Научная статья на тему 'Проектирование жизненного пути личности как фактор развития культурной среды'

Проектирование жизненного пути личности как фактор развития культурной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / INDIVIDUAL / КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / CULTURAL ENVIRONMENT / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / PROJECTING / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садовская Валентина Степановна

Важнейшим фактором создания культурной среды является личность. От ее установок и перспектив личностного и профессионального роста зависит уровень культурной среды. Проектирование жизненного пути личности является способом развития личности, повышения мотивации к самосовершенствованию. Человек не может изменить весь мир, но он способен облагородить окружающую его среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Садовская Валентина Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The most important factor in the development of cultural environment is the personality of an individual. Its values and goals in personal and professional growth determine the level of cultural environment of this individual. Projecting the life trajectory of an individual is the way to motivate his/ her self-development. A man cannot change the whole world, but can bring the harmony into the surrounding him environment.

Текст научной работы на тему «Проектирование жизненного пути личности как фактор развития культурной среды»

.....

I I I ■ M I I I I

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ

В. С. Садовская

Московский государственный университет культуры и искусств

Важнейшим фактором создания культурной среды является личность. От ее установок и перспектив личностного и профессионального роста зависит уровень культурной среды.

Проектирование жизненного пути личности является способом развития личности, повышения мотивации к самосовершенствованию. Человек не может изменить весь мир, но он способен облагородить окружающую его среду.

Ключевые слова: личность, культурная среда, проектирование, мотивация.

The most important factor in the development of cultural environment is the personality of an individual. Its values and goals in personal and professional growth determine the level of cultural environment of this individual. Projecting the life trajectory of an individual is the way to motivate his/ her self-development. A man cannot change the whole world, but can bring the harmony into the surrounding him environment.

Key words: individual, cultural environment, projecting, motivate.

Любое исследование проблемы предполагает рассмотрение и анализ научной литературы, в которой даны понятия, определения, являющиеся предметом изучения. Однако нам представляется интересным и плодотворным отступление от этой традиции.

Попробуем прежде всего ответить на вопрос, является ли культурная среда реальностью обыденной жизни или это понятие условное, используемое учеными для обозначения абстрактного явления. В науке часто используется метод абстрагирования с целью более глубокого проникновения в суть как биологических, так и социальных процессов. Для этого вводятся в научный оборот специальные термины и понятия, которые известны только профессионалам, занимающимся разработкой этих проблем. Относится ли понятие «культурная сре-

да» к таким специальным терминам?

С этой целью мы обратились к молодым людям от 15 до 18 лет с просьбой написать сочинение на тему: «Культурная среда и я». Надо сказать, что в педагогических исследованиях сочинение - один из распространенных методов письменного опроса участников исследования. В данном случае нами было проанализировано 98 сочинений. Следовало определить, что думает сама личность о культурной среде, как она ее определяет и какие стороны жизни в это понятие включает. В опросе участвовали учащиеся 9-11 классов гимназии.

Характеризуя культурную среду, ребята называют дом и то, каким он должен быть.

Среди других элементов культурной среды они называют театры, музеи, выставки, домашние занятия и увлечения (хобби) членов

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (41) май-июнь 2011 99-103

04_i6tae6e6taaiea_n6aau.p65 99 1 20.06.2011, 12:12

.....

ш

100 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 3 (41) май-июнь

семьи, воспитание детей, духовное и физическое развитие человека. И только затем ребята называют одежду, еду, предметы, которые их окружают.

Анализируя сочинения ребят, можно сказать, что представления о культурной среде у молодежи складываются рано. Более того, эти представления довольно цельные и глубокие, несмотря на малый жизненный опыт, и носят они явно гуманистический характер. Дети четко разделяют позитивное и негативное в окружающей их среде.

Таким образом, культурная среда - это не абстрактное понятие, а совершенно определенное явление, которое понятно даже школьникам.

При этом культурная среда не существует вне личности, вне сфер ее деятельности.

С одной стороны, среда формирует личность, с другой стороны, личность формирует культурную среду. Чем выше уровень культуры личности, тем совершенней и гармоничней культурная среда. Это взаимозависимый процесс.

При этом важнейшим показателем культуры самой личности является процесс ее самореализации. Этот процесс напрямую связан с умением личности планировать свой профессиональный рост.

К сожалению, получив профессию, молодые люди не всегда могут реализовать свой потенциал в той или иной сфере, так как не знают правил подготовки резюме, самопрезентации, не умеют самостоятельно искать работу и проводить переговоры, планировать свой профессиональный путь.

Эти проблемы подтверждают необходимость специального обучения технологии поиска работы и планирования профессиональной карьеры будущих специалистов уже на стадии обучения в вузе.

2-го февраля по всем новостным каналам ТВ, радио и Интернета прошла информация о том, как министр образования и науки Андрей Фурсенко пояснял премьер-министру Владимиру Путину проект Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)

для старшей школы. Документ предполагает введение четырех обязательных предметов, которые войдут во все учебные планы, независимо о выбранного учеником профиля обучения (гуманитарного, технического или естественнонаучного).

В число этих предметов вошли: физкультура, ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности) и пока малоизвестная, но понятная дисциплина: «Россия в мире», а также совсем экзотический для большинства людей предмет «Личный проект».

Уже год как на кафедре «Связи с общественностью» внедрена дисциплина, которую назвали странным на первый взгляд названием «Эгагогика», но, чтобы студенты не пугались, добавили «технологии самоменеджмента». «Эго» - с латинского означает - «Я», «гогика» - «ведение», другими словами эгагогика - это «ведение себя». По аналогии: «Педагогика» -означает «детовождение ». Специалисты латинского языка объяснили, что когда рядом попадают две буквы «о» они трансформируются в «а». Поэтому получилось: «Эгагогика». В основу этой дисциплины закладывается идея освоения технологий разработки стратегии и тактики жизненного пути. Эта идея принадлежит доктору педагогических наук Ольге Федоровне Потемкиной, которая и предложила курс «Проектирование жизненного пути личности» для старшеклассников. Можно предположить, что эти ее наработки и легли в основу предложений министра образования и науки Андрея Фурсенко.

Проблемы, которые лежат в основе предложенной дисциплины, в значительной мере касаются такой практической задачи, как карьерный рост молодых людей.

Основное назначение дисциплины «Эгаго-гика» сводится к тому, чтобы сформировать у студента интерес к технологиям управления своей жизнью, к повышению уровня мотивации кобучению.

Необходимо также практическое сопровождение процесса планирования карьеры студентов, которое, в первую очередь, включает в себя консультирование и информирование сту-

.....

I I I ■ М I I I

дентов в контексте достижения жизненных и профессиональных целей на стадии обучения сначала в школе, а затем - в вузе и представляет собой один из структурных компонентов профориентации.

Современные подходы к профориентации молодежи строятся на основе концепции, которая предполагает изменение, развитие и формирование ряда характеристик профессиональной пригодности, выработку индивидуального стиля деятельности, компенсацию недостающих профессионально важных качеств. Таким образом, предусматриваются комплекс средств для активизации профессионального самоопределения личности и система услуг по сопровождению профессионального развития студента, планированию и реализации его карьеры.

С самого начала своего жизненного пути человек постоянно сталкивается со множеством ситуаций жизненного выбора, ему необходимо принять адекватное решение, выбрав его из нескольких, зачастую равнозначных, альтернатив. Именно наличие нескольких возможных путей решения приводит к тому, что человек воспринимает ситуацию как требующую принятия решения. При этом важным условием умения принимать решения является автономность и самостоятельность человека, когда он принимает на себя ответственность за решение и его последствия, когда он сам в состоянии выдвигать и оценивать альтернативы.

Особенно важным это является в выборе профессиональной деятельности человека, поскольку в современных условиях рынок труда и профессий очень динамичен, происходят изменения и внутри профессий, связанные с высокими темпами устаревания знаний, быстрым развитием технологий. Профессиональное самоопределение представляет собой деятельность, реализующуюся в конкретных актах принятия решения, многократных выборах, начинающихся с выбора профессии и пути профессиональной подготовки и продолжающихся на всех этапах профессионального развития человека. Причем удовлетворенность принятым решением, совершенным выбором насту-

пает только в том случае, если данное решение будет восприниматься как свое собственное, не навязанное извне.

Сохранение инициативы и ответственности человека в профессиональном развитии обеспечивается психологическим сопровождением. В отличие от рецептурного подхода, преобладающего в действующих сегодня психологических службах, центрах занятости и т.п., метод психологического сопровождения направлен на содействие личности в формировании ориентационного поля развития, создание условий для его саморазвития. Основными принципами психологического сопровождения являются: опора на внутренний потенциал и достижения субъекта, признание безусловной ценности внутреннего мира, а также приоритетность потребностей, целей и ценностей его индивидуального пути развития.

Проектирование жизненного пути - это определение стратегии и этапов развития и продвижения личности. Это процесс сопоставления потенциальных возможностей, способностей и целей человека с требованиями общества, стратегией и планами ее развития, выражающийся в составлении программы профессионального и должностного роста.

Целью же практического сопровождения проектирования жизненного пути и поиска работы становится анализ возможностей и профессиональных предпочтений человека, перспектив роста и развития, подготовка к вариантам изменений в жизни и карьере человека, формирование уверенного поведения на рынке труда.

Для молодых людей, получивших определенные профессиональные знания и навыки и не нашедших после окончания учебного заведения работу в соответствии со своими притязаниями, проблема трудоустройства, поиска работы, правильного выбора места работы является социально-психологической. Большинство из них нуждается в профориентаци-онных услугах и психологической поддержке. Для успешного трудоустройства недостаточно иметь только качественное образование, необходимы практические навыки общения с рабо-

04_|'бТаё6ёбТаа[ёа_пбааи.р65 101 1 20.06.2011, 12:12

.....

I I I ■ М I I I

102 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 3 (41) май-июнь

тодателями, знание психологических аспектов интервьюирования и правил написания резюме, владение информацией о состоянии современного рынка труда, знание технологий поиска места работы.

В связи с этим была разработана технология проектирования жизненного пути будущего специалиста по связям с общественностью в процессе обучения в вузе.

Сейчас осуществляется опытно-экспериментальная работа по апробации разработанной технологии проектирования жизненного пути в процессе профессиональной подготовки в вузе на этапе констатирующего эксперимента, который проводится с использованием методов устного и письменного опроса, наблюдения, диагностики.

Рано еще говорить о результатах, но некоторые уже есть. Так, человек, не умеющий позиционировать себя, никогда не сможет это сделать для другого. Вряд ли кто-то закажет себе одежду у модельера, который одет безвкусно и кое-как.

Исходя из этого, необходима преемственность психологического сопровождения в рамках курсов «Введение в специальность», «Тренинг личностного роста», «Имиджелогия», «Конфликтология» и других, преподавателями осуществляется формирование мотивации на карьерный рост.

Сразу можно сказать, что это сделать не просто, во-первых, потому что существует много устаревших догм и установок, которые занижают самооценку личности и были характерны для авторитарного общества.

Традиционно в педагогике обучение специалиста рассматривается как двухсторонний процесс. Для успешного обучения недостаточно иметь высокопрофессиональных педагогов, важно еще, чтобы студенты осуществляли процесс освоения профессии осознанно и мотивированно. Если первая часть подготовки специалиста, то есть создание эффективной системы обучения, достаточно освещена в исследованиях, то формированию мотивации личности студента к карьерному росту до настоящего времени не становилось темой специального рас-

смотрения.

Подготовка студентов по связям с общественностью должна быть адекватна профессиональным задачам данной специальности. Она призвана развивать профессиональную компетентность, раскрывать творческий потенциал личности, повышать мотивацию обучения, так как современная социально-экономическая ситуация требует от профессионала в области связей с общественностью качественно нового уровня развития личности.

Успешность ориентации в современной профессиональной среде, налаживание продуктивной коммуникации и общения напрямую связаны с мотивацией личности к карьерному росту. Эта мотивация личности влияет на образ мышления, способ деятельности, на субъект-объектные отношения, формирование личного информационно-коммуникативного поля и т.д., что, в свою очередь, способствует развитию компетентности будущего специалиста по связям с общественностью и в конечном счете определяет качество его профессиональной деятельности.

Формирование мотивации к карьерному росту - одно из важнейших условий эффективного развития компетентности.

В структуру мотивации личности к карьерному росту включается оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она является важным регулятором поведения личности. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими; его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым мотивация личности влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Она тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть степенью трудности достижения целей, которые она перед собой ставит. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность). Мотивация личности получает объективное выражение

.....

ш

через то, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других. Например, принижает или завышает их.

Способами развития мотивации к карьерному росту стали мастер-классы успешных практиков: профессионалов международного уровня, лауреатов международных и российских конкурсов, известных специалистов в сфере связей с общественностью. Еще одним способом формирования мотивации к карьерному росту можно считать разработку каждым студентом стратегии своего карьерного роста. Главной составляющей при этом является психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения. Это позволяет студентам пре-

одолеть психологические барьеры.

Другим, не менее важным способом является внедрение практико-ориентированного обучения, то есть создание в процессе обучения реальных пиар-проектов, участие студентов в конкурсах студенческих работ: «Хрустальный апельсин», «Проба» и др.

Опытно экспериментальная работа продолжается, эффективность ее очевидна уже сегодня, мы уверены, что успешный человек способен не только к созданию, но и к преобразованию среды вокруг себя, личность как единица общества не способна преобразовать весь мир, но она способна облагородить среду, в которой живет и трудится.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ "Т" И МОДЕЛИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО- ^

ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Е. И. Григорьева, В. В. Гладких

Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина

В статье раскрываются теоретико-методические подходы к моделированию и проектированию педагогического процесса, направленного на гражданско-патриотическое воспитание студенческой молодежи в поликультурной среде средствами социально-культурной деятельности. Раскрывается технология разработки, апробации и реализации модели и проектной технологии гражданско-патриотического воспитания.

Ключевые слова: педагогическое моделирование, социально-культурное проектирование, проектирование технологии гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи в поликультурной среде вуза.

In clause the of theoretical and methodological approach to modeling and designing of pedagogical process directed on civil-patriotic education to student's youth in polycultural environment (Wednesday) by means of welfare activity are opened. The technology of development, approbation both realization of model and design technology civil-patriotic education is opened.

Key words: theoretical and methodological approach, modeling, designing, pedagogical process, civil-patriotic education, polycultural environment.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (41) май-июнь 2011 103-106

04_i6tae6e6taaiea_n6aau.p65 103 1 20.06.2011, 12:12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.