Научная статья на тему 'Роль участкового инспектора в профилактике правонарушений несовершеннолетних'

Роль участкового инспектора в профилактике правонарушений несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1964
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марианов Алихан Абдулаевич, Абдуллаев Гаджимурад Магомедович

В данной статье говорится об участковых инспекторах по делам несовершеннолетних, об их правах и обязанностях и проводимой профилактической работе. Описывается взаимодействие участкового инспектора с другими подразделениями органов внутренних дел, а также даются рекомендации по профилактике правонарушений несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Марианов Алихан Абдулаевич, Абдуллаев Гаджимурад Магомедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль участкового инспектора в профилактике правонарушений несовершеннолетних»

102

• • •

Известия ДГПУ, №3, 2014

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 343

РОЛЬ УЧАСТКОВОГО ИНСПЕКТОРА В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

THE LOCAL POLICEMEN’S ROLE IN THE JUVENILE

OFFENCE PREVENTION

© 2014 Марианов А. А., Абдуллаев Г. М. Дагестанский государственый педагогический университет

© 2014 Marianov А. А., Abdullaev G. М. Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В данной статье говорится об участковых инспекторах по делам несовершеннолетних, об их правах и обязанностях и проводимой профилактической работе. Описывается взаимодействие участкового инспектора с другими подразделениями органов внутренних дел, а также даются рекомендации по профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Abstract: The article refers to the local children’s inspectors, their rights and responsibilities and ongoing prevention work. The authors describe the local policeman’s interaction with other departments of the internal affairs bodies and give recommendations for the prevention of juvenile delinquency.

Rezjume: V dannoj stat'e govoritsja ob uchastkovyh inspektorah po delam nesovershennoletnih, ob ih pravah i objazannostjah, i provodimoj profilakticheskoj rabote. Vzaimodejstvie uchastkovogo inspektora s drugimi podraz-delenijami organov vnutrennih del, a takzhe dajutsja rekomenda.cii po profilaktike pravonarushenij nesovershenno-letnih.

Ключевые слова: подразделение по делам несовершеннолетних, профилактика правонарушений несовершеннолетних, преступность несовершеннолетних.

Keywords: division on the juvenile cases, prevention of juvenile crime, juvenile delinquency.

Kljuchevye slova: podrazdelenie po delam nesovershennoletnih, profilaktika pravonarushenij nesovershennoletnih, prestupnost' nesovershennoletnih.

В преамбуле Конвенции о правах ребенка говорится, что "ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания", при этом "семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие"[5]. Однако зачастую попавшие в сложную жизненную ситуацию члены семьи, в первую очередь дети, не информированы о существовании организаций, уполномоченных оказывать необходимую поддержку, и в итоге все бремя решения сложившихся проблем ложится на плечи правоохранительных органов, инспекторов по делам несовершеннолетних.

Примерно с 2000 г. в ряде субъектов Российской Федерации реанимировали идею, которая в период доминирующей коммунистической морали представлялась как минимум идеологически вредной. Руководители органов внут-

ренних дел, как правило, в рамках комплексных программ по профилактике преступности, стали вносить в республиканские, краевые и областные органы власти и управления предложения о введении за счет средств местного бюджета дополнительной численности инспекторов по делам несовершеннолетних для работы в общеобразовательных учреждениях. Наиболее инициативно такая работа проводилась в Краснодарском и Красноярском краях, Кемеровской, Ростовской и Саратовской областях. В указанных регионах за счет местного бюджета введено наибольшее количество должностей для работы среди учащихся. Например, в Краснодарском крае в школах уже работает 634 инспектора (введено 672 ед.), а в Кемеровской области - 306 (введено 370 ед.). Всего же в 62 республиках, краях и областях введено 3217 штатных единиц школьных инспекторов.

По данным на 1 января 2014 г., в 62 субъектах РФ в штат органов внутренних дел дополнительно введено около 3,2 тыс. таких должно-

Общественные и гуманитарные науки

• ••

103

стей. Для развития работы в этом направлении МВД России издан Приказ от 6 апреля 2007 г. N 338 "О внесении изменений в Инструкцию по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденную Приказом МВД России от 26 мая 2000 г. N 569" [8], регламентирующий деятельность школьных инспекторов милиции.

Всего по республике Дагестан 206 инспекторов из них:

- старших инспекторов - 42;

- инспекторов - 164.

В 12 ОВД имеются отделения ПДН, в остальных - подразделения.

Нагрузка обслуживания на одного инспектора ПДН 4-5 тыс. несовершеннолетних.

Министерством внутренних дел и его подразделениями на местах во исполнение Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [8] и Закона Республики Дагестан «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в республике» осуществлен комплекс организационных и практических мер, направленных на профилактику беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [3].

В декабре 2013 г. осуществлены проверки 16 ОВД по вопросу «О проводимой работе на административных участках и в образовательных учреждениях, направленной на получение информации о негативных процессах, происходящих в молодежной среде и лицах, вовлекающих ее в экстремистскую деятельность», также подготовлен материал на оперативное совещание в министерстве.

В ходе мероприятий в органы внутренних дел доставлено 11 несовершеннолетних, совершивших преступления (в том числе по ст. 132 УК РФ - 3, ст. 158 - 5, ст. 161 - 3), 24 за совершение административных правонарушений (ст. 20.1 КоАП - 9, ст. 20.20 - 8, ст. 20.21 - 2, ст. 11.3 - 2, ст. 6.8, ст. 6.11, ст. 20.3 по одному), 87 нуждающихся в помощи со стороны государства, 30 из которых помещены в реабилитационные центры, приюты, 9 в ЦВСНП. Обследовано у врача нарколога 52 несовершеннолетних.

Выявлено 5 лиц, совершивших преступления в отношении несовершеннолетних, в том числе по ст. 131 УК РФ - 3, ст. ст. 111, 132 УК РФ - по одному.

К административной ответственности привлечено 102 родителя, в том числе по ст. 5.35 КоАП РФ - 78. За нарушение правил продажи алкогольной продукции (ст. 14.16 КоАП) [4] к административной ответственности привлечен 1 человек.

Выявлено и поставлено на профилактический учет 37 несовершеннолетних и 18 неблагополучных семей.

В рамках мероприятий организовано 20 выступлений по телевидению и радио, опубликовано 17 статей в местных газетах.

В органы и учреждения системы профилактики направлено 670 представлений о причи-

нах и условиях, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних.

В процессе повседневной профилактической работы инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних ОВД раскрыто 226 преступлений, выявлено и поставлено на профилактический учет 581 подросток, из которых 196 судимых, в связи с исправлением снято с учета 200 несовершеннолетних.

Приходят пострадавшие дети на судебномедицинское обследование (экспертизу) в 70% случаев по направлению инспекторов по делам несовершеннолетних и участковых уполномоченных и в 30% - по направлению и постановлению следователей.

Кроме того, в ведении ОВД находятся центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.

Следует отметить, что принудительное исполнение решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам), в необходимых случаях также не обходится без участия представителя органов внутренних дел (ч. 2 ст. 79 Семейного кодекса РФ) [7]. При этом весомая роль должна отводиться инспектору милиции по делам несовершеннолетних. Зная семью и сложившиеся там отношения, инспектор наиболее эффективно может воздействовать на должника-гражданина с целью устранения препятствий по исполнению судебного акта и убедить ребенка перейти на воспитание к другому лицу.

Не всегда требования, предъявляемые к профилактической работе, соблюдаются на практике.

В Ленинском районе г. Махачкалы при расследовании одного уголовного дела выяснилось, что несовершеннолетний М. попал под влияние старшего Ш., который, будучи ранее судимым, стал лидером группы подростков. Инспектору полиции, где М. состоял на учете, было известно, что подросток неуравновешенный, легко поддается отрицательным влияниям, склонен к употреблению спиртного. Однако профилактическая работа фактически не была проведена (она свелась к одной беседе); в результате М. через месяц совершил кражу, на которую его подбил Ш., понес уголовную ответственность.

Для контроля и проверки эффективности индивидуальной профилактической работы сотрудники полиции или комиссии по делам несовершеннолетних направляют официальные запросы о поведении лица по месту работы, учебы, жительства, опрашивают окружающих о его поведении и образе жизни. По результатам такой проверки можно сделать вывод, продолжать применять к данному лицу меры индивидуальной профилактики или их можно отменить, либо следует предпринять более интенсивные попытки удержать человека от совершения преступления.

Признаки преступления, предусмотренного ст. 156 УК, зачастую обнаруживаются самими сотрудниками органов внутренних дел, в основном инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних и участковыми инспекто-

104

• • •

Известия ДГПУ, №3, 2014

рами полиции, при исполнении ими своих служебных обязанностей по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав.

Участковым на своих участках необходимо ввести централизованный учет лиц, склонных к совершению преступлений, ведущих аморальный образ жизни, причем эта информация должна быть централизованной. Тогда человек с таким прошлым не сможет получить положительный отзыв или же характеристику при устройстве на работу, так как информация о нем централизована. А сейчас любой участковый или же сотрудник ОВД за материальное вознаграждение может выдать любую положительную характеристику на лицо, склонное к совершению преступлений. В советское время партийные сотрудники благодаря рядовому инспектору по делам несовершеннолетних могли лишиться должности, если их дети совершали неблаговидные поступки и преступления. Мы не предлагаем, чтобы регистрацией всех преступлений занималась полиция или же прокуратура, там должен быть человек или же ведомство, которые разбираются в подследственности, не производя никаких следственных действий, только приняли сообщение о преступлении и сообщили об этом в соответствующие органы.

Сотрудниками органов внутренних дел в учебных заведениях проводится обширная правовая пропаганда, включающая встречи за круглым столом, дни профилактической работы с детьми "группы риска", дни работы инспектора по делам несовершеннолетних, месячники правовых знаний, совместные мероприятия по выявлению безнадзорных и не посещающих занятия подростков. Ведется обмен информацией с социальными педагогами, классными руководителями о выявленных фактах неблагополучной обстановки в семьях учащихся, совместно разрабатываются и реализуются меры по ее нормализации.

Министерством образования разработан паспорт безопасности ученика. В школах введена пропускная система, посторонних лиц и родителей в помещения учебных заведений не пропускают.

Административные правонарушения могут совершаться также несовершеннолетними, которые еще не достигли возраста административной ответственности, например, в возрасте 12-14 лет. Также есть случаи, когда по каким-то причинам несовершеннолетний отказывается называть должностному лицу (участковому инспектору, инспектору по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и другим), осуществляющему опрос, свои имя, фамилию, координаты своих родителей, а также адрес своего проживания. В данном случае помимо решения вопроса о привлечении несовершеннолетних к административной ответственности может быть решен вопрос о помещении их в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел [1. С. 22].

Введение института "школьных инспекторов" в общеобразовательных учебных заведениях в Республике Дагестан способствовало бы оздоровлению оперативной обстановки в школах города и на прилегающей территории.

С целью совершенствования организации работы по ранней профилактике семейного неблагополучия в структуре подразделений по делам несовершеннолетних необходимо ввести институт семейных инспекторов-психологов.

Анализ деятельности семейных инспекторов-психологов показывает, что этот институт сейчас социально востребован [2. С. 38-40]. Несмотря на их малочисленность, высокие показатели работы семейных инспекторов-психологов в разных регионах России свидетельствуют о необходимости поддержания и сохранения данного направления деятельности современной российской полиции.

В целях совершенствования и координации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений в школах ввести ставки заместителей директоров по правовому воспитанию. Центром профилактической работы являются кабинеты правового воспитания, в которых собраны материалы, отражающие совместную работу отделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, папки с документацией, планы работы, картотеки и т. д.

Литература

1. Величко О., Зайцева М. Помещение несовершеннолетнего в центры временного содержания // Законность. 2007. № 7. С. 22. 2. Гусельникова Ж. Н. Опыт работы инспекторов ПДН по преодолению семейного неблагополучия // Инспектор по делам несовершеннолетних. 2011. № 12. С. 38-40. 3. Закон Республики Дагестан от

03.11.2006 N 58 "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Дагестан" // Собрание законодательства Республики Дагестан.2006. N 11. С. 664. 4. Кодекс об административных

правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Российская газета. N 256. 2001. 5. Конвенция о правах ребенка

1989 г. // Сборник международных договоров СССР. М., 1993. Вып. 16. 6. Приказ МВД РФ от 06.04.2007 N 338 "О внесении изменений в Инструкцию по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденную Приказом МВД России от 26 мая 2000 года N 569" // Экономика и жизнь. № 26. 2007. 7. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 23.12.2010 N 386-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 1. Ст. 16. 8. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99 г. // Российская газета. 1999. 30 июня. References

1. Velychko O., Zaytsev M. Location of the juvenile detention centres // Legitimacy. 2007. # 7. P. 22. 2. Guselnikova Zh. N. The experience of the children's inspectors to overcome the family trouble // Inspector for juvenile cases. 2011. # 12. P. 38-40. 3. The law of the Republic of Dagestan from 03.11.2006. # 58 "The prevention of child neglect and

Общественные и гуманитарные науки

• ••

105

juvenile delinquency in the Republic of Dagestan" // Collected legislation of the Republic of Dagestan. # 11. P. 664.

4. The code of administrative offences dated 30.12.2001. # 195-FZ // Rossiyskaya Gazeta. # 256. 2001. 5. The Convention on the rights of the child 1989 // Collection of international treaties SSRM 1993. Vol. 16. 6. The order of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation dated 06.04.2007. # 338 "On amendments to the Instruction on organization of work of the departments of juvenile bodies of internal Affairs, approved by the Order of the Ministry of internal Affairs of Russia on 26 may 2000. # 569" // Economy and life. # 26. 2007. 7. Family code of the Russian

Federation dated 29.12.1995. # 223-FZ (as amended on 23.12.2010. # 386-FZ) // Collected legislation of the Russian Federation. 1996. # 1. Article 16. 8. The Federal law "On principles of prevention of child neglect and juvenile

delinquency" from 24.06.99 // Rosiyskaya Gazeta. 1999. on 30 June.

Literatura

1.Velichko O., Zajceva M. Pomeshhenie nesovershennoletnego v centry vremennogo soderzhanija // Zakonnost'. 2007. № 7. S. 22. 2. Gusel'nikova G. N. Opyt raboty inspektorov PDN po preodoleniju semejnogo neblagopoluchija // Inspek-tor po delam nesovershennoletnih. 2011. № 12. S. 38- 40. 3. Zakon Respubliki Dagestan ot 03.11.2006. № 58 "O

profilaktike beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih v Respublike Dagestan"//Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Dagestan.2006. № 11. St. 664. 4. Kodeks ob administrativnyh pravonarushenijah ot 30.12.2001. № 195-FZ // Rossijskaja gazeta. № 256. 2001. 5. Konvencija o pravah rebenka 1989 g. // Sbornik mezhdunarodnyh dogo-vorov SSSR. M., 1993. Vyp. 16. 6. Prikaz MVD RF ot 06.04.2007 № 338 ."O vnesenii izmenenij v Instrukciju po orga-nizacii raboty podrazdelenij po delam nesovershennoletnih organov vnutrennih del, utverzhdennuju Prikazom MVD Rossii ot 26 maja 2000 goda № 569. "//Jekonomika i zhizn'. № 26. 2007. 7. Semejnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29.12.1995. № 223-FZ (red. ot 23.12.2010 N 386-FZ) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1996. № 1. St. 16.

8. Federal'nyj zakon «Ob osnovah sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih» ot 24.06.99 g. // Rossijskaja gazeta. 1999. 30 ijunja.

Статья поступила в редакцию 20.05.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.