УДК 343.341.1
Яхьяева Мархат Увайсовна
ассистент кафедры уголовного права и процесса Чеченского государственного университета [email protected]
Markhat U. Yakh’yaeva
assistant at the department of criminal law and process, Chechen State University [email protected]
Проблемы профилактики
Problems of
преступности
В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
CRIME PREVENTION AMONG YOUTH
Аннотация. В статье анализируются понятие и особенности преступности в молодежной среде, причины возникновения этого явления именно в данной социальной группе. Автором проведено исследование причин девиантного поведения несовершеннолетних и пути противодействия преступности в молодежной среде. Также, автором анализируются проблемы профилактики преступности в молодежной среде, являющиеся весьма актуальными для современной России. Меры, предпринимаемые в целях профилактики молодежной преступности, должны учитывать тенденции развития молодежной среды, особенности молодежи. Необходимо сосредоточить внимание государства на проблемах семьи и молодежи, на проблемах профилактики правонарушений.
Ключевые слова: молодежная среда, семья, правонарушение, защита детства, профилактика правонарушений.
Annotation. ТИэ article analyzes the concept and characteristics of crime in the youth environment, the causes of this phenomenon in a given social group. The author carries out a study on the causes of deviant behavior of minors and ways of combating crime among the youth. As well, the author analyzes the problems of crime prevention among the youth, which is very actual for modern Russia. The measures taken for the prevention of youth crime must take into account trends in the development of the youth, peculiarities of the youth. It is necessary to focus attention of the state on the problems of family and youth, on issues of crime prevention.
Keywords: youth, the environment, family, delinquency, child protection, delinquency prevention.
Преступность в молодежной среде всегда имеет повышенный интерес со стороны государства и общества. Это вполне обоснованно, так как молодое поколение является естественным резервом социального развития, а нарушение уголовного закона лицами юного возраста свидетельствует о существующих недостатках воспитания, условий для включения молодежи в жизнедеятельность общества. Неслучайно, на современном этапе формирования новой уголовной политики РФ в отношении несовершеннолетних особое место занимает вопрос построения системы ювенальной юстиции. При этом, внимание специалистов - теоретиков и практиков акцентировано, прежде всего, на создании системы специализированных ювенальных судов для отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. А на сегодняшнем этапе развития общества этого явно недостаточно.
Основное упущение уголовной и социальной политики нашего государства в отношении несовершеннолетних связано, прежде всего, с тем, что профилактические мероприятия, направленные на недопущение совершения ими противоправных деяний, практически не проводятся. Даже принятие значительного количества нор-
мативно-правовых актов в данной сфере не обеспечивает их реализацию на практике ввиду отсутствия должного финансирования. По большому счету, подросток предоставлен сам себе и попадает в поле зрения государства только после совершения преступления, уже вступив в конфликт с уголовным законом, общепринятыми нормами поведения и морали.
Во многих зарубежных государствах подобные ситуации исключаются сами собой благодаря своевременной профилактической работе уполномоченных на то служб. Так, например, в Англии «профилактика начинается с того, что полицейский вправе задержать любого подростка школьного возраста, находящегося без уважительных причин в учебное время в неположенном месте, и препроводить его домой либо в школу» [1, с. 35].
Немалую роль в системе профилактики играют образовательные учреждения, тем не менее, п. 1 ст. 4 ФЗ от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [2] к субъектам профилактики их не относит, что вполне объясняет позицию самих образователь-
389
ных учреждений, которые, указывая лишь на оказание образовательных услуг, полностью снимают с себя всю ответственность за нравственное воспитание несовершеннолетних.
С учетом изложенного, разработчики проекта ФЗ «Об основах системы ювенальной юстиции» Автономов А.С. и Ханашвили Н.Л. далеко неслучайно предложили включить учреждения образования в систему ювенальной юстиции, ведь именно в учреждениях начального, среднего, высшего и дополнительного образования закладываются необходимые знания, умения и навыки, формируются интересы, круг общения и раскрываются способности ребенка [3, с. 45].
Возможно, именно отнесение образовательных учреждений всех уровней к субъектам профилактики преступности несовершеннолетних сформирует у них соответствующую обязанность по воспитанию подрастающего поколения. При этом в рамках профилактической работы с несовершеннолетними учреждения образования должны активно сотрудничать с правоохранительными органами и высшими учебными заведениями, сотрудники и преподаватели которых могут проводить соответствующие профилактические мероприятия в виде бесед и лекций, приводить яркие примеры того, как нельзя себя вести, и обязательно того, что за это бывает из судебной и иной правоприменительной практики.
Профилактика преступности в молодежной среде осуществляется различными структурами и на разных уровнях, тем не менее, семья остается основным и самым эффективным звеном данной системы. Основным инструментом семейной профилактики является любовь и постоянное изучение личности ребенка, что позволяет своевременно заметить отрицательные поступки и поведение, а, следовательно, вовремя «пресечь формирование отрицательных взглядов, привычек и скорректировать стихийно сформировавшиеся криминогенные качества личности» [4, с. 156]. Естественно, должное воспитание ребенка занимает много времени. «Не случайно одним из главных факторов низкой преступности в Швейцарии является то, что в этой стране женщины, имеющие детей, как правило, не работают и всецело посвящают себя их воспитанию» [5, с. 26].
В отличие от системы ранней профилактики преступлений несовершеннолетних, меры непосредственной профилактики имеют более четкую структуру. При этом «главной особенностью ответственности несовершеннолетних за совершенное ими преступление является возможность ее реализации в различных формах».
Литература:
1. Дубошин А.В. Профилактика виктимного поведения девиантов (отечественный и зарубежный опыт) // Международное уголовное право и международная юстиция. 2009. № 2. С. 35-36.
2. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. ФЗ от 14.10.2014г. № 301-ФЗ). Собрание законодательства Российской Федерации от
Так, в качестве одной из наиболее эффективных альтернатив уголовному наказанию выступают принудительные меры воспитательного воздействия, являющиеся самостоятельной формой индивидуализации ответственности лица за совершенное им преступление в несовершеннолетнем возрасте.
Не менее эффективная, но относительно редко применяемая альтернатива уголовному наказанию - помещение лица, не достигшего совершеннолетия, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, одно из «перспективных видов реабилитационных учреждений для несовершеннолетних с проблемами поведения, обучения и развития». Тем не менее, даже достаточное правовое регулирование не устраняет серьезных проблем в деятельности правоприменителей.
Очевидна необходимость формирования новой уголовной и социальной политики государства по отношению к несовершеннолетним, приоритетными направлениями которой должны стать, прежде всего, поддержка семьи, материнства и детства, а также выработка мероприятий, направленных на недопущение перехода нормального законопослушного поведения ребенка сначала в девиантное, а за тем и в делинквентное. При этом начать реформирование необходимо, в первую очередь с телевидения, искоренив круглосуточные трансляции различного рода передач и фильмов, большинство из которых, по своей сути, являются «пособием для начинающих преступников». Конечно же, нельзя забывать и о необходимости устранения имеющихся пробелов в праве, касающихся системы исполнения наказания.
Молодежь - та прослойка общества, на которую возлагают большие надежды, но нередко молодые люди теряются и не могут найти свое предназначение из-за многообразия информации, субкультур, неверных ценностных установок, фальшивых лозунгов и манящих призывов. Нередко девизом их жизни становится «не париться», такие понятия, как труд, долг родине, помощь близкому, безвозмездная помощь становятся старомодными. [6, с. 32]. Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодежной среде, наиболее подверженной деструктивному влиянию, легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Таким образом, молодые граждане пополняют ряды экстремистских, террористических и иных преступных организаций, которые активно используют российскую молодежь в своих преступных интересах.
Literature:
1. Doroshin A.V. Prevention of victimization behavior of deviants (domestic and foreign experience) // International criminal law and international justice. 2009. № 2. P. 35-36.
2. Federal law of June 24, 1999 № 120-FZ «About bases of system of prevention of neglect and offences of minors» (in edition FZ from 14.10.2014 No. 301-FZ) // Meeting of the legislation of the Russ i a n Federation of 28 June 1999 № 26. Article 3177.
390
28 июня 1999 г. № 26. ст. 3177.
3. Автономов А.С. Ювенальная юстиция. М. : Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (НАН), 2009. 186 с.
4. Магомедова А.М. Проблемы эффективности принудительных мер воспитательного воздействия в России на современном этапе // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2011. № 1. С. 155-159.
5. Артеменко Н.В. Помещение несовершеннолетнего, совершившего преступление, в специальное учебно-воспитательное учреждение: теоретические и правоприменительные аспекты // Вопросы ювенальной юстиции. 2009. № 6. С. 25-27.
6. Бидова Б.Б. Преступления экстремистской направленности: уголовно-правовой и криминологический анализ (на примере Северо-Кавказского Федерального округа). Кисловодск : Учебный центр «Магистр», 2013. 224 с.
3. Avtonomov A.S. The juvenile justice system. M. : Russian charitable Foundation «No to alcoholism and drug addiction» (NAN), 2009. 186 р.
4. Magomedov A.M. Problems of effectiveness of coercive measures of educational influence in Russia at the present stage // Business in law. Economics and law journal. 2011. № 1. P. 155-159.
5. Artemenko N.In. The placement of young offenders in special educational institution: theoretical and legal aspects // Issues of juvenile justice. 2009. № 6. P. 25-27.
6. Bidova B.B. Crimes of an extremist orientation: criminal-legal and criminological analysis of the case of the North Caucasus Federal district. Kislovodsk : Educational center «Master», 2013. 224 p.
391