Научная статья на тему 'Особенности инновационного управления современной образовательной организацией'

Особенности инновационного управления современной образовательной организацией Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
574
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС В ОБРАЗОВАНИИ / INNOVATIVE PROCESS IN EDUCATION / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / INNOVATIVE MANAGEMENT / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / PEDAGOGICAL MANAGEMENT / MANAGEMENT BASED ON TASKS OF EDUCATIONAL CURRICULA / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров Д.А.

В статье раскрываются особенности управления современной образовательной организацией, вступившей на путь инновационного процесса. Особое внимание в статье уделяется процессу совершенствования образовательной практики, развитию образовательных систем на основе нововведений, что отражает особенности формирования, развития и содержания организации нового в современной школе. Раскрывается понятие управления инновационным процессом в образовательной организации, который представляет собой определённым образом организованное взаимодействие управляющих и управляемых систем, направленное на оптимизацию и гуманизацию образовательного процесса. Описывается деятельность руководителя образовательной организации, который является «проводником» государственной образовательной политики, и в своей управленческой деятельности должен выстраивать «мост» между приоритетами в развитии государственной образовательной политики и реальной образовательной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INNOVATIVE MANAGEMENT OF THE MODERN EDUCATIONAL ORGANIZATION

In the article the researcher reveals features of management at a modern educational organization that chooses to take a way of an innovative process. Particular attention of the author is paid to a process of improvement of educational practice, development of educational systems on the basis of innovations, which reflects features of formation, development and maintenance of new in a modern school. The concept of management of innovative process of the educational organization, which represents definitely the organized interaction of managing directors and the operated systems, is directed at optimization and humanization of the educational process. The activity of a head of the educational organization is treated as the ne of “a conductor” of the state educational policy. The head of the school in his administrative activity has to build a “bridge” between priorities in development of the state educational policy and real educational practice.

Текст научной работы на тему «Особенности инновационного управления современной образовательной организацией»

3 Chuhrov A.S. Usloviya i faktory professional'nogo stanovleniya studentov tehnicheskih special'nostej. Sovremennoe obrazovanie v Sibiri: ot kejs do roweb-tehnologii: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Novosibirsk, 18 iyunya 2013 g.). Novosibirsk: «Arhivarius-N», 2013: 113 - 125.

4. Chuhrov A.S. Principy organizacii vospitatel'nogo processa v tehnicheskom universitete. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 5 (42): 209 - 211.

5. Zhuk A.I., Koshel' N.N. Aktivnye metody obucheniya v sisteme povysheniya kvalifikaciipedagogov. Moskva: Avers'ev, 2004.

6. Grigal'chik E.K., Gubarevich D.I. Obuchaem inache. Strategiya aktivnogo obucheniya. Minsk, 2003.

Статья поступила в редакцию 11.08.16

УДК 373.1

Petrov D.A., senior teacher, Department of Welfare Service and Tourism, Institute of Recreation, Tourism and Physical Education,

BFU n.a. I. Kant (Kaliningrad, Russia), E-mail: Direktor15@inbox.ru

FEATURES OF INNOVATIVE MANAGEMENT OF THE MODERN EDUCATIONAL ORGANIZATION. In the article the researcher reveals features of management at a modern educational organization that chooses to take a way of an innovative process. Particular attention of the author is paid to a process of improvement of educational practice, development of educational systems on the basis of innovations, which reflects features of formation, development and maintenance of new in a modern school. The concept of management of innovative process of the educational organization, which represents definitely the organized interaction of managing directors and the operated systems, is directed at optimization and humanization of the educational process. The activity of a head of the educational organization is treated as the ne of "a conductor" of the state educational policy. The head of the school in his administrative activity has to build a "bridge" between priorities in development of the state educational policy and real educational practice.

Key words: innovative process in education, innovative management, innovative development, pedagogical management, management based on tasks of educational curricula.

Д.А. Петров, ст. преп. каф. социально-культурного сервиса и туризма института рекреации, туризма и физической

культуры БФУ им. И. Канта, г. Калининград, E-mail: Direktor15@inbox.ru

ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

В статье раскрываются особенности управления современной образовательной организацией, вступившей на путь инновационного процесса. Особое внимание в статье уделяется процессу совершенствования образовательной практики, развитию образовательных систем на основе нововведений, что отражает особенности формирования, развития и содержания организации нового в современной школе. Раскрывается понятие управления инновационным процессом в образовательной организации, который представляет собой определённым образом организованное взаимодействие управляющих и управляемых систем, направленное на оптимизацию и гуманизацию образовательного процесса. Описывается деятельность руководителя образовательной организации, который является «проводником» государственной образовательной политики, и в своей управленческой деятельности должен выстраивать «мост» между приоритетами в развитии государственной образовательной политики и реальной образовательной практики.

Ключевые слова: инновационный процесс в образовании, инновационный менеджмент, инновационное развитие, педагогический менеджмент, программно-целевое управление.

Необходимым условием формирования современной инновационной экономики является модернизация системы образования, становящейся важнейшей предпосылкой динамичного экономического роста и социального развития общества, условием благополучия и безопасности страны в целом. Происходящие в стране социально-экономические преобразования требуют модернизации системы образования с целью её максимального приспособления к реалиям общественной жизни. Важнейшим средством обновления и модернизации образования являются инновационные процессы, происходящие в образовательной организации в настоящее время.

Направленность, темпы, эффективность инновационных процессов зависят от социально-экономической среды, в которой они функционируют и развиваются, а также от качества управления. Система управления в современной науке трактуется как совокупность человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и прочих компонентов, связанных между собой так, что благодаря этому реализуется весь комплекс функций управления (В.И. Загвязинский, Ю.А. Ко-наржевский, М.М. Поташник, Г.Н. Сериков и др.).

По мнению В.И. Зверева, инновационный процесс в образовании - процесс совершенствования образовательной практики, развития образовательных систем на основе нововведений. Он отражает формирование и развитие содержания и организации нового [1, с. 37].

Под управлением инновационным процессом в общеобразовательной организации, согласно работ Т.В. Светенко и Г.В. Гал-ковской, следует понимать определённым образом организованное взаимодействие управляющих и управляемых систем, направленное на оптимизацию и гуманизацию образовательного процесса, а также на повышение результата образования, воспитания и развития учащихся путём введения нового в цели,

содержание и организацию осуществляемой школой работы [2, с. 15].

Образовательное учреждение, работающее в режиме инновационного развития, постоянно сверяет свои цели с государственной политикой в области образования, потребностями сообщества, экономическими возможностями региона и т. д.

Директор является «проводником» государственной образовательной политики, и в своей управленческой деятельности он должен выстраивать «мост» между приоритетами в развитии государственной образовательной политики и реальной образовательной практики. В связи с этим для успешной работы ему необходимо быть в курсе инновационных ориентиров развития образования [2, с. 25].

Помимо того директор должен своевременно знакомить с этой информацией свой коллектив. Для этого директору необходимо уметь работать с различными источниками информации, определять главное, существенное и доводить до своих коллег. Это можно сделать разными путями. Можно отдать распоряжение ознакомиться, изучить, выступить. А можно мотивировать персонал, вызвать интерес к информации, желание обсудить, поразмышлять, внести предложения о том, как сухие нормативные документы могут изменить жизнь школьного сообщества, какие проблемы можно решить, опираясь на новые концепции, какие изменения и новшества можно будет реализовать в рамках миссии и стратегии развития образовательной организации.

Изучение различных аспектов управления образовательной организацией, вступившей на путь инновационного развития, позволяет структурировать семантику понятия «педагогический менеджмент», которое включает следующие взаимосвязанные значения [3, с. 41 - 43]:

• управление не только процессами, но и людьми, непосредственно осуществляющими процессы или иным образом влияющими на процессы;

• управление, осуществляемое в социально-педагогической среде;

• управление, при котором осуществляется педагогическое воздействие на людей.

Менеджмент, направленный на инновации, обладает рядом особенностей, по сравнению с менеджментом, целью которого является обеспечение стабильного функционирования. К особенностям инновационного менеджмента, осуществляемого в общеобразовательной организации, относятся [3, с. 58 - 59]:

• возможность достижения школой значительно более высоких результатов, чем при стабильном функционировании;

• неопределённость конечных результатов;

• учащение кадровых перестановок, повышение текучести кадров.

• позитивное отношение к новому;

• новизна выполняемых работ;

• повышенная трудность определения параметров как для школы в целом, так и для отдельных её компонентов, процессов, субъектов, вовлеченных в образовательный процесс;

• повышенное влияние дестабилизирующих факторов, которое преодолевается благодаря высокой адаптивности управления, позволяющей учесть разнообразные, в том числе не предусмотренные заранее ситуации;

• постоянное ожидание чего-то нового (новых идей, результатов, проблем, конкурентов и т.д.);

• возможность реализации участниками инновационного процесса личностных потребностей высшего уровня (социальных потребностей, потребностей в самоактуализации, самовыражении, высоких творческих результатов);

• необходимость постоянного повышения профессиональной компетентности участников инновационного процесса;

• расширение диапазона требований к личностным качествам участников инновационного процесса.

Противоречивость и разнонаправленность инновационных процессов в реальных условиях внутришкольного управления обусловливают необходимость их упорядочения. Оптимальным способом упорядочения инновационной деятельности является программно-целевое управление развивающейся школой.

Программно-целевое управление осуществляется как реализация целевых программ развития школы. Программа развития школы является «средством интеграции усилий всех субъектов инновационной деятельности и направлена на качественное обновление жизнедеятельности школы как целостной педагогической системы» [4, с. 58 - 59].

В процессе перевода образовательной организации в режим инновационного развития выделяют следующие этапы [5, с. 58 - 59]:

1. Осознание важности, необходимости и неизбежности будущих преобразований одним из членов административной команды образовательного учреждения, т. е. наличие своего рода «идейного вдохновителя» и «генератора» будущих идей.

2. Формирование команды, подразумевающей не столько административную (менеджерскую) команду, что само по себе является непременным и необходимым условием, сколько идейных сторонников из педагогического коллектива, методически и технологически подготовленных к осуществлению инновации.

3. Мотивация членов педагогического коллектива и формирование готовности учителей к инновационной деятельности.

4. Проблемный анализ школы, построение «проблемного поля» и определение главной (ключевой), на сегодняшний день, проблемы своего ОУ.

5. Выработка проектной идеи развития школы. Это выбор объекта нововведений, который должен исходить из жизненной необходимости конкретной школы и однозначно быть понимаемым большинством участников образовательного процесса.

6. Определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной идеи, т. е. составление плана или программы её реализации.

Библиографический список

7. Отслеживание первых шагов по реализации проектной идеи с целью коррекции последующих управленческих действий.

В рамках управления инновационными процессами необходима следующая совокупность управленческих действий [5, с. 77]:

• разработка нормативно-правовой базы управления инновационным процессом, включающей описание функциональных обязанностей и механизмов взаимодействия структурных подразделений управляющей системы;

• определение содержания инноваций, обеспечивающих целостное развитие школы на основе интеграции инновационных потенциалов школы, семьи и социальной среды;

• разработка научно-методического обеспечения инновационного процесса;

• подготовка подразделений структуры управления инновационным процессом к выполнению их функциональных обязанностей, педагогических кадров к инновационной деятельности, учащихся и их родителей к участию в инновационном процессе;

• обновление структуры внутришкольного управления; создание инновационного совета школы, инновационных и экспертных групп, творческих объединений педагогов, учащихся, родителей;

• обновление и реконструкция материально-технического оснащения учебно-воспитательного процесса;

• внедрение личностно адаптированной системы непрерывного образования и самообразования педагогических работников, направленной на повышение профессионально-педагогической компетентности в освоении инноваций;

• реализация системы организационно-процедурных механизмов выдвижения, экспертизы и реализации инновационных идей;

• осуществление системы управленческой поддержки образовательных инициатив и педагогического творчества;

• внедрение методики экспертизы инноваций;

• разработка и введение нормативов оценивания инновационно-педагогической деятельности;

• внедрение технологии определения эффективности управления инновационным процессом в школе;

• введение дополнительных образовательных услуг.

Обобщая современные представления о менеджменте в

сфере образования, можно выделить основные особенности инновационного управления современной образовательной организацией:

• личностная ориентация управления (ориентация сначала на человека, а потом на дело, которому он служит);

• широкое делегирование полномочий сверху вниз, коллективное принятие решений;

• целостный взгляд на подчиненного как на личность, гуманное отношение к нему;

• создание условий для коллективного целеполагания и непосредственного участия работников в выработке путей достижения поставленных целей.

Школьный инновационный менеджмент сегодня призван решать широкий спектр управленческих задач. Наиболее общие задачи школьного инновационного менеджмента - это задачи познания и преобразования объекта управления. Среди частных задач, способствующих познанию и преобразованию, можно выделить задачи сбора и обработки данных, выработки управленческих решений, формирования и развития управляемого процесса, организации преобразующей деятельности непосредственных исполнителей и др.

Благодаря успешному управлению инновациям в образовании появляются авторские концепции, новые модели школ; разрабатываются программы развития образовательных организаций, регионов; активно обновляется содержание образования на основе идей гуманизации и гуманитаризации; происходит перестройка форм, методов, процесса обучения и воспитания с учетом личностно-ориентированного подхода; создаются системы мониторинга, диагностического сопровождения образовательного процесса, осуществляется переход ОУ из режима функционирования в режим развития и саморазвития.

1. Зверева В.И. Как сделать управление школой успешным? Москва: Педагогический поиск, 2004.

2. Светенко Т.В., Галковская Г.В. Инновационный менеджмент в управлении школой: учебное пособие. Москва: АПКиППРО, 2009.

3. Розов Н.Х. Теория и практика инновационной деятельности в образовании. Москва, 2007.

4. Сидоров В.С. Инновации в сельской школе: теория и практика управления: монография. Шадринск, 2006.

5. Тодосийчук А.В. Теоретико-методологические проблемы развития инновационных процессов в образовании. Москва, 2005.

References

1. Zvereva V.I. Kak sdelat' upravlenie shkoloj uspeshnym? Moskva: Pedagogicheskij poisk, 2004.

2. Svetenko T.V., Galkovskaya G.V. Innovacionnyjmenedzhment v upravlenii shkoloj: uchebnoe posobie. Moskva: APKiPPRO, 2009.

3. Rozov N.H. Teoriya ipraktika innovacionnoj deyatel'nosti v obrazovanii. Moskva, 2007.

4. Sidorov V.S. Innovacii vsel'skojshkole: teoriya ipraktika upravleniya: monografiya. Shadrinsk, 2006.

5. Todosijchuk A.V. Teoretiko-metodologicheskie problemy razvitiya innovacionnyh processov v obrazovanii. Moskva, 2005.

Статья поступила в редакцию 06.04.16

УДК 371.72

Bel'kova M.V., postgraduate, Department of Theory, Methods and Organizing Social and Cultural Activities, Orel State Institute of

Culture (Orel, Russia), E-mail: 89102040048@mail.ru

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF EDUCATION OF HEALTHY LIFESTYLE OF YOUNG PEOPLE IN INSTITUTIONS OF CULTURE AND FITNESS CLUBS. The article discusses experience of modern conditions and prospects of improvement concepts of the process of education, based on a healthy lifestyle of young people in cultural institutions and fitness clubs. The researcher examines leading theoretical approaches to the development of healthy lifestyles among young people, which are as some of the following types: person-oriented, axiological, cultural, activity-based. The author proves the necessity of theoretical development of problems of organizational-pedagogical conditions of interaction of institutions of culture and fitness clubs in the process of education of healthy lifestyle of young people.

Key words: education, healthy way of life, youth, pedagogy.

М.В. Белькова, соискатель каф. теории, методики и организации социально-культурной деятельности Орловского

государственного института культуры, г. Орёл, E-mail: 89102040048@mail.ru

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МОЛОДЁЖИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ И ФИТНЕС-КЛУБАХ

В статье рассматривается накопленный опыт, современное состояния и перспективы совершенствования концепций процесса воспитания здорового образа жизни молодёжи в учреждениях культуры и фитнес-клубах. Рассматриваются ведущие теоретические подходы к воспитанию здорового образа жизни молодёжи: личностно-ориентированный, аксиологический, культурологический, деятельностный. Автором доказывается необходимость теоретической разработки проблем организационно-педагогических условий взаимодействия учреждений культуры и фитнес-клубов в процессе воспитания здорового образа жизни молодёжи.

Ключевые слова: воспитание, здоровый образ жизни, молодёжь, педагогика.

Для современного российского общества проблема воспитания здорового образа жизни молодёжи приобретает особую важность - молодёжь находится под влиянием средств массовой информации, видит примеры снижающейся культуры общения, поведения представителей старшего поколения, наблюдает многочисленные факты наркомании и алкоголизма. Подобная ситуация социально опасна и не может быть оставлена без соответствующих мер противодействия, направленных на воспитание здорового образа жизни.

В педагогике проблемы воспитания здорового образа жизни входят в число приоритетных тем исследований уже несколько десятилетий. Однако постоянно меняющиеся характеристики социальной среды, появление новых угроз, и наоборот, новых форм борьбы с нездоровыми поведенческими тенденциями молодёжи, требуют модернизации и совершенствования теоретико-методологических оснований процесса воспитания здорового образа жизни молодёжи, который может быть эффективно осуществлён в развивающей среде учреждений сферы культуры, а также таких популярных организаций, как фитнес-клубы, самим своим целевым назначением связанные со здоровьесберегаю-щими технологиями.

Отечественная педагогика исследовала проблемы воспитания здорового образа жизни в различных концептуальных контекстах, призванных обеспечить разнообразие методологических подходов к решению задач воспитания валеологической культуры молодёжи. Можно говорить даже о постепенном становлении целостного направления педагогики - педагогической валеологии, вбирающей в себя наработки многих признанных концепций педагогической науки.

Такими учёными, как Н.Г. Блинов, Д.А. Изутин, Э.Н. Казин, В.П. Казначеев, Ю.П. Лисицын, А.Д. Степанов, И.В. Журавлева, Н.П. Абаскалова, Г.И. Семикин, В.А. Протопопова и другие, исследуются общетеоретические и прикладные аспекты воспитания здорового образа жизни молодёжи, связанные с применением педагогического потенциала организаций и коллективов

различного типа, позволяющего добиваться хороших результатов в деле формирования устойчивой склонности молодёжи к заботе о своём здоровье и распространению валеологических знаний.

Для того чтобы определить теоретико-методологические приоритеты современной педагогики в процессе воспитания здорового образа жизни молодёжи в учреждениях культуры и фитнес-клубах, необходимо определить те важнейшие подходы, которые считаются признанными в этой деятельности.

Одним из наиболее часто применяющихся методологических подходов в процессе воспитания здорового образа жизни молодёжи, является личностно-ориентированный подход. Его применение основывается на идее о том, что каждый человек, вне зависимости от того, насколько он сам осознаёт свои личностные характеристики и приоритеты, все равно ими обладает, а значит, и имеет индивидуальные особенности, которые могут как помочь, так и повредить делу воспитания здорового образа жизни.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наиболее эффективным, с позиций личностно-ориентиро-ванного подхода, является индивидуализированное воспитание приверженности к здоровому образу жизни, в связи с чем необходимо изучение личности каждого человека, воспитание которого находится в данный момент в центре внимания [1]. Для применения личностно-ориентированного подхода важно выявить социально-демографические и индивидуально-психологические особенности человека, а также факторы влияния среды, которые могли определить отторжение человека от здорового образа жизни, и соотнести с ними тот набор педагогических средств, которые могут быть применены по отношению к нему. В условиях учреждений сферы культуры и фитнес-клубов это может быть достигнуто применением психологических опросников, индивидуальных культурно-просветительских, досуговых и спортивных программ, составление или предложение которых должно быть ориентировано на те качества личности, которые особенно чувствительны к ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.