Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание молодежи с девиантным поведением'

Патриотическое воспитание молодежи с девиантным поведением Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
496
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / DEVIANT BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Файзериев Л.Р., Виноград Д.В., Калманович В.Л., Хайруллин Р.Р.

В статье рассматривается непростая задача воспитания молодежи с девиантным поведением патриотизму и любви к Родине. Проблема состоит в том, что глобализация, стремление к цивилизационной унификации, экономические преобразования приводят к тому, что русская национальная культура, будучи основой патриотизма, воспринимается как периферийная, подвергается опасности в связи с экспансией европейских и американских ценностей, а также постоянная угроза экстремизма формируют асоциальное и девиантное поведение молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC EDUCA-TION OF YOUTH WITH DEVIANT BEHAVIOR

The article considers the problem of patriotic education of youth with deviant behavior. The problem is that globalization, the desire for a civilizational unification, economic changes lead to the fact that Russian national culture, being the basis of patriotism is perceived as peripheral, is in danger in connection with the expansion of European and American values, and the constant threat of extremism form of antisocial and deviant behavior of young people.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание молодежи с девиантным поведением»

- в направлении творчества;

- в направлении социальной работы.

Данные направления, на наш взгляд, сегодня являются более приоритетными, по сравнению с другими, так как именно они способны раскрыть основы культурной политики нашего государства и обеспечить новый уровень в развитии общества.

Для молодежи все эти три направления являются базовыми и способствуют качественному взаимодействию процессов социализации и индивидуализации на основании выделения индикаторов потенциалов их развития.

Таким образом, социально-культурное поле сегодня имеет важный ресурс, как коммуникативного, так и социального потенциала, что способствует развитию молодежи на основе нескольких течений, связанных с интеграцией культуры и искусства, а также с интеграцией профессиональной направленности и творческого саморазвития.

Литература

1. Бессонова Ю.А., Степанченко О.В. «Понятийно- терминологическая система социально-культурной деятельности» - СПБ. Изд-во Лань:, 2017. - 160 с.

2. Домбровская А.Ю. Методы научного исследования социально-культурной деятельности: Учебно-методическое пособие. - Спб.:Изд-во«Лань», 2013. -160 с.

3. Жарков АД. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности: Учебник. - М.: МГУ-КИ, 2012. -456 с.

4. Комиссаренко С.С. Формирование личности: концепции, институты, технологии. - СПб, «Петрополис», 2013.-298 с.

References

1. Bessonova U.A, Stepanchenko O.W. "Conceptual and terminological system of socio-cultural activities" - SPB. Publishing House «Doe»:, 2017. - p. 160

2. Dombrovskaya A.U. Methods of scientific research of socio-cultural activities: Educational-methodical manual. -SPB: Publishing House "Doe", 2013. - p. 160

3. Zharkov AD. Theory, methodology and organization of socio-cultural activities: Textbook -M.: MSIC, 2012. - p. 456

4. Komissarenko S.S. Formation of personality: concepts, institutions, technologies. - SPB, "Petropolis", 2013. - p. 298

УДК-37.012

Л.Р.Файзериев, Д.В.Виноград, В.Л.Калманович, Р.Р.Хайруллин ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

В статье рассматривается непростая задача воспитания молодежи с девиантным поведением - патриотизму и любви к Родине. Проблема состоит в том, что глобализация, стремление к цивилизационной унификации, экономические преобразования приводят к тому, что русская национальная культура, будучи основой патриотизма, воспринимается как периферийная, подвергается опасности в связи с экспансией европейских и американских ценностей, а также постоянная угроза экстремизма формируют асоциальное и девиантное поведение молодежи.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, молодежь, девиантное поведение

Leñar R. Faiziriev, Dmitri V. Vinograd, Vladimir L Kalmanovich, Rafael R Khairullin PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH WITH DEVIANT BEHAVIOR

The article considers the problem of patriotic education of youth with deviant behavior. The problem is that globalization, the desire for a civilizational unification, economic changes lead to the fact that Russian national culture, being the basis of patriotism is perceived as peripheral, is in danger in connection with the expansion of European and American values, and the constant threat of extremism form of antisocial and deviant behavior of young people.

Key words: Patriotic education, youth, deviant behavior

В современной жизни Патриотическое воспитание-это целенаправленный, морально обусловленный процесс подготовки молодежи к труду и взаимодействия в критериях современного общества, к успешной работе, участию в управлении государственными делами, к реализации собственных обязательств и прав, а также усиление ответственности за свой политический, моральный выбор, за лучшее развитие своих возможностей к достижению успеха. Патриотическое воспитание сопровождает развитие и становление человека, обладающего свойствами гражданина и патриота своей страны.

Хотелось бы выделить, что в основе воспитания, а тем более - патриотического - лежит, прежде всего, воспитание чувств. Педагоги редко думают о том, что источником чувства является переживаемая эмоция. Потому фактором развития патриотических эмоций должна стать специально сконструированная такая ситуация, когда подросток гордится за своих близких, свою семью; за окружающих его коллег, которые должны стать для его второй семьей; за успех дела, который они сде-

лали совместно и за заслуги других членов окружающей группы, городских жителей, россиян[1].

Если говорить о воспитании у молодежи патриотизма, следует отметить, что, пока есть у нас время, нужно биться за подростков, не скупясь на средства и силы. Что мы вложим в наших детей сейчас, завтра даст какие-то положительные результаты. Если мы породим лентяев, дураков и наркоманов, и это будет означать, что мы своими же руками загубим нашу страну, наше, и их будущее. Если же мы будем воспитывать патриотов, дельных и здоровых людей, то мы будем убеждены в развитии и формировании стабильного общества и страны. Так должен подходить каждый педагог к воспитанию подростков.

Глобализация, рвение к цивилизационному объединению, экономические преобразования приводят к тому, что российская государственная культура, являясь основой патриотизма, воспринимается как периферийная, и находится в опасности в связи с расширением иностранных ценностей, также неизменная угроза экстремизма сформировывает антисоциальное и девиантное поведение молодых людей.

У подростков следующие модели девиантного поведения:

1. Антидисциплинарный - конфликт, драчливость, пропуск учебных занятий, нарушение дисциплины.

2. Ассоциация - антисоциальное поведение, неуважение старших, полное выпадение из школы, бездомность, употребление алкоголя и других психоактивных веществ, сексуальные эксцессы.

3. Аддитивное - употребление спиртных и наркотических веществ.

4. Делинквентное - криминальное противоправное поведение, которое тянет за собой юридическую ответственность (телесные повреждения, травмы, кражи, угоны, спекуляции и сексуальные извращения)

5. Аутоагрессивное - агрессии при спиртной интоксикации (самоувечия, ожоги, попытки суицида).

Возникновение девиантного поведения у подростков, возникают из-за причин:

1. Индивидуально-психологические особенности молодых людей, содействующие созданию девиантного поведения: нарушения в эмоциональной и волевой сфере. Такие признаки в большинстве случаев, если они не патологические, формируются в итоге неверного воспитания в семье, в итоге всевозможных нарушений родительско-детских отношений.

2. Акцентуации (чрезвычайно выделенные черты) характера молодого человека как последняя разновидность нормы, при этой норме какие-то черты характера подростка больше всего увеличены, при всем этом есть какая-то выборочная слабость к каким-то духовным влияниям при неплохой и даже завышенной стойкости к прочим. В некоторых ситуациях, такие ребята иначе, чем другие реагируют на проявления окружающей жизни, делают непонятные другим поступки, казалось бы, в простых житейских ситуациях. АЕ.Личко, П.Б.Ганнушкин, КЛеонхард отмечали, что девиантное поведение подростка не всегда связана с акцентуаций характера, но они владеют наименьшей стойкостью против негативного воздействия из вне[3]. Родители, педагоги и другие взрослые, которые более тесно ведут взаимодействие с молодежью, должны учесть, что, обычно, большая часть подростков имеют соответствующие акцентуации.

3. Стремительно проходящий кризис подростка, рвение к взрослой жизни, на фоне разногласий в психике и физиологии (сюда и неадекватность реакций в отношениях с кем общается этот подросток и непоследовательность в поступках и деяниях). Нередко неадекватное, вызывающее поведение подростков (что практически является нормой в этом возрасте) в результате ненадлежащего и безграмотной реакции родителей, педагогов и других окружающих взрослых закрепляется. При всем этом необходимо подчеркнуть, что взрослые нередко не в состоянии верно реагировать на поведение подростков из-за собственных комплексов. Молодежный возраст изначально обнажает психологические трудности их родителей.

4. Плохое воздействие общения подростков в этих группах на развитие личности детей. Главным видом деятельности молодежи является общение, хотя большая часть из них не знают, как это делать хорошо и правильно. Скажем также, что никто не учит подростков хорошо и конструктивно разговаривать, потому основными источниками обучения являются семь, кино, телевизор. В то же время воздействие группы молодежи достаточно большое, так как дело овладения правилами поведения у молодежи происходит через их общение между собой в их неформальном коллективе. Неприятие в семье, изоляция в коллективе класса или группы принуждают детей находить среду обитания вне огромных, организованных обществ, в кругу на себя похожих, в сфере стихийно групповое общение. Это является одним из самых главных принципов социализации молодежи, тут молодежь находит способности для реализации и утверждения себя. Самопроизвольно-групповое общение приводит к усилению девиантного поведения, но, как указывает практика и исследования, все находится в зависимости от характера и направления деятельности группы: если групповое общение является ан-

тисоциальной, криминальной направленностью, то характер девиантного поведения ребенка будет усугубляться, а его деятельность приближаться к криминальной, и социально небезопасной.

Для подростков с девиантным поведением свойственны пробелы в познаниях, развращенное представление о моральных нормах, выраженное в неверном героизме, товариществе, основанное на круговой поруке, не зрелости, сопровождающейся безразличием к острым социальным проблемам и в рамках общественной жизни. Все это ухудшает отношение ребенка к окружающим, противостоит его команде, близким людям. В итоге отношения личности деформируются [4].

Размывание понятий "долг", "честь"," духовность"," патриотизм " вносит свой плохой вклад в нравственно-психологическое состояние подростка.

Значит, особенности подростков с девиантным поведением таковы, что у них нередко нет опыта патриотического воспитания, потому что они часто прогуливали школу или ее не посещали вообще и, как следует, патриотическая работа с ними никогда не велась, либо проводилась без системно. Эта работа, естественно, актуальна как раз таки среди девиантов. В современной жизни явно необходимо выработать и реализовать подходы к определению ценностей и основополагающих принципов патриотического воспитания.

Значит, образовательный процесс, лишенный аксиологических принципов, поддерживает де-зинтеграционные процессы в патриотическом развитии человека. Применяющиеся формы и спосо-бовы патриотического воспитания не учитывают развитие в личности сегодняшнего молодого человека. Нередко формально проводимая образовательная деятельность не сформировывает чувства гордости за свою Отчизну и собственный народ почтения к ее величавым достижениям и геройским страничкам прошедшего.

Отметим, что патриотическое сознание формируется под воздействием огромного количества внешних и внутренних причин.

Внутренние причины включают:

- эмоциональный момент (он выражен в различных эмоциональных состояниях, таких как: верности и любви к своей Отчизне, уважение к культуре, языку, традиций своего народа);

- когнитивный фактор (она связана с познавательной активностью и отражает психическую активность человека);

- волевые причины (она связанна с исследованием практической деятельности, быть готовым к каким-то патриотическим деяниям, которые в процессе познания сохранят природу);

- праксиологический момент (эта причина включает человека в активную защитную деятельность).

Внешние причины включают:

- государственной политики (основной задачей страны является обеспечение личной и имущественной безопасности людей, укреплению их убежденности в завтрашнем дне);

- социальные потребности, выраженные в виде образования личности и адаптации системы образования;

- родители, родственники, друзья как группа (их социально-экономические предпочтения, интересы, стиль жизни и сфера деятельности, отношение к рыночным реалиям, текущая социально-экономическая ситуация почти во всем определяют процесс образования);

- семья.

Необходимость защиты наших национальных ценностей от засилия иностранных ценностей, побудила наше высшее политическое руководство принять жесткую позицию в области патриотического воспитания: "нельзя сделать здоровое общество, сильную страну, руководствуясь принципом "каждый сам за себя", следуя простым инстинктам нетерпимости, эгоизма и иждивенчества. Мы должны строить свое будущее на крепком фундаменте. И таковой основой является патриотизм [5].

Обратная сторона этой медали, правительство и общество должны сформировывать нетерпимость к асоциальным проявлениям среди подростков.

Изначально идет речь о профилактике молодежной преступности, наркомании, алкоголизма, проституции и др. Сейчас в стране очень большое количество тяжких преступлений, таких как кражи, грабежи, нелегальный оборот наркотических средств, совершаемых подростками, не достигшими совершеннолетия. В то же время эта статистика не отражают реальной картины преступности, так как большая часть преступлений остаются сокрытыми, нередко наблюдается рецидив молодых правонарушителей.

В особенности это касается криминальных деяний, связанных с наркотиками. Так, несовершеннолетние являются не только лишь потребителями наркотиков, они интенсивно привлекаются к роли новых потребителей "смертельного зелья", а и к конкретному распространению наркотиков в кругу друзей, школах, местах отдыха и т.д. Нередко такие деяния совершаются наркопотребителями в оплату за еще одну дозу зелья либо ради наживы.

Сейчас в Российской Федерации по оценкам профессионалов около 5 миллионов наркоманов, большинство - это подростки и молодые люди от 14 до 25 лет[6]. Кроме этого, считается, что один наркоман втягивает в потребление наркотиков до четырех человек из его окружения. Наркомания -это страшная проблема не только лишь для него и его родственников, да и для общества в целом, так как представители этой асоциальной группы представляют угрозу для всего общества. Это связано с тем, что это "зло" конкретно порождает организованную преступность, провоцирует и делает предпосылки для совершения особо тяжких преступлений. Не считая того, наркомания чревата и другими угрозами для общества[7].

Подобная ситуация и с такими асоциальным явлениям, как бродяжничество и попрошайничество среди беспризорных подростков. К большому сожалению, общество отворачивается от решения этих проблем, хотя почти всегда сами дети и не повинны в этом. По самым умеренным оценкам, в Российской Федерации таких подростков более миллиона. Дети, прошедшие через это, редко становятся полноценными членами нормального общества, им присущи огромное количество асоциальных поступков: алкоголизм, токсикомания, психологические расстройства, половая распущенность, склонность к насилию, наличие многих небезопасных заразных болезней и другие асоциальные явления.

В связи с этим появляется вопрос, могут ли такие подростки считаться настоящими патриотами собственной родины: несовершеннолетний правонарушитель, постоянно совершающий общественно небезопасные деяния против интересов общества и страны; наркоман, вовлекающий собственных друзей и сверстников в употребление наркотиков; проститутка, которая знает, что у нее ВИЧ-инфекции и заражающая других людей? Думаю, ответ однозначен - нет!

Значит, общество теряет огромные количество молодежи (как отмечалось выше, в стране есть миллионы наркоманов, беспризорных подростков, несовершеннолетних правонарушителей и других асоциальных групп), которые в силу разных сложных событий оказались вовлеченными в такие условия жизни. И если общество и правительство не сделают все, что от них зависит для их реабилитации этих подростков, то страна будет терять тысячи своих потенциальных патриотов.

Нам кажется, что для предотвращения асоциального поведения подростков и их патриотического воспитания нужно создание молодежных патриотических центров, также укрепление политической воли страны и общества в целом.

На базе учебных заведений и школ патриотическое воспитание должно стать военным направлением, в которое входят:

- исследование военной истории России, познание дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей России в годы Великой Отечественной войны;

- сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;

- развивать положительный образ армии России, и быть готовым к выполнению воинского

долга.

Литература

1.Бузский М.П., Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Теоретические проблемы патриотизма и патриотического воспитания. - Волгоград, 2016.

2.Богачева И.В., Гиненский В.Л., Губанова С.И., Казаков А.П. Кузьменко Г.А. Мое Отечество - Россия! Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: издательство Гном, 2005. С.41.

3.Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы: пособие для педагогов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью. - М.: АПК и ПРО, 2016. С.51-56.

4.Бурукин В. В., Волков Е. П., Дядченко Е. А Профилактика проявления экстремизма в молодежной среде Академии ФСИН России : метод, пособие. Рязань, 2013. С.38.

5.Вырщиков А.Н., Кусамарцев М.Б., Пашкович А.П. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников: методическое пособие школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования. Серия: Воспитательная работа. - М.: издательство Глобус, 2015. С. 39.

6.Именнова Л.С. Патриотическое воспитание как системообразующий компонент культурно-образовательной деятельности краеведческого музея // Патриотизм как тип мировоззрения в современных социокультурных трансформациях (материалы «круглого стола»): Сб. науч. ст. - М„ 2015. С.112.

7.Лутовинов В.И. В патриотизме молодёжи - будущее России. М.: Фонд Андрея Первозванного. 2013. С.51-53.

References

1. Buzskiy М.Р., Vyrshchikov A.N., Kusmartsev M.B. Teoreticheskiye problemy patriotizma i patrioticheskogo vos-pitaniya. - Volgograd, 2016.

2. Bogacheva I.V., Ginenskiy V.L., Gubanova S.I., Kazakov A.P. Kuz'menko G.A. Moye Otechestvo - Rossiya! Komp-leksnaya sistema vospitaniya patriotizma i grazhdanstvennosti u detey doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta. -

М.: izdatel'stvo Gnom, 2005. S.41.

3. Lutovinov V.I. Patrioticheskoye vospitaniye molodezhi: kontseptsiya, programma, organizatsionno-metodi-cheskiye osnovy: posobiye dlya pedagogov, rukovoditeley obrazovatel'nykh uchrezhdeniy i organizatorov raboly s molodezh'yu. - M.: APKi PRO, 2016. S.51-56.

4. BuruMn V. V., Volkov E. P., Dyadchenko E. A Profilaktika proyavleniya ekstremizma v molodezhnoy srede Aka-demii FSIN Rossii: metod. posobiye. Ryazan', 2013. S.38.

5. Vyrshchikov A.N., Kusamartsev M.B., Pashkovich A.P. Nastol'naya kniga po patrioticheskomu vospitaniyu shkol'nikov: metodicheskoye posobiye shkol'nykh administratorov, uchiteley, klassnykh rukovoditeley, pedagogov dopolnitel'nogo obrazovaniya. Seriya: Vospitatel'naya rabota. - M.: izdatel'stvo Globus, 2015. S. 39.

6. Imennova L.S. Patrioticheskoye vospitaniye kak sistemoobrazuyushchiy komponent kul'turno-obrazovatel'noy deyatel'nosti krayevedcheskogo muzeya // Patriotizm kak tip mirovozzreniya v sovremennykh sotsiokul'turnykh trans-formatsiyakh (materialy «kruglogo stola»]: Sb. nauch. st - M„ 2015. S.112.

7. Lutovinov V.I. Vpatriotizme molodozhi - budushcheye Rossii. M.: Fond Andreya Pervozvannogo. 2013. S.51-53.

УДК 316.334:37:347

Дарина В.Шамсутдинова

ПАРАДИГМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ

В статье рассматриваются различные парадигмы социокультурного воспитания гражданско-правовой культуры молодежи в условиях социально-культурной деятельности на основе концептуальных идей социально-культурной и педагогической практики с выявлением современных положений парадигмального подхода в воспитании молодежи. Раскрыты целевые направления парадигмального подхода на основе главных направлений формирования гражданско-правовой культуры молодежи, выделены функции парадигмального подхода формирования гражданско-правовой культуры молодежи, обозначены техногенные и социально-культурные изменения, влияющие на специфику организации социально-культурной деятельности.

Ключевые слова: парадигмы, парадигмальный подход, социокультурное воспитание, гражданско-правовая культура молодежи, социально-культурная деятельность, социально-культурная политика России, социально-культурный процесс.

Darina V. Shamsutdinova PARADIGMS OF SOCIO-CULTURAL EDUCATION OF YOUTH'S CIVILIAN-LEGAL CULTURE

The article describes various paradigms of socio-cultural education of the civil-law culture of youth in the conditions of socio-cultural activity on the basis of conceptual ideas of socio-cultural and pedagogical practice with the identification of modern paradigmatic approaches in the education of youth. It describes the target directions of the paradigm approach on the basis of main directions of the formation of the youth's civil-legal culture, the functions of the paradigmatic approach to the formation of the youth's civil-legal culture are singled out, technogenic and socio-cultural changes are identified to affect the specifics of the organization of socio-cultural activities. The conceptual foundations of the paradigms under investigation are revealed on the basis of the activity approach, which outlined the main directions of socio-cultural practice, as well as the vector of effective social and cultural activities that exert the strongest influence on motives of civil-law activity and youth behavior in modern society. Paradigms of socio-cultural education of youth's civil-legal culture are formulated in the system of revealing the regularities of modern versions of positivism and its varieties, as well as in the system of scientific methodology.

Keywords: paradigms, paradigmatic approach, socio-cultural education, youth's civil-law culture, socio-cultural activities, socio-cultural policy of Russia, socio-cultural process.

Современная гражданско-правовая культура молодежи связана с развитием правовой компетентности, повышением гражданско-правовой грамотности, увеличением доли ответственности личности на основе укрепления взаимодействия государственных и негосударственных институтов, а также стремлением принести пользу государству и Отечеству, выполняя свой долг и уважая законы своей страны. Сегодня актуальна активизация программ гражданско-правового воспитания молодежи, связанная с совершенствованием и усложнением форм системы воспитательной деятельности в высших образовательных учреждениях.

Современная государственная молодежная политика в системе гражданско-правового воспитания личности направлена на разработку и реализацию общественно-ориентированной социальной работы с молодежью на основе ряда действующих в России кодексов. Создание системы правовых, финансовых и организационных механизмов культурной политики связано с содействием гражданским инициативам молодежных организаций, развитием межведомственных форм новых организационно-правовых объединений молодежи, координацией и поддержкой проектов и программ молодежного движения, разработкой механизма реализации системы государственной организации культурно-досуговой и социально-культурной работы молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.