Научная статья на тему 'Когда же придет настоящий день социально-культурной деятельности?'

Когда же придет настоящий день социально-культурной деятельности? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯИНФРАСТРУКТУРА / WELFARE ACTIVITY / CULTURE ESTABLISHMENT / WELFARE INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Триодин Владимир Евгеньевич

В статье автор вступает в дискуссию о сущности «социально-культурной деятельности», которая не сводится к «культурно-досуговой деятельности». Дается анализ современного состояния и перспектив развития социально-культурной деятельности в России.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the author enters discussion about essence of “welfare activity” which is not reduced to “cultural and leisure activities”. The analysis of a current state and prospects of development of welfare activity in Russia is given.

Текст научной работы на тему «Когда же придет настоящий день социально-культурной деятельности?»

s>

ИСКУССИЯ

Продолжаем публиковать отклики на статью доктора педагогических наук, профессора Н. Н. Ярошенко «Развивающая среда и социально-культурная деятельность в контексте педагогики культуры» (Вестник МГУКИ. № 6. (50). С. 130—134)

и статью доктора педагогических наук, профессора А. Д. Жаркова «Социально-культурная деятельность как специализированная область общественной практики» (Вестник МГУКИ. № 1. (51). С. 96—101).

Развивает дикуссию доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный работник культуры РФ Владимир Евгеньевич Триодин.

В статье автор вступает в дискуссию о сущности «социально-культурной деятельности», которая не сводится к «культурно-досуговой деятельности». Дается анализ современного состояния и перспектив развития социально-культурной деятельности в России.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, культурно-досуговая деятельность, учреждение культуры, социально-культурнаяинфраструктура

In article the author enters discussion about essence of "welfare activity" which is not reduced to "cultural and leisure activities". The analysis of a current state and prospects of development of welfare activity in Russia is given.

Keywords: welfare activity, cultural and leisure activities, culture establishment, a welfare infrastructure

Ф

Ф

ОГДА ЖЕ ПРИДЕТ НАСТОЯЩИЙ ДЕНЬ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?

УДК 351.858:001.12; 379.8:001.12 В. Е. Триодин

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

104 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (53) май-июнь 2013 104-111

1. Умножение знания

Дискуссии в среде теоретиков социально-культурной деятельности сошли на нет. Это прямой путь к оскудению, застою социально-культурной мысли. «Когда все шагают в ногу, мост разваливается», — пел в свое время А. Галич. Острые дискуссии о сущности клуба в период оттепели помогли осмыслить его как институт гражданского общества, способствовали продвижению страны по пути демократических преобразований.

Дискуссии — не только путь к познанию истины. В дискуссии незримо меняются и сами теоретики. Еще древнегреческий философ Эпикур подметил, что в дискуссии больше выигрывает побежденный. Он умножает знание.

Дискуссии учат не замыкаться в собственной скорлупе, слышать разные голоса. Дискуссии поощряют разномыслие. Разномыслие обогащает, украшает и даже сближает людей. Одномыслие их упрощает.

Две публикации ведущих мастеров социально-культурной сферы — Н.Н. Ярошенко [2] и А.Д. Жаркова [1] — отличный повод еще раз поставить вопрос о природе и сущности социально-культурной деятельности. Не расставить раз и навсегда все точки над {, а перевести разговор в новое русло размышлений.

2. Возрастание или сокращение?

В своей статье профессор Н.Н. Ярошенко «Развивающая среда и социально-культурная деятельность в контексте педагогики культуры» констатирует: «Сеть культурно-просветительных (культур но-до су говых) учреждений неумолимо сокращается» [2], на что профессор А.Д. Жарков в статье «Социально-культурная деятельность как специализированная область общественной практики» возражает: «Сеть учреждений культурно-досугового типа неумолимо возрастает» [1].

Вроде все по Пушкину: «Они сошлись. Волна и камень,/ Стихи и проза, лед и пламень». Где же истина?

Статистические данные неумолимо свидетельствуют: волна рынка цунами накрыла социально-культурные учреждения. Если в 1990 году клубных учреждений всех ведомств было 72,6 тысяч, то в 2005 году это число составило 51,4 тысячи. Особенно пострадали учреждения культуры производственных коллективов, колхозов и совхозов.

Совсем тяжело библиотекам. Крупнейший специалист по библиотечному делу А.В. Соколов даже ввел термин, отражающий складывающуюся библиотечную ситуацию — разбиблиотечивание общества.

Но это только одна сторона проблемы. Другая состоит в том, что большинство действующих зданий учреждений культуры находится в аварийном состоянии, требуют капитального ремонта. Сами учреждения получают недостаточное финансирование, располагают слабой материально-технической базой. Чтобы выжить, многие музеи, театры, филармонии поднимают цены на билеты, что ограничивает возможности обычных россиян на их посещение. А ведь в Конституции РФ, во Всеобщей декларации прав человека, во многих международных документах, в которых зафиксированы культурные права человека, сокращение сети учреждений культуры, ограничения на свободное их посещение трактуются как нарушение культурных прав человека.

В общем, расширяется сеть или сокращается — вопрос дискуссионный, но культурное опустынивание налицо.

С другой стороны, Н.Н. Ярошенко зафиксировал не только сокращение сети учреждений культуры, но и «одновременное расширение педагогического пространства социально-культурной деятельности. Только в ином качестве — в негосударственном инварианте этих учреждений» [2, с. 132].

Подразумевая, что под этим определением скрываются ночные клубы, другой участник дискуссии, отмечает, что, на его взгляд, их просто кощунственно относить к учреждениям социально-культурного типа, их нельзя считать педагогическим пространством. В таком негативном отношении к ночным

клубам, видимо, виновата трагедия, которая произошла в Перми в 2009 году. Тогда пожар в ночном клубе «Хромая лошадь» унес из жизни 156 человек. Но надо быть справедливым: источники пожаров — не типы учреждений культуры, а разгильдяйство, безответственность руководителей этих учреждений. Пожары случаются и в учреждениях с безупречной репутацией. Несколько лет назад в Санкт-Петербурге в библиотеке РАН произошел страшный пожар. Сгорел и Шереметьевский дворец, где обитали писатели. Ведь никто не призывает теперь предавать анафеме библиотеки, творческие союзы. Правила пожарной безопасности, как и законы Российской Федерации, обязательны для всех.

Интерес в отмеченном Н.Н. Ярошенко факте вызывает именно «одновременное расширение педагогического пространства социально-культурной деятельности», в том числе, можно сказать, и за счет ночных акций.

И в былые времена ночь была символом разумно организованного праздника жизни. Ночь блистала балами. Ночью распахивали двери салоны. Хозяйка одного из них вошла в историю как княгиня Ночи.

А сегодня учреждения культуры страны активно осваивают ночь как педагогическое пространство. Положительную оценку получили такие акции, как ночь в музее, библионочь. В Санкт-Петербурге выпускники школ всю ночь напролет ждут чуда — «Алых парусов», появляющихся с восходом солнца на Неве. В ночь «Алых парусов» разбитые мечты обретают силу высоты. Православные люди ночь накануне Пасхи, Рождества проводят в храме. А в новогоднюю ночь, кажется, бодрствует вся планета. И даже в метрополитене стали проводить ночные экскурсии.

Итак, чем больше пытаешься проанализировать складывающуюся действительность, тем отчетливее понимаешь, что расхождения в её оценках — это тот случай, когда речь идет не о разном осмыслении жизни, а о разном уровне знания жизни.

3. К вашим услугам

Тем временем надвигающееся культурное опустынивание аукнется нам поколением назнаек и образованцев. Другая еще более опасная беда состоит в перерождении сохранившихся очагов культуры, коренном переосмыслении их социального назначения. Злокачественная опухоль поразила, прежде всего, исходные нормативные документы, определяющие статус, характер деятельности учреждений культуры. Так, в Положении о государственных и муниципальных учреждениях культуры сказано, что под клубным учреждением понимается организация, основной деятельностью которой является оказание услуг. Так и хочется у входа в современное учреждение культуры вывесить плакат: «К вашим услугам, дорогие потребители».

Когда-то, еще до революции Горький с гордостью говорил о народном доме графини Паниной: здесь учились думать и чувствовать сотни пролетариев. Да и при советской власти учреждения культуры рассматривались как очаги просвещения.

И вот ноу-хау сегодняшнего дня — формирование потребителей услуг. Сегодня в системе высшего образования появилась даже новая специальность — «социально-культурный сервис и туризм», а вузы начали тиражировать специалистов по социально-культурным услугам.

Сервис от англ. service — оказание услуг, а под услугами принято понимать работу, выполненную для удовлетворения чьих-то нужд. Здесь уместно вспомнить нашумевшее интервью с Инной Жирковой, «Миссис Россия—2012», выпускницей Калининградского международного гуманитарного института как раз по этой специальности. Инна — лицо публичное. Поэтому к ней повышенный интерес. В разговоре Инна затруднилась сказать, что вокруг чего вращается — Солнце вокруг Земли или наоборот, кто такие Агния Барто и Самуил Маршак, и наконец, хрестоматийное: кто написал полонез Огинского? Зато в другом интервью, уже посвященном скандальному,

оправдывала себя тем, что ей велели «эмоции давать», ну она и улыбалась, а другого никто не требовал.

Задача профессионалов социально-культурного сервиса — удовлетворить сложившиеся массовые интересы и потребности (ну хочет народ «расслабиться» — поможем ему и в этом), а не возвышать их. Они идут за посетителем, а не ведут его за собой.

Но нужна ли дорога, которая не ведет к храму? Не имеет будущего общество, у которого развиты челюсти, но атрофировано сердце. Тогда возникает главный вопрос. А нужны ли социально-культурные учреждения в их нынешнем виде, формирующие потребителей услуг?

4. Начало начал

В дискуссионной статье профессора А.Д. Жаркова отмечено, что главная проблема состоит в поиске форм, методов, средств, адекватных состоянию общества и социума. В какой-то степени с этим положением можно согласиться, хотя, по нашему мнению, назначение социально-культурной деятельности не только шагать в ногу со временем, но и опережать его (время — вперед!), вести в даль светлую.

В связи с этим объективная оценка состояния общества становится своеобразным «началом начал». «В России, — утверждает он, — как нигде велика опасность утраты социальных и культурных национальных ценностей вследствие бездумного подражательства Западу. Инородное семя "вестер-низации" российской культуры прорастает, прежде всего, в крупных городах» [1, с. 99].

Что же прикажете делать с Достоевским? Он считал, что Европа — такое же наше отечество, как и Россия. Русский человек становится наиболее русским именно тогда, когда он наиболее европеец. А уж как Пушкину досталось бы от критиков западной культуры. В Лицее поэта звали французом. В «Евгении Онегине» он признавался, что отказаться от «иноплеменных слов» у него нет силы: «Мне галлицизмы будят

мысли». Его Татьяна «... по-русски плохо знала, / Журналов наших не читала, / И выражалась с трудом / На языке своем родном». А ведь была русская душою, милым идеалом Пушкина.

Да и в целом Европа для России — это и православие, и образование, и университеты, и книгопечатание, и театры, и т.д.

Подучается, нет прямой зависимости между опасностью утраты социальных и культурных национальных ценностей и «подражательством Западу». А вот обратная зависимость существует. Трудно представить, что представляла бы Россия, окажись она в изоляции.

Более того, современная Россия не только учится у Запада, но и учит Запад. Вот только некоторые факты по Петербургу. «Декларация прав культуры» Д.С. Лихачева стала достоянием мировой культуры. Нобелевские лауреаты Ж. Алферов, И. Бродский шагают по планете. Фильм А. Сокурова «Фауст» получил «Золотого льва» на Венецианском фестивале. По общему мнению, Сокуров возвратил Германии «Фауста» (фильм, кстати, снят на немецком языке). В. Гергиев возглавил Национальный молодежный оркестр США. Театр Европы Л. Додина дает постоянные мастер-классы в Старом Свете.

5. Ищите и обрящете

Для нас спорным выглядит утверждение, что «у социально-культурной деятельности пока нет специфической инфраструктуры» [1, с. 99]. Так ли это?

Опираясь на таинственные строчки поэта В. Шефнера: «Может то, чего нету / Тоже все-таки есть», попробуем поискать то, чего нет.

Инфра — от лат. Infra — под, ниже — первая составная часть сложных слов, соответствующих по значению словам «под», «ниже».

Социально-культурная инфраструктура состоит из подвидов, совокупность которых образует «кровеносную систему», обеспечивающую созидательную деятельность общества: предприятия, торговля, здравоохране-

ние, образование, культура и т.д. И каждая подсистема располагает своими социально-культурными механизмами. Крупные торговые предприятия (такие как молы (mall — аллея), ритейл-парки («Максидом», «О-кей») стали присваивать себе черты классических социально-культурных учреждений. В них появляются торгово-досуговые центры, включающие в себя книжные магазины, галереи, кинотеатры, концертные залы, Дома моделей и т.д. Это напоминает старинные способы торговли — ярмарки, базары с балаганами, бродячими акробатами, дрессированными медведями, трактирами. В продуктовом магазине Елисеева, в «Пассаже», были встроены театры.

Площади в торговых комплексах сдают под новый формат — центр досуга для детей. Один из самых крупных центров — «Дивный город». На территории «города» разместились театр, академия талантов, город профессий, а также магазины развивающих игр, детских книг. Город в городе — «Кидбург», город профессий. Здесь тренеры обучают детей 50 профессиям.

Торговые площади используют под лайф-стайл проекты (англ. lifestyle — образ жизни). Здесь люди совершают не просто покупки, а проводят часть жизни.

Вокзалы перестали быть только местом ожидания поездов. Российская железная дорога глобально меняет инфраструктуру вокзалов. В вокзалах-хабах появляются кинотеатры, залы для просмотра телепередач, читальные залы. Железная дорога сделала роскошный подарок детям — детскую железную дорогу.

Особо надо сказать о предприятиях. Идет активный процесс трансформации (оздоровления) промышленных зон, депрессивных кварталов в привлекательные городские пространства — лофты, креативные кварталы. Модные в Петербурге лофты «Этажи», «Ткачи» возникли на базе отживших свой век зданий хлебозавода, бумагопрядильной мануфактуры.

Еще Петр I соединил работу и досуг. Модные нынче корпоративные праздни-

ки — продолжение петровских ассамблей. Появился специальный термин «тимбил-динг» — корпоративный выезд на природу, направленный на повышение эффективности работы в команде. Под влиянием социально-культурной деятельности меняется отношение к труду, утепляется климат на производстве.

Размеры статьи не позволяют остановиться на социально-культурных аспектах в сферах образования, здравоохранения, туризма и т.д. Все они заслуживают отдельного самостоятельного разговора, чтобы убедить оппонентов в реально существующей инфраструктуре социально-культурной деятельности.

Изменяются и традиционные учреждения культуры.

Вот только что В.В. Путин открыл новую сцену Мариинского театра. «Это не только театр, — сказал президент. — Все, что вокруг Маринки создано, превратилось в крупный культурно-образовательный центр мирового уровня».

Решительно изменяется содержание деятельности книжных магазинов, библиотек, музеев, филармоний, спортивных площадок.

Несколько слов о расширении социально-культурного пространства. Паблик-арт (искусство в городской среде) завоевывает социально-культурное пространство. Появились арт-проспекты, художественные мили, набирают Open-air (опен-эйры) — вечеринки на свежем воздухе, воркаутеры (фитнес-клубы на открытом воздухе); библиотеки под открытым небом, фильмы, спектакли на открытых площадках, гайд-парки. На Стрелке Васильевского острова в Санкт-Петербурге собираются любители латиноамериканских танцев. Сальса, хастл, багата сплетают человеческие тела в страстные и прекрасные движения. Тамаре Эйдельман (дочери выдающегося историка) нет дела до казенных учреждений культуры. Она читает лекции об истории гражданского сопротивления в Москве на Чистых прудах.

Итак, нет такой сферы человеческой деятельности, в которую бы не проникла

социально-культурная деятельность и не создала свои опорные точки, совокупность которых и составляет инфраструктуру социально-культурной деятельности.

6. Без комментариев

Как же развести понятия «социально-культурная деятельность» и «культурно-досуговая деятельность», которые, конечно же, не однопорядковые?

Профессор А.Д. Жарков разводит эти понятия довольно оригинальным способом.

Учреждения культурно-досугового типа должны заниматься с посетителями, у которых есть потребность в культуре и творчестве. А у социально-культурной деятельности новое «поле» борьбы за человека. Она направляет свое острие «на группы деви-антного поведения, то есть людей, у которых нет потребностей в культуре, помощи инвалидам, людям старшего возраста». И поскольку собственной специфической инфраструктуры у социально-культурной деятельности нет, а в новом проекте «Закона о культуре» понятие «социально-культурная деятельность» отсутствует, постольку не научно обоснованно представление В.З. Дуликова о том, что «условно социально-культурную сферу можно разделить на три неравные части — область социальной работы (к социально-культурной деятельности относится в той степени, в какой речь идет о досуговой работе с наименее запущенными категориями населения), область культурно-досуговой деятельности (в социально-культурную деятельность входит практически целиком) и область социального воспитания (к социально-культурной деятельности относится в значительной степени, особенно когда речь идет о подрастающем поколении), то можно говорить о структурных изменениях в каждой из названых выше частей» [цит. по: 1, с. 99].

Нет, ребята, все не так, все не так, ребята.

Комментировать как научное обоснование классификацию, по которой инвалидами занимается социально-культурная дея-

тельность, а здоровыми людьми культурно-досуговая; те, у кого есть потребность в культуре и творчестве, — идут в культурно-досуговые центры, а те, у кого их нет, — в социально-культурные, — тоже не научно обоснованно. Это все равно, что сказать, что обывателей надо отправить — в социально-культурные центры, интеллектуалов — в культурно-досуговые, умников — в культурно-досуговые, дураков — в социально-культурные.

7. Кто виноват?

Один из участников дискуссии пишет о страхе перед будущим у ветеранов социально-культурной деятельности [2, с. 132]. Этот слой теоретиков и практиков формировался в период расцвета культурно-просветительной и культурно-досуговой деятельности. Причина страха: сеть культурно-просветительных (культурно-досуговых) учреждений неумолимо сокращается.

Не очень понятно, правда, (и доказательно), почему страх испытывает только старшее поколение специалистов? А нынешним специалистам все равно — строится или рушится социально-культурная держава? Известный писатель Д.А. Гранин написал специальное исследование «Страх». У него есть любопытное наблюдение: человек, лишенный страха, был бы страшен. Тем более значимой и актуальной становится разработка социально-психологического портрета современного социально-культурного работника (и выявления места и роли страха в структуре его личности).

Но прежде всего надо разобраться с трактовкой самого страха. «Словарь русского языка» определяет страх как состояние сильной тревоги, беспокойства, душевного смятения перед какой-либо опасностью, бедой (страх смерти, страх наказания). Страх, по Гранину, ожидание зла. Страхи определяют время (страх выложить партбилет, страх, что ночью заберут, — это визитная карточка 37 года).

Профессор А.Д. Жарков выдвигает свою версию страха. Страх, по его мнению, —

«чувство вины за содеянное, ожидание расплаты» [1, с. 100]. Но страх не синоним вины. Вина — это проступок, преступление. В составе страха может и не быть проступка (без вины виноватые).

Интерпретация страха как вины необходима для того, чтобы взять под защиту незаслуженно обиженных, по его мнению, социально-культурных работников. Они дали лучшую в мире научную школу подготовки кадров, вырастили миллионы порядочных людей, плеяду профессиональных деятелей культуры. О какой их вине (проступке) может идти речь?

Хороший вопрос! Такое в истории страны уже было. НЭП привел к повсеместному закрытию учреждений культуры. Н.К. Крупская объясняла распад системы тем, что массовые политико-просветительные учреждения не пустили корней в массы. Они с массой не срослись. Точнее не скажешь. Не пустили корней в массы и не срослись с ней и современные социокультурные институты. Когда оскорбляют храмы, церковь организует крестный ход во главе с патриархом в защиту религиозных ценностей. Массовая ликвидация социально-культурных учреждений произошла в обществе незаметно. Ни социально-культурные работники, ни «миллионы порядочных людей», которых они «взрастили», ни «плеяда профессиональных деятелей культуры и искусства» не возвысили свой голос в защиту учреждений культуры, не предприняли действенных мер по их спасению. В этом и состоит их вина. И никуда от этого не деться.

8. Что делать?

Настало время соработничества теоретиков социально-культурной деятельности. В режиме диалога надо находить пути решения назревших проблем, приземлять парящее вверх «Я», садиться за стол переговоров, отодвинув на второй план личные взаимоотношения. Да, «любить иных тяжелый крест» (Б. Пастернак). Но если уж и не восхищаться друг другом, то и не воевать.

Площадкой для дискуссий должны стать

научные журналы вузов культуры, научно-теоретические конференции.

В ноябре в Санкт-Петербурге пройдет второй Международный культурный форум. Тема пленарного заседания «Диалог культур как средство преодоления кризиса». Отличная возможность выступить с согласованным докладом.

Это тем более необходимо, что в России идет мощная и агрессивная реформа высшего профессионального образования. Она нацелена на сокращение направлений и специальностей. Сейчас высшая школа позволяет получить более 500 профессий. Из них останется 100. Лиха беда начало. Прикажут долго жить и многие вузы. Чур, чур, вузы культуры и искусства. Хотя оснований для тревоги более чем достаточно. Складывается впечатление, что у Министерства культуры нет стратегического плана развития в стране социально-культурной работы, поддержки социально-культурных инициатив населения.

Сегодня уже начался процесс разработки новых государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, в том числе и по направлению «Социально-культурная деятельность». Существует опасность перевода этого направления с «академического бакалавриата» на эксперимент по внедрению так называемого прикладного бакалавриата. Это может существенно снизить уровень подготовки выпускников и понизить конкурентоспособность специальности «Социально-культурная деятельность».

Сегодня Министерство культуры разрабатывает новый классификатор специальностей и направлений для сфер культуры и искусства. Социально-культурной деятельности отведено место в «Культурологии». Конечно, одно и то же явление можно исследовать под углом зрения и экономики, и социологии, и сервисологии, и точных наук. Культурология в этом смысле не исключение. Интересно и через ее призму взглянуть на социально-культурную деятельность. Но тогда придется перечеркнуть всю исто-

рию становления и развития этой отрасли педагогического знания, заново разрабатывать компетенции специалистов. Не будем забывать, что у истоков социально-культурной деятельности стоит внешкольное образование. Социально-культурная деятельность и сегодня выполняет функции воспитания, просвещения, обучения различных слоев и групп населения вне сложившейся системы формального образования. Без социально-культурной деятельности громкие заявления о «непрерывном образовании», «образовании через всю жизнь», «об «обучающем регионе» и т.д. превращаются в пустой звук. Социально-культурная деятельность способствует становлению и развитию гражданского общества. Существует прямая зависимость социальной активности от уровня образования. Свобода нужна образованному, неграмотному — жратва (Е. Евтушенко).

Но и самим социально-культурным работникам надо решительно изменять себя. Высоким ориентиром здесь может служить гражданская позиция В. Гергиева. Он много ездит по стране и с каждым губернатором говорит об акустически совершен-

ных залах, о культурных комплексах. Для Гергиева самым важным представляется восстановление общенационального процесса «Россия поет». Он хочет вернуть великолепную российскую традицию детского хорового пения.

Ах, если бы и социально-культурные работники обрели смелость разговаривать с губернаторами, если бы они выработали для всенародного обсуждения проект «Социально-культурная Россия». Проблем-то накопилось немало. Профессор А.Д. Жарков справедливо обращает внимание на то, что в новом проекте «Закона о культуре» отсутствует понятие «социально-культурная деятельность». Значит, надо бить в социально-культурные колокола, добиваться, чтобы это понятие было зафиксировано в законодательных актах. Пора задуматься, как в стенах вузов культуры воспитать аристократов профессии, которые бы считали себя ответственными за все, что происходит в обществе, формировали вокруг себя оазис духовности, соединяли социум духовными скрепами.

Социально-культурные работники, объединяйтесь!

Примечания

1. Жарков, А. Д. Социально-культурная деятельность как специализированная область общественной практики / А. Д. Жарков // Вестник МГУКИ. — 2013. — № 1 (51). — С. 96—101.

2. Ярошенко, Н. Н. Развивающая среда и социально-культурная деятельность в контексте педагогики культуры / Н. Н. Ярошенко // Вестник МГУКИ. — 2012. — № 6 (50). — С. 130—134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.