АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ОХРАНЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
ADMINISTRATIVE AND LEGAL MEANS OF PROTECTION OF THE RIGHTS OF JUVENILES IN THE KRASNODAR REGION
Трубицын А.В., магистрант ЮжноРоссийского института управления - филиала РАНХиГС
Trubitcin A.V., master student of South-Russian Institute of Administration of RANEPA
Статья посвящена реализации Закона Краснодарского края от 21 июля 2008 г. № 1539-КЗ "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае", анализу состояния преступности среди несовершеннолетних на Кубани в период с 2008 по 2015 гг.
Ключевые слова: преступность, несовершеннолетние, безнадзорность, профилактика преступности, правонарушения.
The article is devoted to the implementation of the Law of Krasnodar territory from 21 July 2008 № 1539-KZ "on measures for preventing child neglect and offences of minors in Krasnodar territory", the analysis of the status of juvenile delinquency in the Kuban region in the periodfrom 2008 to 2015.
Key words: criminality, minor, neglect, preventive maintenance to criminality, offenses.
Общественность, педагогические работники, сотрудники правоохранительных органов в 2000-е годы стали ставить перед исполнительной и законодательной властью Кубани проблемы роста детской преступности. Многие связывали рост детской преступности с культом насилия на телевидении, незанятостью молодежи в свободное от учебы время, свободный доступ подростков в питейные заведения (кафе, рестораны и т.п.), отсутствие должного контроля за реализацией предпринимателями им алкогольных напитков и табачных изделий. Воспитательная система, которая работала в годы Советской власти (пионерские и комсомольские организации) в начале 90-х годов ХХ века фактически перестала существовать. Нарастали кризисные явления в экономике и политике. Многие предприятия прекратили деятельность, увеличилась безработица, родители вместо воспитания детей были заняты поиском средств к существованию. Для большинства подростков в 90-е годы авторитетами становились не бывшие герои советского периода, а бандиты, рэкетиры, представители преступного мира. Возросло количество совершенных несовершеннолетними краж, грабежей и разбоев. Значительно выросло число несовершеннолетних, которые начали употреблять наркотики, алкоголь, выросло число токсикоманов. Правовой нигилизм, недоверие к органам власти, нежелание родителей «асоциальных подростков» сотрудничать с комиссиями по делам несовершеннолетних и правоохранительными органами не способствовали решению проблем детской преступности.
Принятый 21 июня 2008 года Закон Краснодарского края № 1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае», получившего неофициальное
название «детский» закон (далее - краевой закон № 1539, «детский» закон) стал одним из основных документов по борьбе с детской преступностью на Кубани.
Основой для разработки краевого закона № 1539 стал Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее -федеральный закон № 120), который описал основные принципы профилактики, обозначил её субъекты и объекты приложения профилактических усилий [1].
Но вместе с тем федеральный закон № 120 не вводил тех ограничений для несовершеннолетних, которые были установлены краевым законом. «Детский» закон был разработан на основании аналогичного опыта зарубежных стран и действующего законодательства Российской Федерации. Так, например, если в Соединенных Штатах Америки родители оставляют своих детей, которым еще не исполнилось 12 лет, одних дома или на улице, то, скорее всего, соседи или знакомые тут же сообщат об этом в специальные государственные агентства. В этом случае родителям грозит большой штраф и воспитательные курсы. В Англии оставление детей в возрасте до 14 лет считается уголовным преступлением. В Германии можно попасть в тюрьму за оставление ребенка до 14 лет одного даже на 15 минут. Во Франции гражданину, не сообщившему о ребенке, попавшем в социально опасное положение, грозит уголовное преследование [9].
Целью краевого Закона является: создание правовой основы для защиты жизни и здоровья несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений на территории Краснодарского края в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и общепризнанными нормами международного права.
Законодательно было ограничено нахождение несовершеннолетних в
ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), ответственных лиц. Согласно закону (ч. 2, 3, 4 ст. 3, ч. 2 ст. 3.3) родители (лица, их заменяющие), должностные лица органов местного самоуправления принимают меры по недопущению нахождения в общественных местах (улицы, стадионы, парки, скверы) без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), родственников или ответственных лиц:
1)несовершеннолетних в возрасте до 7 лет - круглосуточно;
2)несовершеннолетних в возрасте от 7 до 14 лет - с 21 часа до 6 часов;
3)несовершеннолетних в возрасте от 14 лет до достижения совершеннолетия - с 22 часов до 6 часов [2].
Также ограничивалось нахождение несовершеннолетних, обучающихся в образовательной организации, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) в учебное время в местах, предназначенных для обеспечения доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также для развлечений, досуга, и других местах общего пользования (п. 1 ст. 3). Вводилось ограничение на пребывание несовершеннолетних даже вместе с родителями (лицами, их заменяющими) на объектах торговли и общественного питания, в пивных ресторанах, винных и пивных барах, рюмочных, других местах, которые предназначены для реализации алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе (ч. 7 ст. 3, ч. 2 ст. 3.3).
Статьей 15 краевого закона № 1539 устанавливалась административная ответственность родителей (лиц, их заменяющих), должностных и юридических лиц, виновных в необеспечении мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Краснодарского края.
Краевым законом был определен круг лиц, ответственных за нарушение «детского» закона:
- за нахождения детей после 22-х часов в общественных местах без сопровождения взрослых - родители (лица, их заменяющие);
- за продажу алкогольной, спиртосодержащей продукции, пива и табака несовершеннолетним - владельцы торговых точек и продавцы;
- за нахождение детей без сопровождения родителей в организациях общественного питания, предназначенных для распития алкогольной, спиртосодержащей продукции и пива - владельцы заведений;
- за нахождение детей в игорных заведениях, интернет-клубах, заведениях, эксплуатирующих у детей интерес к сексу - владельцы указанных заведений.
16 июля 2010 года были внесены изменения в статью 2.9 Закона Краснодарского края № 2014-КЗ "Об административных правонарушениях". Принятым законом значительно расширяется перечень мест, где нахождение несовершеннолетних не допускается, и, соответственно, повышается возраст детей с 16 до 18 лет, в отношении которых необходимо обеспечивать меры, направленные на профилактику их безнадзорности и правонарушений
Законом Краснодарского края от 23 июля 2003 года № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» (в ред. Закона Краснодарского края от 16.07.2010 № 2014-КЗ) (далее - краевой закон № 608, КЗ-608) за несоблюдение установленных требований к обеспечению мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда была установлена административная ответственность.
Статьей 2.9 КЗ-608 введена административная ответственность:
- за допуск в места, пребывание в которых может причинить вред здоровью несовершеннолетних, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч
пятисот до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей (ч. 1 ст. 2.9 КЗ-608);
- за допуск несовершеннолетних в ночное время в общественные места
- наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей, на юридических лиц -от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (ч. 2 ст. 2.9 КЗ-608);
- за нарушение требований, предусмотренных частями 3-7 статьи 3 КЗ-1539, - наложение административного штрафа на родителей (лиц, их заменяющих) в размере ста рублей (ч. 3 ст. 2.9 КЗ-608). Повторное совершение административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на родителей (лиц, их заменяющих) в размере пятисот рублей [3].
В соответствии со ст. 11.1 КЗ-608 дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 2.9 КЗ-608, рассматривают мировые судьи.
Установление административной ответственности явилось реальным инструментом побуждения должностных и юридических лиц, родителей (лиц, их заменяющих) к исполнению требований «детского» закона.
Многие юристы заявляли после принятия «детского» закона, что краевое регулирование вопросов безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ограничение времени пребывания
несовершеннолетних в общественных местах противоречит нормам федерального законодательства, нарушает основные права несовершеннолетних. И лишь в декабре 2010 года на совещании, посвященном укреплению правопорядка в России действующий тогда Президент РФ Д.А. Медведев, заслушав доклад главы администрации Краснодарского края А.Н. Ткачева об эффективном опыте реализации на Кубани «детского» закона, положительно оценил принятый в Краснодарском
крае «детский» закон и рекомендовал субъектам федерации использовать в деятельности по защите прав несовершеннолетних, борьбе с детской преступностью кубанский опыт. Многие регионы РФ приняли подобные законы (введены некоторые ограничения и в Ростовской области), но его реализация в других субъектах России не имеет тех положительных моментов, которые имеются на Кубани.
Не смотря на критику норм краевого закона, органы государственной власти и местного самоуправления начали жёстко требовать от чиновников и родителей, представителей учебных заведений выполнять его нормы.
На момент принятия «детского» закона существовали органы, которые занимались вопросами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, охраной общественного порядка.
В рамках профилактики - это комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, деятельность которых регламентирована федеральным законом № 120, законом Краснодарского края от 13 ноября 2006 года № 1132-КЗ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Краснодарском крае» и Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года «Об утверждении положения о комиссиях по делам несовершеннолетних».
В рамках охраны правопорядка - это штабы по взаимодействию в области организации участия граждан в охране общественного порядка, деятельность которых регламентирована постановлением главы администрации Краснодарского края от 2 октября 2007 года № 932 «О мерах по реализации закона Краснодарского края от 28 июня 2007 года № 1267-КЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка в Краснодарском крае» (в редакции постановлений главы администрации края от 18.03.2008 № 198 и от 14.04.2009 № 275) [5].
Деятельность и штабов, правоохранительных органов, представителей
ТОС и комиссий по делам несовершеннолетних направлена на достижение единой цели: снижение уровня подростковой преступности, правонарушений несовершеннолетних, снижение преступлений и правонарушений, совершенных в отношении несовершеннолетних, снижение числа несовершеннолетних, находящихся в общественных местах без сопровождения законных представителей в запрещенное время; снижение фактов продажи несовершеннолетним алкоголя, пива и спиртных напитков, изготовленных на его основе, при снижении фактов выявления несовершеннолетних в алкогольном опьянении или употребляющих алкоголь, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, или увеличение привлеченных к ответственности лиц за продажу несовершеннолетним алкоголя, пива и спиртных напитков, изготовленных на его основе, при увеличении числа фактов выявления несовершеннолетних в алкогольном опьянении или употребляющих алкоголь, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе.
Органы местного самоуправления, представители правоохранительных органов, казачества, территориального общественного самоуправления, родительских комитетов проводили ежедневные рейды в ночное время в местах массового пребывания молодежи и подростков с целью пресечения фактов правонарушений, распространения и потребления наркотических средств, употребления несовершеннолетними спиртных напитков, выявления лиц, нарушающих правила торговли. Во многих районах края была организована работа молодежных патрулей, в состав которых вошли молодежные активисты из числа рабочей и студенческой молодежи. Созданные в каждом поселении штабы по реализации «детского» закона, комиссии по делам несовершеннолетних еженедельно проводили анализ результатов рейдов, ежемесячно проводили изучение административной практики и криминогенной обстановки по линии несовершеннолетних,
разработка предложений по вопросам обеспечения общественного порядка и профилактики правонарушений несовершеннолетних. Чиновники краевой администрации были распределены и закреплены за районами, постоянно анализируя итоги деятельности штабов, под личный контроль деятельность районных штабов взяла заместитель губернатора Кубани Г. Золина. Уделялось большое внимание пропаганде «детского» закона, изготовление информационно-имиджевой продукции в целях социальной рекламы («22.00 - детям пора домой!», «22.00 - а где ваш ребенок?» и т.п.).
Проведение рейдовых мероприятий, привлечение родителей к административной ответственности за нарушение детьми «детского» закона привело к резкому сокращению несовершеннолетних, находящихся в ночное время на улицах, в подъездах домов и в иных общественных местах. Если за 5 месяцев 2008 года таких несовершеннолетних было выявлено более 47 тысяч человек, то за весь 2014 год - более 10 тысяч.
После установления административной ответственности за нарушение «детского» закона представители правоохранительных органов, имеющие право составлять административные протоколы по статье 2.9 краевого закона № 608, выросло число родителей (лиц, их заменяющих) к административной ответственности, но в последние годы складывается тенденция снижения количества административных наказаний, так за 5 месяцев действия краевого закона № 608 в 2010 году было привлечено к ответственности более 1,5 тысяч родителей, в 2011 году - более 8 тысяч, в 2012 и 2013 годах - около 14 тысяч, то в 2014 году - более 8,4 тысяч. Вызывает беспокойство правоохранительных органов и представителей общественных объединений правоохранительной направленности незначительное снижение количества родителей (лиц, их заменяющих), которые за несоблюдение «детского» закона привлекались к административной ответственности повторно. В основном это родители «трудных» подростков, на воспитание которых они
практически повлиять не могут, которые ведут асоциальный образ жизни, имеют судимость и т.п.
Организация работы по привлечению к административной ответственности предпринимателей, а также продавцов, продающих несовершеннолетним алкогольную продукцию на сегодняшний момент не дает желаемых результатов. Если с 2009 года шло снижение количества привлекаемых к ответственности реализующих алкогольную продукцию несовершеннолетним (в 2012 году к административной ответственности было привлечено 186 продавцов), то в 2013 года произошло почти десятикратное увеличение привлекаемых к ответственности лиц, и этот показатель продолжает расти.
Таблица 1
Реализация Закона Краснодарского края от 21.07.2008 года № 1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних в Краснодарском крае» [10]
2008 год (01.08. -31.12). 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год Итого
Выявлено несовершеннолетних в рамках «детского» закона 47049 39931 31606 14002 14829 13546 10199 171 162
Привлечено родителей к административной ответственности за нарушение детьми «детского» закона 1 573 8 424 13970 13842 8414 46 223
из них повторно - - 79 533 1 047 1 344 808 3 811
Привлечено продавцов к административной ответственности за продажу детям алкоголя 1 156 894 767 616 186 1245 1564 6428
Благодаря мерам, принятым по реализации «детского» закона, в том числе активной работе рейдовых групп - патрулированию представителей органов местного самоуправления, добровольных объединений «Молодежный патруль», полиции и казаков, среди подростков и молодежи сократилась безнадзорность и количество совершенных преступлений.
Правоохранительные органы в ежегодных отчетах перед представительными органами и населением отмечают, что принимаемые меры профилактического характера позволили снизить уровень подростковой преступности на 1,5 процента по сравнению со среднероссийским и среднеокружным показателями. В структуре преступлений, совершенных несовершеннолетними в 2013 году, на 4,4 процента уменьшилось число тяжких, особо тяжких преступлений (238), на 54,2% - разбойных нападений (11), на 10,7% - грабежей (109), на 44,4% - фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (10), на 24,6% - вреда здоровью средней тяжести (43), на 5,9% -мошенничеств (16) на 54,2 процента - разбойных нападений, на 10,7 процента -грабежей [4, 6].
Последовательная и целенаправленная реализация принятого в 2008 году Закона Краснодарского края №1539 «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» позволила положительно повлиять на уровень подростковой пре-ступности. Принимаемые меры позволили сократить в 2014 году число преступлений, совершенных несовершеннолетними лицами на 6,7% по сравнению с 2013 годом (-97; 1 353), в том числе на 12,5% уменьшилось число совершенных данной категорией лиц убийств (7), на 50,0% - изнасилований (4), на 15,6% - грабежей (92), на 30,2% -фактов причинения вреда здоровью средней тяжести (30), на 4,0% - краж (883), на 18,2% в состоянии наркотического (9) опьянения [7].
За 9 месяцев 2015 года также отмечается снижение числа преступлений, совершенных несовершеннолетними лицами на 2,9% (-26, 883), в том числе на
17% - тяжких, особо тяжких преступлений (166). Также, на 12% сокращено таких преступлений в группе (315), на 71% - убийств (2), на 33% - грабежей (48), на 67% - изнасилований (1), на 13% - фактов причинения вреда здоровью средней тяжести (20) [11].
Таблица 2
Информация о динамике состояния подростковой преступности в период
реализации Закона Краснодарского края от 21.07.2008 года № 1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» [8]
% %
д д д д д д д (сравне (сравне
о о о о о о д о о
г 0 г ОО 0 г 0 г о г г и т г ние ние
0 2 0 2 0 2 10 2 10 2 10 2 0 2 10 2 2007- 2013-
2014) 2014)
Всего совершено 2618 2334 1930 1702 1645 1379 1450 1353 -48,3% -6,%
несовершеннолетними
преступлений
Число 2636 2271 1949 1579 1539 1385 1394 1241 -52,9% -11%
несовершеннолетних,
совершивших
преступления
В отношении - - 1626 1697 1474 1345 1503 1508 -7,3% +0,3%
несовершеннолетних
зарегистрировано
преступлений
Ночные преступления с - 250 202 152 119 91 93 83 -66,8% -10,8%
22 до 0 часов
Ночные преступления с - 385 308 279 206 205 185 201 -47,8% +8,6%
0 до 6 часов
Особо тяжкие 111 91 65 47 38 36 35 29 -73,9% -17,1%
преступления
Несовершеннолетние, 869 776 567 465 445 448 416 400 -54% -3,8%
совершившие
преступления повторно
Краевой властью в рамках выполнения «детского» закона велась широкая пропаганда правовых знаний среди населения, проводились профильные профилактические и информационно-разъяснительные мероприятия в учебных учреждениях, трудовых коллективах, в организациях Благодаря принятым мерам прослеживается тенденция сокращения числа подростков, нарушивших Закон Краснодарского края от 21.07.2008 № 1539-КЗ "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае", способствует снижению количества несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, находящихся в социально опасном положении и состоящих на учете в муниципальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Таблица 3
Количество несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в муниципальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав [12]
Год Кол-во несовершеннолетних
2012 1 502
2013 1 363
2014 1 361
Реализация «детского» закона на территории Кубани позволила принять со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных органов, территориального общественного самоуправления все возможные меры по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, решать вопросы воспитания детей, сохранения их нравственных устоев, а самое главное их жизни и здоровья.
Список литературы
1. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». СПС «Консультант плюс»
2. Закон Краснодарского края от 21 июля 2008 года № 1539-КЗ "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае". Электронный ресурс: http://www.kubzsk.ru/lawMaking/kodeks.php
3. Закон Краснодарского края от 23 июля 2003 года № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» (в ред. Закона Краснодарского края от 16.07.2010 № 2014-КЗ). Электронный ресурс: http://www.kubzsk.ru/lawMaking/kodeks.php
4. Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 23 апреля 2014 года № 992-П «Об отчете начальника Главного управления МВД России по Краснодарскому краю о деятельности полиции органов внутренних дел Краснодарского края за 2013 год». Электронный ресурс: http://www.kubzsk.ru/kodeksdb/noframe/law?
d&nd=462513411 &razdel=60400001 &prevDoc= 462513411;
6. Методические рекомендации по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в муниципальных образованиях Краснодарского края. Электронный ресурс: http://kdn93 .ru/images/dock/file2.docx
7. Информационно-аналитическая записка о результатах деятельности полиции ГУ МВД России по Краснодарскому краю в 2013 году к отчету начальника ГУ МВД России по Краснодарскому краю генерал-лейтенанта полиции В.Н. Виневского перед Законодательным Собранием. Электронный
ресурс: https://23 .mvd.ru/document/2138935
8. Информация о динамике состояния подростковой преступности в период реализации Закона Краснодарского края от 21.07.2008 года № 1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае». Электронный ресурс: http: //kdn93 .ru/detskij -zakon/statistika
9. Ответственность родителей за оставление детей без присмотра. Электронный ресурс: http: //www.materinstvo.ru/art/5058
10. Реализация Закона Краснодарского края от 21.07.2008 года № 1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае». Электронный ресурс: http://kdn93 .ru/detskij -zakon/statistik
11. Состояние оперативной обстановки в Краснодарском крае по итогам девяти месяцев 2015 года. Электронный ресурс: https://23 .mvd.ru/document/6616879
12. Количество несовершеннолетних состоящих на профилактическом учете в муниципальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав. Электронный ресурс: http://kdn93.ru/dokumenty/dannye-o-nesovershennoletnikh