Научная статья на тему 'Теория становления социально-культурной деятельности'

Теория становления социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1721
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ / THEORY / СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / FORMATION OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES / НАУЧНАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК / SCIENTIFIC SPECIALTY IN THE SYSTEM OF PEDAGOGICAL SCIENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жаркова А.А.

Статья посвящена теории становления социально-культурной деятельности. Научная природа социально-культурной деятельности это знание, соответствующее фундаментальным аспектам действительности, приведенное в систему посредством теорий и получившее строгое обоснование в процессе трансформации культурно-просветительной работы в социально-культурную деятельность на данном этапе её исторического развития. Понятие «социально-культурная деятельность» определяется как педагогическая специальность, имеющая свой предмет, субъект, объект, формы, методы, специфические выразительные средства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORY OF THE FORMATION OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES

The article is dedicated to the theory of formation of so-cio-cultural activities. The scientific nature of socio-cultural activities is the knowledge of corresponding fundamental aspects of reality given to the system by means of theories and received rigorous justification in the process of transformation of cultural and educational work in socio-cultural activities at this stage of its historical development. The concept of “social-cultural activity” is defined as the teaching profession, which has its own object, subject, object, forms, methods, specific means of expression.

Текст научной работы на тему «Теория становления социально-культурной деятельности»

5. Жаркова A.A. Методологические основы парадигмального подхода к развитию личности: монография. Москва, 2009.

6. Серый A.B., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности: учебное пособие. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999.

7. Фанталова Е.Б. Ценности и внутренние конфликты: теория, методология, диагностика: монография. Москва: Директ-Медиа, 2015.

8. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. Москва: Педагогика, 1982.

9. Мудрик A.B. Психология и воспитание. Москва: Московский психолого-социальный институт, 2006.

10. Aлтунина И.Р Структура и развитие мотивов и мотивации социального поведения. Диссертация ... доктора психологических наук. Москва, 2006.

11. Жаркова Л.С. Мотивационное развитие личности в социально-культурном измерении: монография. Москва: МГИК, 2015. References

1. Nikandrov N.D. Cennosti kak osnova celej vospitaniya. Pedagogika 1998; 3: 3 - 10.

2. Fantalova E.B. Cennosti i vnutrennie konflikty: teoriya, metodologiya, diagnostika: monografiya. Moskva: Direkt-Media, 2015.

3. Hajbulaeva A.G. Dinamika cennostnyh i smyslozhiznennyh orientacij molodezhi v poli'etnicheskoj obrazovatel'noj srede. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Mahachkala, 2015.

4. Shuvalova A.N. Cennostno-orientirovannoe obuchenie shkol'nikov v sisteme srednego obrazovaniya. Teoriya ipraktika. Minsk, 2002.

5. Zharkova A.A. Metodologicheskie osnovy paradigmal'nogo podhoda k razvitiyu lichnosti: monografiya. Moskva, 2009.

6. Seryj A.V., Yanickij M.S. Cennostno-smyslovaya sfera lichnosti: uchebnoe posobie. Kemerovo: Kemerovskij gosudarstvennyj universitet, 1999.

7. Fantalova E.B. Cennosti i vnutrennie konflikty: teoriya, metodologiya, diagnostika: monografiya. Moskva: Direkt-Media, 2015.

8. Zagvyazinskij V.I. Metodologiya imetodika didakticheskogo issledovaniya. Moskva: Pedagogika, 1982.

9. Mudrik A.V. Psihologiya i vospitanie. Moskva: Moskovskij psihologo-social'nyj institut, 2006.

10. Altunina I.R. Struktura i razvitie motivovi motivacii social'nogo povedeniya. Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Moskva, 2006.

11. Zharkova L.S. Motivacionnoe razvitie lichnosti vsocial'no-kul'turnom izmerenii: monografiya. Moskva: MGIK, 2015.

Статья поступила в редакцию 12.07.17

УДК 371.72

Zharkova A.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Cultural and Leisure Activities, Dean of Faculty of

Socio-Cultural Activities, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: kdd007@bk.ru

THEORY OF THE FORMATION OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES. The article is dedicated to the theory of formation of socio-cultural activities. The scientific nature of socio-cultural activities is the knowledge of corresponding fundamental aspects of reality given to the system by means of theories and received rigorous justification in the process of transformation of cultural and educational work in socio-cultural activities at this stage of its historical development. The concept of "social-cultural activity" is defined as the teaching profession, which has its own object, subject, object, forms, methods, specific means of expression.

Key words: theory, formation of socio-cultural activities, scientific specialty in the system of pedagogical sciences.

А.А. Жаркова, д-р пед. наук, проф. каф. культурно-досуговой деятельности, декан факультета социально-

культурной деятельности Московского государственного института культуры, г. Москва, E-mail: kdd007@bk.ru

ТЕОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена теории становления социально-культурной деятельности. Научная природа социально-культурной деятельности - это знание, соответствующее фундаментальным аспектам действительности, приведенное в систему посредством теорий и получившее строгое обоснование в процессе трансформации культурно-просветительной работы в социально-культурную деятельность на данном этапе её исторического развития. Понятие «социально-культурная деятельность» определяется как педагогическая специальность, имеющая свой предмет, субъект, объект, формы, методы, специфические выразительные средства.

Ключевые слова: теория, становление социально-культурной деятельности, научная специальность в системе педагогических наук.

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности как самостоятельная специальность педагогической науки сформировалась на базе культурно-просветительной деятельности. Теория, методика и организации социально-культурной деятельности имеет свою специфику, отличающую её от других ветвей педагогической науки. О научной природе теории, методики и организации социально-культурной деятельности свидетельствует наличие своего предмете, объекта, субъекта, форм, методов и специфических выразительных средств и своей аудитории. Целеполагание теории, методики и организации социально-культурной деятельности определяется основами государственной культурной политики [1] и социокультурной ситуацией в стране.

Несмотря на то, что социально-культурная деятельность - важнейший компонент общественной практики, он имманентен педагогической, психологической, социологической наукам и культурологии.

Поиски адекватного образа научного познания в общественной практике привели к острой потребности педагогической специальности - теория, методика и организация социально-культурной деятельности.

Одной из основных проблем было противопоставление понимания субъекта социально-культурной деятельности, их функций и принципов, соответствующих объективному миру.

Многие годы в советский период учёные придерживались взгляда, согласно которому соответствие воспитательных возможностей культурно-просветительной работе действительности может быть достигнуто только путем элиминации активности субъекта. Но такого рода представление не соответствовало педагогической науке. Напротив, стремилась учесть элемент активности субъекта, с позиций научного познания.

В современной педагогической науке учёные все большое внимание уделяют проблемам теории, методики и организации социально-культурной деятельности как системе формально-логических компонентов. Формально-логическая система по существу, указывает на рассмотрение научной истины как соответствия объективному миру. Это позволяет разделить научную истину на эмпирические и логические, сводя первые к опытной подтверждаемости и рассматривая вторые как конвенциональные, не зависящие от опыта, а потому и априорные конструкции.

Для трактовки вопроса о социально-культурной деятельности, предложенной представителями социально-психологического направления (Кун, Фейерабенд), характерно полное отрицание научной истины как эмпирической подтверждаемости. Они предложили вообще аннулировать понятие научной истины, исключив его из системы научного знания. Особые нападки с их стороны вызывало понятие «объективность истины». Вероятно,

не будет преувеличением сказать, что в вопросе о научной истине эти критики сделали шаг назад.

Непонимание представителей ведущих направлений в современной философии науки дать удовлетворительное решение проблемы научной истины вызывает сомнение в том, что научные проблемы социально-культурной деятельности могут быть решены философскими средствами. Известный американский философ Р Соломон считает, что философская теория истины вообще не имеет дела с реальными проблемами научной истины. «Ошибочно думать, - пишет он, - что мы имеем дело с проблемой истины, которую различные теории истины пытались решить. Этой проблемы вообще не существует; существуют только теории истины, неадекватность которых и порождает затруднения» [2, с. 718].

Как видим, Р. Соломон считает, что философская теория истины развивается исключительно на собственной основе. Что же касается научной истины, то эта проблема порождена недостатками философских теорий, их неспособностью дать адекватную интерпретацию современной науки. В связи с этим Р. Соломон предлагает следующий критерии адекватности философской теории истины: «Удовлетворительная философская теория истины преодолевает все недостатки других теорий, не добавляя при этом новых, своих собственных недостатков» [2, с. 718 - 719].

На наш взгляд, в этой точке зрения есть своё зерно.

Поэтому перед педагогическими науками возникает проблема преодоления этих недостатков и выработки более строгой интерпретации научного процесса дифференциации науки. Результатом чего и стала специальность теория, методика и организация социально-культурной деятельности.

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности многоаспектна и может быть рассмотрена с различных точек зрения - логической, социологической, гносеологической.

Поэтому автор статьи предпринимает попытку гносеологического анализа научной природы социально-культурной деятельности с учетом специфики её функционирования. При этом автор задается целью не столько дать описание научной природы социально-культурной деятельности, её структуры, формы, сколько выявить её проблемы, которые поставлены самим ходом научного познания.

Методологической базой теории становления социально-культурной деятельности стали:

- функциональные положения отечественной педагогической науки (Е.В. Бондаревская, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, В.В. Краевский, Т.Е. Исаева, Л.М. Митина, В.А. Сластенин и др.) и психологической науки (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.П. Зин-ченко, А.Н. Леонтьев. С.Л. Рубинштейн);

- культурологическая концепция образованиям социально-культурной деятельности (М.А. Ариарский, С.Н. Артановский, А.С. Запесоцкий, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, В.Т. Лисовский, А.В. Мудрик, В.Н. Сагатовский, В.А. Ядов и др.);

- теория субъектности (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);

- акмеологическая концепция (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина и др.) и теория самореализации личности (Л.Г. Брылева, Е.И. Головаха, А.А. Кроник и др.);

- концепция компетентностного подхода в профессиональном образовании (И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, Дж. Равен, Г.К. Селевко, С.В. Шекшня и др.);

- теоретические и методологические подходы к социально-культурной деятельности (Г.М. Бирженюк, И.А. Ивлиева, А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, А.П. Марков, А.З. Свердлов, А.А. Сукало, Б.А. Титов, Д.В. Шам-сутдинова и др.).

В настоящее время существует обширный перечень обобщающих научных трудов, посвященных описанию различных методологических подходов в исследовании природы теории социально-культурной деятельности и её развития. Знакомство с этими трудами позволит ученым расширить профессиональный кругозор, более осмысленно применять различные технологии развития социально-культурной деятельности и конструировать свои собственные.

С теоретической точки зрения в понятии социально-культурная деятельность слово социализация стоит на первом месте, что предполагает приоритет общественно-значимых целей деятельности средствами культуры. Отсюда, понятие «социальное» связано с такими понятиями, как «обучение», «развитие личности», «воспитание» и «формирование личности».

Как показывает история становления новой России, культура полностью зависит от государства, общества. «Государственная культурная политика призвана обеспечить приоритетное культурное и гуманитарное развитие как основу экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизацион-ной самобытности страны» [3, с. 35].

Соединение терминов «социальное» и «культурное» в социально-культурной деятельности показывает, что здесь смысловое содержание чрезвычайно широкое. Это предполагает соединение интересов государства в культуре и личности.

Социально-культурное воздействие имеет место в любой ситуации, даже когда взаимодействую всего два человека.

Социализируются люди не пассивно, а воспринимая различные воспитательные воздействия, постепенно трансформируясь из объекта воздействия в активного субъекта.

Формирование личности понятие более широкое, чем воспитание, ибо располагает двумя системами воздействий: формирующая и формируемая деятельность.

В системе социально-культурной деятельности формирующая составляющая находится в прямом или непосредственном взаимодействии с формирующей деятельности. К формирующей деятельности можно отнести любой вид, тип, форму общественной, культурной, научной, учебной, творческой деятельности, в том числе и специализированной - развивающей, воспитательно-формирующей, педагогической. Деятельность педагогов вузов культуры в учебно-творческом процессе по отношению к своим студентам является формирующей.

Формирующая деятельность, которая не ставит целей развития и воспитания, хотя бы сопутствующих, а имеет свои собственные цели (учебные, общественные и др.), не является в полном смысле воспитательной (педагогической). Воспитательной она становится только тогда, когда её основные цели - развивающие, воспитательные и воспитательно-формирующие едины в системе социально-культурной деятельности.

Формирующая деятельность всегда предполагает наличие деятельности формируемой, т. е. той, которая находится в зоне её влияния.

На формируемую деятельность влияет непосредственно или опосредованно любая другая. Она становится воспитательно-формируемой только в том случае, если на неё влияет другая с позиций сопутствующих или основных целей воспитания, то есть она становится формируемой, если происходит без участия педагога, но под влиянием другой деятельности. Если же она возникла в результате влияния педагога, то является воспитательно-формируемой. В то же время данная деятельность по отношению к собственным исполнителям сама является формирующей, а когда исполнители осознают воспитательные цели, то она становится воспитательно-формирующей.

Педагогическая деятельность является составной частью воспитательно-формирующей и социально-культурной деятельности, которая выполняется педагогами, специалистами-воспитателями, методистами, лаборантами, является профессиональной.

Основная цель социально-культурной деятельности - решение задач развития, воспитания и формирования личности на основе потребностей, мотивов, интересов, предпочтений, психологических установок.

Для пространственной организации социально-культурной деятельности особенно существенны программы, при которых загрузка пространств максимальна. К наиболее интенсивным социально-культурным программам (по числу участников, характеру использования пространства, интенсивности миграции) относятся праздники, торжества, ритуалы, церемонии. Поэтому возможность проведения в учреждениях культуры (городской или районной) праздничной программы является критерием завершенности формирования пространства. Важным критерием действенности учреждения культуры является и организация в его структурных подразделениях будничной, каждодневной (в том числе и предпраздничной) работы.

Так, структурно в теории, методике и организации социально-культурной деятельности по формированию здорового образа жизни населения организуется целый комплекс форм: вечера отдыха, развлечений, дни здоровья, клубы выходного дня, направленных на использование общего пространства (площадь в парке, фойе в клубе, игровое поле спортзала, стадиона, поляны лесопарка, берег водохранилища и др.). Обычно социально-культурная деятельность реализуется в вечернее время в будние дни и выходные. её особенностью является свободный

характер занятий, преобладание игрового начала, непосредственный характер общения. В городских условиях комплекс социально-культурных программ тяготеет к природным (парковым и загородным) территориям. На селе он требует специального общего пространства, где есть возможность выбора различных занятий, перехода посетителей от группы к группе, возможность свободного вхождения в деятельность и выхода из нее. Разновозрастной контингент предъявляет свои специфические требования к педагогике социально-культурного воздействия, это возможность раздельного и совместного отдыха взрослых и детей, наличие игровых комнат, площадок, мест тихого отдыха.

Система обрядов сложна по своей структуре н любой стране мира. Ибо имеет разновидности в зависимости от содержания (свадьба, вручение паспорта, аттестата, посвящение в студенты, введение в профессию). Каждый ритуал использует различные пространства, однако обряды все больше включают в себя в качестве элементов посещения символических центров ритуальные перемещения, путешествия и т. п. Подобный режим может быть реализован в специализированных пунктах (Дворец бракосочетания), но может использовать учреждение культурного и бытового назначения (ДК, кафе и др.).

Празднично-обрядовая система является одной из наиболее социально направленной в деятельности учреждений культуры, обеспечивающих функционирование социально-культурной деятельности, которая подводит итог всем формальным и неформальным достижениям в области трудовой деятельности и досуга данного населенного пункта, района. Все ранее раздельно работавшие социальные группы (кружки, секции, любительские объединения и т.п.) подключаются к этому процессу.

При создании педагогических условий для формирования здорового образа жизни необходимо, чтобы все формы социально-культурной деятельности - от будничных до праздничных могли быть реализованы.

При организации здорового образа жизни возрастает значение социально-культурной деятельности по месту жительства в выходные дни и повседневно. Создание центров общения и отдыха молодёжи по типу «клубных гостиных», «молодёжных кафе» обеспечивает условия для непринужденного включения данной возрастной группы в разнообразные досуговые занятия.

Учитывая тягу молодёжи к воскресным путешествиям, в практику вошли фестивали туристской песни, соревнования по спортивному ориентированию, туристские походы, прививающие подрастающему поколению вкус к активному и содержательному отдыху.

Решающим фактором вовлечения населения в разнообразную социально-культурную деятельность в выходные дни является создание стабильной «среды общения» для различных групп населения микрорайона. Для родителей с детьми целесообразно создание семейных клубов «выходного дня», включающих в свои программы просветительные задачи на темы воспитания детей, супружеских взаимоотношений, домоводства, декоративно-прикладного искусства; вечера отдыха, участие в субботниках и воскресниках по благоустройству микрорайона, детские утренники и т. д. Одной из таких «сред общения» могли бы стать спортивные площадки, работающие по широкой программе физкультур-но-спортивных занятий. Режим их работы может предусматривать обслуживание различных возрастных групп населения в течение всего дня, обеспечивая реальную массовость участия горожан в занятиях физкультурой и спортом.

Здесь социально-культурная деятельность опирается на целенаправленное, основанное на результатах научных исследований различных систем досуга влияние объективных факторов.

Влияние объективных факторов на функционирование социально-культурной деятельности происходит на основе законов педагогики.

Закон есть выражение внутренней существенной связи явлений, обуславливающих необходимое развитие, воспитание и формирование личности.

Всеобщий закон равновесия есть универсальный закон природы и общества, который выражает степень соотношения противодействующих сил в системе социально-культурной деятельности и на этой основе определяет направление и сущность в пределах существующего соответствия.

Равновесие в системе социально-культурной деятельности разнообразно, но в идеале именно равновесным является предмет, когда противодействующие составляющие процесса тождественно уравновешены и позволяют функционировать.

Социально-культурная деятельность по своей структуре имеет необходимый баланс равнодействующих сил, жизнеспособна, поскольку она имеет механизм постоянного обновления, адаптации и приведения к состоянию равновесности. Перспективность социально-культурной деятельности обеспечивает сущность её развития, выражающего интересы всей системы в целом (или большинство её элементов), а не одного отдельного.

Модификация социально-культурной деятельности предполагает усовершенствование в интересах её целостности (ее «центра тяжести» - большинства её элементов). Сущность модификации в социально-культурной деятельности является созидательной, если находит соотношение всех её элементов в целом или её большей части.

Педагогические науки исходят из постулата о том, что народ страны (как система) обладает социальной памятью, и он никогда никакой власти не простит снижение уже достигнутого социально-культурного уровня развития. А это означает создание состояния неравновесности системы, её нестабильности. И суть дальнейшего развития социально-культурной деятельности заключается в постоянном поиске путей, методов и средств её стабилизации.

В мировой образовательной практике понятие компетентности, как цели образования, выступает в последние годы в качестве одного из центральных понятий, а включение в образовательные цели формирования ключевых компетенций и связанных с этим изменений методов учебной работы - как основное направление реформирования (или модернизации) вузов культуры.

Именно компетентностный подход в состоянии, по мнению многих учёных, адекватно отвечает современным требованиям. Во-первых, компетентность объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие социально-культурного образования. Эти составляющие выступают в традиционной методике социально-культурного образования в вузах культуры зачастую в несвязанном виде, когда знания сообщаются в отрыве от их применения в практически релевантных ситуациях. Во-вторых, в понятии компетентности будущего специалиста социально-культурной деятельности заложена новая идея интерпретации содержания предмета, формируемого «от результата». В-третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, так как она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных знаний, умений и навыков, соответствующих многоаспектности социально-культурной деятельности. Имеется еще и ряд других веских причин в пользу введения компетентностного подхода при подготовке будущих специалистов социально-культурной деятельности.

Компетентностный подход к социально-культурной деятельности не следует противопоставлять традиционному, основанному на получении знаний, умений и навыков.

По мнению Э.Д. Днепрова, «современная жизнь обнажила банкротство старой образовательной системы и требует создания новой, соответствующей сути и скорости происходящих изменений» [4].

Сегодня требуется новый специалист социально-культурной деятельности - это человек предприимчивый и творческий, самостоятельный и ответственный, способный видеть и решать проблемы самостоятельно, а также в группах (коммуникабельность), готов и способен постоянно учиться новому, как в жизни, так и на рабочем месте. Все вышеперечисленные свойства и качества необходимы каждому специалисту профессиональной социально-культурной деятельности. Это и является профессиональной компетенцией. Для квалифицированного специалиста социально-культурной деятельности характерна известная мера общего образования, так что он имеет представление о том, что происходит в смежных областях: понимает общие экономические законы, имеет представление о том, что такое доход, прибыль, откуда берется его зарплата, он осознает свои юридические и гражданские права, понимает в общих чертах, что происходит в других сферах жизни общества. Эта составляющая квалификации называется сверхпредметной или надпро-фессиональной компетенцией. Помимо ключевых компетент-ностей, общих для всех предметных областей, выделяются и предметные компетентности - это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия.

Современная социокультурная ситуация в нашей стране все острее выдвигает проблемы педагогики в условиях диктата рынка и экспансии массовой культуры, что, по заключению экспертов Общественной палаты Российской Федерации, «привело к опасному для страны упрощению умов и духовному обнищанию молодого поколения, выросшего в отлучении от богатейших традиций русской культуры, разучившегося понимать сложные социальные явления ... и живущего в уверенности, что культура существует только в телевизоре» [5, с. 2]. Это при том, что творческий потенциал социально-культурной деятельности

Библиографический список

остро необходим для обновления и становления сильного государства.

Таким образом, именно социально-культурная деятельность является тем стержнем, на который опирается общество в стремлении к духовному единению, сплоченности, когда человек ощущает себя частью целого - нации, страны, мировой истории.

Итак, теория социально-культурной деятельности, ведущими элементами которой являются функции и принципы, ибо они и предъявляют всё более сложные требования, поскольку отражают в себе отношения и противоречия всего общества.

1. Основы государственной культурной политики. Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808.

2. R.C. Solomon. Truth and self-satisfaction. Rev. of metaphysics. 1975, vol. 28, N 4.

3. Основы государственной культурной политики. Москва: Министерство культуры Российской Федерации, 2015.

4. Днепров Э. Попытка пересмотра содержания образования удалась не полностью. Учительская газета. 2002; 45.

5. Доклад Общественной палаты Российской Федерации по вопросу «Культура и будущее России. Новый взгляд». 24 ноября 2007.

References

1. Osnovy gosudarstvennoj kul'turnojpolitiki. Utverzhdeny Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 24 dekabrya 2014 goda № 808.

2. R.C. Solomon. Truth and self-satisfaction. Rev. of metaphysics. 1975, vol. 28, N 4.

3. Osnovy gosudarstvennoj kul'turnoj politiki. Moskva: Ministerstvo kul'tury Rossijskoj Federacii, 2015.

4. Dneprov 'E. Popytka peresmotra soderzhaniya obrazovaniya udalas' ne polnost'yu. Uchitel'skaya gazeta. 2002; 45.

5. Doklad Obschestvennoj palaty Rossijskoj Federacii po voprosu «Kul'tura i buduschee Rossii. Novyj vzglyad». 24 noyabrya 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 13.07.17

УДК: 378.046.4

Konina E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Volga State University of Water Transport (Perm, Russia),

E-mail: jentosina@yandex.ru

POSTGRADUATE EDUCATION IN THE QUALIFICATION IMPROVEMENT SYSTEM OF FOREIGN LANGUAGE TEACHERS.

The effectiveness of higher professional education can be realized through the integration of some of the basic approaches such as competence and synergy approaches, as well as the implementation of a new lingua-information approach. In the system of professional development of foreign language teachers, a model of postgraduate education in the form of a course of the improvement of professional skills of the English language teachers of general education institutions of the Perm Territory with subsequent correction of the teaching methodology has been developed and introduced. Postgraduate course of professional development have a purpose to familiarize teachers with the latest trends and directions of development techniques, as well as providing the opportunity to develop their own strategy of the most successful organization of independent pedagogical activity.

Key words: higher professional education, postgraduate education, qualification improvement system.

Е.В. Конина, канд. пед. наук, зав. каф, ПФ ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного

транспорта», г. Пермь, E-mail: jentosina@yandex.ru

ПОСТГРАдУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕМ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Эффективность повышения квалификации учителя иностранного языка можно реализовать через интеграцию как некоторых основных подходов компетентностного и синергетического, так и при внедрении нового лингво-информационного подхода. В системе повышения квалификации преподавателей иностранного языка разработана и внедрена модель постградуального обучения в виде курсов повышения квалификации учителей английского языка общеобразовательных учреждений Пермского края с последующей коррекцией методики преподавания. Постградуальное обучение представляет собой повышение квалификации, с целью ознакомления учителей английского языка с новейшими течениями и направлениями развития методики преподавания иностранных языков, а также предоставление возможности разработать собственную стратегию наиболее успешной организации самостоятельной педагогической деятельности. Модель постградуального обучения является основой для внедрения специальной методики преподавания иностранных языков.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, постградуальное обучение, повышение квалификации учителей.

Исследования показывают, что современное общество предъявляет новые требования к учителям иностранного языка. Серьезные изменения происходят в общем среднем образовании: переосмысливается содержание образования; обновляются возможные направления развития, технологии и методики обучения.

В задачу данной работы входит отражение разработанного способа повышения квалификации учителей иностранного языка, как постградуального обучения - способа повышения их компетентности.

Направления обучения в сфере подготовки учителей иностранных языков, которые определены особенностью обновленной образовательной парадигмы, которая отражена в задачах модернизации системы образования Российской Федерации в целом и высшего языкового образования в частности.

С целью постградуальной подготовки учителя иностранного языка, владеющего информационной компетентностью, применяется лингво-информационный подход, базирующийся на получении, переработке и применении ситуационной либо контекстно-зависимой профессионально-ориентированной информации, их знаний и навыков, повышении важности самостоятельного обучения благодаря скорости изменения профессионально ориентированного информационного потока.

Глобальная информатизация оказывает влияние на современную методику преподавания иностранных языков, её развитие и состояние.

Основа деятельности учителя, цели и задачи обучения определены компетентностным подходом, в то время как лингвопси-хологический и лингво-информационный подходы, направлены на саморазвитие и повышение квалификации, так лингво-ин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.