М.: izdatel'stvo Gnom, 2005. S.41.
3. Lutovinov V.I. Patrioticheskoye vospitaniye molodezhi: kontseptsiya, programma, organizatsionno-metodi-cheskiye osnovy: posobiye dlya pedagogov, rukovoditeley obrazovatel'nykh uchrezhdeniy i organizatorov raboly s molodezh'yu. - M.: APKi PRO, 2016. S.51-56.
4. BuruMn V. V., Volkov E. P., Dyadchenko E. A Profilaktika proyavleniya ekstremizma v molodezhnoy srede Aka-demii FSIN Rossii: metod. posobiye. Ryazan', 2013. S.38.
5. Vyrshchikov A.N., Kusamartsev M.B., Pashkovich A.P. Nastol'naya kniga po patrioticheskomu vospitaniyu shkol'nikov: metodicheskoye posobiye shkol'nykh administratorov, uchiteley, klassnykh rukovoditeley, pedagogov dopolnitel'nogo obrazovaniya. Seriya: Vospitatel'naya rabota. - M.: izdatel'stvo Globus, 2015. S. 39.
6. Imennova L.S. Patrioticheskoye vospitaniye kak sistemoobrazuyushchiy komponent kul'turno-obrazovatel'noy deyatel'nosti krayevedcheskogo muzeya // Patriotizm kak tip mirovozzreniya v sovremennykh sotsiokul'turnykh trans-formatsiyakh (materialy «kruglogo stola»]: Sb. nauch. st - M„ 2015. S.112.
7. Lutovinov V.I. Vpatriotizme molodozhi - budushcheye Rossii. M.: Fond Andreya Pervozvannogo. 2013. S.51-53.
УДК 316.334:37:347
Дарина В.Шамсутдинова
ПАРАДИГМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ
В статье рассматриваются различные парадигмы социокультурного воспитания гражданско-правовой культуры молодежи в условиях социально-культурной деятельности на основе концептуальных идей социально-культурной и педагогической практики с выявлением современных положений парадигмального подхода в воспитании молодежи. Раскрыты целевые направления парадигмального подхода на основе главных направлений формирования гражданско-правовой культуры молодежи, выделены функции парадигмального подхода формирования гражданско-правовой культуры молодежи, обозначены техногенные и социально-культурные изменения, влияющие на специфику организации социально-культурной деятельности.
Ключевые слова: парадигмы, парадигмальный подход, социокультурное воспитание, гражданско-правовая культура молодежи, социально-культурная деятельность, социально-культурная политика России, социально-культурный процесс.
Darina V. Shamsutdinova PARADIGMS OF SOCIO-CULTURAL EDUCATION OF YOUTH'S CIVILIAN-LEGAL CULTURE
The article describes various paradigms of socio-cultural education of the civil-law culture of youth in the conditions of socio-cultural activity on the basis of conceptual ideas of socio-cultural and pedagogical practice with the identification of modern paradigmatic approaches in the education of youth. It describes the target directions of the paradigm approach on the basis of main directions of the formation of the youth's civil-legal culture, the functions of the paradigmatic approach to the formation of the youth's civil-legal culture are singled out, technogenic and socio-cultural changes are identified to affect the specifics of the organization of socio-cultural activities. The conceptual foundations of the paradigms under investigation are revealed on the basis of the activity approach, which outlined the main directions of socio-cultural practice, as well as the vector of effective social and cultural activities that exert the strongest influence on motives of civil-law activity and youth behavior in modern society. Paradigms of socio-cultural education of youth's civil-legal culture are formulated in the system of revealing the regularities of modern versions of positivism and its varieties, as well as in the system of scientific methodology.
Keywords: paradigms, paradigmatic approach, socio-cultural education, youth's civil-law culture, socio-cultural activities, socio-cultural policy of Russia, socio-cultural process.
Современная гражданско-правовая культура молодежи связана с развитием правовой компетентности, повышением гражданско-правовой грамотности, увеличением доли ответственности личности на основе укрепления взаимодействия государственных и негосударственных институтов, а также стремлением принести пользу государству и Отечеству выполняя свой долг и уважая законы своей страны. Сегодня актуальна активизация программ гражданско-правового воспитания молодежи, связанная с совершенствованием и усложнением форм системы воспитательной деятельности в высших образовательных учреждениях.
Современная государственная молодежная политика в системе гражданско-правового воспитания личности направлена на разработку и реализацию общественно-ориентированной социальной работы с молодежью на основе ряда действующих в России кодексов. Создание системы правовых, финансовых и организационных механизмов культурной политики связано с содействием гражданским инициативам молодежных организаций, развитием межведомственных форм новых организационно-правовых объединений молодежи, координацией и поддержкой проектов и программ молодежного движения, разработкой механизма реализации системы государственной организации культурно-досуговой и социально-культурной работы молодежи.
Предлагаемый в данной статье парадигмальный подход в качестве главного постулата выдвигает идею исследования структуры, функции, технологий и эффективности социально-культурной деятельности на основе взаимодействия теоретических и методологических концепций формирования гражданско-правовой культуры молодежи. Данный подход разработан с учетом содержательно-функциональной, социально-структурированной и нормативно-ценностной систем проектирования культурно-образовательного пространства как основного условия личностного и гражданско-правового развития молодежи в условиях социально-культурной деятельности.
Парадигмальный подход - это не только совокупность методологических приемов формирования гражданско-правовой культуры личности, но и синтез воспитания личностной, культурной и политической направленности личности в соответствии с содержательно-технологической формой организации свободного времени, связанной с учетом современных общественных тенденций. Это обосновано с позиции сознательного и активного включения молодежи в общественную жизнь на принципах обеспечения децентрализации и суверенности региональной политики в культурной деятельности молодежи.
Рассмотрим парадигмы социокультурного воспитания гражданско-правовой культуры молодежи:
1. Социокультурная парадигма - это синтез определенных теоретических положений и способов их реализации, ценностных воспринимаемых и продуцируемых для данного культурно-досу-гового процесса, базирующихся на совокупности инвариантных признаков ряда социокультурных концепций, образующих единую концептуальную сферу. Данная парадигма рассматривает процесс гражданско-правового воспитания молодежи с позиции культурного развития личности в системе ценностей гражданско-правового общества.
2. Выдвигаемые парадигмы имеют значение для различных социальных наук, если предлагают использовать фундаментальные научные традиции. Тогда конкурирующие научные альтернативы помогают разрешать проблемы в системе доминирования какой-либо одной парадигмы, которая оправдала себя в условиях больших социальных и культурных изменений. В системе гражданско-правового воспитания молодежи такой парадигмой является интеграция государственного, межведомственного, коммерческого и партнерского направления в организации социально-культурной практики молодежи.
3. Методология современного парадигмального подхода базируется на реализации различных направлений и идей инновационного развития молодежи, связанного со следующими формами - историко-культурного образования, социально-культурного развития, информационно-образовательного развития, техногенного и информационно-просветительского компонентного содержания развития личности, многопрофильного воспитания, а также критериального подхода в развитии молодежи.
4. Следующая парадигма - это парадигма, базирующаяся на интеграции социальных систем, которая связана с разработкой эффективных программ социально-культурного пространства, обеспечивающих связь явлений общественного, культурного, правового, социального, гражданского и личностного развития молодежи. Концептуальная идея интеграции социальных систем базируется на предположении о том, что формирование гражданско-правовой культуры молодежи в условиях социально-культурной деятельности зависит от адекватного гражданскому обществу общественного направления социального освоения новых форм социально-культурной деятельности на базе дополнительного образования молодежи.
5. Парадигма нормативно-ценностной направленности формирования гражданско-правовой культуры молодежи с позиции парадигмального подхода обеспечивает длительный и противоречивый процесс проектирования культурно-образовательного пространства как основного условия личностного и гражданско-правового развития личности в системе социально-культурной деятельности.
6. Парадигма деятельностной системы воспитания базируется на том, что в условиях социально-культурной деятельности гражданско-правовая культура развивается в различных направлениях: участие молодежи в общественных и государственных мероприятиях, связанных с информационно-методической, культурно-досуговой, волонтерской, общественной, консультационной, коммуникативной, поисковой, проектной деятельностью. Весьма важным является участие молодежи в социально-культурных акциях и мероприятиях, государственных праздниках, конкурсах, декадах, месячниках, проектах, тематических неделях, тематических днях, форумах, фестивалях, олимпиадах, круглых столах, презентациях и др.
Применительно к разрабатываемой нами проблеме, научное обеспечение парадигм в исследуемом поле позволило разработать следующие приоритетные научно-исследовательские основания их выдвижения:
- применение и разработку парадигмы как методологической основы формирования нового направления формирования гражданско-правовой культуры молодежи;
- разработка принципов и функций реализации парадигмы формирования гражданско-правовой культуры молодежи в условиях социально-культурной деятельности;
- использование социально-культурных технологий в контексте парадигмального подхода формирования гражданско-правовой культуры молодежи в условиях социально-культурной деятельности;
- разработка исследовательской проблематики и научного обеспечения парадигмального подхода.
Так, Е.АЗорченко считает, что гражданско-правовая культура является характеристикой социальной сущности человека, которая не только не позволит ему сконцентрироваться на реализации императивности государственно-властных отношений, состоять в отношениях безусловного подчинения коллективным интересам, игнорируя собственную индивидуальность, но даст возможность для проявления инициативы, свободы, права выбора в гражданском обществе. Формирование гражданско-правовой культуры, по мнению автора, идет в следующих направлениях: развитие интеллектуально-познавательного (когнитивного) элемента правовой культуры, формирование комплексных системных знаний о правовой системе, законодательстве, правовом статусе, упрочение таких ценностных ориентаций, как солидарность с государственно-правовой политикой, уважение к правовому закону, к правам человека, социально-правовых чувств законности, ответственности, дисциплины, готовность действовать в интересах семьи, корпорации, общества, государства [6].
Субъективная точка зрения, высказанная С.АБерзеговой, заключается в том, что гражданско-правовая культура «выражается в субъективно выработанном индивидом уровне овладения правом в своей деятельности, а также в правосознании индивида, то есть совокупности представлений, взглядов, чувств, в которых выражено отношение к действующему праву; это процесс и результат творчества человека в сфере права, характеризующийся созданием и утверждением правовых ценностей; он способствует утверждению в правовом сознании тех ценностей, которые призваны помочь в создании справедливого, свободного и более совершенного гуманного общества; важным критерием ориентации правовой культуры на общечеловеческие ценности является реализация принципа социальной справедливости, которая при современных условиях является определяющим фактором демократизации и стабилизации общественного развития» [1, с.20].
Я.В.Зубова, в своем диссертационном исследовании пришла к заключению, что «гражданско-правовая культура является важным комплексным компонентом механизма правовой социализации личности - процесса усвоения, принятия и реализации субъектами правовых ценностей общества, идей, переживаний, чувств и эмоций людей, правовых оценок, норм и моделей поведения; это единство правовых знаний и умений, уважения к закону, основанное на нравственных и политических убеждениях; оно зависит от уровня правового образования и характеризуется наличием национальной и социокультурной специфики населения» [7, с. 15].
В исследовании АГ.Горельцева раскрыто содержание гражданско-патриотического воспитания студентов, которое включает в себя формирование гражданско-патриотического мировоззрения и патриотических чувств, активной гражданской позиции, морально-психологических качеств гражданина и патриота, необходимых при выполнении профессиональных обязанностей, защите национальных интересов. По мнению автора, особенности гражданско-патриотического воспитания связаны с адаптацией студентов к вузу в сочетании с формированием у них гражданско-патрио-тического самосознания; с постижением правовой культуры и формирования знаний и первичного практического опыта такого интегративного качества, как гражданственность [3].
В.В.Гладких в своем исследовании определила сущность и специфику системно-деятельно-стной методологии в области гражданско-патриотического воспитания молодежи, которая заключается в системном единстве структурных и процессуальных компонентов, обеспечивающих целее-направленное педагогическое воздействие наличность. Автор исследования выдвинула тезис о том, что гражданско-патриотическое воспитание должно быть направлено на формирование ценностных установок личности, гражданско-патриотического сознания, социально значимых гражданских и патриотических ценностей, взглядов, идей, убеждений, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу [4].
Целевые направления в условиях парадигмального подхода на основе обобщения процесса формирования гражданско-правовой культуры молодежи заключаются в следующем:
- социально-культурная деятельность базируется на определенных ценностях, которые определяют направление социально-культурного процесса, связанного с удовлетворением потребностей личности в гуманистическом содержании гражданско-правовых мероприятий и акций;
- социально-культурная деятельность связана с развитием познавательного и интеллектуального интересов к общественным процессам в условиях обеспечения технологического алгоритма организации формирования гражданско-правовой культуры;
- парадигмальный подход обеспечивает решение научных и практических задач, связанных с переходом к новому типу мышления и действия современной молодежи и обучение их новым способам гражданско-правовой самореализации в условиях российской действительности;
- парадигмальный подход обосновывает модели социально-культурной деятельности, обеспечивая развитие принципов ее деятельности на основе взаимодействия теоретических и методологических концепций формирования гражданско-правовой культуры молодежи, определяющих главный стандарт и результат в решении исследовательских задач;
- парадигмальный подход направлен на формирование основных гражданских качеств гражданско-правовой культуры молодежи с позиции личностных образований, не противоречащих друг другу и организации педагогической деятельности, связанной с социальным развитием и социальной активностью личности в условиях концептуальных способов решения проблемы.
С этих позиций, актуально выделение функций парадигмального подхода формирования гражданско-правовой культуры молодежи: ценностно-ориентационная функция, функция нормативно-правового обеспечения и защиты конституционных свобод личности, преобразовательно-созидательная функция, социально-коммуникативная функция, регуляционно-системная функция, функция регуляции социальной активности молодежи, ее уровневой дифференциации на основе новой культуры социокультурного воспитания и развития, функция гражданско-правовых иденти-фикаций.
Таким образом, можно сделать вывод что гражданско-правовая культура определяется на сегодняшний день рядом техногенных и социально-культурных изменений, влияющих на специфику ор-ганизации социально-культурной деятельности:
- современная Россия стоит перед решением задачи формирования устойчивой национальной общественно-политической и социальной системы;
- социально-культурная деятельность в современных условиях выступает одновременно как критерий, показатель и вместе с тем как важнейший ресурс культурного и общественного развития;
- идет трансформация процессов социокультурного развития, их глобализация на фоне становления мультикультурной цивилизации, информатизации;
- расширяются процессы консолидации общества, направленные на обеспечение гражданского согласия различных социальных сил;
- социально-культурная деятельность рассматривается как сфера социального развития в условиях глобальной информационной системы, способствующей мировому объединению;
- эффективно использование современных социально-культурных технологий регуляции гражданско-правового поведения молодежи в условиях оптимального функционирования и развития российской культуры, динамики инкультурации и социализации личности.
Парадигмальный подход позволяет рассматривать процессы формирования гражданско-правовой культуры молодежи в условиях социально-культурной деятельности в русле концепций формирования гражданственности и гражданского поведения с учетом интеграции целей разного уровня и системы организации социально-культурной деятельности в условиях ее трансформации.
В целом, можно сделать вывод что гражданско-правовая культура в России - это социально-ориентированная многоуровневая система, способствующая демократизации, открытости, плюрализму фундаментальным правам и свободам, повышения качества жизни. Однако, на федеральном, национально-региональном и локальном уровнях еще слабо разработаны формы и методы социально-культурного моделирования внедрения гражданских инициатив молодежи, отсутствует гибкая система функционирования ресурсного потенциала социально-культурной деятельности.
Таким образом, на выдвижение парадигм социокультурного воспитания гражданско-правовой культуры молодежи оказывают влияние следующие концептуальные положения педагогической науки и социально-культурной деятельности:
1. Формирование гражданско-правовой культуры молодежи - это единый процесс, концентрирующий ценности гражданского общества в аксиологическом пласте культурных и общественных трансформаций.
2. Праксеологический уровень гражданско-правовой культуры молодежи формируется в условиях приоритетов содержания и направления культурной идеологии, политики, социума, образования, досуга, воспитания.
3. Конструктивность реализации этапов зависит от универсальных и индивидуальных моделей поведения молодежи, определяющих формы гражданского поведения.
4. Моделируемые этапы формируются в системе социально-культурной деятельности на основе принципов системно-организованного и досугово-развивающего подходов в условиях расширения социально-культурного пространства.
5. Исследование зоны мультипарадигмальных подходов связано с системами возможности выбора точных объектов исследования: учреждений культуры по гражданско-правовому воспитанию молодежи, степени и качества уровня и объема знаний участников, анализа деятельности специалистов учреждений культуры, исследование моделей гражданско-правового поведения участников, исследование системы организации социально-культурной практики.
6. Процесс изменения гражданской позиции личности связан с интериоризацией гражданских ценностей, уровнем реализации социально-педагогической инноватики, типизации и персонификации социально-культурных процессов, внедрения новых технологий развития гражданско-правовых знаний молодежи, целенаправленностью в организации культурных и гражданских процессов, определяющих качество гражданско-правовой культуры.
Концептуальные основы исследуемых парадигм формирования гражданско-правовой культуры молодежи связаны с нравственными ценностями, реализующими систему общественно-политической жизни и права. Применяемые программы и формы должны базироваться на комплексном использовании различных средств, методов, приемов, которые способствуют наиболее эффективному решению формирования духовности личности в системе усвоения гражданско-правовых понятий.
В условиях реализации социально-культурного процесса формирование гражданско-правового поведения молодежи раскрывается на основе деятельности различных социальных организаций, участия в общественной деятельности, получения информации о мире, усвоения соответствующих установок и способов реагирования на общественные ситуации, знакомства с разными людьми. В работе необходимо осуществлять интеграцию используемых социально-культурных технологий формирования гражданского коллективного самосознания, которая связана с реализацией культур-но-досугового потенциала совместных крупномасштабных региональных мероприятий, разработкой и реализацией социально-культурных программ.
Так, в целях развития и поддержки добровольческого движения Региональной молодежной общественной организацией «Центр развития добровольчества РТ» реализовался ряд гражданских проектов и мероприятий для молодежи. Также в «Казанском юридическом институте Министерства внутренних дел Российской Федерации» г. Казани, для будущих полицейских и чиновников юридической сферы проводятся следующие мероприятия: ролевая игра «Соблюдение законности - основа жизни общества. На пути к правовому государству»; дебаты «Понятие и сущность Конституции», молодежный форум «Конституция республики Татарстан: верховенство закона», мультимедийная презентация «Система правоохранительных органов Российской Федерации: законность и правопорядок» и другие.
Различные применяемые формы обеспечивали культурное развитие молодежи в условиях формирования их гражданско-правовой позиции на основе разработанного парадигмального подхода, связанного с новыми направлениями гражданско-правового развития современной молодежи - формирование инновационного мышления, разнонаправленных ментальных позиций личности в условиях системного регулирования деятельности и поведения участников; новыми формами формирования гражданской позиции на основе включения в планетарное сообщество; реализации поисковой деятельности молодежи, связанной с приобретением не только новых знаний и впечатлений, но и с развитием культурно-смыслового и ценностно-ориентационого мышления в условиях частно-локальной практики; культурного и правового развития личности на основе осуществления собственной стратегии самовоспитания.
В условиях социально-культурной деятельности было обеспечено воспитание культуры демократического поведения, которая проявилась у молодежи в обсуждении проектов законов, участии в выборах, стремлении обсуждать общественные проблемы, стремлении к справедливости и свободе слова и дела, а также в реализации альтруистической установки по отношению к своему государству.
Литература
1. Берзегова С.А. Правовая культура государственных служащих в контексте развития гражданского общества [Текст]: Дисс...канд.соц.наук - Майкоп, 2016 -157 с.
2. Бондаревская Е.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций [Текст] //Педагогика - 2004. - №10. - с. 23-31
3. Горельцев А.Г. Гражданско-патриотическое воспитание студентов в техническом вузе [Текст]: Дисс...канд.пед.наук - Санкт-Петербург, 2007-166 с.
4. Гладких В.В. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в поликультурной среде вуза [Текст]: Дисс...докт.пед.наук - Тамбов, 2012 - 435 с.
5. Ермолаева OA Основные принципы, методы и уровни современного парадигмального подхода [Текст] // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки - 2008 - № 1 (9) - с. 163-168
6. Зорченко ЕАПравовая культура личности как цель и средство формирования правовой государственности и гражданского общества [Электронный ресурс] научная статья - Режим доступа: http://mosi.ru/en/node/4980
7. Зубова Я.В. Правовое образование в развитии правовой культуры формирующегося гражданского общества в современной России [Текст]: Автореф. дисс ...докт.соц. наук,- Майкоп, 2010,- 52 с.
References
1. Berzegova S.A. Legal Culture of civil servants in the context of civil society development [Text]: Thesis... cand. of soc. sciences - Maikop, 2016 - p. 157
2. Bondarevskaya E.V. Paradigmatic approach to the development of the content of key pedagogical competences [Text] // Pedagogy - 2004. - №10. - p. 23-31
3. Gorelcev A.G. Civil-patriotic education of students in a technical university [Text]: Thesis... cand. of pedag. sciences - St Petersburg, 2007- p. 166
4. GladMh W. W. Civil-patriotic education of youth in the multicultural environment of the university [Text] : Thesis ... doc. ofpedag. sciences - Tambov, 2012 - p. 435
5. Ermolaeva O.A. Basic principles, methods and levels of the modern paradigmatic approach [Text] // Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N.I. Lobachevsky. Series of Social Sciences - 2008 - No. 1 (9) - p. 163-168
6. Zorchenko E.A. Legal culture of the individual as a goal and means of forming legal statehood and civil society [Electronic resource] scientific article - Access Mode: http : / / mosi.ru /en/node/4980
7. Zubova I.W. Legal education in the development of the legal culture of the emerging civil society in modern Russia [Text]: Synopsis, thesis... doc. ofpedag. sciences - Maikop, 2010. - p. 52
УДК 378
Е.Е.Царева, РЗ.Богоудинова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ: РОССИЯ-ГЕРМАНИЯ1
В статье обозначена педагогическая технология формирования мультиязычной компетенции в профессиональной деятельности будущих специалистов. В статье представлен опыт КНИТУ по организации и реализации технологии по формированию межкультурной коммуникации студентов в рамках мультиязычной подготовки, включающая в себя определенный набор методов, приемов, средств и содержания. Одним из самых эффективных педагогических форм реализации данной технологии является ознакомительная поездка российских студентов в Германию.
Ключевые слова: педагогические технологии, мультиязычность, мультиязычная компетенция, межкультурная коммуникация, иноязычная подготовка.
Ekaterina Е. Tsareva, Rosa Z. Bogoudinova SOCIOCULTURAL ASPECTS OF INTERCULTURAL COMMUNICATION STUDENTS: RUSSIA-GERMANY
The article describes the function of multilingual competence in the professional activities of future specialists. Knowledge and understanding of several foreign languages and cultures greatly facilitates the engineering activities of specialist, it concerns the preparation of the technical documentation, the ability to work in multidisciplinary and multinational teams and the intercultural communication within the team. One of the key components of multilingual competence is the intercultural communication promoting the effective interaction with representatives of other nationalities as well as social adaptation in another state. The experience of KNRTU in the organization and implementation of the project aimed at the development of intercultural communication within multilingual training is outlined in this article. To develop intercultural communication and multilingual competence of students and analyze their influence on the formation of general cultural and professional competencies an attempt was made to organize a study tour to Germany of the student group with a teacher. The trip was preceded by long-term foreign language, cultural and psychological training of students.
Keywords: multilingualism, multilingual competence, cross-culture communication, foreign education
Процессы глобализации, интеграции и интернационализации оказывают существенное влияние на все сферы жизнедеятельности человека, включая образование, экономику культуру и науку. Расширение географии международных контактов, усиление межнациональных связей и стирание культурных границ стали неотъемлемыми компонентами современного социально-экономического
1 Статья написана при финансовой поддержке германской службы академических обменов DAAD и за счет средств Министерства иностранных дел Германии