УДК 374
Г. Ю. Литвинцева Исследовательское пространство социально-культурной деятельности
В статье поднимается проблема профессиональной идентификации «Менеджеров социально-культурной деятельности (СКД)». Понятие «СКД» раскрывается на общенаучном и практическом уровне. Правильное и четкое понимание структуры и содержания СКД будет способствовать определению сферы деятельности выпускников кафедры СКД, а также конкретизации названия специальности, которое должно отражать ее предметное поле.
Ключевые слова: социально-культурная деятельность, человеческая деятельность, социально-культурная сфера, культурно-досуговая деятельность, социально-культурные технологии, культурно-досуговые методики
Galina Y. Lytvintseva Research scope of social cultural activity
The article raises the problem of professional identification of «Social Cultural Activity (SCA) Managers». The term «SCA» unfolds at general scientific and practical levels. A proper and precise understanding of the SCA structure and content will contribute to the determination of professional areas of SCA Department's graduates, as well as the concretization of the specialization name that must reflect its subject scope.
Keywords: social cultural activity, human activity, social and cultural area, cultural and leisure activity, social and cultural technologies, cultural and leisure methodologies
В настоящее время понятие «социально-культурная деятельность» (СКД) имеет официальный статус. В соответствии с Приказом Министерства образования РФ была утверждена новая специальность, и открыты кафедры социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств, осуществляется активная подготовка специалистов под названием «Менеджеры СКД»1. Однако до сих пор не существует четкого и общепринятого значения понятия «СКД», нет точного представления о предметном поле этой специальности и профессиональной деятельности.
В советский период в вузах культуры существовали кафедры культурно-просветительной работы (КПР), которые выпускали специалистов с квалификацией «Организаторы-методисты КПР». С изменением социально-культурной ситуации с начала 1990-х гг. начался активный пересмотр профессиональных терминов. Так как культурно-просветительная деятельность отождествлялась с коммунистической идеологией, использующей ее как средство идеологического воздействия на массы, манипулирования их сознанием, то стало очевидным непригодность данного термина. Ведущие специалисты вузов культуры неслучайно стали предлагать заменить термин «КПР» на термины «досуг», «культурнодосуговая деятельность», «педагогика досуга», так как организаторов-методистов в советское время, несмотря на идеологическую подоплеку, готовили, все-таки, для сферы досуга.
В настоящее время, в результате продолжительных дискуссий, утвердился термин «СКД»,
наиболее почему-то адекватный, по мнению Т. Г. Киселевой, современной социально-культурной практике, которая «включает в себя не только любительские занятия в сфере досуга, но и, что особенно важно, представляет собой огромный педагогический в своей основе профессиональный труд, распространяющийся далеко за рамки традиционного досуга на такие трудоемкие социальные сферы, как профессиональная система образования и последующая карьера специалистов, профессиональное искусство и народное творчество, массовая физическая культура и профессиональный спорт, профессиональная социальная работа и социально-культурная реабилитация, межкультур-ный, также и профессиональный, обмен и сотрудничество»2.
Особого внимания требует рассмотрение взглядов и подходов к социально-культурной деятельности ведущих специалистов вузов культуры и искусств, поскольку это имеет прямое отношение к подготовке профессиональных кадров на кафедрах СКД с квалификацией «Менеджеры СКД».
Анализ определений, данных М. А. Ариарским, Т. Г. Киселевой, В. В. Туевым, Н. Н. Ярошенко, приводит к выводу о том, что социально-культурная деятельность трактуется ими широко - с философских, культурологических, социологических, педагогических позиций. Такой подход к СКД совершенно правомерен. Но правомерно ли использование понятия «СКД» в качестве названия специальности выпускников вузов культуры и искусств? Правомерна ли установка на замену «устаревших», не
соответствующих современной социокультурной ситуации, терминов «культурно-просветительная работа», «культурно-досуговая деятельность» (КДД), «педагогика свободного времени» термином «социально-культурная деятельность»? В результате стремление авторов выйти за рамки своего предметного поля, расширить границы сферы профессиональной деятельности приводит их к подмене терминов, так как то, что они называют принципами, функциями, методиками и технологиями СКД, по сути, является принципами, функциями, технологиями КДД. Разветвленная структура социально-культурной деятельности (СКС), в которой собственно и осуществляется СКД, также ограничивается ими такими ее отраслями, как образование, культура, туризм, физкультура и спорт.
В трактовке М. А. Ариарского, данной в монографиях «Прикладная культурология» и «Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления», СКД выступает «нравственно мотивированной и общественно значимой деятельностью по созданию, освоению, сохранению и распространению значимых ценностей культуры»3. Данное определение базируется на общенаучном подходе к СКД, поскольку речь идет о ценностях материальной и духовной культуры и можно также провести аналогию с определением культурной деятельности, зафиксированном в Основах законодательства РФ о культуре, под которой подразумевается «деятельность по выявлению, сохранению, формированию, распространению и освоению культурных ценностей»4.
Так, по мнению автора, СКД включает в себя:
- создание ценностей культуры (архитектор, художник, писатель, композитор, дизайнер, модельер, конструктор, строитель и т. д.);
- освоение ценностей культуры (практически все население планеты (? - Г. Л.), в разной степени овладевающее основами культуры);
- сохранение ценностей культуры (реставратор, архивариус, библиотекарь, работник музея и т. д.);
- распространение ценностей культуры (учитель, социальный педагог, журналист и т. д.)5.
Совершенно справедливо утверждение М. А. Ариарского о том, что СКД может носить профессиональный и непрофессиональный характер, поскольку она связана со всеми сферами жизнедеятельности общества. По сути, подход автора к СКД созвучен с ее обоснованием, данным М. С. Каганом, который отождествляет СКД с человеческой деятельностью, направленной на создание материальной и духовной культуры, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностей, обеспечивающих взаимодействие и взаимопонимание людей.
М. А. Ариарский считает, что «наиболее адекватным специалистом, органично отражающим сущность СКД, ее природу и остающимся в рамках ее проблемного поля, является «менеджер (организатор) СКД»6, который, по мнению автора, как раз и призван осуществлять взаимодействие людей в создании, освоении, сохранении и распространении значимых ценностей культуры. Возникает вопрос: каким образом менеджер СКД может осуществлять управление (организацию) СКД (по сути всей человеческой деятельностью)? Предмет деятельности учителя, строителя, конструктора, архитектора, журналиста и т. д. совершенно очевиден, поскольку четко определена сфера их профессиональной деятельности. В какой сфере деятельности менеджер СКД может применять свои профессиональные умения и навыки?
М. А. Ариарский уходит от предметного поля профессиональной деятельности менеджеров СКД, что находит подтверждение в определении им предмета организации СКД, который понимается им как «процесс формирования культурной среды, реализация механизма хо-минизации, социализации, инкультурации и самореализации личности; использование современных технологий изучения, удовлетворения и дальнейшего развития духовных интересов и потребностей людей; вовлечение личности или социальной общности в мир культуры, в социально-культурное творчество»7.
И все же в определении автором принципов СКД и, особенно, в обосновании им методики СКД обнаруживается привязанность к сфере досуга.
Так, принцип добровольности - это ведущий принцип культурно-досуговой деятельности, отличающий ее от деятельности в сфере образования и в профессионально-трудовой сфере. Если СКД в сфере образования и в профессионально-трудовой сфере осуществляется на основе регламентации, усвоении определенных правил, норм и обязанностей, обусловленных наличием субъект-объектных отношений, то СКД в сфере досуга основывается на интересе, на добровольном участии различных категорий населения в различных видах культурнодосугового творчества на основе субъект-субъект-ных отношений.
Принцип инициативы и самодеятельности наиболее адекватен сфере досуга, так как отражает ее природу и конечную цель. То же самое можно сказать и о принципе дифференциации идейно-эмоционального воздействия на разные группы населения. Данный принцип обеспечивает эффективность организации эпизодических и стабильных форм культурно-досуговой деятельности: при организации информационнопросветительных, художественно-зрелищных,
игровых, развлекательных мероприятий, при организации деятельности коллективов самодеятельного творчества необходимо учитывать возрастные, демографические, социальные, психологические особенности аудитории.
К сожалению, М. А. Ариарский только определяет, но не обосновывает принципы СКД8, поэтому, что следует понимать под принципом комплексности использования культуросозидающего потенциала природы и общества, принципом преемственности и последовательности вовлечения индивида в мир культуры, принципом эстетизации общественной жизни, не совсем понятно.
При рассмотрении средств, методов и форм СКД автор говорит о том, что «в практике сложились эпизодические (лекции, экскурсии, вечера, гулянья, концерты, праздники и т. д.) и стабильные (клубы, кружки, инициативные группы, коллективы самодеятельного творчества, лектории и т. д.) формы СКД9. Перечень данных форм говорит сам за себя: очевидно, что речь идет о формах культурно-досуговой деятельности.
Неоднозначный и, можно сказать, противоречивый подход к СКД обнаруживается у Т. Г. Киселевой и Ю. Д. Красильникова.
Суть и смысл СКД авторы учебного пособия «Социально-культурная деятельность» видят «в направленности непосредственно на активное функционирование личности в конкретной социальной среде, на формирование ее социально-культурного статуса, выбор и проведение адекватных форм ее участия в социально-культурных процессах»10.
СКД Т. Г. Киселева и Ю. Д. Красильников отождествляют «с целенаправленно организованной активностью, связанной с сохранением, созданием,распространением и освоением культурных ценностей»11. Такую активность, по мнению авторов, человек проявляет в сфере труда (в рамках рабочего времени) и в сфере досуга, поэтому СКД следует делить на профессиональную (производственную (? - Г. Л.)) и непрофессиональную (любительскую).
Далее, авторы учебного пособия конкретизируют понятие «СКД» и связывают его с педагогически направленным и социальновостребованным процессом «преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества»12. Педагогически направленная деятельность непосредственным образом связана со сферой досуга, но непонятна ее связь со сферой производства. Т. Г. Киселева и Ю. Д. Красильников также считают, что производственной и любительской деятельности свойственны одни и те же черты - свобода выбора, добровольность,
активность, инициатива. Очень сомнительно, что производственная деятельность, характеризующаяся субъект-объектными отношениями, может быть основана на свободе выбора и, особенно, на добровольности.
Производственная сфера также забывается авторами при определении функций СКД и сфер ее реализации. В выделенных ими функциях - коммуникативная, информационно-просветительная, культуротворческая, рекреативно-оздоровительная - обнаруживается привязанность к сфере досуга, а сферы культуры, образования, физкультуры и спорта становятся сферами реализации СКД.
Следует отметить, что в первом учебном пособии 1995 г. Т. Г. Киселева и Ю. Д. Красильников оставались в рамках предметного поля профессиональной деятельности13. Так, СКД связывалась ими со сферой досуга и характеризовалась как деятельность, свободная от образовательной и профессионально-трудовой и ее отличительные черты - свобода выбора, добровольность, активность, инициатива различных групп населения. Во втором учебном пособии 2004 г. прослеживается установка авторов на замену терминов «КПР» и «КДД» термином «СКД»14. Авторы считают, что СКД (в отличие от КПР и КДД) «представляет собой более широкую область научного знания, имеющую непосредственный выход на такие фундаментальные понятия, как культура, социализация, социальное воспитание, социальная среда, социум и др. »15. Т. Г. Киселева и Ю. Д. Красильников считают СКД одной из педагогических и культурологических наук (? - Г. Л.), предметом рассмотрения которой является социально-педагогическая, социально-культурная среда обитания человека. Однако как бы ни стремились авторы уйти от предметного поля своей профессиональной деятельности, привязанность к ней обнаруживается постоянно. Попытка же расширить предметное поле производит впечатление их стремления объять необъятное. Так, авторы заявляют о том, что СКД способна вместить в себя «огромный по своим масштабам воспитательный и образовательный опыт в сфере досуга и творчества, определить сам процесс воспитания и образования как с педагогических, так и с культурологических позиций, выявить сущность этого процесса как вхождение человека (ребенка, подростка, взрослого) вместе с педагогом, менеджером, технологом в современную социально-культурную среду»16. В определении наблюдается нагромождение и неопределенность авторов в предложенных ими понятиях и создается впечатление, что авторы говорят одно (СКД), а подразумевают другое (досуг).
В своей статье «Социально-культурная дея-
тельность как понятие» В. В. Туев делает попытку определить предметное поле СКД, которую он считает новой наукой. С его точки зрения, термины «КПР» «КДД» «не в полном объеме отражают то широкое поле деятельности, которое является предметом традиционной и современной социально-культурной практики, науки, образования, тогда как понятие „СКД" наиболее адекватно современным социально-культурным реалиям и в то же время перспективной учебной и научной специальности»17. С одной стороны, В. В. Туев выступает против реанимации клубоведческой теории, а с другой стороны, говорит о необходимости ее обновления и расширении предметного поля профессиональной деятельности в сфере досуга. Об это свидетельствуют рассуждения автора о том, что «СКД восприняла конструктивные положения теории КПР, клубоведения, педагогики для взрослых и значительно расширила и активизировала возможности теоретического осмысления социально-культурной практики и ее методологического осмысления»18. Однако определение СКД дается следующее: «СКД - управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре и активного включения самого человека в этот процесс»19. Из данного определения непонятно, что подразумевается под обозначенными процессами, куда активно должен включаться человек, и вообще, где и каким образом происходит приобщение человека к культуре. К тому же сам В. В. Туев, подняв вопрос о предметном поле СКД, на него не дает ответа.
Очевидно и то, что такое определение не поможет будущим менеджерам СКД понять специфику их профессиональной деятельности.
Н. Н. Ярошенко, полемизируя с В. В. Туевым в статье «Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия», считает его определение СКД предельно широким, а, следовательно, и лишенным специфики. На какую же специфику выходит сам Н. Н. Ярошенко? С его точки зрения, «СКД - это совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы»20. Н. Н. Ярошенко выходит на специфику СКД, говоря о том, что она имеет своей целью не только приобщение человека к культуре, но и создание условий, для того чтобы культура становилась основой для социального взаимодействия. Все последующие рассуждения автора о природе социальности, о взглядах на культуру как на результат человеческой деятельности, где
особо выделяется педагогическая деятельность, носят опять же абстрактный характер, поскольку предметное поле профессиональной деятельности менеджеров СКД остается за их рамками.
Н. Н. Ярошенко также полагает, что данное им определение позволяет не считать СКД всеобъемлющей практикой. Если бы СКД не являлась всеобъемлющей практикой, то, безусловно, можно было бы согласиться с точкой зрения автора данного определения. Но СКД -это деятельность по созданию материальной и духовной культуры, усвоению, сохранению и распространению предметов, идей, ценностей, обеспечивающих взаимодействие и взаимопонимание людей, и продуктами этой деятельности являются и семья, и религия, и экономика, и политика, и искусство. СКД осуществляется в сферах, создающих материальные и нематериальные услуги по удовлетворению и развитию бытовых, физических, интеллектуальных и духовных потребностей людей. То, что Н. Н. Ярошенко называет совокупностью педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, может следует обозначить другим термином?
Следует отметить, что Н. Н. Ярошенко, подобно Т. Г. Киселевой и Ю. Д. Красильникову, в монографии «Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория» определяет СКД «как систему идей, выводов о закономерностях и сущности теоретического процесса, принципах его организации и технологиях осуществления в условиях свободного времени, досуга»21.
Таким образом, анализ взглядов на СКД специалистов вузов культуры и искусств приводит к выводу о том, что для того, чтобы понять специфику специальности «Менеджеры СКД», необходимо определиться с предметным полем их профессиональной деятельности, обозначить сферу применения их профессиональных умений и навыков. Но, прежде всего, возникает необходимость определиться с самим названием данной специальности.
Именно поэтому представляется важным разобраться в сущности и содержании самого понятия «СКД».
Можно выделить теоретический (общенаучный) и практический подход к СКД.
1. Общенаучный подход к социально-культурной деятельности
Истоки обоснования понятия «социальнокультурная деятельность» следует искать в зарубежной и отечественной науке первой половины XX столетия - философии, антропологии, культурологи и особенно в социологии.
Социологический подход к культуре связан с анализом взаимосвязи культуры с общественным развитием. В широком понимании «культура» охватывает все, что создано людьми - от науки и религиозных верований до способов изготовления орудий труда. Широкий подход к «культуре» предусматривает рассмотрение и форм социальной жизни человека как продуктов культуры, так как и семья, и религия, и экономика, и политика не даны «от природы», а возникают в результате человеческой деятельности. В этой связи разделение «социального» и «культурного» возможно лишь в теории, на практике же они существуют в неразрывном единстве.
В то же время нельзя целиком и полностью отождествлять «социальное» и «культурное». Культура - это совокупность смыслов, значений, которыми человек руководствуется в своей деятельности, а «социальное» - это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого складываются и реализуются значения и смыслы. Культура предстает как сложное динамическое образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Неслучайно широкий подход к культуре предполагает ее деление на материальную и духовную.
Итак, культура не может существовать вне общества, не опираясь на его определенный уровень развития, на систему правовых норм. При этом ядром культуры выступает духовная деятельность, воспроизводящаяся в трех основных формах: наука, искусство, мораль.
Существуют различные социологические концепции культуры, основным предметом рассмотрения которых является взаимодействие «социального» и «культурного».
В начале XX в. проблема культуры привлекла внимание немецкого социолога М. Вебера, который определял социологию как «эмпирическую науку о культуре»22. М. Вебер первичной реальностью общества считал культуру, которая может проявляться как в социальных структурах (семья, государство), так и в духовных формах (религия, искусство, наука). Именно культура, подчеркивал М. Вебер, социально ориентирует субъекта, поскольку помогает ему постигнуть смысл своего поведения. Важно подчеркнуть, что веберовский подход к анализу социальной реальности исходит, прежде всего, из смыслового характера этой реальности. Социальные явления - это, прежде всего культурные, «смысловые» явления. Неслучайно ключевым для Вебера является понятие «ценности», понять действи-
тельность - значит соотнести культурное явление с ценностями. М. Вебер считал, что именно культура позволяет людям придать смысл миру, создать основу для суждения о взаимодействии людей. И само человеческое действие только тогда приобретает черты социального действия, когда оно осознанно (рационально) и находится во взаимосвязи с действиями других людей23.
По мнению М. Вебера, основная задача социологии - дать причинное объяснение и понимание социальных действий людей конкретного общества, в определенном культурном и историческом контексте. Именно поэтому социология как научная дисциплина обретает характер «понимающей» социальной науки, ориентированной на интерпретацию социальных действий людей24. При обосновании специфики социального действия М. Вебер делает акцент на два принципиальных момента: 1) субъективная мотивация индивида, который вкладывает в свой акт определенный смысл; 2) ориентация индивида на поведение других людей. М. Вебер, таким образом, подходит к объяснению сущности социально-культурного взаимодействия людей, так как «действие» он связывает с существующей системой ценностей, а «социальное» -с действием человека, которое соотносится с действием других людей.
М. Вебер выделяет четыре типа социальных действий индивидов:
1) целерациональное, в основе которого лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели;
2) ценностно-рациональное, основанное на вере в религиозную, эстетическую и любую другую самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет;
3) аффективное (эмоциональное), обусловленное аффектами или эмоциональным состоянием индивида (страсть, любовь, ненависть);
4) традиционное, основанное на длительной «привычке», которая выражается в повседневных поведенческих актах, в ориентации на нравы и обычаи25.
Веберовский подход к пониманию современной жизни общества так же основывается на тесной взаимосвязи «социального» и «культурного».
По Веберу, характерной чертой современной эпохи является рационализация культуры и форм социальной жизни. Рационализм - это стержень «грандиозного космоса современного хозяйственного устройства». Рационализация проявляется в оттеснении религии; в распро-
странении научного знания, базирующегося на эксперименте; в формировании капиталистического хозяйства, подразумевающего учет прибыли и издержек, рост эффективности и т. д. Распространение бюрократической системы управления во всех сферах социальной жизни, отчужденных от человека, подвергает его «неодолимому принуждению», формирует его жизненный стиль.
Особое значение имеет концепция П. Сорокина, основой которой является общество и культура, рассматриваемые им как единый феномен. Только через социокультурное взаимодействие, сч итает ученый, можно рассматривать все аспекты человеческой деятельности. П. Сорокин предлагает следующую структуру социокультурного взаимодействия:
- личность как субъект взаимодействия;
- общество как совокупность взаимодействующих индивидов с его социокультурными отношениями и процессами;
- культура как совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения26.
Все компоненты данной триады взаимосвязаны и не могут существовать отдельно друг от друга. П. Сорокин, таким образом, определяет взаимосвязь «социального» и «культурного» через взаимодействие индивидов. Вся общественная жизнь, все социальные процессы - от революции и мировых войн до стилей в искусстве - являются комбинацией различных социокультурных взаимодействий. П. Сорокин выделяет три уровня взаимодействия: 1) среда обитания человека, процесс организации производства, обмен и передача информации;
2) система взглядов, поведенческих кодов, ценностных установок, которые организуют, выстраивают, упорядочивают поведение индивидов;
3) набор выразительных средств, с помощью которых происходит воплощение общезначимых культурных ценностей.
Под культурой П. Сорокин понимает совокупность материальных и духовных достижений, созданных или измененных людьми в процессе их совместной деятельности. В ходе своего развития человечество создает различные культурные системы - познавательные (наука, религия, философия), этические (мораль), эстетические (искусство), право, техника. На основе интеграции культурных систем возникает социокультурная суперсистема - это господствующая система истин, создающая свою философию, мировоззрение, религию, литературу, искусство, экономику и политику. В интегральной модели
социокультурной динамики П. Сорокин выделяет несколько состояний культуры в соответствии с такими доминантами, как идеациональ-ная культура (умозрительная), идеалистическая (интеллектуально-чувственная) и чувственная культура. Каждая социокультурная суперсистема формируется под воздействием «двойственной» природы человека: существа мыслящего и существа чувствующего. Если преобладает чувственная сторона человеческой природы, то соответственно, детерминируется чувственный образец культурных ценностей и формируется «чувственная» социокультурная суперсистема, преобладание разума приводит к формированию «идеациональной» суперсистемы. При условии баланса чувственных, интуитивных и рациональных составляющих формируется так называемая «идеальная» социокультурная суперсистема.
Сам человек является интегральным существом, поскольку он и познающий субъект, и рациональный мыслитель, и активный участник творческого созидания Вселенной. Интегрализм П. Сорокина выступает не только как познавательная, но и морально-этическая доктрина, поскольку высшей интегральной смысловой ценностью является единство Правды (истины), Добра (неэгоистической любви) и Красоты (эстетических ценностей, произведений искусства). В интегральной концепции П. Сорокин соединил разнообразные подходы, используемые в философии, социологии, истории, психологии, культурологии и других отраслях знаний, подчинив их изучению человеческой деятельности в целом.
Несмотря на то, что П. Сорокин не использует в своей научной терминологии понятие «СКД», тем не менее, всю человеческую деятельность он рассматривает через социально-культурное взаимодействие.
В середине XX в. происходит широкое распространение структурного функционализма. Классик американской и мировой социологии Т. Парсонс создает «теорию социального действия», в которой, с одной стороны, делается акцент на автономии культуры, а с другой - ее тесном взаимодействии с социальной структурой и с личностью. В человеческом действии как системе Т. Парсонс выделяет четыре подсистемы:
1) организмическая (биологическая составляющая действия);
2) личностная (потребности и ориентация деятеля в ситуации);
3) социальная (комплекс «взаимных ожиданий» и социальных норм);
4) культурная (ценности и символическая реализация действия)27.
В рамках «теории социального» действия Т. Парсонса культура служит посредником при взаимодействии агентов и объединяет личность с социальными системами. В социальной системе культура воплощена в нормах и ценностях, а в системе личности она усваивается агентом. Но система культуры - не просто часть других систем, она существует отдельно в форме социального запаса знаний, символов и понятий, которые служат ориентиром для агентов. Т. Парсонс выделяет такие функции культуры, как передача опыта, обучение, объединение членов социального коллектива. Культура, являясь, с одной стороны, продуктом социальной системы, с другой - сама регулирует систему социального взаимодействия. Т. Парсонс считал культуру фундаментом стабильности социального порядка и отмечал, что изменения в культуре ведут к обновлению социальной системы.
В российскую науку термин «социально-культурная деятельность» ввел М. С. Каган. Российский философ и культуролог связывает человеческую деятельность с социально-культурной и рассматривает общество и культуру как взаимодействующие, но не сводимые друг к другу стороны социокультурной реальности. Общество предоставляет культуре саму возможность реализоваться в человеческой деятельности, и экономическое и политическое содержание общественных отношений образует «экономический фундамент и политико-правовые опоры для эффективной работы всех культурных институтов»28.
Человеческая деятельность рассматривается М. С. Каганом как двухуровневая система, первым уровнем которой является биологическая жизнедеятельность, а вторым - специфически человеческая деятельность, названная им социокультурной. М. С. Каган делает акцент на том, что «биологическая жизнедеятельность остается материальной базой, на которой выстраивается здание социокультурной деятельности»29.
М. С. Каган выделяет три основных элемента человеческой деятельности - субъект, объект и активность субъекта. Для успешного функционирования каждого из трех элементов системы являются необходимыми и достаточными следующие формы: 1) преобразовательная деятельность, направленная на изменение объектов любой природы; 2) познавательная деятельность, дающая знание о преобразуемых объектах; 3) ценностно-ориентационная деятельность, дающая информацию об отношении субъекта к объектам преобразования и познания, о его ценностях; 4) коммуникативная деятельность, поскольку деятельность должна обеспечить не только субъект-объектные, но и субъект-субъ-ектные отношения; 5) художественная деятель-
ность, обеспечивающая связь и единство всех других видов30.
Отношения между культурой и обществом М. С. Каган также рассматривает через организационно-институциональные формы их бытия. Общественные отношения являются содержательным наполнением всех социальных институтов, культура же - оформлением этого содержания в процессе созидательной и целенаправленной деятельности людей. Общество и культура объединяют свои усилия, образуя культурные способы опредмечивания общественных отношений. Общество и культура, считает М. С. Каган, являются двумя гранями социокультурной реальности и представляют собой взаимодействие, в котором сила каждой стороны меняется, но обе предстают активными участницами исторического процесса. М. С. Каган делает акцент на том, что в процессе СКД люди создают особый тип предметной реальности - разнообразные объединения, союзы, организации - от родовых, племенных, религиозных до современных экономических, политических, правовых, научных, просветительских, художественных и т. п. Деятельность каждой из этих социальных структур имеет свою специфику, но в то же время они тесно взаимосвязаны, так как порождены конкретными условиями существования социума на определенной стадии его развития.
Организации и учреждения, в свою очередь, являются формой объективизации СКД, в результате которой происходит создание материальных, художественных, духовных продуктов, а также освоение, сохранение и распространение ценностей культуры. М. С. Каган делает акцент на том, что «социально-организационная культура охватывает всю жизнь общества, так или иначе оформляет всю полноту общественных отношений, оказываясь равномасштабной обществу»31.
2. Практический подход к социально-культурной деятельности
На основании общенаучного подхода к СКД можно прийти к выводу о том, что она, прежде всего, осуществляется в сфере материального производства - производственная деятельность. Второй сферой реализации СКД является сфера духовного производства, которую до недавнего времени называли «непроизводственной сферой» и которая включает в себя религиозную, нравственную, научную, художественную деятельность. Сфера духовного производства характеризуется наличием различных религиозных, научных учреждений, учреждений искусства, образования и культуры, где собственно и происходит реализация СКД.
В последние десятилетия XX в. термин «не-
производственная сфера» заменяется термином «социально-культурная сфера» как специфическая область приложения труда, блока национальной экономики, деятельность которого направлена на человека - удовлетворение и развитие его разнообразных потребностей.
В научном обороте термин «социальнокультурная сфера» начал утверждаться с начала 1980-х гг. Распространение данного термина являлось закономерным процессом, так как материальное производство, выполнив свою историческую роль, уступило лидерство сфере услуг. В условиях постиндустриального (информационного) общества товаропроизводящая экономика уступает место товарообслуживающей, где основной сферой занятости становится не только и не столько промышленность, сколько гуманитарные отрасли и сфера услуг. Наука, технологии, информация и культура начинают играть ведущую роль в общественном развитии. Производимые в СКС блага - это, в первую очередь, интеллектуальные продукты и услуги.
В СКС создаются услуги, которые по функциональному назначению подразделяются на материальные и нематериальные.
Материальная услуга направлена на удовлетворение материально-бытовых потребностей потребителя услуг. Она обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделия или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. Так, материальными услугами являются бытовые услуги, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, услуги транспорта и т. д.
Нематериальные услуги характеризуются тем, что они не воплощены в непосредственно осязаемые материальные результаты. Нематериальные услуги оказывают влияние на духовное состояние и развитие человека. К нематериальным услугам могут быть отнесены медицинские услуги, услуги здравоохранения, культуры, туризма, образования, физкультуры и спорта.
Следует отметить, что деление услуг на материальные и нематериальные достаточно условно. Так, например, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, безусловно, влияют и на духовное развитие человека. Медицинское обслуживание включает в себя как материальные, так и нематериальные услуги - лечение пациента с помощью медицинской аппаратуры и т. д.
Итак, СКД осуществляется в сферах, создающих материальные и нематериальные услуги по удовлетворению и развитию бытовых, физических, интеллектуальных и духовных потребностей
людей. Но не следует забывать о том, что СКС, как и сфера материального производства, является только одной из частей реализации СКД.
Специалисты вузов культуры и искусств, взгляды которых рассматривались выше, связывают понятие «СКД» с СКС, тем самым, суживая само понятие «СКД», так как за его рамками оставляется сфера материального производства. К тому же, и СКС ограничивается ими такими сферами, как образование, туризм, культура, физкультура и спорт. В этой связи опять же возникает вопрос о правомерности применения термина «СКД» к названию специальности выпускников вузов культуры и искусств. Очевидно, что «Менеджеры СКД» не могут выступать в роли организаторов СКД в целом.
В то же время, можно согласиться с взглядами авторов, когда речь идет о тесном взаимодействии СКД в сфере образования, культуры, туризма, физкультуры и спорта. Данное взаимодействие обусловлено тем, что услуги создаваемые ими, напрямую связаны с формированием культуры личности, удовлетворением и развитием духовных потребностей человека.
К образовательным услугам, в соответствии с положениями Закона Российской Федерации «Об образовании», относятся учреждения следующих типов: общеобразовательные; учреждения начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования; учреждения дополнительного образования взрослых; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; учреждения дополнительного образования детей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс32.
Физкультура и спорт как сфера СКД представляет собой совокупность видов спорта. В статье 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте Российской Федерации» физическая культура определяется как «часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития»33. В настоящее время физическая культура и спорт являются крупнейшей отраслью социально-культурной сферы, включающей стадионы, спортивные залы, плавательные бассейны, спортивные клубы и центры, туристские лагеря и т. д.
Предпринимательская деятельность в сфере
физкультуры и спорта осуществляется: индивидуальными предпринимателями; спортивными клубами, лигами, федерациями; предприятиями, специализирующимися на производстве спортивных товаров, услуг и информации (предприятия, производящие спортивную одежду, обувь, снаряжение и атрибутику; специализированные телевизионные и радиокомпании и каналы; спортивные печатные издания и т. д.).
Туристская деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», где понятие «туризм» определено как «временные выезды (путешествие) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессиональноделовых, религиозных и иных целях без оплачиваемой деятельности в стране (месте) временного пребывания»34.
Оказание услуг в сфере туризма осуществляется по следующим направлениям: оздоровительное; познавательное; просветительное; коммуникабельное; удовлетворение потребностей в смене впечатлений; удовлетворение потребностей в смене места пребывания; предоставление экономических благ и услуг в соответствии с требованиями туриста и др.
Функции туризма порождают многообразие его видов, например, таких как культурно-познавательный; рекреационный; лечебно-оздоровительный; спортивный; событийный; религиозный; экологический; учебный и т. д.
В Основах законодательства Российской Федерации о культуре дается следующее определение культурной деятельности: «культурная деятельность - это деятельность по выявлению, сохранению, формированию, распространению и освоению культурных ценностей»35.
В данном документе также определены основные направления культурной деятельности:
- выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;
- художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;
- художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;
- самодеятельное (любительское) художественное творчество;
- музейное дело и коллекционирование;
- книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная
с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;
- телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;
- эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области;
- научные исследования культуры;
- международные культурные обмены;
- производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;
- иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности36.
Данные направления определяют и структуру СКД в сфере культуры, которая осуществляется в различных организациях и учреждениях, создающих прежде всего нематериальные услуги по удовлетворению и развитию духовных, художественных и интеллектуальных потребностей - это и театрально-зрелищные учреждения (театры, филармонии, кинотеатры, цирки, концертные залы); и научно-просветительные (музеи, арт-центры, выставочные залы, библиотеки, планетарии, зоопарки); масс-медиа (телевидение, радио, кино); издательства, редакции газет и журналов; учреждения книжной торговли; информационные и рекламные агентства; культурно-досуговые (клубы, дома и дворцы культуры, парки культуры, кинотеатры, центры досуга, дома творчества) и учреждения развлекательно-коммерческого досуга (ночные клубы, дискотеки, агентства по организации корпоративного, семейного досуга, торгово-развлекательные центры, рестораны и кафе и т. д.). Также к сфере культуры следует отнести высшие и средние учебные заведения (консерватории, университеты культуры и искусств, институты кинематографии, хореографические училища, колледжи культуры и искусств).
В сфере культуры создаются и материальные услуги - специализированные реставрационные предприятия и мастерские; предприятия по производству киноаппаратуры, музыкальных инструментов, свето- и звукотехники, аттракционов, специализированного технологического оборудования для оснащения учреждений культуры, досуга, средств массовой информации.
Приведенный перечень культурных услуг носит ярко выраженный относительный характер, так как в настоящее время наблюдается тенденция к интеграции различных социально-культурных услуг. Так, образование, туризм, физкультура и спорт, входящие в структуру СКС, создают свои
специфические услуги. Тем не менее туристские и спортивные услуги можно рассматривать и в качестве культурных услуг, а учреждения дополнительного образования(дома и дворцы творчества юных, художественные и музыкальные школы, хореографические студии, центры эстетического развития) тесно взаимосвязаны с культурно-досуговыми учреждениями.
Направления культурной деятельности, обозначенные в Законе, обуславливают и наличие различных средних и высших учебных заведений по подготовке специалистов в сфере культуры. Так, для сферы искусства осуществляется подготовка специалистов в таких высших учебных заведениях, как академии художеств, консерватории, институты кинематографии и т. д. Есть четкое представление о предметном поле профессиональной деятельности актера, искусствоведа, музыканта, журналиста, дизайнера и т. д.
Несмотря на идеологическую подоплеку, вузы культуры и искусств на протяжении всего советского периода готовили специалистов для сферы досуга. Название «культурно-досуговая деятельность», пришедшее на смену «культурно-просветительной работы», наиболее точно отражает специфику этой деятельности и ее принадлежность к сфере культуры. В вузах культуры и искусств с самого начала их существования шла активная подготовка специалистов по организации досуга различных категорий населения, организации деятельности самодеятельных кружков и объединений. Данные учебные заведения всегда наиболее сильно испытывали на себе воздействие политической и социально-культурной ситуации в стране, о чем свидетельствует постоянная смена названий - от института внешкольного образования, педагогического института, института культуры до университета культуры и искусств.
Отказ вузов культуры и искусств от сферы своей профессиональной деятельности не поддается объяснению, поскольку современная социокультурная ситуация, связанная с развитием информационного общества, свидетельствует о приоритетном значении сферы досуга по отношению к другим сферам жизнедеятельности человека.
В концепциях постиндустриального общества особое место отводится досугу. Неслучайно такие исследователи, как Ж.-Р. Дюмазедье и Ж. Фурастье зафиксировали коренные изменения в образе жизни и назвали современное общество «цивилизацией досуга»37.
Эмпирические исследования и их теоретический анализ привели Ж.-Р. Дюмазедье к мысли о том, что досуг, или свободное время, в жизни общества развитых стран незначительно уступает рабочему времени и имеет тенденцию воз-
растать. Ж.-Р. Дюмазедье также делает акцент на том, что многие люди предпочитают меньше зарабатывать, но иметь больше свободного времени, что говорит о возрастающей привлекательности и ценности досуга по отношению к труду.
Действительно, современная «цивилизация досуга» предполагает опережающее развитие «непроизводственной сферы», где сосредотачивается огромный рыночный потенциал. К культуре начинают относиться как к ресурсу новой экономики, ведущими институтами которой становятся университеты, информационные, научные, культурные, досуговые учреждения, которые активно взаимодействуют с промышленными организациями, что позволяет улучшить городскую среду, развивать туризм, привлекать инвестиции и, тем самым, инициировать создание новых рабочих мест, помогать решению социально-экономических проблем и способствовать разрешению конфликтных ситуаций. В этих условиях наиболее актуальной становится «гедонистическая концепция культуры», согласно которой организации культуры и досуга, в условиях переизбытка информации и постоянных стрессов, перегрузки человека на работе, усталости от бытовых проблем, должны дать возможность людям отдохнуть, отвлечься от проблем, даже обучаться, «играючи». В этой связи, особую значимость приобретают компенсаторная и креативная функции досуга, поскольку главное в досуге - раскрепощение творческой энергии, никто не хочет быть в роли «пассивного просвещаемого». Изменения социальной мотивации и потребительского поведения в сфере культуры приводят к выводу о том, что в настоящее время происходит формирование аудитории «нового типа», интересы которой фокусируются на пересечении границ. У «новых культурных потребителей» нет строго зафиксированных предпочтений, они выбирают национальную и мировую, популярную и «высокую», культуру: в один из вечеров они слушают оперу, а в следующий - идут на рок-концерт или лазерное шоу; посещают традиционные музеи и популярные эстрадные представления, выставки современных художников и фольклорные праздники.
Для аудитории «нового типа» характерна ориентация не только на потребление досуговых услуг, но и на творчество, на раскрепощение творческой энергии. Именно поэтому поиск новых досуговых форм связан с тенденцией так называемого «смешения» элементов элитарной и массовой, традиционной и мировой культуры, элементов различных жанров (кино, театра, фотографии, живописи, скульптуры, танца и т. д.).
Яркой иллюстрацией к выводам, сделанным
Ж.-Р. Дюмазедье, является современная практика культурно-досуговой деятельности за рубежом.
Особо следует остановиться на деятельности Центра исполнительских искусств им. Джона Кеннеди, которая нацелена на удовлетворение и развитие интересов и потребностей аудитории «нового типа»38. Разнообразие и «смешение» жанров - театра и мюзикла, танца и балета, оркестровых выступлений, джаза, популярной и народной, музыки, мультимедийных спектаклей, свидетельствуют о снятии границ между «высокой» и «массовой» культурой. Реализация таких эпизодических и стабильных форм культурно-досуговой деятельности, как фестивали мировых премьер и праздники, посвященные городам и странам, мастер-классы, конкурсы молодых актеров и музыкантов, лекции, семинары, музыкальные студии, семейный театр, позволяют многочисленной аудитории удовлетворить свои потребности в получении информации, неформальном общении, проявлении творческой активности, отдыхе и развлечении.
В Центре Дж. Кеннеди создаются условия для участия в инновационных образовательных программах по арт-менеджменту для руководителей искусства будущего, а также осуществляется поддержка национального симфонического оркестра, некоммерческих театральных и концертных организаций.
Национальный Центр искусств им. Ж. Пом-пиду одновременно является и музеем, и творческой мастерской, где пластические искусства соседствуют с музыкой, кино, библиотекой, аудиовизуальными исследованиями39. Инфраструктура Центра - концертные и выставочные залы, библиотека, технически оснащенные помещения для обучающей и исследовательской деятельности, а также книжные магазины, рестораны и кафе, свидетельствуют о его возможности эффективной реализации развлекательной и развивающей функций культурно-досуговой деятельности.
Подобного рода тенденции имеют место и в российском обществе. Активное распространение коммерческих фирм по организации досуга, выставочных центров, центров досуга и искусств, ивент-агенств, торгово-развлекательных центров, свидетельствует о наступлении «цивилизации досуга» и в нашей стране.
В настоящее время торгово-развлекательные центры постоянно расширяют свои функции, становясь полноценными центрами досуга. Помимо магазинов и бутиков посетителям предлагаются такие услуги, как развлекательные программы с участием актеров и аниматоров, аттракционы, мини-кинотеатры 3D-формата, мини-боулинги, кафе и рестораны. Реализация
функций культурно-досуговой деятельности осуществляется через такие формы, как выставки, презентации, концерты, праздники, дефиле, перформансы и хеппенинги.
Показательна в этом отношении и деятельность Центра современного искусства им. С. Ку-рехина, основанного в 2004 г. при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. По целевому назначению своей деятельности Центр не ограничивается только поддержкой и развитием современного искусства и перспективных музыкантов и художников, так как активно осуществляет театральную, концертную, выставочную и просветительную деятельность40.
Приоритетное положение сферы досуга в современном обществе подтверждается и ее ярко выраженным интегрированным характером по отношению к ведущим сферам формирования культуры личности - семья, сфера образования и профессионально-трудовая сфера - и к учреждениям культуры - театр, филармония, музей, библиотека.
На первом этапе социализации - в семье -ребенок через родителей взаимодействует с обществом, приобщается к социуму. Именно в семье закладываются основы нравственности ребенка, формируются нормы поведения, происходит овладение им социальными ролями. Поэтому совершенно очевидно, что от социального, образовательного и культурного уровня родителей зависит эффективность воспитательного процесса. При целенаправленном формировании культуры личности ребенка родители стремятся овладеть педагогическими знаниями, помогающими им раскрыть его индивидуальность и направить процесс воспитания в нужное русло. Очень важно и понимание родителями значимости совместной досуговой деятельности, которая наиболее благоприятно влияет на стимулирование социальной, творческой активности ребенка, а также способствует укреплению психологического климата в семье, взаимопониманию, любви и уважению. Если в повседневной жизни ребенок выступает в качестве объекта воспитания, то в досуговой среде складываются субъект-субъектные отношения, позволяющие ребенку увидеть родителей совершенно с другой стороны. В настоящее время существует разветвленная инфраструктура учреждений по организации семейного досуга -Дворцы культуры, Дома детского и юношеского творчества, Центры эстетического развития и т. д. Концептуальное обоснование социально-культурных технологий по укреплению внутрисемейных связей, эстетическому развитию ребенка, развитию его творческих способностей, патриотическому воспитанию и т. д., и поэтапная их реализация, безусловно, будет способствовать
раскрытию внутреннего мира и индивидуальных качеств ребенка, реализации его творческого потенциала. Одним из этапов социально-культурных технологий является выбор методик культурно-досуговой деятельности - информационнопросветительных, художественно-зрелищных, игровых. Данные методики также являются и инструментом реализации социально-культурных технологий. Включение детей и родителей в такие эпизодические (беседы, утренники, праздники, конкурсы, дни семейного отдыха) и стабильные (семейный клуб, клуб выходного дня, кружок мягкой игрушки) формы поможет решению проблем, концептуально обоснованных в рамках социально-культурных технологий.
Интеграция социально-культурных технологий и методик культурно-досуговой деятельности в сферу образования и профессионально-трудовую сферу также необходима для полноценного формирования культуры личности.
Так, внешкольная работа направлена на дополнение, углубление знаний и информации, полученных на уроках, она компенсирует недостаток индивидуального подхода и в результате способствует выявлению и развитию творческих способностей учащихся. Разработка и реализация социально-культурных технологий по формированию коммуникативной культуры, медиакультуры, здорового образа жизни школьников и применение методик культурно-досуговой деятельности, в конечном счете, приведут к стимулированию и оптимизации воспитательного процесса в сфере образования.
В профессионально-трудовой сфере применение социально-культурных технологий и методик культурно-досуговой деятельности связано с решением проблем формирования корпоративной культуры. Корпоративный досуг способствует формированию и развитию ценностей, традиций в трудовом коллективе, от которых зависят сплоченность сотрудников, единство взглядов и действий. В рамках досуговой деятельности создаются условия для формирования коммуникативной культуры, корпоративной идентичности сотрудников, стимулирования мотивации к труду.
Взаимодействие сферы досуга с учреждениями культуры и искусств также основано на интеграции методик культурно-досуговой деятельности. Так, театрально-зрелищные учреждения в процессе работы с аудиторией активно используют информационно-просветительные, художественнозрелищные и игровые методики, а также приемы активизации зрителей. В залах музея в настоящее время, наряду с экскурсиями, происходят явления театрализованного зрелища, проводятся презентации, различные акции, перформансы. На базе
музеев, библиотек функционируют стабильные формы культурно-досуговой деятельности - клубные объединения, кружки, студии.
Таким образом, культурно-досуговая деятельность - это деятельность по организации свободного времени различных категорий населения, удовлетворения и развития потребности человека в неформальном общении, развлечении, проявлении социально-культурной активности и реализации творческого потенциала; это деятельность по интеграции досуговых методик в ведущие сферы и учреждения формирования культуры личности.
В данном определении предпринята попытка обозначить не только сферу профессиональной деятельности, так называемых «Менеджеров СКД», но и предметное поле этой деятельности. Из определения также вытекает и более конкретное название специальности - «Менеджеры культурнодосуговой деятельности» или «Менеджеры СКД в сфере досуга». Такое название соответствует и специализациям, которые уже в течение многих лет существуют на кафедре СКД СПбГУКИ - менеджеры туристского досуга; менеджмент организации детского и молодежного досуга; масс-медиа социально-культурных технологий; социально-культурное проектирование.
В зарубежных странах специалистов сферы досуга называют по-разному. Так, в Италии, Испании, Франции данных специалистов называют социокультурными аниматорами, в США - терапевтами-рекреаторами. В Германии начиная с 70-х гг. XX столетия осуществляется специальная подготовка педагогов свободного времени в высших учебных заведениях и на курсах педагогики, свободного времени и туризма. Например, в США в Аризонском государственном университете осуществляется подготовка специалистов на факультете рекреационного менеджмента41, в Калифорнийском университете - на факультете рекреационного администрирования и досуга42, в Государственном университете в Сан-Франциско - на факультете рекреации и досуга43, во Флоридском международном университете - на факультете досугового обслуживания44. Несмотря на различия в названиях специалистов сферы досуга, можно выделить общие требования, которые предъявляются при их подготовке.
Прежде всего, данные специалисты должны знать и ориентироваться в социальной политике, знать законодательную базу, основы юриспруденции и экономики, психолого-педагогические законы развития личности. Профессиональную компетенцию специалистов сферы досуга составляют такие умения и навыки, как коммуникабельность, креативность, организаторские способности, владение технологиями и методиками
изучения, удовлетворения и развития досуговых потребностей различных категорий населения, включения их в различные виды социально-культурного творчества, способность разработать и реализовать социально-культурные проекты, координировать социально-культурные инициативы, осуществлять стратегию досуга.
Как было отмечено выше, в нашей стране утверждена новая специальность, и в вузах культуры открыты кафедры СКД. Проводилась и продолжает осуществляться огромная и трудоемкая работа по разработке образовательных программ, основанных на компетентностном подходе. Вероятно, данная работа будет продуктивной только при условии терминологической определенности. Правильное и четкое понимание структуры и содержания СКД, конкретизация данной категории, приведет к определению сферы деятельности выпускников кафедры СКД, а также к названию, которое должно отражать предметное поле специальности.
Примечания
1 Приказ Министерства образования РФ от 24 января 2002 г. № 181 «Об утверждении перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования в области культуры и искусства» // Российское образование: федер. образоват. портал: нормат. док. URL: http://www.edu.ru (дата обращения 05.12.2011). Док. отменен.
2 Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность: учеб. пособие. М.: МГУКИ, 2004. С. 49.
3 Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. СПб., 2008. С. 79-80.
4 Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (с изменениями и дополнениями). Разд. 1: Общие положения. Ст. 3 // Гарант: информ.-правовой портал. URL: http: // www. garant. ru (дата обращения 11.11.2011).
5 Ариарский М. А. Указ. соч. С. 80.
6 Там же.
7 Там же. С. 83.
8 Там же. С. 88.
9 Там же. С. 258.
10 Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Указ. соч. С. 45-46.
11 Там же. С. 74-75.
12 Там же. С. 49.
13 Их же. Основы социально-культурной деятельности. М., 1995.
14 Их же. Социально-культурная деятельность.
15 Там же. С. 8.
16 Там же. С. 50.
17 Туев В. В. Социально-культурная деятельность как понятие // Уч. зап. / МГУКИ. 2001. Вып. 23. С. 30.
18 Там же. С. 31.
19 Там же. С. 38.
20 Ярошенко Н. Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия // Уч. зап. / МГУКИ. 2001. Вып. 23. С. 46.
21 Ярошенко Н. Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория. М., 2000. С. 51.
22 Вебер М. «Объективность» познания в области социальных наук и социальной практики // Культурология: XX в.: антология. М., 1995. С. 557.
23 Его же. Основные социологические понятия // Западноевропейская социология: XIX - начало XX в. М., 1996. С. 455.
24 Там же. С. 457.
25 Там же. С. 481.
26 Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
27 Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002. С. 124-126.
28 Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996. С. 100.
29 Там же. С. 47.
30 Каган М. С. Человеческая деятельность: опыт систем. анализа. М., 1974.
31 Его же. Философия культуры. С. 98.
32 Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями). Гл. 2. Ст. 12 // Гарант: информ.-право-вой портал. URL: http: // www. garant. ru (дата обращения 11.11.2011).
33 Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Там же.
34 Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“» // Там же.
35 Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-І «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (с изменениями и дополнениями). Разд. I: Общие положения. Ст. 3 // Там же.
36 Там же. Ст. 4.
37 Dumazedier J. Toward a Society of Leisure. New York: Free Press, 1967.
38 URL: http: // www. kennedy-center. org (дата обращения 11.11.2011).
39 URL: http: // www. centerpompidou. fr (дата обращения 11.11.2011).
40 Кастрицкая Л. В. Перформанс в системе организации культурно-досуговой деятельности молодежи: диплом. исслед. / СПбГУКИ; выполн. под рук. Г. Ю. Литвинцевой. СПб., 2011. Гл. Исследование деятельности ЦСИ им. С. Курехина по организации досуга молодежной аудитории. Рукоп.
41 URL: http: // scrd. asu. edu (дата обращения 11.11.2011).
42 URL: http: // www. csun. edu (дата обращения 11.11.2011).
43 URL: http: // www. sfsu. edu (дата обращения 11.11.2011).
44 URL: http: // appliedstudies. pc. fsu. edu (дата обращения 11.11.2011).