Научная статья на тему 'К вопросу о профилактике правонарушений среди несовершеннолетних'

К вопросу о профилактике правонарушений среди несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5373
641
Поделиться
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ / СЕМЬЯ / ШКОЛА / MINOR / PREVENTION OF CRIME / FAMILY / SCHOOL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Медведева Светлана Николаевна

Статья посвящена профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Рассмотрены проблемы поиска и установления гуманного подхода к решению вопросов предупреждения и пресечения преступности среди несовершеннолетних, проведения комплекса работ по выявлению и устранению причин возникновения криминального поведения подростков.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Медведева Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

To the question about the prevention of juvenile deliquency

The article is devoted to the prevention of juvenile delinquency. Searching and establishing a humane approach to the questions of the prevention and suppression of juvenile delinquency, carrying out a complex of works to identify and address the underlying causes of criminal behavior among adolescents are considered.

Текст научной работы на тему «К вопросу о профилактике правонарушений среди несовершеннолетних»

Медведева Светлана Николаевна

преподаватель кафедры криминалистики Краснодарского университета МВД России (e-mail: medw.swetlana@yandex.ru)

Мельникова Евгения Васильевна

учитель МОУ СОШ №76 г. Краснодара

К вопросу о профилактике правонарушений

среди несовершеннолетних

Статья посвящена профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Рассмотрены проблемы поиска и установления гуманного подхода к решению вопросов предупреждения и пресечения преступности среди несовершеннолетних, проведения комплекса работ по выявлению и устранению причин возникновения криминального поведения подростков.

Ключевые слова: несовершеннолетний, профилактика правонарушений, семья, школа.

S.N. Medvedeva, Teacher of a Chair of Criminalistics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: medw.swetlana@yandex.ru

To the question about the prevention of juvenile deliquency

The article is devoted to the prevention of juvenile delinquency. Searching and establishing a humane approach to the questions of the prevention and suppression of juvenile delinquency, carrying out a complex of works to identify and address the underlying causes of criminal behavior among adolescents are considered.

Key words: minor, prevention of crime, family, school.

Новый этап в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи начался с принятием нового закона в этом направлении [1]. Целью профилактики являются поиск и установление гуманного подхода к решению вопросов предупреждения и пресечения преступности среди несовершеннолетних, проведение комплекса работ по выявлению и устранению причин возникновения криминального поведения подростков.

Закон Краснодарского края «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» разработан на основании аналогичного опыта зарубежных стран и действующего законодательства Российской Федерации [2]. Так, например, если в Соединенных Штатах Америки родители оставляют своих детей, которым еще не исполнилось 12 лет, одних дома или на улице, то, скорее всего, соседи или знакомые тут же сообщат об этом в специальные государственные агентства. В этом случае родителям грозят большой штраф и воспитательные курсы. В Англии оставление детей в возрасте до 14 лет считается уголовным преступлением. В Германии можно попасть в тюрьму за оставление ребенка до 14 лет одного даже на 15 минут. Во Франции гражданину, не сообщившему о ребенке, попавшем в социально опасное положение, грозит уголовное преследование.

Целью настоящего Закона является создание правовой основы для защиты жизни и здоровья несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений на территории Краснодарского края в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и общепризнанными нормами международного права.

В законе указаны органы, осуществляющие профилактику безнадзорности правонарушений несовершеннолетних. Среди них не последнюю роль играют органы внутренних дел. Так, в ст. 5 Закона говорится о целях органов внутренних дел по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Анализ причинных факторов преступного поведения несовершеннолетних на протяжении многих десятилетий неизменно остается в фокусе интересов отечественных и зарубежных исследователей в различных областях научного знания: юриспруденции, психиатрии, социальных науках, медицине, педагогике и т.д. Современные знания о расстройствах поведения позволяют сделать вывод, что они являются сложными формами социального поведения личности, детерминированными системой взаимосвязанных факторов.

Преступность несовершеннолетних имеет ряд специфических особенностей, которые отличают ее от взрослой. Во-первых, это осо-

129

бенности возраста: подростковый возраст всегда трактуется как переходный, критический.

Подростковый возраст - это, прежде всего, возраст полового созревания человека, характеризующийся гиперактивностью личности во всех сферах. В начале этого периода подросток начинает осознавать свою принадлежность к определенному полу, интересуется представителями другого пола, появляются первые признаки полового влечения.

В социальном плане подростковая фаза -это продолжение первичной социализации. Практически все подростки этого возраста -школьники, находящиеся на иждивении родителей и государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Разница лишь в том, что появляются подростковое чувство взрослости, постоянное стремление подростка к самоутверждению себя как личности, равной взрослому, требование, чтобы с ним считались, уважали его мнение. Подросток также усваивает внешнюю взрослую атрибутику поведения: манеру одеваться, говорить; начинает курить, употреблять спиртные напитки и т. д.

Следующая особенность переходного возраста - сильная душевная ранимость.

Жизненные трудности, особенно унижение достоинства в период самоутверждения, фрустрация в силу названных обстоятельств зачастую загоняют юного человека в тупик и очень часто приводят к мысли о том, что разрешить его проблемы можно только путем ухода из жизни. Статистика подросткового и юношеского суицида весьма тревожна. В списке причин смерти указанной возрастной группы самоубийства занимают третье место после туберкулеза и травматизма, и их количество продолжает увеличиваться [3, с. 14-15, 19]. В девяти из десяти случаев юношеские покушения на самоубийство - не желание покончить счеты с жизнью, а желание обратить на себя внимание, крик о помощи.

Правонарушения совершаются несовершеннолетними, как правило, на улице, в компании сверстников. Для несовершеннолетних характерно большое стремление к групповым формам совместного досуга. Это свойственно и подросткам девиантного поведения, создающим свои группы. Основными непосредственными причинами перехода некоторых подростков и молодых людей на путь правонарушений являются не сложности и недостатки воспитания сами по себе, а прямое заражение аморальными взглядами, привычками своего социального окружения (микросреды), подражание поведению «лжегероев» зарубежных фильмов. Таким образом, правонарушения несовершеннолетних есть результат низкой социальной культуры, нравственной невоспи-

танности лиц, их совершивших. Культурно-нравственная деформация конкретной личности происходит чаще в результате отрицательного влияния микросреды (семьи, компании сверстников).

Пьянство и алкоголизм родителей большинства малолетних правонарушителей, жестокость, систематическое нарушение правил общественного поведения, совершение ими преступлений формирует у подростков криминогенную наклонность. Искоренение правонарушений должно вестись планомерно, с учетом управления социальными процессами и рассматриваться как важная социальная задача государственного значения.

Проблему преступности несовершеннолетних нельзя оставлять без внимания. Профилактические мероприятия в этой сфере являются неотъемлемым атрибутом современного общества. Понятие «профилактика», означающее в широком смысле предупреждение каких-либо нежелательных явлений, с 1970-х гг. начало наполняться правовым содержанием. По мнению А.П. Закалюка, под профилактикой преступности понимается деятельность по устранению причин и условий совершения преступлений лицом, которое еще не проявило преступного умысла, но его поведение свидетельствует о высокой вероятности перерастания последнего в преступное деяние [4, с. 16]. Профилактика правонарушений также рассматривается как особый вид социальной практики, обеспечивающий преобразование общественных отношений, в результате которых устраняются либо нейтрализуются условия (причины, факторы), способствующие отклоняющемуся поведению.

Основополагающим в решении проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должно стать понимание социальной значимости проблемы, в центре которой находится личность ребенка, его будущее.

В общей системе государственных мер по профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних следует выделять меры общей и специальной профилактики. Общая профилактика предполагает создание благоприятных социально-экономических, социокультурных, социально-педагогических условий, содействующих:

выполнению семьями их репродуктивных функций, воспитанию здоровых в физическом и социальном отношении детей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

полноценной реализации воспитательных функций, здоровых в физическом и социальном отношении детей;

полноценной реализации воспитательных функций общеобразовательных учреждений всех видов, обеспечению развития способностей и позитивных интересов детей, организа-

130

ции их занятости полезной деятельностью во внеучебное время.

Современная система профилактики безнадзорности осуществляется разноведомственными службами и учреждениями. Одной из важнейших задач государственного управления является четкое разделение функций и сфер профилактического влияния различных ведомств.

Одним из субъектов профилактики преступности несовершеннолетних являются органы внутренних дел, среди которых ведущими в этой области являются подразделения органов внутренних дел по делам несовершеннолетних (ОППН). Среди многочисленных функций ОППН можно назвать две основные. Прежде всего, это проведение индивидуальной профилактической работы с теми несовершеннолетними, которые находятся не просто в трудной жизненной ситуации, а представляют общественную опасность для общества. К таковым закон относит: несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества; совершивших административное правонарушение как до, так и после достижения возраста, с которого наступает административная ответственность; освобожденных от уголовной ответственности или не подлежащих ей по разным основаниям; обвиняемых или подозреваемых, в отношении которых не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. К компетенции ОППН также относится профилактика рецидивной преступности. Эти органы должны работать с несовершеннолетними, освобожденными от отбывания наказания или получившими отсрочку отбывания наказания или исполнения приговора по разным основаниям; освобожденными от наказания за совершение преступления с применением принудительных мер воспитательного воздействия; осужденными условно или осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы; освобожденными из учреждений уголовно-исполнительной системы или вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в них допускали нарушения режима, после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении или нуждаются в социальной помощи, реабилитации. Кроме того, ОППН обязаны проводить работу с законными представителями, не исполняющими свои обязанности по воспитанию указанных выше категорий несовершеннолетних. Второй, может быть, еще более важной функцией ОППН является выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в участие в преступлениях и антиобщественных действиях. Вспомогательными эле-

ментами профилактики преступности несовершеннолетних являются органы опеки и попечительства и органы служб занятости.

Другим субъектом профилактики являются учреждения образования и органы управления образованием. К компетенции этих институтов относятся: введение и реализация методик, направленных на формирование законопослушного поведения; проведение комплексных психолого-медико-педагогических обследований для определения необходимых форм обучения и воспитания; выявление детей, пропускающих занятия, и оказание помощи в получении образования; содействие семьям в воспитании и обучении детей; организация отдыха и досуга несовершеннолетних.

К сожалению, школа переживает трудные времена. Переполненность классов, недостаток специалистов, их низкий профессиональный уровень приводят к увеличению числа конфликтов между учениками и учителями. Школа практически отказалась от воспитательной функции и чаще всего использует репрессивные меры воздействия, преследуя цель поддержания дисциплины любыми доступными средствами, которых осталось мало. Нередко успеваемость ученика по предмету находится в прямой зависимости от отношения учителя к нему. Это приводит к снижению авторитета школы, значимости обучения вообще. В то же время неуспеваемость, плохое поведение подростка в школе становятся причиной семейных конфликтов, способствуют возникновению отчуждения между родителями и детьми.

И все же важную роль в антикриминогенном влиянии на несовершеннолетних должна оказывать школа, поскольку само воспитание, наряду с обучением, составляет содержание процесса соответствующего воздействия на подростка, формируя его в качестве полезного для общества человека.

Принудительные меры воздействия на подростка не являются самыми эффективными. Необходимо постараться заинтересовать подростка, направить его энергию в нужное русло. В качестве примера можно привести схему работы МОУ СОШ № 76 г. Краснодара по исполнению Закона «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних граждан» № 120-ФЗ и исполнения соответствующего Закона Краснодарского края №1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» [2].

Основными задачами названного учебного заведения являются: 1) развитие позитивной социальной, в том числе и правовой, ориентации несовершеннолетних; 2) нравственное воспитание школьников; 3) физическая подго-

131

товка; 4) медицинская профилактика и оздоровление участников; 5) психологическая коррекция детей, имеющих отклонения в поведении; 6) повышение уровня правовой культуры детей; 7) обучение несовершеннолетних основам ювенального права; 8) выявление талантливых детей среди подростков из малообеспеченных и социально незащищенных семей для их поддержки и направления для обучения в высшие учебные заведения. Для достижения целей в школе организуется творческая работа различных клубов, мастерских по интересам. Так же проводятся различные тренинги, деловые и правовые игры: «Молодежь выбирает спорт», «Дети Кубани против наркотиков», «Я выбираю жизнь», «Знаешь ли ты закон?», а также всеми любимый «КВН». Важное место в профилактической работе школы занимает военно-патриотическая тема. Проводятся культурно-массовые мероприятия, способствующие вовлечению несовершеннолетних в различные формы занятости во внеурочное время: конкурс военной песни «На привале», «Песни в солдатской шинели», игра «Зарница», конкурс стихотворений «Мужество русского бойца». Кроме этого, организуются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками афганских и чеченских событий, для которых каждый отряд готовит тематическое выступление.

В школе работают воспитательные программы: «Преодоление», «Я выбираю здоровье», спортивный клуб «Планета SCHOOL-76», направленные на профилактику наркомании, алкоголизма, табакокурения в детской и подростковой среде, приобщение к здоровому образу жизни.

Реализуются программы, направленные на решение вопросов правового просвещения, гражданско-патриотического воспитания, в течение многих лет осуществляется взаимодействие со Свято-Покровским храмом для духовно-нравственного воспитания подростков.

Школа обращает внимание и на профилактическую работу среди родителей. На родительских собраниях рассматриваются вопросы реализации Закона № 1539; родители учеников старших классов привлекаются для осуществления рейдовых дежурств в микрорайоне школы с целью выявления учащихся, находящихся на улице после 22.00. С родителями учащихся, требующих особого педагогического внимания, проводятся индивидуальные беседы.

Результаты анкетирования и тестирования учеников, а также данные, предоставленные КДН Прикубанского округа г. Краснодара, показали эффективность проводимых мероприятий в плане их профилактического воздействия на несовершеннолетних.

Таким образом, только при тесном взаимодействии органов и учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, возможно, решение данной проблемы. Приведенный в качестве примера опыт школы показывает, что воспитательная функция не должна перекладывается на силовые структуры, а органы и учреждения всех уровней должны осознавать свою причастность к решению проблемы борьбы с правонарушениями несовершеннолетних.

1. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федер. закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ.

2. О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае: закон Краснодарского края от 21 июля 2008 г. № 1539.

3. Забрянский Г.И., Емельянова Л.В. Статистика преступности несовершеннолетних в России: аналитический обзор. М., 2000.

4. Закалюк А. П. Прогнозирование и предупреждение индивидуального преступного поведения. М., 1986.

1. About principles of prevention of juvenile delinquency: feder. law of June, 24, 1999. № 120-FL.

2. About measures to prevent child neglect and juvenile delinquency in the Krasnodar region: law of Krasnodar region of June, 21, 2008. № 1539.

3. Zabriansky G.I., Emelianova L.V., Juvenile crime statistics in Russia: analytical review. M., 2000.

4. Zakaluk A. P. Protection andprevention ofindividual criminal behavior. M., 1986.

132