Научная статья на тему 'Сущностная характеристика понятия "культурно-досуговая деятельность"'

Сущностная характеристика понятия "культурно-досуговая деятельность" Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
11162
1187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЛЬТУРА / ДОСУГ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мухин А. Ю.

В статье раскрыто понятие «культурно-досуговая деятельность», его признаки и функции. Автором проанализированы составные дефиниции исследуемого понятия в психолого-педагогической литерату-ре, а именно: «досуг», «культура» и «деятельность»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущностная характеристика понятия "культурно-досуговая деятельность"»

УДК 379.8:37.011

А. Ю. Мухин

Челябинский государственный институт культуры,

Челябинск, Россия

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

В статье раскрыто понятие «культурно-досуговая деятельность», его признаки и функции. Автором проанализированы составные дефиниции исследуемого понятия в психолого-педагогической литературе, а именно: «досуг», «культура» и «деятельность».

Ключевые слова: культура, досуг, деятельность, культурно-досуговая деятельность, теория деятельности.

A. Y. Mukhin Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russia

THE ESSENTIAL CHARACTERISTIC OF THE CONCEPT OF «CULTURAL LEISURE ACTIVITY»

The article describes the concept of «cultural leisure activity», its characteristics and functions. The author analyzes the composite definitions of studied concepts in the psychological-pedagogical literature, namely, «lei-sure», «culture», and «activities».

Keywords: culture, leisure, activities, cultural and leisure activities, theory activities.

В современной научной литературе многие ученые (А. Д. Жарков, В. В. Туев, Н. Н. Ярошенко и др.) отмечают, что культурно-досуговая деятельность является важнейшим видом человеческой деятельности, осуществляемой в свободное время. Исследуемое понятие введено в конце XX века в педагогическую теорию исследования личности.

Мы проанализировали разные трактовки понятия «культурно-досуговая деятельность» и пришли к выводу, что ученые рассматривали его как:

1) деятельность досуговых объединений (Н. Ф. Максютин);

2) как деятельность человека (группы, коллектива).

Например, культурно-досуговая деятельность есть освоение человеком культуры (Е. М. Клюско).

Понятие «культурно-досуговая деятельность» (далее КДД) - это многоаспектное понятие, которое отражает характер перемен, произошедших в конце XX - начале XXI веков.

Понятийный аппарат находится в постоянном развитии, о чем свидетельствуют постоянные дискуссии. Значительный вклад в КДД внесли Т. Г. Киселева, Ю. Красильников, А. Д. Жарков, В. В. Туев, Н. Н. Ярошенко и др. Исторические аспекты - В. М. Рябков, Е. М. Клюско, В. Е. Триодин и др.

Данные авторы обращаются к морфологии и выявляют, что КДД вбирает в себя понятия «досуг» и «культура». Для полной характеристики исследуемого понятия необходимо проанализировать три дефиниции: «культура», «досуг», «деятельность».

Понятие «культура» многозначно, имеет множество трактовок в отечественных и зарубежных науках.

В. И. Даль определяет культуру как обработку, уход, возделывание; образование, умственное и нравственное [1, с. 217]. С. И. Ожегов рассматривает исследуемое понятие как совокупность общественных, производственных, духовных достижений людей [2, с. 314].

При рассмотрении «культурно-досуговой деятельности» наиболее значима интерпретация понятия «культура» в трудах Л. Н. Коган. Ученый под словом «культура» понимает совокупность культурных ценностей и норм, а так же деятельности людей по их «распредмечиванию» и «опредмечиванию» [3, с. 159].

Как отмечает В. С. Русанова, культура - это «общефилософская категория, в которой выражены качественная определенность, технологичность, высокий уровень развитости и самоорганизации человеческого общества, творческих сил и способностей людей, их духовный потенциал» [4, с. 70]. Из чего следует, что культура синтезирует в себе материальные и духовные ценности не только отдельно взятого индивида, но и целого общества. Понятие культуры употребляется для характеристики

этапов развития и человека, и общества. Исходя из анализа понятия «культура» можно утверждать, что качество развития и самоорганизации любой сферы общества должны иметь культурные характеристики.

А. С. Кармин отмечает, что культура выступает не просто совокупностью продуктов человеческой деятельности. Культура - это мир смыслов, которые человек вкладывает в свои творения и действия, включая знания, ценности, регулятивы [5, с. 19].

Культура рассматривается В. Ф. Шаповаловым в трех аспектах: как ценность, как форма свободной самореализации личности и как творчество личности. Исходя из целей данного исследования, мы опираемся на последний аспект, поскольку развитие личности проявляется в активной деятельности. Отсюда выделим такие особенности культуры:

а) взаимодействие людей посредством общения;

б) творческая природа человека.

Необходимо отметить, что личность в процессе приобщения к культуре и социализации осваивает разнообразные виды деятельности. Когда человек выполняет определенные действия, он может конструировать предметный мир, для этого используя общение. В конструктивном общении, происходит развитие личности. Соответственно, развитие личности является содержанием культуры.

Анализ научных работ культурологов показал, что «культура» часто трактуется как уровень развития цивилизации, а «досуг» человека - центральным элементом культуры.

Однако стоит отметить, что не каждый досуг может быть культурным. Опираясь на деятельностную концепцию понимания культуры (М. С. Каган), мы определили, что «культурно-досуговая деятельность» непосредственно связана с ценностными ориентациями личности, направленными на создание социально-значимых материальных и духовных предметов культуры. Культуротворчество является процессом создания, освоения и приобщения личности к социально значимым ценностям культуры в свободное время, т. е. во время досуга.

Подробнее проанализируем понятие «досуг».

В современной научной литературе понятие «досуг» рассматривается в таких аспектах:

1) досуг как время, свободное от чего-либо;

2) досуг как пространство, сфера;

3) досуг как деятельность;

4) досуг как психическое переживание или состояние, в котором пребывает личность.

Важнейшим признаком досуга является его принадлежность к зоне свободного времени человека.

Организация досуга - это возможность личности деятельно воспользоваться своим свободным временем. С точки зрения социологической науки, досуг - это часть свободного времени, освобожденная от затрат на бытовые, физиологические нужды (трудовая, семейная деятельность, питание, сон).

Досуг организуется в зависимости от индивидуального выбора отдельно взятого человека и базируется на его свободном выборе.

В словаре-справочнике В. С. Русановой, досуг определен как «деятельность, выбираемая личностью в соответствии со своими склонностями, уровнем развития духовных запросов и интересов» [4, с. 29].

Понятие «досуг» исследовалось зарубежными учеными, которые считали данное понятие, как деятельность по повышению своей осведомленности о мире и культуре. С. де Грация досуг воспринимал с позиции развития личности. Другие ученые - Н. Миллер и Д. Робинсон - утверждали, что досуг имеет ценность для человека только в том случае, когда он проведен в условиях социально значимой деятельности.

Деятельностная сторона досуга представлена и в трудах отечественных ученых, таких как Ю. А. Стрельцов, А. Д. Жарков и В. М. Чижиков, Л. В. Устюжанина. Исследователи рассматривают досуг как деятельность личности в условиях свободного времени, направленную на саморазвитие и самосовершенствование.

Сущность досуга проявляется в деятельности человека. Подробнее рассмотрим понятие «деятельность».

Само понятие впервые появилось в немецкой классической философии в трудах Ф. Гегеля, К. Маркса. Но единого понимания относительно данного понятия у философов не было. «Деятельность» понималась как способ бытия, как отношение к миру, как процесс создания личностью условий для собственного существования и развития.

В других трудах известных ученых-философов М. С. Кагана, В. Г. Афанасьева деятельность является специфически человеческой формой активного отношения к миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование [6, с. 103].

В первой половине XX века (1920-1930 гг.) интенсивно разрабатывалась теория деятельности. Независимо друг от друга вели свои исследования в этой области С. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев. В их трудах много общего, так как оба ученых опирались на идеи К. Маркса и Л. С. Выготского, однако отдельные их положения значительно разнятся.

Так, Л. С. Выготский писал что, «творчество существует не только там, где оно создаёт великие исторические произведения, но и везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и воплощает что-либо новое» [7, с. 48]. Умение комбинировать старое в новом сочетании, он считал основой творчества. «Деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [7, с. 113].

Выдающийся психолог С. Л. Рубинштейн (1889-1960) предложил субъектно-деятельностную концепцию. Основной тезис «теории деятельности» заключается в том, что не сознание определяет деятельность, а деятельность сознание. Только в деятельности формируется и проявляет себя сознание человека, его психические процессы. В связи с этим выводом, С. Л. Рубинштейн выделил в теории главный принцип: «единство сознания и деятельности» [8, с. 535].

Другой взгляд на проблему имел ученый А. Н. Леонтьев, который развил идеи Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна. В работе «Деятельность. Сознание. Личность» исследователь утверждал, что деятельность в своей основе имеет постоянный характер. Деятельность, в формулировке А. Н. Леонтьева, это «система, имеющая свое строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие», «включенная в систему отношений общества» [9, с. 143].

А. Н. Леонтьев уточнил положения теории С. Л. Рубинштейна. Так, по убеждению ученого, деятельность - есть совокупность действий, объединенных определенным мотивом, тогда как в формулировке С. Л. Рубинштейна, это действие, направленное на достижение цели.

Труды К. Маркса, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, посвященные человеческой деятельности, являются основополагающими для современных исследований. В настоящее время существуют такие подходы для определения деятельности:

1) раскрывает субъект-объектные отношения между личностью и средой, т. е. между человеком и его деятельностью (С. Л. Рубинштейн), между людьми в процессе деятельности (Б. Г. Ананьев, Х. А. Абульханова-Славская);

2) раскрывает деятельность, в ядре которой - предметная деятельность (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Так же учеными рассматриваются мотив, цель, задачи деятельности. В. Д. Шадриков утверждает, что мотив стоит рассматривать в качестве стороны деятельности, А. Г. Асмолов и В. А. Петровский исследовали динамический характер деятельности.

Таким образом, опираясь на труды отечественных и зарубежных ученых, можно определить понятие «культурно-досуговая деятельность» как социально значимую деятельность, реализуемая в свободное от работы время, направленная на удовлетворение высших потребностей личности. Отсюда следует, что признаками досуга служат взаимосвязанные признаки, а именно: свободное время, социально значимая деятельность, саморазвитие и познавательная активность. Изучив признаки КДД, выделим функции исследуемого понятия.

Ряд выдающихся исследователей (Ю. А. Стрельцов и др.) в области досуга одинаково выделяют функции досуга: рекреационная, развивающая и развлекательная. А так же мы можем добавить дополнительные функции, выделяемые учеными:

1) функция общения;

2) функция просвещения;

3) рекреационно-оздоровительная;

4) функция приобщения к творческой деятельности.

Необходимо отметить, что не каждая досуговая деятельность является конструктивной и направленной на творчество и созидание. В основе каждого социального явления находится культура. Можно сделать вывод, что досуговая деятельность обогащается ценностными установками личности. Соответственно, культурно-досуговая деятельность тесно связана с аксиологической интерпретацией культуры. Данный процесс можно считать культуротворческим, поскольку человек, участвуя в культурно-досуговой деятельности, приобщается к культуре ценностей, активизирует свою творческую активности и формирует пути собственного развития.

Профессор В. С. Русанова так определяет культурно-досуговую деятельность - «это социально-культурологический процесс, способствующий свободному духовному и физическому совершенствованию личности на основе самодеятельного творчества, освоения ценностей культуры, общественно значимого общения, разумного и полноценного отдыха» [4, с. 65].

Культура досуга понимается как интегральное качество, отражающее потребность и умение индивида творчески, социально значимо реализовывать в условиях свободного времени собственные сущностные силы.

Таким образом, культурно-досуговая деятельность - это процесс приобщения личности к культурным ценностям, осуществляемый в свободное время посредством саморазвития.

Список литературы

1. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка // В. И. Даль: Жизнь и творчество: Биобиблиогр. указ. / Рос. гос. б-ка. НИО библиографии ; сост. О. Г. Горбачева; ред. Т. Я. Брискман; библиогр. ред. Е. А. Акимова. - Москва : Пашков Дом, 2004. - 136 с.

2. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцов. - Москва : ОНИКС-ЛИТ ; Мир и Образование, 2012. -1376 с.

3. Коган, Л. Н. Цель и смысл жизни человека / Л. Н. Коган. - Москва : Мысль, 1984. - 252 с.

4. Словарь-справочник для специальности 071401 - «Социально-культурная деятельность» / авт.-сост. В. С. Русанова. - Челябинск : Изд-во ЧГАКИ, 2009. - 176 с.

5. Кармин, А. С. Культурология / А. С. Кармин. - Санкт-Петербург : Лань, 2001. - 832 с.

6. Каган, М. С. Философская теория ценностей / М. С. Каган. - Санкт-Петербург : Петрополис, 1997. -206 с.

7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред., послеслов. В. В. Давыдова. - Москва : Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.

8. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : в 2 т / С. Л. Рубинштейн; АПН СССР. - Москва : Педагогика, 1989. - Т. 2. - 322 с.

9. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - Москва : Политиздат, 1975. -304 с.

УДК 364.044.4(430+4710+530)

Л. А. Николаева

Челябинский государственный институт культуры,

Челябинск, Россия

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГЕРМАНИИ, ЯПОНИИ, РОССИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

В статье приведен сравнительный анализ развития социальной работы в Германии, Японии и России. На основе анализа автор подчеркивает, что в современных условиях развитие социальной работы в России невозможно без социально ориентированного государства, успешно адаптированного к тенденциям мирового развития.

Ключевые слова: социальная работа, социальная политика, благотворительность, финансирование социальной сферы, реформирование системы социальной защиты.

L. А. Nikolaeva Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russia

THE MAJOR TRENDS OF THE SOCIAL WORK DEVELOPMENT IN GERMANY, JAPAN, RUSSIA: COMPARATIVE ANALYSIS

The paper presents a comparative analysis of the development of social work in Germany, Japan and Russia. Based on the analysis the author emphasizes that in the current conditions, the development of social work in Russia is impossible without the socially oriented state, successfully adapted to the trends of world development.

Keywords: social work, social policy, charity, social spending, reform the social security system.

Социальная работа как профессиональная деятельность, как наука в России появилась в 1991 г., но это не означает, что социальной работы как таковой до этого времени не было. Такого рода деятельность существовала в рамках социального обеспечения, педагогической работы, медико-реабилитационной работы, т. е. здесь уместно говорить о группах населения, социальные проблемы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.