Медведева Светлана Николаевна
преподаватель кафедры криминалистики Краснодарского университета МВД России (e-mail: medw.swetlana@yandex.ru)
Мельникова Евгения Васильевна
учитель МОУ СОШ №76 г. Краснодара
К вопросу о профилактике правонарушений
среди несовершеннолетних
Статья посвящена профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Рассмотрены проблемы поиска и установления гуманного подхода к решению вопросов предупреждения и пресечения преступности среди несовершеннолетних, проведения комплекса работ по выявлению и устранению причин возникновения криминального поведения подростков.
Ключевые слова: несовершеннолетний, профилактика правонарушений, семья, школа.
S.N. Medvedeva, Teacher of a Chair of Criminalistics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: medw.swetlana@yandex.ru
To the question about the prevention of juvenile deliquency
The article is devoted to the prevention of juvenile delinquency. Searching and establishing a humane approach to the questions of the prevention and suppression of juvenile delinquency, carrying out a complex of works to identify and address the underlying causes of criminal behavior among adolescents are considered.
Key words: minor, prevention of crime, family, school.
Новый этап в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи начался с принятием нового закона в этом направлении [1]. Целью профилактики являются поиск и установление гуманного подхода к решению вопросов предупреждения и пресечения преступности среди несовершеннолетних, проведение комплекса работ по выявлению и устранению причин возникновения криминального поведения подростков.
Закон Краснодарского края «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» разработан на основании аналогичного опыта зарубежных стран и действующего законодательства Российской Федерации [2]. Так, например, если в Соединенных Штатах Америки родители оставляют своих детей, которым еще не исполнилось 12 лет, одних дома или на улице, то, скорее всего, соседи или знакомые тут же сообщат об этом в специальные государственные агентства. В этом случае родителям грозят большой штраф и воспитательные курсы. В Англии оставление детей в возрасте до 14 лет считается уголовным преступлением. В Германии можно попасть в тюрьму за оставление ребенка до 14 лет одного даже на 15 минут. Во Франции гражданину, не сообщившему о ребенке, попавшем в социально опасное положение, грозит уголовное преследование.
Целью настоящего Закона является создание правовой основы для защиты жизни и здоровья несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений на территории Краснодарского края в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и общепризнанными нормами международного права.
В законе указаны органы, осуществляющие профилактику безнадзорности правонарушений несовершеннолетних. Среди них не последнюю роль играют органы внутренних дел. Так, в ст. 5 Закона говорится о целях органов внутренних дел по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Анализ причинных факторов преступного поведения несовершеннолетних на протяжении многих десятилетий неизменно остается в фокусе интересов отечественных и зарубежных исследователей в различных областях научного знания: юриспруденции, психиатрии, социальных науках, медицине, педагогике и т.д. Современные знания о расстройствах поведения позволяют сделать вывод, что они являются сложными формами социального поведения личности, детерминированными системой взаимосвязанных факторов.
Преступность несовершеннолетних имеет ряд специфических особенностей, которые отличают ее от взрослой. Во-первых, это осо-
129
бенности возраста: подростковый возраст всегда трактуется как переходный, критический.
Подростковый возраст - это, прежде всего, возраст полового созревания человека, характеризующийся гиперактивностью личности во всех сферах. В начале этого периода подросток начинает осознавать свою принадлежность к определенному полу, интересуется представителями другого пола, появляются первые признаки полового влечения.
В социальном плане подростковая фаза -это продолжение первичной социализации. Практически все подростки этого возраста -школьники, находящиеся на иждивении родителей и государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Разница лишь в том, что появляются подростковое чувство взрослости, постоянное стремление подростка к самоутверждению себя как личности, равной взрослому, требование, чтобы с ним считались, уважали его мнение. Подросток также усваивает внешнюю взрослую атрибутику поведения: манеру одеваться, говорить; начинает курить, употреблять спиртные напитки и т. д.
Следующая особенность переходного возраста - сильная душевная ранимость.
Жизненные трудности, особенно унижение достоинства в период самоутверждения, фрустрация в силу названных обстоятельств зачастую загоняют юного человека в тупик и очень часто приводят к мысли о том, что разрешить его проблемы можно только путем ухода из жизни. Статистика подросткового и юношеского суицида весьма тревожна. В списке причин смерти указанной возрастной группы самоубийства занимают третье место после туберкулеза и травматизма, и их количество продолжает увеличиваться [3, с. 14-15, 19]. В девяти из десяти случаев юношеские покушения на самоубийство - не желание покончить счеты с жизнью, а желание обратить на себя внимание, крик о помощи.
Правонарушения совершаются несовершеннолетними, как правило, на улице, в компании сверстников. Для несовершеннолетних характерно большое стремление к групповым формам совместного досуга. Это свойственно и подросткам девиантного поведения, создающим свои группы. Основными непосредственными причинами перехода некоторых подростков и молодых людей на путь правонарушений являются не сложности и недостатки воспитания сами по себе, а прямое заражение аморальными взглядами, привычками своего социального окружения (микросреды), подражание поведению «лжегероев» зарубежных фильмов. Таким образом, правонарушения несовершеннолетних есть результат низкой социальной культуры, нравственной невоспи-
танности лиц, их совершивших. Культурно-нравственная деформация конкретной личности происходит чаще в результате отрицательного влияния микросреды (семьи, компании сверстников).
Пьянство и алкоголизм родителей большинства малолетних правонарушителей, жестокость, систематическое нарушение правил общественного поведения, совершение ими преступлений формирует у подростков криминогенную наклонность. Искоренение правонарушений должно вестись планомерно, с учетом управления социальными процессами и рассматриваться как важная социальная задача государственного значения.
Проблему преступности несовершеннолетних нельзя оставлять без внимания. Профилактические мероприятия в этой сфере являются неотъемлемым атрибутом современного общества. Понятие «профилактика», означающее в широком смысле предупреждение каких-либо нежелательных явлений, с 1970-х гг. начало наполняться правовым содержанием. По мнению А.П. Закалюка, под профилактикой преступности понимается деятельность по устранению причин и условий совершения преступлений лицом, которое еще не проявило преступного умысла, но его поведение свидетельствует о высокой вероятности перерастания последнего в преступное деяние [4, с. 16]. Профилактика правонарушений также рассматривается как особый вид социальной практики, обеспечивающий преобразование общественных отношений, в результате которых устраняются либо нейтрализуются условия (причины, факторы), способствующие отклоняющемуся поведению.
Основополагающим в решении проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должно стать понимание социальной значимости проблемы, в центре которой находится личность ребенка, его будущее.
В общей системе государственных мер по профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних следует выделять меры общей и специальной профилактики. Общая профилактика предполагает создание благоприятных социально-экономических, социокультурных, социально-педагогических условий, содействующих:
выполнению семьями их репродуктивных функций, воспитанию здоровых в физическом и социальном отношении детей;
полноценной реализации воспитательных функций, здоровых в физическом и социальном отношении детей;
полноценной реализации воспитательных функций общеобразовательных учреждений всех видов, обеспечению развития способностей и позитивных интересов детей, организа-
130
ции их занятости полезной деятельностью во внеучебное время.
Современная система профилактики безнадзорности осуществляется разноведомственными службами и учреждениями. Одной из важнейших задач государственного управления является четкое разделение функций и сфер профилактического влияния различных ведомств.
Одним из субъектов профилактики преступности несовершеннолетних являются органы внутренних дел, среди которых ведущими в этой области являются подразделения органов внутренних дел по делам несовершеннолетних (ОППН). Среди многочисленных функций ОППН можно назвать две основные. Прежде всего, это проведение индивидуальной профилактической работы с теми несовершеннолетними, которые находятся не просто в трудной жизненной ситуации, а представляют общественную опасность для общества. К таковым закон относит: несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества; совершивших административное правонарушение как до, так и после достижения возраста, с которого наступает административная ответственность; освобожденных от уголовной ответственности или не подлежащих ей по разным основаниям; обвиняемых или подозреваемых, в отношении которых не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. К компетенции ОППН также относится профилактика рецидивной преступности. Эти органы должны работать с несовершеннолетними, освобожденными от отбывания наказания или получившими отсрочку отбывания наказания или исполнения приговора по разным основаниям; освобожденными от наказания за совершение преступления с применением принудительных мер воспитательного воздействия; осужденными условно или осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы; освобожденными из учреждений уголовно-исполнительной системы или вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в них допускали нарушения режима, после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении или нуждаются в социальной помощи, реабилитации. Кроме того, ОППН обязаны проводить работу с законными представителями, не исполняющими свои обязанности по воспитанию указанных выше категорий несовершеннолетних. Второй, может быть, еще более важной функцией ОППН является выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в участие в преступлениях и антиобщественных действиях. Вспомогательными эле-
ментами профилактики преступности несовершеннолетних являются органы опеки и попечительства и органы служб занятости.
Другим субъектом профилактики являются учреждения образования и органы управления образованием. К компетенции этих институтов относятся: введение и реализация методик, направленных на формирование законопослушного поведения; проведение комплексных психолого-медико-педагогических обследований для определения необходимых форм обучения и воспитания; выявление детей, пропускающих занятия, и оказание помощи в получении образования; содействие семьям в воспитании и обучении детей; организация отдыха и досуга несовершеннолетних.
К сожалению, школа переживает трудные времена. Переполненность классов, недостаток специалистов, их низкий профессиональный уровень приводят к увеличению числа конфликтов между учениками и учителями. Школа практически отказалась от воспитательной функции и чаще всего использует репрессивные меры воздействия, преследуя цель поддержания дисциплины любыми доступными средствами, которых осталось мало. Нередко успеваемость ученика по предмету находится в прямой зависимости от отношения учителя к нему. Это приводит к снижению авторитета школы, значимости обучения вообще. В то же время неуспеваемость, плохое поведение подростка в школе становятся причиной семейных конфликтов, способствуют возникновению отчуждения между родителями и детьми.
И все же важную роль в антикриминогенном влиянии на несовершеннолетних должна оказывать школа, поскольку само воспитание, наряду с обучением, составляет содержание процесса соответствующего воздействия на подростка, формируя его в качестве полезного для общества человека.
Принудительные меры воздействия на подростка не являются самыми эффективными. Необходимо постараться заинтересовать подростка, направить его энергию в нужное русло. В качестве примера можно привести схему работы МОУ СОШ № 76 г. Краснодара по исполнению Закона «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних граждан» № 120-ФЗ и исполнения соответствующего Закона Краснодарского края №1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» [2].
Основными задачами названного учебного заведения являются: 1) развитие позитивной социальной, в том числе и правовой, ориентации несовершеннолетних; 2) нравственное воспитание школьников; 3) физическая подго-
131
товка; 4) медицинская профилактика и оздоровление участников; 5) психологическая коррекция детей, имеющих отклонения в поведении; 6) повышение уровня правовой культуры детей; 7) обучение несовершеннолетних основам ювенального права; 8) выявление талантливых детей среди подростков из малообеспеченных и социально незащищенных семей для их поддержки и направления для обучения в высшие учебные заведения. Для достижения целей в школе организуется творческая работа различных клубов, мастерских по интересам. Так же проводятся различные тренинги, деловые и правовые игры: «Молодежь выбирает спорт», «Дети Кубани против наркотиков», «Я выбираю жизнь», «Знаешь ли ты закон?», а также всеми любимый «КВН». Важное место в профилактической работе школы занимает военно-патриотическая тема. Проводятся культурно-массовые мероприятия, способствующие вовлечению несовершеннолетних в различные формы занятости во внеурочное время: конкурс военной песни «На привале», «Песни в солдатской шинели», игра «Зарница», конкурс стихотворений «Мужество русского бойца». Кроме этого, организуются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками афганских и чеченских событий, для которых каждый отряд готовит тематическое выступление.
В школе работают воспитательные программы: «Преодоление», «Я выбираю здоровье», спортивный клуб «Планета SCHOOL-76», направленные на профилактику наркомании, алкоголизма, табакокурения в детской и подростковой среде, приобщение к здоровому образу жизни.
Реализуются программы, направленные на решение вопросов правового просвещения, гражданско-патриотического воспитания, в течение многих лет осуществляется взаимодействие со Свято-Покровским храмом для духовно-нравственного воспитания подростков.
Школа обращает внимание и на профилактическую работу среди родителей. На родительских собраниях рассматриваются вопросы реализации Закона № 1539; родители учеников старших классов привлекаются для осуществления рейдовых дежурств в микрорайоне школы с целью выявления учащихся, находящихся на улице после 22.00. С родителями учащихся, требующих особого педагогического внимания, проводятся индивидуальные беседы.
Результаты анкетирования и тестирования учеников, а также данные, предоставленные КДН Прикубанского округа г. Краснодара, показали эффективность проводимых мероприятий в плане их профилактического воздействия на несовершеннолетних.
Таким образом, только при тесном взаимодействии органов и учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, возможно, решение данной проблемы. Приведенный в качестве примера опыт школы показывает, что воспитательная функция не должна перекладывается на силовые структуры, а органы и учреждения всех уровней должны осознавать свою причастность к решению проблемы борьбы с правонарушениями несовершеннолетних.
1. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федер. закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ.
2. О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае: закон Краснодарского края от 21 июля 2008 г. № 1539.
3. Забрянский Г.И., Емельянова Л.В. Статистика преступности несовершеннолетних в России: аналитический обзор. М., 2000.
4. Закалюк А. П. Прогнозирование и предупреждение индивидуального преступного поведения. М., 1986.
1. About principles of prevention of juvenile delinquency: feder. law of June, 24, 1999. № 120-FL.
2. About measures to prevent child neglect and juvenile delinquency in the Krasnodar region: law of Krasnodar region of June, 21, 2008. № 1539.
3. Zabriansky G.I., Emelianova L.V., Juvenile crime statistics in Russia: analytical review. M., 2000.
4. Zakaluk A. P. Protection andprevention ofindividual criminal behavior. M., 1986.
132