155
ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА №2(5) 2015
УДК 342.92+3 51.74 Г. Ф. Хаметдишта
G. Khametdinova
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНСПЕКТОРА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В статье па основе действующего законодательства определяется административно-правовой статус инспектора ПДН и его элементы. На основе компетешщи в объем должностных обязанностей и прав инспектора по делам несовершеннолетних включены следующие полномочия: по осуществлению административной деятельности, административного производства, уголовно-процессуальные и организационные. Раскрыты права и обязанности инспектора ПДН, которые классифицируются как общие, специальные и индивидуальные.
Ключевые сюва: административно-правовой статус, инспектор по делам несовершеннолетних. подразделение по делам несовершеннолетних, права и обязанности инспектора.
ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS OF JUVENILE DIVISION INSPECTORS
On the basis of current legislation the administrative and legal status of juvenile division inspectors and its elements are determined. On the basis of competences the duties and rights of juvenile inspectors include: implementation of the administrative activities for administrative proceedings, criminal and organizational procedures. Rights and obligations of juvenile division inspectors are revealed, which are classified as general, special and individual.
Keywords: administrative and legal status, juvenile division inspector, juvenile division, rights and obligations of inspectors.
Проводимая в настоящее время реформа системы МВД Российской Федерации направлена прежде всего на совершенствование системы управления деятельностью органами внутренних дел Российской Федерации, модернизацию их структурного построения и кадрового обеспечения, атакже оптимизацию численности |2, с. 901. Сказанное в полном объеме относится и к подразделениям по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
В целях совершенствования деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации приказом МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 была утверждена Инструкция по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации (далее Инструкция) |9|, которая направлена определить порядок деятельности подразделений по делам несовершеннолетних. В отличие от Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утвержденного Приказом МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» 111, полномочия инспектора ПДН. в части наделения его правами и обязанностями, новой Инструкцией нс предусмотрены, что затрудняет определение административно-правового статуса сотрудника ПДН.
Большой объем нормативных правовых актов и произошедшее их обновление, а именно принятие Инструкции, внесение изменений в Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» |8|, а также в иные нормативные правовые акты, направленные на обеспечение законных прав и интересов несовершеннолетних, в том числе в Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве» |3|, вызывает необходимость определения административно-правового статуса сотрудника ПДН.
Основой деятельности любого субъекта исполнительной власти является административно-правовой статус, к характеристикам которого относят 113, с. 371: официальное название, его положение в иерархии субъектов государственной власти, вопросы подчиненности; цели, задачи и функции, порядок его образования, реорганизации и упразднения: права и обязанности: формы и методы деятельности; структура органа: и многое другое.
Следует согласиться с И.П. Черниковой, что административно-правовой статус подразделений по делам несовершеннолетних службы охраны общественного порядка представляет собой
156
№ 2 (5) 2015 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
совокупность целей, задач и функций данных подразделений, их организационно-структурнос построение, права, обязанности, подведомственность, финансирование, ответственность и гарантии реализации государственных принципов профилактической деятельности и охраннозащитной превенции 114, с. 7|.
Содержание административно-правового статуса коллективного субъекта административного права зависит от того, является ли он частью гос\ дарственного механизма или нет; каким видом деятельности он занимается; является ли он самостоятельной единицей или включен в более крупную организационную структуру.
Так, согласно позиции Д.Н. Бахраха 112, с. 1771, поддерживаемой многими авторами 113, с. 3; 141, в административно-правовом статусе коллективных субъектов выделяется три главных блока; 1) целевой; 2) структурно-организационный; 3) компетенционный (компетенцию). При этом, по его мнению, первым элементом административно-правового статуса являются цели, задачи и функции субъекта. Второй компонент правового статуса включает в себя нормативное регулирование порядка образования субъектов, их подчиненности, установления и изменения их организационных структур и др. Компетенция представляет собой основную часть административноправового статуса, которая состоит из совокупности властных полномочий, определенных предметов ведения и носящих властный характер.
Сама по себе любая власть, как отмечает
В.Е. Севрюгин, означает способность и возможность оказывать определяющее воздействие на других лиц, подчинять их поведение своей воле. Власть без субъекта, правомочного реализовывать данные качества, является абстракцией 112, с. 91. В данном случае властные полномочия реализует инспектор ПДН как соответствующий субъект их реализации. Учитывая, что его деятельность в большей части связана с несовершеннолетними, которые находятся под особой защитой государства, необходимо четко представлять эти властные полномочия во избежание незаконных действий ограничивающих их права и обязанности.
Остановимся более подробно на третьем элементе статуса - компетенции инспектора ПДН. Анализ нормативных правовых актов, регламентирующих объем должностных обязанностей и прав инспектора по делам несовершеннолетних, позволяет выделить следующие виды полномочий: I) полномочия по осуществлению административной деятельности; 2) полномочия по осуществлению административного производства;
3) уголовно-процессуальные полномочия; 4) организационные полномочия.
При этом к первому виду полномочий следует отнести деятельность инспектора ПДН:
по предупреждению детской беспризорности, безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и противоправных действий в отношении несовершеннолетних;
организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями, указанными в п. 2.1.1 Инструкции, их родителями или иными законными представителями, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними (п. 2.1.2. Инструкции), а также в отношении иных категорий, при необходимости профилактики совершения ими правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя территориального органа МВД России или его заместителя.
Учитывая вступление в законную сил} Федерального закона от 3 февраля 2015 г. № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым дополнен предмет административного правонарушения в ст. 6.9, 6.10, 20.20 и 20.22 КоАП РФ - «новыми потенциально опасными психоактивными веществами», следует полагать, что потребление несовершеннолетними названных веществ также будет основанием для проведения с ними индивидуальной профилактической работы;
выявлению лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и должностных лиц, нс исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних;
выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
рассмотрению в установленном порядке заявлений и сообщений об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, нс достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями
ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 2 (5) 2015
157
или иными законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних:
подготовке материалов для рассмотрения возможности помещения в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел несовершеннолетних; участвует в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) 'законодательством субъектов Российской Федерации;
внесению в уголовно-исполнительные инспекции Федеральной службы исполнения наказаний предложений о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых данные инспекции осуществляют, мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.
информированию заинтересованных органов и учреждений о безнадзорности, правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и условиях, этому способствующих;
внесению в соответствующие органы и учреждения предложений об устранении причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
учету правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, лиц. их совершивших, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, нс исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
обеспечению в пределах своей компетенции соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних:
анализч состояния оперативной обстановки по линии несовершеннолетних на обслуживаемой территории;
выявлению несовершеннолетних, допускающих употребление спиртных напитков, нсмс-дицинскос потребление наркотических средств, мест их концентрации, возможного сбыта, приобретения и потребления наркотических средств, а также лиц, вовлекающих несовершеннолетних в их потребление;
выявлению во время проведения профилактических мероприятий принадлежности подростков
к группам антиобщественного, экстремистского и иного характера, лидеров и активных участников этих групп, места их концентрации, а также лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и (или) антиобщественных действий:
проведению встреч с населением, проживающим на обслуживаемой территории, выступление в образовательных учреждениях, средствах массовой информации по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних, формирование позитивного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел.
Полномочия по осуществлению административного производства определены в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ и п. 3.5 Приказа МВД России от 05 мая 2012 г. № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административном} задержанию» |6|.
Инспектор ПДН наделен полномочиями по составлению протокола об административном правонарушении, а, следовательно, по возб}ждс-нию административного производства и осуществлению предусмотренных гл. 27,28 КоАП РФ процессуальных действий, а именно имеет право: возбудить административное производство в отношении несовершеннолетнего или родителя (законного представителя), совершивших административное правонарушение;
применить меры обеспечения административного производства, предусмотренные ст. 27.1 КоАП РФ;
взять объяснение с несовершеннолетнего с соблюдением требований п. 4 ст. 25.6 КоАП РФ: имеет право удалить несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по дел} об административном правонарушении, на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо (ч. 4 ст. 25.1 КоАП РФ).
Обязанности инспектора ПДН в связи с осуществлением административного производства: в обязательном порядке уведомить родителей или иных законных представителей об административном задержании несовершеннолетнего (ч. 4 ст. 27.3 КоАП РФ, п. 8 ст. 14 Закона «О полиции»);
при опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обеспечить присутствие педагога или психолога. В случае необходимости пригласить законного представителя несовершеннолетнего свидетеля;
158
№ 2 (5) 2015 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
вручить под расписку копию протокола об административном правонарушении (ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ); протокола применении меры обеспечения (глава 27 КоАП РФ).
Уголовно-процессуальные полномочия в пределах компетенции и в соответствии с положениями статей 38-41 УПК РФ инспектор ПДН исполняет поручения о производстве отдельных следственных действий руководителя следственного органа, следователя, начальника подразделения дознания, дознавателя, а также осуществляют обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления, с предоставлением инициатору поручения акта обследования семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего, характеристики с места учебы или работы, справки, в которой должны быть отражены перечисленные в п.п. 2.16.1-2.16.8 Инструкции сведения (данные о личности несовершеннолетнего, когда и какие совершал правонарушения, где и с кем проводит досуг, отношение к учебе, работе, данные о лицах, отрицательно влияющих на поведение несовершеннолетнего, об отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего к его воспитанию, обучению и (или) содержанию и др ).
Кроме того, сотрудники ПДН взаимодействуют с должностными лицами органов предварительного расследования при расследовании уголовного дела в целях установления причастности несовершеннолетнего к совершению преступления, недопущения совершения им преступления.
По письменному поручению должностных лиц органов предварительного расследования оказывают содействие в приглашении педагога для участия в следственных действиях, проводимых с участием несовершеннолетних.
В рамках организационных полномочий инспектора ПДН:
изучают особенности обслуживаемой территории;
взаимодействуют с иными субъектами, занимающимися воспитанием, обучением несовершеннолетних, защитой их прав и законных интересов, организующих спортивную, культурно-просветительную и иную работу с несовершеннолетними;
анализируют ежемесячно оперативную обстановку на обслуживаемой территории;
участвуют: в анализе причин совершения несовершеннолетними правонарушений; изучении материалов, размещенных в средствах массовой информации; подготовке информационных
материалов и предложений в соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления; организации и проведении целевых профилактических мероприятий; осуществлении взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонару шений несовершеннолетних, расположенными на обслуживаемой территории;
оказывают содействие: администрации образовательных учреждений - в организации правовой пропаганды; органам опеки и попечительства - в выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; подразделениям Госу дарственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России - в проводимой ими работе по преду преждению детского дорожно-транспортного травматизма;
обеспечивают обмен информации с иными су бъектами профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних. Закрепленная в Инстру кции обязанность инспектора ПДН об информировании вытекает из необходимости осуществления своей деятельности в тесном взаимодействии с субъектами профилактики, нацеленную на достижение эффективных резу льтатов по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав 111, с. 40-431.
Рассмотрение адм и нистративно-правового статуса инспектора по делам несовершеннолетних невозможно без у яснения его прав и обязанностей, которые, на наш взгляд, можно классифицировать на общие, специальные и индивидуальные.
Общие обязанности и права инспектора ПДН, как и любого сотрудника полиции, закреплены в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (далее Закон «О полиции») |5|, а именно, прежде всего, в главе 6 «Правовое положение сотрудника полиции» определены основные обязанности (ст. 27) и основные права (ст. 28) сотру дника полиции.
Статьи 27 и 28 Закона «О полиции» нс исчерпывают всего объема общих полномочий сотрудника полиции. Для осуществления деятельности по профилактике безнадзорности и правонару шений несовершеннолетних инспектор ПДН наделён полномочиями, закреплёнными в статье 12 «Обязанности полиции», статье 13 «Права полиции», в главе 4 «Применение полицией отдельных мер госу дарственного прину ждения» и главе 5 «Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия» Закона «О полиции».
Обязанности сотру дника ПДН при выполнении служебных полномочий, предусмотрены частью 1 статьи 12 Закона «О полиции», а именно пу нктами 1-4, 7, 9, 11-13, 16, 17, 26,27.
ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА №2(5) 2015
159
Непосредственно в отношении несовершеннолетних в статье 12 Закона «О полиции» закреплены следующие обязанности сотрудника полиции: участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: участвовать в пропаганде правовых знаний (п. 4 сг. 12): осуществлять розыск несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации: несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа (п. 12 ст. 12);
исполнять решения суда (судьи) о направлении несовершеннолетних правонарушителей в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (п. Ист. 12).
Согласно п. 8 статьи 14 Закона «О полиции» сотрудники ПДН обязаны о каждом случае задержания несовершеннолетнего незамедлительно уведомлять его родителей или иных законных представителей.
Инспектор ПДН наделен правами, позволяющими выполнять возложенные на него обязанности при реализации служебных полномочий, предусмотренными пунктами 1-5. 7, 8, II, 13, 15, в том числе предусмотренными Инструкцией о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации 112|, 16, 18, 34, 36, 37 части 1 статьи 13 Закона «О полиции».
Кроме того, полиция наделена правом в соответствии:
с частью 2 статьи 14 указанного закона -на осуществление задержания;
сп. 15 части I статьи 13 - на доставление несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом;
с частью 3 статьи 15 - на вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории» на проникновение в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам ...
в установленных 'законодательством случаях и для определенных данной нормой целей (п. 1-4
ч. 3 ст. 15 Закона «О полиции»);
с частью I статьи 17 - на формирование и ведение банков данных. В соответствии с п. 5 статьи 17 Закона «О полиции» полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах. Внесению в банки данных подлежит информация о несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности либо освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия: о несовершеннолетних. совершивших правонарушения и (или) антиобщественные действия, об их родителях или иных законных представителях, нс исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними:
частью 1 статьи 18 - на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, Законом «О полиции» и другими федеральными законами.
Инспектор ПДН наделен также другими правами и обязанностями, предусмотренными законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, изданными в пределах компетенции.
Специальные права и обязанности инспектора ПДН можно выделить из содержания нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность подразделений по делам несовершеннолетних как субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В первую очередь, к ним относятся Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 181, Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» |9|, Приказ МВД России от 05 мая 2012 г. № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административном} задержанию» |6|, Приказ МВД России от 17 января 2006 г.
160
№ 2 (5) 2015 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
№ 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» |4|.
К специальным правам и обязанностям следует относить круг полномочий, свойственный только сотрудник} специализированной службы органов внутренних дел по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Индивидуальные обязанности и права сотрудника ПДН по замещаемой должности, конкретизирующие его деятельность, определяются в должностном регламенте (должностной инструкции). В соответствии с положением п. 22.1. Инструкции, должностные регламенты (должностные инструкции) сотрудников ПДН индивидуально для каждого сотрудника с учетом взаимозаменяемости на период временного отсутствия разрабатывает руководитель ПДН территориального органа МВД России на межрегиональном и районном уровнях 110|.
Разработка должностных регламентов (должностных инструкций) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 20II г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» |7|, иными законодательными актами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в сфере внутренних дел, нормативными правовыми актами МВД России с учетом полномочий органов, организаций, подразделений системы МВД России, их структурных подразделений. Должностные регламенты
(должностные инструкции) сотрудников, которым присвоены специальные звания полиции, разрабатываются с учетом Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции».
Возложение на сотрудника ПДН обязанностей, нс пред}смотренных должностным регламентом (должностной инструкцией), возможно только в порядке, пред} смотренном Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах вттренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Не допускается привлечение сотрудников ПДН для выполнения обязанностей, нс связанных с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе привлечение их для дежурств в следственно-оперативных группах, группах немедленного реагирования, дежурных частях территориальных органов МВД РФ, а также для выполнения задач по охране и конвоированию задержанных лиц.
Таким образом, административно-правовой статус инспектора подразделения по делам несовершеннолетних определяется организационноправовыми основами деятельности органов вттренних дел Российской Федерации и представляет собой совокупность полномочия, общих, специальных и индивидуальных прав и обязанностей, позволяющих квалифицированно выполнять возложенные функции по реализации социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на профилактику правонарушений и защит} прав несовершеннолетних.
----*-----
Примечания
1. Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции : приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166// Российская газета. - 2013. - 27 марта.
2. Мелехова А. Ю., Лискин И. И. Правовые основы организационно-структурного построения органов внутренних дел РФ на современном этапе // Наука и практика. - 2014. - № 1 (58). - С. 90-94.
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве : федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 432-ФЗ // Российская газета. - 2013. - 30 декабря.
4. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений : приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 12 марта 2015 г ).
5. О полиции : федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (рсд. от 12 февраля 2015 г., с изм. от 06 апреля 2015 г.) // Собрание законодательства РФ. -2011. - № 7. - Ст. 900.
6. О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административном} задержанию : приказ МВД России от 05 мая 2012 г. № 403 (ред. от 12 января 2015 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2012. 03 сентября.
7. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (ред. от 12 февраля 2015 г.) // Российская газета. -2011,- 07 декабря.
161
ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 2 (5) 2015
8. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ. (рсд. от 31 декабря 2014 г.) // Российская газета. - 1999. - 30 июня.
9. Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел РФ : приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2014. - № 11.
10. Об утверждении Порядка разработки и утверждения должностных регламентов (должностных инструкций) и их примерной формы : приказ МВД России от 25 сентября 2012 г. № 886 (рсд. от 2 июля 2014 г.) // Российская газета. -2012.-28 ноября.
11. Предупреждение преступлений и административных правонарушений: учебное пособие /
С. И. Иванова |и др.|. - Тюмень : Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2012.
12. Севрюгин В. Е. Исполнительная власть и государственное управление: проблемы соотношения // Правовые проблемы укрепления российской государственности / под ред. В. Ф. Воловича, А. М. Барнашова. В. М. Зуева. - Томск, 2009. - С. 6-12.
13. Ускова А. С. Административно-правовой стату с городских и районных органов внутренних дел : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2002.
14. Черникова И. П. Административно-правовой стату с подразделений по делам несовершеннолетних службы охраны общественного порядка : авторсф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2006.
ХАМЕТДИНОВА Гульнара Фазитовна. кандидат юридических наук, преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел, Тюменский института повышения квалификации сотрудников МВД России.
E-mail: tipkmvd ^rambler ru
KHAMETD1NOVA Gulnara. Candidate of Law, lecturer, Chair of Administrative Activity of Law Enforcement Agencies, Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation.
E-mail: tipkmvdf/,ramblcr.ru