УДК 343.341.1
Бидова Бэла Бертовна
доктор юридических наук, заведующая кафедрой правовых и гуманитарных дисциплин Ростовского государственного экономического университета, филиал в г. Кисловодске [email protected]
Егизарова Сатеник Владимировна
кандидат юридических наук, доцент кафедры правовых и гуманитарных дисциплин Ростовского государственного экономического университета филиал в г. Кисловодске [email protected]
Проблемы профилактики преступности
В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Bela B. Bidova
the doctor of jurisprudence,
the manager of chair of legal and
humanitarian disciplines
of the Rostov state economic university
branch in Kislovodsk
Satenik V. Egizarova
the candidate of jurisprudence,
the associate professor of legal and
humanitarian disciplines
of the Rostov state economic university
branch in Kislovodsk
Problem prevention
AMONG YOUTH
Аннотация. В статье анализируются проблемы профилактики преступности в молодежной среде, являющиеся весьма актуальными для современной России. Проведен анализ положительных моментов системы ювенальной юстиции зарубежных стран. Рассмотрен их опыт воздействия на несовершеннолетнего, меры правового воздействия на девиантное поведение подростков. Рассмотрены вопросы уголовной и социальной политики нашего государства в отношении несовершеннолетних. Меры, предпринимаемые в целях профилактики молодежной преступности, должны учитывать тенденции развития молодежной среды, особенности молодежи. Рассмотрены вопросы профилактической работы с несовершеннолетними в учреждениях образования. Указана необходимость сосредоточить внимание государства на проблемах семьи и молодежи, на проблемах профилактики правонарушений.
Ключевые слова: молодежная среда, семья, правонарушение, защита детства, профилактика правонарушений.
Annotation. The article analyzes the problems of crime prevention among youth, which is very relevant to modern Russia. The analysis of the positive aspects of the juvenile justice system of foreign countries. Discussed their experiences of the impact on minors, legal sanctions for deviant behavior of adolescents. Considered the issues of criminal and social policy of our state in the minors. Measures taken for the prevention of youth crime must take into account trends in the development of youth, especially youth. Considered the issues of preventive work with juveniles in educational institutions. Indicated the need to focus the government's attention to the problems of families and youth on issues of crime prevention.
Keywords: youth,
delinquency, child prevention.
the environment, family, protection, delinquency
Преступность в молодежной среде всегда притягивает повышенный интерес со стороны государства и общества. Это вполне обоснованно, так как молодое поколение является естественным резервом социального развития, а нарушение уголовного закона лицами юного возраста свидетельствует о существующих недостатках воспитания, условий для включения молодежи в жизнедеятельность общества. Неслучайно на современном этапе формирования новой уголовной политики РФ в отношении несо-
вершеннолетних особое место занимает вопрос построения системы ювенальной юстиции. При этом внимание специалистов теоретиков и практиков акцентировано, прежде всего, на создании системы специализированных ювенальных судов для отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. А на сегодняшнем этапе развития общества этого явно недостаточно.
Основное упущение уголовной и социальной политики нашего государства в отношении несо-
137
вершеннолетних связано, прежде всего, с тем, что профилактические мероприятия, направленные на недопущение совершения ими противоправных деяний практически не проводятся. Даже принятие значительного количества нормативно-правовых актов в данной сфере не обеспечивает их реализацию на практике ввиду отсутствия должного финансирования. По большому счету, подросток предоставлен самому себе и попадает в поле зрения государства только после совершения преступления, уже вступив в конфликт с уголовным законом, общепринятыми нормами поведения и морали.
Во многих зарубежных государствах подобные ситуации исключаются сами собой благодаря своевременной профилактической работе уполномоченных на то служб. Так например, в Англии «профилактика начинается с того, что полицейский вправе задержать любого подростка школьного возраста, находящегося без уважительных причин в учебное время в неположенном месте, и препроводить его домой либо в школу» [1, с. 35].
Немалую роль в системе профилактики играют образовательные учреждения, тем не менее, п. 1 ст. 4 ФЗ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [2] к субъектам профилактики их не относит, что вполне объясняет позицию самих образовательных учреждений, которые, указывая лишь на оказание образовательных услуг, полностью снимают с себя всю ответственность за нравственное воспитание несовершеннолетних.
С учетом изложенного, разработчики проекта ФЗ «Об основах системы ювенальной юстиции» Автономов А.С. и Ханашвили Н.Л. далеко не случайно предложили включить учреждения образования в систему ювенальной юстиции, ведь именно в учреждениях начального, среднего, высшего и дополнительного образования закладываются необходимые знания, умения и навыки, формируются интересы, круг общения и раскрываются способности ребенка [3, с. 45].
Возможно, именно отнесение образовательных учреждений всех уровней к субъектам профилактики преступности несовершеннолетних сформирует у них соответствующую обязанность по воспитанию подрастающего поколения. При этом в рамках профилактической работы с несовершеннолетними учреждения образования должны активно сотрудничать с правоохранительными органами и высшими учебными заведениями, сотрудники и преподаватели которых могут проводить соответствующие профилактические мероприятия в виде бесед и лекций, приводить яркие примеры того, как нельзя себя вести, и обязательно того, что за это бывает из судебной и иной правоприменительной практики [4, с. 883].
Профилактика преступности в молодежной среде осуществляется различными структурами и на разных уровнях, тем не менее, семья остается основным и самым эффективным звеном данной системы. Именно родители с самого раннего детства обращают внимание ребенка на то, как надо
себя вести, что можно, а что нельзя, объясняют, почему тот или иной поступок может обернуться бедой. Основным инструментом семейной профилактики является любовь и постоянное изучение личности ребенка, что позволяет своевременно заметить отрицательные поступки и поведение, а, следовательно, вовремя «пресечь формирование отрицательных взглядов, привычек и скорректировать стихийно сформировавшиеся криминогенные качества личности» [5, с. 156]. Естественно, должное воспитание ребенка занимает много времени. «Не случайно одним из главных факторов низкой преступности в Швейцарии является то, что в этой стране женщины, имеющие детей, как правило, не работают и всецело посвящают себя их воспитанию» [6, с. 26].
Беспризорность и безнадзорность детей являются весьма опасными социальными явлениями, которые априори влекут за собой проявление девиантного поведения несовершеннолетних, являющихся таковыми. Кроме того, огромное количество беспризорных и безнадзорных детей может стать стартовой площадкой для реализации Форсайт-проекта «Детство 2030», претворения в жизнь которого не хочет ни один здравомыслящий человек, а тем более любящий родитель. В соответствии с вышеизложенным, необходимо совершенствовать старые и разрабатывать новые мероприятия, направленные пусть не на искоренение, а хотя бы на значительное уменьшение числа беспризорных и безнадзорных детей.
В отличие от системы ранней профилактики преступлений несовершеннолетних, меры непосредственной профилактики имеют более четкую структуру. При этом «главной особенностью ответственности несовершеннолетних за совершенное ими преступление является возможность ее реализации в различных формах» [7, с. 32].
Так, в качестве одной из наиболее эффективных альтернатив уголовному наказанию выступают принудительные меры воспитательного воздействия, являющиеся самостоятельной формой индивидуализации ответственности лица за совершенное им преступление в несовершеннолетнем возрасте.
Не менее эффективная, но относительно редко применяемая альтернатива уголовному наказанию - помещение лица, не достигшего совершеннолетия, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, одно из «перспективных видов реабилитационных учреждений для несовершеннолетних с проблемами поведения, обучения и развития» [8, с. 57]. Тем не менее, даже достаточное правовое регулирование не устраняет серьезных проблем в деятельности правоприменителей.
Весьма интересной представляется система ювенальной юстиции Италии, где существует такая мера воздействия на несовершеннолетнего, как «досудебная пробация», заключающаяся в приостановке судебного разбирательства дела несовершеннолетнего на определенный промежуток времени, в течение которого он обязан посещать различного рода реабилитационные и образовательные программы [9, с. 24].
138
Многие страны мира в рамках пробационной деятельности используют Victim-Offender Reconciliation Programs - программу социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, направленную на примирение жертвы и правонарушителя, также известную как Victim-Offender Mediation Programs. Отметив достаточную эффективность данного процессуального института, Правительство РФ Постановлением от 27 декабря 2012 г. № 1406 утвердило Федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России» на 2013-2020 годы[10], предусматривающую в необходимость внедрения примирительных процедур, а именно восстановительной юстиции, под которой необходимо понимать особый способ разрешения уголовно-правового конфликта, основанный на примирении преступника и жертвы. При этом базовые предпосылки появления медиации в уголовных делах уже содержатся в от. 76 УК РФ и от. 25 УПК РФ.
В целом, говоря об уголовно-процессуальной деятельности, необходимо иметь в виду, что она состоит не просто из совокупности, а из системы упорядоченных действий, связанных между собой общей целью уголовного судопроизводства и единством принципов уголовного процесса.
Литература:
1. Дубошин АД. Профилактика виктимного поведения девиантов (отечественный и зарубежный опыт) // Международное уголовное право и международная юстиция. 2009. № 2. С. 35-36.
2. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. ФЗ от 14.10.2014г. № 301-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г. № 26. Ст. 3177.
3. Автономов АД. Ювенальная юстиция. М. : Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (НАН), 2009. 186 с.
4. Тхакохов АЛ. Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 882-884.
5. Магомедова AM. Проблемы эффективности принудительных мер воспитательного воздействия в России на современном этапе // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2011. № 1. С. 155-159.
6. Артеменко Н.В. Помещение несовершеннолетнего, совершившего преступление, в специальное учебно-воспитательное учреждение: теоретические и правоприменительные аспекты // Вопросы ювенальной юстиции. 2009. № 6. С. 25-27.
7. Магомедова AM. Принудительные меры воспитательного воздействия в российском уголовном праве. Махачкала : ИП Гаджиев СЮ., 2009. 102 c.
8. Головизнина МД. Преступность несовершеннолетних, ювенальная юстиция и восстановительное правосудие в Италии // Вопросы ювенальной юстиции. 2007. № 2 (11). С. 55-60.
Исполнение приговора является одной из стадий уголовного процесса, которая в контексте пенитенциарной системы РФ на сегодняшний день еще очень далека от совершенства. Так, исполнение наказания в воспитательной колонии является наиболее урегулированным видом наказания, применяемым к совершившим преступление несовершеннолетним.
Очевидна необходимость формирования новой уголовной и социальной политики государства по отношению к несовершеннолетним, приоритетными направлениями которой должны стать, прежде всего, поддержка семьи, материнства и детства, а также выработка мероприятий, направленных на недопущение перехода нормального законопослушного поведения ребенка сначала в девиантное, а за тем и в делинквентное. При этом начать реформирование необходимо, в первую очередь с телевидения, искоренив круглосуточные трансляции различного рода передач и фильмов, большинство из которых, по своей сути, являются «пособием для начинающих преступников». Конечно же, нельзя забывать и о необходимости устранения имеющихся пробелов в праве, касающихся системы исполнения наказания.
Literature:
1. Dublin A.C. Prevention of victimization behaviors of deviants (domestic and foreign experience), International criminal law and international justice. 2009. No. 2. P. 35-36.
2. Federal law of June 24, 1999 No. 120-FZ «On principles of prevention of child neglect and juvenile delinquency» (as amended FZ 14.10.2014, No. 301-FZ) // collected legislation of the Russian Federation dated June 28, 1999, No. 26. St. 3177.
3. Avtonomov A.S. the juvenile justice system. M. : Russian charitable Foundation «No to alcoholism and drug addiction» (NAS), 2009. 186 p.
4. Themhow A.A. About the problem of legal education of adolescents // Young scientist. 2014. No. 3. P. 685-686.
5. Magomedov A.M. problems of efficiency of compulsory measures of educational influence in Russia at the present stage //Business in law. Economic-legal journal. 2011. No. 1. P. 155-159.
6. Artemenko N. V. The premise of the juvenile who committed a crime in a special educational institution: theoretical and legal aspects // Issues of juvenile justice. 2009. No. 6. P. 25-27.
7. Magomedov A.M. Compulsory measures of educational influence in the Russian criminal law. Makhachkala : FE Hajiyev S.C., 2009. 102 p.
8. Goloviznina M.C. Juvenile Delinquency, juvenile justice and restorative justice in Italy // Juvenile justice. 2007. № 2 (11). P. 55-60.
139
9. Давыденко АД. К вопросу о ювенальной юстиции в Российской Федерации // Российская юстиция. 2014. № 5. С. 19-23.
10. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1406 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2013 г. № 1. ст. 13.
9. Davydenko A.V. To the issue of juvenile justice in the Russian Federation // the Russian justice. 2014. No. 5. P. 19-23.
10. The decree of the RF Government dated December 27, 2012 No. 1406 «On the Federal target program «development of the judicial system of Russia in 2013-2020» // collected legislation of the Russian Federation from January 7. 2013. № 1. St. 13.
140