Научная статья на тему 'Роль физической культуры и спорта в профилактике асоциальных проявлений в молодежной среде'

Роль физической культуры и спорта в профилактике асоциальных проявлений в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1249
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИОПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / DEVIANT BEHAVIOR / SOCIO MENTAL STATE / PSYCHOLOGICAL SUBJECT / MOTIVATIONAL SPHERE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Покровская Татьяна Юрьевна

В статье применено понятие «девиантное поведение» к анализу социопсихического состояния современной молодежи. Проанализирована взаимосвязь влияния физической культуры на поведение студентов и уменьшения асоциальных проявлений. Рассмотрены основные факторы, влияющие на характер отношения студенческой молодежи к физической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Покровская Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN PREVENTION ANTISOCIAL MANIFESTATIONS IN YOUTH

The paper applied the concept of "deviant behavior" to, analysis socio psychic state of today's youth. The correlation influence of physical training on students' behavior and reduce antisocial manifestations. The main factors affecting the nature of the relationship of students in physical education.

Текст научной работы на тему «Роль физической культуры и спорта в профилактике асоциальных проявлений в молодежной среде»

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ПРОФИЛАКТИКЕ АСОЦИАЛЬНЫХ

ПРОЯВЛЕНИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Покровская Татьяна Юрьевна кандидат социологических наук, доцент Казанский национальный исследовательский технический университет

им. А.Н. Туполева (КНИТУ-КАИ) Казань, Россия

ROLE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN PREVENTION ANTISOCIAL

MANIFESTATIONS IN YOUTH

Pokrovskaya Tatyana Yurievna PhD in Sociology, Associate Professor Kazan National Research Technical University them. A.N. Tupolev (KNRTU-KAI)

Kazan, Russia

Аннотация. В статье применено понятие «девиантное поведение» к анализу социопсихического состояния современной молодежи. Проанализирована взаимосвязь влияния физической культуры на поведение студентов и уменьшения асоциальных проявлений. Рассмотрены основные факторы, влияющие на характер отношения студенческой молодежи к физической культуре.

Annotation. The paper applied the concept of ""deviant behavior"" to, analysis socio psychic state of today's youth. The correlation influence of physical training on students' behavior and reduce antisocial manifestations. The main factors affecting the nature of the relationship of students in physical education.

Ключевые слова. Девиантное поведение, социопсихическое состояние, психологический субъект, мотивационная сфера.

Keywords. Deviant behavior, socio mental state, psychological subject, motivational sphere.

Постоянное изменение социальных характеристик, происходящее в современном потребительском обществе (экономический кризис, высокие темпы инфляции, безработица, имущественная поляризация общества, «отсутствие культурного единства и широкий плюрализм в ценностях и нормах» [1]), приводит не только к ухудшению здоровья, обнищанию и вырождению населения, но и к различным асоциальным проявлениям, способствующим нарастанию девиантного поведения и развитию его новых форм. По мере ухудшения экономической ситуации в стране, особо актуальной становится деятельность учреждений социально-культурной и спортивной сферы.

Количественный рост различных форм негативной девиантности (преступность, наркомания, алкоголизм, проституция, самоубийство, жестокость, полное отсутствие интереса к своему будущему) наблюдается во всех слоях общества, и особенно наибольшие масштабы приобретает в молодежной среде. Вопрос о девиантном поведении молодежи является достаточно актуальным и социально значимым в сегодняшней реальности. Вследствие отклонений от норм поведения происходит

""главная аннотация содержание 310

разрушение мирного, привычного уклада жизнедеятельности. Человек неотделим от социальных отношений, от социальных ролей, но как субъект этих отношений он возвышается над ними как личность, автономен по отношению к ним. Молодежь является основным социально активным психологическим субъектом и поэтому от нее зависит, в какой степени происходит или проявляется социально неприемлемое поведение. В этом возрасте, когда не сформировано стойкое мировоззрение, личность особо поддается внешнему влиянию, с легкостью воспринимаются интересы и взгляды окружающих, происходит изменение в мотивационной сфере. С развитием девиантного поведения у молодежи преимущественно притупляются положительные чувства, и она становится потенциалом для будущей преступности. Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности, а также окружающим людям, так, например, вызывает отрицательное отношение к учебе, падает уровень интеллекта, появляется агрессия, нетерпимость и т.п.

Психологи и социологи признают, что особенности личности и мотивы ее действий, несомненно, оказывают влияние на все виды отклоняющегося поведения. Но личностные факторы всегда самым тесным образом переплетаются с социальными. Студенчество, особенно на начальном этапе обучения является наиболее уязвимой частью молодежи, т.к. сталкивается с рядом трудностей, связанных с увеличением учебной нагрузки, невысокой двигательной активностью, относительной свободой студенческой жизни, проблемами в социальном и межличностном общении. В последние годы, к ним прибавилась интенсификация учебных процессов, необходимость совмещения учебы с работой, ухудшение питания, распространения табакокурения, употребления алкоголя [3]. Угрожающе велик контингент тех, кто считает, что можно снять стресс, усталость путем курения (до 19%), алкоголя (до 12%) [4].

Сегодня лишь звучат призывы быть здоровым, а социальная среда и реальная практика свидетельствуют об ухудшении здоровья молодежи, увеличении веса, обострении сердечно-сосудистых заболеваний и других хронических инфекционных заболеваний.

Поэтому, одной из наиболее острых и серьезных проблем, стоящих, сегодня перед обществом и государством, является не только проблема здорового образа жизни современной молодежи, отвлечение ее от асоциальных проявлений, но и выравнивание социальных шансов молодых людей. Девиз «молодежь — наше будущее» становится как никогда актуальным и значимым.

Максимизация собственных усилий населения неразрывно связано с занятиями

I V V/ /" V ■ и

физической культурой, обеспечивающей психофизиологический потенциал, необходимый для сохранения здоровья, работоспособности. Особую значимость занятия физической культурой и спортом имеют для студенческой молодежи как

/" и и /" и и

особой социокультурной общности, представляющей человеческий потенциал продуктивных слоев общества. Основной смысл занятий физкультурой заключается в инициировании стремления вести здоровый образ жизни, в превенции асоциальных форм поведения: алкоголизма, наркомании, токсикомании, в единении учебной деятельности и активного отдыха студенческой молодежи, иначе говоря, в формировании культуры самосохранения.

Таким образом, перед преподавателями вузов стоит задача как можно больше студентов привлечь к занятиям спортивной деятельностью, которая оказывает не только профилактическое воздействие к антиобщественным поступкам, но и формирует негативное отношение к курению, спиртным напиткам и наркотикам. Массовое вовлечение студентов в спортивную деятельность, "превращение" ее в

""главная аннотация содержание эП

заинтересованное, увлекательное занятие, позволяет более эффективно воздействовать на личность. Занятия спортом способствуют проявлению общественной активности студентов, помогают более конструктивно строить свои межличностные отношения, как в рамках своего социума, так и за его пределами, это позволяет получить широкую базу общественной поддержки, что в свою очередь противодействует социальному отчуждению студентов и уменьшает возможность приобщения к психотропным средствам, проявления асоциального поведения в целом. Помимо этого, воз-растает потребность на внутреннюю мотивацию к учебе, формируемую лишь тогда, когда занятия имеют личностный смысл, ставятся доступные (ближайшие) цели, студенты испытывают положительные эмоции при реализации мотивов и целей, при взаимоотношениях с преподавателями, с сокурсниками, при существующих условиях занятий, на которых про-исходит социальное взаимодействие, в процессе которого студенты «...стремятся к укреплению своего представления о себе посредством достижения одобрения и определенного статуса в глазах других.» [2].

Что касается воспитательных возможностей занятий спортом, то кроме развития физических качеств у студента формируется и психологические черты личности: уверенность в собственных силах, психологическая устойчивость к стрессовым ситуациям, твердость характера, умение проявлять хладнокровие, выдержанность, уважение к партнеру, помимо этого происходит воспитание гражданско-патриотической, активной жизненной позиции, духовной нравственности, чувства долга и ответственности. Все эти качества положительно влияют и на усвоение учебных программ.

В рамках проведения работы по профилактики асоциальных проявлений в молодежной студенческой среде большую роль в нашем вузе отводят как кафедре физической культуры и спорта, так и спортивному клубу КНИТУ-КАИ, который проводит фундаментальную работу в сфере молодежной политики по массовому привлечению студенческой молодежи нашего университета, а также школьников, к занятиям спортивной деятельностью, а также вовлечение молодёжи в активную социально значимую общественную работу. Это проведение соревнований по различным видам спорта среди факультетов, выявление сильнейших и привлечение их в сборные команды университета, участвующие в межвузовских соревнованиях на городском, республиканском и российском уровнях.

В спортклубе студенты занимаются в 29 секциях под руководством 41 высококвалифицированного специалиста. Культивируются такие виды спорта как мини-футбол, футбол, баскетбол, волейбол, водное поло, плавание, карате, бокс, аэробика. Спортсменам нашего университета оказывается материальная поддержка, что немаловажно для любого молодого человека, для членов сборных команд составляется индивидуальный учебный график, это позволяет совмещать учебу с плотным тренировочным графиком. Кроме этого кафедра физической культуры и спорта постоянно способствует разностороннему развитию творческих способностей, поддержке талантливой и одаренной молодежи содействует вовлечению студентов в различные волонтерские движения, так на прошедших Олимпийских играх в городе Сочи из Татарстана было направлено и задействовано в качестве волонтеров 342 человека, из них 62 - студенты КНИТУ-КАИ.

Спортивная и физкультурная деятельность, являясь одним из системообразующих факторов здорового образа жизни, позволяет молодому человеку реализовать свое право на общественно полезное занятие, вести активную творческую работу, проявить себя как личность, является «стартовым фундаментом»

для карьерных продвижений, необходимым условием для занятия высоких социальных позиций, способствует перераспределению времени в пользу досуга.

Активные занятия физической культурой и спортом способствуют здоровому образу жизни молодежи. По данным опроса студентов нашего вуза отрицательное отношение к наркотикам высказали 83,1% опрошенных, к курению — 61,7%, к спиртным напиткам 53,9% респондентов. 67,5% студентов хотят улучшить состояние своего здоровья именно с помощью занятий физической культурой и спортом.

В связи с вышеизложенным, очевидна необходимость повышения уровня воспитательной работы со стороны тренерско-преподавательского состава для предупреждения и искоренения столь социально опасных и распространенных явлений как курение, алкоголизм и наркомания.

На сегодняшний день существует серьезная проблема несоответствия типичных для физического воспитания в вузах форм, методов организации занятий потребностям современных студентов. К числу основных факторов, влияющих на характер отношения студенческой молодежи к физической культуре, относятся: место физкультурного и спортивного досуга в современной молодежной субкультуре; мода на здоровый образ жизни (занятия физической культурой в контексте престижности и популярности), определяющая личностные и социальные мотивы к сохранению и укреплению здоровья, рассматривающая его как средство «накапливания преимуществ»; инновационный потенциал содержательного и организационного воплощения занятий по физической культуре в вузе.

Для повышения мотивации студентов к регулярным занятиям физической культурой и спортом: во-первых, необходимо обеспечить "пошаговую" доступность к местам занятий (студентам приходится добираться на транспорте из одного здания в другое, затрачивая 30-40 минут, чтобы попасть в спортзал на спортивный объект), и, во-вторых, дать полный объем информации о средствах и методах физической культуры и спорта, для каких целей они используются, каких результатов позволяют достичь. Необходимо показать социальную значимость физической культуры и спорта как для отдельной личности так для общества в целом, что позволит в свою очередь повысить интерес студенческой молодежи к занятиям спортивной деятельностью, сохранить их физическое, психическое и духовное здоровье.

Спорт должен быть общедоступным и включать в себя: студенческий спорт, профессионально-прикладной спорт, физкультурно-кондиционный спорт, оздоровительно-рекреативный спорт. Во многих странах мира эти разновидности включены в движение «Спорт для всех», охватывающее миллионы занимающихся. В зависимости от направленности занятий в общедоступном спорте в процессе систематических занятий решается целый ряд задач: образовательные, воспитательные, оздоровительные, профессионально-прикладные, рекреативные, улучшения своего физического состояния (кондиции). Основу общедоступного спорта составляет студенческий спорт, ориентированный на достижение базовой физической подготовленности и оптимизацию обшей физической дееспособности в системе образования и воспитания.

Массовый, в частности, студенческий спорт является мощным фактором сплочения, физического и духовного оздоровления нации, сохранения ее в адекватном социальном тонусе, становится модным и престижным, быть не только богатым и успешным, но и физически развитым, адекватным, порядочным и предсказуемым человеком.

Привлекая молодежь, к участию в спортивную деятельность, мы преследуем главную цель — воспитать достойную смену, которая сможет не только изучить и

сохранить лучшие традиции и достижения в области физической культуры и спорта, но и внесет новое, современное, соответствующее требованиям времени направление (для оздоровления нации) в повседневную жизнь молодого поколения.

Список литературы

1. Аберкромби Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер. - М: Экономика, 2004. - С. 431.

2. Бердичевский, Ю. И. Особенности ценностных ориентаций спортсменов / Ю. И. Бердичевский, Г. И. Минц // Спорт в современном обществе : сб. науч. тр. -М.: ФКиС, 1980. - C 36-38.

3. Пирог, А. В. Социология физической культуры и спорта / А. В. Пирог. -Смоленск: СГИФК, 1996. - C. 68-70.

References

1. Abercrombie N., Hill S., Turner B. S., Sotsiologicheskiy slovar' [Sociological dictionary]. Moscow, Economics Publ., 2004. pp. 431.

2. Berdichevsky Y. I., Mints G. I. Osobennosti tsennostnykh orientatsiy sportsmenov [Peculiarities of value orientations of athletes]. Sport in contemporary society: collection of scientific works. Tr. Moscow, Physical Culture Publ., 1980. pp. 36-38.

3. Pie A. V. Sotsiologiya fizicheskoy kul'tury i sporta [Sociology of physical culture and sport]. Smolensk, SHEFC, 1996. pp. 68-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.