Научная статья на тему 'Педагогика социально-профилактической деятельности в образовательном учреждении'

Педагогика социально-профилактической деятельности в образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
748
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIO-CULTURAL TECHNOLOGY / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / DEVIANT BEHAVIOR / МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ / YOUTH SUBCULTURE / ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИАГНОСТИКА / DIAGNOSTICS / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / FORECASTING / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / DESIGN / SOCIAL-CULTURAL ACTIVITY / EDUCATION AND UPBRINGING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гатальский Владимир Дмитриевич

В статье автор исследует проблемы социализации подростков, формы девиантного поведения, факторы формирования девиантного поведения, в качестве таких факторов называются: правовая незащищенность несовершеннолетних; молодежные субкультуры как источник деструктивных ценностей и противоправных норм поведения; семья как фактор расширения зоны девиантного поведения молодежи; система образования и воспитания как источник девиации; представлена концепция оптимизации социально-профилактической деятельности в молодежной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the author investigates the problems of socialization of adolescents, the forms of deviant behaviour; factors deviant behaviour: legal insecurity of minors; youth subculture as a source of negative values and unlawful behaviour; family as a factor in expanding the zone of deviant behaviour of young people; the system of education and training as a source of deviation; the concept of optimization socio-prevention activities in youth: optimizing educational and leisure environment; adaptation to modern socio-cultural technologies impact on identity; diagnostics, forecasting and design process and results of pedagogical impact

Текст научной работы на тему «Педагогика социально-профилактической деятельности в образовательном учреждении»

В. Д. Гатальский

ПЕДАГОГИКА СОЦИАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ*

В статье автор исследует проблемы социализации подростков, формы девиантного поведения, факторы формирования девиантного поведения, в качестве таких факторов называются: правовая незащищенность несовершеннолетних; молодежные субкультуры как источник деструктивных ценностей и противоправных норм поведения; семья как фактор расширения зоны девиантного поведения молодежи; система образования и воспитания как источник девиации; представлена концепция оптимизации социально-профилактической деятельности в молодежной среде. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, социализация, девиантное поведение, молодежные субкультуры, образование и воспитание, социально-культурные технологии, диагностика, прогнозирование, проектирование.

In the article the author investigates the problems of socialization of adolescents, the forms of deviant behaviour; factors deviant behaviour: legal insecurity of minors; youth subculture as a source of negative values and unlawful behaviour; family as a factor in expanding the zone of deviant behaviour of young people; the system of education and training as a source of deviation; the concept of optimization socio-prevention activities in youth: optimizing educational and leisure environment; adaptation to modern socio-cultural technologies impact on identity; diagnostics, forecasting and design process and results of pedagogical impact. Keywords: social-cultural activity, socialization, deviant behavior, youth subculture, education and upbringing, socio-cultural technology, diagnostics, forecasting, design.

Процесс социализации подростков и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, существенно изменившего характер социокультурной жизни подрастающего поколения, содержание деятельности общеобразовательных и культурно-досуговых учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений. Произошло социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения, расширилась социальная база маргинальных и незащищенных социальных слоев и групп, положение которых делает их потенциальным резервом асоциального поведения. Социальное и имущественное расслоение населения изменяет представления о социальной справедливости, формирует устойчивые устремления к достижению материального достатка любой ценой, в том числе путем сознательного нарушения социальных и нравственных норм.

В последнее время наблюдается тен-

денция к росту асоциальных форм самовыражения (преступность, наркотики, алкоголизм), что во многом связано с деформацией ценностно-нормативной системы общества, с размыванием и девальвацией социально позитивных ценностей и нравственных идеалов, стереотипов поведения и стилей жизни. На этом фоне происходит распространение среди большой части антиобщественных взглядов, представлений и установок, допускающих, оправдывающих, поощряющих либо провоцирующих нарушения норм морали и права. В общественном мнении культивируются ценности и нормы криминальной среды, стереотипы правонарушающего поведения, оправданного материальными, моральными, социальными, экономическими, политическими и иными соображениями. Коммерциализации подверглись сегодня не только экономика, но и нравственные ценности, культура, само отношение к подрастающему поколению. Значительная часть детей оказалась в положении изгоев общества (бродяги, нищие, нарко-

* Работа представлена кафедрой социально-культурной деятельности Санкт-петербургского государственного университета культуры и искусств.

маны, алкоголики и т.п.), стали объектами преступных сделок (усыновления, квартирные махинации, нарко- и порнобизнес).

Одной из важнейших проблем остается правовая незащищенность несовершеннолетних. Снижение рождаемости, рост показателей сиротства, детской заболеваемости и смертности, уровеня подростковой преступности (каждое десятое преступление совершается несовершеннолетними), наркомании, токсикомании, которые в два раза растут быстрее, чем среди взрослых, усугубляют процесс маргинализации детей, подростков и молодежи (1, с. 7).

Расширение спектра асоциальных форм поведения происходит под воздействием информационной среды. Введение конституционного запрета на цензуру резко расширило и преобразовало информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. В условиях широкой доступности информации, распространяемой через прессу, телевидение, радио, Интернет и др., на подростков и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, проституцию, наркоманию.

Не менее важным фактором расширения зоны асоциального поведения является семья, чей воспитательный потенциал сегодня существенно снизился. Роль семьи в социализации подростков сокращается вследствие правовой, моральной, экономической незащищенности российской семьи, а также разрушения социально-психологического климата, свидетельством чего является усиление конфликтности в отношениях между супругами, родителями и детьми. С одной стороны, неблагополучие многих семей, высокий уровень безработицы, с другой - чрезмерная занятость родителей во многих «благополучных» семьях, неблагоприятные семейные отношения - все это приводит к отчужденности подростков, провоцирует жестокость и насилие по отношению к ним, рост социального сиротства. Как прави-

ло, дети, растущие в неблагополучных, конфликтных семьях, характеризуются широким спектром психических аномалий и отклонений в поведении. Ухудшается состояние здоровья несовершеннолетних; получают распространение болезни, имеющие социальную обусловленность (туберкулез, венерические заболевания, ВИЧ-инфекция); учащаются стрессы, неврозы, проявления агрессивности.

Особенно неблагоприятная ситуация складывается в системе среднего профессионального образования. В частности, исследования фиксируют среди учащихся профессиональных училищ и средних специальных учебных заведений максимально высокую «группа риска» (около 20% от общего числа учащихся, в то время как в школе среди старшеклассников «группа риска» составляет 5-6%). При этом проблема использования превентивных педагогических программ в сфере образования остается одной из самых сложных в методологическом и технологическом смысле проблем, и не только в России, но и в западных странах.

Расширение репертуара отклоняющихся форм поведения в подростковом и молодежном возрасте во многом носит объективный характер, обусловлено особенностями возраста, для которого характерно стремление молодых людей к самоутверждению, признанию, потребность ощутить значимость своей личности, максимально полно развить свои способности, освоить социальные роли мира взрослых. Материальная зависимость, непонимание со стороны взрослых, а часто отсутствие реальной возможности для получения полноценного среднего и высшего образования и дальнейшего профессионального роста формирует у несовершеннолетнего ощущение незащищенности, бесперспективности, безысходности.

Основными социальными институтами, обеспечивающими воспитательный процесс, были и остаются образовательные учреждения, которые, к сожалению, не успели своевременно и конструктивно

среагировать на изменившуюся внешнюю социокультурную среду. Ученые и специалисты в области педагогики отмечают, что современная российская система образования и воспитания переживает серьезный кризис, и прежде всего кризис мировоззренческий - идеалов, ценностей, целей воспитания. Кроме того, существенное ослабление воспитательных функций образовательных учреждений вызвано крайне неблагополучным состоянием их материально-технической базы, научно-методической необеспеченностью, социально депрессивным положением учительского корпуса (неустроенностью и нахождением за «чертой бедности» большинства членов педагогического сообщества).

Стремительное распространение де-виантных форм поведения обусловлено одновременным существованием нескольких групп факторов. Каждая такая группа факторов, взятая в отдельности, не является однозначно провоцирующей спектр зависимого поведения. Системный кризис общества, снижение жизненного уровня населения, особенности юношеского возраста сами по себе не могут рассматриваться в качестве непосредственных причин наркотизации, игромании или алкоголизма - они создают общую негативную ситуацию, в которой проходит детство и юношество в современной России. Однако их одновременное воздействие порождает благоприятные условия для роста молодежной наркомании.

Следовательно, проблему ненормативного и зависимого поведения следует рассматривать комплексно - как в социально-культурном, так и в личностном плане. В педагогической плоскости общим для этих двух уровней является феномен среды - образовательной, семейной, субкультурной. Это еще раз свидетельствует об особой актуальности проблемы оптимизации культурно-образовательной среды, выступающей для учащегося важнейшим пространством социализации и самореализации личности. Значимость средового подхода в педагогике профилактики зависимого поведе-

ния определяется также характером экспансии ненормативного поведения. В частности, зависимость можно рассматривать как «социальную инфекцию», распространение которой происходит внутри социальных групп. Это хорошо видно на примере распространения наркотической зависимости — изолированное существование наркомана в среде невозможно, рано или поздно вокруг него формируется группа, вовлекаемая в сферу потребления наркотиков (2, с. 34).

Таким образом, объективными факторами актуальности проблемы разработки методологии и технологической базы профилактики девиантного поведения учащейся молодежи являются:

а) рост количества и расширение спектра деструктивных и зависимых форм девиантного поведения; омоложение и феминизация социальной базы девиации;

б) отсутствие в современном педагогическом знании эффективных социально-культурных технологий профилактики и коррекции отклоняющегося поведения, адаптированных к специфике образовательных учреждений и соответствующих масштабу и глубине проблемы;

в) слабая разработанность методологических и технологических основ профилактики девиации в рамках педагогического знания.

Несмотря на значительный теоретический потенциал исследований проблемы девиации в рамках социологии, культурологии, права, философии, этики, мало изученным остаются вопросы, касающиеся социально-психологических причин подростковой девиации, специфики отклоняющегося поведения молодежи в условиях глобализирующегося мира. Подавляющее большинство современных данных о специфике психологического типа личности с девиант-ным поведением получено с помощью стандартизированных методик (тесты-опросники, шкалы и др.) и в условиях амбулаторного или стационарного лечения, поэтому эти данные недостаточно надежны и трудно адаптируемы к задачам педагогики.

Одними из важнейших проблем современной педагогики являются ее разрыв с огромным теоретическим и практическим багажом психологии, неспособность адаптировать эффективные социально-культурные практики воздействия на сознание и поведение личности, разработанные и апробированные в других областях деятельности. Отсутствуют исследования, посвященные разработке и адаптации эффективных социальных технологий, способных минимизировать зону девиации подростков в условиях учебного заведения. Сегодня, на фоне острых социальных проблем и возникновения новых форм девиации, разработка профилактических технологий должна стать в центре внимания социально-педагогического знания. Опыт показывает, что более эффективными являются методы предупреждения негативного девиантного поведения, способные сократить число факторов, расширяющих пространство ненормативного поведения.

В создавшейся ситуации наиболее актуальными и социально значимыми задачами является профилактика подростковой девиации в рамках образовательных учреждений, где подростки находятся в зоне потенциального влияния педагогического коллектива. Особую роль здесь могут сыграть социально и личностно-ориентированные технологии, способные в совокупности минимизировать воздействие деструктивных факторов и создать благоприятные условия для социализации и самореализации личности. Для выработки педагогически эффективных мер воздействия на учащуюся молодежь необходимо: комплексное изучение сущности, специфики и областей проявления девиантного поведения современной молодежи в условиях перехода российского общества к рыночным отношениям; исследование особенностей подростковой девиации, обусловленных воспитанием в семье, личностными характеристиками, социально-психологическими условия социализации в неформальной группе; разработка методологии профилакти-

ческой деятельности; адаптация сложившихся в других областях практики эффективных социальных технологий влияния на сознание и поведение личности.

К сожалению, отсутствие условий для востребованности инновационного потенциала подростков и молодежи в деятельности образовательного учреждения оборачивается повышенной субкультурной активностью в сфере досуга, который служит для молодого человека средством самовыражения, самоутверждения, условием общественного признания. Культурно-досуговая сфера представляет собой приоритетную сферу социализации личности молодого человека, формирования его культуры. Однако формированию молодежных субкультур с асоциальной и противоправной ориентацией способствуют сокращение инфраструктуры социально-культурной деятельности, отсутствие современных методик организации досуга, неудовлетворительный уровень подготовки специалистов (педагогов, психологов, социальных и социально-культурных работников), не способных вести конструктивный диалог с молодыми людьми.

Альтернативным системе образования, воспитания и досуга пространством самовыражения и признания становится мир криминальной субкультуры, в котором подросток находит широкое поле деятельности и возможности для самоутверждения и компенсации неблагоприятных ситуаций, складывающихся в семье, школе, в сфере неформального общения. В социально неблагополучной среде такой субкультуры процветает пьянство, токсикомания и наркомания, проституция и суицид, правонарушения и преступления, являющиеся мощными дестабилизирующими факторами, угрожающими социальной безопасности общества. Рост числа носителей отклоняющегося поведения, расширение спектра его видов и форм создают неблагоприятную среду, деструктивное влияние которой становится определяющим обстоятельством разрушения социально-культурных основ жизнедеятельности.

Опыт показывает, что оптимизация

системы и механизмов социально-профилактической деятельности в подростково-молодежной среде возможна на основе создания целостной педагогической концепции, опирающейся на методологию средового подхода, адаптирующей современные социально-культурные технологии воздействия на личность (такие как категоризация, референта-ция, символизация и др.), использующей диагностику, прогнозирование и проектирование предпосылок, процесса и результатов педагогического воздействия. Это предопределяет необходимость разработки принципиально новых теоретико-методологических основ данного направления педагогики. Предварительно необходимо решить ряд теоретико-методических проблем: осмыслить причины и факторы роста девиантных форм активности; выявить педагогический потенциал досуговой сферы как средства социализации и самореализации личности, возможности социально-культурной деятельности в преодолении девиантно-сти среди молодежи; адаптировать с учетом специфики образовательного учреждения наиболее эффективные технологии воздействия на личность, отработанные в других областях практики (и прежде всего в сфере маркетинговых коммуникаций).

Педагогическая эффективность профилактической работы во многом определяется пониманием природы девиант-ного поведения, его социокультурной, социально-психологической и личностной обусловленности. Девиантное поведение — это сложное и многоплановое явление, отражающее динамику и драматизм личностного развития. В нем обнаруживаются следы влияния объективных и субъективных факторов, внешнего и внутреннего, социально общего и индивидуально особенного. Возникновение и развитие девиантного поведения у подростков и молодежи детерминировано факторами различных уровней: психобиологическими предпосылками, личностными особенностями (нравственное и правовое сознание, ценностные ориентации, установки, образ и стиль жизни и

др.), а также социальными обстоятельствами (ситуация в семье, негативный опыт социализации в неформальной компании и т.д.). Как социальное явление, оно порождается социальной средой, подчиняется действию общих объективных факторов, социальных закономерностей. На личностном уровне оно проявляется в виде совокупности конкретных поступков, обладающих индивидуально неповторимым сочетанием психобиологических, культурных, интеллектуальных и иных черт, находящихся в неразрывной связи с конкретной ситуацией жизни.

Все эти уровни взаимосвязаны, выступают по отношению друг к другу как причина и следствие. В частности, важнейшим личностным фактором стимулирования подростковых девиаций является несформированность духовно-нравственной сферы. В свою очередь, убогость внутреннего мира может иметь внешний источник: разрушение механизма ценностной преемственности поколений вследствие общей дезинтегрирован-ности культуры, размывания ее консолидирующих ценностных оснований и разрушения традиционных форм общественной морали; снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания; падение престижа образования как способа социальной адаптации, культурной преемственности и формы личностной самореализации и т.д. Нарушение условий для производства, сохранения и распространения культурных ценностей, норм, смыслов, разрушает нормативно-регулирующую и развивающую социокультурную среду обитания личности. Возникают ценностно-смысловые, нормативно-регулятивные и коммуникативные механизмы в поведении подростков и молодежи, строящиеся по принципу отрицания, противоречия общественным нормам морали и права, что, в итоге, стимулирует расширение спектра девиаций в подростково-молодежной среде.

Внешним фактором и агентом расширения девиаций выступают молодежные

субкультуры, которые являются носителями деструктивных ценностей, противоправных норм поведения. Сегодня происходит увеличение роли молодежных субкультур в социализации личности, что, в свою очередь, стимулирует число «групп риска», расширяет социальную базу подростково-молодежных девиаций. Механизм обеспечения соответствия поведения членов группы субкультурным нормам служат одновременно источником асоциального поведения. Многие подростково-молодежные субкультурные группы содержат элементы социальной дезорганизации, имеющие относительно устойчивую систему ценностно-нормативных предписаний и образцов поведения, отклоняющихся от общепризнанных ценностно-нормативных предписаний и образцов поведения, а также жесткую внутригрупповую структуру с приоритетом связей по вертикали. Нередко такие общности формируются из состава маргинальных личностей, с негативным отношением к обществу, ярко выраженным внешним протестом против общепринятых установок. Специфику внутригрупповых отношений в таких группах определяют: альтернативная общественной системе ценностей и норм идеология; жесткая структура взаимоотношений; психологическая зависимость от лидера; асоциальная направленность активности группы.

В образовательных и культурно-досуговых учреждениях нередко коллективными субъектами молодежных субкультур выступают общественные объединения. В позитивно ориентированных общностях подростки реализуют свои творческие способности, утверждают гражданские позиции (это проявляется в деятельности экологических, историко-культурных, поисково-исследовательских, художественных объединений). Другие самодеятельные группы объединяют личностей с асоциальной направленностью, утрированной потребностью в самовыражении и самоутверждении. Такие объединения, как правило, жестко структурированы, в них процветает культ силы, жестокости, наблюдается

демонстративно антиобщественное поведение. Участники этих объединений озабочены осознанием своей исключительности, противопоставлением себя другим людям, для них нередко характерно гедонистическое мировосприятие, уход от реальных жизненных проблем и склонность к символическому разрешению трудностей. Характер взаимоотношений в таких группах сужает поле самореализации и признания, ведет к дальнейшей деиндивидуализации личности. Однако «социализирующий» эффект таких сообществ достаточно высок. Участие подростка в жизни субкультурного сообщества создает условия для социокультурной идентификации личности с сепаратной субкультурой, которая в конечном счете формирует асоциальные стереотипы, нормы, паттерны мен-тальности в сознании и поведении участников, которые строятся по принципу отрицания, противоречия общекультурным и социальным нормам. Подросток включается в систему деструктивных норм и ценностей, разделяемых антисоциальной группой, психологически нейтрализуя воздействие моральных и правовых запретов, открывает для себя путь к совершению действий противоправного характера. Дело в том, что если набор средств и способов асоциальной деятельности в сообществе приносит успех (то есть дает чувство уверенности в собственных силах, признание, самоутверждение), то стереотип поведения закрепляется и становится ведущим способом самовыражения. Таким образом подросток или юноша «социализируется» в антисоциальном смысле и в дальнейшем вступает в конфликт с обществом, его нормами и законами. Следовательно, педагогически эффективная система мероприятий предполагает тщательное исследование механизмов формирования и функционирования такого рода групп, условий формирования асоциальных ценностно-нормативных ориента-ций, поиск принципов и методов профилактики экспансии асоциальных форм активности.

К сожалению, возможности учебно-

го процесса по профилактике асоциального поведения сегодня во многом исчерпаны. В связи с этим возникает необходимость задействовать ресурсы социально-культурной деятельности, осуществляемой во внеучебном пространстве, которая может рассматриваться одним из действенных направлений воспитательно-профилактической работы среди групп риска (наряду с правовой, медицинской, психолого-педагогической). Досуговое пространство, насыщенное мироощущением свободы и самодеятельности, игровым ролевым поведением и символикой, может стать зоной личнос-тно значимого общения, сферой, в которой особенно ярко раскрываются способности личности. В культурно-досуго-вой среде подросток проигрывает значительное количество ролей, диапазон и количество которых зависят от содержания социально-культурной деятельности, потребностей и интересов участников объединения, своеобразия группы и характера межличностных отношений. Социально-культурная деятельность в системе профилактики социальных отклонений среди учащихся учебного заведения может стать ключевой сферой социализации и инкультурации подростков и молодежи, способом утверждения социально ориентированных форм поведения личности, основанных на правосознании, культурно легитимных ценностных ориентациях, стереотипов поведения, стилей общения и т.д. Одним из важнейших направлений профилактики асоциального поведения средствами социально-культурной деятельности является ресоциализация личности - целесообразная комплексная, педагогически ориентированная система воспитательного воздействия, направленная на минимизацию девиантных форм поведения и усвоение личностью социально приемлемых и субъективно оптимальных способов адаптации в различных сферах жизнедеятельности.

Преимуществом педагогики профилактической деятельности, использующей ресурсы социально-культурной сферы, является: синтез культурологичес-

кой, криминологической и социально-педагогической методологии и ресурсов в построении системы профилактики; непосредственная социально-педагогическая диагностика причин, вызывающих отклонения в поведении подростков (в семье, учебной группе, неформальной компании и т.д.) и своевременная корректировка условий, минимизирующих девиантные проявления; создание оптимальных условий творческой самореализации в различных сферах социально-культурной деятельности с учетом возрастных психологических особенностей личности; обеспечение оптимального социально-педагогического контроля негативных проявлений в подростково-молодежной среде.

Наш опыт педагогической деятельности позволяет сделать несколько выводов, которые можно положить в основу педагогики профилактики и коррекции девиантного поведения.

Появлению девиантного поведения предшествует личностный этап формирования целостной ценностно-нормативной модели, которая принимается подростком в качестве жизненного идеала и в которой девиантная активность выступает для подростка способом решения актуальных личностных проблем или средством достижения значимых жизненных ценностей.

Поведенческие девиации учащейся молодежи детерминированы тремя базовыми факторами: психологическими особенностями личности подростка, обусловленными возрастной динамикой; изменениями в системе ценностей и образа жизни, которые вызваны общекультурными тенденциями; обстоятельствами, формируемыми ближайшим социальным окружением (семья, характер референтных групп и субкультурных сообществ, СМИ, школа).

Профилактика девиантной активности и сокращение «зоны риска» возникновения зависимого поведения предполагает целенаправленные усилия по расширению личностного потенциала и оптимизации культурно-образовательной среды.

Профилактическая работа в образовательном учреждении может быть эффективной при условии взаимодополнения огромного потенциала педагогического наследия и эффективных социальных технологий, сформировавшихся вне педагогического знания.

Приоритетами развития социально и культурно нормативной личности должны стать: духовно-нравственное развитие учащихся; формирование социаль-

ной направленности и конструктивных социальных коммуникаций за счет погружения в социальное проектирование общественно значимых акций. Оптимизация культурно-образовательной среды предполагает: создание благоприятного социально-психологического климата; повышение референтного статуса образа жизни молодых людей, исключающего курение, потребление алкоголя и наркотиков.

Примечания

1. См.: Панов А. М. Положение детей в Российской Федерации и государственные приоритеты в области социальной защиты и поддержки детского населения / А.М. Панов // Государство и дети: реальность России: [материалы международной научно-практической конференции]. - М., 1995.

2. См.: Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого, И. Б. Орешниковой. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2000.

Т. П. Степанова

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ДОСУГОВОГО ОБЩЕНИЯ: СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА

В статье рассматриваются факторы, детерминирующие сущность, специфику, принципы досугового общения. Ключевые слова: диверсификация, досуговое общение, сущность, специфика, принцип.

In this article factors determining the essence, specification and leisure intercourse principles are exposed. Keywords: social-cultural activity, diversification, leisure intercourse, essence, specification, principle.

Для современного общества характерно бурное изменение всех сторон общественной жизни: политической, экономической, социальной, духовной и т. д. Контекст данных условий детерминирует необходимость анализа современного состояния и прогнозирования развития социально-культурной деятельности и досугового общения.

В качестве всеобщей характеристики и метапринципа разнообразных преобразований в обществе выступает термин диверсификация. Различные подходы к изучению диверсификации указывают: на широту применения, полисемичность данного термина; на его инвариантную составляющую, характеризующую динамику локальных процессов, нашедшую выражение в таких атрибутах, как «разностороннее развитие», «изменение», «разнообразие»; на трактовку данного

понятия на уровне его операционализа-ции и наполнения содержанием, заданным проблемой и методологией исследования, что позволяет выделить вариативные составляющие данного понятия; на перспективность исследований диверсификации различных явлений общественной жизни как рефлексии происходящих перемен, их учет в управлении преобразованиями - создании диверсифицированных (трансформированных, новых аналогов) продуктов, услуг, технологий деятельности и т.д.; на системность данного явления, которая проявляется в характеристиках как локальных (частных) явлений, так и на всеобщем (целостном) уровне.

Досуговое общение и его диверсификация - частное проявление диверсификации. В связи с этим необходимо применение системного подхода к исследова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.