Научная статья на тему 'Деятельность библиотеки по организации досуга населения: терминологический аспект'

Деятельность библиотеки по организации досуга населения: терминологический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13095
1299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БИБЛИОТЕКА / ДОСУГ / СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES / CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES / LEISURE ACTIVITIES / LIBRARY / LEISURE / LEISURE TIME / USER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирошниченко Елена Васильевна, Белецкая Елена Александровна

Представлен терминологический анализ понятий, используемых в библиотечной теории и практике: «социально-культурная», «культурно-досуговая», «досуговая» деятельность; обоснована целесообразность использования термина «досуговая деятельность» как синтезирующего понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Library activities on the organization of population leisure: the terminological aspect

The terminological analysis of the notions used in library theory and practice: «socio-cultural», «cultural and leisure», «leisure» activities is made; feasibility of using the term «leisure activity» as a synthesizing notion is proved.

Текст научной работы на тему «Деятельность библиотеки по организации досуга населения: терминологический аспект»

Библиотековедение

УДК 021.4 ББК 78.349.6

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕКИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА НАСЕЛЕНИЯ:

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

© Е. В. Мирошниченко, Е. А. Белецкая, 2012

Белгородский государственный институт культуры и искусств 308033, г. Белгород, ул. Королева, 7

Представлен терминологический анализ понятий, используемых в библиотечной теории и практике: «социально-культурная», «культурно-досуговая», «досуговая» деятельность; обоснована целесообразность использования термина «досуговая деятельность» как синтезирующего понятия.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, культурно-досуговая деятельность, досуговая деятельность, библиотека, досуг, свободное время, пользователь.

The terminological analysis of the notions used in library theory and practice: «socio-cultural», «cultural and leisure», «leisure» activities is made; feasibility of using the term «leisure activity» as a synthesizing notion is proved.

Key words: socio-cultural activities, cultural and leisure activities, leisure activities, library, leisure, leisure time, user.

Терминологическая вариативность деятельности библиотек по организации досуга

В современных социально-культурных условиях возрастает исследовательский интерес к деятельности библиотеки по организации досуга населения. Современные библиотеки осваивают новую парадигму социокультурной политики, основанную на целенаправленной деятельности по формированию, удовлетворению и возвышению жизненно-насущных духовных потребностей пользователей для всестороннего и гармоничного развития личности в свободное время.

Современное терминологическое поле библиотековедения и практика деятельности библиотек по организации досуга населения оперируют широким спектром понятий, которые требуют уточнения и конкретизации. В научных публикациях наиболее распространенными терминами являются: «социально-культурная деятельность», «куль-турно-досуговая деятельность», «досуговая деятельность».

Как известно, деятельность является выражением функции (функция - вид деятельности). Функция - это «отношение двух (группы) объектов, в котором изменению одного из них соответствует изменение другого» [15, с. 751].

А. В. Соколов пишет: «социальная функция есть конкретизация общественного назначения социальной системы, служащая для целесообразной организации практической деятельности в рамках

данной системы» [12]. Можно сказать, что социальные функции на практике выступают в качестве организующего элемента библиотечной деятельности, служит способом выполнения библиотекой своих функций.

В Толковом словаре подчеркивается, что «наряду с функциями, соответствующими основным потребностям личности в библиотечном обслуживании, библиотека также выполняет функции, связанные со специфическими потребностями и интересами личности. Среди них несомненна значимость рекреационной (развлекательной, реабилитационной) функции. Она направлена на эмоциональную разрядку, приятное и полезное проведение досуга и выражается в так называемой до-суговой деятельности. Библиотека тесно связана с рекреационной (может рассматриваться как ее часть). Гедонистическая функция, предполагающая участие библиотеки в формировании эстетических идеалов человека, получении им удовольствия от чтения и других, предоставляемых в тех же целях библиотечных услуг» [13].

Следует отметить, что в 90-х гг. XX столетия в структурном делении функций библиотеки произошли существенные изменения. Появились новые структурные разделы, производные социальные функции - педагогические, социально-культурные [10, с. 105]. Р. С. Мотульский обозначает производные функции, роль которых связана с общественными изменениями и стремлением общества использовать потенциальные возмож-

ности библиотек для решения задач текущего момента [7].

Не случайно в классификации ученого появилась социокультурная функция библиотеки.

Социально-культурная деятельность

Для характеристики термина «социально-культурная деятельность» считаем целесообразным обратиться к работам известных отечественных ученых культурологов. Т. Г. Киселева и Ю. Д. Красильни-ков рассматривают социально-культурную деятельность как исторически обусловленный, педагогически направленный и социально-востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества [4, с. 49].

В работе [11] отмечается, что социально-культурная деятельность определяется как одна из составляющих социальной работы; ее целью является организация рационального и содержательного досуга людей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытие ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени.

Ряд исследователей рассматривает социально-культурную деятельность как сумму двух понятий -«социальная деятельность» и «культурная деятельность» - и определяет как процесс реализации социальной активности человека или группы людей через выявление, сохранение и создание культурных ценностей путем занятия различными видами творчества, а также в качестве деятельности, направленной на саморазвитие, самореализацию и самосознание личности.

В. В. Туев социально-культурную деятельность рассматривает как управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре [14].

Н. Н. Ярошенко считает социально-культурную деятельность видом педагогической деятельности: «Социально-культурная деятельность должна пониматься как совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы» [16, с. 46].

Более конкретное определение понятию «социально-культурная деятельность» применительно к библиотеке дает И. С. Пилко, характеризуя технологические процессы в библиотечной работе. В компонентной структуре актуальных технологий автор выделяет социально-культурные, целью которых в библиотеке определяет «содержательное наполнение досуга населения; содействие социализации личности, развитие креативных способно-

стей, создание условий для рекреационного и реабилитационного отдыха, формирование и развитие коммуникативных навыков» [9, с. 25].

Подводя итог анализа вышеуказанных определений, социально-культурную деятельность можно считать деятельностью социальных субъектов по созданию, сохранению, распространению, освоению культурных ценностей в сфере свободного времени.

Как область общественной практики, социально-культурная деятельность - это огромное пространство, в рамках которого различные социальные институты, социальные группы и отдельные лица сохраняют, производят и воспроизводят многочисленные виды культурных ценностей, используя в этих целях адекватные средства, методы и технологии и вступая в конкретные социальные отношения друг с другом.

Библиотеки в современных условиях параллельно с задачами информационного обеспечения активно организуют широкую деятельность, которая имеет ряд определенных социально-культурных черт:

• осуществляется в свободное (досуговое) время;

• отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой различных групп, индивидуумов;

• характеризуется многообразием видов на базе общекультурных, художественных, познавательных, политических, социальных, бытовых, семейных, профессиональных и прочих интересов взрослых, молодежи, детей.

Социокультурная деятельность свободна от различных видов производственной, учебной деятельности, от мотивированности бизнесом, прибылью. Свободный выбор досуговых занятий, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением, осуществляется на основе интересов и потребностей человека.

Вышеуказанное позволяет считать социальные составляющие и применение их к деятельности библиотеки как социальному институту вполне оправданным. Однако, следует заметить, что решение социальных задач библиотекой хотя и входит в разряд приоритетных, не отражает сущностных функций библиотеки и не является основным видом деятельности. Решение социальных вопросов осуществляется в сфере свободного времени через широкий спектр библиотечных мероприятий.

Культурно-досуговая деятельность

Доминантой происходящих преобразований на современном этапе развития общества становится собственно культура с присущими ей функциями,

целями, задачами, созидательным характером деятельности ее институтов. Сегодня все мы являемся свидетелями нового этапа в развитии культуры и досуга. Само слово «деятельность» характеризует развивающиеся в сфере свободного времени процессы: демократичность путей и способов организации досуговых акций, альтернативность в принятии управленческих решений, плюрализм в обсуждении назревающих проблем, живое и непосредственное участие населения в реализации культурных проектов и программ. Странно считать деятельность в сфере свободного времени «некультурной». В этом случае окончательно теряется целесообразность и смысл этой деятельности. Именно такое умозаключение, на наш взгляд, стало причиной популярности термина «культурно-досуговая деятельность» как самостоятельного научного направления.

Культурно-досуговая деятельность является составной частью социально-культурной деятельности, ее структурным элементом. Как отмечает В. М. Рябков, эти термины, по сути, находятся в отношении «общее-частное» [10, с. 21]. Поэтому применение обоих понятий в пределах терминологического поля деятельности библиотеки по организации свободного времени населения и в практическом профессиональном лексиконе считаем вполне оправданным.

Основательный терминологический анализ куль-турно-досуговой деятельности дан в работах А. Д. Жаркова. Под культурно-досуговой деятельностью, по мнению автора, следует понимать «целенаправленный процесс создания условий для мотивированного выбора личностью предметной деятельности или перцептивно-коммуникативный процесс, определяемый ее потребностями, интересами, способствующий усвоению, сохранению, производству и распространению духовных и материальных ценностей в сфере досуга» [3, с. 10].

Е. М. Клюско, характеризуя соотношение понятий «культурно-досуговая» и «досуговая деятельность», считает, что понятие «культурно-досу-говая деятельность» целесообразно рассматривать как видовое по отношению к более общему, родовому понятию «досуговая деятельность» («досуг»). В связи с этим культурно-досуговая деятельность будет обладать всеми присущими признаками деятельности досуговой: обозначаемая им деятельность является результатом свободного выбора занятий, не продиктована «внешней» необходимостью, осуществляется не с целью заработка [5].

Автор отмечает специфические особенности культурно-досуговой деятельности: направленность на освоение человеком мира культуры; мотивацию этой деятельности культурными потребностями личности в познании, творчестве, общении, общественно-политической и религиозной деятель-

ности, спорте, туризме, различного рода игровых занятиях. Культурно-досуговую деятельность библиотеки можно охарактеризовать с точки зрения субъекта, цели, средства, результата, самого процесса, а также механизмов ее осуществления -психологических компонентов, лежащих за пределами собственно деятельности: ценностных установок, ориентаций, мотивов. В культурно-досуговой деятельности библиотеки проявляется осознанное отношение человека к культуре, творчеству и социальной жизни. Субъектом ее могут выступать социальные слои и социально-демографические группы населения, отдельные индивиды.

Мотивация выбора вида деятельности определяет понимание содержания культурно-досуговой деятельности ряда авторов, среди них - Е. В. Новаторов [8].

В теории и практике библиотечной деятельности, в сравнительном соотношении терминов «социально-культурная» и «культурно-досуговая деятельность», второй термин применяется чаще.

Под культурно-досуговой деятельностью публичных библиотек Т. Б. Ловкова понимает «целенаправленную, структурированную, рационально-осмысленную активность библиотек, связанную с формированием, удовлетворением и возвышением жизненно-насущных духовных потребностей пользователей в целях всестороннего и гармонического развития личности в пространстве досуга» [6, с. 34]. В данной формулировке наиболее четко определена роль культурно-досуговой деятельности в библиотеке, эта роль логично соотносится с потребностями читателей и задачами собственно библиотеки.

Другой аспект культурно-досуговой деятельности библиотеки - приобщение аудитории к культурному наследию через досуговые мероприятия -выделяет Е. В. Домаренко [2, с. 13]. На наш взгляд, конкретизация объектов культурного наследия в определении не была бы лишней.

Широкое использование понятия «культурно-досуговая деятельность» в теории и практике библиотечной деятельности, по нашему мнению, связано с происходящими процессами гуманизации всех сфер человеческой жизнедеятельности. Кроме того, в универсальных библиотеках отраслевой состав фондов всегда содержал и сейчас содержит литературу преимущественно гуманитарной направленности.

В современном обществе по-прежнему актуальна социально-культурная задача гуманизации населения, решение которой напрямую связано с чтением. Роль культурно-досуговой деятельности здесь неоспорима. Культурно-досуговая деятельность библиотек обладает широкими потенциальными возможностями, большим арсеналом методов, форм и средств эмоционального воздей-

ствия на человека в достижении главной цели -пропаганде книги и активизации внимания в самой библиотеке.

Досуговая деятельность

В профессиональной терминологической системе используется и термин «досуговая деятельность». Достаточно отметить, что библиографическое обеспечение этого вида библиотечной деятельности нашло отражение в диссертационном исследовании Г. В. Головиной. При анализе досуговой деятельности обращает на себя внимание широта рассматриваемого культурного феномена. Данное понятие складывается из двух терминов: «досуг» и «деятельность».

В научной литературе в обобщенном виде досуг понимается следующим образом: часть свободного времени, используемая для общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечений и других видов нерегламентированной деятельности, обеспечивающих отдых. В теории и практике термин «досуг» наиболее часто употребляется в трех значениях: 1) свободное время (его часть), 2) нерабочая (свободная) деятельность с различными модификациями, 3) состояние или психологическое переживание человека на данный момент. Современные библиотековеды рассматривают досуг как синоним свободного времени (И. И. Ганицкая, М. Я. Дворкина, С. Г. Матлина, Г. К. Олзоева, В. Р. Фирсов и др.). Данной точки зрения придерживаются известные исследователи в области культурологии и социально-культурной деятельности: Г. М. Бирженюк, Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильни-ков и др.

Человечество длительный период шло к осознанию общественной и личной значимости свободного времени. В прошлом общественный потенциал досуга нередко рассматривался через религию. Религиозная идеология и картина мира задавали нормы поведения и представления о человеке, которые приобретали социально-интегративное значение в досуговых занятиях. Вопрос ставился следующим образом: если цель досуга - конструктивные задачи и общественно значимые ценности, он и для личности приобретает позитивный характер [1, с. 87].

В эпоху Просвещения вопрос о досуге трактуется иначе: только тот досуг, который наполнен позитивным содержанием по отношению к личности и к окружающим людям, может быть признан положительным для всего общества. Представители эпохи Просвещения связывали индивидуальный досуг с интеллектуальным, эстетическим, творческим развитием личности, степенью освоения человеком достижений предшествующей культуры, нравственных норм [1, с. 87].

Современный человек чаще рассматривает досуг как личное достояние, в рамках которого он реализует свободу действий. На наш взгляд, это не достаточно полно отражает социальную сущность свободного времени. Когда личность в сфере свободного времени решает задачи, связанные с сохранением здоровья, творческого и интеллектуального развития, умножением и разнообразием социальных связей, индивидуальные потребности превращаются в массовые, приобретая тем самым общественный характер и резонанс.

В ходе досуговых занятий человек осознает свою идентичность с культурной средой, глубже интегрирует себя в жизненное пространство всего общества. Общественный потенциал досуга - это оборотная сторона его индивидуальной значимости. Обе стороны нельзя отрывать друг от друга, они взаимодополняемые аспекты одного и того же процесса человеческой жизнедеятельности.

По мере развития культуры понятие свободного времени также эволюционировало, интегрируя технические новинки, осваивая более эффективные организационные технологии. Для новой общественной и экономической ситуации России быстро трансформировались основные качества досуга: структура, объем, соотношение в нем традиционных и новых элементов, содержательная и функциональная загруженность, формы реализации в разных социальных средах. В современных условиях развития общества происходит коммерциализация досуга. По словам Н. Н. Ярошенко, сфера досуга зачастую рассматривается исключительно как прибыльный сегмент коммерческой деятельности, а не проявления социально-культурной сущности человека, пространство его духовно-нравственного роста и творческой самореализации [16, с. 140]. То, как население проводит свободное время лишь в небольшой степени зависит от государственной политики и работы бюджетных учреждений.

В условиях роста общественной значимости досуга, свертывания бесплатной деятельности клубных учреждений, продолжающегося расслоения современного российского общества активизируется досуговая функция библиотек, которые уже сегодня могут представить спектр разнообразных досуговых форм работы с различными социальными категориями пользователей. Уже сегодня библиотеки конкурируют на досуговом рынке с другими возможностями получения информации и организации досугового пространства. В самом широком смысле досуг сопрягается с самыми различными сферами жизнедеятельности общества (от социально-экономических отношений до личной жизни человека), и именно в досуге наиболее емко отражаются общие тенденции изменяющегося мира. Г. А. Аванесова определяет досуговую

деятельность в качестве целесообразно организованной и содержательно наполненной активности больших групп людей или конкретного человека в свободное время, которая развивается на базе человеческой потребности в перемене характера деятельности, а также в соответствии с целями рекреации и социально-культурного развития [1, с. 13].

Считаем более устоявшимся термин «досуго-вая деятельность». В этой связи, применительно к деятельности библиотеки по организации досуга населения, его употребление более целесообразно. Заведомо предполагается, что досуговая деятельность в библиотеке как учреждении культуры не может носить деструктивный характер.

Привлекательность и востребованность досу-говой деятельности библиотеки основывается, прежде всего, на таких специфических принципах:

• добровольности и общедоступности участия, реализующийся путем широкого охвата различных категорий посетителей культурно-просветительским воздействием;

• обеспечения свободы выбора форм деятельности;

• развития общественной инициативы и самодеятельности, реализующихся через обеспечение демократического характера досуго-вой библиотечной деятельности, развития в ней общественных начал, стимулирования инициативы пользователей в планировании, отборе содержания и выборе форм, и др.

В процессе досуговой деятельности библиотека решает задачи, направленные на организацию следующих видов деятельности: культурно-просветительской; информационно-развивающей, творческой; релаксационной.

Основное же содержание досуговой деятельности остается неизменным. Оно заключается в том, чтобы через приобщение к чтению высокохудожественных произведений отечественной и мировой литературы максимальное число пользователей овладело духовными ценностями культуры, прониклось высотами, идеалами прогрессивной мировой культуры, освободилось от духовной несвободы и встало на путь развития, который ведет к формированию гармоничной, всесторонне развитой личности - идеалу представлений о человеке.

Выводы

Несмотря на социально-политические и экономические проблемы, ведущие социально-культурные институты общества, к числу которых мы правомерно относим библиотеки, предоставляют досу-говые услуги, тем самым продолжают выполнять историческую миссию формирования активной личности как высшей его ценности. Это обще-

культурная закономерность. Исследования обнаруживают, что социокультурная миссия досуга и свободного времени во всех обществах имеет непреходящее значение. Можно с полной ответственностью заявить, что в современной социально-культурной ситуации досуг - это общественно осознанная необходимость. Общество заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей жизни. С этих позиций и формируется «внешний» социальный заказ на освоение свободного времени, на проектирование досуговых мероприятий, центров досуга и рекреационных зон, где современные общедоступные библиотеки занимают свою «досуго-вую нишу».

Литература

1. Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации. - М. : Аспект Пресс, 2006. - 236 с.

2. Домаренко Е. В. Культурно-досуговая деятельность библиотеки. - М. : Либерия-Бибинформ, 2006. - 80 с.

3. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности. - М. : МГУК, 2002. - 288 с.

4. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность: учебник. - М. : МГУКИ, 2004. -539 с.

5. Клюско Е. М. Культурно-досуговая деятельность населения России (май 1945-1985 гг.): теоретико-методологический и исторический аспекты. - М. : МГУКИ, 1999. - 132 с.

6. Ловкова Т. Б. Культурно-досуговая деятельность библиотек: терминологический аспект // Библиотековедение, 2004. - № 5. - С. 32-35.

7. Мотульский Р. С. Функции библиотек / Р. С. Мо-тульский // Общее библиотековедение / Р. С. Мотульский. - М., 2004. - С. 77-109.

8. Новаторов Е. В. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития. - URL: http://www.omsu.omskreg. ru/vestnik/articles/y1999-i3/a109/article.html (дата обращения: 23.04.2011).

9. Пилко И. С. Технологические процессы в библиотечной работе. - М. : Либерия-Бибинформ, 2005 -176 с.

10. Рябков В. М. Историография функций культурно-досуговых учреждений (вторая половина XX - начало XXI вв.) : учеб. пособие. - М. : МГУКИ : ЧГАКИ. - М., 2010. - 214 с.

11. Современные технологии социально-культурной деятельности / под общ. ред. Н. П. Гончаровой. -Тверь, 2003. - 378 с.

12. Соколов А. В. Социальные функции библиотечной и библиографической деятельности // Науч.-техн. б-ки СССР. - 1984. - № 6. - С. 19-27.

13. Толковый словарь. - URL: http://www.library.h10.ru/ Slovar.htm# (дата обращения: 23.04.2011).

14. Туев В. В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию) // Учен. зап. / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - М., 2001. -Вып. 23. - С. 25-39.

15. Философский энциклопедический словарь - М. : Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.

16. Ярошенко Н. Н. Сущностная диверсификация социально-культурной деятельности: международный контекст и отечественные условия // Вест. Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - 2007. - № 3. - С. 139-144.

17. Ярошенко Н. Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия // Учен. зап. / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - М., 2001. - Вып. 23. -С. 39-47.

Материал поступил в редакцию 23.04.2011 г.

Сведения об авторах: Мирошниченко Елена Васильевна - старший преподаватель кафедры социально-культурной деятельности; тел.: (4722) 54-54-68, e-mail: mev-el@ya.ru,

Белецкая Елена Александровна - кандидат психологических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности, тел: (4722) 54-54-68, e-mail: 280177@inbox.ru,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.