности, - реакция должна заключаться в том, чтобы встречать их действия, руководствуясь соответствующей оборонительной стратегией» [4, с. 74].

Зачастую источником конфликта служат недоверие и раздражительность. Попытки открыто высказать своё раздражение нередко приводят к большим обидам, заканчивающимся скандалами. Главное достоинство учреждений социально-культурного типа на современном этапе состоит в том, что здесь может быть осуществлен парадигмальный подход, который позволяет нейтрализовать конфликтные ситуации и построить у участников постоянного коллектива художественной самодеятельности, клуба по интересам, любительского объединения творческие, деловые отношения, которые ориентируются на оказание услуг в развитии личности, стремятся к профессионализации и творческому росту на этой основе. Это следует рассматривать как своеобразную модель малую самоорганизующуюся и саморазвивающуюся структуру, действующую в условиях социально-культурной деятельности и специализирующуюся на разработке новых идей, на выявление новых творческих ресурсов.

Проведённый автором статьи опрос в учреждениях социально-культурного типа Москвы и Московской области показал, что всего 28% специалистов знают, каков смысл сценарно-режиссер-ских технологий социально-культурных программ. Но, в какой обстановке, где существуют конфликты, значительно понижаются возможности для развития творческой деятельности личности.

В этих целях специалистам надо стремиться использовать все мотивационно-стимулирующие формы и методы управления творческой и коммерческой деятельностью вверенном им социально-культурном учреждении.

Заинтересованность специалистов учреждений культуры и членов творческого коллектива в творческой деятельности выражается, прежде всего, в умении педагогами регулировать конфликтами, в том числе и материальными стимулами, руководствуясь положением: о том, что выгодно учреждению социально-культурного типа и обществу в целом и наоборот.

Предмет педагогической науки характеризуется своей многоплановостью. Главной особенностью предмета специальности 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности, является объективная реальность, построенная на закономерных процессах развития общества, социума, личности. Развиваясь на основе потребностей общественной жизни, теория, методика и организация социально-культурной деятельности обращается к общественной практике, к внедрению результатов своих исследований, изменению действительности, что также требует творчества, является сложным, научным поиском. Отсюда, для теории, методики и организации социально-культурной деятельности теоретической основой являются объективные закономерности действительности, её развития и условия, особенности, правила использования познанных истин в общественной практике. Поэтому по всем специальностям педагогики ведутся исследования как фундаментальных, теоретических, экспериментально-теоретических проблем, так и прикладных открытий в общественной практике.

Педагогические науки изучают личность человека на основе фундаментальных общественных процессов, развития общественных отношений.

В теории, методике и организации социально-культурной деятельности интегрируются фундаментальные методологические, теоретические и теоретико-экспериментальные исследования, раскрывающие возможности воспитания в социуме, в конкретно-исторических общественных условиях. Потребности жизни и общественной практики требуют прикладных исследований и обоснованных рекомендаций по теории, методике и организации социально-культурной деятельности.

Следовательно, теория, методика и организация социально-культурной деятельности есть органическое единство между фундаментальной и прикладной частями предмета, изучением объективных законов воспитания, обучения и субъективной творческой деятельности, методики и организации педагогического

процесса в учреждениях социально-культурного типа. Деятельность специалистов социально-культурного профиля, лишенная научно-теоретического фундамента, утрачивает общественные ориентиры, замыкается в самой себе, оказывает отрицательное воздействие на имидж профессии.

Высокий имидж помогает специалистам учреждений социально-культурного типа в подготовке и проведении социально-культурных программ и предметной деятельности. Поэтому специалист социально-культурной деятельности центральная фигура воспитательного процесса, именно он является носителем цели и идеалов, идей, традиций, обладателем научных знаний и мастерства воспитания.

Таким образом, воспитательный процесс в учреждениях социально-культурного типа строится на субъект-субъектных отношениях, здесь формируется мировоззрение и вырабатываются нравственно-эстетические принципы; развиваются творческие способности к активному общению с организации жизни людей и психолого-педагогическому воздействию на них. Специалист воспитательного процесса в учреждениях социально-культурного типа сам подвергается воспитательным воздействиям и стремится к самосовершенствованию. В этом ему помогает развитое диалектическое мышление, способность эмоционального отношения к себе и людям, готовность к критической переоценке своих позиций и поступков. А сама теория, методика и организация культурной деятельности трансформируются адекватно измене-

Библиографический список

ниям человека и общества, для чего необходимо изучить этот процесс. Как считает Д.Н. Фельдштейн «Следует признать, что до сих пор не определен объем и характер изменений, не выявлены все тонкости и особенности развития и место современного человека, его способности и возможности как деятельностного субъекта» [5, с. 58].

Поэтому необходим комплексный подход к рассмотрению содержания и структуры человеческой деятельности. Анализируя содержание человеческой деятельности автор статьи рассматривает с одной стороны в каких предметных отношениях находятся люди друг к другу, а с другой предметное содержание объективно отражается в форме понятий, представлений, умений. А сам субъект деятельности оказывается в определенном отношении не только к окружающему миру, друзьям, товарищам, коллегам, вещам, но и к их потребностям и интересам.

И далее важно понимать, что «общество не предстает перед нами гомогенно. Оно сложно структурировано, и при этом структурные характеристики его изменились. Поэтому необходим дифференцированный анализ, раскрывающий, как и что воспринимает современный человек в разных группах, в разном возрасте: на что рефлексирует, какие образы у него формируются, как изменяется мотивационно-потребностная сфера, как на него воздействует окружающая действительность, как он действует и каковы возможности действия разных групп людей» [5, с. 58].

1. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. Москва, 1979; Т. 1: 40.

2. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. Москва, 2007.

3. Кон И.С. Социология личности. Москва, 1967: 107 - 109.

4. Сухарев В. Этика и психология делового человека. Москва, 1997.

5. Фельдштейн Д.И. Человек в современном мире: тенденции и потенциальные возможности развития. Орел. Образование и общество (Орел). 2008; 3: 58.

References

1. Blonskij P.P. Izbrannye pedagogicheskie ipsihologicheskie sochineniya: V 2 t. Moskva, 1979; T. 1: 40.

2. Zharkov A.D. Teoriya i tehnologiya kul'turno-dosugovoj deyatel'nosti. Moskva, 2007.

3. Kon I.S. Sociologiya lichnosti. Moskva, 1967: 107 - 109.

4. Suharev V. 'Etika ipsihologiya delovogo cheloveka. Moskva, 1997.

5. Fel'dshtejn D.I. Chelovek v sovremennom mire: tendencii i potencial'nye vozmozhnosti razvitiya. Orel. Obrazovanie i obschestvo (Orel). 2008; 3: 58.

Статья поступила в редакцию 28.09.18

УДК 378

Zharkova L.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Cultural and Leisure Activities, Moscow State Institute

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

of Culture (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

THE THEORY OF BALANCED EQUILIBRIUM IN MOTIVATIONAL DEVELOPMENT OF PERSONALITY IN CULTURAL INSTITUTIONS. The article is presents a study of a theory of balanced equilibrium in the motivational development of an individual in cultural institutions. Cultural institutions have a wide range of methods of indirect organizational influence, which allow to achieve effective ideological and emotional impact as an organic unity of direct and indirect methods. The socio-cultural program affects both the process of activity and the creation of conditions for an integral technological process in cultural institutions. The functioning of the system of motivational development of personality in the establishment of culture occurs in close relationship with cognitive structures that provide cognition and thinking, in the speech product of which both current impressions and personal moral and moral position are reflected.

Key words: balanced balance theory, motivational development of personality, cultural institutions.

Л.С. Жаркова, д-р пед. наук, проф. каф. культурно-досуговой деятельности, Московский государственный институт

культуры г. Москва, E-mail: [email protected]

ТЕОРИЯ СБАЛАНСИРОВАННОГО РАВНОВЕСИЯ В МОТИВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ

Статья посвящена теории сбалансированного равновесия в мотивационном развитии личности в учреждениях культуры. Учреждения культуры располагают широким набором методов опосредованного организационного воздействия, которые позволяют добиться эффективного идейно-эмоционального воздействия как органического единства непосредственных и опосредованных методов. Социально-культурная программа воздействует как на процесс деятельности, так и на создание условий целостного технологического процесса в учреждениях культуры. Функционирование системы мотивационного развития личности в учреждении культуры происходит в тесной взаимосвязи с когнитивными структурами, обеспечивающими познание и мышление, в речевом продукте которого отражаются как текущие впечатления, так и личностная морально-нравственная позиция.

Ключевые слова: теория сбалансированного равновесия, мотивационное развитие личности, учреждения культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.