Научная статья на тему 'Методологические проблемы воспитания здорового образа жизни молодёжи в учреждениях культуры и фитнес-клубах'

Методологические проблемы воспитания здорового образа жизни молодёжи в учреждениях культуры и фитнес-клубах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / МОЛОДЁЖЬ / ПЕДАГОГИКА / EDUCATION / HEALTHY WAY OF LIFE / YOUTH / PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белькова М.В.

В статье рассматриваются проблемы современного состояния и перспектив развития методологических оснований процесса воспитания здорового образа жизни молодёжи в учреждениях культуры и фитнес-клубах. Рассматриваются такие концептуальные подходы к воспитанию здорового образа жизни молодёжи, как деятельностный и принципы возрастной психологии. Доказывается необходимость формирования организационно-педагогических условий взаимодействия учреждений культуры и фитнес-клубов в процессе воспитания здорового образа жизни молодёжи на основе принципов традиционной народной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL PROBLEMS OF THE PROCESS OF EDUCATION OF HEALTHY LIFESTYLE OF YOUNG PEOPLE IN CULTURAL INSTITUTIONS AND FITNESS CLUBS

In the article the problems of the modern state and prospects of development of the methodological basis of the process of education of healthy lifestyle of young people in cultural institutions and fitness clubs. Discusses conceptual approaches to the education of healthy lifestyle of youth as activity and principles of developmental psychology. It proves the necessity of formation of organizational-pedagogical conditions of interaction of institutions of culture and fitness clubs in the process of education of healthy lifestyle of youth based on the principles of traditional folk culture.

Текст научной работы на тему «Методологические проблемы воспитания здорового образа жизни молодёжи в учреждениях культуры и фитнес-клубах»

ЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МОЛОДЁЖИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ И ФИТНЕС-КЛУБАХ

УДК 371.72

М. В. Белькова

Орловский государственный институт культуры

В статье рассматриваются проблемы современного состояния и перспектив развития методологических оснований процесса воспитания здорового образа жизни молодёжи в учреждениях культуры и фитнес-клубах. Рассматриваются такие концептуальные подходы к воспитанию здорового образа жизни молодёжи, как деятельностный и принципы возрастной психологии. Доказывается необходимость формирования организационно-педагогических условий взаимодействия учреждений культуры и фитнес-клубов в процессе воспитания здорового образа жизни молодёжи на основе принципов традиционной народной культуры. Ключевые слова: воспитание, здоровый образ жизни, молодёжь, педагогика.

M. V. Bel'kova

Orel State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Leskova str., 15, 302020, Orel, Orel region, Russian Federation

METHODOLOGICAL PROBLEMS OF THE PROCESS OF EDUCATION OF HEALTHY LIFESTYLE OF YOUNG PEOPLE IN CULTURAL INSTITUTIONS AND FITNESS CLUBS

In the article the problems of the modern state and prospects of development of the methodological basis of the process of education of healthy lifestyle of young people in cultural institutions and fitness clubs. Discusses conceptual approaches to the education of healthy lifestyle of youth as activity and principles of developmental psychology. It proves the necessity of formation of organizational-pedagogical conditions of interaction of institutions of culture and fitness clubs in the process of education of healthy lifestyle of youth based on the principles of traditional folk culture. Keywords: education, healthy way of life, youth, pedagogy.

В современных условиях проблема воспитания здорового образа жизни молодёжи становится всё более острой, так как интенсивное воздействие социальной среды, средств массовой информации, интернет-коммуникаций и т.д. способствует стихийному формированию потребностей и образцов поведения молодёжи, далёких от норм валеологии и элементарной безопасности. Современные молодые люди и подростки оказываются в нарастающем воспитательном вакууме,

определяющем личностное развитие по нисходящей, опору на самые примитивные и зачастую вредоносные шаблоны действий. Достаточно сказать, что прошло всего несколько лет с момента запрета на рекламу табака и крепких алкогольных напитков на отечественном телевидении. При этом, по данным статистических исследований 2015 года [10], среди российских подростков 14-17 лет порядка 21% систематически употребляют алкоголь, причём 33% этой группы употребляют

БЕЛЬКОВА МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА - соискатель кафедры теории, методики и организации социально-культурной деятельности Орловского государственного института культуры BEL'KOVA MARIIA VLADIMIROVNA - doctoral student of Department of theory, methodology and organization of social and cultural activity, Orel State Institute of Culture

e-mail: 89102040048@mail.ru © Белькова М. В., 2016

алкоголь вместе с родителями. Подобное положение требует немедленного исправления, в котором должны сочетаться средства всех типов и источников - действия органов власти, широкой общественности, СМИ, а также - образовательной, спортивной и культурно-досуговой инфраструктуры. Последнее и является предметом рассмотрения в настоящей статье.

Формирование целостной и всеобъемлющей системы воспитания и пропаганды здорового образа жизни среды молодёжи - задача, решить которую быстро и эффективно практически невозможно именно в связи с её многогранностью. Поэтому решать её необходимо одновременно по разным направлениям, последовательно ликвидируя информационный вакуум, валеологическую безграмотность и социальную пассивность молодёжи. Учитывая особенности поведения и интересов представителей данной возрастной категории (подростки и молодёжь), важно выбирать те средства воспитания здорового образа жизни, которые опираются на естественно ценные для этого возраста виды деятельности [8]. Таким образом, можно констатировать, что деятельност-ный подход как методологическое основания воспитания здорового образа жизни молодёжи является наиболее содержательно близким к условиям реализации этого процесса.

Деятельностный подход - это исключительно востребованное современной педагогикой, психологией и социальной педагогикой методологическое основание, разрабатывавшееся такими ведущими исследователями, как Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, С. Л. Рубинштейн, Б. С. Беликов, Г. С. Батищев, К. А. Абульханова-Славская, П. И. Пид-касистый, М. Н. Скаткин и другие.

В соответствии с идеями данного подхода, воспитание и обучение наиболее

эффективны тогда и только тогда, когда сами воспитанники и обучающиеся включены в деятельность в качестве полноправных субъектов, мотивированы и направляются личностным интересом, а не программными требованиями или волевыми притязаниями воспитателей [11].

Таким образом, педагогическая теория деятельности, как фундамент дея-тельностного подхода, может и должна использоваться при проектировании процесса воспитания здорового образа жизни подростков и молодёжи.

Другим методологическим основанием данного процесса обязаны стать современные концепции и принципы возрастной психологии, определяющие наиболее значимые и доступные для каждой возрастной группы виды деятельности, а также -мотиваторы к ней.

В работах таких учёных, как Б. Г. Ананьев, Л. Ф. Обухова, Е. Ф. Рыбалко, К. А. Абульханова-Славская, Т. Н. Березина, Е. И. Головаха, А. А. Кроник, Н. В. Ве-селкова, М. Э. Елютина, Е. Г. Зима, О. А. Карабанова, А. А. Смолькин, Е. В. Чернышева, Б. М. Бим-Бад, Л. И. Божович, Т. Е. Конникова, А. В. Мудрик, С. Л. Рубинштейн, А. В. Петровский, Д. Б. Эль-конин и другие, определены основные параметры возрастного развития личности, ведущие и второстепенные виды деятельности, характерные для каждого возраста, воспитательные и учебные средства, которые наиболее эффективны в подобных условиях [12]. И соединение принципов возрастной психологии с идеями деятельностного подхода может определить результативность методологической основы процесса воспитания здорового образа жизни у молодёжи в учреждениях культуры и фитнес-клубах.

Определяя методологический потенциал вышеописанной схемы, можно назвать следующее:

• применение принципов возрастной психологии даёт возможность выявить наиболее ценностно значимые для молодёжи и подростков формы включения их в социально полезную и важную для формирования привычки к здоровому образу жизни деятельность, не создавая паттернов безразличия или отторжения от неё;

• применение принципов деятельност-ного подхода определяет возможность обоснованного выбора таких видов деятельности, которые наиболее адекватны, с одной стороны,стихийно сформировавшимся интересам молодёжи, а с другой - могут способствовать постепенному и последовательному переключению её на действия, вовлекающие в валеологиче-скую культуру, прививающие потребность в сохранении и укреплении своего здоровья, а также передаче знаний об этом другим представителям своего поколения;

• использование системы деятельност-ных мотиваторов стимулирует самостоятельный поиск и нахождение средств развития своих знаний о здоровом образе жизни, преодоления валеологического невежества и предрассудков, накопленных как обществом в целом, так и данной возрастной группой, - наилучшим образом усваиваются те и именно те знания, которые человек добывает сам, нарабатывая их в собственной деятельности.

Применяя совместно принципы возрастной психологии и методологические основы деятельностного подхода, можно сформировать комплекс решений, связывающих воедино практики, характерные для учреждений культуры и фитнес-клубов, для достижения целей воспитания здорового образа жизни молодёжи. При этом немаловажно то, что предлагаемые решения должны иметь достаточно широкий диапазон для их индивидуализации в соответствии с особенностями каждого конкретного молодого человека.

В результате может быть создана система мероприятий, направленных на решение следующих задач:

• наполнение свободного времени молодёжи социально полезными практиками, ориентированными на её системное укоренение в здоровом образе жизни;

• приобщение молодёжи к валеологи-чески значимым культурным практикам, основанным, например, на традиционном для России образе жизни, народных забавах и праздниках;

• валеологическое просвещение молодёжи, которой в наши дни категорически не хватает знаний о здоровом образе жизни: средства массовой информации предоставляют населению хаотический и зачастую антинаучный вал информации, выявить в котором рациональное зерно могут только специалисты, а среднестатистический человек, особенно молодой и неопытный, дезориентируется и не получает именно тех сведений, которые могли бы быть ему полезны;

• профилактика аддикций, а также иных вредных для здоровья форм поведения;

• включение молодёжи в систематические и методически выверенные способы поддержания и укрепления своего здоровья, реализуемые под руководством опытных наставников - тренеров, медицинских работников, инструкторов-методистов по физкультуре и спорту;

• предоставление возможности молодёжи самостоятельно развивать новые и перспективные направления деятельности, связанные со здоровым образом жизни, - экспериментальные виды физкультуры и спорта, спортивных игр, развлечений, развивающих практик.

Немаловажно объединение названных задач в содержательные комплексы, фундированные культурными смыслами, -в этом деле решающая роль принадлежит учреждениям культуры. В настоя-

щее время наблюдается всё возрастающий интерес к традиционной обрядовости, нормам и обычаям культуры народов нашей страны - именно народная культура и может стать тем связующим звеном мотиваторов, которое способно заинтересовать молодёжь в практиках, так или иначе воспитывающих привычку к здоровому образу жизни [9]. Долгие столетия формирования традиционной народной культуры определили устойчивость и эффективность средств социализации и быта, заложенных в её основе, и совершенно закономерно, что современный человек зачастую обращается к своим культурным корням, в которых можно обнаружить огромное количество полезных и актуальных решений, применимых именно сейчас. Хорошо известно, что в настоящее время растёт число групп по интересам, концентрирующихся вокруг

традиционных для русского народа способов спортивной борьбы, народных игр, кулинарии, медицины. И направлять данный процесс могут и должны учреждения культуры.

Таким образом, можно наметить методологическую основу процесса воспитания здорового образа жизни молодёжи посредством объединения усилий учреждений культуры и фитнес-клубов (а также и многих других типов и видов спортивно-физкультурных организаций), связанную с дифференцированным и индивидуализированным применением деятельностного подхода и принципов возрастной психологии. На наш взгляд, наиболее целесообразным было бы микрорегиональное воплощение описанной идеи, учитывающее особенности данного населённого пункта, его инфраструктуры, населения, природных и культурных условий.

Примечания

1. Жаркова А. А. Культурно-досуговая программа как существенный результат культурно-досуговой деятельности (рецензия на учебное пособие Г. С. Тихоновской «Сценарно-режиссёрские основы технологии культурно-досуговых программ») // Культура и образование: научный журнал вузов культуры и искусств. 2014. № 2 (13). С. 49-51.

2. Жаркова А. А. Парадигмальный подход к социально-культурной деятельности молодёжи в современной ситуации // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (59). С. 106-112.

3. Жарков А. Д. Социально-культурная политика государства - важнейшее условие функционирования социально-культурной деятельности // Культура и образование. 2013. № 1 (10). С. 65-72.

4. Жарков А. Д. Теоретико-методологические основы социально-культурной деятельности : монография. Москва : МГУКИ, 2013. 456 с.

5. Жарков А. Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности : учебник. Москва : МГУКИ, 2012. 456 с.

6. Жаркова Л. С. Деятельность учреждений культуры - фактор развития традиционных народных культур // Культура и образование. 2013. № 1 (10). С. 79-84.

7. Жаркова Л. С. Мотивационное развитие личности в социально-культурном измерении : монография. Москва, 2015. 400 с.

8. Протопопова В. А. Управление здоровьесберегающим образовательным пространством современной школы. Волгоград : Учитель, 2014. 95 с.

9. Семикин Г. И., Мысина Г. А, Миронов А. С. Профилактика асоциальных явлений и формирование здорового образа жизни молодёжи : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по машиностроительным и приборостроительным направлениям / Московский гос. технический ун-т им. Н. Э. Баумана. Москва : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2014. 113 с.

10. Семья и дети [Электронный ресурс]. URL: http://www.semyadeti.ru (дата обращения: 15.06.2016).

11. Татарникова Л. Г. Педагогическая валеология : Генезис, тенденция развития : диссертация на соиск. учён. степ. доктора педагогических наук в форме науч. докл. : 13.00.01 - общая педагогика, история педаго-

гики и образования / Татарникова Лариса Гавриловна. Москва, 1996. 64 с.

12. Формирование здорового образа жизни / Министерство здравоохранения Российской Федерации, Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования, Российская медицинская академия последипломного образования ; [подгот. : Авалиани С. Л. и др.]. Москва : Медпрактика-М, 2014. 1131 с.

References

1. Zharkova A. A. Kul'turno-dosugovaia programma kak sushchestvennyi rezul'tat kul'turno-dosugovoi deiatel'no-sti (retsenziia na uchebnoe posobie G. S. Tikhonovskoi "Stsenarno-rezhisserskie osnovy tekhnologii kul'turno-do-sugovykh programm") [Cultural and leisure program as essential result of cultural and leisure activity (review of the manual of G. S. Tikhonovskaya "Scenario and director's bases of technology of cultural and leisure programs")]. Kul'tura i obrazovanie [Culture and Education]. 2014, No. 2 (13), pp. 49-51.

2. Zharkova A. A. The paradigmatic approach to social and cultural activities of youth in the contemporary situation. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 3 (59), pp. 106-112. (In Russian)

3. Zharkov A. D. Sotsial'no-kul'turnaia politika gosudarstva - vazhneishee uslovie funktsionirovaniia sotsi-al'no-kul'turnoi deiatel'nosti [Welfare policy of the state - the most important condition of functioning of welfare activity]. Kul'tura i obrazovanie [Culture and Education]. 2013, No. 1 (10), pp. 65-72.

4. Zharkov A. D. Teoretiko-metodologicheskie osnovy sotsial'no-kul'turnoi deiatel'nosti [Teoretiko-metodologichesky bases of welfare activity]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2013. 456 p.

5. Zharkov A. D. Teoriya, metodika i organizatsiya sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [Theory, technique and organization of welfare activity]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2012. 456 p.

6. Zharkova L. S. Deiatel'nost' uchrezhdenii kul'tury - faktor razvitiia traditsionnykh narodnykh kul'tur [Activity of cultural institutions - a factor of development of traditional national cultures]. Kul'tura i obrazovanie [Culture and Education]. 2013, No. 1 (10), pp. 79-84.

7. Zharkova L. S. Motivatsionnoe razvitie lichnosti v sotsial'no-kul'turnom izmerenii [Motivational development of the personality in welfare measurement]. Moscow, 2015. 400 p.

8. Protopopova V. A. Upravlenie zdorovyesberegayushchim obrazovatel'nym prostranstvom sovremennoi shkoly [Management zdorovesberegajushchim educational space of modern school]. Volgograd, Publishing house "Teacher", 2014. 95 p.

9. Semikin G. I., Mysina G. A., Mironov A. S. Profilaktika asocial'nykh yavlenii i formirovanie zdorovogo obraza zhizni molodezhi [Prevention of asocial phenomena and the formation of a healthy way of life of young people]. Moscow, Publishing house of Bauman Moscow State Technical University, 2014. 113 p.

10. Sem'ya i deti [Family and children]. Available at: http://www.semyadeti.ru (accessed: 15.06.2016).

11. Tatarnikova L. G. Pedagogicheskaya valeologiya: genezis; tendentsiya razvitiia. Diss. dok. ped. nauk [Educational valueology: Genesis; development trend. Dr. ped. sci. diss.]. Moscow, 1996. 64 p.

12. Avaliani S. L., ed. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni [Formation of a healthy way of life]. Moscow, Publishing house "Medpraktika-M", 2014. 1131 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.