Педагогика и образование
УДК 374.3
Э.И.Минуллина
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Современная студенческая молодежь стремится неординарно мыслить, креативно думать и поступать, что накладывает особые требования на проблему обеспечения эффективной мотивации и создания условий для формирования гражданско-патриотической культуры личности. В статье рассматриваются ключевые компоненты формирования гражданско-правовой культуры молодежи на основе реализации современных социальных процессов, обоснована эффективность процесса формирования гражданско-патриотической культуры современной студенческой молодежи. Автором сформулированы условия, где гражданско-патриотическое воспитание особенно актуально, определена конечная цель гражданско-патриотического воспитания. В статье отражено как на сегодняшний день изменилось содержание процесса формирования гражданско-патриотического воспитания современной студенческой молодежи по сравнению с системой прошлых лет.
Ключевые слова: гражданско-патриотическая культура, гражданско-патриотическое воспитание, студенческая молодежь, структура гражданско-патриотического воспитания, социально-культурная деятельность.
Elina MinuDra FORMATION OF A CIVIC AND PATRIOTIC YOUTH CULTURE IN THE CONTEXT OF MODERN SOCIAL PROCESSES
This article discusses the key components of the formation of civil culture of young people through the implementation of modern social processes, proved the effectiveness of the process of formation of civil and patriotic culture of today's college students. The author formulated the conditions where civil-patriotic education is especially important, the ultimate goal of civic and patriotic education. The article reflects how today has changed the content of the process of formation of civil and patriotic education of today's college students, compared with the system in previous
Keywords: education, students, the structure of civil and patriotic education, socio-cultural activities.
Формирование гражданско-патриотической культуры молодежи основывается сегодня на идее создания оптимальной модели для функционирования гражданско-патриотического воспитания, поэтапном усложнении гражданско-патриотического опыта молодежи, стимулировании и регулировании развития гражданско-патриотического мышления и его эффективном развитии в условиях социокультурной деятельности.
Важным направлением является здесь возможность регулирования развития гражданско-патриотических убеждений участников, возможности сочетания индивидуального подхода и инновационных социально-культурных технологий в организации социально-культурной деятельности, повышение уровня усвоения новой информации и разнообразия используемых методов при адаптации их к конкретным условиям.
Современная студенческая молодежь стремится неординарно мыслить, креативно думать и поступать, что накладывает особые требования на проблему обеспечения эффективной мотивации и создания условий для формирования гражданско-патриотической культуры личности. Но, во многих исследованиях не рассматривается тот факт, что современная социально-культурная деятельность претерпела значительную трансформацию именно по форме воздействия на сознание современного человека. Это в частности, выражается в подборе руководителями и педагогами, кураторами и преподавателями тех методов работы, которые способны влиять на гражданский выбор личности. Очень важно использовать современные мультимедийные технологии, проектные формы работы, акции с тематической направленностью и культурно-досуговые мероприятия, связанные творческим и гражданским самовыражением и самореализацией, развитием креативной культуры.
Эффективность процесса формирования гражданско-патриотической культуры современной студенческой молодежи обоснована несколькими важными направлениями:
- организационно-управленческим и методическим обеспечении процесса формирования и развития гражданского сознания, гражданско-патриотического мировоззрения и мышления, связанного с адаптацией молодежи в современном социуме;
- развитием социальной индивидуализации и формированием личностных жизненных ценностей участников в условиях реализации объектной области проектирования через реализацию дея-тельностного подхода в области социально-культурной деятельности;
- реализацией различных социальных факторов, являющихся совокупностью субъектов и объектов гражданско-патриотической деятельности при использовании различных социально-культурных технологий;
- функциональными изменениями в социально-деятельностных формах поведения молодежи, влияющих на их культурное развитие, нравственные ориентации, гражданские идеалы и духовные ценности;
- применением инновационных технологий при проблематизации, стратегии и разработки алгоритма социально-культурной деятельности, определении наиболее оптимальных путей развития исследуемого процесса, связанных с мультипликационным направлением планируемого социально-культурного изменения.
На процесс формирования гражданско-правовой культуры молодежи большое влияние оказывают происходящие социальные процессы, которые связаны с реализацией следующих социальных форм:
-изменения направления гражданско-патриотического воспитания в системе отношений человека к самому себе и к окружающему миру;
- изменение отношений человека-гражданина к обществу, государству, к стране;
- переориентация государства на воспитание думающих, обладающих определенной информацией, критическим мышлением граждан;
- изменение символики страны - герба, флага, гимна, повлияло на гражданско-патриотический менталитет граждан; изменения в культурно-праздничной системе России, направленной на приобщение юношества к историко-культурному и литературно-художественному наследию родного края;
- изменения спектра форм, методов и средств педагогического и социокультурного воздействия на молодежь, необходимых для осуществления государственной политики в области гражданско- патриотического воспитания;
- изменения в технологиях гражданско-патриотического воспитания молодежи в условиях взаимодействия с представителями различных групп, культур и этносов.
На наш взгляд, гражданско-патриотическая культура молодежи - это форма самореализации личности, связанная с принятием личностью традиционно демократических ценностей, исполнением прав и обязанностей гражданина, участием в политической и общественной жизни страны, направленная на удовлетворение социально-гражданских потребностей студенческой молодежи.
Сегодня содержание процесса формирования гражданско-патриотического воспитания современной студенческой молодежи существенно отличается от системы прошлых лет, так как изменился широкий социокультурный контекст, в котором воспитывается наша молодежь.
Во-первых, изменяется информационное поле, в котором происходит становление личности молодых людей. Открытость средств массовой информации, доступность компьютерных сетей расширяют представление об образе жизни, типе поведения, о характере взаимоотношений между людьми, представителями разных национальностей, разных вероисповеданий.
Во-вторых, возрастает роль этнического фактора, национальных ценностей в становлении самосознания молодого человека, переосмысливается ценность религии, культуры, духовно-нравственного развития личности.
В-третьих, логика развития цивилизации приводит к изменению отношений в системе «личность-общество», где процесс социализации заменяется процессом персонализации. Кроме этого, в России вследствие трансформации в политической, социально-экономической и культурной жизни, общецивилизационные перемены дополняются болезненными процессами негативного характера, такими как социальное и имущественное расслоение, ломка семейных традиций, снижение доступности культурных и спортивных центров, ухудшение здоровья, рост агрессивных настроений.
В-четвертых, динамический характер социального развития личности требует переориентации системы гражданско-патриотического воспитания на взаимодействие устойчивых структурных элементов - социального опыта, социальных установок, системы гражданско-патриотических норм, системы гражданско-патриотических ценностей и идеалов, направленных на реализацию социально-психологических механизмов адаптации молодежи к новой социальной среде.
В этих условиях гражданско-патриотическое воспитание особенно актуально, так как позволяет не только обеспечить формирование гражданского мышления, но и призвано повлиять на улучшение качества социальной активности личности в условиях востребованности ответственных и законопослушных граждан, уважающих свою Родину, почитающих ее традиции и заботящихся о ее процветании.
Так, ААРадугин считает, что «гражданское воспитание осуществляется на основе образования, педагогического общения и вовлечения в общественную жизнь. По его мнению, патриотическое воспитание включает в себя формирование чувства любви и ответственности за свою Родину, формирование готовности прийти на защиту Родины и своего народа» [5, с.113].
Также и В.В.Каменец считает, что главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей. А также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ. Гражданское образование, по мнению В.В. Каменец, направлено на формирование гражданской компетентности личности, как совокупности готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в гражданском обществе, применять свои знания и умения на практике. Становление гражданской компетентности неразрывно связано с формированием основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание [6].
Р.В. Гатауллин отмечает, что главным направлением гражданско-патриотического воспитания должно стать воспитание на боевых традициях и трудовых традициях нашего народа, в духе преемственности героических свершений старшего поколения. По его мнению, «в последнее время в связи с празднованием Дня Победы, Защитника Отечества, заметно усилилось внимание вузов к вопросам гражданско-патриотического воспитания, однако эти мероприятия носят эпизодический характер, крайне слабо ведется работа по просвещению труда и человека труда, в эту работу очень редко вовлекаются ветераны войны и труда» [3, с.227-228].
На наш взгляд, структура гражданско-патриотического воспитания в системе социально-культурной деятельности включает в себя следующие компоненты:
Первый компонент - организационно-деятельностный (гражданско-патриотическое воспитание современной молодежи имеет различные организационно-деятельностные формы, влияющие на качество процесса).
Второй компонент - социально-культурный (реализация нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания).
Третий компонент - социально-политический (формирование понимания политических и правовых событий, формирование последовательной, твердой, аргументированной активной гражданской позиции и патриота своей страны).
Четвертый компонент - ценностно-ориентационный (содействие развитию социальной индивидуализации и формированию личностных потенциалов участников, выработка жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни).
Пятый компонент - результативный (мониторинг воспитательного процесса гражданско-патри-отического воспитания в соответствии с целями и задачами, критериями результативности).
Формирование прикладных оснований для механизмов разработки и осуществления государственной культурной политики на общенациональном, региональном и отраслевом уровне связано с проведением мероприятий по патриотическому воспитанию. Оно опирается на государственно - правовую экспертизу существующих законодательных актов как предмет отражения проблем патриотического воспитания. Данную экспертизу проводит Экспертный совет Республиканской межведомственной комиссии по нравственному и военно-патриотическому воспитанию молодых граждан Республики Татарстан. В рамках нормативно-правового обеспечения здесь запланировано:
- разработать и утвердить городские районные программы по патриотическому воспитанию детей и молодежи;
- создать и обеспечить деятельность Республиканского военно-исторического центра;
- оказать содействие в укреплении учебно-методической и материально-технической базы учреждений профессионального образования, оборонной спортивно-технической организации Республики Татарстан в соответствии с программами подготовки допризывной молодежи;
- подготовить проект постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан: об учреждении республиканского Дня призывника; об утверждении плана мероприятий в связи с памятными датами в истории Российской Федерации, Республики Татарстан;
- организовать городские, районные и республиканские конкурсы: знатоков истории республики, края, города, района; на лучшее освещение патриотической темы в печати и на телевидении; среди школ, профессиональных учебных заведений, промышленных предприятий, в городах и районах республики на лучший музей боевой славы;
- организовать выставки передвижных музейных экспозиций по военно-патриотической тематике;
- организовать цикл выставок о знатных земляках, по истории и краеведению республики «Открывая Родину, узнаем себя»;
- проводить мероприятия по воспитанию уважения к государственной символике Российской Федерации и Республики Татарстан;
- организовать курсы по месту работы «Подготовка молодежи к военной службе»;
- организовать экскурсии для активистов общественных объединений по городам и районам Республики Татарстан, в места боевой и трудовой славы (посещение музеев, обелисков и других мест, связанных с Великой Отечественной войной).
Конечной целью гражданско-патриотического воспитания является формирование высокой социальной активности, которая присуще человеку-гражданину, она связана с гражданской ответственностью, умением сочетать и подчинять личные интересы общественным, умением осознанно и самостоятельно делать свой выбор, обладать гуманизмом, этнической толерантностью и патриотизмом. Для этого необходимо создание культурно-досугового пространства, обеспечивающего эффективное функционирование гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи в условиях научно-обоснованной социально-культурной и педагогической деятельности, формирование правовой культуры, обеспечивающей усвоение базовых гражданско-патриотических ценностей, направленных на развитие гражданской позиции, воспитание основополагающих гражданско-патриотических качеств личности - противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма, развитие гражданской честности, достоинства, уважение к традициям страны.
Литература
1.Гатауллин Р.В. Патриотизм молодежи как фактор социального прогресса [Текст] / / Формы и методы воспитательной работы в вузе: сборник научных трудов, сб.3- Казань - 2010. - 380 с.
2.Радугин А.А. Педагогика. Учеб. пос. для высших учебных заведений [Текст]. - М.: Центр, 2002 - 272 с.
3.Каменец В.В. Гражданско-патриотическое воспитание школьников [Электронный ресурс] социально-образовательный портал / / Режим доступа: http://coolreferat.com/
УДК 351.858
Дарина В.Шамсутдинова
МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ В СИСТЕМЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ
КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ
В статье рассматривается технология моделирования процесса формирования гражданско-правовой культуры молодежи как система научных взглядов на социокультурный объект при обосновании социокультурных процессов
Ключевые слова: моделирование, социально-культурная деятельность, гражданско-правовая культура, молодежь
Shamsutdinova Darina MODELING AS A SCIENTIFIC CATEGORY IN THE DESIGN PROCESS SYSTEM OF FORMATION OF CIVIL CULTURE OF YOUTH
The article considers the technology of modeling process of formation of civil youth culture as a system of scientific views on the socio-cultural object in the justification of social-cultural processes
Keywords: modeling, socio-cultural activities, civil and legal culture, youth
Ученые определяет правовую культуру как сложное интегративное качество личности, включающее в себя когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностно-поведенческий компоненты и характеризующееся определенным уровнем владения системой правовых знаний, умений, навыков, чувств, убеждений, ценностей, правовой деятельностью. Показателями правовой культуры являются сформированное^ правовых знаний, их широта, полнота и глубина, устойчивость познавательного интереса к правовым знаниям, сформированность положительного эмоционально-ценностного отношения к различным правовым явлениям, готовность к социально активному и правомерному поведению.
Современный исследователь К.С. Линейцева пришла к выводу, что для повышения правовой культуры граждан и всего общества в целом необходим комплекс экономических, политических, организационных, административных, судебных, воспитательных, образовательных мер, призванных привить уважение к праву и стимулировать положительную правовую активность. «Правовая культура -особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние личности и общества, подлежащее структурированию по различным основаниям»