Верстов Вадим Викторович
кандидат юридических наук,
доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])
Харитонов Илья Константинович
кандидат юридических наук,
старший преподаватель кафедры гражданского права и гражданского процесса Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])
Правовое регулирование деятельности подразделений по делам несовершеннолетних по профилактике правонарушений несовершеннолетних
В статье рассматриваются проблемы правового регулирования деятельности подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН) по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Дана краткая характеристика нормативных и ведомственных правовых актов, регламентирующих деятельность ПДН, проанализированы задачи, функции и специфика работы ПДН с несовершеннолетними лицами.
Ключевые слова: несовершеннолетние, органы внутренних дел, подразделения по делам несовершеннолетних, профилактика, девиантное поведение.
V.V. Verstov, Master of Law, Assistant Professor of a Chair of Civil Law and Civil Process of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected];
I.K. Haritonov, Master of Law, Senior Teacher of a ^air of См! Law and Civil Process of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
Legal regulation of activity of divisions on affairs of minors for the prevention of juvenile delinquency
In the article problems of legal regulation of activity of divisions on affairs of minors for the prevention of juvenile delinquency are considered. Brief characteristic and departmental normative legal acts regulating the activity data is given, the tasks, functions and specifics of divisions on affair of minors with minors are examined.
Key words: minors, bodies of internal affairs, divisions on affairs of minors, prevention, deviant behavior.
Изменения в обществе и в государстве, имевшие место в 90-е гг. прошлого столетия, оказали большое влияние на все сферы нашей жизнедеятельности. К сожалению, не все взрослые смогли адаптироваться к новым реалиям жизни, найти свое назначение, не говоря о детях. Одновременно с развитием новых общественных отношений в государстве и «благодаря» негативной социальной обстановке, конфликтам в семье растет расслоение в обществе, возникают условия для возникновения криминальных действий и ситуаций, в которых участниками становятся несовершеннолетние лица.
Детей можно отнести к наиболее незащищенной и уязвимой категории населения. В учебной и научной литературе противоправные действия несовершеннолетних называют отклоняющимися от нормы или девиантным поведением.
Согласно словарю С.И. Ожегова норма - это: «1. Узаконенное установление, признанный обязательный порядок, строй чего-то... 2. Уста -новленная мера, средняя величина чего-то.» [1]. Под «нормой» понимается установленное и разрешенное в законе правило поведения, нарушение которого влечет ответственность.
Нарушения правовых норм принято различать в зависимости от противоправности,
244
общественной опасности и вреда. Все деяния, указанные в УК РФ или КоАП РФ, подпадают под категорию противоправного действия. Однако в рамках противоправных деяний существует строгое разграничение, согласно которому одни квалифицируются как преступления, а другие -как мелкие административные правонарушения или проступки.
Таким образом, к девиантному поведению можно отнести различного вида хулиганские проступки, не влекущие за собой уголовной ответственности. Но и девиантное поведение, и преступное являются видами девиаций, которые имеют специфику в зависимости от социальной, культурологической и возрастной групп, к которым относится конкретный индивид.
Установлено, что человек тем больше усваивает образцы девиантного и преступного поведения, чем: а) чаще с ними сталкивается; б) моложе его возраст.
Социология рассматривает преступность в качестве социального явления, которое носит деструктивный для общества характер. Ее можно определить как относительно устойчивую распространенную форму девиантного поведения, достигшую степени общественной опасности и закрепленную в уголовном законе. Понятие преступности среди несовершеннолетних и молодежи связано с возрастными группами от 14 до 29 лет, хотя ряд тенденций имеет место и в младших возрастных группах (более 90 тыс. детей в России ежегодно совершают преступления до достижения возраста уголовной ответственности).
К особым признакам преступной деятельности несовершеннолетних можно отнести следующие:
повышенную латентность, что означает фактический уровень преступности в 2-3 раза выше, чем зарегистрированный официальными органами;
несовершеннолетние в силу своей неосведомленности и безнаказанности отличаются повышенной криминальной активностью, чем зачастую пользуются взрослые для достижения криминальных целей, используя детей для совершения мелких краж, мошенничества, попрошайничества и т.д.;
несовершеннолетние преступники и правонарушители чаще всего совершают свои противоправные действия преимущественно в группе, т.к. срабатывает принцип коллективного бессознательного, или «за компанию»;
девиантное поведение несовершеннолетних во многом рассматривается как результат отсутствия родительского контроля или наоборот - как подражание деятельности взрослых, копирование чужого поведения.
В сложившей ситуации роль социальных институтов, которые призваны на борьбу с антиобщественным поведением и преодолением девиантного поведения несовершеннолетних, должна проявляться в комплексном взаимодействии подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН) МВД России с другими общественными и государственными органами. Важное место в деятельности ОВД занимает профилактика девиантного поведения.
Как известно, большое внимание отводится деятельности органов внутренних дел, которые относятся к специализированным субъектам предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Без преувеличения можно сказать, что так или иначе все подразделения органов внутренних дел участвуют в этой работе.
Действующее национальное и международное законодательство достаточно подробно регламентирует права детей, чего нельзя сказать о качестве регулирования отношений с участием ПДН. Значительный объем функций по предупреждению правонарушений несовершеннолетних среди специализированных служб ОВД возложен на подразделения по делам несовершеннолетних районных, городских отделов (управлений) внутренних дел, отделов (управлений) внутренних дел муниципальных образований, отделов (управлений)внутренних дел закрытых административно-территориальных образований,отделов(управлений)внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. Правовое положение указанных подразделений, их права и обязанности, основные направления деятельности и т.д. отражены в широком перечне нормативно-правовых актов.
Деятельность подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних регламентируется Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [2], Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [3], а также Инструкцией по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 [4].
Данные нормативно-правовые акты характеризуют и конкретизируют цели, задачи, основные направления деятельности подразделений по делам несовершеннолетних, права и обязанности сотрудников, а также функции в сфере профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.
Из них следует, что основной функцией ПДН является выполнение обязанностей, связанных
245
с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Мы рассматриваем профилактику как совокупность мер, приспособленных для предотвращения каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании. Применительно к деятельности органов внутренних дел профилактика не имеет существенной разницы с общепринятой системой предупреждения и должна основываться на тех же принципах, среди которых стоит особо выделить комплексный подход и дифференциацию, научную обоснованность, законность и др. Профилактика представляет собой гуманное средство борьбы с преступностью, средство, предусматривающее не наказание, а воспитание, предостережение членов общества от преступлений [5, с. 231].
Целью профилактики, по нашему мнению, является не борьба с последствиями - результатом девиации, выражающейся в конкретном правонарушении или преступном поведении подростка, а ликвидация условий и факторов, способствующих возникновению подобного поведения. К нашему сожалению, органы внутренних дел в лице сотрудников ПДН и их руководителей совершенно одиноки. Отсутствует взаимосвязь с общественностью и государственными органами, а в решении этой важной проблемы нужен комплексный поход. Каждый «трудный подросток» - это не только «головная боль» конкретного инспектора, выражающаяся в многочисленных мелких или крупных административных проступках. Можно с определенной долей вероятности утверждать, что без должного внимания к персоне каждого несовершеннолетнего девиантное поведение переходит в преступное деяние. Несовершеннолетние не понимают, что каждый противоправный поступок приближает их к криминальному сообществу и возвратиться к нормальной жизни будет намного труднее. Общество и государство теряют в лице каждого преступника огромный человеческий ресурс в виде благополучной семьи, работника, налогоплательщика. Вместо прогресса наступает регресс. В итоге то, ради чего рождается, растет и к чему готовится человек, становится бессмысленным. Общество не готово принять людей с криминальным прошлым. Бывшие преступники не способны адаптироваться к новым общественным отношениям и ограничениям, и, делая для себя вывод о ненужности, они вынуждены снова совершать преступления, чтобы вернуться в криминальное сообщество.
Согласно Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной прика-
зом МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 (далее - Инструкция ПДН), подразделения по делам несовершеннолетних являются основным органом, осуществляющим профилактику правонарушений несовершеннолетних. Из вышесказанного видно, что это организованная система, предназначенная для непосредственного осуществления профилактических мероприятий, ведения учета неблагополучных семей и несовершеннолетних, нуждающихся в коррекции поведения. Инспекторами также осуществляется предварительная проверка сообщений о правонарушениях несовершеннолетних или совершенных в отношении их.
Специфика деятельности ПДН обусловлена тем, что к несовершеннолетним необходим особый подход, он требует более высокого уровня квалификации сотрудников, чтобы обеспечить действенную профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также защиту их прав и законных интересов от каких-либо посягательств.
Так, Инструкция ПДН запрещает допускать к самостоятельной работе на обслуживаемой территории сотрудников ПДН, которые впервые приняты на службу в органы внутренних дел на должность сотрудника ПДН, без прохождения первоначальной подготовки с учетом профиля служебной деятельности, а также выпускников образовательной организации МВД России или переведенных из других подразделений, если они ранее не работали в ПДН, без прохождения в течение одного месяца стажировки под руководством наставника из числа наиболее подготовленных сотрудников ПДН (пп. 17.1, 17.2).
Подразделения по делам несовершеннолетних являются элементом механизма государственной системы профилактики, наряду с ними в эту систему входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы образования, здравоохранения, социальной защиты населения, занятости, а также иные подразделения органов внутренних дел.
Основной функцией, указанной в Инструкции ПДН, является профилактика (общая, групповая и индивидуальная), в том числе и ранняя (безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, а также совершенных в отношении их, помощь подросткам, оказавшимся в социально опасном положении, работа с неблагополучными семьями, правовая пропаганда и т.п.).
ПДН органов внутренних дел проводят индивидуальную профилактическую работу со следующими категориями лиц, что должно способствовать устранению условий для девиации:
246
несовершеннолетними, склонными к девиант-ному поведению или совершившими противоправные деяния;
родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, злоупотребляющими алкогольной и (или) спиртосодержащей продукцией, употребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо одурманивающие вещества, не исполняющими или ненадлежащим образом исполняющими свои обязанности по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетних либо допускающими жестокое обращение с ними, а также отрицательно влияющими на поведение несовершеннолетних.
Одной из основных функций подразделений по делам несовершеннолетних является предупреждение и реакция на совершенные правонарушения.
Необходимо отметить, что, поскольку совершению преступления предшествует достаточно длительный период антиобщественного поведения, приоритетное внимание должно уделяться ранней профилактике [6, с. 7-8]. К мерам ранней профилактики относятся меры, направленные на предотвращение, заблаговременное предупреждение действия факторов, отрицательно влияющих на формирование личности и поведение подростков, устранение источников возможных негативных влияний, компенсацию негативных последствий социальных процессов. Например, выявление неблагополучных в воспитательном отношении семей, компенсация недостатков семейного воспитания, помощь в бытовом, трудовом устройстве несовершеннолетних, обеспечение досуговой занятости.
Инспекторы ПДН также работают с родителями или другими законными представителями несовершеннолетних, которые не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей, жестоко обращаются с ними. С такими неблагополучными семьями проводятся профилактические беседы, регулярно проверяются условия проживания, в пределах компетенции оказывается помощь в социальной адаптации детей, например устройство их в дошкольные и иные образовательные учреждения.
Однако не только несовершеннолетние совершают противоправные деяния, но и сами подростки становятся жертвами преступного поведения.
Так, по данным статистики ПДН Краснодарского края, «по результатам работы за 1 квартал 2014 г. инспекторами выявлено и зарегистрировано 490 фактов преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних. Из них кражи у
несовершеннолетних - 41, дорожно-транспортные происшествия, где в качестве пострадавших выступали несовершеннолетние граждане Краснодарского края, - 58, факты жестокого обращения - 56, вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений - 26 и 17 - в антиобщественные действия» [7].
Индивидуальная профилактическая работа с вышеуказанными категориями несовершеннолетних должна проводиться с учетом особенностей личности несовершеннолетнего, его окружения, характера совершенных правонарушений, условий семейного воспитания. Указанные обстоятельства устанавливаются в ходе проведения профилактических бесед с несовершеннолетним, его родителями или иными законными представителями, другими лицами из окружения несовершеннолетнего, посещения несовершеннолетнего по месту жительства, изучения характеризующих материалов. В ходе проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних выясняют его образ жизни, связи и намерения, разъясняют последствия совершения им противоправных действий, устанавливают причины и условия совершения правонарушений. К индивидуальной профилактической работе могут быть привлечены лица, оказывающие на несовершеннолетнего положительное влияние и пользующиеся у него авторитетом. В ходе проведения индивидуальной профилактической работы совместно с другими органами и организациями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних решаются вопросы об организации обучения, труда, оздоровительного отдыха и досуга несовершеннолетнего [8].
Превентивная деятельность инспектора ПДН в отношении правонарушителей, не достигших совершеннолетия, в настоящее время носит карательный характер, что не дает положительного эффекта. По мнению специалистов, «никакая официальная структура, действующая по отношению к детям строго в формальных рамках, обеспечить такое воздействие вряд ли сможет, а оно жизненно необходимо, поскольку истоки антиобщественного поведения следует искать в начале жизненного пути преступника, там, где начиналось его формирование как личности» [9, с. 17].
В силу особенностей правового статуса подразделений по делам несовершеннолетних их деятельность носит уголовно-правовой характер. При этом зачастую недостаточно внимания
247
уделяется правоотношениям в сфере семейного и гражданского законодательства. Координирующая роль ПДН в этом аспекте не должна ограничиваться карательными мерами, но и выражаться в изучении семейных, экономических и иных условий жизни несовершеннолетнего.
Как представляется, недостаточно регламентированы полномочия ПДН по осуществлению профилактических мероприятий. Полномочия, закрепленные в действующем законодательстве, прописаны схематично.
Один из выходов - использование регионального опыта профилактики правонарушений несовершеннолетних.
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений. М., 1992.
2. Собр. законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
3. Там же. 1999. № 26. Ст. 3177.
4. Бюл. нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2014. № 11.
5. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / авт.-сост. Л. В. Мардахаев. М., 2002.
6. Устинова В. В. Ранняя профилактика преступлений несовершеннолетних // Проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. М., 1978.
7. иИ1: http://23.mvd.ru/Prjamaja_rech/item/ 2226853 (дата обращения: 20.06.2014).
8. Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». М., 2010.
9. Беженцев А.А. Оптимизация деятельности по предупреждению безнадзорности и административных правонарушений несовершеннолетних // Советник юриста. 2011. № 5.
10. Кубанские новости. 2008. 22 июля.
Так, в Краснодарском крае действует Закон от 21 июля 2008 г. № 1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений в Краснодарском крае» [10], предусматривающий определенные превентивные меры в отношении несовершеннолетних (ограничения нахождения несовершеннолетних в определенных местах, запрет на нахождение несовершеннолетних в общественных местах в ночное время и т.п.).
Таким образом, требуется пересмотр «устаревших» норм, совершенствование механизмов профилактики девиантного поведения несовершеннолетних и углубление процесса межведомственного взаимодействия.
1. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Explanatory dictionary of Russian: 72500 words and 7500 phraseological expressions. Moscow, 1992.
2. Coll. of legislation of the Russian Federation. 2011. № 7. Art. 900.
3. Ibid. 1999. № 26. Art. 3177.
4. Bull. of regulations of federal executive authorities. 2014. № 11.
5. The dictionary on social pedagogics: study aid for the students of the high schools / auth.-comp. L.V. Mardakhayev. Moscow, 2002.
6. Ustinova V. V. Early prevention of crimes of minors // Problems of early prevention of minors offenses. Moscow, 1978.
7. URL: http://23.mvd.ru/Prjamaja_rech/item/ 2226853 (date of access: 20.06.2014).
8. Belyaninova Yu.V. The comment to the Federal law of June 24, 1999 № 120-FL «About bases of system of prevention of neglect and offenses of minors». Moscow, 2010.
9. Bezhentsev A.A. Activity optimization according to the prevention of neglect and administrative offences of minors // Adviser of the lawyer. 2011. № 5.
10. Kuban news. 2008. July 22.
248