Научная статья на тему 'Педагогическое обеспечение саморазвития личности старшеклассника в учебной и внеучебной деятельности'

Педагогическое обеспечение саморазвития личности старшеклассника в учебной и внеучебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / PERSON / САМОРАЗВИТИЕ / SELF-DEVELOPMENT / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALISATION / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEM APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашков Андрей Анатольевич

В статье рассматривается процесс саморазвития личности учащихся старших классов и технологии воспитания, основанные на идеях системного подхода.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article process of self-development of the person of pupils of the senior classes and the technologies of education based on ideas of the system approach is considered.

Текст научной работы на тему «Педагогическое обеспечение саморазвития личности старшеклассника в учебной и внеучебной деятельности»

J

L

^ Образование в сфере культуры

.ЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. А. Пашков

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматривается процесс саморазвития личности учащихся старших классов и технологии воспитания, основанные на идеях системного подхода.

Ключевые слова: личность, саморазвитие, социализация, воспитание, системный подход.

In article process of self-development of the person of pupils of the senior classes and the technologies of

education based on ideas of the system approach is considered.

Key words: the person, self-development, socialisation, education, the system approach.

Задача помощи обучающимся в саморазвитии определена в качестве приоритетной в системе современных требований общества и государства к качеству среднего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5—9 кл.) (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) и Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10—11 кл.) (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413) четко ориентируют всех участников образовательного процесса на реализацию системно-деятельностного подхода, который обеспечивает «формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию». Важнейшей задачей современной школы становится создание социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личност-но значимой деятельности, в числе которой особое место занимает ученическое самоуправление.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10—11 кл.) (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413) ещё больше внимания отводит задаче саморазвития личности, подчеркивая, что старшеклассник реализует её, становясь креативным и критически мыслящим, активно и целенаправленно познающим мир, осознающим ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; владеющим основами научных методов познания окружающего мира; мотивированным на творчество и инновационную деятельность.

Следовательно, траектория личностного саморазвития, определённая в данных ФГОС, требует перевести готовность к саморазвитию, формирующуюся в средней школе, в сформированную способность к саморазвитию, являющую собой результат полного среднего образования.

Проблемы саморазвития личности рассматривались такими исследователями, как Л.П. Буева, А.Г. Брушлинский, Л.С Выготский,

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (50) ноябрь-декабрь 2012 221-224

221

ЖМ 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 6 (50) ноябрь-декабрь ^

О.Г. Дробницкий, В.В. Давыдов, Л.Н. Коган, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, П.Л. Смирнов, С.Л. Рубинштейн и др., что позволяет признать проблему саморазвития личности одной из центральных проблем педагогической науки и практики.

Всестороннее изучение параметров процесса саморазвития личности осуществляется с позиций психологии, социологии, педагогики и других гуманитарных наук.

Вместе с тем реальное состояние учебно-воспитательной работы в российских школах ещё не в полной мере соответствует требованиям, сформулированным в Федеральных государственных образовательных стандартах среднего (полного) общего образования. Это подтверждается не только нашими наблюдениями, но и многочисленными исследованиями, проводимыми в различных регионах нашей страны.

По некоторым данным, до 10% педагогов имеют низкий уровень самооценки, недостаточно понимают значимость процессов саморазвития личности, не владеют методами и приемами педагогической поддержки обучающихся, до 30% педагогов отмечают недостаток знаний и умений в данной области, затруднения в организации педагогической поддержки (9, с. 3).

Данная проблема, на наш взгляд, проявляется и в том, что сами современные старшеклассники не готовы брать на себя ответственность за собственное развитие, что порождает противоречие между потребностью молодых людей в саморазвитии и недостаточной сформированностью у них способности к саморазвитию. Психологи обоснованно констатируют, что одним из способов разрешения данного противоречия является «целенаправленное формирование способности к саморазвитию у старших подростков» (5, с. 10—11). Однако такая работа в современной школе практически не ведется, ограничиваясь единичными педагогическими экспериментами.

Таким образом, решение проблем саморазвития личности следует искать в особом подходе, учитывающем не только особен-

ности личностного становления старшеклассника, но и всю совокупность организационно-педагогических условий, его обеспечивающих.

«Основу развития педагогической теории на новом этапе составляет системный подход к рассмотрению явлений воспитания и образования» (В.П. Беспалько) (1, с. 12). Поиск, разработка и технологическое обеспечение такого подхода — одна из важнейших задач современной педагогики (2).

Применение идей системного подхода к воспитанию личности нашло свое отражение в целом ряде учебно-воспитательных систем, являющихся попыткой акцентировать внимание на саморазвитии личности учащегося в учебной и внеучебной деятельности.

Среди других выделим модель личностно-ориентированного воспитания, разработанную С.Д. Поляковым и получившую развитие в трудах ряда российских ученых-педагогов (А.В. Мудрик, О.С. Газман, С.В. Бондаревская и др.)

Принципиальное отличие данной модели состоит в том, что в ней цели воспитания определялись не через традиционное формирование нравственных, эстетических, экологических и других ценностей, а на принципиально новой основе — через целостное обеспечение процессов саморазвития личности.

В работах С.Д. Полякова содержание саморазвития личности раскрывается как целостность следующих процессов:

• самопознание (познание себя как субъекта учебной деятельности и познание своих личностных, внеучебных способностей с использованием учебного материала);

• самоопределение (самостоятельный, осознанный выбор учебных целей, задач, заданий и форм учебной работы);

• самореализация (проявление своего творческого потенциала в учебных заданиях и учебных ситуациях);

• совместное развитие (восприятие себя как источника для развития других) (8, с. 13).

Этот подход интегрирует все стороны

процесса саморазвития личности и поэтому может быть признан системным.

Ещё одну идею, раскрывающую признаки системности процесса саморазвития личности, выдвинул Г.В. Селевко, утверждающий, что «человек развивается не только по заложенной в нем наследственной программе и в результате социализирующих и педагогических воздействий, но и в зависимости от складывающихся в его психике опыта и способностей» (6, с. 41).

Г.К. Селевко рассматривает саморазвитие как процесс усвоения поступающей извне информации и опыта, которые происходит на подсознательном, эмоционально управляемом рефлекторном уровне. Поэтому исследователь считает, что важными факторами воспитания ориентаций на саморазвитие является своевременное подкрепление положительных эмоций, переживаемых школьником в процессе взаимодействия с окружающим миром. Главные положительные эмоции, по его мнению, это: «1) чувство своей способности, силы, могущества, победности, успешности; 2) чувство своей привлекательности, внимания, уважения, восхищения со стороны окружающих; 3) чувство обеспеченности, защищенности, безопасности, независимости, свободы» (6, с. 49).

Эта идея определила особый вариант авторской технологии саморазвития личности.

Так, в 2003 году при Международной академии наук педагогического образования был образован «Центр развития и саморазвития личности». Президент МАНПО — академик РАО В.А. Сластёнин утвердил положение об экспериментальной площадке МАНПО. Новая межрегиональная экспериментальная площадка МАНПО на базе «Центра развития и саморазвития» объединяет различные образовательные учреждения и группы профессионалов системы образования Российской Федерации, реализующих инновационные технологии, основанные на парадигме саморазвития личности, и в частности на «Технологии саморазвития личности А.А. Ухтомского — Г.К.

^ Образование в сфере культуры

Селевко». Руководителем центра является действительный член академии, профессор Герман Константинович Селевко.

Г.К. Селевко и О.Ю. Соловьёва приводят статистические данные, свидетельствующие о широком интересе педагогов-практиков к идеям саморазвития. В настоящее время экспериментальную базу «Центра» представляют в рамках Российской Федерации — 137 школ, в странах ближнего зарубежья (Белоруссия, Казахстан, Украина, Азербайджан) — 14 образовательных учреждений (7).

Наиболее важной чертой в модели С.Д. Полякова и технологии Г.К. Селевко, на наш взгляд, следует признать усиление дея-тельностных компонентов воспитания, обеспечивающих включение старшеклассников в социально значимые дела (ученическое самоуправление, молодежные общественные организации и т.п.).

По мнению исследователей, важнейший фактор развития личности — ее активность, потребность в самореализации. Для этого необходим перевод обучающегося из состояния пассивности в активную позицию субъекта самоопределения.

Учебные заведения, предоставляя своим учащимся возможность попробовать себя в организации деятельности клубов, творческих объединений, ассоциаций, в работе школьных средств массовой информации, создают таким образом необходимые условия для реализации их гражданских прав, а также — удовлетворения от процесса и результата своей деятельности, направленной на благо других. Та область, на которую распространяется ученическое самоуправление, представляет собой самоорганизацию, исключающую принудительное поведение. При этом правила, нормы, законы, принципы, действующие в коллективе, определяются не кем-то извне, а с участием и согласием самого обучающегося. Тем самым в образовательном учреждении «задаются рамки свободы и ответственности каждого субъекта образовательного процесса, которые, научившись сообща следовать при-

ЖМ 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 6 (50) ноябрь-декабрь

нятым нормам и правилам, способствуют обеспечению единства действий, не попирая достоинство отдельного субъекта» (4, с. 51—52).

Таким образом, обеспечение профессионального саморазвития педагога и педагогической поддержки саморазвития обучающихся следует признать актуальной потребностью развивающихся образовательных систем.

При этом учебно-воспитательный процесс, обеспечивающий саморазвитие личности старшеклассника, должен быть ориентирован на совершенствование навыков самоорганизации и самопознания личности; на раскрытие индивидуальных способностей путем включения в активную деятельность,

позволяющую раскрыть внутренний потенциал самосовершенствования; на получение нового знания для поиска эффективных способов достижения успехов; на раскрытие воспитательного потенциала совместной самоорганизованной деятельности учащихся (самоуправление и др.).

Насущными задачами школьного образования становятся создание условий, интенсифицирующих развитие подрастающего поколения, предоставление возможности для саморазвития личности на основе удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, учет индивидуальных особенностей обучающихся и построение на этой основе личностно-ориентированного обучения и воспитания.

Примечания

1. Беспалько, В. П. Основы теории педагогических систем / В. П. Беспалько. — Воронеж, Изд-во ВГУ, 1977. — 304 с.

2. Жаркова, Л. С. Педагогическое сопровождение процессов обновления содержания и организации обучения / Л. С. Жаркова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.

— 2011. — №6. — С. 118—124.

3. Заводова, Ю. В. Ориентации старшеклассников на саморазвитие в учебной и внеучебной деятельности: социологический анализ : дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06 / Ю. В. Заводова. — Екатеринбург, 2010. — 164 с.

4. Костюченко, А. А. Формирование социально значимых качеств личности учащихся в условиях ученического самоуправления: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / А. А. Костюченко. — Воронеж, 2010. — 227 с.

5. Ларина, Е. Н. Психологические условия формирования способности к саморазвитию у старших подростков : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Е. Н. Ларина. — Самара, 2007. — 204 с.

6. Селевко, Г. К. Современная российская гимназия в системе полного среднего образования (теория и практические рекомендации) / Г. К. Селевко // Завуч. Управление современной школой. — 2006. — №7.

— С. 41—49.

7. Селевко, Г. К. Центр саморазвития завоёвывает позиции / Г. К. Селевко, О. Ю. Соловьева // Педагогическое образование и наука — 2006 — №2. — С. 11—14.

8. Управление развитием индивидуальности личности в учебном процессе / [С. Д. Поляков и др.] ; отв. ред. М. А. Ушакова. — Москва: Сент., 1999. — 143 с.

9. Харина, Н. В. Приоритетные стратегии и приемы педагогической поддержки творческого саморазвития старшеклассников в образовательной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. В. Харина. — Казань, 2011. — 23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.