УДК 374.3
ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Минуллина Элина Ильдаровна, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности, Казанский государственный институт культуры (г. Казань, РФ). E-mail: elinka.minullina@mail.ru
В статье раскрыта проблематизация социокультурного проектирования процесса гражданско-патриотического воспитания современной студенческой молодежи, обозначены социокультурные тенденции, влияющие на эффективность процесса гражданско-патриотического воспитания современной студенческой молодежи в современном обществе, обозначена направленность современного гражданско-патриотического воспитания, даются определения социально-культурного проектирования. Под социокультурным проектированием процесса гражданско-патриотического воспитания современной студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности в статье понимается целенаправленно организуемый процесс интеграции субъектов и объектов гражданско-патриотического воспитания, связанный с характеристикой и качеством процесса, его проблематизацией и методологией, обеспечивающий технологический алгоритм организации социально-культурной деятельности и направленный на повышение уровня гражданско-патриотической культуры участников. Объектом гражданско-патриотического воспитания современной студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности в статье выступает социально-культурная деятельность, субъектом -современная студенческая молодежь. В рамках социокультурного проектирования были использованы различные социокультурные технологии гражданского патриотического воспитания современной студенческой молодежи: информационные технологии, технологии коммуникации и общественных связей, просветительные технологии, культуроохранные технологии, туристические технологии, физкультурно-оздоровительные технологии. В статье определены цели и задачи социокультурного проектирования процесса гражданско-патриотического воспитания современной студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности.
Ключевые слова: социокультурное проектирование, гражданско-патриотическое воспитание, социально-культурная деятельность, студенческая молодежь.
PROBLEMATIZATION OF SOCIOCULTURAL PROCESS OF PROJECTING THE CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION OF TODAY'S COLLEGE STUDENTS
МтиШпа Elina Ildarovna, Postgraduate, Department of Sociocultural Activities, Kazan State Institute of Culture (Kazan, Russian Federation). E-mail: elinka.minullina@mail.ru
Modern civil patriotic education is directed generally to the formation of civic integrative identity, that includes a number of qualities. In this regard, the article indicated sociocultural trends affecting the efficiency of the process of civil patriotic education of today's college students in contemporary society. The article deals with the socio-cultural problematization of the design process of civil patriotic education of a modern student. The author considers the questions of the sociocultural projection and notes that the design is, above all, a perfectly conceivable idea of the final product. The author believes that sociocultural design should contain social factors that trigger the emergence of diverse sociocultural situations, formation of motives of civil patriotic activity and personally meaningful activities requiring continuous interpretation, productive uses and meanings. The article defines the goals and objectives of the sociocultural design process of civil patriotic
education of today's college students by means of sociocultural activities. The author draws on the expertise of scientists who in writings give the definition of the sociocultural design. Under the sociocultural process of designing the civil and patriotic education of modern student's youth by means of sociocultural activities, the article refers to purposefully organized process of integration of subjects and objects of civic and patriotic education, due to the characteristics and quality of the process and its problematization and methodology, providing a technological algorithm of organization of sociocultural activities and aimed at increasing the level of civil and patriotic culture of the participants.
Keywords: sociocultural design, civil and patriotic education, sociocultural activities, college students.
Современное общество предъявляет высокие требования к молодежи: она должна стремиться сочетать личные интересы и интересы общества, государства и других людей, быть терпимой к другим людям и их ценностям, быть законопослушной, понимать демократию как реальное народовластие, ориентироваться на поступательное общественное и личное развитие в рамках социального мира, справедливости, равенства прав и возможностей.
Известно, что конечной целью гражданско-патриотического воспитания является формирование высокой социальной активности, которая присуща человеку-гражданину, она связана с гражданской ответственностью, умением сочетать и подчинять личные интересы общественным, умением осознанно и самостоятельно делать свой выбор, обладать гуманизмом, этнической толерантностью и патриотизмом.
Однако современное гражданско-патриоти-ческое воспитание направлено в целом на формирование гражданственности личности, которое, являясь интегративным качеством, включает в себя целый ряд качеств, обеспечивающих влияние на социальную позицию личности, жизненную позицию по отношению к родной стране, возможность самореализации в социальной и культурной жизни.
В связи с этим актуально обозначить социокультурные тенденции, влияющие на эффективность процесса гражданско-патриотического воспитания современной студенческой молодежи в современном обществе:
1. Поляризация населения по материальному обеспечению, материальная дифференциация населения, которые привели к изменению мотивации молодежи, к переоценке у неё традиционных гражданских ценностей.
2. Появление шовинистических и националистических организаций фашистского толка,
криминализация общества, внутренняя и внешняя угроза терроризма, тенденция падения престижа государственности среди россиян вообще и молодежи в частности.
3. Повышение социального статуса патриотического воспитания студенческой молодежи, внедрение научно-обоснованной организаторской политики по патриотическому воспитанию.
4. Потребность общества в воспитании социально активных граждан, умеющих общаться, быть конкурентноспособными, умеющих разрешать конфликты, критически думать, приводящая к более высоким требованиям к человеку, содержанию его интеллектуального и нравственного потенциала.
5. Изменения в экономической, политической, социальной и культурной сферах, происходящие в последнее десятилетие, которые требуют незамедлительного включения государственных, общественных и негосударственных ведомств и организаций, всего населения страны в процесс гражданско-патриотического воспитания молодежи.
6. Развивающийся характер деятельности администраций регионов, отдельных подразделений администраций, управлений образования, комитетов по делам молодежи, комитетов по культуре в области патриотического воспитания, имеющий положительные тенденции в формировании устойчивых взаимоотношений между всеми участниками.
7. Нарушение системы социализации молодежи, которая создавалась годами и основывалась на преемственности поколений.
Рассматривая вопросы социокультурного проектирования, необходимо отметить, что проектирование есть, прежде всего, идеально-мыслимое представление о конечном продукте, которое проходит путь от проблематизации исходного состояния объектной области проектирования
через формулировку целевых установок к определению конкретных методов изменения ситуации.
Специфическая основа социокультурного проектирования связана с позицией деятельност-ного подхода относительно взаимоотношения субъектов и объектов социально-культурной деятельности. Социокультурное проектирование должно содержать в себе: социальные факторы, инициирующие возникновение многообразных социокультурных ситуаций, формирование мотивов гражданско-патриотической деятельности и личностно значимой деятельности, требующей непрерывного осмысления, продуктивные цели и смыслы.
Так, А. П. Марков, Г. М. Бирженюк отмечают, что социально-культурное проектирование -это, с одной стороны, специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельность), разработке путей и средств достижения поставленных целей; с другой - это целенаправленно организуемый процесс социокультурной коммуникации субъектов, ориентированный на совместное конструирование способов и образцов решения значимых для личности и общества проблем. Сущность проектирования заключается в производстве желаемой и предназначенной к осуществлению модели будущего объекта: социальной или предметной среды, сферы жизнедеятельности, образа жизни, учреждения, социального института [2].
В диссертации Г. В. Олениной доказано, что социально-культурное проектирование - это универсальный организационно-педагогический инструмент инновирования, обладающий педагогическими (личностно-развивающей, воспитательно-образовательной) и организационно-управленческой функциями, повышающими реальные возможности творческого развития человека, овладевшего проектированием, и степень управляемости (педагогизации) социально-культурным пространством на микро-, мезо-, макро- и мега-уровнях [3].
Т. Л. Стенина выявила, что интерес общества к социальному проектированию исторически связан с попытками предвидения на-
ступления и развития тех или иных событий. По ее мнению, в настоящее время динамично развивающаяся социокультурная ситуация в обществе повлекла за собой переосмысление эволюции образовательных процессов с позиции интеграции образования и культуры. Понимание смысла и освоение технологии социального проектирования имеют определенное влияние на личностное развитие, повышают уровень социальной адаптации, актуализируя и ускоряя данный процесс [4].
Социокультурное проектирование процесса гражданско-патриотического воспитания современной студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности обусловлено условиями зарождения и распространения социально-культурных инноваций, которые, с одной стороны, связаны с формированием социального заказа на новую систему гражданского воспитания молодежи, а, с другой - опираются на социальную готовность молодежи к активной общественной деятельности.
Современные направления социально-культурной деятельности, связанные с информационным развитием общества, требуют дальнейшего развития. Это диктует необходимость значительно расширить функции и содержание социально-культурной деятельности за счет во-лонтерства, движений в сторону деловых отношений, социального развития объединений историко-культурной, эстетической, экологической, поисково-творческой направленности, студенческих клубов по интересам, краеведческих молодежных организаций, организаций просветительного туризма.
Под социокультурным проектированием процесса гражданско-патриотического воспитания современной студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности в статье понимается целенаправленно организуемый процесс интеграции субъектов и объектов граж-данско-патриотического воспитания, связанный с характеристикой и качеством процесса, его проблематизацией и методологией, обеспечивающий технологический алгоритм организации социально-культурной деятельности и направленный на повышение уровня гражданско-патриоти-ческой культуры участников (схема 1).
Схема 1. Социокультурное проектирование процесса гражданско-патриотического воспитания современной студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности
Цель социокультурного проектирования процесса гражданско-патриотического воспитания современной студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности: воспитание личности для жизни в гражданском обществе,
обладающей системой гражданско-патриотиче-ских ценностей, готовой участвовать в гражданской и социально-политической жизни страны, стремящейся реализовать комплекс гражданских прав и обязанностей, применять свои знания и умения на практике.
Задачи социокультурного проектирования процесса гражданско-патриотического воспитания современной студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности:
- создание культурно-досугового пространства, обеспечивающего эффективное функционирование гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи в условиях научно-обоснованной социально-культурной и педагогической деятельности;
- формирование правовой культуры, обеспечивающей усвоение базовых гражданско-патрио-тических ценностей, направленных на развитие гражданской позиции;
- воспитание основополагающих граждан-ско-патриотических качеств личности: гражданской честности, достоинства; уважения к традициям страны; противодействия проявлениям политического и религиозного экстремизма;
- социализация участников в условиях проведения конкурсов, проектов, месячников, декад, тематических дней и недель, акций, праздников и фестивалей, различного уровня социокультурных мероприятий;
- формирование гражданской активности через развитие устойчивой структуры личности, выражающейся в ее мировоззрении, идеалах, ценностях, мотивах гражданского поведения и деятельности;
- обеспечение возможности молодежи для гражданской и политической самореализации, связанной с формированием заботы об интересах Родины, осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, участие в ее делах, культурное и социальное развитие.
Подход к социокультурному проектированию системы гражданско-правового воспитания опирается на следующую совокупность принципов: принцип системно-организованного подхода; принцип историзма, опоры на традиции и ценности страны и края; принцип комплексного подхода; принцип творческого самовыражения.
Объект гражданско-патриотического воспитания современной студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности - социально-культурная деятельность. Социально-культурная деятельность является социаль-
но и педагогически организованным гарантом сохранения, развития и освоения культурных ценностей, создания благоприятной основы для социально-культурных инноваций и инициатив.
Субъект гражданско-патриотического воспитания современной студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности - современная студенческая молодежь.
Студенческая молодежь как социальная группа отличается следующими характеристиками:
- является носителем облика будущего общества, конструирует будущее посредством осуществления сформированных жизненных стратегий;
- характеризуется высоким уровнем стремления к личностно-профессиональному самоутверждению, творческим потенциалом, активным интересом к практическому участию в социальных преобразованиях России;
- ценностные ориентации современной студенческой молодежи представляют собой сложную, дифференцированную систему, которая определяется особенностями социальной, экономической, политической и культурной ситуации в России;
- в студенческие годы происходит процесс социализации молодого человека, социальной адаптации или, напротив, интегративного включения в общество.
В рамках социокультурного проектирования были использованы различные социокультурные технологии гражданского патриотического воспитания современной студенческой молодежи: информационные технологии, технологии коммуникации и общественных связей, просветительные технологии, культуроохранные технологии, туристические технологии, физкультурно-оздоровительные технологии.
Туристические технологии связаны с осознанием необходимости научно осмыслить роль самодеятельного туризма в развитии гражданской активности молодежи, который заключается в раскрытии социально-ориентированного, культуро-созидающего, педагогического потенциала самодеятельного туризма как средства стимулирования социально-культурной и гражданской активности личности.
Так, на базе КЮИ был организовали выезд студентов на остров-град Свияжск. В процессе экскурсии участники ознакомились с историей родного края, изучали архитектурные памятники ХУП-ХУШ веков, которые расположены на этом острове. Экскурсии в Булгар позволили молодежи изучить историко-археологический комплекс, расположенный на территории республики, который включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Познакомиться с эпохой булгарского периода участники смогли, побывав в Болгарском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике на территории древней столицы Волжской Булгарии, который представляет собой уникальный памятник Х-ХУ веков. Здесь сохранились образцы материальной культуры волжских болгар. Сегодня это место называют самым полным заповедником золото-ордынской архитектуры. Исторические экскурсии - это формирование исторической памяти. Уважение к традициям страны, умение воспринимать и понимать ее ценности является частью патриотического воспитания.
В условиях социокультурного проектирования имеет значение характеристика процесса гражданско-патриотического воспитания современной студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности.
Процесс гражданско-патриотического воспитания современной студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности имеет следующие характеристики:
1. Ценностно-смысловая направленность в гражданских и патриотических ориентациях студенческой молодежи, состоящая из трех основных компонентов: духовного наполнения досуга, опыта гражданской деятельности и педагогической организации. Духовное наполнение досуга молодежи осуществляется через использование резервов социального познания мира, а также механизмов социокультурного образования.
2. Усиление социальной и гуманитарной ориентированности социально-культурной деятельности через направленность на усвоение знаний, развитие способностей мышления, выработку практических навыков; расширение различного рода практикумов, интерактивных и коллективных форм досуга молодежи; привязка к
проблемам повседневной жизни. Это достигается за счет дифференциации и индивидуализацию процесса гражданско-патриотического воспитания путем использования вариативных социокультурных программ, ориентированных на различный контингент молодежи, а также индивидуализированных программ применительно к персональным особенностям и способностям каждого участника.
3. Опора на реализацию структуры личности, лежащей в основе выработки индивидуального стиля гражданской деятельности. Опыт, знания, умения и привычки, приобретенные личностью, индивидуальные особенности отдельных психических процессов: внимания, восприятия, памяти, особенностей мышления и способностей. Успешность воспитания во многом зависит от наличия целого ряда способностей молодежи:
- коммуникативных - общительность, взаимодействие с людьми, расположенность в коммуникации и диалогах;
- способности организовать свое свободное временя, собственную деятельность в условиях досуга;
- социальных - чувство новизны, критичность мышления, способность предвидеть ситуацию, интерес к социальным проблемам общества, стремление к лидерству;
- деятельностных, - дающих возможность приобретать знания и умения, в том числе и на основе анализа собственного опыта;
- конструктивных, - позволяющих выработать стратегическую линию гражданского поведения с учетом общих целей, устанавливать необходимые общественно-политические взаимосвязи.
4. Гуманитаризация социокультурного развития как способ внедрения инноваций в социокультурную деятельность молодежи. В сложной и противоречивой обстановке усиливается ощущение социальной незащищенности целых социальных групп, нарастает состояние отчужденности человека от культуры. Во многом это является следствием дегуманизации социальных институтов, что, в свою очередь, усиливает потребность в гуманитаризации социокультурного развития.
Гуманитаризация становится необходимым и важнейшим способом внедрения инноваций в социокультурную деятельность. Она способствует овладению гуманными технологиями человеческого развития, которые и определяют характер инноваций. Гуманитаризация рассматривается как переориентация на личностную направленность, как процесс и результат развития и самоутверждения личности и как средство ее адаптации и социальной защищенности в условиях рыночных отношений.
5. Создание социокультурных ситуаций для перехода на новый уровень развития в условиях гражданско-патриотического воспитания, связанный с культурными изменениями личности:
- овладение основными навыками и освоение практических форм в гражданско-патриоти-ческом воспитании;
- развитие интеллекта и логического мышления; развитие общей культуры;
- формирование гражданско-патриотическо-го мировоззрения;
- восприимчивость и интерес к проблемам государства;
- ментальная активность;
- чувство ответственности за общее дело;
- умение планировать свою деятельность;
- умение мыслить по-новому.
Современная социально-культурная практика
ставит новые задачи в деле формирования гражданской культуры современной студенческой молодежи. Данный процесс невозможно построить без реализации социально-адаптационного направления, предполагающего развитие высокой социальной активности молодежи, воспитание человека культуры, формирование гражданских качеств и выработку новых личностных смыслов молодежи.
Литература
1. Глебова Л. Н. Социально-педагогическое проектирование образовательной политики региона: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Арзамас, 2009. - 19 с.
2. Марков А. П., Бирженюк Г. М. Основы социально-культурного проектирования: учеб. пособие. - СПб., 1998. - 137 с.
3. Оленина Г. В. Педагогика социально-культурного проектирования и продвижения гражданских инициатив молодежи: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Барнаул, 2011. - 35 с.
4. Стенина Т. Л. Педагогическая технология становления проектной культуры студентов средствами социального проектирования [Электронный ресурс] // Образование и Общество. - URL: http://www.jeducation. ru/1_2011/26.html.
5. Степанченко О. В. Педагогическое регулирование социально-культурного проектирования личности в учреждениях культуры: региональный аспект: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2000. - 20 с.
References
1. Glebova L.N. Sotsial'no-pedagogicheskoe proektirovanie obrazovatel'noy politiki regiona. Avtoref. diss. Kand. ped. nauk [Socio-pedagogical design of educational policy in the region. Author's abstract of PhD in diss. ped. sci.]. Arzamas, 2009. 19 p. (In Russ.).
2. Markov A.P., Birzhenyuk G.M. Osnovy sotsial'no-kul'turnogo proektirovaniya: uchebnoe posobie [Fundamentals of socio-cultural design.]. St. Petersburg, 1998. 137 p. (In Russ.).
3. Olenina G.V. Pedagogika sotsial'no-kul'turnogo proektirovaniya i prodvizheniya grazhdanskikh initsiativ molodezhi. Avtoref. diss. dokt. ped. nauk [Pedagogy of the socio-cultural design and promotion of civil youth initiatives. Author's abstract of PhD in diss. ped. sci.]. Barnaul, 2011. 35 p. (In Russ.).
4. Stenina T.L. Pedagogicheskaya tehnologiya stanovleniya proektnoy kul'tury studentov sredstvami sotsial'nogo proektirovaniya [Pedagogical technology of formation of design culture of students by means of social engineering]. Ob-razovanie i Obshchestvo [Education and Society]. (In Russ.). Available at: http: //www.jeducation.ru/1_2011/26.html.
5. Stepanchenko O.V. Pedagogicheskoe regulirovanie sotsial'no-kul'turnogo proektirovaniya lichnosti v uchrezhdeni-yakh kul'turyi. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [Socio-pedagogical design of educational policy in the region. Author's abstract of PhD in diss. ped. sci.]. Moscow, 2000. 20 p. (In Russ.).