Научная статья на тему 'Предупреждение преступности несовершеннолетних: опыт США и Новой Зеландии'

Предупреждение преступности несовершеннолетних: опыт США и Новой Зеландии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2337
402
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ / США / КАРАТЕЛЬНОЕ ПРАВОСУДИЕ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ / ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ПРАВОСУДИЕ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / MINORS / PREVENTION OF OFFENSES / USA / PUNITIVE JUVENILE JUSTICE / NEW ZEALAND / RESTORATIVE JUVENILE JUSTICE / CRIME PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дородонова Наталия Васильевна, Евстифеева Екатерина Владимировна, Ильгова Екатерина Владимировна

В статье представлен сравнительно-правовой анализ законодательного регулирования сферы предупреждения преступности и профилактики правонарушений несовершеннолетних в США и Новой Зеландии, обращается внимание на особенности структуры государственных органов, регулирующих вопросы предотвращения и профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетних. Проведенный анализ международных правовых норм и стандартов показывает, что в зарубежных государствах профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетних является важной частью правосудия в отношении несовершеннолетних, так как направлена на их реабилитацию в обществе, создание благоприятных условий и воздействие в случае необходимости на семью несовершеннолетнего. Отмечается, что модели правосудия в отношении несовершеннолетних и превентивные программы зависят от конкретного государства, в связи с тем что каждое государство имеет свое экономическое, социальное и политическое положение. В государствах с карательной моделью сфера предупреждения преступности несовершеннолетних строится на концепции обеспечения контроля над преступностью, обвинительной направленности в отношении несовершеннолетних. Восстановительная модель направлена на обеспечение социальной реабилитации несовершеннолетнего правонарушителя, исправление его противоправного поведения, предотвращение рецидивов. Рассматривается опыт применения превентивных программ и инициатив, которые представляют интерес и для российских органов, занимающихся профилактикой правонарушений несовершеннолетних. Приводятся статистические данные по совершенным несовершеннолетними преступлениям в США и Новой Зеландии за период с 2009 по 2016 г. Авторы приходят к выводу о возможности применения американского и новозеландского опыта в сфере предупреждения преступности и профилактики правонарушений несовершеннолетних при совершенствовании национальной стратегии профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетних и противодействия им.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дородонова Наталия Васильевна, Евстифеева Екатерина Владимировна, Ильгова Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Juvenile Delinquency Prevention: the Experience of the USA and New Zealand

The paper presents a comparative legal analysis of the legislative regulation aimed at preventing minors from committing crimes and offenses in the USA and New Zealand. The authors describe the structures of state agencies responsible for preventing minors from committing crimes and offenses. The presented analysis of international legal norms and standards shows that juvenile crime prevention is an important part of juvenile justice in other countries; it is aimed at the rehabilitation of minors in the society, creation of favorable conditions and the influence, if necessary, on the minor’s family. The authors note that juvenile justice models and prevention programs differ from country to country because every country has its own specific economic, social and political conditions. The countries that use the punitive model base their juvenile crime prevention on the concept of ensuring control over crime, on an accusatory attitude towards minors. The restorative model is aimed at ensuring the social rehabilitation of a juvenile delinquent, at correcting his/her unlawful conduct, at preventing repeat offenses. The authors examine the experience of prevention programs and initiatives that could be used by Russian agencies dealing with juvenile crime prevention. They present statistical data on juvenile crime in the USA and New Zealand in 2009-2016. The authors conclude that it is possible to use American and New Zealand experience in juvenile crime prevention for the improvement of the national strategy of preventing juvenile crimes and offenses and counteracting them.

Текст научной работы на тему «Предупреждение преступности несовершеннолетних: опыт США и Новой Зеландии»

ПРАВОВОЙ ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМАХ ПРАВА

LEGAL EXPERIENCE OF CRIME COUNTERACTION IN FOREIGN AND NATIONAL LEGAL SYSTEMS

УДК 343.85

DOI 10.17150/2500-4255.2018.12(4).601-608

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ОПЫТ США И НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ

Н. В. Дородонова, Е. В. Евстифеева, Е. В. Ильгова

Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов, Российская Федерация

Информация о статье Дата поступления 6 июня 2017 г. Дата принятия в печать 15 августа 2018 г. Дата онлайн-размещения 14 сентября 2018 г.

Ключевые слова

Несовершеннолетние; профилактика правонарушений; США; карательное правосудие в отношении несовершеннолетних; Новая Зеландия; восстановительное правосудие в отношении несовершеннолетних; предупреждение преступности

Финансирование

Государственное задание № 29.12821.2018/12.1 на выполнение проекта по теме «Научно-методическое обеспечение деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (продолжение)»

Аннотация. В статье представлен сравнительно-правовой анализ законодательного регулирования сферы предупреждения преступности и профилактики правонарушений несовершеннолетних в США и Новой Зеландии, обращается внимание на особенности структуры государственных органов, регулирующих вопросы предотвращения и профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетних. Проведенный анализ международных правовых норм и стандартов показывает, что в зарубежных государствах профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетних является важной частью правосудия в отношении несовершеннолетних, так как направлена на их реабилитацию в обществе, создание благоприятных условий и воздействие в случае необходимости на семью несовершеннолетнего. Отмечается, что модели правосудия в отношении несовершеннолетних и превентивные программы зависят от конкретного государства, в связи с тем что каждое государство имеет свое экономическое, социальное и политическое положение. В государствах с карательной моделью сфера предупреждения преступности несовершеннолетних строится на концепции обеспечения контроля над преступностью, обвинительной направленности в отношении несовершеннолетних. Восстановительная модель направлена на обеспечение социальной реабилитации несовершеннолетнего правонарушителя, исправление его противоправного поведения, предотвращение рецидивов. Рассматривается опыт применения превентивных программ и инициатив, которые представляют интерес и для российских органов, занимающихся профилактикой правонарушений несовершеннолетних. Приводятся статистические данные по совершенным несовершеннолетними преступлениям в США и Новой Зеландии за период с 2009 по 2016 г. Авторы приходят к выводу о возможности применения американского и новозеландского опыта в сфере предупреждения преступности и профилактики правонарушений несовершеннолетних при совершенствовании национальной стратегии профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетних и противодействия им.

JUVENILE DELINQUENCY PREVENTION:

THE EXPERIENCE OF THE USA AND NEW ZEALAND

Natalia V. Dorodonova, Ekaterina V. Evstifeeva, Ekaterina V. Ilgova

Saratov State Law Academy, Saratov, the Russian Federation

Article Info

Received

2017 June 6 Accepted

2018 August 15 Available online 2018 September 14

Keywords

Minors; prevention of offenses; the USA; punitive juvenile justice;

Abstract. The paper presents a comparative legal analysis of the legislative regulation aimed at preventing minors from committing crimes and offenses in the USA and New Zealand. The authors describe the structures of state agencies responsible for preventing minors from committing crimes and offenses. The presented analysis of international legal norms and standards shows that juvenile crime prevention is an important part of juvenile justice in other countries; it is aimed at the rehabilitation of minors in the society, creation of favorable conditions and the influence, if necessary, on the minor's family. The authors note that juvenile justice models and prevention programs differ from country to country because every country has its own specific economic, social and political conditions. The countries that use the punitive model base their juvenile crime prevention on the concept of ensuring control over crime, on an accusatory attitude towards minors. The restorative model is aimed at ensuring the social rehabilitation of a juvenile

New Zealand; restorative juvenile justice; crime prevention

Acknowledgements State task № 29.12821.2018/12.1 for the Project «Scientific Methodological Support of the Juveniles Commissions' Activity (continuation)»

delinquent, at correcting his/her unlawful conduct, at preventing repeat offenses. The authors examine the experience of prevention programs and initiatives that could be used by Russian agencies dealing with juvenile crime prevention. They present statistical data on juvenile crime in the USA and New Zealand in 2009-2016. The authors conclude that it is possible to use American and New Zealand experience in juvenile crime prevention for the improvement of the national strategy of preventing juvenile crimes and offenses and counteracting them.

В последнее время в российском обществе происходят изменения в экономической, социально-политической, правовой, семейно-быто-вой и других сферах, что крайне неблагоприятно сказывается на такой наиболее чувствительной категории населения, как несовершеннолетние. Преступное поведение несовершеннолетних отрицательно отражается на их личностном развитии, тем самым способствуя продолжению ими криминальной деятельности.

Согласно статистике Министерства внутренних дел Российской Федерации, в целом по стране наблюдается снижение уровня преступности несовершеннолетних (за 2016 г. на 13,1 % — с 61 833 до 53 736). При этом удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, снизился с 4,9 до 4,5 % от всех предварительно расследованных преступлений. Однако каждый десятый несовершеннолетний намеревается продолжить противоправную деятельность. В 2016 г. их доля среди несовершеннолетних преступников составляла 25,7 %. При этом в ряде субъектов Российской Федерации повторно совершившим преступление является каждый третий несовершеннолетний.

Предупреждение преступности несовершеннолетних является предметом внимания и достаточно острым вопросом практически во всех странах мира. Сегодня перед обществом одной из важных задач стоит отыскание способов сокращения уровня преступности, противоправных деяний несовершеннолетних [1, с. 5; 2], повышение эффективности превентивных действий и мер. Вопросы предупреждения преступности несовершеннолетних были объектом изучения многих отечественных и зарубежных ученых [3-8].

Важно отметить, что предупреждение преступности несовершеннолетних зависит от конкретного государства, поскольку у каждого государства свое экономическое, социальное, политическое положение. Например, достаточно важную роль может играть неравномерная плотность населения на территории, финансовая стабильность, расслоение населения по

имущественному признаку, низкий уровень жизни большей части населения, слабая социальная защищенность граждан [2; 9]. Условия жизни конкретного государства полностью отражают динамику как общей преступности, так и преступности несовершеннолетних.

Мы проанализируем зарубежное законодательство и практический опыт в сфере предупреждения преступности и профилактики правонарушений несовершеннолетних, который может быть учтен при моделировании национальной стратегии предупреждения преступности несовершеннолетних и противодействия ей.

Действенным способом по ресоциализа-ции несовершеннолетних, вовлеченных в преступную деятельность, является профилактика с целью ограждения их от вступления в конфликт с законом. Любая предупредительная либо профилактическая деятельность основывается на стабильной правовой базе, механизм реализации которой позволяет оценивать ее эффективность. На протяжении многих лет в качестве фундаментальных правовых основ в области противодействия преступности несовершеннолетних выступают международные правовые акты, эффективность которых не вызывает сомнений. Так, основные документы Организации Объединенных Наций (Всеобщая декларация прав человека (1948), определяющая основные права, которыми обладают все люди без какой-либо дискриминации, и Конвенция о правах ребенка (1989) с широким спектром прав несовершеннолетних) в значительной степени отражают предпочтение социальных, а не судебных подходов к предотвращению преступности несовершеннолетних.

Значимым международно-правовым актом в области профилактики правонарушений и предупреждения преступности несовершеннолетних являются Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних 1990 г., или так называемые Эр-Риядские руководящие принципы. Нормы указанного документа определяют стандарты для предупреждения преступности несовер-

шеннолетних, в том числе находящихся в группе риска; меры по усилению роли различных слоев общества в профилактике правонарушений несовершеннолетних. Важным направлением, по мнению мирового сообщества, является реализация политики предотвращения преступности среди несовершеннолетних, способствующей социализации и интеграции всех несовершеннолетних. При этом рекомендуется избегать криминализации и наказания несовершеннолетнего при совершении деяний, не причиняющих существенный ущерб обществу.

Развивая идею ресоциализации несовершеннолетних, документ закрепляет несколько профилактических уровней:

- применение общих мер по обеспечению социальной справедливости и равенства возможностей, что может способствовать устранению причин преступности (например, нищета);

- применение мер с целью оказания помощи несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении;

- применение мер и средств в процессе наказания и ресоциализации преступников (в контексте системы исполнения наказаний)1.

В международный правовой механизм, обеспечивающий правовые основы предупредительной деятельности преступности несовершеннолетних, включены и иные не менее значимые документы. Например, Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, или Пекинские правила (1985). Согласно документу, правила распространяются на несовершеннолетних правонарушителей без каких-либо различий в отношении, например, расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Правила допускают создание судов по делам несовершеннолетних, отражают правила судебного преследования несовершеннолетних и иные аспекты2.

Гаванские правила, или Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990), описывают стандарты условий

1 Международные договоры по правам человека. М. : Информ. центр ООН, 2008. Т. 2 : Подборка замечаний общего порядка и общих рекомендаций, принятых договорными органами по правам человека. 413 с.

2 Права человека. Сборник международных договоров. Нью-Йорк ; Женева, 2002. Т. 1, ч. 1 : Универсальные договоры. 397 с.

содержания под стражей, защиты несовершеннолетних заключенных, программы образования, профессиональной подготовки и работы.

Руководящие принципы в отношении действий в интересах детей в системе уголовного правосудия (1997)3 предлагают способы осуществления принципов Конвенции о правах ребенка и других международных стандартов, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.

В Замечаниях общего порядка № 10 Комитета по правам ребенка4 даются рекомендации по проведению профилактической работы для предупреждения преступности несовершеннолетних; отмечается, что политика в области ювенальной юстиции, не предусматривающая комплекса профилактических мер предупреждения преступности среди несовершеннолетних, имеет пробелы5.

Анализ международных правовых норм и стандартов показывает, что в России и зарубежных государствах профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетних является частью правосудия в отношении несовершеннолетних [10-13], так как в первую очередь направлена на реабилитацию несовершеннолетних в обществе, их вовлечение в «правильную» деятельность, создание благоприятных условий, воздействие в случае необходимости на семью несовершеннолетнего [14].

Обеспечение благополучного и защищенного детства является одним из основных национальных приоритетов России, а реализации задач по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства уделяется особое внимание. В целях создания условий для

3 Руководящие принципы в отношении действий в интересах детей в системе уголовного правосудия : прил. к резолюции 1997/30 Экон. и соц. совета от 21 июля 1997 г. «Применение правосудия в отношении несовершеннолетних» // United Nations Comission On Human Rights. URL: http://www2.ohchr.org.

4 Замечания общего порядка № 10. Права детей в рамках отправления правосудия в отношении несовершеннолетних // Международные договоры по правам человека. Т. 1 : Подборка замечаний общего порядка и общих рекомендаций, принятых договорными органами по правам человека. URL: http://files.sudrf.ru/2282/ user/hri_gen1_rev8_add1_ru.pdf.

5 Критерии разработки и оценки программ реформирования системы правосудия в отношении несовершеннолетних. Август 2010 г. / Межучрежденч. группа по правосудию в отношении несовершеннолетних ; Упр. ООН по наркотикам и преступности. Нью-Йорк, 2011. URL: http://www.unodc.org/documents/justice-and-prison-reform/crimeprevention/R.V1187523.pdf.

успешной социализации (ресоциализации) несовершеннолетних, формирования у них готовности к саморазвитию, самоопределению и ответственному отношению к своей жизни 22 марта 2017 г. утверждена Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года.

Основные законодательные акты российского государства, касающиеся вопросов организации деятельности профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также формулирующие концептуальные положения государственной политики, которая охватывает основные направления деятельности в области такой профилактики, можно разделить на две группы. К первой группе относятся те законы, объектом регулирования которых является непосредственно деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, например Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-Ф36. В указанном нормативном акте впервые были систематизированы нормы различных отраслей права, регулирующие вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Ко второй группе следует отнести федеральные законы, объектом регулирования которых являются иные отношения, в рамках которых также может реализовываться деятельность комиссий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В качестве примера можно привести Закон Российской Федерации «Об образовании»7, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»8.

Сегодня проблемами несовершеннолетних в России занимается целый ряд государственных органов исполнительной власти, образующих систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Анализ организации и работы системы органов, занимающихся

6 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федер. закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.

7 Об образовании : закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1797.

8 Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации : федер. закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.

профилактикой, свидетельствует о ее сложносо-ставной структуре, что, с одной стороны, позволяет узкопрофессионально решать задачи, поставленные перед органами, входящими в данную систему, а с другой стороны, усложняет процессы управления и координации внутри системы.

В зарубежных странах модель взаимодействия государственных и негосударственных органов, деятельность которых направлена на предупреждение преступности, профилактику правонарушений несовершеннолетних и их правовое обеспечение, построена иным образом. Например, законодательство США в отношении несовершеннолетних характеризуется карательной моделью правосудия, так как, по мнению многих зарубежных ученых, сфера профилактики правонарушений несовершеннолетних базируется на концепции контроля над преступностью, характеризуется отсутствием возможности применения альтернативных мер [14], обвинительной направленностью в отношении несовершеннолетних.

Среди законодательных актов, регламентирующих данную сферу, можно выделить Федеральный кодекс правонарушений несовершеннолетних (Federal Juvenile Delinquency Code), определяющий судебный порядок в отношении несовершеннолетних, совершивших преступление; Закон о правосудии в отношении несовершеннолетних и предупреждении преступности 2002 г. (Juvenile Justice and Delinquency Prevention Act), обусловливающий единый комплексный подход в сфере предупреждения преступлений несовершеннолетних и обеспечивающий поддержку государственных программ с целью улучшения взаимодействия государственных и местных органов правосудия, а также определяющий стратегию на уровне штатов; Закон «Ни одного отстающего ребенка» 2001 г. (No Child Left Behind Act), регламентирующий применение программ профилактики и раннего вмешательства в отношении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и обеспечивающий финансовое сопровождение общественных организаций и образовательных школьных программ; законы «Трех ошибок» 1994 г. («Three Strikes» Statute) — законодательные акты на уровне штатов, устанавливающие, что лицам, которые совершили три тяжких преступления, должны выноситься судебные решения с длительными сроками тюремного заключения.

В США государственным органом, на федеральном уровне занимающимся вопросами про-

филактики правонарушений и преступлений, является Департамент правосудия в отношении несовершеннолетних Министерства юстиции США; на уровне штатов и на местном уровне существует более 56 подобного рода подразделений, что, естественно, приводит к тому, что и политика данных органов правосудия, и процедуры варьируются в зависимости от местных юрисдикций. Нельзя не отметить, что это ведет к непоследовательным результатам в сфере предупреждения преступности несовершеннолетних в целом по стране. На общегосударственном уровне консультативным органом по вопросам, связанным с правосудием в отношении несовершеннолетних, является Федеральный совещательный комитет по правосудию в отношении несовершеннолетних, разъясняющий отдельные вопросы, интересующие в первую очередь президента и конгресс, и оценивающий результаты деятельности в данной сфере.

Национальная стратегия профилактики преступлений среди несовершеннолетних, разрабатываемая Департаментом правосудия в отношении несовершеннолетних Министерства юстиции США, определяет три ключевые инициативы:

- национальный форум по профилактике насилия в отношении несовершеннолетних, представляющий собой сеть из 15 общественных организаций и федеральных агентств, в задачу которых входит совместная работа, обмен информацией, и использующий стратегию превенции, интервенции,правоприменения;

- территориальные программы предупреждения преступности несовершеннолетних на местном уровне, действующие с целью предотвращения совершения преступлений молодежными бандами;

- инициатива «Защищая детство», направленная на профилактику правонарушений несовершеннолетних, подвергшихся насилию.

На федеральном уровне действуют программы, целью которых является поддержка местных общин в предупреждении насилия; пресечение внедрения расовой и культурно-национальной розни; идеологическое и материальное оздоровление семейного образа жизни; рекомендации по сокращению в СМИ рекламы с насилием; пропаганда по сокращению насилия [14; 15].

Превентивные программы США являются достаточно эффективными, что подтверждается статистическими данными: в период с 2006 по 2015 г. количество арестов несовершеннолетних за совершенные преступления сократилось на 54,8 %; численность арестованных несовершен-

нолетних в 2015 г. по сравнению с 2014 г. сократилась на 8,4 % (с 709 317 до 649 970)9.

В целом анализ превентивной практики США показывает, что надзор за противоправным или преступным поведением несовершеннолетних, применяемый в работе органов правосудия в США, в первую очередь осуществляется все же с помощью «организационного принуждения» — изоляции от общества, жесткого контроля и дисциплинарных санкций, домашнего ареста с применением электронного мониторинга.

В отличие от США в Новой Зеландии в отношении несовершеннолетних используется восстановительная модель правосудия, направленная на предотвращение рецидивной преступности несовершеннолетних после (или в ходе) процесса реабилитации [14], обеспечение социальной реабилитации несовершеннолетнего правонарушителя [16], исправление его противоправного поведения [17].

По мнению ученых, восстановительная модель правосудия в отношении несовершеннолетних дает возможность создания неформального разбирательства в отношении несовершеннолетнего, применения альтернативных мер разрешения уголовно-правового конфликта [14; 18].

Обзор новозеландского законодательства выявил следующие основные акты в сфере предупреждения преступности несовершеннолетних: Закон о детях, молодежи и семьях 1989 г. (Children, Young Persons and Their Families Act), устанавливающий принципы и процедуры работы с несовершеннолетними правонарушителями; Закон по защите детей 2004 г. (Care of Children Act), закрепляющий права детей, содействующий благосостоянию и интересам несовершеннолетних. Цель законодательных актов Новой Зеландии изначально состоит в передаче несовершеннолетних преступников из системы уголовного судопроизводства в альтернативную систему, основанную на социальном подходе [18].

При ближайшем рассмотрении можно выделить ключевые принципы восстановительной модели правосудия в отношении несовершеннолетних:

- применение альтернативы уголовному процессу;

- целью является укрепление семьи;

- молодость признается смягчающим обстоятельством;

9 U.S. Department of Justice. FBI. Criminal Justice

Information Services Division. URL: https://ucr.fbi.gov/ crime-in-the-u.s/2015/crime-in-the-u.s.

- минимально ограничительный характер санкций [18; 19].

Система предупреждения преступности несовершеннолетних в Новой Зеландии включает подразделения по делам несовершеннолетних полиции, департаменты по делам молодежи и семьи Министерства социального развития, агентства по защите детей. Подразделениями полиции используется восстановительное предостережение, что означает использование предостережения или «последнего предупреждения» как попытка заставить несовершеннолетнего взять на себя ответственность за свои действия, осознать, почему его поведение является противоправным и неприемлемым, и при этом способствовать его реинтеграции в общество. Такие меры осуществляются квалифицированными сотрудниками, которые должны изучить причины, лежащие в основе правонарушения, и обсудить его воздействие на пострадавших лиц, а в определенных случаях они могут привести к перенаправлению ребенка в службы социального обеспечения.

В Новой Зеландии для предотвращения повторных правонарушений полиция организует «семейные конференции» — собрания представителей ближайшего социального окружения, на которых в результате обсуждений и при достижении консенсуса принимаются решения. «Семейная конференция» носит инклюзивный характер и вовлекает в участие не только правонарушителя, потерпевших и адвокатов, но и членов семей, друзей, сотрудников полиции, представителей общины и любых иных лиц, которые могут внести вклад в процесс своим участием.

Процедура «семейной конференции» состоит в следующем: во-первых, потерпевший и правонарушитель должны добровольно согласиться на участие в «семейной конференции»; во-вторых, посредник должен подготовить все стороны к участию в данном мероприятии; в-третьих, встреча всех заинтересованных сторон должна проходить на нейтральной территории; в-четвертых, во время «семейной конференции» каждая сторона имеет возможность выражать свое мнение и задавать вопросы; в-пятых, окончательной целью является достижение письменного или устного соглашения10.

10 Европейская сеть предупреждения преступности. Обзор передовой практики предупреждения преступности среди несовершеннолетних в Европейском союзе. URL: http://www.heuni.fi/en/index/publications/ heunireports/europeansourcebook.html.

Предупредительная деятельность Новой Зеландии говорит об эффективности применения таких мер по изменению поведения несовершеннолетних преступников. Так, согласно официальной статистике, за период с 2009 по 2013 г. численность несовершеннолетних, совершивших преступление, сократилась на 34 % (с 5 097 до 3 374); численность несовершеннолетних, впервые совершивших преступление, снизилась на 41 % (с 3 311 до 1 967). В 2016 г. численность осужденных несовершеннолетних сократилась и составила 1 989 чел. (по сравнению с 2009 г. — 4 527)11.

В целом анализ превентивной практики в Новой Зеландии показывает, что используемые программы восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних в первую очередь направлены на то, чтобы дать несовершеннолетнему представление о последствиях его действий [20], взять на себя ответственность за несовершеннолетнего и возместить причиненный вред.

Таким образом, международное и внутригосударственное право, т. е. право зарубежных стран и российское право, представляют собой самостоятельные системы права, кроме общих черт в них имеются и качественные отличия (по источникам, субъектам права, предмету правового регулирования, способам создания и обеспечения правовых норм и т. д.). Поэтому прямая имплементация норм международного права в отечественное законодательство без учета перечисленных особенностей российской правовой системы, а также иных факторов, характерных для российского общества (культура, религия и др.), не представляется возможной [21]. Соблюдение международных стандартов, их вовлечение в национальную правовую систему являются правом государства, реализация которого во многом определяется его обязательствами перед международным сообществом, вытекающими из ратифицированных договоров или членства в международных организациях. На основании принципа верховенства Основного закона страны международные стандарты должны «подкреплять положения национального законодательства при регламентации и обеспечении прав и свобод участников судопроизводства»12.

11 Children and young people charged in court — most serious offence calendar year // NZ.Stat. URL: http:// nzdotstat.stats.govt.nz/wbos/Index.aspx?DataSetCode=TA BLECODE7361.

12 По делу о проверке конституционности 140 ГПК РСФСР в связи с жалобой гражданки Л. Б. Фишер : поста-

Данное положение относится в том числе к нормативным актам, закрепляющим основы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и их реализацию на международном уровне.

Таким образом, важным результатом использования любой модели правосудия в отношении несовершеннолетних в первую очередь является установление баланса между возможностью соблюдения прав несовершеннолетне-

новление Конституц. Суда РФ от 14 февр. 2002 г. № 4-П // Собрание законодательства РФ. 2002. № 8. Ст. 894.

го и предупреждением преступности несовершеннолетних.

Обобщая изложенное, можно сделать вывод, что исследование опыта зарубежных государств может стимулировать поиск и разработку новых и нестандартных схем профилактики противоправного поведения несовершеннолетних, ориентированных на российское сообщество, что позволит синтезировать универсальную схему организации механизма профилактики и предупреждения преступности несовершеннолетних.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тюстина Г. Г. Защита прав несовершеннолетних девиантного поведения / Г. Г. Тюстина. — Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2016. — 134 с.

2. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер. — М. : Акад. проект, 2007. — 336 с.

3. Юзикова Н. С. Основные направления защиты прав несовершеннолетних при осуществлении правосудия и применении мер уголовно-правового воздействия в Украине / Н. С. Юзикова // Lex Russica. — 2013. — № 6. — С. 633-640.

4. Бакаев А. А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних / А. А. Бакаев. — М. : Логос, 2004. — 218 с.

5. Беженцев А. А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних / А. А. Беженцев. — М. : Флинта, 2012. — 296 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Криминология : учебник / ред. А. И. Долгова. — М. : Норма, 2005. — 912 с.

7. Уголовное право России. Части Общая и Особенная : учебник / под ред. А. В. Бриллиантова. — М. : Проспект. 2014. — 1184 с.

8. Muncie J. The globalization of crime control — the case of youth and juvenile justice: Neo-liberalism, policy convergence and international conventions / J. Muncie // Theoretical Criminology. — 2005. — Vol. 9 (1). — P. 35-64. — DOI: 10.1177/1362480605048942.

9. Садовникова М. Н. К проблеме девиантного поведения несовершеннолетних: причины и возможности медиативных технологий в воздействии на них / М. Н. Садовникова, М. А. Сутурин // Дружественное к ребенку правосудие и восстановительные технологии : материалы 5-й междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 20-летию Бурят. гос. ун-та. — Улан-Удэ, 2016. — С. 211-218. — DOI: 10.18101/978-5-9793-0791-6-211-217.

10. Ветошкин С. В. Ювенальное право : учеб. пособие / С. В. Ветошкин. — Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2008. — 169 с.

11. Estrada F. Juvenile Violence as a Social Problem. Trends, Media Attention and Societal Response / F. Estrada // British Journal Criminology. — 2001. — Vol. 41, iss. 4. — P. 639-655. — DOI: 10.1093/bjc/41.4.639.

12. Hinton W. J. Juvenile justice A system divided / W. J. Hinton [et al.] // Criminal Justice Policy Review. — 2007. — Vol. 18 (4). — P. 466-483. — DOI: 10.1177/0887403407304578.

13. Smith D. J. The effectiveness of the juvenile justice system / D. J. Smith // Criminology & Criminal Justice. — 2005. — Vol. 5, iss. 2. — P. 181-195. — DOI: 10.1177/1466802505053497.

14. Марковичева Е. В. Модели ювенального уголовного судопроизводства: проблемы типологизации / Е. В. Марковичева // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2010. — № 3. — С. 97-103.

15. McAra L. Youth Justice? The Impact of System Contact on Patterns of Desistance from Offending / L. McAra, S. McVie // European Journal of Criminology. — 2007. — Vol. 4, iss. 3. — P. 315-345. — DOI: 10.1177/1477370807077186.

16. Правосудие в отношении несовершеннолетних: опыт, практика, развитие: межрегиональный тематический доклад / Е. Л. Воронова [и др.]. — М. : Ин-т семьи и воспитания РАО, 2010. — 120 с.

17. Поликашина О. В. Предупреждение вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий / О. В. Поликашина. — М. : Прометей, 2014. — 141 с.

18. Акестер К. Системы ювенального правосудия [Электронный ресурс] / К. Акестер // Вопросы ювенальной юстиции. — 2002. — № 1. — Режим доступа: http://juvenjust.org/index.php?showforum=21.

19. Михайлов А. П. Ювенальная делинквентность в контексте социокультурной транзиции России / А. П. Михайлов. — Ростов н/Д. : Изд-во РГУ, 2006. — 143 с.

20. Арефинкина Е. Г. Индивидуализация назначения наказания несовершеннолетним : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / Е. Г. Арефинкина. — М., 2009. — 26 с.

21. Карташкин В. А. Международно-правовые стандарты прав человека: универсализм, регионализм, реалии / В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева // Государство и право. — 2010. — № 7. — С. 37-45.

REFERENCES

1. Tyustina G. G. Zashchita prav nesovershennoletnikh deviantnogo povedeniya [Protecting the rights of minors with a deviant behavior]. Nizhnevartovsk State University Publ., 2016. 134 p.

2. Shneider L. B. Deviantnoe povedenie detei ipodrostkov [Deviant Behavior of Children and Teenagers]. Moscow, Akademi-cheskii proekt Publ., 2007. 336 p.

3. Yuzikova N. S. Key areas of protecting the rights of minors during the administration of justice and the use of criminal law measures in Ukraine. Lex Russica, 2013, no. 6, pp. 633-640. (In Russian).

4. Bakaev A. A. Sistema profilaktiki pravonarushenii nesovershennoletnikh [Juvenile Crime Prevention System]. Moscow, Logos Publ., 2004. 218 p.

5. Bezhentsev A. A. Sistema profilaktiki pravonarushenii nesovershennoletnikh [Juvenile Crime Prevention System]. Moscow, Flinta Publ., 2012. 296 p.

6. Dolgov A. I. (ed.). Kriminologiya [Criminology]. Moscow, Norma Publ., 2005. 912 p.

7. Brilliantov A. V. (ed.). Ugolovnoe pravo Rossii. Chasti Obshchaya i Osobennaya [Russian Criminal Law. General and Special Parts]. Moscow, Prospekt Publ., 2014. 1184 p.

8. Muncie J. The globalization of crime control — the case of youth and juvenile justice: Neo-liberalism, policy convergence and international conventions. Theoretical Criminology, 2005, vol. 9 (1), pp. 35-64. DOI: 10.1177/1362480605048942.

9. Sadovnikova M. N., Suturin M. A. To the problem of juvenile deviant behavior: the possibilities of mediation technologies. Druzhestvennoe k rebenku pravosudie i vosstanovitel'nye tekhnologii. Materialy 5-i Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi kon-ferentsii [Child-Friendly Justice and Restorative Technologies. Materials of the 5th of International Research Conference]. Ulan-Ude, 2016, pp. 211-218. DOI: 10.18101/978-5-9793-0791-6-211-217.

10. Vetoshkin S. V. Yuvenal'noepravo [Juvenile Law]. Yekaterinburg, Russian State Vocational Pedagogical University Publ., 2008. 169 p.

11. Estrada F. Juvenile Violence as a Social Problem. Trends, Media Attention and Societal Response. British Journal Criminology, 2001, vol. 41, iss. 4, pp. 639-655. DOI: 10.1093/bjc/41.4.639.

12. Hinton W. J., Sims P. L., Adams M. A., West C. W. Juvenile justice: A system divided. Criminal Justice Policy Review, 2007, vol. 18 (4), pp. 466-483. DOI: 10.1177/0887403407304578.

13. Smith D. J. The effectiveness of the juvenile justice system. Criminology & Criminal Justice, 2005, vol. 5, iss. 2, pp. 181-195. DOI: 10.1177/1466802505053497.

14. Markovicheva E. V. Model of juvenile justice: problems typology. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Orenburg State University, 2010, no. 3, pp. 97-103. (In Russian).

15. McAra L., McVie S. Youth Justice? The Impact of System Contact on Patterns of Desistance from Offending. European Journal of Criminology, 2007, vol. 4, iss. 3, pp. 315-345. DOI: 10.1177/1477370807077186.

16. Voronova E. L., Kravchuk N. V., Alekseeva T. N., Mikov P. V. Pravosudie v otnoshenii nesovershennoletnikh: opyt, praktika, razvitie [Juvenile Justice: Experience, Practice, Development]. Moscow, Institute of Family and Education of the Russian Academy of Education Publ., 2010. 120 p.

17. Polikashina O. V. Preduprezhdenie vovlecheniya nesovershennoletnikh v sovershenie prestuplenii i antiobshchestvennykh deistvii [Prevention of Minors' Involvement in Crimes and Anti-Social Actions]. Moscow, Prometei Publ., 2014. 141 p.

18. Akester K. Systems of Juvenile Justice. Voprosy yuvenal'noi yustitsii = Issues of Juvenile Justice, 2002, no. 1. Available at: http://juvenjust.org/index.php?showforum=21. (In Russian).

19. Mikhailov A. P. Yuvenal'naya delinkventnost' v kontekste sotsiokul'turnoi tranzitsii Rossii [Juvenile Delinquency in the Context of Russia's Sociocultural Transition]. Rostov-on-Don, Rostov State University Publ., 2006. 143 p.

20. Arefinkina E. G. Individualizatsiya naznacheniya nakazaniya nesovershennoletnim. Avtoref. Kand. Diss. [Individualization of imposing penalties on minors. Cand. Diss. Thesis]. Moscow, 2009. 26 p.

21. Kartashkin V. A., Lukasheva E. A. International legal standards of human rights: universalism, regionalism, realities. Gosudarstvo ipravo = State and Law, 2010, no. 7, pp. 37-45. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Дородонова Наталия Васильевна — доцент кафедры истории государства и права Саратовской государственной юридической академии, кандидат юридических наук, г. Саратов, Российская Федерация; e-mail: [email protected].

Евстифеева Екатерина Владимировна — доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Саратовской государственной юридической академии, кандидат юридических наук, доцент, г. Саратов, Российская Федерация; e-mail: [email protected].

Ильгова Екатерина Владимировна — доцент кафедры административного и муниципального права Саратовской государственной юридической академии, кандидат юридических наук, доцент, г. Саратов, Российская Федерация; e-mail: [email protected].

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Дородонова Н. В. Предупреждение преступности несовершеннолетних: опыт США и Новой Зеландии / Н. В. Дородонова, Е. В. Евстифеева, Е. В. Ильгова // Всероссийский криминологический журнал. — 2018. — Т. 12, № 4. — С. 601608. — DOI: 10.17150/2500-4255.2018.12(4).601-608.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Dorodonova, Natalia V. — Ass. Professor, Chair of History of State and Law, Saratov State Law Academy, Ph.D. in Law, Saratov, the Russian Federation; e-mail: dorodonovan@ gmail.com.

Evstifeeva, Ekaterina V. — Ass. Professor, Chair of Criminal and Penal Law, Saratov State Law Academy, Ph.D. in Law, Ass. Professor, Saratov, the Russian Federation; e-mail: [email protected].

Ilgova, Ekaterina V. — Ass. Professor, Chair of Administrative and Municipal Law, Saratov State Law Academy, Ph.D. in Law, Ass. Professor, Saratov, the Russian Federation; e-mail: [email protected].

FOR CITATION

Dorodonova N. V., Evstifeeva E. V., Ilgova E. V. Juvenile delinquency prevention: the experience of the USA and New Zealand. Vserossiiskii kriminologicheskii zhurnal = Russian Journal of Criminology, 2018, vol. 12, no. 4, pp. 601-608. DOI: 10.17150/2500-4255.2018.12(4).601-608. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.