УДК 371.72
Grebennikova N.S., postgraduate, Department of Leisure and Cultural Activities, Moscow State Institute of Culture (Moscow,
Russia), E-mail: 787natalia@mail.ru
AXIOLOGICAL APPROACH TO THE EDUCATION OF SOCIALLY SIGNIFICANT MOTIFS AMONG YOUNG PEOPLE IN CULTURAL INSTITUTIONS. The article considers the axiological approach to the education of socially significant motifs among young people in the cultural institution. The formation of pedagogical axiology as a methodological basis for the comprehension of values allows its use as an approach to the education of socially significant motifs among young people in the cultural institution. In the article the axiological approach is regarded as a central value. The axiological approach determines the value orientation of youth in the cultural institution. The axiological approach to the education of socially significant motifs among young people helps to build the logic of the pedagogical process.
Key words: axiological approach, education, socially significant motives, young people and cultural institutions.
Н.С. Гребенникова, аспирантка каф. культурно-досуговой деятельности Московского государственного института
культуры, г. Москва, E-mail: 787natalia@mail.ru
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ
СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ МОТИВОВ У МОЛОДЁЖИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ
В статье рассматривается аксиологический подход к воспитанию социально значимых мотивов у молодёжи в учреждении культуры. Становление педагогической аксиологии в качестве методологической основы осмысления ценностей позволяет применить его в качестве подхода к воспитанию социально значимых мотивов у молодёжи в учреждении культуры. В статье аксиологический подход рассматривается, как центральная самоценность. Аксиологический подход определяет ценностные ориентации молодёжи в учреждении культуры. Аксиологический подход к воспитанию социально значимых мотивов у молодёжи позволяет выстроить логику педагогического процесса.
Ключевые слова: аксиологический подход, воспитание, социально значимые мотивы, молодёжь, учреждения культуры.
Рассматривая аксиологический подход к воспитанию социально значимых мотивов у молодёжи в учреждении культуры следует учитывать теоретические основы аксиологического подхода, концепций педагогической аксиологии.
Воспитание ценностно-ориентированного поведения молодёжи, её ценностного отношения к жизни и сознания молодого человека являются предметом педагогической аксиологии. Педагогическая аксиология - это та отрасль педагогики, где обучение, образование, воспитание и педагогическая деятельность обосновываются ценностями человеческой жизни. Однако при разработке конкретных аспектов педагогической аксиологии к деятельности учреждений культуры важное значение имеет педагогическая реальность учреждения культуры.
Аксиологический подход объединяет все существующие теоретические и концептуальные педагогические идеи. Среди исследователей, внесших значительный вклад в становление педагогической аксиологии, можно назвать М.С. Бургина, В.А. Василенко, Б.С. Гершунского, В.М. Розина, П.Г. Щедровиц-кого, В.И. Додонова, Б.Г. Кузнецова и многих других.
Значительный вклад в разработку педагогической теории ценностей внесли такие исследователи, как Б.Г. Ананьев, В.А. Василенко, Б.Г. Кузнецов, В.П. Тугаринов, а также В.А. Ядов - ведущий отечественный социолог.
Социально значимые ценности исследовались с позиций их роли не только в образовательно-воспитательном процессе, но и во всем многообразии процессов социального бытия личности. Социально значимые ценности категоризировались и осмыслялись в соответствии с актуальными приоритетами научного знания.
Последние десятилетия в русле педагогических исследований проблематику аксиологии активно изучали В.С. Собкин, Б.М. Бим-Бад, М.В. Богуславский, Н.Д. Никандров, В.А. Кара-ковский, Г.Б. Корнетов, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и другие [1; 2; 3].
Происходящие в обществе перемены, способствуют новому поиску актуальных ценностей для молодёжи. Становление аксиологического подхода в качестве методологии осмысления педагогического процесса воспитания социально значимых мотивов у молодёжи в учреждениях культуры.
Аксиологический подход к воспитанию социально значимых мотивов у молодёжи в педагогическом процессе учреждения культуры, как высшая ценность общества. Такой подход органически присущ деятельности учреждений культуры. С этой точки зрения аксиологический подход к воспитанию социально значимых мотивов в учреждениях культуры имеется в виду не только целостная форма предмета восприятия, но и его структурные качества воспитания социально значимых мотивов у молодёжи
в учреждениях культуры в массовых, групповых и индивидуальных формах путем различения прекрасного и безобразного, истины от заблуждений, добра и зла, и других значимых для общества характеристик реальности [4]. Однако существует проблема в определении критериев ценности явлений для конкретного участника коллектива художественной самодеятельности, клуба по интересам, любительского объединения, занимающихся предметной деятельностью или активистов обеспечивающих подготовку и проведение культурно-досуговых программ, как одноразовых, так и цикличных.
Аксиологический подход к воспитанию социально значимых мотивов у молодёжи в учреждениях культуры, прежде всего у всех специалистов, педагогов, сотрудников, молодёжи участвующей в любой форме позволяет развивать аксиологическое мышление. И здесь нужно научиться вырабатывать новые принципы общения для усвоения ценностей, которые объединяют все человечество, наше общество и конкретные творческие коллективы художественной самодеятельности, клубов по интересам, любительских объединений и всего коллектива учреждения.
Аксиологический подход как основа новой парадигмы ценностных ориентаций для молодёжи в учреждениях культуры подробно изложены в трудах А.Д.Жаркова, Л.С. Жарковой, А.А. Жарковой, Е.П. Ольшанской, Т.В. Христидис и других. Они выявили ценностные основы педагогической деятельности учреждений культуры в новой современной концепции профессора А.Д. Жаркова о ценностно-ориентированном, активно-деятель-ностном подходе к целостному технологическому процессу в учреждениях культуры.
В аксиологическом аспекте важнейшими являются отношения педагогов, специалистов и сотрудников учреждения культуры к своей деятельности, как к призванию, к воспитаннику, а не просто мотивация на предмет, который он преподает. Признание равноценности педагога и воспитанника в учреждении культуры, умение и стремление чувствовать, сопереживать воспитаннику, как себе самому, обладать эмпатией, умением вести равноправный диалог со всеми участниками процесса.
Права профессор А.А. Жаркова, которая считает, что «методология социально-культурной деятельности в мотивационном развитии личности опирается на «понимание «сущности человека» как «общеисторической», определяемой совокупностью всех общественных отношений во всей истории нашей страны, позволяет автору рассматривать социально-культурную деятельность в границах своей инфраструктуры, но оказывающую свое влияние на духовную жизнь всего общества. Поэтому тезис о том, что социально-культурное развитие людей в действительности выступает как история их индивидуального развития, во многом обесценивается, если индивид рассматривается только как
субъект труда («производительных сил»). Отсюда, ориентация народов России на внутренний мир человека, на нравственные основания его микрокосма становится научно обоснованной» [5, с. 19].
Аксиологический подход как ценностно-ориентированный источник педагогического процесса выражается в психологическом, социальном и творческом аспектах.
Аксиологический подход делает акцент на ценностные и мо-тивационные стороны педагогической деятельности. Поскольку в учреждении культуры педагог не только организует педагогическую деятельность, но и является партнером для своего воспитанника, актуально осуществлять культурное межличностное общение.
Если ценностно-ориентированный воспитательный процесс в учреждениях культуры строится на концепции А.Д. Жаркова, то достигается реализация аксиологического подхода во всех формах, методах. В данном контексте аксиологический подход к воспитанию социально значимых мотивов у молодёжи в учреждениях культуры позволяет выстроить отношения между педагогом и его подопечным, чтобы создать благоприятный психологический климат, в котором каждый участник процесса выступает как активный субъект мотивированных общечеловеческими ценностями.
Аксиологический подход к воспитанию социально значимых мотивов у молодёжи в учреждениях культуры предполагает ценностно-ориентированный педагогический труд. Педагогический труд представляет собой динамическую структуру, которая выражается интеграцией ценностного, деятельностного, поведенческого, познавательного компонентов на основе самореализации педагога, специалиста, сотрудника учреждения культуры в качестве субъекта.
В современных педагогических концепциях [6; 7] важнейшим условием оптимизации образования является положение о самореализации ценностной позиции человека (учащегося, воспитанника и т. д.), как субъекта в процессе его обучения. Формирование у него собственной ценностной позиции - ключевая цель ценностно-ориентированного педагогического процесса. Аксиологический подход к воспитанию социально значимых мотивов у молодёжи в учреждениях культуры, цель и результат и является главным критерием эффективности технологического процесса на основе концепции профессора А.Д. Жаркова.
С позиций аксиологического подхода, ценности раскрываются как сущностные, нравственные, интеллектуальные, творческие силы личности, и их раскрытие является приоритетной задачей учреждений культуры. При помощи них раскрывается способность молодого человека выбирать, ориентироваться в социально-культурных ситуациях, мотивируя свою деятельность.
Ценностно-ориентированное мотивационное воспитание молодёжи в учреждениях культуры как: ответственность; высокая социальная активность; интеллигентность; развитая культура; креативность как умение принимать нестандартные творческие решения; потребность в самостоятельном образовании и развивающем общении [7].
По мнению А.В. Мудрика, Ю.Б. Орлова, В.В. Давыдова, В.И. Загвязинского и других ученых [8; 9], педагогу, реализующему принципы аксиологического подхода необходимо развивать гуманистические ценности своей личности. В учреждениях культуры педагоги, специалисты и сотрудники выступают в качестве субъекта воспитательного процесса. Насколько они оказываются способными развивать ценностный потенциал воспитанника, создавая условия для мотивационного роста и саморазвития.
Анализируя принципы аксиологического подхода, такие авторы, как И.Р. Алтунина, В.И. Слободчиков и другие [10], рассматривают молодого человека в контексте его индивидуальности, проявляющейся через ценностные установки. Как в ценностях педагога, специалиста, сотрудника раскрывается социально-культурная ориентированность, так и в ценностях воспитанника выражены его самостоятельность, особенности и уникальность.
Библиографический список
Аксиологический подход к воспитанию социально значимых мотивов у молодёжи в учреждениях культуры позволяет согласовывать цели, установленные применительно к процессу творческого развития, с реальными жизненными ценностными установками всех постоянных участников коллективов и реальной и реальной, и потенциальной аудиторией. Поэтому все субъекты учреждений культуры, находя компромисс между имеющимися ценностными ориентациями и целями, и конкретными задачами воспитания социально значимых мотивов у молодёжи.
Ценностные ориентации субъектов учреждениях культуры трансформируются через развитие потребностей и мотивов молодёжи и общества, и зависят во многом от изменения организационно-педагогических условий.
Аксиологический подход к воспитанию социально значимых мотивов у молодёжи в учреждениях культуры прежде всего выступает в качестве познавательно-действующей системы, служащей связующим и опосредующим звеном между палитрой мировоззрения, которая сложилась в обществе и потребностями и интересами всего социума, происходящего вокруг учреждения культуры.
Поэтому уровнем профессиональной деятельности субъектов учреждения культуры определяется восприятие ценностных ориентаций, которые делятся на социальные, групповые и личностные, как и мотивы у молодёжи. Поэтому даже конкретизированная модель воспитания социально значимых мотивов у молодёжи в учреждениях культуры должна быть ценностно окрашена аксиологическим подходом. Поэтому нормы общения, степень интеллигентности и чуткости педагога оказываются особенно важными при реализации процесса воспитания социально значимых мотивов у молодёжи в учреждениях культуры на основе аксиологического подхода.
Идеи, концепции и нормы, которые регламентируют и направляют педагогическую деятельность в учреждениях культуры в процессе воспитания социально значимых мотивов у молодёжи качественно изменили перцептивно-коммуникативный процесс. Перцептивно-коммуникативный процесс передает всю совокупность норм, правил, традиций, идей, представлений, которые определяют влияние общества на воспитание социально значимых мотивов у молодёжи в учреждениях культуры, «функционирующих в различных социальных системах. Именно эти ценности транслируются в коммуникации в первую очередь» [10].
В соответствии с аксиологическим подходом, педагогические цели определяются конкретными мотивами, которые соответствуют тем потребностям, которые реализуются в перцептивно-коммуникативном процессе.
Профессор Л.С. Жаркова, проводя специальное исследование, подтвердила, что «Изучение мотивов участников социально-культурных акций показывает, что у них выше положительное отношение к содержанию деятельности учреждения культуры, соответствию задачам времени. Мотивы участия в акциях следующие: 72 % - потребность в общении, 26 % - когда вместе чувствуешь себя не беззащитным. Однако наибольший «разрыв» наблюдается в распространенности осознания важности социальной защиты личности, если среди посетителей учреждения культуры этот мотив присущ 15,8 %, то среди участников художественной самодеятельности он не только распростране-неннее (30 %), но и более действен, более значим для личности. Полученный результат говорит о том, что среди участников художественной самодеятельности возрастает понимание общественной значимости социальной защиты личности. Подобный факт весьма отраден, ибо в условиях рынка, когда специальностей с преобладанием нетворческих функций больше, воспитание осознания социальной значимости воздействия учреждений культуры на личность актуально и необходимо» [11].
Таким образом, аксиологический подход к воспитанию социально значимых мотивов у молодёжи в учреждениях культуры, как функциональная педагогическая проблема по своей природе имеет огромное значение для общественной практики.
1. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания. Педагогика 1998; 3: 3 - 10.
2. Фанталова Е.Б. Ценности и внутренние конфликты: теория, методология, диагностика: монография. Москва: Директ-Медиа, 2015.
3. Хайбулаева А.Г. Динамика ценностных и смысложизненных ориентаций молодёжи в полиэтнической образовательной среде. Диссертация ... кандидата психологических наук. Махачкала, 2015.
4. Шувалова А.Н. Ценностно-ориентированное обучение школьников в системе среднего образования. Теория и практика. Минск, 2002.
5. Жаркова А.А. Методологические основы парадигмального подхода к развитию личности: монография. Москва, 2009.
6. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности: учебное пособие. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999.
7. Фанталова Е.Б. Ценности и внутренние конфликты: теория, методология, диагностика: монография. Москва: Директ-Медиа, 2015.
8. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. Москва: Педагогика, 1982.
9. Мудрик А.В. Психология и воспитание. Москва: Московский психолого-социальный институт, 2006.
10. Алтунина И.Р Структура и развитие мотивов и мотивации социального поведения. Диссертация ... доктора психологических наук. Москва, 2006.
11. Жаркова Л.С. Мотивационное развитие личности в социально-культурном измерении: монография. Москва: МГИК, 2015. References
1. Nikandrov N.D. Cennosti kak osnova celej vospitaniya. Pedagogika 1998; 3: 3 - 10.
2. Fantalova E.B. Cennosti i vnutrennie konflikty: teoriya, metodologiya, diagnostika: monografiya. Moskva: Direkt-Media, 2015.
3. Hajbulaeva A.G. Dinamika cennostnyh i smyslozhiznennyh orientacij molodezhi v poli'etnicheskoj obrazovatel'noj srede. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Mahachkala, 2015.
4. Shuvalova A.N. Cennostno-orientirovannoe obuchenie shkol'nikov v sisteme srednego obrazovaniya. Teoriya ipraktika. Minsk, 2002.
5. Zharkova A.A. Metodologicheskie osnovy paradigmal'nogo podhoda k razvitiyu lichnosti: monografiya. Moskva, 2009.
6. Seryj A.V., Yanickij M.S. Cennostno-smyslovaya sfera lichnosti: uchebnoe posobie. Kemerovo: Kemerovskij gosudarstvennyj universitet, 1999.
7. Fantalova E.B. Cennostii vnutrennie konflikty: teoriya, metodologiya, diagnostika: monografiya. Moskva: Direkt-Media, 2015.
8. Zagvyazinskij V.I. Metodologiya imetodika didakticheskogo issledovaniya. Moskva: Pedagogika, 1982.
9. Mudrik A.V. Psihologiya i vospitanie. Moskva: Moskovskij psihologo-social'nyj institut, 2006.
10. Altunina I.R. Struktura i razvitie motivovi motivacii social'nogo povedeniya. Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Moskva, 2006.
11. Zharkova L.S. Motivacionnoe razvitie lichnosti vsocial'no-kul'turnom izmerenii: monografiya. Moskva: MGIK, 2015.
Статья поступила в редакцию 12.07.17
УДК 371.72
Zharkova A.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Cultural and Leisure Activities, Dean of Faculty of
Socio-Cultural Activities, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: kdd007@bk.ru
THEORY OF THE FORMATION OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES. The article is dedicated to the theory of formation of socio-cultural activities. The scientific nature of socio-cultural activities is the knowledge of corresponding fundamental aspects of reality given to the system by means of theories and received rigorous justification in the process of transformation of cultural and educational work in socio-cultural activities at this stage of its historical development. The concept of "social-cultural activity" is defined as the teaching profession, which has its own object, subject, object, forms, methods, specific means of expression.
Key words: theory, formation of socio-cultural activities, scientific specialty in the system of pedagogical sciences.
А.А. Жаркова, д-р пед. наук, проф. каф. культурно-досуговой деятельности, декан факультета социально-
культурной деятельности Московского государственного института культуры, г. Москва, E-mail: kdd007@bk.ru
ТЕОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья посвящена теории становления социально-культурной деятельности. Научная природа социально-культурной деятельности - это знание, соответствующее фундаментальным аспектам действительности, приведенное в систему посредством теорий и получившее строгое обоснование в процессе трансформации культурно-просветительной работы в социально-культурную деятельность на данном этапе её исторического развития. Понятие «социально-культурная деятельность» определяется как педагогическая специальность, имеющая свой предмет, субъект, объект, формы, методы, специфические выразительные средства.
Ключевые слова: теория, становление социально-культурной деятельности, научная специальность в системе педагогических наук.
Теория, методика и организация социально-культурной деятельности как самостоятельная специальность педагогической науки сформировалась на базе культурно-просветительной деятельности. Теория, методика и организации социально-культурной деятельности имеет свою специфику, отличающую её от других ветвей педагогической науки. О научной природе теории, методики и организации социально-культурной деятельности свидетельствует наличие своего предмете, объекта, субъекта, форм, методов и специфических выразительных средств и своей аудитории. Целеполагание теории, методики и организации социально-культурной деятельности определяется основами государственной культурной политики [1] и социокультурной ситуацией в стране.
Несмотря на то, что социально-культурная деятельность - важнейший компонент общественной практики, он имманентен педагогической, психологической, социологической наукам и культурологии.
Поиски адекватного образа научного познания в общественной практике привели к острой потребности педагогической специальности - теория, методика и организация социально-культурной деятельности.
Одной из основных проблем было противопоставление понимания субъекта социально-культурной деятельности, их функций и принципов, соответствующих объективному миру.
Многие годы в советский период учёные придерживались взгляда, согласно которому соответствие воспитательных возможностей культурно-просветительной работе действительности может быть достигнуто только путем элиминации активности субъекта. Но такого рода представление не соответствовало педагогической науке. Напротив, стремилась учесть элемент активности субъекта, с позиций научного познания.
В современной педагогической науке учёные все большое внимание уделяют проблемам теории, методики и организации социально-культурной деятельности как системе формально-логических компонентов. Формально-логическая система по существу, указывает на рассмотрение научной истины как соответствия объективному миру. Это позволяет разделить научную истину на эмпирические и логические, сводя первые к опытной подтверждаемости и рассматривая вторые как конвенциональные, не зависящие от опыта, а потому и априорные конструкции.
Для трактовки вопроса о социально-культурной деятельности, предложенной представителями социально-психологического направления (Кун, Фейерабенд), характерно полное отрицание научной истины как эмпирической подтверждаемости. Они предложили вообще аннулировать понятие научной истины, исключив его из системы научного знания. Особые нападки с их стороны вызывало понятие «объективность истины». Вероятно,