10. Решетников, П. Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера : [книга для преподавателей высших и средних пед. учеб. заведений] / П.Е. Решетников. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 304 с.
11. Тит Лукреций Кар. О природе вещей / Тит Лукреций Кар ; пер. Ф.А. Петровского, вступ. ст. Т.В. Васильевой. - М.: Худож. лит., 1983. - 384 с. - [С приложением фрагментов сочинения Гераклита, поэм Парменида и Эмпедокла, писем Эпикура].
12. Corpus iuris civilis // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. - СПб., 1890-1907. - Т. 82 и 4 доп.
ЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРАЗДНИКОВ
Е. В. Тараторин
Орловский государственный институт искусств и культуры
В статье раскрываются теоретико-методологические подходы к моделированию педагогического процесса, направленного на гражданско-патриотическое воспитание молодёжи в процессе проведения литературно-художественных праздников. Раскрывается технология построения структурно-функциональной модели гражданско-патриотического воспитания. Ключевые слова: педагогическое моделирование, гражданско-патриотическое воспитание, литературно-художественный праздник.
In clause the of theoretical and methodological approaches to modeling of the pedagogical process directed on civil-patriotic education of youth in the course of carrying out of literary and art holidays reveal. The technology of construction of structurally functional model of civil -patriotic education reveals.
Key words: pedagogical modeling, civil-patriotic education, a literary and art holiday.
Гражданско-патриотическое воспитание стало сегодня приоритетным направлением государственной культурной и образовательной политики. Об этом свидетельствуют принятые за последние годы законы,
программы и документы. Так, в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» процесс непрерывного формирования патриотического сознания
137
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (45) январь-февраль 2012 137-141
И
г
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 1 (45) январь февраль ^
россиян рассматривается в качестве важного фактора единения нации. Поэтому воспитание у людей таких качеств, как гражданственность и патриотизм, трудолюбие и нравственность, любовь к своей большой и малой Родине, семье и окружающей природе становится сегодня одним из важнейших направлений социально-культурной работы.
Патриотические и гражданские чувства личности складываются на основе любви к родному краю, его историко-культурному и природному богатству, духовно-нравственному и литературно-художественному наследию. В связи с этим знакомство с региональными культурными традициями предоставляет молодому человеку возможность проникнуться величием трудовых свершений и военных подвигов земляков, почувствовать красоту природы своего края, обогатиться знаниями и новыми впечатлениями, «зарядиться» импульсами активной творческой деятельности.
В содержании гражданско-патри-отического воспитания можно выделить такие приоритетные духовно-нравственные ценности, как гражданственность, общена-циональность в государственном масштабе, приоритет общественно-государственных интересов над личными, лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе, преданность своему Отечеству, самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений; гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства; социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права и др.
Гражданско-патриотическое воспитание охватывает большой спектр ценностей и затрагивает различные аспекты жизни человека. Его генеральной целью является формирование чувства патриотизма и гражданской позиции личности, при этом вершиной патриотического воспитания выступает осознание человеком себя в качестве гражданина России, способного внести собственный творческий вклад
в укрепление и развитие родины.
Вместе с тем социально-экономические и политические реалии современного российского общества пока не способствуют формированию у подрастающего поколения гражданского и патриотического самосознания, ориентированного на высокие национально-культурные идеалы. Одновременно с этим и современная социально-культурная практика, будучи ведущей сферой деятельности молодёжи, нуждается, в целях повышения качества гражданско-патриотического воспитания, в разработке и внедрении инновационных педагогических технологий и программ, выявлении новаторских методов и форм работы, организации четкой педагогической системы по гражданско-патриотическому воспитанию молодых людей в культурно-образовательных учреждениях разного типа.
Важную роль в реализации целей и задач гражданско-патриотического воспитания молодежи в современных условиях играет краеведческая деятельность, в процессе которой происходит накопление, систематизация, хранение и распространение знаний и культурной информации о родном крае. Одним из творческих направлений краеведческой деятельности являются литературно-художественные праздники. Они занимаются популяризацией лучших образцов классической художественной литературы, увековечиванием в памяти и духовном сознании людей имен выдающихся писателей и поэтов-земляков, театрализацией ландшафтной среды и музейного пространства.
Литературно-художественные праздники обладают большим педагоги -ческим потенциалом для гражданско-патриотического воспитания молодого поколения, прививают личности чувства гражданственности, патриотизма, развивают любовь к родному краю. При включении личности в процесс организации и проведения различных литературно-художественных праздников опосредованно проходит изучение родного края через постижение сути общественно-
политических, социально-культурных, экономических и природных явлений и процессов. При этом праздник становится своеобразной формой общественной деятельности, школой познания, воспитания культуры, исторического, экологического и патриотического образования, средством общения разных поколений. Именно потому посещение молодыми людьми литературно-художественных праздников подразумевает не только получение знаний о культурно-историческом прошлом своего края, его особенностях и достопримечательностях, но и привитие потребности в действенной заботе о настоящем и будущем своего края, сохранении его культурного и природного наследия для потомков.
Гражданско-патриотическое воспитание молодёжи в процессе проведения литературно-художественных праздников мы определяем как особую целостную, педагогически ориентированную систему, выстроенную алгоритмически и направленную на повышение уровня гражданско-патриотического воспитания молодых людей. Для этого требуются выработка гуманистических духовно-ценностных ориента-ций, формирование исторической памяти и чувства любви к Родине, родному краю и городу, его культурному и литературному наследию. Данные процессы стимулируются на основе посещения и активного участия молодых людей в организации и проведении литературно-художественных праздников разной тематики.
Специфика гражданско-патриоти-ческого воспитания молодёжи в условиях проведения литературно-художественных праздников определяется тем, что, будучи органической частью нравственного формирования личности, воспитание патриотических и гражданских качеств является здесь целенаправленным процессом включения молодого человека в различные виды культурно-досуговой деятельности, в частности в проведение литературно-художественного праздника. Данный процесс ориентирован на формирование гражданско-патриотических чувств моло-
дёжи, которое осуществляется на основе знакомства с историко-культурным ресурсом региона и его литературно-художественным наследием. Последнее, в свою очередь, способствует росту самосознания и социальной активности личности, инициации её творческих потребностей и проходит в свободное от работы время с учетом желания, интересов, возможностей молодого человека приобщиться к духовно-культурным ценностям своего края.
На основе проведённого теоретико-эмпирического анализа мы разработали структурно-функциональную модель гражданско-патриотического воспитания молодёжи в процессе проведения литературно-художественных праздников, которая состоит из целевого, содержательного и результативного блоков.
В модели уточнены цель, задачи, принципы, функции, методы, формы и виды, основные этапы, критерии и результаты осуществления структурно-функциональной модели. Данная модель позволяет выявить педагогический потенциал литературно-художественных праздников, создать необходимые организационно-педагогические условия, обеспечивающие продуктивность процесса гражданско-патриотического воспитания молодых людей, участвующих в праздничном действе.
Основной целью модели является обеспечение эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания молодёжи. Выделим задачи, потребовавшие своего разрешения в ходе данной работы:
- воспитание у молодежи патриотических чувств: любви к Отечеству, уважения к историко-культурному и литературно-художественному наследию края, чувства гордости за творческий вклад своих земляков в отечественную и мировую культуру;
- формирование гражданско-патри-отической активности;
- углубление знаний и представлений о родной культуре с целью сохранения собственной этнокультурной самоидентификации.
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 1 (45) январь февраль ^
Основу педагогического проектирования структурно-функциональной модели гражданско-патриотического воспитания молодёжи в процессе проведения литературно-художественных праздников составили принципы интегративности, дифференцированного подхода, событийности, социальности, добровольности (привлекательности), креативности и активности.
Организацией и проведением литературно-художественных праздников занимаются культурно-образовательные учреждения разного типа, среди них можно выделить вузы культуры и искусств, колледжи культуры и искусств, клубные учреждения, музеи и усадьбы-заповедники, библиотеки, выставочные центры, парки культуры и отдыха, дома культуры и т.д. Перечисленные социокультурные институты в процессе проведения литературно-художественных праздников осуществляют культурно-эстетическую, образовательно-информационную, воспитательную, коммуникационную, консолидирующую, ценностно-ориентационную и другие функции.
Культурно-образовательные учреждения разного типа занимаются организацией и постановкой таких видов и форм литературно-художественных праздников, как театрализованный поэтический митинг, литературно-художественное театрализованное представление, литературно-музыкальная композиция, литературно-художественный тематический вечер, литературный кружок, салон, гостиная.
Основополагающими методами гражданско-патриотического воспитания в процессе проведения литературно-художественного праздника являются вовлечение молодёжи в праздничное действие, учебно-познавательная и самообразовательная деятельность, стимулирование гражданско-патриотической активности, формирование общественного сознания личности.
Отметим, что повышение уровня гражданско-патриотического воспитания молодёжи на основе участия в литературно-художественных праздниках
происходит поэтапно. На стадии первого - информационно-методического этапа определяется тема и идея будущего праздника, разрабатывается его сценарно-режиссерский замысел. Данный этап характеризуется сбором и последующим отбором «фактов жизни» и «фактов искусства», поиском традиционных, специфических и изобразительных выразительных средств, которые ориентированы на потребности и интересы молодежной зрительской аудитории праздника.
Второй - организационно-постановочный этап характеризуется проведением различного рода мероприятий, направленных на организацию репетиционного процесса, распределение обязанностей между членами постановочной группы литературно-художественного праздника, решение административно-хозяйственных вопросов.
На третьем - реализационном этапе происходит непосредственное знакомство зрительской аудитории с действием, происходящим на сценической площадке. Данный этап является центральным моментом в логической цепочке процесса организации и проведения литературно-художественного праздника.
Логическим завершением процесса является четвертый этап - подведение итогов и результатов проведенной работы. О положительных результатах проведенной работы на всех четырех этапах можно судить по отобранным критериям, которые оценивают изменение уровня патриотического воспитания молодёжи. Среди них мы выделяем культурно-образовательный, мотивационно-ценностный и активно-деятельностный критерии.
Культурно-образовательный критерий выражается в ценностном отношении и уважении молодёжи к Родине, своему краю, городу, его историко-культурному и литературно-художественному наследию, формировании у молодых людей знаний и представлений о родной культуре и историко-культурных событиях своего региона.
Мотивационно-ценностный крите-
рий определяется сформированностью гражданско-патриотической активности молодёжи, осознанием значимости литературно-художественного наследия края для личного самообразования и самовоспитания, наличием у человека чувства любви к Отечеству и потребности сохранять, развивать и популяризировать культурные традиции своего края.
Активно-деятельностный критерий характеризуется готовностью личности к полноценной самореализации как патриота своей страны в одной или нескольких сферах социальной значимой деятельности и конкретными результатами, достигнутыми в процессе ее осуществления.
В целом, результативность модели гражданско-патриотического воспитания молодёжи в процессе проведения литературно-художественных праздников определяется следующими показателями:
- знакомство с историческими и краеведческими сведениями о культуре, традициях и событиях прошлого и настоящего родного края и Отечества;
- изучение историко-культурных, литературных и ландшафтных объектов региона;
- знание жизненного и творческого пути писателей и поэтов-земляков, их литературных произведений и героев;
- осознание творческого вклада литературных деятелей своего края в мировую духовную культуру;
- понимание своей сопричастности к жизни родного края, его природы, истории
и культуры;
- убеждение в необходимости защиты основных историко-культурных, литературных и ландшафтных памятников культуры;
- заинтересованность в сохранении и популяризации основных образцов культуры региона;
- стремление и умение активно и культурно провести досуговое время (принять участие в культурной жизни своего края, города, посетив различные выставки, экскурсии, спектакли, мероприятия и др.);
- потребность в общении, обмене мнениями, обсуждении основных вопросов, касающихся жизни и творчества своего выдающегося земляка (писателя, поэта, культурного деятеля);
- умение сохранять, защищать и популяризировать памятники культуры, литературы, истории.
Результатом осуществления данной структурно-функциональной модели будет являться повышение уровня патриотического воспитания молодёжи посредством проведения литературно-художественных праздников. Таким образом, предложенная структурно-функциональная модель влияния на патриотическое воспитание молодёжи в процессе проведения литературно-художественных праздников может быть использована в педагогических целях в практике культурно-образовательных учреждений разного типа, занимающихся организацией и показом различных литературно-художественных праздников.