Научная статья на тему 'Ученическое самоуправление как условие саморазвития личности старшеклассника'

Ученическое самоуправление как условие саморазвития личности старшеклассника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1606
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / ПЕДАГОГИКА / ШКОЛЬНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SCHOOL / PEDAGOGICS / DEVELOPMENT OF THE PERSON / SOCIALISATION / SCHOOL SELF-MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашков Андрей Анатольевич

В статье раскрывается сущность ученического самоуправления как одна из ведущих идей педагогики, имеющая большую историю в европейском образовательном дискурсе. Показано, что понятие «ученическое самоуправление» имеет две трактовки организационную, в которой преобладает понимание его как особой формы организации школьной жизни, и содержательную, в которой доминирует представление о самоуправлении как об особом воспитательном процессе, создающем предпосылки для социализации и индивидуализации личности. Сделан вывод о том, что организация самоуправления в образовательном учреждении должна строиться на принципах демократичности, самодетермини-рованности, личной ответственности и социальной значимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article the essence of student's self-management as one of leading ideas of the pedagogics, having the big history in the European educational discourse reveals. It is shown that the concept has «student's self-management» two treatments organizational in which its understanding as special form of the organisation of school life, and substantial in which representation about self-management as about the special educational process creating the preconditions for socialisation and an individualization of the person dominates prevails. The conclusion that the self-management organisation in educational institution should be under construction on principles of democratic character, self-determinancy, a private responsibility and the social importance is drawn.

Текст научной работы на тему «Ученическое самоуправление как условие саморазвития личности старшеклассника»

УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА

Андрей Анатольевич ПАШКОВ,

директор ГОУ СОШ №13/67 ЮВАОУОО ДО г. Москвы, аспирант кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств e-mail: AAPashkov@1367.ru

В статье раскрывается сущность ученического самоуправления как одна из ведущих идей педагогики, имеющая большую историю в европейском образовательном дискурсе. Показано, что понятие «ученическое самоуправление» имеет две трактовки - организационную, в которой преобладает понимание его как особой формы организации школьной жизни, и содержательную, в которой доминирует представление о самоуправлении как об особом воспитательном процессе, создающем предпосылки для социализации и индивидуализации личности. Сделан вывод о том, что организация самоуправления в образовательном учреждении должна строиться на принципах демократичности, самодетерминированности, личной ответственности и социальной значимости.

Ключевые слова: школа, педагогика, школьное самоуправление, развитие личности, социализация.

In article the essence of student's self-management as one of leading ideas of the pedagogics, having the big history in the European educational discourse reveals. It is shown that the concept has «student's self-management» two treatments - organizational in which its understanding as special form of the organisation of school life, and substantial in which representation about self-management as about the special educational process creating the preconditions for socialisation and an individualization of the person dominates prevails. The conclusion that the self-management organisation in educational institution should be under construction on principles of democratic character, self-determinancy, a private responsibility and the social importance is drawn.

Key words: school, pedagogics, school self-management, development of the person, socialisation.

Саморазвитие личности - широкое понятие, вбирающее всю полноту самодетерминации процессов социализации, аккультурации и инкультурации, развернутых в социально-культурном воспитательном пространстве.

Организация педагогической поддержки саморазвития личности требует выбора особых форм воспитательной деятельности, органично сочетающих духовно-практические и духовно-теоретические компоненты в учебно-воспитательном процессе.

Современная школа остро ощущает потребность в ориентации всего учебно-воспитательного процесса на развитие творческой активности, коммуникативности, нравственной ответственности человека. Образование должно не только вооружать знаниями, но и развивать и совершенствовать личность. Таким образом, общество все более проникается идеей гуманизации образования, которая наиболее четко проявляется в современном понимании актуальности задач педагогического обеспечения саморазвития личности школьника и роли социально-культурных условий в этом процессе.

Процессы социализации, индивидуализации и инкультурации сущностно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их целостность необходимо рассматривать в качестве важнейшего условия становления и саморазвития личности как субъекта культуры. Благодаря трудам выдающихся отечественных философов, в российском гуманитарном дискурсе сложилось понимание культуры как «культа лучшей личности, ориентированной на изменение себя и мира путем самосозидания и саморазвития» (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, В.В. Розанов, П.А. Флоренский).

Культура сотворенная человеком материальная и духовная среда его обитания, форма созидания и выражение свободы человеческой природы; технологии сохранения, распространения и воспроизводства базовых нормативно-ценностных ориентиров (А.Я. Флиер).

Видный отечественный философ и культуролог В.М. Межуев подчеркивает, что «культура несет в себе важнейшую способность человека и всего «человеческого рода», - способность к саморазвитию, делающая возможным сам факт человеческой истории» (7, с. 25).

Рассматривая педагогические условия саморазвития личности, считаем необходимым обратиться к работам видного российского философа и культуролога М.С. Кагана, в которых рассмотрена система отношений культуры и личности. Эту систему М.С. Каган подразделяет на три уровня: практический, практически-духовной и духовно-теоретический.

Сочетание этих уровней создает целостность социально-культурных условий саморазвития личности и дает основу для методологически важной мысли М.С. Кагана «человек творит культуру и культура творит человека» (1, с. 110).

На практическом уровне речь идёт о создании личностью своего пространственно-предметного окружения, культурных предметов и процессов, т.е. всего того, что составляет «вторую природу» человека.

На втором - практически-духовном уровне - формируется творческий опыт отношения личности к окружающему миру, что проявляется в таких культурных практиках (мифологическое, религиозное, художественное осмысление культурой человека), которые позволяют образно осмыслять природное и социальное бытие.

Духовно-теоретический уровень предполагает рефлексию личности культуры. Этот уровень М.С. Каган конкретизирует в особой практике изучения «культурой человека и человеком культуры» (1, с. 110) в обыденном сознании людей, в науке, философии, идеологических учениях.

Сочетание практического, духовно-практического и духовно-теоретических компонентов в учебно-воспитательном процессе обеспечивает целостность социально-культурного воспитания учащихся, включение их в созидательную, общественно значимую деятельность. В современной общеобразовательной школе сегодня таким условием для саморазвития личности выступает школьное ученическое самоуправление.

Ученическое самоуправление - одна из ведущих идей педагогики, имеющая большую историю в европейском образовательном дискурсе. Один из первых опытов школьного управления известен по деятельности в XIV столетии в г. Гольдберге (Силезия) латинской школы Валентина Тротцендорфа (Фридланд). Форма деятельности самоуправления в этой школе - ученический «сенат», который ежемесячно решал насущные проблемы школы, конфликтные ситуации в школьном коллективе, определял формы участия учащихся в коллективных делах.

Выдвинув демократический принцип единой школы, Я.А. Коменский в организованном в школе самоуправлении выстраивал прообраз государства. Необходимо также, по мысли Я.А. Коменского, чтобы школа в целом и каждый класс в отдельности «представляли собой государство, со своим сенатом и председателем сената, со своим консулом или судьей, или претором» (4, с. 165).

Дальнейший генезис идеи самоуправления тесно связан с воззрениями Ж.-Ж. Руссо, отрицающего принуждение как метод воспитания; И.Г. Песталоцци с идеей о необходимости упражнения подрастающего поколения в нравственных поступках; А. Дистервега с идеей о необходимости развития самодеятельности ребенка.

В развитии отечественной педагогики идеи ученического самоуправления получают всестороннее развитие в конце XIX - начале XX веков. Обращение педагогов к идеям введения самоуправления в практику работы школы было вызвано ростом демократических настроений в российском обществе, что нашло отражение в стремлении создать в школе атмосферу взаимного доверия, равенства и взаимопомощи между учениками, без чего не может быть никакого успеха в деле воспитания и обучения (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, И.И. Горбунов-Посадов и др.).

В советский период развитие идей самоуправления нашло отражение в теоретических работах и практике выдающихся отечественных педагогов: Ф.Ф. Брюховец-кого, И.П. Иванова, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Караковско-го, В.Н. Сорока-Росинского, В.А. Сухомлинского и др.

Много внимания развитию самоуправления в детском коллективе уделял С.Т. Шацкий (11), в основе воспитательной системы которого лежала идея «детского царства», где каждый воспитанник получал возможность для всестороннего развития сил.

Педагогический эксперимент А.С. Макаренко по созданию коммуны им. Ф.Э. Дзержинского и других ученических коллективов, действующих на принципах ком-мунарства, доказал, что настоящим воспитателем личности является правильно организованный коллектив, предоставляющий личности возможности для саморазвития и самоактуализации, реализации общественной активности и самодеятельности. При этом А.С. Макаренко считал важнейшим моментом коммунарского самоуправления единство коллективов учителей и детей, составляющих единую воспитательную общность (6).

Вторая половина XX столетия в отечественной педагогике обогатилась разработкой идеи самоуправления в трудах и педагогическом опыте Ф.Ф. Брюховецкого, Т.Е. Конниковой, Э.Г. Костяшкина, В.А. Сухомлинского и др. Большую известность получил эксперимент И.П. Иванова, обосновавшего «коммунарскую методику».

Среди педагогических экспериментов последней четверти XX столетия следует особо выделить достижения В.А. Караковского (2; 3), разработавшего педагогическую технологию «ключевых дел», основанную на организации ученического самоуправления. Реализация идеи ученического самоуправления на практике способствует развитию не только всего школьного коллектива, но и открывает новые возможности для становления личности воспитанника. Также значимым для широкой апробации идей самоуправления нужно признать опыт Н.П. Капустина, создавшего в школе №71 г. Москвы систему самоуправления, в которой действовали органы педагогического, ученического, родительского самоуправления, а так же совместные органы самоуправления (Единый воспитательный центр).

Сегодня экспериментальная работа по моделированию системы самоуправления общеобразовательной школы, начатая Е.А. Ямбургом в конце 1990-х годов, доказав свою эффективность, позволила выстроить «адаптивную модель» школы, в которой идёт приспособление учебной системы к возможностям и потребностям учеников, а не наоборот. Сегодня школа Е.А. Ямбурга - государственное среднее учебное заведение «Центр образования N 109 г. Москвы» - это многопрофильный центр образования, объединяющий детский сад, начальные классы, гимназию, лицей, классы педагогической коррекции, систему дополнительного образования, реально использующий возможности ученического самоуправления в организации всех направлений деятельности школы (12; 13).

Таким образом, ученическое самоуправление - это одна из наиболее продуктивных педагогических идей, имеющая богатую историю и достаточно убедительные практические достижения, в том числе в условиях развития современных образовательных систем.

Само понятие «ученическое самоуправление» имеет две трактовки - организационную, в которой преобладает его понимание как особой формы организации школьной жизни, и содержательную, в которой доминирует представление о самоуправлении как об особом воспитательном процессе, создающем предпосылки для социализации и индивидуализации личности.

Самоуправление обычно рассматривается «как самоцель, то есть выполнение определенных функций при организации жизни коллектива, - отмечает А.А. Костю-ченко. Но самоуправление, особенно детское, - проблема не столько организационная, сколько педагогическая. Это значит, что на первый план должна выступать его воспитательная функция» (5, с. 42). Полагаем, что в данной оценке справедливо указано на особое воспитательное значение ученического самоуправления, которое позволяет интегрировать задачи воспитания, обучения и развития личности.

Наш анализ показывает, что организация самоуправления в образовательном учреждении должна строиться на принципах:

• демократичности (равноправия, выборности, коллегиальности и персонально-сти, распределения полномочий, отчетности и др.);

• самодетерминированности (свободы и самодеятельности, добровольности участия и др.);

• личной ответственности и социальной значимости (ответственности воспитанника за порученное дело, работа в качестве исполнителя и организатора). Ученическое самоуправление - это комплексное педагогическое явление, способствующее активному включению учащихся в процесс воспитания. Ученическое самоуправление в образовательных учреждениях имеет также деятельностный характер.

Таким образом, обобщая имеющиеся в отечественной педагогической науке подходы к определению понятия «ученическое самоуправление», мы можем констатировать признание его воспитательной сущности, которая проявляется в комплексном, интерактивном, деятельностном характере участия детей в организации общественной жизни школы.

Основной сферой жизнедеятельности старшеклассников, как и в предшествующий возрастной период, продолжает оставаться школа. В школе статус современного старшеклассника неоднозначен. С одной стороны, положение старшего накладывает на него дополнительную ответственность, перед ним ставятся более

сложные задачи, с него больше спрашивают. С другой - по своим правам он целиком зависит от учителей и школьной администрации. Он обязан выполнять все требования учителей, не имеет права критиковать их. Отношение старшеклассника к школе в целом характеризуется растущей сознательностью и одновременно постепенным «вырастанием» из школы. Круг интересов и общения старшеклассника все больше выходит за пределы школы, делая ее только частью его жизненного мира. Школьная жизнь рассматривается как временная, имеющая ограниченную ценность (8).

В столь специфичной ситуации возрастает потребность старшеклассников в таких видах деятельности и общения, которые позволяют раскрыться их субъектным свойствам. Одной из важнейших сфер школьной жизни в современных условиях является ученическое самоуправление, максимально соответствующее потребностям учащихся в саморазвитии и самореализации.

Здесь обнаруживается тесная связь двух важнейших педагогических явлений коллективного «самоуправления» и личностного «саморазвития».

Эта взаимосвязь обоснована в исследованиях ведущих отечественных педагогов и психологов. Так, изучение психологической структуры детского коллектива позволило Д.И. Фельдштейну определить основные условия его воздействия на личность растущего человека. Среди этих условий ученый выделил следующие моменты:

1) непременное включение детей, особенно подростков, в специально организованную «скользящую сеть» различных коллективов (учебных, трудовых, сезонных, временных, одно- и разновозрастного типа, многочисленных и малочисленных) с учетом многогранного проявления способностей каждого ребенка, определения его места в каждом из коллективных объединений;

2) обеспечение контролируемой связи этих коллективных объединений с таким расчетом, чтобы содержательная сторона их деятельности, объем и степень ее общественной направленности находились в определенной взаимообусловленности, при подчинении общественно значимых целей их деятельности решению общей задачи всего многопланового коллектива;

3) непрерывное включение малых объединений в большие (одновозрастных в разновозрастные), что приводит к сложному переплетению взаимозависимостей, выводя подростка за рамки своего конкретного, «нашего» коллектива, не позволяя ему замкнуться только в кругу близких товарищей;

4) обеспечение организации и корректировки таких коллективных связей каждого подростка и старшеклассника, при которых он несет личную ответственность и приобретает значимый авторитет в нескольких объединениях. При развитии чувства ответственности, в котором проявляется коллективизм человека, формируется самооценка подростка, вырабатывается его потребность в самоусовершенствовании, в раскрытии себя в обществе, для общества. В условиях развитого многопланового коллектива, когда его члены проявляют себя в трудовой, художественной, учебной, организационной, спортивной и в других формах деятельности, для каждого подростка складываются ситуации, побуждающие его проявить собственную активность, выявить свое «я» (10, с. 495 - 496).

В современной школе создание перечисленных условий нужно признать скорее желаемой целью, чем реально сложившейся воспитательной системой. Вот почему, разрабатывая экспериментальную программу педагогической поддержки самораз-

вития старшеклассника, мы обратили внимание на необходимость формирования особых условий, в которых самодетерминированная деятельность личности будет встроена в систему социальной деятельности, работающей на принципах коллективного самоуправления. Теоретически значимым здесь является соотнесение двух векторов развития личности - индивидуализации и социализации, а практическое значение данной идеи проявляется в создании особых педагогических условий, которые дают возможность интеграции различных форм, методов и приемов педагогической поддержки саморазвития личности в систему деятельности ученического самоуправления.

В Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования (5 - 9 кл.) и среднего (полного) общего образования (10 - 11 кл.) определены задачи организации воспитательной работы образовательного учреждения. Эта работа должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Приоритетным для воспитательной работы школы должны стать освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения; формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями.

В воспитательной работе нужно стремиться к формированию уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей).

В числе прочего стандарт определяет для Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования следующие задачи:

• приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;

• приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных организациях (спортивные секции, творческие клубы и объединения по интересам, сетевые сообщества, библиотечная сеть, краеведческая работа), в ученическом самоуправлении, военно-патриотических объединениях, в проведении акций и праздников (региональных, государственных, международных);

• участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций; в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения; в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города;

• формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды и др. (9).

Таким образом, ученическое самоуправление - это важная составная часть общей воспитательной работы, которую призваны осуществлять учреждения образования в Российской Федерации. Создание таких условий - приоритетная задача современной общеобразовательной школы.

Литература

1. Каган М. С. Философия культуры / М. С. Каган. - СПб.: Петрополис, 1996. - С. 110.

2. Караковский А.П. О подростках / А.П. Караковский. - Москва: Педагогика, 1970.

- 272 с.

3. Караковский В.А. Стать человеком / В.А. Караковский. - Москва: Новая шк., 1993.

- 80 с.

4. Коменский Я.А. Великая дидактика / Я.А. Коменский. - Москва, 1983. 286 с.

5. Костюченко, А.А. Формирование социально-значимых качеств личности учащихся в условиях ученического самоуправления: дис.... кандидата педагогических наук. - Воронеж, 2010.

6. Макаренко А. С. Собрание сочинений: В 4 т. - Т.4 / А.С. Макаренко. - Москва: Правда, 1987. - 576 с.

7. Межуев В.М. История, цивилизация, культура: опыт философского истолкования /В.М. Межуев - Санкт-Петербург: СПбГУП, 2011. - С. 25.

8. Носко, И.В. Психология развития и возрастная психология / Дальневосточный государственный университет; Тихоокеанский институт дистанционного образования и технологий. - Владивосток, 2003. - С. 90-91.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897): М1р://минобрнауки.рф/документы//938

10. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды / Д.И. Фельдштейн. - 2-е изд. - Москва: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. - С. 495 - 496.

11. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / С.Т. Шацкий; под ред. Н.П. Кузина, М.П. Скаткина, В.Н. Щацкой. - Москва: Педагогика, 1980.- Т. 1.-304 с.; Т. 2.- 414 с.

12. Ямбург, Е.А. Педагогический декамерон / Е. А. Ямбург. - Москва: Дрофа, 2008.

- 367 с.

13. Ямбург, Е.А. Управление развитием адаптивной школы / Е. А. Ямбург; Ин-т упр. образованием РАО. - Москва: Per Se, 2004. - 366 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.