Научная статья на тему 'Социально-культурные условия саморазвития личности старшеклассника'

Социально-культурные условия саморазвития личности старшеклассника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
498
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / PERSON / САМОРАЗВИТИЕ / SELF-DEVELOPMENT / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALISATION / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРА / CULTURE / WELFARE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашков Андрей Анатольевич

В статье рассмотрено саморазвитие личности как педагогический процесс, а также выявлены социально-культурные условия педагогической поддержки личности учащихся старших классов в условиях воспитательной деятельности общеобразовательной школы.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article self-development of the person as pedagogical process is considered, and also welfare conditions of pedagogical support of the person of pupils of the senior classes in the conditions of educational activity of comprehensive school are revealed.

Текст научной работы на тему «Социально-культурные условия саморазвития личности старшеклассника»

зуемую технологию спортивно-досуговой физическое развитие и состояние здоро-деятельности. вья; система знаний, умений и навыков по

В заключение еще раз следует подчер- физической культуре, двигательных дей-кнуть, что как сфера реализации социально- ствий и качеств; устойчивый интерес и культурной деятельности, которая ориенти- потребность личности в систематических рована на здоровый образ жизни, физиче- физкультурно-оздоровительных занятиях; ская культура включает в себя целый ряд навыки самостоятельных занятий физиче-структурных элементов. К ним относятся: ской культурой. Примечания

1. Гурьев, А. И. Парадоксы досуга: Научно-популярное издание «Поиск, творчество, эксперимент» / А. И. Гурьев. — Барнаул: АлтГАКИ, 2012. — 39 с.

2. Жураковский, Г. Е. Педагогические идеи А.С. Макаренко / Г. Е. Жураковский. — М.: АПН РСФСР. 1963. — 175 с.

3. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность : учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников.

— М.: МГУКИ, 2004. — 539 с.

4. Марков, О. И. Сценарная культура режиссеров театрализированных представлений и праздников : учеб. пособие [для преподавателей, аспирантов и студентов вузов культуры и искусств] / О. И. Марков.

— Краснодар: Изд. КГУКИ, 2004. — 408 с.

5. Марков, А. П. Основы социокультурного проектирования : учебное пособие / А. П. Марков, Г. М. Бирженюк. — СПб., 1997. — 260 с.

6. Новикова, Г. Н. Технологические основы социально-культурной деятельности : учебное пособие / Г. Н. Новикова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: МГУКИ, 2010. — 158 с.

7. Туев, В. В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию) / В. В. Туев // Ученые записки. Вып.23. — М.: МГУКИ, 2001. — С. 25—39.

8. Жарков, А. Д. Культурно-досуговая деятельность : учебник / А. Д. Жарков. — М.: МГУК, 1998.

— 219 с.

9. Ярошенко, Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности : учебник / Н. Н. Ярошенко. — М.: МГУКИ, 2007. — 360 с.

ОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА

А. А. Пашков

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассмотрено саморазвитие личности как педагогический процесс, а также выявлены социально-культурные условия педагогической поддержки личности учащихся старших классов в условиях воспитательной деятельности общеобразовательной школы.

Ключевые слова: личность, саморазвитие, социализация, социально-культурная деятельность, культура.

In article self-development of the person as pedagogical process is considered, and also welfare conditions of pedagogical support of the person of pupils of the senior classes in the conditions of educational activity of comprehensive school are revealed.

Key words: the person, self-development, socialisation, welfare activity, culture.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (49) сентябрь-октябрь 2012 117-121 117

ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 5 (49) сентябрь-октябрь ^

Одной из наиболее важных задач модернизации системы общего образования сегодня нужно признать разработку эффективных педагогических технологий помощи личности в процессе её саморазвития в учебной и внеучебной деятельности общеобразовательной школы. Эта задача ориентирует педагогическое сообщество на понимание процесса саморазвития личности как базового условия для развития духовного, интеллектуального и творческого потенциала личности и общества. Успешное саморазвитие личности — это основа дальнейшей адаптации выпускников школ в системе профессионального образования, их эффективной самореализации в системе трудовых, социальных и культурных отношений.

Саморазвитие личности — это уникальный процесс, который необходимо рассматривать в контексте процессов индивидуализации и идентификации личности. Здесь индивидуализация сущностно связана с самоактуализацией (А. Маслоу), а идентификация являет собой главный механизм саморазвития человека (Э. Эриксон).

Рассматривая воспитание, образование, обучение человека как развитие его внутренних (душевных, психических) и внешних (физических, творческо-деятельностных) сил, нужно понимать под воспитанием, в широком смысле, процесс целенаправленного влияния, целями которого выступают накопление человеком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него определенной системы ценностей. Воспитание, таким образом, это целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активной трудовой деятельности.

Саморазвитие личности — понятие, вбирающее всю полноту самодетерминации процессов социализации, аккультурации и инкультурации, развернутых в социально-культурном воспитательном пространстве.

Современная российская школа стоит на пороге преодоления веками сложившейся

дидактической трансляционности — «педагогики передачи и усвоения» (термин академика И.П. Иванова). Ориентация на личность и всемерную помощь в её саморазвитии — непременная задача модернизации российского образования.

Экстенсивный путь развития образования сегодня сменяется ориентацией на интенсификацию обучения. Как отмечают современные исследователи: «Вместо традиционной задачи воспитания "эрудита" на первый план выдвигается развитие нестандартно мыслящего человека — творца. А это значит, что инновационный процесс не может не включать обновления методов, создания и использования креативных образовательных технологий. Инновационная настроенность педагогов лишь на изменение содержания и объема учебных дисциплин не дает желаемого результата» (1).

Самое существенное — поворот всего учебно-воспитательного процесса к развитию творческой активности, коммуникативности, нравственной ответственности человека. Образование должно не только вооружать знаниями, но и развивать и совершенствовать личность. Таким образом, общество все более проникается идеей гуманизации образования, которая наиболее четко проявляется в современном понимании актуальности задач педагогического обеспечения саморазвития личности школьника и роли в этом процессе социально-культурных условий.

При анализе саморазвития личности мы обращаем внимание на то, что процессы социализации, индивидуализации и инкуль-турации сущностно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их целостность необходимо рассматривать как важнейшее условие становления и саморазвития личности.

Социально-культурные условия вбирают в себя ориентацию на самые лучшие образцы мировой и отечественной культуры. Благодаря трудам выдающихся отечественных философов в российском гуманитарном дискурсе сложилось понимание культуры как «культа лучшей личности, ориентирован-

ной на изменение себя и мира путем самосозидания и саморазвития» (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, В.В. Розанов, П.А. Флоренский).

Культура — сотворенная человеком материальная и духовная среда его обитания, форма созидания и выражение свободы человеческой природы; технологии сохранения, распространения и воспроизводства базовых нормативно-ценностных ориентиров (А.Я. Флиер).

Видный отечественный философ и культуролог В.М. Межуев подчеркивает, что культура несет в себе важнейшую способность человека и всего «человеческого рода» — способность к саморазвитию, делающую возможным сам факт человеческой истории (3, с. 25).

Рассматривая социально-культурные условия саморазвития личности, считаем необходимым обратиться к работам видного российского философа и культуролога М.С. Кагана, в которых рассмотрена система отношений культуры и личности. Эту систему М.С. Каган подразделяет на три уровня: практический, практически-духовной и духовно-теоретический.

Сочетание этих уровней создает целостность социально-культурных условий саморазвития личности и дает основу для методологически важной мысли М.С. Кагана: «человек творит культуру и культура творит человека» (2, с. 110).

На практическом уровне речь идёт о создании личностью своего пространственно-предметного окружения, культурных предметов и процессов, то есть всего того, что составляет «вторую природу» человека.

На втором — практически-духовном — уровне формируется творческий опыт отношения личности к окружающему миру, что проявляется в таких культурных практиках (мифологическое, религиозное, художественное осмысление культурой человека), которые позволяют образно осмыслять природное и социальное бытие.

Духовно-теоретический уровень предполагает рефлексию личностью культуры.

Этот уровень М.С. Каган конкретизирует в особой практике изучения «культурой человека и человеком культуры» (2, с. 110) в обыденном сознании людей, в науке, философии, идеологических учениях.

Сочетание практического, духовно-практического и духовно-теоретических компонентов в учебно-воспитательном процессе обеспечивает целостность социально-культурного воспитания учащихся, включение их в созидательную, общественно значимую деятельность, в том числе в разнообразных формах организации свободного времени (4). В современной общеобразовательной школе сегодня таким условием для саморазвития личности выступает школьное самоуправление.

В нашей педагогической практике мы неоднократно проводили анализ уровня развития школьного самоуправления и каждый раз обнаруживали противоречие: с одной стороны, имеется тяга ребят к самостоятельности и самодетерминированному поведению, а с другой — наблюдается отсутствие навыков такого поведения и деятельности. Это приводит к проблемам в развитии ученического самоуправления.

Приведем фрагмент отчета, составленного по результатам обследования уровня развития ученического самоуправления в возглавляемой нами общеобразовательной школе г. Москвы: «В школе действует ученическое самоуправление. Оно имеет следующую структуру. Все классы поделены на творческие группы по основным направлениям воспитательной деятельности: учебно-познавательную, интеллектуально-творческую, гражданско-патриотическую, спортивно-оздоровительную, оформительскую, художественно-эстетическую. Лидеры групп составляют актив класса. Лидер класса и его заместитель входят в Совет лидеров школы. Заседания Совета лидеров проводятся еженедельно. На этих заседаниях обсуждаются план работы, подготовка и проведение различных мероприятий, проводится подведение итогов. В школе есть ряд

ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ . 2012 . 5 (49) сентябрь-октябрь ^

мероприятий, за проведение которых полностью отвечает Совет лидеров. Это День учителя, презентации о проведении каникул, выставка "Природа и фантазия", КВН между командами учителей и учащихся и др. В школе проводится конкурс "Самый классный класс" на рейтинговой основе. Однако далеко не все учащиеся вовлечены в систему школьного самоуправления. Очень вяло работают творческие группы. Часто за внеурочную работу берутся одни и те же учащиеся. Плохо развита самостоятельность в принятии решений и выполнении поручений. Зачастую только под давлением классного руководителя работа выполняется в установленные сроки».

В отчете также были отмечены и другие недостатки. В том числе несовершенство самой системы школьного самоуправления и отсутствие в школе старших вожатых.

Следует отметить, что педагоги, сделавшие данные выводы, точно указав на проблемы, не в полной мере смогли понять их причины и практически не указали пути их преодоления.

Наш анализ показывает, что проблемы личностного и общественного самодетерминированного поведения учащихся тесно взаимосвязаны. Уровень личностного саморазвития во многом предопределяет потребность учеников во включении в активную социально-культурную, культурно-воспитательную деятельность. В то же время развитая система ученического самоуправления становится условием для активизации процессов личностного саморазвития.

Поэтому, обнаруживая недостатки в развитии ученического самоуправления, можно с уверенностью утверждать и о наличии проблем на уровне личностного саморазвития учащихся. Ключ к решению этих проблем — усиление внимания педагогов ко всему комплексу социально-культурных условий, обеспечивающих самодетерминированное поведение учащихся, поддержку их инициатив, развитие лидерства в детско-юношеских ученических коллективах. Современная шко-

ла нуждается в преодолении, а точнее, в расширении знаниевой ориентации — стремление «во что бы то ни стало» подготовить ученика к сдаче государственных испытаний (ИГА, ЕГЭ) не должно входить в противоречие с задачами воспитания личности ученика, оказания ему всемерной помощи в процессе социализации.

Школа, будучи открытой социально-педагогической системой, не может абстрагироваться от социальной ситуации, поскольку ребенок развивается в определенной социальной среде, и без учета ее влияния мы не можем управлять этим развитием. Именно поэтому внешняя социально-культурная среда рассматривается как один из ресурсов, определяющих образовательные и воспитательные потребности детей и их саморазвитие. Потребность в научном анализе этого явления предопределяется, с одной стороны, многочисленными и динамичными изменениями, которые происходят в системе школьного образования, в системе становления представителей новых поколений, а с другой — процессами постепенного формирования и конкретизации целей и приоритетов воспитательной работы с детьми и юношеством. Соотнесение этих встречных процессов реально осуществляется на уровне воспитательного пространства школы, которое представляет собой уникальную систему условий, возможностей для саморазвития личности, образуемых отдельными субъектами этого пространства — детьми, педагогами, родителями.

Практический опыт образовательных учреждений, научные исследования в области саморазвития личности подтверждают особую социальную востребованность этой идеи и дают возможность совершенствовать практическую деятельность учреждений образования, нацеливая их на реализацию воспитательных идей педагогической поддержки сотрудничества, разработку индивидуальных образовательных, методических, управленческих проектов, позволяющих создавать условия для саморазвития личности учащихся.

Примечания

1. Афанасьева, Е. Д. Инновационная культура педагогов / Е. Д. Афанасьева, Л. Г. Борисова // Гуманитарное образование в школе: теория и практика. — 2004. — № 5.

2. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. — СПб.: Петрополис, 1996. — 416 с.

3. Межуев, В. М. История, цивилизация, культура: опыт философского истолкования / В. М. Межуев.

— СПб.: СПбГУП, 2011. — 440 с.

4. Ярошенко, Н. Н. Ценности досуга в контексте цивилизационного развития / Н. Н. Ярошенко // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — М., 2011. — №6.

— С. 66—73.

ОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ ЗА РУБЕЖОМ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

О. Г. Кржижановский

Московский государственный университет культуры и искусств

Статья содержит анализ педагогической деятельности по формированию мотивации к военной службе за рубежом. Рассмотрен опыт США, Китая и Израиля как стран, имеющих наиболее боеспособные армии. Выделены положительные аспекты, приемлемые для использования в отечественной практике.

Ключевые слова: мотивация, военная служба, армия, зарубежный опыт.

The article contains the analysis of pedagogical activity on creating motivation for military service in foreign countries. The experience of the USA, China and Israel as the countries with the most combat-capable army is considered. The positive aspects that are acceptable for use in domestic practice are highlighted. Key words: motivation, military service, army, foreign experience.

Изучение проблемы формирования мотивации к военной службе требует обращения к опыту зарубежных стран. Полагаем целесообразным рассмотреть опыт наиболее боеспособных армий мира, которыми, по единодушной экспертной оценке, на сегодняшний день, помимо Российской армии, являются армии США и Китая, а также постоянно воюющая на протяжении многих десятилетий армия Израиля.

Вооруженные силы Соединенных Штатов Америки в начале XXI века являются наиболее мощной военной структурой на пла-

нете. Несмотря на то, что комплектование Вооруженных сил США осуществляется на добровольной основе, полагаем, что педагогический опыт формирования мотивации к службе в американской армии заслуживает внимания.

В ходе военных операций в рамках «глобальной войны с терроризмом» в системе комплектования Вооруженных сил США возникли серьезные проблемы. Подъем патриотических настроений, вызванный террористическими актами 11 сентября 2001 года, пошел на спад, и, как результат, снизилось

121

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (49) сентябрь-октябрь 2012 121-126

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.