Проектирование культурной среды: от методологии к технологии 103
через то, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других. Например, принижает или завышает их.
Способами развития мотивации к карьерному росту стали мастер-классы успешных практиков: профессионалов международного уровня, лауреатов международных и российских конкурсов, известных специалистов в сфере связей с общественностью. Еще одним способом формирования мотивации к карьерному росту можно считать разработку каждым студентом стратегии своего карьерного роста. Главной составляющей при этом является психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения. Это позволяет студентам пре-
одолеть психологические барьеры.
Другим, не менее важным способом является внедрение практико-ориентированного обучения, то есть создание в процессе обучения реальных пиар-проектов, участие студентов в конкурсах студенческих работ: «Хрустальный апельсин», «Проба» и др.
Опытно экспериментальная работа продолжается, эффективность ее очевидна уже сегодня, мы уверены, что успешный человек способен не только к созданию, но и к преобразованию среды вокруг себя, личность как единица общества не способна преобразовать весь мир, но она способна облагородить среду, в которой живет и трудится.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ "Т" И МОДЕЛИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО- ^
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
Е. И. Григорьева, В. В. Гладких
Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина
В статье раскрываются теоретико-методические подходы к моделированию и проектированию педагогического процесса, направленного на гражданско-патриотическое воспитание студенческой молодежи в поликультурной среде средствами социально-культурной деятельности. Раскрывается технология разработки, апробации и реализации модели и проектной технологии гражданско-патриотического воспитания.
Ключевые слова: педагогическое моделирование, социально-культурное проектирование, проектирование технологии гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи в поликультурной среде вуза.
In clause the of theoretical and methodological approach to modeling and designing of pedagogical process directed on civil-patriotic education to student's youth in polycultural environment (Wednesday) by means of welfare activity are opened. The technology of development, approbation both realization of model and design technology civil-patriotic education is opened.
Key words: theoretical and methodological approach, modeling, designing, pedagogical process, civil-patriotic education, polycultural environment.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (41) май-июнь 2011 103-106
104 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 3 (41) май-июнь
Педагогическое проектирование и моделирование обеспечивают содержательное и методическое единство социально-воспитательной деятельности и ее преемственность на всех этапах обучения студента во всех компонентах поликультурной среды вуза.
Поэтому при решении проблемы реализации потенциала социально-культурной деятельности в гражданско-патриотическом воспитании студенческой молодежи нами были разработаны соответствующие модель и проектные технологии.
Педагогическая модель гражданско-пат-риотического воспитания в поликультурной среде ориентирована на выполнение следующих функций: мотивационной (качественная постановка целей и задач управления социально-культурной деятельностью в вузе на основе информационного и поликультурного подхода;доведение(трансляция) целей, задач и критериев до субъектов социально-культурной деятельности вуза; формирование нормативно-правового обеспечения социально-воспитательных программ); информационно-аналитической (сбор и хранение информации, создание банка данных, отражающих результативность социально-воспитательной работы вуза в поликультурной среде; анализ качества социально-воспитательной и социально-культурной деятельности, своевременное получение всевозможных видов достоверной информации о ней; составление аналитических обзоров и отчетов с построением графиков, диаграмм, сводных таблиц и т.п.); планово-прогностической (планирование качества социально-воспитательной работы и социально-культурное прогнозирование на основе использования количественных критериев; создание и уточнение прогностических моделей качества социально-культурной деятельности в вузе); организационно-исполнительской (создание и практическая реализация системы управления социально-культурной деятельностью в вузе; формирование управленческих решений, выдача методических рекомендаций; организация разнообразных социально-культурных мероприятий: культурно-досуговых,
грантовых программ, конкурсов, олимпиад и т.д.); контрольно-диагностической (диагностика и идентификация состояния социально-культурной деятельности вуза, оценка качества социально-воспитательной работы вуза, автоматизированный контроль за реализацией технологии и разноплановых социально-культурных программ; контроль процесса реализации разнообразных досуговых программ и мероприятий, а также оценка качества их реализации); регулятивно-коррекци-онной (формирование комплекса мер по оптимизации и совершенствованию социально-воспитательной работы вуза, коррекция организационных основ и содержания социально-культурной деятельности вуза; коррекция управления социально-воспитательной работой вуза).
Модель гражданско-патриотического воспитания в поликультурной среде вуза включает несколько структурных блоков. Целевой блок содержит такие компоненты, как цели, задачи, системные социально-педагогические требования к поликультурной информационной среде, принципы организации и реализации, функции. Технологический блок модели содержит описание основных направлений, содержания и организационных форм социально-культурной деятельности. Результативный блок содержит описание критериев оценки эффективности и уровней сформированности гражданско-патриотичес-ких качеств.
В целом, результативность модели граж-данско-патриотического воспитания в поликультурной среде вуза определяется следующими показателями:
- позитивными изменениями во внутренней и внешней среде вуза;
- степенью согласованности и единством действий представителей различных этнокультурных общностей;
- инновационным режимом развития социально-культурных процессов в вузе;
- уровнем развития взаимодействия субъектов социально-культурной деятельности;
Проектирование культурной среды: от методологии к технологии 105
- позитивным отношением преподавательского сообщества, студентов и родительской общественности к результатам социально-воспитательной работы вуза;
- целостностью системы социально-воспитательной и социально-культурной деятельности образовательного учреждения.
Эффективность данной модели выражается в положительной динамике качества социально-воспитательной работы вуза, интенсивности и разноплановости социально-культурных мероприятий, конкурентоспособности досуговых программ вуза. Модель способствует эффективной реализации методик анализа и прогнозирования социально-воспитательных программ вуза, а также управлению качеством социально-воспитательной работы.
На основе комплекса проектных процедур обоснована и апробирована технология гражданско-патриотического воспитания в поликультурной среде вуза, направленная на создание оптимальных условий для формирования личности, владеющей культурой гражданского достоинства, эффективно функционирующей в условиях демократического общества, многонациональной и поликультурной среды, мировой социальной и культурной интеграции, информатизации цивилизации, понимающей и уважающей ценности других культур, умеющей жить в мире и согласии с представителями различных национальностей, рас и верований.
Реализация данной технологии способствует формированию целостного представления о поликультурной картине мира, теории и практике межкультурных отношений; побуждению к приятию общечеловеческих ценностей, глубокому и всестороннему овладению культурой своего народа; стимулированию интереса к жизни и культурам разных народов и адекватному восприятию их своеобразия; воспитанию позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс всего человечества и способствующим личностному культурному самоопределению и самореализации; утверждению эти-
ческих и правовых норм общения в поликультурной среде; формированию и развитию умений и навыков взаимодействия в поликультурной среде посредством толерантности и уважительности к ее специфическим особенностям; совершенствованию способностей к прогнозированию межличностных конфликтных ситуаций, упреждению и поиску выхода из них; формированию гуманистически ориентированных мировоззренческих установок, самосознания, ценностно-мотивацион-ной сферы личности, внутренней свободы и чувства собственного достоинства, межкультурной компетентности и кросс-культурной грамотности, знаний о менталитете, ментальных ценностях и приоритетах своего и других народов; навыков межкультурной коммуникации в мультинациональной социальной среде; воспитанию личности, адаптивной к информационным и поликультурным процессам; способной самостоятельно и грамотно работать с информацией, использовать ее в практическом решении актуальных проблем; обладающей коммуникационной компетентностью, навыками эффективного взаимодействия и предотвращения конфликтных ситуаций; развитию творческого потенциала и способности к саморазвитию личности, воспитанию потребности в труде, целеустремленности и предприимчивости, конкурентоспособности во всех сферах жизнедеятельности.
Реализация указанной проектной технологии предполагает следующий алгоритм:
I этап - информационно-аналитический - позволяет создать банк данных студентов, имеющих различные уровни сформированно-сти гражданско-патриотических качеств.
II этапе - организационно-исполнительский - создаются условия для успешного формирования и развития государственно-патриотических, интеллектуально-нравственных, художественно-творческих и других качеств, организации досуга с целью снятия отрицательных эмоциональных и физических нагрузок, приобщения их к отечественным, мировым культурным ценностям;
III этап - осуществляется регулятивно-
106 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 3 (41) май-июнь
коррекционная деятельность, которая позволяет обеспечить психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования личности, обладающей глобальным мышлением; способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде; утверждающей и развивающей гармоничные отношения с представителями различных этнических групп на основе взаимной открытости, интереса, терпимости и социальной поддержки; реализующей систему знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную коммуникацию с использованием современных социально-культурных технологий.
Апробация модели и проектной технологии осуществлялась в ходе формирующего эксперимента, базой проведения которого послужили ГОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» и ГОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет». Реализация модели и проектной технологии предполагала применение разнообразных форм социально-культурной деятельности: создание любительских объединений и клубов по интересам, проведение встреч с деятелями науки, культуры и искусства разных народов, организация экскурсий, праздников, вечеров, конкурсов, фестивалей, целенаправленной краеведческой работы, интеллектуальных игр, поисковой деятельности, экокультурных туристических походов, профильных молодежных лагерей, благоустройства исторических памятников и территорий, благотворительного движения; участие в гражданско-патриотических акциях; создание семейных летописей, празднование памятных дат.
Данные, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, подтвердили теоретические положения, выдвинутые в гипотезе.
Результаты опытно-экспериментальной работы доказывают, что у большинства молодежи, принимавшей участие в эксперименте по апробации педагогической модели и технологии гражданско-патриотического воспитания молодежи в поликультурной среде вуза, отмечается: устойчивый рост мотивации к активному межкультурному общению и самоопределению, а также дальнейшей продуктивной самореализации в полиэтнической и поликультурной среде; развитость навыков осуществления конструктивного межкультурного диалога; высокий уровень знаний об особенностях культуры других наций и народностей; высокий уровень межкультурной компетентности и кросс-культурной грамотности; высокий уровень творческой активности в освоении духовных ценностей национальной и мировой культуры; увлеченность процессом личностного и творческого роста в ходе коллективной творческой деятельности.
Благодаря специально организованной целенаправленной работе в процессе социально-культурной деятельности студенты повысили свои знания и информированность о сущности и специфики патриотизма и гражданственности, истории своей Родины, чаще реализуют в сфере досуга этнические традиции и обычаи; осознали ценность патриотизма и гражданственности для современного специалиста; выражают готовность к практической ответственной деятельности на благо Родины; имеют опыт участия в мероприятиях по пропаганде правовых знаний и гражданской культуры; активно взаимодействуют со студентами из других регионов и государств.
Перспективы дальнейших исследований могут быть связаны с изучением влияния других компонентов педагогической среды вуза на развитие гражданско-патриотических качеств молодежи.