Научная статья на тему 'Анализ предпочтений студентов гуманитарного вуза в сфере организации культурно-досуговой деятельности'

Анализ предпочтений студентов гуманитарного вуза в сфере организации культурно-досуговой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1501
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ / SELF-ORGANIZATION / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES / ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНСТИ / FORMS OF CULTURAL AND LEISURE DEYATELNSTI

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Выпирайло Г. А.

В статье дан теоретический анализ проблем организации культурно-досуговой деятельности современных студентов и приведены результаты эмпирического исследования предпочтений и потребностей студентов в сфере организации досуга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a theoretical analysis of the problems of organization of cultural-recreative activitiy of today’s students and the results of empirical research of the preferences and needs of students in the field of leisure.

Текст научной работы на тему «Анализ предпочтений студентов гуманитарного вуза в сфере организации культурно-досуговой деятельности»

Раздел V. Культурно-досуговая деятельность

УДК 316.7 ББК 77.04

Г.А. Вымирай, к)

АНАЛИЗ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье дан теоретический анализ проблем организации культурно-досуговой деятельности современных студентов и приведены результаты эмпирического исследования предпочтений и потребностей студентов в сфере организации досуга.

Ключевые слова: самоорганизация, культурно-досуговая деятельность, формы проведения культурно-досуговой деятельнсти.

ANALYSIS OF STUDENTS 'PREFERENCES IN HUMANITARIAN UNIVERSITY IN THE ORGANIZATION OF CULTURAL-RECREATIONAL ACCTIVITY

G.A. Vypiraylo

Annotation. The article presents a theoretical analysis of the problems of organization of cultural-recreative activitiy of today's students and the results of empirical research of the preferences and needs of students in the field of leisure.

Key word: self-organization, cultural and leisure activities , forms of cultural and leisure deya-

telnsti

Проблема самоорганизации молодыми людьми культурно-досуговой деятельности приобретает особую актуальность в связи с необходимостью противодействия современным тенденциям вестернизации сознания юношества, распространения идеалов общества потребления, преимущественной ориентации многих молодых людей на развлечения, отдых, бессодержательное времяпрепровождение [5, 8].

Культурно-досуговая деятельность представляет собой активное использование субъектом свободного времени для реализации потребностей в общении, творчестве, общекультурном развитии личности, укреплении физического и душевного здоровья, а также в отдыхе и развлечениях. Е. А. Бинеева [2] предлагает классификацию форм досуговой деятельности по критерию содержания. Выделяются следующие виды досуга: творчество, общественная деятельность, спорт, потребление культурно-досуговых услуг дома, общение, путешествия, хобби, потребление услуг индустрии досуга вне дома, саморазвитие и самообразование, игровые формы досуга, антисоциальные занятия, пассивное времяпрепровождение.

В числе функций культурно-досуговой деятельности выделяются развивающая (развитие интеллекта, духовной культуры), компенсаторная (реализация творческого потенциала, который не проявился в профессиональной и других значимых сферах), рекреативная (отдых, разрядка), коммуникативная (неформальное общение), социализирующая (усвоение системы общественных отношений), гедонистическая (удовольствие), воспитательная, функция сопереживания, сотворчества [1, 13, 15]. А. Р. Зайнутдинова [10] приводит типологию мотивов досуговой деятельности, вычленяя следующие мотивы: информационно-познавательный (обращение к чтению, просмотр телепередач, получение информации из сети Интернет), развлекательный (отдых, развлечения), престижно-конформистский (занятия, диктуемые модой, социальной средой), компенсаторный (компенсация неудач в других видов деятельности или прерывание монотонности жизни).

Содержание и характер культурно-досуговой деятельности обусловлены потребностями, которые субъект реализует в ней [1, 2, 4, 7, 9, 10, 11, 15 и др.]. Низкий уровень досуговых интересов юношества выступает одним из ведущих факторов, ограничивающих сферы реализации разных видов культурно-досуговой деятельности (эстетической, спортивной, информационно-познавательной, творческой, общественно-полезной) [11]. Детерминантами форм и видов куль-турно-досуговой деятельности молодежи выступают потребность следования модным 225пии225нениям, социальные и финансовые возможности молодого человека, региональные факторы (например, наличие театров, культурно-досуговых центров, спортивных секций интересующего профиля и др.), национальные и семейные традиции [3].

Проблемы организации культурно-досуговой деятельности современного студенчества изучались Е. А. Бинеевой [2], Е. Н. Борисенко и Г. А. Ждановой [3], Н. Г. Гончаровой [4], М. С. Либеровой [12], О. Н. Соловьевой [14], А. В. Фатовым [16]. Исследователи подчеркивают преобладание в культурно-досуговой деятельности студенчества домашних форм досуга, ориента-ций на развлечения, спорт, самообразование, Интернет-общение, самодеятельные любительские занятия. По данным Е. Н. Борисенко и Г. А. Ждановой [3], к непопулярным формам досуга относится общение с искусством (посещение театров, концертов классической музыки, художественных выставок), туризм и путешествия. В числе тревожных симптомов выделяется развитие форм досуговой деятельности, связанных с компьютером, и тенденция к замене реального общения виртуальным.

А. В. Фатов [16] констатирует недостаточную готовность современных студентов к осознанному выбору и самоорганизации видов культурно-досуговой деятельности, которые способствовали бы полноценному развитию личности. Автор отмечает также недостатки работы вузов по организации культурно-досуговой деятельности, связанные с ориентацией на развлекательные мероприятия или перенесение в сферу досуга методов и форм учебной работы. О. И. Ефремова [6] считает целесообразным уже на этапе школьного образования, привлекая педагогов-тьюторов, формировать у молодых людей навыки самоорганизации культурно-досуговой деятельности, а также включать старшеклассников в тьюторскую работу с младшими товарищами, где они, в частности, выступали бы организаторами разных форм досуга детей и подростков.

М. С. Либерова [12] подчеркивает динамичность развития предпочтений современного студенчества в сфере досуга, связанных с формированием новых видов досуговой практики (обновление компьютерных игр, фитнес-культура, шопинг и др.) и с новым содержательным 226пии226нениием привычных форм проведения досуга (например, чтение периодики, просмотр телепередач). Негативные изменения в структуре досуговой деятельности студентов и соответственно - в ограничении круга предпочтений - обусловлены коммерциализацией досуговых услуг, сокращением числа бесплатных форм проведения досуга, ростом платы за организацию интересующих молодых людей форм досуга. В числе негативных тенденций, характеризующих снижение уровня культурно-досуговых предпочтений студенчества, автор отмечает потерю приоритетов творчества и духовно-нравственного развития, обусловившую направленность на потребительскую активность, развлечения и удовольствия, а иногда - на асоциальные формы досуга (алкоголь, наркотики).

В исследовании Н. Г. Гончаровой [4] отмечено, что ориентация на домашние формы проведения досуга обусловлена не только пассивностью молодых людей, но, прежде всего, депривиро-ванностью доступа к платным услугам в сфере культурного досуга. Автор отмечает зависимость между материальным положением студента и направленностью на активные формы проведения досуга, возрастание потребности в активных формах по мере роста благосостояния. В условиях социального кризиса, как показывает автор, сдерживается процесс социализации молодых людей, ограничиваются их возможности проведения досуга в соответствии с потребностями и предпочтениями, в результате чего в их досуговой деятельности отмечается инфантилизм. Незначительны развивающая и творческая направленность досуговой деятельности современных студентов.

Мы предполагаем, что, несмотря на ряд указанных выше негативных тенденций, потребности и предпочтения студенческой молодежи в сфере культурно-досуговой деятельности в значительной мере отражают ориентацию на расширение кругозора, интеллектуальное и эстетическое развитие, общественно-полезный труд. В последние годы в России в связи с усложнением международной обстановки, углублением экономического кризиса произошли социальные перемены, обусловившие рост патриотического сознания и более ответственное отношение молодых людей к проектированию будущей жизни. Эти изменения могли проявиться, в частности, в сфере культур-но-досуговой деятельности студенчества как передового отряда современной молодежи.

Для проверки данной гипотезы мы разработали методику письменного опроса студентов факультета психологии и социальной педагогики Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)», направленного на выявление предпочтений форм проведения досуга студентами. Мы предложили респондентам список из 30 видов досуговой деятельности и дополнительно включили пункт «другое» (список из 30 пунктов студенты могли дополнить, указав другие варианты проведения досуга). Мы полагали, что инициативное указание студентами определенных форм досуговой деятельности (помимо традиционно упоминаемых) будет отражать их особое значение в жизни студента. Была дана следующая инструкция: «Оцените в баллах от 0 до 10 степень предпочтения Вами разных форм проведения досуга. Оценки будут свидетельствовать о том, насколько Вы испытываете потребность в той или иной форме досуговой деятельности. Рядом с оценкой отметьте знаком «+» или «-», указав, используете ли Вы на практике данную форму проведения досуга».

Нами было опрошено 50 студентов очной формы обучения факультета психологии и социальной педагогики Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиала ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)»). В результате опроса была выявлена общая картина, которая в целом соответствует 227пиисанным разными авторами тенденциям предпочтения студентами пассивных и «домашних» видов отдыха. Некоторые показатели, отражающие предпочтения студентов, приведены в таблице 1.

Из таблицы видно, что более высокие средние оценки того или иного вида досуговой деятельности чаще всего совпадают с частотой выделения студентами данного вида досуга как реально присутствующего в их жизни. Чаще всего досуг студентов предполагает общение с членами семьи и с друзьями (пункты 3, 13, 29, 30). Наиболее типичные формы домашнего отдыха (наряду с общением с семьей и друзьями) - просмотр телепередач, изучение Интернет-сайтов, общение в социальных сетях, прослушивание музыки. В результате опроса выяснилось, что компьютерные игры иногда занимают досуг только 36% студентов, при этом рейтинг этого вида занятий был невысоким (средний балл 1,88 из 10 баллов). 56 % опрошенных студентов занимаются дома художественным (вышивание, рисование и др.) или литературным творчеством. Оказалась более высокой доля студентов, предпочитающих домашние занятия физкультуре и спорту с посещением спортплощадок, фитнесклубов, хотя доля посетителей тренажерных залов также достаточно велика (34%). В спортивных секциях занимаются 20% студентов, в художественных (вокал, танцы, рисование) - 18%.

Таблица 1.

Показатели предпочтений студентами разных видов досуговой деятельности

№ п\п Виды досуговой деятельности Средний балл Частота практической реализации (%)

1. Просмотр телепередач, видеофильмов 6,14 96

2. Чтение книг, журналов 6,00 84

3. Общение с членами семьи 6,60 100

4. Компьютерные игры 1,88 36

5. Изучение Интернет-сайтов 4,76 90

6. Общение в социальных сетях 5,06 90

7. Прослушивание музыки 5,12 82

8. Вязание, шитье, вышивание (дома) 2,34 36

9. Рисование, лепка, выжигание, выпиливание и др. (дома) 2,40 36

10. Литературное творчество 3,48 32

11. Физкультура и спорт (дома) 3,33 44

12. Уход за домашними животными 3,22 62

13. Общение с гостями (друзья) 5,88 96

14. Посещение кафе, баров 4,04 66

15. Посещение дискотек 2,10 22

16. Посещение кинотеатров 5,20 76

17. Посещение театров 5,40 76

18. Посещение концертных залов 4,16 60

19. Занятия в спортивных секциях 2,82 20

20. Занятия в художественных секциях (вокал, танцы, рисование и др.) 3,14 18

21. Самостоятельные занятия спортом вне дома (бассейн, каток, спортплощадки) 2,40 20

22. Посещение тренажерных залов, фитнес-центров 2,94 34

23. Участие в массовых праздниках, гуляньях 3,88 74

24. Посещение библиотек, читальных залов 3,88 56

25. Участие в работе клубов по интересам в культурно-досуговых центрах 4,54 34

26. Посещение факультативов, кружков, дополнительных занятий в в вузе 4,82 68

27. Работа на даче, приусадебном участке 2,38 36

28. Участие в деятельности общественных организаций, 4,54 36

политических партий

29. Прогулки со сверстниками 5,68 96

30. Посещение друзей в качестве гостя 7,62 96

31. Другое: 7,77 48

общественно-полезный труд 6,44 18

дневной сон, бездеятельность 8,17 12

заработок в свободное время 7,33 6

шопинг 9,00 4

самосовершенствование 10,00 2

путешествия 10,00 2

встречи с интересными людьми 10,00 2

дизайн квартиры 10,00 2

Проведенное нами исследование не подтвердило данные Е. Н. Борисенко и Г. А. Ждановой [3] о непопулярности среди студентов форм проведения досуга, приобщающих молодых людей к искусству. Так, посещение кинотеатров отметили 76% респондентов, как и посещение театров, посещение концертных залов - 60%; средние баллы по этим видам культурно-досуговой деятельности составили соответственно 5,20; 5,40; 4,16 при максимально возможной оценке 10 баллов. Например, можно отметить, что посещение театра привлекает студентов больше, чем общение в социальных сетях.

Многие студенты проявляют интерес к организованным извне видам интеллектуальной деятельности: так, 68% респондентов посещают в вузе факультативы, кружки, дополнительные занятия. 34% респондентов участвуют в работе клубов по интересам при культурно-досуговых центрах, 36% принимают участие в работе общественных организаций.

Интересно, что около половины опрошенных (48%) отметили дополнительно некоторые формы проведения досуга, которые они регулярно практикуют. Чаще всего дополнительно отмечалось предпочтение общественно-полезного труда (18%). Реже отмечали потребность в дневном сне и бездеятельности (12%), использовании свободного времени для заработка (6%), шопинга (4%), саморазвития, путешествий, встреч с интересными людьми (по 2%), дизайна жилища (2%).

Посещение кафе и баров студенты отмечали часто (66%), но средний балл привлекательности этого вида досуга не очень высок (4,04), а посещение дискотек отмечалось втрое реже (22%) с существенно более низким средним баллом (2,10).

Обращает на себя внимание тот факт, что большая часть опрошенных студентов (56%) отметили по одному или нескольким пунктам свои нереализованные потребности. Они оценили в баллах (иногда довольно высоко - оценками 8-10 баллов) степень предпочтения тех или иных видов культурно-досуговой деятельности, которые лично они не практикуют). Например, в числе таких нереализаванных потребностей респонденты называли посещение фитнес-клубов, самостоятельное посещение бассейна, спортивных площадок, катка, занятия в художественных секциях , посещение театров, конрертных залов, библиотек, участие в массовых праздниках и гуляньях, участие в деятельности общественных организаций и политических партий, в работе клубов по интересам. По-видимому, в этих случаях имеет место выжидательная позиция молодых людей: пойду в секцию или в библиотеку (в театр, на концерт, на выставку и т.п.), если кто-нибудь пригласит, за компанию, или если посещение досуговых центров будет кем-либо организовано (например, культпоход в театр, коллективное посещение музея).

Результаты опроса были обработаны нами с помощью факторного анализа (компьютерная программа SPSS 17,0, метод главных компонентов, варимакс-вращение с нормализацией Кайзера). В ходе факторного анализа было выявлено 7 основных факторов, интерпретация которых позволяет охарактеризовать ведущие группы досуговых занятий студенческой молодежи.

Были выявлены следующие факторы: фактор 1 - организованная извне (учреждениями культуры и спорта) или самостоятельная художественная и спортивная деятельность (наибольшие факторный вес обнаружили пункты 22, 21, 19, 11, 8, 20, 10, 18);

фактор 2 - пассивный отдых и неформальное общение (наибольший факторный вес у пунктов 1, 3, 31 - сон и бездеятельность, 29, 13, 18, 16);

фактор 3 - потребление благ индустрии отдыха и развлечений (наибольший вес пунктов 14, 15, 16, 23);

фактор 4 - деятельность интеллектуального и культурного саморазвития (пункты 25, 26, 28, 20, 10, 31 - общественно-полезный труд, 17, 24); фактор 5 - домашний отдых (пункты 12, 2, 5, 7); фактор 6 - хождение в гости (пункт 30);

фактор 7 - читательская активность и общение (пункты 2, 5, 6, 24).

Порядок следования факторов отражает частоту их реализации и значимость для студенческой молодежи: наиболее характерен фактор 1, далее - по убывающей.

В качестве положительных тенденций, выявленных в ходе опроса, можно выделить ориентацию многих студентов на творчество (литературное, художественное), спортивные занятия, интеллектуальное саморазвитие, общение с искусством, общественно-полезную деятельность. В проведенном исследовании не подтвердились мнения некоторых исследователей о выраженной ориентации современных молодых людей на занятие компьютерными играми, посещение дискотек, об увлечении шопингом.

Негативной тенденцией в культурно-досуговой деятельности студентов является преобладание пассивных ее форм, ожидание инициативы от культурно-досуговых центров, вуза, общественных организаций. Сами студенты зачастую не умеют самостоятельно организовать свой досуг, не проявляют инициативы и настойчивости в своей умственной пытливости и удовлетворении эстетических запросов. Многие студенты оценивали тот или иной вид досуга как предпочтительный и при этом отмечали, что в их жизни отсутствует практическая реализация данного вида до-суговой деятельности.

Проведенное исследование показало, что современные студенты преимущественно ориентированы на домашние и пассивные виды отдыха, но готовы с интересом и благодарностью воспринять любую помощь в организации содержательных видов культурно-досуговой деятельности, направленных на интеллектуальное и эстетическое развитие личности. Необходимо активизировать воспитательную работу вуза по привлечению широких масс студенчества к участию в общественно-полезной деятельности (волонтерской, экологической, лекционно-просветительской, агитационной, эстетической и т.д.) и обучение студентов самоорганизации культурно-досуговой деятельности, в частности - через привлечение их к организации досуга детей и подростков.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Акимова, JI.A. Социология досуга: учеб. пособие / Л.А. Акимова. -М.: МГУКИ, 2003. - 123 с.

2. Бинеева, Е.А. Особенности досуговой деятельности современной студенческой молодежи (на примере тюменских вузов): автореферат дис. ... канд. соц. наук: 22.00. / Е.А. Бинеева. - Тюмень, 2012. - 24 с.

3. Борисенко, Е.Н. Формирование культурно-досуговой компетентности студентов технического вуза / Е.Н.Борисенко, Г.А.Жданова. - URL: http://www.sworldxom.ua/index.php/uk/pedagogy-psychology-and-sociology/theory-and-methods-of-studying-education-and-training/2354-borisenko-en-zhdanova-ga (дата обращения: 20.11.2015)

4. Гончарова, Н.Г. Трансформация досуговой деятельности современной российской студенческой молодежи: дисс. ... канд. соц. наук: 22.00.04 / Н.Г.Гончарова. - Новочеркасск, 2009. - 165 с.

5. Ефремова, О.И. Анализ особенностей молодежного арго как носителя изменений в сознании молодежи / О.И. Ефремова // Материалы научно-практической конференции «Противодействие идеологии экстремизма и терроризма в рамках реализации государственной молодежной политики», Ростов-на-Дону. 12-14 октября 2009 года. - М.: Кредо, 2009. - С. 259-264.

6. Ефремова, О.И. Модель тьюторской поддержки учащихся/ О.И.Ефремова // Воспитание школьников. -2010. - № 1.- С. 21-26.

7. Ефремова, О.И. Психология профессиональной деятельности и личности учителя: учебное пособие для сдудентов вузов, обучающихся по специальности 050706.65. / О.И.Ефремова / под ред. Е.В.Казанцевой. -Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та имени А.П.Чехова, 2012. -300 с.

8. Ефремова, О.И. Психологические аспекты проявления чувства патриотизма у современной студенческой молодежи // Концепт. - Спецвып. № S04. - C.75074. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75074.htm (дата обращения: 20.11.2015)

9. Жегульская, Ю.В. Социально-педагогическая адаптация студентов вуза культуры и искусства средствами культурно-досуговой деятельности: дисс. ... канд пед. наук: 13.00. / Ю.В.Жегульская. - Кемерово, 2014. -225 с.

10. Зайнутдинова, А.Р. Современные тенденции формирования досуговых интересов молодёжи в условиях трансформации общества/ А.Р. Зайнутдинова // Вестник Тамбовского университета. - 2010. - №. 8 (88). -С. 66. -70.

11. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: учебник. / Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников. - М.: МГУКИ, 2004 . - 539 с.

12. Либерова, М.С. Изменение форм досуга молодежи российской провинции: социологический анализ: дисс. ... канд. соц. наук: 22.00.04 / М.С.Либерова. - М., 2010. - 225 с.

13. Рыбакова, Н.В. Формирование эстетического сознания в сфере досуга / Н.В. Рыбакова // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2008. - №1 (7). - С.159-161.

14. Соловьева, О. Н. Деятельность учреждений культуры как фактор формирования современного молодежного досуга/ О.Н. Соловьева // Приоритетные технологии и практические реалии социально-культурной деятельности: сб. научных трудов по материалам межрегиональной научно-практической конференции (декабрь 2006). Вып. 3. - Белгород, 2006. - С. 48-49.

15. Стрельцов,Ю.А.Социальная педагогика досуга: учеб. пособие /Ю.Г.Стрельцов.-М. МГУКИ., 1996. - 128 с.

16. Фатов, А.В. Социальное воспитание студенческой молодежи в культурно-досуговой деятельности: авто-реф. канд. дисс.: по 13.00.05 /А.А.Фатов. - М., 2007. - 25 с.

УДК 374 ББК 77

А. В. Макаров

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В УСЛОВИЯХ ВУЗА

Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению проблемы организации социально-культурной деятельности в условиях вуза.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, вуз, студенчество, формы, средства, методы и технологии социально-культурной деятельности, студенческое самоуправление.

A. V. Makarov

ON THE ORGANIZATION OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES IN CONDITIONS OF HIGH SCHOOL

Abstract. This article is devoted to the problems of organizing social and cultural activities in the conditions of high school .

Key word: socio- cultural activities , university students, forms, tools , methods and techniques of social and cultural activities , student government .

В настоящее время компетентностный подход ориентирует всех участников образовательного процесса на создание педагогической среды, включенной в процесс развития корпоративной культуры вуза. Ключевой фигурой этого процесса является личность студента как ответственного субъекта собственного развития, который, согласно стандартам ФГОС-3, в процессе обучения в области воспитания личности развивает в себе такие социально-личностные качества, как целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность, коммуникативность, толерантность, креативность и др. [7].

Важнейшей составляющей теоретико-методологической основы данного исследования являются концепции социально-культурной деятельности, разработанные отечественными учеными А.И. Арнольдовым, Е.И. Григорьевой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильниковым, А.В. Соколовым, В.В. Туевым и др. В работах Л.А. Акимовой, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, Е.Л. Кудриной, Р.А. Литвак, В.Д. Пономарева, В.М. Рябкова, В.С. Садовской, Ю.А. Стрельцова, Б.А. Титова, Н.Н. Ярошенко и других авторов анализируются возможности культурно-досуговой деятельности в образовании и воспитании личности.

Понятие «социально-культурная деятельность» (СКД) в условиях вуза рассматривается в рамках ряда методологических подходов — таких, как: 1) системный подход (В.Г. Афанасьев, Э.Г. Юдин, И.В. Блауберг и др.).; 2)социокультурный подход (А.С. Ахиезер, Е.И. Григорьева, М.С. Каган, К. Ясперс и др.); 3) креативно-деятельностный (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская и др.); 4) личностно-ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.).

Е.В. Ивченко СКД изучает в следующем логическом ряду: «развитие» - «деятельность» -«социально-культурная деятельность» («досуг») - «творческая деятельность» - «активность» -«молодежь» [5]. Вслед за Е.В. Ивченко считаем, что сущность понятия «социально-культурная деятельность» может быть определена следующим образом:

1) СКД как деятельность по выявлению, сохранению, формированию, распространению и освоению культурных ценностей (Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников);

2) деятельность, обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами, общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры (М.А. Ариарский);

3) СКД как культурная деятельность социальных субъектов по: а) созданию культурных ценностей (творчеству); б) развитию способностей индивидов и обслуживанию их творческой деятельности; в) коммуникации, т.е. распространению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей (А.В. Соколов);

4) СКД как совокупность отношений, занятий, осуществляемых специфическими формами, методами и средствами на основе интересов, проявляемых личностью в культурной жизни, взаимодействия и общения людей в их свободное время (А.С. Ковальчук) [5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.