Юридические науки
УДК 343.851.5
Винниченко Евгений Олегович Evgeny Vinnichenko
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
IMPROVING PREVENTION OF JUVENILE DELINQUENCY
Рассматривается проблематика отсутствия (как на региональном, так и на федеральном уровне) законодательно регламентированного комплекса профилактических мер, направленного на выявление и предупреждение правонарушений несовершеннолетних на ранних стадиях. В ходе исследования разрабатывается поэтапная система учета и первичной профилактики административных правонарушений несовершеннолетних. Раскрывается содержание каждого уровня предложенной системы профилактики, вносятся предложения по ее практическому внедрению. Затрагиваются вопросы взаимодействия общеобразовательных учреждений с органами внутренних дел и студенческими организациями
This article focuses on the problems of absence, both at the regional and federal levels of law regulated set of preventive measures aimed at detecting and preventing juvenile delinquency at the early stages. The study developed a phased system of accounting and administrative primary prevention of juvenile delinquency. The content of each level, the proposed system for prevention, suggestions are made for its practical implementation. The author pays his attention to the issues of educational institutions interaction with the internal affairs bodies and student organizations
Ключевые слова: система профилактики, правонарушения несовершеннолетних, учет
Key words: system of prevention, juvenile delinquency, accounting.
Утверждение о том, что болезнь (в том числе и социальную) легче предотвратить, чем излечить, не теряет своей актуальности и в современном обществе. Хотя в целом уровень подростковой преступности в Российской Федерации в последние годы снижается, количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, по-прежнему остается на высоком уровне. Согласно оценке деятельности подразделений по делам несовершеннолетних (далее ПДН), г. Тюмень, по приказу МВД от
26.12.2011 № 1310 МВД РФ, только за май 2012 г. на несовершеннолетних составлено более 400 протоколов об административных правонарушениях, из них более 200 — за появление в общественных местах в состоянии опьянения и распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах. На родителей за этот же период составлено более 2000 протоколов об
административных правонарушениях, из них более 140 — за вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе [1].
Для сдерживания и ограничения числа совершаемых административных правонарушений и преступлений одного применения мер административного или уголовного наказания недостаточно. В современных условиях профилактика правонарушений, в том числе совершаемых несовершеннолетними, стала одним из самых приоритетных направлений в деятельности государственных структур и общественных организаций [2]. Лица, совершающие противоправные действия в раннем возрасте, с которыми не проводились профилактические мероприятия, в дальнейшем значительно труднее поддаются исправлению и в итоге составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности. Напротив, наиболее раннее выявление и своевременное принятие необходимых профилактических мер к подросткам позволяет не допустить формирования у этих лиц стойкой направленности на совершение в дальнейшем правонарушений.
Проблема профилактики правонарушений среди несовершеннолетних широко исследуется в юриспруденции, психологии и педагогике. Тематика предупреждения правонарушений несовершеннолетних в дореволюционный период (до 1917 г.) исследовалась в работах В.А. Арнаутова, М.Н. Гернета, В.Ф. Залеского, А.Н. Кис-тяковского, Н.В. Крупенникова, М.И. Левитиной.
Влияние социально-экономических факторов на формирование негативных взглядов несовершеннолетних подробно изучалось такими учеными ( администра-тивистами, криминологами, социологами, педагогами, психологами), как В. С. Афанасьев, Ю.Д. Блувштейн, В.Н. Бурлаков, О.Н. Ведерникова, С.А. Вахов, В.М. Волошин, С.Т. Гаврилов, Я.И. Гилинский, И.Н. Зубов, Б.В. Зыкин, О.Ю. Ильина, А.А. Кочин, С.Ф. Мазурин, В.Н. Прокопенко, А.Г. Сапрунов [3]. Проблематике правонарушений подростков посвятили
свои труды Г.М. Миньковский, А.А. Беженцев, Е.А. Науменко, А.А. Бакаев, Е.Н. Кондрат, Н.Д. Завгороднева и многие другие. В области данной проблематики защищены диссертационные исследования Е.А. Потоловой, С.П. Татаровой, Ю.С. Залето-ва, Т.С. Шестаковой, Т.Н. Краснобаевой, Л.Р. Хусаинова, И.А. Кузнецовой и многих других.
Тем не менее, вне поля зрения ученых осталось выявление и комплексное исследование причин существующих трудностей в функционировании системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
В современной России как на региональном, так и на федеральном уровне отсутствует законодательно регламентированный комплекс профилактических мер, направленный на выявление и предупреждение правонарушений несовершеннолетних на ранних стадиях. В каждом регионе существует свой механизм профилактического воздействия, который, как правило, законодательно не урегулирован и не справляется с поставленными задачами. В сложившейся ситуации разработка и законодательная регламентация поэтапной системы профилактики поможет эффективно бороться с административными правонарушениями несовершеннолетних на всей территории Российской Федерации.
В ходе исследования разработана авторская система учета и первичной профилактики административных правонарушений несовершеннолетних, состоящая из двух уровней.
Первый уровень. Путь человека в жизни начинается с семьи, которая оказывает влияние на личностное и психическое развитие ребенка, именно поэтому семья является первым уровнем профилактики правонарушений. Кроме того, в соответствии
Т Т О ООО
с Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 гг., утвержденной указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761, основными проблемами в сфере детства являются:
— распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей;
— низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства.
Одним из ключевых принципов Национальной стратегии является реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. В Российской Федерации должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а при необходимости — приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан [4].
На основе анализа литературы и данных исследования семей Ступинского района Московской области ученые в качестве критериев семейного неблагополучия выделили семь показателей, влияющих как на каждого члена семьи, в том числе и несовершеннолетнего, так и на семью в целом.
По выделенным критериям все социально неблагополучные семьи занесены в компьютерный банк данных. Ежегодный мониторинг позволил отслеживать данные семьи, варьируя различные формы, методы и способы работы с ними. Систематические и целенаправленные усилия различных субъектов профилактики по устранению семейного неблагополучия позволили в значительной степени снизить влияние критериев семейного неблагополучия [5].
Данные мониторинга социально-семейного неблагополучия на территории Ступинского района Московской области с 1998 по 2002 гг.
№ п/п Критерии семейного неблагополучия Количество неблагополучных семей по годам Снизилось с 1998 по 2002 гг.
1998 1999 2000 2002 2003
1 Структурные нарушения семьи 611 581 567 568 499 112
2 Нарушение воспитательных позиций родителей 789 704 544 502 301 488
3 Материально-бытовые характеристики 397 391 381 354 301 96
4 Социально значимые личностные качества родителей 209 203 199 186 99 110
5 Социально значимые качества детей 194 182 101 58 36 158
6 Нарушения супружеских отношений 656 583 559 492 354 312
7 Нарушения стабильности брака 153 147 141 107 56 97
8 Всего неблагополучных семей 3009 2791 2501 2267 1646 1363
Выявлено, что 70 % неблагополучных семей имеют 3.. .4 дефекта. Хотя данные мониторинга, указанные в таблице, устарели, система, разделяющая неблагополучные семьи по различным критериям не потеряла своей актуальности. По сути, эта система уникальна, так как позволяет отслеживать проблемные семьи, варьируя различные
формы, методы и способы работы с ними. Для выявления неблагополучных семей в образовательных учреждениях необходимо проводить ежегодное тестирование как самих учащихся, так и их родителей ( на родительских собраниях). О ребенке, пришедшем в первый класс, учитель, как правило, имеет скудную информацию: данные,
содержащиеся в свидетельстве о рождении, медицинской карте. Он не имеет сведений о семье, о традициях семейного воспитания, ее воспитательном потенциале, ее недостаточно для выявления проблемных семей. Ежегодное тестирование учащихся, начиная с младших классов, позволит выявить семьи, имеющие критерии неблагополучия для ведения постоянного мониторинга.
Представляется, что после выявления неблагополучных семей психологу образовательного учреждения необходимо передать информацию о таких семьях в специализированные учреждения, где будет проводиться мониторинг и профилактическая работа с выявленными семьями. Кроме того, в этих учреждениях будут создаваться информационные карты на каждую неблагополучную семью. В Тюменской области уже существует подобное учреждение — это автономное учреждение Тюменской области дополнительного профессионального образования и развития социальных технологий «Семья», сокращенно АУ ТО ДПО «Областной центр «Семья» [6].
Если во время профилактической работы у центра будут возникать трудности в работе с выявленными семьями, не желающими принимать участие в профилактических мероприятиях, то сведения о таких семьях должны направляться в правоохранительные органы для принятия более действенных мер. На этом первый этап профилактики правонарушений несовершеннолетних заканчивается.
Второй уровень. Развитие и формирование ребенка, его социализация, становление как личности осуществляются в тесном взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс активное влияние посредствам множества самых различных социальных факторов.
Помимо семейной среды, несовершеннолетние большое количество времени проводят в образовательных учреждениях. Поэтому образовательные учреждения и различного рода секции мы относим ко второму уровню профилактики. В ст. 14 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ регламентированы обязанности образовательных учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [7].
Вместе с тем, Федеральный закон не регламентирует способы выявления потенциальных правонарушителей и методы ведения профилактической работы с несовершеннолетними, отсутствует общий алгоритм действий для образовательных учреждений при выполнении обязанностей по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В Российской Федерации не разработан и законодательно не закреплен комплекс мер и стратегия профилактики административных правонарушений несовершеннолетних, реализуемых образовательными учреждениями. Таким образом, каждое образовательное учреждение самостоятельно определяет стратегию и методы профилактического воздействия. На наш взгляд, это не способствует развитию правовой культуры и снижению правонарушений несовершеннолетних. Представляется, что для более эффективной профилактической работы образовательных учреждений необходимо ввести единые нормативно регламентированные стандарты профилактической деятельности образовательных учреждений. Для начала это могут быть единые стандарты выявления и учета обучающихся групп «риска».
Контроль посещаемости уроков учащимися, склонными к прогулам
№ п/п Фамилия, имя учащегося Класс Количество пропущенных уроков
сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май
Неуспевающие учащиеся за_четверть
№ п/п Фамилия, имя учащегося Итоги четверти Не успевает по предметам
Охват учащихся школы внеурочной досуговой деятельностью
№ п/п Фамилия, имя учащегося Класс Название кружка, клуба, секции. Их местонахождение Занятость по дням недели
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
Список «трудных» учащихся школы
№ Фамилия, имя учащегося Класс Состоит на учете Дата постановки на учет Причина постановки на учет Ф.И.О. Домашний
п/п в школе в ПДН родителей адрес
Статистические данные о «трудных» подростках за учебный год
№ п/п Показатели 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Учебный год
1 Поставлено на учет
2 Снято с учета
3 Выбыло: а) в учебные учреждения
б) на работу
в) за пределы города
4 Всего успевает
5 Всего не успевает
6 Оставлено на второй год
7 Переведено условно
Внедрение и законодательная регламентация даже на региональном уровне подобных стандартов позволит образовательным учреждениям своевременно выявлять проблемные группы учащихся. Однако одного выявления недостаточно, необходимо разработать единый для всех образовательных учреждений план учебно-воспитательной работы с проблемными учащимися, который и будет во многом определять успех в предотвращении административных правонарушений несовершеннолетних. Индивидуальный план профилактики позволит педагогическому составу образовательных
учреждений эффективно и комплексно воздействовать на учащихся с отклоняющимся поведением, избегая при этом путаницы и дублирования функций. В некоторых регионах Российской Федерации профилактическая работа в образовательных учреждениях уже осуществляется с использованием самостоятельно разработанных планов профилактической работы. Ярким примером служит Краснодарский край, где принят краевой закон № 1539 «О мерах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае», в целях реализации которого во
всех общеобразовательных учреждениях, а также учреждениях начального профессионального образования созданы штабы воспитательной работы. Распределение профилактических обязанностей членов штаба и выполняемые ими функции четко регламентированы Положением о штабе. В штаб входят заместитель директора образовательного учреждения по воспитательной работе (руководитель штаба), социальный педагог, педагог-психолог, руководитель методических объединений классных руководителей, руководитель спортивного клуба, педагог дополнительного образования, школьный участковый, педагог-организатор (вожатый). Штабы воспитательной работы, созданные в Краснодарском крае, позволили выработать слаженный алгоритм профилактики административных правонарушений в образовательных учреждениях, профилактическая работа стала более четкой, последовательной и результативной [8].
На втором этапе профилактики особое внимание стоит обратить на взаимодействие образовательных учреждений с органами внутренних дел. Некоторые ученые административисты, в том числе и канд. юрид. наук Ю.В. Помогалова, отметили положительное влияние такого взаимодействия. В частности, отмечается значительное снижение административных правонарушений совершенных несовершеннолетними в образовательных учреждениях, за которыми закреплен инспектор подразделения по делам несовершеннолетних (далее ПДН) [9].
Согласно приказу Министерства внутренних дел РФ от 6 апреля 2007 г. № 338 «О внесении изменений в Инструкцию по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел», утвержденную Приказом МВД России от 26 мая 2000 г. № 569, штатная единица школьного инспектора ПДН закрепляется за средним образовательным учреждением численностью не менее 500 учащихся с учетом оперативной обстановки на территории муниципального образования. При необходимости (стабильно
напряженная криминогенная обстановка среди учащихся на протяжении нескольких лет) штатная единица школьного инспектора может быть закреплена за образовательным учреждением с меньшим числом учащихся. В зону обслуживания школьного инспектора входят образовательное учреждение и прилегающая к нему территория, а также место жительства учащихся [10]. Школьные инспектора принимают активное участие в организации и проведении досуговых мероприятий с учащимися школ. Ими обеспечивается охрана общественного порядка и безопасность учащихся при проведении вечеров, дискотек, спортивных и других мероприятий. Организация работы школьного инспектора основана на тесном сотрудничестве с педагогическими коллективами, территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, физкультуры и спорта, судами. Однако плодотворное сотрудничество инспекторов полиции с образовательными учреждениями регламентируется лишь соглашениями, а не правовыми актами.
Не стоит забывать и про студентов высших учебных заведений, которые могут оказать существенную помощь образовательным учреждениям в профилактике административных правонарушений несовершеннолетних. Так, на факультете педагогики и методики начального образования Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» создан и действует студенческий педагогический отряд. Деятельность отряда заключается в организации досуговой деятельности детей в летний период; приобретении опыта, повышении профессионализма в ходе сотрудничества с различными социально-педагогическими и воспитательными учреждениями; приобретении умений и навыков работы и общения с различными категориями детей и подростков, их родителями; проведении профилактических мероприятий различной направленности в социальной среде. Администрация Советского райо-
на г. Орск (в лице руководителя) и ОГТИ (филиал) ГОУ ОГУ (в лице ректора) заключили договор об объединении своих усилий для организации воспитательной, культурно-массовой, спортивной работы с детьми и подростками по месту жительства. На территории Советского района — в микрорайонах и поселках — созданы межведомственные центры работы с детьми по месту жительства. В работе центров принимают участие от двух до пяти студентов-волонтеров, депутат городского совета по данному округу, представитель от образовательного учреждения, представители правоохранительных органов и т.д. В педагогический отряд входят 63 студента 1...5 курсов факультета педагогики и методики начального образования, обучающихся по специальности «Социальная педагогика». Студенты активно сотрудничают с ОВД Южно-Уральской железной дороги (отдел по делам несовершеннолетних) , оказывая помощь в предотвращении беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, участвуют в рейдах и проводят профилактические беседы и т.д. В настоящее время привлечение студентов для участия в профилактических мероприятиях осуществляется только по личной инициативе руководства образовательных учреждений и местных властей. Такое сотрудничество регламентируется простыми договорами.
В ходе работы привлеченных студентов получены определеные результаты. Количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними в период 2009-2011 гг., в Советском районе г. Орск снизилось со 164 до 82. В общем объеме преступлений, совершенных несовершеннолетними в городе, доля преступлений, совершенных детьми Советского района, снизилась с 43,1 до 26, 5 % [11]. Студенты же успешно прошли практику и получили опыт работы.
В настоящее время профилактика административных правонарушений несовершеннолетних представляет сложный и разносторонний процесс, в котором задействовано множество ученых из различных областей знания, это — педагоги, психологи, юристы, социологи и т.д. Ученые
действуют строго в рамках своей специализации и зачастую редко используют опыт коллег из смежных областей знания. Так, разработанные педагогами и психологами эффективные профилактические системы, как правило, не находят законодательной регламентации даже на региональном уровне и постепенно перестают использоваться или используются лишь в отдельных регионах. Следует иметь в виду, что наиболее перспективные и значимые научные исследования всегда осуществляются на стыке различных областей знания.
Уровневая система профилактики правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации практически не применяется и законодательно не регламентирована даже в регионах. Таким образом, в стране отсутствует единая система выявления и предупреждения девиантного поведения и административных правонарушений несовершеннолетних на ранних стадиях. Зачастую образовательные учреждения не всегда могут самостоятельно разработать и даже выбрать одну из уже разработанных профилактических методик. В результате в большинстве образовательных учреждений нет четкого поэтапного плана профилактических действий. В регионах, где пытаются внедрять регламентированную и поэтапную модель профилактики правонарушений несовершеннолетних, удалось достичь существенных результатов. В Ступинском муниципальном районе г. Москва действует 4-уровневая система профилактики. За пять лет существования такой системы в два раза сократилось количество неблагополучных семей, существенно снизилось количество учащихся, оставленных на второй год, возросла занятость несовершеннолетних, значительно сократилось число правонарушений, совершаемых подростками [5].
Предлагаемая система поэтапной профилактики административных правонарушений несовершеннолетних проста и не требует больших финансовых затрат, создания новых органов и учреждений. Для успешной профилактической работы достаточно организовать и систематизировать
деятельность уже существующих субъектов профилактики. В рамках эксперимента предложенную систему можно протестировать на региональном уровне, даже на уровне административного округа, однако впоследствии необходимо законодательно
регламентировать подобные системы профилактики на Федеральном уровне. Лишь в этом случае мы сможем достичь целенаправленных и слаженных действий по выявлению и предотвращению правонарушений несовершеннолетних.
Литература_
1. Приказ Министерства внутренних дел РФ от 26 декабря 2011 г. № 1310 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации». Оценка деятельности подразделений по делам несовершеннолетних г. Тюмень // Архив УВД г. Тюмени.
2. Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. М., 1984. С. 145.
3. Беженцев А.А. Административная деятельность органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних: монография, М.: ЮНИТИ-ДИНА: Закон и право, 2011. 255 с.
4. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы //СПС «Консультант-Плюс».
5. Рацимор А.Е. Муниципальная система профилактики правонарушений несовершеннолетних. Прикладная психология и психоанализ. 2006. № 4. С. 6-24.
6. Распоряжение Правительства Тюменской области от 26.11.2007 года № 1288 «О создании автономного учреждения Тюменской области дополнительного профессионального образования и развития социальных технологий «Семья».
7. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999, № 120-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
_References
1. Prikaz Ministerstva vnutrennih del RF ot 26 dekabrya 2011 g. № 1310 «Voprosy otsenki deyatel-nosti territorialnyh organov Ministerstva vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii». Otsenka deyatelnosti po-drazdeleniy po delam nesovershennoletnih g. Tyumen // Arhiv UVD g. Tyumeni. (Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation from December 26, 2011 № 1310 «Evaluation activity of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation». Assessment of the activity of divisions on juvenile affairs, Tyumen. Archive ATC, Tyumen)
2. Kuznetsova N.F. Problemy kriminologiches-koj determinacii. (Problems of criminological determination). Moscow, 1984. P. 145.
3. Bezhentsev A.A. Administrativnaya deyatel-nost organov vnutrennih del po preduprezhdeniyu pravonarusheniy nesovershennoletnih: monografiya. (Administrative activity of the Internal Affairs bodies for the prevention of juvenile delinquency: monograph) Moscow: UNITY-DINA: «Pravo I Zakon», 2011. 255 p.
4. Natsionalnaya strategiya deystviy v interesah detey na 2012-2017 gody //SPS «KonsultantPlyus». ( National strategy for action on children in 2012-2017 //SPS «Consultant Plus»).
5. Ratsimor A.E. Munitsipalnaya sistema pro-filaktiki pravonarusheniy nesovershennoletnih. Prikladnaya psihologiya i psihoanaliz. (Municipal system of prevention of juvenile delinquency. Applied psychology and psychoanalysis). 2006. no 4. P. 6-24.
6. Rasporyazhenie Pravitelstva Tyumenskoy oblasti ot 26.11.2007 goda № 1288 «O sozdanii avtonomnogo uchrezhdeniya Tyumenskoy oblasti dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya i raz-vitiya sotsialnyh tehnologiy «Semiya». (Order of the Government of Tyumen region on 26/11/2007 year № 1288 «On the establishment of an autonomous institution of the Tyumen region for additional professional education and development of social technologies «Family»).
7. Federalny zakon «Ob osnovah sistemy pro-filaktiki beznadzornosti i pravonarusheniy nesovershennoletnih» ot 24.06.1999, № 120-FZ. SPS «KonsultantPlyus». (The Federal law «About fundamentals of the system for prevention of child neglect and juvenile crime» dated 24.06.1999, no 120-FZ. SPS «Consultant Plus»).
8. Чуп О. В. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: механизм взаимодействия членов штаба воспитательной работы школы. Управление воспитанием в регионе. 2010. № 10. С. 3-8.
9. Помогалова Ю.В. К вопросу о роли школьных инспекторов в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних // СПС «Консуль-тантПлюс».
10. Приказ Министерства внутренних дел РФ от 6 апреля 2007 г. № 338 «О внесении изменений в Инструкцию по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденную Приказом Министерства внутренних дел РФ от 26 мая 2000 г. № 569» // СПС «КонсультантПлюс».
11. Телина И.А. Опыт волонтерской работы студентов — будущих социальных педагогов по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Социальная педагогика. 2011. № 5. С. 106-108.
Коротко об авторе _
Винниченко Е. О., аспирант, каф. «Административное и финансовое право», Институт права экономики и управления Тюменского государственного университета, г. Тюмень, Россия z-vinnichenko@ yandex.ru
Научные интересы: система профилактики, правонарушения несовершеннолетних
8. Chup O.V. Profilaktika pravonarusheniy ne-sovershennoletnih: mehanizm vzaimodeystviya chle-nov shtaba vospitatelnoy raboty shkoly. Upravlenie vospitaniem v regione.(Prevention of juvenile delinquency: mechanism of members of staff interaction in educational work of school». Management education in the region). 2010. no 10. P. 3-8.
9. Pomogalova Yu.V. K voprosu o roli shkolnyh inspektorov v sisteme profilaktiki pravonarusheniy ne-sovershennoletnih. SPS «Konsultant Plyus». (To the question on the school inspectors' role in the system of prevention of juvenile delinquency. SPS «Consultant Plus»).
10. Prikaz Ministerstva vnutrennih del RF ot 6 aprelya 2007 g. № 338 «O vnesenii izmeneniy v Instruktsiyu po organizatsii raboty podrazdeleniy po delam nesovershennoletnih organov vnutrennih del, utverzhdennuyu Prikazom Ministerstva vnutrennih del RF ot 26 maya 2000 g. № 569». SPS «Konsultant Plyus». (Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of April 6, 2007, № 338 «On amending the Instructions on the organization of work of divisions on the juvenile affairs bodies by the internal affairs executives, approved by the Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation adopted on May 26, 2000 № 569». SPS «Consultant Plus»).
11. Telina I.A. Sotsialnaya pedagogika. (Social pedagogy). 2011. no 5. P. 106-108.
_ Briefly about the author
E. Vinnichenko, postgraduate, Administrative and Financial Law department, Institute of Law, Economics and Management, Tyumen State University
Scientific interests: system of prevention, juvenile delinquency, accounting