Научная статья на тему 'Теоретические подходы к математической подготовке детей дошкольного возраста'

Теоретические подходы к математической подготовке детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
488
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / MATHEMATICAL DEVELOPMENT / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / ACCOUNT SET / СЧЕТ / МНОЖЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуйкова Т.П.

На основании изучения установлено, что исторический экскурс показывает, как постепенно изменялись концепции первоначального обучения математике в зависимости от запросов жизни и уровня развития самой математической науки. Основное внимание в работе автор акцентирует на идеях передовых педагогов прошлого, русских и зарубежных. Обосновывает мысль о том, что педагоги прошлого признавали роль и необходимость первичных математических знаний в развитии и воспитании детей до школы. В заключении раскрывается необходимость изучать и учитывать наследие прошлого и воплощать ценные идеи в практику обучения, развития детей в свете современных требований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES TO MATHEMATICAL TRAINING OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

The paper is based on a study that shows how an original concept of mathematics teaching has gradually changed, depending on demands of life and the level of development of mathematics itself. The author focuses on the advanced Russian and foreign teachers of the past. The main idea is that teachers of the past recognize the role and the need of primary mathematical knowledge in the development and education of children in preschool. As a result, the need to study and to take into account the legacy of the past and to embody valuable insights into the practice of modern education, child development in the light of modern requirements are revealed.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к математической подготовке детей дошкольного возраста»

Однако личностно-ориентированный подход обладает и серьёзным недостатком - индивидуализация педагогического воздействия является трудоёмким и требующим высокой квалификации процессом, который не может быть в полной мере реализован в массовой или даже групповой работе.

Следующим теоретико-методологическим основанием, которое может обеспечить эффективность воспитания здорового образа жизни молодёжи в учреждениях культуры и фитнес-клу-бах, является аксиологический подход, основанный на выработке позитивных валеологических ценностей личности человека, становящегося самомотивированным к ведению здорового образа жизни. Но современный человек, особенно - молодой, зачастую руководствуется примитивными ценностями общества потребления, гедонистическими ценностями, не предусматривающими дисциплины и серьезной работы над собой для обеспечения личной ответственности за свое здоровье. Поэтому применение аксиологического подхода, применяемого, например, Н.П. Абаскаловой или Г.И. Семикиным [2; 3], требует начального выявления области ценностей, актуальных для каждого данного человека. Помимо этого, применение аксиологического подхода зачастую задействует методы коррекции ценностной сферы человека, ведомого приоритетами, не соответствующими нормам здорового образа жизни.

Культурологический подход, особенно часто применяющийся в педагогической деятельности учреждений культуры, основывается на средовой или культурной коррекции поведения человека, осуществляемой за счет погружения его в условия, способствующие изменению поведения или гармонизации отношения к себе и обществу. Сами учреждения культуры как носители культурно-развивающего потенциала призваны создавать условия для формирования интересов и ценностей, соответствующих культурным нормам общества, и позволяющих человеку приблизиться к культурному идеалу. Поэтому культурологический подход можно назвать целостным средовым подходом к воспитанию, социализации и даже ресоциализации человека [4].

Библиографический список

Последние годы всё большее значение приобретает де-ятельностный, или личностно-деятельностный подход к педагогическому обеспечению воспитания здорового образа жизни молодёжи в учреждениях культуры. Концепция целостного ак-тивно-деятельностного, ценностно-ориентированного технологического процесса учреждений культуры доктора педагогических наук, профессора А.Д. Жаркова [5], уже длительное время применяющаяся в организации культурно-досуговой деятельности, и включающая в себя выраженный компонент деятельностного подхода, может применяться и для реализации задач воспитания здорового образа жизни молодёжи, так как именно мотивация к самостоятельной деятельности - и есть важнейшее условие высокоэффективного закрепления навыков здорового образа жизни молодёжи. Только в собственной деятельности познает человек все тонкости дела, которому обучается, и применение концепции А.Д. Жаркова способствует реализации задач воспитания здорового образа жизни молодёжи на современном уровне. Активное внедрение и распространение концептуальных идей деятельностного подхода к воспитанию здорового образа жизни молодёжи - насущная задача современной педагогической науки и практики.

В теоретико-методологическом обеспечении процесса воспитания здорового образа жизни молодёжи в учреждениях культуры и фитнес-клубах существует серьезная концептуальная проблема, решать которую сами организации названных типов чаще стремятся без предварительной концептуальной проработки, что определяет недостаточную эффективность предлагаемых решений. Речь идёт об организационной составляющей этого процесса, реализующей взаимодействие, координацию и кооперацию учреждений культуры и фитнес-клубов. Эта составляющая, относящаяся к организационно-педагогическим условиям процесса воспитания здорового образа жизни молодёжи, на данный момент проработана недостаточно и требует специальных научно-теоретических исследований, которые смогут обеспечить дальнейшее развитие этой области востребованной обществом педагогической деятельности.

1. Новые стандарты модернизации педагогического образования в формировании здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности: материалы научно-практической конференции Южного федерального округа, 4 декабря 2013 г. Кубанский государственный медицинский университет. Под общей редакцией С.Н. Алексеенко. Краснодар: КубГУ, 2014.

2. Абаскалова Н.П., Ирхин В.Н., Маджуга А.Г. Педагогика здоровья: новый этап развития. Стерлитамак: Фобос, 2014.

3. Семикин Г.И., Мысина Г.А., А.С. Миронов. Профилактика асоциальных явлений и формирование здорового образа жизни молодёжи: учебное пособие. Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана. Москва: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2014.

4. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: генезис; тенденция развития. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 1996.

5. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. Москва: МГУКИ, 1998.

6. Протопопова В.А. Управление здоровьесберегающим образовательным пространством современной школы. Волгоград: Учитель, 2014.

7. Формирование здорового образа жизни. Российская медицинская академия последипломного образования. Москва: Медпракти-ка-М, 2014.

References

1. Novye standarty modernizacii pedagogicheskogo obrazovaniya v formirovanii zdorovogo obraza zhizni i bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii Yuzhnogo federal'nogo okruga, 4 dekabrya 2013 g. Kubanskij gosudarstvennyj medicinskij universitet. Pod obschej redakciej S.N. Alekseenko. Krasnodar: KubGU, 2014.

2. Abaskalova N.P., Irhin V.N., Madzhuga A.G. Pedagogika zdorov'ya: novyj 'etap razvitiya. Sterlitamak: Fobos, 2014.

3. Semikin G.I., Mysina G.A., A.S. Mironov. Profilaktika asocial'nyh yavlenij i formirovanie zdorovogo obraza zhizni molodezhi: uchebnoe posobie. Moskovskij gosudarstvennyj tehnicheskij universitet im. N.'E. Baumana. Moskva: Izdatel'stvo MGTU im. N.'E. Baumana, 2014.

4. Tatarnikova L.G. Pedagogicheskaya valeologiya: genezis; tendenciya razvitiya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 1996.

5. Zharkov A.D. Tehnologiya kul'turno-dosugovoj deyatel'nosti: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov kul'tury i iskusstv. Moskva: MGUKI, 1998.

6. Protopopova V.A. Upravlenie zdorov'esberegayuschim obrazovatel'nym prostranstvom sovremennoj shkoly. Volgograd: Uchitel', 2014.

7. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni. Rossijskaya medicinskaya akademiya poslediplomnogo obrazovaniya. Moskva: Medpraktika-M, 2014.

Статья поступила в редакцию 23.09.16

УДК 373.29

Zhuykova T.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakass State University n.a. N. F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: zhuykovat@ mail.ru

THEORETICAL APPROACHES TO MATHEMATICAL TRAINING OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE. The paper is based on a study that shows how an original concept of mathematics teaching has gradually changed, depending on demands of life and the level of development of mathematics itself. The author focuses on the advanced Russian and foreign teachers of the past. The main idea is that teachers of the past recognize the role and the need of primary mathematical knowledge in the development and

education of children in preschool. As a result, the need to study and to take into account the legacy of the past and to embody valuable insights into the practice of modern education, child development in the light of modern requirements are revealed.

Key words: mathematical development, training, account set.

Т.П. Жуйкова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»,

г. Абакан, E-mail: zhuykovat@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

На основании изучения установлено, что исторический экскурс показывает, как постепенно изменялись концепции первоначального обучения математике в зависимости от запросов жизни и уровня развития самой математической науки. Основное внимание в работе автор акцентирует на идеях передовых педагогов прошлого, русских и зарубежных. Обосновывает мысль о том, что педагоги прошлого признавали роль и необходимость первичных математических знаний в развитии и воспитании детей до школы. В заключении раскрывается необходимость изучать и учитывать наследие прошлого и воплощать ценные идеи в практику обучения, развития детей в свете современных требований.

Ключевые слова: математическое развитие, обучение, счет, множества.

Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики - одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.

Дети самостоятельно до трёхлетнего возраста обследуют предметы окружающей действительности и в три года у них начинают проявляться интерес и сравнение предметов, определение предметов объекта тел, Основоположники математической подготовке детей трех-семи лет, Я.А. Каменский и И.Г. Песталоцци отмечали, что математические знания начинают у детей проявляться в повседневной жизни: выражаются словами большой, маленький; начинают самостоятельно определять элементы множества, один, много, ни одного.

В четыре года появляется интерес к счётной деятельности, кроме того дети начинают обозначать, называть геометрические фигуры и находить в окружающем пространстве [1].

И.Г. Песталоции в книге «Как Гертруда учит своих детей», отмечал, что у детей дошкольного возраста начинает формироваться счёт. Дети считают, пересчитывают различные предметы, с которыми действуют: Сравнивают, обследуют, выполняют практические действия. Благодаря этому дети получают представления о счёте, числе, форме и величине.

И.Г. Песталоции также предлагал использовать природную наглядность, которая в полном объеме формирует у дошкольников первые математические понятия и представления.

В педагогических сочинениях К.Д. Ушинского отмечалось, что необходимо знакомить детей со счётной деятельностью, используя наглядный материал. По его мнению, дети осваивают счёт, как в прямом, так и в обратном порядке.

По утверждению К.Д. Ушинского, детей необходимо считать десятками, так как десяток представляется, как единица счёта.

В теории дошкольного воспитания использовалась и имела большой успех система математического развития детей М. Монтессори. Через сенсорное развитие дети знакомились со счётом, формой, величиной. Для этого использовался разработанный М. Монтессори дидактический материал, который имел прикладное значение. Через различные вкладыши, башенки, счётные ящики дети получают математические знания и используют их в самостоятельной деятельности.

Немецкий педагог В.А. Лай утверждал, что понятие числа возникает путём непосредственного восприятия, то есть детям давали несколько предметов и путём их сравнивания дети знакомились с элементами множеств, на основе которого получали первые навыки о числе. Он утверждал, что числовые понятия возникают только посредством счёта. Далее, что понятия о числе получают дети в результате измерения предметов, измеряя предметы по величине, одновременно изучают количественные изменения величин, функциональную зависимость.

Число показывает итоговое значение измеряемого предмета, но не раскрывает понятие, как получается число, сколько в числе единиц и получения последующего и предыдущего числа, так как дети при измерении не осваивают образование нового числа, а усваивают только алгоритм измеряемых предметов.

Наглядный материал для счётной деятельности является важным в обучении детей математике.

Л.В. Глаголева в своих исследованиях уделяла большое внимание методам обучения сравнивать различные параметры величины предметов. В основном она упор делала на игру, так как игра в более интересной и доступно форме помогает детям понять суть сравнения величин [2].

Е.И. Тихеева в книге «Счёт в жизни маленьких детей», вышедшей в 1920 году, выступила против системы коллективного обучения, но программу обучения детей математике она написала. Она предлагала обучать счету до 10, разработала 60 задач для игр-занятий, на закрепление количественных и пространственных представлений. Определила объем знаний, которыми должны обладать дети. Особо подчёркивала важность овладения детьми первого десятка; ознакомление детей с цифрами для этого вводила игры с парными картинками, счетные ящики. Также для знакомства детей со сложением и вычитанием Е.И. Тихеева вводила решение задач - из практической жизни. Считала, что необходимо знакомить детей с величиной - больше, меньше, выше - ниже, шире - уже и т. д. с измерением в игре; с объёмом - измеряли стаканом ёмкость сосуда. Для знакомства с массой и объёмом использовались весы.

Елизавета Ивановна ратовала за свободное обучение детей в игре, в непринужденной обстановке, в повседневной жизни.

Фаина Николаевна Блехер - представительница теории автодидактизма. Предлагала обучать детей элементам математики с трёх-четырёх лет и определила объём знаний по количеству. Подчёркивала, что необходимо знакомить детей с множеством: один, много и ни одного.

Для детей 4 - 5 лет предлагала знакомить с количеством предметов до десяти. Считать, сравнивать и определять, каких предметов больше, меньше и на сколько, называть числительные.

Знакомить детей не только с количественным счётом, но и порядковым в пределах десяти.

Обосновала и раскрыла методы ознакомления детей с единицей счета, что такое цифра, сравнивать и составлять две группы множеств, решать простые задачи на сложение и вычитание.

Ф.Н. Блехер советовала обучение проводить в игровой форме и при обучении учитывать жизненный опыт детей. Она отмечала, что дети в такой свободной обстановке более интересно и увлекательно будут осваивать математическую терминологию и через жизненные ситуации усваивать математические знания. Также предлагала знакомить детей с формой предметов и геометрическими фигурами и осваивать пространства направления, как на себе, так и на местности.

При обучении счЁтной деятельности больше использовать натуральный природный материал. Предлагала детям различные ситуации из жизни детей и их родителей, считать игрушки, предметы, знакомиться с природным календарем и когда, в какое время наступают праздники.

Ф.Н. Блехер была сторонником монографического метода, это означало, что дети должны знать, как образуются числа, но не обучать счету, а знать ребёнок должен: состав числа из единиц, из двух меньших чисел.

Свои идеи по обучению детей математике описала в книге «Математика в детском саду и нулевой группе» опубликованная в 1934 г. Данная книга стала первой программой и учебным пособием по математической подготовке детей к школе.

Монографический - метод изучения чисел. Монос греческое число - единый и изучалось одно число по отношению к другому.

На любое число до 100 составлялась таблица, и изучалось с тем чтобы, не прибегая, к вычислениям можно ответить на вопрос сколько раз 4 содержится в числе 90 - этот метод основывался на заучивании.

На смену пришёл вычислительный - метод изучения действий. В основу положено изучение приёмов выполнения 4-х арифметических действий. Стал вопрос, как обучать вычислениям? С чего начать с арифметического примера или с задачи? Гольденберг предлагал начать обучение с решение примеров. Если начать с решения задач, то мышление ребёнка раздваивается.

Чтобы решать задачу, надо знать какое действие производить, как его производить, т. е. мысли ребёнка как бы раздваиваются, а при решении примера нужно выполнять только указанное действие.

Егоров предлагал начинать с задач, так как в задаче раскрывается смысл арифметического действия.

Анна Михайловна Леушина разработала концепцию математической подготовки детей дошкольного возраста, где поэтапно описала методы ознакомления детей с количественными представлениями через формирования элементов множества.

В концепции она раскрыла: восприятие множества с его элементами: звуки, предметы, движения. Обосновала закономерности понятия о числе п+-1; сравнение двух групп предметов, путём парного соотношения элементов (столько же, поровну, больше, меньше). А.М. Леушина выделила чётко процесс счёта и результат счёта; цель счёта - выражение количества числом, т. е. нахождение ответа на вопрос сколько? Выделила два направления формирования количественных представлений - 1) сравнение множества в дочисловой период (количественный и порядковый счет); 2) формирование у детей представления о числе и способах практических действий.

Библиографический список

Большое внимание автор уделяла формированию у детей дошкольного возраста представлениям о форме, величине, пространстве и времени. Овладение арифметическим действиям предлагала через решение простых арифметических задач.

Согласно концепции А.М. Леушиной, дети дошкольного возраста начинают осваивать азы элементарной математики. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические эталоны. Математика даёт огромные возможности для развития логико-математического мышления, направленного на освоение математических понятий, представлений: Дети знакомятся, с элементами множеств определяют их количество (один, много, ни одного); обследуют, сравнивают и познают предметы окружающей действительности по форме, величине; через сравнения двух групп предметов дети знакомятся со счетом и вычислительной деятельностью.

Разработанная А.М. Леушиной концепция актуальна на современном этапе, а её система обучения прошла испытания временем, успешно функционирует уже несколько десятков лет, показала свою эффективность в условиях дошкольного воспитания.

В заключение мы отмечаем, что важную роль в исследовании математического развития ребёнка играют методологические и теоретические положения, которыми руководствуются исследователи. С этой целью исследователь изучает основополагающие документы по образованию, литературу по физиологии, общей и дошкольной педагогики и психологии, методике обучения математике в школе, детском образовательном учреждении, программы, учебные пособия и другие источники.

Дальнейшее совершенствование математической подготовке детей, направлено на уточнение содержания, поиск наиболее эффективных методов педагогического руководства, разработку и внедрение новых дидактических средств, что соответствует современным требованиям профессиональной школы, совершенствованию среднего и высшего образования в нашей стране.

1. Коменский Я.А. Материнская школа. Теория и методика развития математических представлений у дошкольников: хрестоматия в 6 частях. Санкт-Петербург: ЛНПК АРК, 1994; Ч. 4 - 6.

2. Фрейлах Н.И. Методика математического развития. 2-е издание, переработанное и дополненное. Москва: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2014.

References

1. Komenskij Ya.A. Materinskaya shkola. Teoriya imetodika razvitiya matematicheskih predstavlenij u doshkol'nikov: hrestomatiya v 6 chastyah. Sankt-Peterburg: LNPK ARK, 1994; Ch. 4 - 6.

2. Frejlah N.I. Metodika matematicheskogo razvitiya. 2-e izdanie, pererabotannoe i dopolnennoe. Moskva: ID «FORUM»: INFRA-M, 2014.

Статья поступила в редакцию 22.09.16

УДК 378

Abakumova A.G., senior lecturer, Department of Choreography, Volgograd State Institute of Arts and Culture (Volgograd,

Russia), E-mail: lisgender-vspu@mail.ru

THE PROCESS OF FORMING GENDER CULTURE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN CLASSES OF CHOREOGRAPHY.

The article describes the process of formation of gender culture of younger schoolchildren on the basis of a developed model, consisting of three stages that are meant to form and develop personal qualities in the course of choreography teaching in educational institutions and institutions of additional education. Thus a varied dance repertoire, based on the civilization-mental understanding of national identity of the Russian people, comprising the foundations of elementary school for children, has the assimilation of ethnic cultural traditions and awareness of the importance of establishing a dialogue of cultures. In the process of training boys and girls are equally involved in creative activities, ethically choreography coordinating gender roles. Thus classes on choreography facilitate the development of the gender culture at elementary school children.

Key words: gender culture, elementary school pupils, components, choreography lessons.

А.Г. Абакумова, доц. каф. хореографии, ГОБУК ВО «Волгоградский государственный институт искусств

и культуры», г. Волгоград, E-mail: lisgender-vspu@mail.ru

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИИ

В статье описывается процесс формирования гендерной культуры младших школьников на основе разработанной модели, состоящей из трёх этапов формирования исследуемого личностного качества в ходе занятий хореографии в образовательных организациях и учреждениях дополнительного образования. Таким образом, разнообразный танцевальный репертуар, основанный на цивилизационно-ментальном понимании общенациональной идентичности российского народа, закладывает у детей начальной школы основы усвоения этнических культурных традиций, понимания важности установле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.