ББК 60.55.325
О. В. Леонова Астраханский государственный университет
О ФОРМИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ
Проблема девиантного поведения молодежи в последнее десятилетие привлекает к себе пристальное внимание как специалистов, так и широкой общественности. Помимо традиционно высокого интереса к подрастающему поколению в основе такого внимания в нынешний исторический период лежит ряд весьма прагматических причин.
Прежде всего, это рост преступности и других форм отклоняющегося поведения в современном российском обществе. Наибольший «объем» указанных явлений приходится на долю молодых людей и несовершеннолетних.
Второй причиной особого интереса к молодежной девиантности является резкий рост «прослойки» ВИЧ-инфицированных в ряде регионов России. Девиантное поведение молодежи и здесь имеет исключительное значение.
Наконец, массовый характер девиантных проявлений выступает благодатной почвой для широкого распространения среди молодежи терпимого отношения к алкоголизму и «свободному» сексуальному поведению, недооценки социальных последствий пьянства и наркомании. Налицо, как отмечают специалисты, процесс «институционализации девиации», своего рода превращения целого ряда поведенческих отклонений в социально приемлемый и негласно одобряемый тип поведения в молодежной среде [1, 2].
Естественной реакцией на такую ситуацию, помимо традиционной в таких случаях апелляции к репрессивно-силовым мерам, становится возрастание социальной потребности общества в предупреждении преступлений и иных проявлений девиантного поведения. При этом, как показывает опыт, социальная значимость профилактических мероприятий становится эффективнее, если они научно обоснованы и носят программно-целевой характер.
Однако в настоящее время существует заметный разрыв между сложившейся превентивной практикой и теорией, что отрицательно сказывается на действенности и результативности воспитательно-профилактической работы всей системы социальной профилактики отклоняющегося поведения молодежи.
Такое положение дел не случайно, поскольку применение в воспитательно-профилактической практике результатов исследований, не имеющих целевого программного обеспечения, оказывается весьма затруднительным для практического использования. Даже в федеральной целевой программе «Молодежь России (2001-2005 гг.)» социальная профилактика
девиантного поведения молодежи представлена опосредованно, с недостаточным системным и комплексным видением перспективы данной научной проблематики.
Представленная в настоящей работе модель региональной целевой программы (РЦП) социальной профилактики девиантного поведения может служить методологической и методической основой комплексного программного планирования превентивных мер в области девиантного поведения молодежи.
Формирование стратегии РЦП начинается с процедуры целевого планирования. Для определения приоритетов целевого нормативного планирования и организации их программной реализации была адаптирована методика целевого нормирования и нормативного планирования профессора Н. Х. Атаяна [3].
Главной целью (Ц.О.) формируемой РЦП социальной профилактики девиантного поведения в молодежной среде выступает создание и развитие правовых, экономических и организационных условий для воспитания у молодежи гражданского сознания в условиях демократического общества, рыночной экономики и правового государства, личностной самореализации молодых людей как активных участников преобразований современного российского общества.
Главная цель декомпозирована на два целевых уровня. Первый целевой уровень (Ц.1) включает в себя пять подцелей: правовую (Ц. 1.1), социальную (Ц.1.2), экономическую (Ц.1.3), организационную (Ц.1.4), духовно-нравственную (Ц.1.5).
Второй целевой уровень (Ц.2) включает в себя шесть подцелей:
1) создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития молодежи, реализации ее научно-технического и творческого потенциала, поддержка деятельности молодежных и детских общественных организаций (Ц.2.1);
2) формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности (Ц.2.2);
3) реализация программ содействия социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда, занятости и профориентации молодежи, поддержка молодежного предпринимательства (Ц.2.3);
4) формирование здорового образа жизни молодого поколения, развитие системы социальных служб и клубов для молодежи и подростков, профилактика безнадзорности, подростковой преступности, наркомании и алкоголизма (Ц2.4);
5) улучшение демографической ситуации в обществе, укрепление института семьи, содействие в решении жилищных проблем молодых граждан (Ц.2.5);
6) развитие и поддержка федеральной и региональной систем информационного обеспечения на базе традиционных коммуникаций, современных технологий и компьютерных сетей (Ц.2.6).
Главная цель (Ц.О.) и подцель первого (Ц.1) и второго (Ц.2) уровней образуют целевой блок РЦП.
Для установления приоритетности мероприятий в обеспечении программного планирования был проведен опрос студентов Астраханского государственного университета на основе «Теста системы программных блоков направлений с их структурными пакетами» (Астрахань, 2005 г.).
Разработанный тест включал в себя девять блоков направлений [4]:
- формирование условий для гражданского становления, военнопатриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи (БН 1);
- пути решения жилищной проблемы молодежи и молодых семей, поддержка молодежного предпринимательства и содействие занятости молодежи (БН 2);
- формирование и развитие системы социальных служб и клубов для молодежи; комплексные меры по укреплению молодой семьи (БН 3);
- профилактика наркомании и зависимости от психоактивных веществ, асоциальных явлений в молодежной среде, правовая защита и сохранение психического здоровья молодежи (БН 4);
- развитие молодежного отдыха и спорта (БН 5);
- развитие художественного творчества молодежи (БН 6);
- международное молодежное сотрудничество (БН 7);
- создание системы информационного обеспечения молодежной политики (БН 8);
- создание условий для эффективной реализации потенциала молодежи в процессе социально-экономических преобразований в стране (БН 9).
Система программных блоков тестировалась респондентами с целью экспертного установления их приоритетности и очередности осуществления. Десятибалльная шкала приоритетности предполагала установление респондентами экспертных оценок существующего (СЗ) и желаемого (ЖЗ) значения («веса») каждого из направлений.
На основании существующих и желаемых значений оценок респондентов определен коэффициент абсолютной важности для установления ранга мероприятий в обеспечении программного планирования.
Результаты исследования показали, что среди первоочередных направлений социальной профилактики респондентами выделяются следующие мероприятия. Во-первых, это решение жилищной проблемы молодежи и молодых семей, поддержка молодежного предпринимательства и содействие занятости молодежи. Во-вторых, профилактика наркомании и зависимости от психоактивных веществ, асоциальных явлений в молодежной среде, правовая защита и сохранение психического здоровья молодежи. В-третьих, создание условий для эффективной реализации потенциала молодежи в процессе социально-экономических преобразований в стране; поддержка молодежных и студенческих общественных объединений.
Вторую позицию занимают мероприятия по формированию и развитию системы социальных служб и клубов для молодежи и принятие комплексных мер по укреплению молодой семьи. На третьем месте - мероприятия по формированию условий для гражданского становления, воен-
но-патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи; увековечению памяти защитников Отечества; развитию системы переподготовки и повышения квалификации специалистов по работе с молодежью; созданию системы информационного обеспечения молодежной политики.
Далее следуют международное молодежное сотрудничество; развитие молодежного отдыха и спорта; развитие художественного творчества молодежи.
Действенность РЦП «Социальная профилактика девиантного поведения в молодежной среде» определялась с учетом критического осмысления финансовой ресурсной базы областной программы «Молодежь Астраханской области до 2005 года».
Эффективность РЦП оценивалась также по разработанной в ООН «Методике измерения человеческого потенциала» и разработанной во ВНИИТЭ «Методике оценки качества жизни» [5].
Необходимость введения и численной оценки синтетических категорий качества жизни молодежной среды (КЖМС) диктуется, с одной стороны, наличием большого числа показателей, принимаемых во внимание при формировании и оценке социально-экономической политики, а с другой - ограниченными возможностями человека за конечное время осмысливать и обобщать большие массивы разнородной информации.
Роль ключевых интегральных характеристик КЖМС играют следующие синтетические категории: качество населения; уровень благосостояния населения; качество социальной сферы; качество экологической ниши.
Возможность измерения и мониторинга ключевых синтетических категорий КЖМС позволяет:
- выявлять их позитивную или негативную динамику для каждого из сегментов, что само по себе является ценнейшей информацией в системе поддержки принятия решений управленческо-административных служб региона;
- анализируя соответствующие интегральные индикаторы, определять, какие именно факторы (статистические показатели) в первую очередь «повинны» в выявленной позитивной (или негативной) тенденции.
По схеме оценки человеческого потенциала молодежной среды, социологическим показателям существующего (базового) (СЗ) и желаемого (программного) (ЖЗ) уровней блочных направлений (БН) и набору частных критериев по «весу» каждой из синтетических категорий качества жизни были определены «лидеры» и «аутсайдеры» качества социальной сферы. «Аутсайдеры» обусловливают девиантное поведение и требуют особого внимания в ходе социальной профилактики для погашения поведенческих угроз.
Расчетами определено, что такой подход к формированию РЦП и увеличению первоочередных ресурсов на ее реализацию на 7,6 млн руб. и в последующем еще дополнительно на 5,9 млн руб. позволит поднять уровень комплексного показателя социально-экономической ситуации (в процентах к среднероссийскому уровню) [7] по Астраханской области с 93,3 до 100,0, т. е. увеличить на 6,7 процентных пункта.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Кармадонов О. А. Социальная девиация как фактическая ценностнонормативная модель // Социально-гуманитарные знания. - 2001. - № 6. -С. 148-160.
2. Димов В. М. Проблемы девиантного поведения российской молодежи // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. - 1997. - № 3. - С. 45-55.
3. Атаян Н. Х. Стратегическое управление бизнесом. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2004. - 480 с.
4. Атаян Н. Х., Леонова О. В. Целеполагание и тестирование системы программных блоков мероприятий при формировании региональной целевой программы социального поведения в молодежной среде // Гуманитарные исследования. - Астрахань. - 2005. - № 3 (15). - С. 19-21.
5. Войтенкова Г. Ф. Разработка в ООН обобщающих измерителей уровня жизни и социального развития для международных сопоставлений // Уровень жизни населения регионов России. - 1994. - № 2. - С. 34.
6. Методика оценки качества жизни. - М.: ВНИИТЭ, 2000. - С. 14.
7. Регионы России. Социально-экономические показатели: Стат. сб. - М., 2003. -С. 644-645.
Получено 20.06.2006
ABOUT THE FORMATION OF THE REGIONAL TARGET PROGRAM OF SOCIAL PREVENTIVE MEASURES AGAINST DEVIANT BEHAVIOR IN YOUTH ENVIRONMENT
O. V. Leonova
The article proposes a model of the regional target program (RTP) "Social preventive measures against deviant behavior in youth environment" based on synergetic strategic aims and target norms of perspective development of young people in the Astrakhan region. Priority directions of program planning and efficiency of the RTP are determined in accordance with the criterion result/resources. The model of the developed RTP can serve as a methodological basis for diagnosis, designing and planning of the preventive measures in the sphere of social preventive measures of deviant behavior in youth environment.