УДК 342.9 ББК 67
© Обыденова Т.В.
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА ОБЫДЕНОВА,
доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент, E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.14 — административное право,
административный процесс
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются современная система и структура органов профилактики правонарушений несовершеннолетних в России. Анализируя количество субъектов воспитательно-профилактической деятельности, автор говорит о высокой обеспеченности необходимым потенциалом всей системы профилактики. Рассуждая об отсутствии значительных сдвигов в состоянии и динамики, как административных правонарушений, так и преступности несовершеннолетних в сторону снижения, автор также поднимает вопрос о целесообразности функционирования действующего в настоящий момент штата субъектов.
Ключевые слова: профилактика, правонарушения, несовершеннолетние, комиссии по делам несовершеннолетних, комиссии по делам несовершеннолетних, опека, попечительство.
Annotation. The article examines the current system and structure of juvenile delinquency prevention in Russia. Analyzing the number of subjects of educational-preventive activities, the author speaks of the high security required capabilities across the prevention system. The reasoning of the lack of significant changes in the state and the dynamics of how administrative offenses, and juvenile crime to the downside, the author also raises the question of whether the operation is currently in effect state actors.
Keywords: prevention, delinquency, juvenile, juvenile Affairs commissions, the Commission on juvenile Affairs, tutorship or guardianship.
Для цитирования: Обыденова Т.В. О некоторых вопросах административно-правовой профилактики правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации. Вестник московского университета МВД России. 2018;(2):188-90.
На сегодняшний день система и структура органов профилактики правонарушений несовершеннолетних многообразна.
Профилактика правонарушений несовершеннолетних по своей сути является сложным и многогранным процессом, в котором задействованы многочисленные государственные и негосударственные органы. В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ1 в систему профилактики правонарушений несовершеннолетних входят: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления
социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее органы, осуществляющие управление в сфере образования), органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитатель-
ные колонии и уголовно-исполнительные инспекции). В вышеуказанных органах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Кроме того, активное участие в профилактической деятельности принимают органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации и т.д. Ученые, занимающееся этими вопросами, говорят о том, что на конкретном территориальном уровне профилактикой правонарушений несовершеннолетних одновременно могут заниматься примерно сорок государственных и негосударственных органов, учреждений, предприятий, общественных формирований, которые отличаются по своему характеру и ведомственной подчиненности. Эти субъекты планируют профилактическую деятельность, реализуют превентивные функции, в том числе и материально-ресурсное обеспечение этой деятельности. Кроме этого, выявляют несовершеннолетних, в отношении которых целесообразно применение профилактических мер, выявляют граждан, которые отрицательно влияют на воспитание несовершеннолетних, осуществляют индивидуальную воспитательную работу с несовершеннолетними правонарушителями и с их родителями.
Это количество субъектов воспитательно-профилактической деятельности, с одной стороны, дает основание говорить о высокой обеспеченности необходимым потенциалом всей системы профилактики. Но с другой стороны, отсутствие значительных сдвигов в состоянии и динамике как административных правонарушений, так и преступности несовершеннолетних в сторону снижения снова поднимает вопрос о целесообразности такого штата субъектов.
В этой связи, как нам представляется, в направлении совершенствования нормативно-правового регулирования деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав одним из основных компонентов системы органов профилактики правонарушений несовершеннолетних являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Они играют стратегически важную роль в процессах нейтрализации ряда ключевых социально опасных явлений в указанной сфере. В отечественной научной литературе отмечается роль комиссий по делам несовершеннолетних как важного звена в системе власти, формирующего позитивное общественное мнение, способного выявить обстоятельства, негативно влияющие на развитие ребенка, и оказать адекватное противодействие этим обстоятельствам, помочь ребенку в его становлении как члена общества и, следовательно, защитить его права.
В соответствии ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы про-
филактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее Федеральный закон), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются на территории субъекта Российской Федерации для координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Также, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних; подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации; рассматривают представления органа, осуществляющего управление в сфере образования, об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательной организации и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»2; обеспечивают оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; подготавливают и направляют в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством субъекта
Российской Федерации, отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) на территории соответствующего муниципального образования.
На федеральном уровне координационным органом, обеспечивающим единый государственный подход к решению проблем защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, является Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Деятельность комиссии регламентируется Положением «О правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2006 №2 272.3 Правительственная комиссия руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.
К числу основных задач Правительственной комиссии относится: координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанной с обеспечением исполнения законодательства Российской Федерации в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав; выработка согласованных подходов к решению основных вопросов, которые касаются приоритетных направлений деятельности, связанной с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защитой их прав; выработка предложений и рекомендаций органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в вопросах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, организационно-методическое обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти в указанной сфере; организация проведения на федеральном уровне межведомственных мероприятий, направленных на решение проблем, связанных с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защита их прав; информирование Правительства Российской Федерации о деятельности комиссии.
Таким образом, представляется возможным отметить, что вопросы профилактики правонарушений,
совершаемыми несовершеннолетними, оставались и остаются актуальными как в новейшей истории нашей страны, так и сегодня, что говорит о их высочайшей общественно-социальной значимости.
1 Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ. http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_217848/
2 Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф3 (последняя редакция) http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
3 Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2006 № 272. «О правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав», http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_112602/
Литература
1. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ. http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_217848/.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3 (последняя редакция) http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/.
3. Постановление Правительства РФ от 06.05.2006 N 272 «О правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав». http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_112602/.
Reference
1. Federal'nyj zakon «Ob osnovah sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih» ot 24.06.1999 g. № 120-FZ. http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_217848/.
2. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2012 N 273-FZ (poslednyaya redakciya) http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/.
3. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 06.05.2006 N 272 «O pravitel'stvennoj komissii po delam nesovershennoletnih i zashchite ih prav». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_112602/.