Научная статья на тему 'Концептуальные основы воспитания здорового образа жизни молодёжи в учреждениях культуры и фитнес-клубах'

Концептуальные основы воспитания здорового образа жизни молодёжи в учреждениях культуры и фитнес-клубах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY WAY OF LIFE / МОЛОДЁЖЬ / YOUTH / ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белькова М. В.

В статье рассматривается накопленный опыт, современное состояния и перспективы совершенствования концепций процесса воспитания здорового образа жизни молодёжи в учреждениях культуры и фитнес-клубах. Рассматриваются ведущие теоретические подходы к воспитанию здорового образа жизни молодёжи: личностно-ориентированный, аксиологический, культурологический, деятельностный. Автором доказывается необходимость теоретической разработки проблем организационно-педагогических условий взаимодействия учреждений культуры и фитнес-клубов в процессе воспитания здорового образа жизни молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF EDUCATION OF HEALTHY LIFESTYLE OF YOUNG PEOPLE IN INSTITUTIONS OF CULTURE AND FITNESS CLUBS

The article discusses experience of modern conditions and prospects of improvement concepts of the process of education, based on a healthy lifestyle of young people in cultural institutions and fitness clubs. The researcher examines leading theoretical approaches to the development of healthy lifestyles among young people, which are as some of the following types: person-oriented, axiological, cultural, activity-based. The author proves the necessity of theoretical development of problems of organizational-pedagogical conditions of interaction of institutions of culture and fitness clubs in the process of education of healthy lifestyle of young people.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы воспитания здорового образа жизни молодёжи в учреждениях культуры и фитнес-клубах»

4. Сидоров В.С. Инновации в сельской школе: теория и практика управления: монография. Шадринск, 2006.

5. Тодосийчук А.В. Теоретико-методологические проблемы развития инновационных процессов в образовании. Москва, 2005.

References

1. Zvereva V.I. Kak sdelat' upravlenie shkoloj uspeshnym? Moskva: Pedagogicheskij poisk, 2004.

2. Svetenko T.V., Galkovskaya G.V. Innovacionnyjmenedzhment v upravlenii shkoloj: uchebnoe posobie. Moskva: APKiPPRO, 2009.

3. Rozov N.H. Teoriya ipraktika innovacionnoj deyatel'nosti v obrazovanii. Moskva, 2007.

4. Sidorov V.S. Innovacii vsel'skojshkole: teoriya ipraktika upravleniya: monografiya. Shadrinsk, 2006.

5. Todosijchuk A.V. Teoretiko-metodologicheskie problemy razvitiya innovacionnyh processov v obrazovanii. Moskva, 2005.

Статья поступила в редакцию 06.04.16

УДК 371.72

Bel'kova M.V., postgraduate, Department of Theory, Methods and Organizing Social and Cultural Activities, Orel State Institute of

Culture (Orel, Russia), E-mail: [email protected]

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF EDUCATION OF HEALTHY LIFESTYLE OF YOUNG PEOPLE IN INSTITUTIONS OF CULTURE AND FITNESS CLUBS. The article discusses experience of modern conditions and prospects of improvement concepts of the process of education, based on a healthy lifestyle of young people in cultural institutions and fitness clubs. The researcher examines leading theoretical approaches to the development of healthy lifestyles among young people, which are as some of the following types: person-oriented, axiological, cultural, activity-based. The author proves the necessity of theoretical development of problems of organizational-pedagogical conditions of interaction of institutions of culture and fitness clubs in the process of education of healthy lifestyle of young people.

Key words: education, healthy way of life, youth, pedagogy.

М.В. Белькова, соискатель каф. теории, методики и организации социально-культурной деятельности Орловского

государственного института культуры, г. Орёл, E-mail: [email protected]

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МОЛОДЁЖИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ И ФИТНЕС-КЛУБАХ

В статье рассматривается накопленный опыт, современное состояния и перспективы совершенствования концепций процесса воспитания здорового образа жизни молодёжи в учреждениях культуры и фитнес-клубах. Рассматриваются ведущие теоретические подходы к воспитанию здорового образа жизни молодёжи: личностно-ориентированный, аксиологический, культурологический, деятельностный. Автором доказывается необходимость теоретической разработки проблем организационно-педагогических условий взаимодействия учреждений культуры и фитнес-клубов в процессе воспитания здорового образа жизни молодёжи.

Ключевые слова: воспитание, здоровый образ жизни, молодёжь, педагогика.

Для современного российского общества проблема воспитания здорового образа жизни молодёжи приобретает особую важность - молодёжь находится под влиянием средств массовой информации, видит примеры снижающейся культуры общения, поведения представителей старшего поколения, наблюдает многочисленные факты наркомании и алкоголизма. Подобная ситуация социально опасна и не может быть оставлена без соответствующих мер противодействия, направленных на воспитание здорового образа жизни.

В педагогике проблемы воспитания здорового образа жизни входят в число приоритетных тем исследований уже несколько десятилетий. Однако постоянно меняющиеся характеристики социальной среды, появление новых угроз, и наоборот, новых форм борьбы с нездоровыми поведенческими тенденциями молодёжи, требуют модернизации и совершенствования теоретико-методологических оснований процесса воспитания здорового образа жизни молодёжи, который может быть эффективно осуществлён в развивающей среде учреждений сферы культуры, а также таких популярных организаций, как фитнес-клубы, самим своим целевым назначением связанные со здоровьесберегаю-щими технологиями.

Отечественная педагогика исследовала проблемы воспитания здорового образа жизни в различных концептуальных контекстах, призванных обеспечить разнообразие методологических подходов к решению задач воспитания валеологической культуры молодёжи. Можно говорить даже о постепенном становлении целостного направления педагогики - педагогической валеологии, вбирающей в себя наработки многих признанных концепций педагогической науки.

Такими учёными, как Н.Г. Блинов, Д.А. Изутин, Э.Н. Казин, В.П. Казначеев, Ю.П. Лисицын, А.Д. Степанов, И.В. Журавлева, Н.П. Абаскалова, Г.И. Семикин, В.А. Протопопова и другие, исследуются общетеоретические и прикладные аспекты воспитания здорового образа жизни молодёжи, связанные с применением педагогического потенциала организаций и коллективов

различного типа, позволяющего добиваться хороших результатов в деле формирования устойчивой склонности молодёжи к заботе о своём здоровье и распространению валеологических знаний.

Для того чтобы определить теоретико-методологические приоритеты современной педагогики в процессе воспитания здорового образа жизни молодёжи в учреждениях культуры и фитнес-клубах, необходимо определить те важнейшие подходы, которые считаются признанными в этой деятельности.

Одним из наиболее часто применяющихся методологических подходов в процессе воспитания здорового образа жизни молодёжи, является личностно-ориентированный подход. Его применение основывается на идее о том, что каждый человек, вне зависимости от того, насколько он сам осознаёт свои личностные характеристики и приоритеты, все равно ими обладает, а значит, и имеет индивидуальные особенности, которые могут как помочь, так и повредить делу воспитания здорового образа жизни.

Наиболее эффективным, с позиций личностно-ориентиро-ванного подхода, является индивидуализированное воспитание приверженности к здоровому образу жизни, в связи с чем необходимо изучение личности каждого человека, воспитание которого находится в данный момент в центре внимания [1]. Для применения личностно-ориентированного подхода важно выявить социально-демографические и индивидуально-психологические особенности человека, а также факторы влияния среды, которые могли определить отторжение человека от здорового образа жизни, и соотнести с ними тот набор педагогических средств, которые могут быть применены по отношению к нему. В условиях учреждений сферы культуры и фитнес-клубов это может быть достигнуто применением психологических опросников, индивидуальных культурно-просветительских, досуговых и спортивных программ, составление или предложение которых должно быть ориентировано на те качества личности, которые особенно чувствительны к ним.

Однако личностно-ориентированный подход обладает и серьёзным недостатком - индивидуализация педагогического воздействия является трудоёмким и требующим высокой квалификации процессом, который не может быть в полной мере реализован в массовой или даже групповой работе.

Следующим теоретико-методологическим основанием, которое может обеспечить эффективность воспитания здорового образа жизни молодёжи в учреждениях культуры и фитнес-клу-бах, является аксиологический подход, основанный на выработке позитивных валеологических ценностей личности человека, становящегося самомотивированным к ведению здорового образа жизни. Но современный человек, особенно - молодой, зачастую руководствуется примитивными ценностями общества потребления, гедонистическими ценностями, не предусматривающими дисциплины и серьезной работы над собой для обеспечения личной ответственности за свое здоровье. Поэтому применение аксиологического подхода, применяемого, например, Н.П. Абаскаловой или Г.И. Семикиным [2; 3], требует начального выявления области ценностей, актуальных для каждого данного человека. Помимо этого, применение аксиологического подхода зачастую задействует методы коррекции ценностной сферы человека, ведомого приоритетами, не соответствующими нормам здорового образа жизни.

Культурологический подход, особенно часто применяющийся в педагогической деятельности учреждений культуры, основывается на средовой или культурной коррекции поведения человека, осуществляемой за счет погружения его в условия, способствующие изменению поведения или гармонизации отношения к себе и обществу. Сами учреждения культуры как носители культурно-развивающего потенциала призваны создавать условия для формирования интересов и ценностей, соответствующих культурным нормам общества, и позволяющих человеку приблизиться к культурному идеалу. Поэтому культурологический подход можно назвать целостным средовым подходом к воспитанию, социализации и даже ресоциализации человека [4].

Библиографический список

Последние годы всё большее значение приобретает де-ятельностный, или личностно-деятельностный подход к педагогическому обеспечению воспитания здорового образа жизни молодёжи в учреждениях культуры. Концепция целостного ак-тивно-деятельностного, ценностно-ориентированного технологического процесса учреждений культуры доктора педагогических наук, профессора А.Д. Жаркова [5], уже длительное время применяющаяся в организации культурно-досуговой деятельности, и включающая в себя выраженный компонент деятельностного подхода, может применяться и для реализации задач воспитания здорового образа жизни молодёжи, так как именно мотивация к самостоятельной деятельности - и есть важнейшее условие высокоэффективного закрепления навыков здорового образа жизни молодёжи. Только в собственной деятельности познает человек все тонкости дела, которому обучается, и применение концепции А.Д. Жаркова способствует реализации задач воспитания здорового образа жизни молодёжи на современном уровне. Активное внедрение и распространение концептуальных идей деятельностного подхода к воспитанию здорового образа жизни молодёжи - насущная задача современной педагогической науки и практики.

В теоретико-методологическом обеспечении процесса воспитания здорового образа жизни молодёжи в учреждениях культуры и фитнес-клубах существует серьезная концептуальная проблема, решать которую сами организации названных типов чаще стремятся без предварительной концептуальной проработки, что определяет недостаточную эффективность предлагаемых решений. Речь идёт об организационной составляющей этого процесса, реализующей взаимодействие, координацию и кооперацию учреждений культуры и фитнес-клубов. Эта составляющая, относящаяся к организационно-педагогическим условиям процесса воспитания здорового образа жизни молодёжи, на данный момент проработана недостаточно и требует специальных научно-теоретических исследований, которые смогут обеспечить дальнейшее развитие этой области востребованной обществом педагогической деятельности.

1. Новые стандарты модернизации педагогического образования в формировании здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности: материалы научно-практической конференции Южного федерального округа, 4 декабря 2013 г. Кубанский государственный медицинский университет. Под общей редакцией С.Н. Алексеенко. Краснодар: КубГУ, 2014.

2. Абаскалова Н.П., Ирхин В.Н., Маджуга А.Г. Педагогика здоровья: новый этап развития. Стерлитамак: Фобос, 2014.

3. Семикин Г.И., Мысина Г.А., А.С. Миронов. Профилактика асоциальных явлений и формирование здорового образа жизни молодёжи: учебное пособие. Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана. Москва: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2014.

4. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: генезис; тенденция развития. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 1996.

5. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. Москва: МГУКИ, 1998.

6. Протопопова В.А. Управление здоровьесберегающим образовательным пространством современной школы. Волгоград: Учитель, 2014.

7. Формирование здорового образа жизни. Российская медицинская академия последипломного образования. Москва: Медпракти-ка-М, 2014.

References

1. Novye standarty modernizacii pedagogicheskogo obrazovaniya v formirovanii zdorovogo obraza zhizni i bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii Yuzhnogo federal'nogo okruga, 4 dekabrya 2013 g. Kubanskij gosudarstvennyj medicinskij universitet. Pod obschej redakciej S.N. Alekseenko. Krasnodar: KubGU, 2014.

2. Abaskalova N.P., Irhin V.N., Madzhuga A.G. Pedagogika zdorov'ya: novyj 'etap razvitiya. Sterlitamak: Fobos, 2014.

3. Semikin G.I., Mysina G.A., A.S. Mironov. Profilaktika asocial'nyh yavlenij i formirovanie zdorovogo obraza zhizni molodezhi: uchebnoe posobie. Moskovskij gosudarstvennyj tehnicheskij universitet im. N.'E. Baumana. Moskva: Izdatel'stvo MGTU im. N.'E. Baumana, 2014.

4. Tatarnikova L.G. Pedagogicheskaya valeologiya: genezis; tendenciya razvitiya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 1996.

5. Zharkov A.D. Tehnologiya kul'turno-dosugovoj deyatel'nosti: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov kul'tury i iskusstv. Moskva: MGUKI, 1998.

6. Protopopova V.A. Upravlenie zdorov'esberegayuschim obrazovatel'nym prostranstvom sovremennoj shkoly. Volgograd: Uchitel', 2014.

7. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni. Rossijskaya medicinskaya akademiya poslediplomnogo obrazovaniya. Moskva: Medpraktika-M, 2014.

Статья поступила в редакцию 23.09.16

УДК 373.29

Zhuykova T.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakass State University n.a. N. F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: zhuykovat@ mail.ru

THEORETICAL APPROACHES TO MATHEMATICAL TRAINING OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE. The paper is based on a study that shows how an original concept of mathematics teaching has gradually changed, depending on demands of life and the level of development of mathematics itself. The author focuses on the advanced Russian and foreign teachers of the past. The main idea is that teachers of the past recognize the role and the need of primary mathematical knowledge in the development and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.