Научная статья на тему 'Социально-культурная и культурно-досуговая деятельность как самостоятельная область общественной практики'

Социально-культурная и культурно-досуговая деятельность как самостоятельная область общественной практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2211
420
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АККУЛЬТУРАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES / CULTURAL AND LEISURE ACTIVITY / ACCULTURATION / SOCIAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамсутдинова Д. В., Турханова Р. И.

В статье рассматриваются педагогические приоритеты и парадигмальные подходы к трактовке роли и сущности социально-культурной и культурно-досуговой деятельности в процессе аккультурации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and cultural and cultural and leisure activities are as an independent field of social practice

This article discusses the educational priorities and paradigmatic approaches to the interpretation of the role and nature of cultural and social and cultural and leisure activities in the process of the acculturation of the individual.

Текст научной работы на тему «Социально-культурная и культурно-досуговая деятельность как самостоятельная область общественной практики»

УДК 13.21.01

Д.В.Шамсутдинова, Р.И.Турханова

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ И КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

В статье рассматриваются педагогические приоритеты и шрадигмальные подходы к трактовке роли и сущности социально-культурной и культурно-досуговой деятельности в процессе аккультурации личности.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, культурно-досуговая деятельность, аккультурация, социальное взаимодействие.

D. V.Shamsutdinova, R.I. Turhanova Social and cultural and cultural and leisure activities are as an independent field of social practice.

This article discusses the educational priorities and paradigmatic approaches to the interpretation of the role and nature of cultural and social and cultural and leisure activities in the process ofthe acculturation ofthe individual.

Keywords: Social and cultural activities, cultural and leisure activity, acculturation, social interaction.

Смена педагогических приоритетов и обновление технологического инструментария воспитательной деятельности становится возможным в парадигмальных рамках социально-культурной деятельности. Педагогический потенциал социально-культурной деятельности определяется ее культурно-созидательным характером, способностью гармонизировать процессы социализации и индивидуализации личности, оснащая ее способами корректировки жизненного стиля, ресурсами встраивания в актуальное жизненное пространство

Компенсируя издержки традиционных институтов социализации, социально-культурная и культурно-досуговая деятельность выступает дополнительным «жизненным пространством», условием индивидуального самоопределения и творческой самореализации личности, средой формирования нравственной культуры личности, развития его инициативы, независимости суждений, что в итоге способствует формированию базовой культуры личности в единстве ее ценностных и технологических компонентов. Ресурсы социально-культур-ной и культурно-досуговой деятельности коренятся в коллективном характере и игровой природе совместной деятельности, в субъективно значимой мотивации участия. Действующая как педагогическая система, социально-культурная деятельность и культурнодосуговая деятельность становится важнейшим элементом культурно-образовательного пространства, оптимальной формой развития коммуникативных способностей личности, которые рассматриваются в качестве составляющей культуры в широком смысле слова.

Педагогический потенциал социально-культурной и культурно-досуговой деятельности в системе формирования культуры личности определяется: коммуникативной природой клубных форм совместной деятельности, многообразием видов социально-культурной практики клубной общности; использованием интерактивных методов организации совместной деятельности, сочетанием традиционных и инновационных технологий; реализацией программно-целевого принципа формирования коммуникативно-поведен-ческих основ характера участников творческой деятельности. Теория социально-культурной, культурно-досуговой деятельности, тесно смыкается с предметными полями различных наук, оставаясь при этом самодостаточной, самостоятельной ветвью педагогической науки. Однако остаются нерешенными вопросы о мере соотнесенности теории социально-культурной деятельности и культурно-досуговой деятельности, как её разновидности, с другими теориями, о степени их взаимодействия, об их значении для развития практики и процесса не только в подготовке специалистов социально-культурной сферы, а также формирования и развития социальноориентированной личности. Именно эти моменты все чаще становятся предметом обсуждения на заседаниях учебно-методических объединений по специальности - «теория, методика и организация социально-культурной деятельности», на научных конференциях различного уровня, в научных публикациях. Частью этого общего дискуссионного потока является неутихающий спор о сущности понятий теории и практики социально-культурной, культурно-досуговой деятельности, о ее роли в формировании личности. Досуговая деятельность осуществляется целенаправленно, её содержание определяется культурой и человек становится не только субъектом собственного « приобщения к культуре», но и субъектом самосовершенствования, самоактуализации и саморазвития в процессе социально-культурной деятельности. Ибо сама культура - это мощный инструмент управления процессом аккультурации, приобщения к личностным ценностям

Сутью этого процесса становится формирование культурой самого себя, через постоянное воспроизведение своего образа в человеке как субъекта социального процесса. Этот процесс затрагивает

все сферы бытия, которые находятся в пределах досягаемости человека, превращение в культурные предметы и действия, отвечает его человеческим потребностям, способствует формированию социальной направленности, социальной адаптированности.

Таким образом, логика подсказывает, что, во-первых, не существует неуправляемого обществом про-цесса приобщения к культуре. Он может быть прямым - через деятельность специализированных агентов социализации и опосредованным - через самодетерминированную деятельность социализирующейся личности; и что, во-вторых, не существует общества без социальных институтов. По сути человек не может стать человеком вне культуры, без приобщения к ней. Вопрос состоит в том, что понимается под культурой. Здесь мы подходим к пониманию того, что культура- это нечто стоящее «вне» обычного существования человека. И нужно специально «напрячь» все педагогические ресурсы культурно-досуговой деятельности, чтобы «подтянуть» человека к этой самой культуре, преподнести культуру человеку во всей полноте его ощущений, даже попытаться подтолкнуть его к самостоятельному шагу навстречу «культуре». При этом могут наблюдаться отголоски стереотипов дифференцированного взгляда на культуру в её абсолютных дуальных оппозициях «низкая культура -высокая культура», «массовая культура - элитарная культура» и т.д

При этом можно представить, что оценочная шкала «высокое - низкое» должна быть конкретизирована понятием ценности культуры, а сам процесс приобщения человека к культуре -рассмотрен, прежде всего, на уровне социального взаимодействия. В этом проявляется реальная специфика социально-культур-ной деятельности - она не дублирует деятельность учреждений образования всех типов и уровней (образование здесь понимается нами как целостный процесс обучения и воспитания личности), поскольку в сфере ее педагогического влияния оказывается не только отдельный человек, но и вся система социального взаимодействия во всем многообразии ее проявлений. А её основная задача состоит в том, чтобы сделать это социальное взаимодействие подлинно культурным, т.е. построенным на основе ценностей культуры.

Таким образом, социально-культурная и культурно-досуговая деятельность как исторически сложившаяся и непрерывно развивающаяся деятельность имеет своей целью не только приобщение человека к культуре, но и создание условий для того, чтобы культура становилась фактором формирования личности. И трудно предположить, что только какая-либо воспитательная деятельность окажет серьезное воздействие на структуру общества, модернизирует ее устройство. Это и непосильная задача для специалистов социально-культурной сферы. Но вполне возможно изменить характер, качество социальности, привнести в ее действенные формы новые значения и смыслы. И хотя иных более эффективных форм качественной обработки социальности, чем педагогические формы в культуре, не выработано, и даже широкоизвестная прикладная культурология, претендующая на особую роль инновационной науки и практики, в момент «выхода» к реальным людям и социальным общностям реализует, в сущности, потенциал педагогических технологий., однако сегодня все отчетливее формируется философский взгляд на культуру, не сводящий культуру к какой-то частной форме деятельности человека. Этот подход делает закономерным рассмотрение культуры как производного от многосторонне-целостной деятельности человека, и в силу своей целостности включающей в себя все многообразие результатов человеческой деятельности (ценности, в том числе религиозные, символы, игру и мн. другое). Формами превращения природных явлений в культурные предметы при этом становятся научные модели, теории, технические конструкты и мифологические, а затем художественные образы природы. Среди многочисленных форм превращения натуры человека в культуру (аккультурация и социализация) ведущее место занимает педагогическая деятельность, направленная на воспитание, образование, на развитие и формирование личности. Так, к примеру, М.С.Каган, обосновывая целостный подход к философскому анализу культуры, справедливо отмечает, что при всей очевидности таких процессов, как превращение природных явлений в культурные предметы и превращение натуры человека в культуру, пока остается практически неразработанной и научно не отрефлексированной проблема соотношения культуры и социальности. Он пишет: «Широкое хождение получило бинарное понятие «социокультурный». Все это свидетельствует о назревшей потребности наук, изучающих общество, включить культуру в сферу своих теоретических интересов, и вряд ли можно сомневаться в том, что теория культуры должна пойти им навстречу, сделав предметами специального рассмотрения не только все конкретные социокультурные образования, но и саму возможность и необходимость скрещения культуры и общества». Далее М.С.Каган излагает аргументы, которые еще раз убеждают в возможности и необходимости опредметить социально-культурную, культурно-досуговую деятельность как самостоятельную область общественной практики личности в процессе социального взаимодействия. По М.С.Кагану, культура - форма, социальное взаимодействие -содержание. Но философ не указывает на механизм, обеспечивающий качественное преображение

общественных отношений под воздействием культуры. И, продолжая его мысль, можно констатировать, что механизм этот педагогический по своему содержанию и характеру (1). С этих позиций культурнодосуговая деятельность может быть понята как особый вид педагогической деятельности, в процессе которой ценности культуры существенно обусловливают формирование не только качественно новых общественных отношений (в динамике духовно-ценностных оппозиций: личность-общество, социальная группа-общество, социальная группа - социальная группа и др.), но формирование и развитие отдельной личности. Вот почему мы отстаиваем определение, согласно которому культурно-досуговая деятельность должна быть понята как совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы. Другими словами, социальная активность, социальное взаимодействие, развернутые в предметном поле культуры в феноменологическом контексте, могут быть поняты как способы объективации потребности общества в самоорганизации и самосохранении, формировании культуросообразного качества социального взаимодействия. Сверхзадача культурнодосуговой деятельности, как особой формы культурной и педагогической деятельности может быть выражена широко известными словами ИКанта: «патологически вынужденное согласие в обществе превратить, в конце концов, в моральное целое»(1).

Предложенное нами определение дает ключ к соотнесению культурно-досуговой деятельности с другими видами социально-психологической, социально-педагогической деятельности. Она перестает казаться всеобъемлющей практикой, поскольку рассматривается как один из способов качественного изменения социального взаимодействия, в основе которого лежит целостное представление о целеориентированном педагогическом процессе. И если предположить, что неоднородная структура социальности - личность, семья, гражданское общество, государство - есть некая иерархическая модель социальности, то вполне справедливой можно считать мысль о том, что социально-культурная педагогика - это результат восхождения педагогики от задач социализации личности к задачам изменения качеств социального взаимодействия и социальных отношений, способствующих формированию личности. Но востребована такая педагогика может быть только в обществах со стабильной и устойчивой структурой социальности, где состояние гражданского общества является не отдаленной перспективой социального развития, а реальной данностью.

Литература

1. Каган М.С. Гражданское общество как культурная форма социальной системы // Социальногуманитарные знания. - М., 2000. - N° 6. - С. 49-50.

2. Масленникова В.Ш. Формирование социально-орентированной личности специалиста в процессе профессиональной подготовки. /Масленникова В.Ш.- Казань: Изд-во «Печать - Сервис-ХХ1 век», 2010.- 430с.

3. Тесленко А.Н. Социализация молодежи: педагогика отношений в социуме. Монография. / А.Н. Тесленко — Алматы Астана: А ГУ, 2002. — 236 с.

4. Шамсутдинова Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга / Д.В. Шамсутдинова. - Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2001.-255с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.